ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА СОКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 11.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА СОКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Состояние рынка соков России, тенденции и перспективы его развития 5
1.2 Классификация и характеристика ассортимента плодовых соков 8
1.3 Химический состав и пищевая ценность соков 14
1.4 Факторы, формирующие ассортимент и качество соков 18
1.5 Показатели качества соков 20
1.6 Факторы, сохраняющие качество соков. Дефекты соков 22
1.7 Способы фальсификации соков и методы ее обнаружения 26
2. АССОРТИМЕНТ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОКОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ «ВЫСШАЯ ЛИГА» 31
2.1 Характеристика ассортимента сока, реализуемого в магазине «Высшая Лига» 31
2.2 Характеристика объектов и методов исследования 33
2.3 Оценка качества упаковки и информации на маркировке соков, реализуемых в магазине «Высшая Лига» 34
2.4 Оценка качества сока, реализуемого в магазине "Высшая Лига" 36
2.5 Сравнительная характеристика потребительских свойств соков в магазине "Высшая Лига" 38
3. Организация продажи соков в магазине "Высшая Лига" 40
3.1 Экономическая характеристика магазина «Высшая Лига» 40
3.2 Хозяйственные связи с поставщиками по поставкам соков 49
3.3 Приемка и хранение соков в магазине "Высшая Лига" 50
3.4 Продажа соков в магазине "Высшая Лига" 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
руб.289,0353,4+64,4+22,3Себестоимость проданных товаровМлн. руб.226,1272,6+46,5+20,6ПрибыльМлн. руб.62,980,8+17,9+28,5Рентабельность продаж%21,822,9+1,1+5,0На основании данных, приведенных в таблице 3.1, можно сделать следующие выводы.Количество торговых точек в исследуемый период увеличилось и составляет 137 шт. А вот по численности обслуживаемого населения наблюдается отрицательная динамика: если в 2018 г. этот показатель был равен 28,2 тыс. человек, то в 2019 г. от снизился до 26,5 тыс. чел. (темп снижения составил 6%). Это говорит о том, что магазин снизил свою долю рынка, что конкуренты в этот период действовали более активно и стратегически более грамотно. Кроме того, уменьшение численности обслуживаемого населения свидетельствует о ухудшении отношений покупателей.Розничный товарооборот вырос с 289 млн. руб. (2018 г.) до353,4 млн. руб. (2019 г.). Темп роста составил 22,3%. Это, несомненно, положительный аспект.Себестоимость проданных товаров в 2019 г. составила 272,6 млн. руб., что на 46,5 млн. руб. (на 20,6%) выше показателя 2018 г. Поскольку темп прироста себестоимости меньше темпа прироста валовой выручки, то отмечен рост прибыли от продаж: в 2019 г. этот показатель составил 80,8 млн. руб., что на 28,5% больше показателя 2018 г. Таким образом, соблюдено одно из важнейших условий экономической деятельности общества - безубыточность. Сам факт наличия прибыли свидетельствует о том, что общество имеет резервы для дальнейшего развития.В экономике важнейшим показателем эффективности деятельности любого предприятия, организации является рентабельность деятельности.Рентабельность торговой деятельности магазина "Высшая Лига" повысилась с 21,8% (2018 г.) до 22,9% (2019 г.).Проведем анализ объема продаж. (таблица 3.2)Таблица 3.2 - анализ объема продаж в магазине "Высшая Лига"ПоказательЕд. измер.2018 г.2019 г.Отклонение абсолютное +/-Торговые точкиШт.100137+37Численность обслуживаемого населенияТыс. чел.28,226,5-1,7Объемы продажМлн. руб.289,0353,4+64,4Выполнение плана%102,7103,4+0,7Продано товаров на одного покупателяТыс. руб.10,213,3+3,1Проанализируем динамику объема продаж.В исследуемый период отмечается рост объема продаж на 64,4 млн. руб. При этом наблюдается положительная динамика в выполнении планов: в 2018 г. план был выполнен на 102,7%, а в 2019 г. на 103,4%. Следовательно, можно отметить, что планирование осуществляется на основании анализа реальных возможностей магазина. Составители плана представляют конъюнктуру рынка и динамику рыночного спроса на текущий момент и в перспективе.Отмечается рост объема продаж на одного покупателя: в 2019 г. этот показатель составил 13,3 тыс. руб., что на 3,1 тыс. руб. больше показателя 2018 г. Поскольку все показатели приводятся в сопоставимых ценах, то можно говорить, что данный рост обусловлен повышением покупательской способности населения.На фоне этого еще более негативной выглядит отрицательная динамика по численности обслуживаемого населения: этот показатель составил в 2010 г. 26,5 тыс. человек, что на 1,7 тыс. руб. меньше показателя базисного периода. Покупательская способность населения растет, а отношение покупателей ухудшается, за счет чего магазин теряет долю рынка, что приводит к недополучению прибыли.Доля рынка магазина "Высшая Лига" по объему реализуемой продукции (по выручке) увеличилась в 2019 г. в абсолютном выражении на 1% и составила 24,1%.На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что доля магазина "Высшая Лига" по количеству обслуживаемого населения уменьшилась с 34,3% до 32,7% от общей емкости рынка (в абсолютном выражении потеряно 1,6% покупателей).Можно сказать, что на единицу обслуживаемого населения магазин работает прибыльнее, нежели конкуренты, поскольку получает больше прибыли с покупок одного человека. Однако по численности обслуживаемого населения показатель хуже. Необходимо разработать маркетинговую программу по расширению доли рынка по количеству обслуживаемого населения, таким образом, рентабельность продаж магазина заметно возрастет.Важнейшим этапом анализа объема продаж (оборота розничной торговли) является изучение оборота по отдельным товарным группам. Этот вид анализа очень важен для определения динамики отношения покупателей.Та часть ассортимента, которая удовлетворяет сформировавшийся спрос покупателей по объему, структуре, цене и прочим факторам, переходит в сферу потребления и представляет собой товарооборот.Товарооборот является одним из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия, так как от него в конечном счете зависит величина валового дохода и прибыли. Кроме того, товарооборот характеризует величину реализованного спроса и является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Анализ товарной структуры оборота дает возможность выявить тенденции, происходящие в потреблении товаров, создает экономически обоснованную базу для разработки планов по объему продаж по отдельным группам товаров.Количество товарных групп в такой организации, как «Высшая Лига», очень велико - 35 наименований групп продовольственных товаров и 48 наименований групп непродовольственных товаров. Поскольку объем работы ограничен, проведем анализ товарооборота по укрупненным (видовым) группам только продовольственных товаров, поскольку на долю продовольственных товаров приходится 79% общего объема продаж магазина, а на долю непродовольственных - только 21%.Проанализируем, какую долю в общем объеме продаж занимают продажи по различным укрупненным (видовым) группам продовольственных товаров. (Таблица 3.3)Доли товарных групп в общем объеме продаж продовольственных товаров "Высшая Лига" в 2019 г.Товарная группаОбъем продаж, млн. руб.Доля, %Бакалея и хлеб8,63Овощи и фрукты14,35Рыба17,26Мясо и птица63,122Колбасные изделия51,618Полуфабрикаты51,618Напитки алкогольные20,17Напитки безалкогольные8,63Молочные продукты25,89Кондитерские изделия25,79Итого286,6100Таблица 3.3 - Доли товарных групп в общем объеме продаж продовольственных товаров магазина "Высшая Лига" в 2019 г.Таблица 3.4 - Доли товарных групп в объеме продаж, %Товарная группа2018 г.2019 г.Рост(^) или снижениеСредняя доля в целом за периодБакалея и хлеб33Без изм.3Овощи и фрукты45Без изм.4,8Рыба76˅9Мясо и птица2022˄19Колбасные изделия1718˄16,6Полуфабрикаты1618˄9,8Напитки алкогольные97˅12,4Напитки безалкогольные43˅4,9Молочные продукты119˅13Кондитерские изделия99˄7,5Из таблицы 3.4 видим, что за период 2018-2019 гг. в общем объеме продаж увеличились доли таких групп, как мясо и птица, колбасные изделия, полуфабрикаты и кондитерские изделия. Стабильной оставалась доля таких групп, как бакалея и хлеб, и овощи и фрукты.Зато отмечено снижение долей таких групп, как напитки (алкогольные и безалкогольные), молочные продукты и рыба. Необходимо провести исследование причин, повлекших ухудшение отношения покупателей и снижение объемов продаж по данным группам и исследование рынка для каждой товарной группы. Это станет основой разработки программы повышения объемов продаж по указанным товарным группам.3.2 Хозяйственные связи с поставщиками по поставкам соковВ магазине «высшая Лига» организацией хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов занимается отдел закупок, деятельность которого координируется генеральным директором.Хозяйственные связи между партнерами считаются установленными при заключении договора (контракта). Однако, этому предшествует длительная работа отдела закупок магазина по различным направлениям.Таким образом, анализ состояния и развития хозяйственных связей по закупке продукции на магазин показал, что работой по организации хозяйственных связей занимается отдел закупок, деятельность которого, однако не ориентирована в должной мере на принципы маркетинга. В частности, не отлажена система выбора поставщиков; нет специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и закупаемой продукции; основной задачей которого должно являться снижение затрат на материальные ресурсы; повышения их качества благодаря смене поставщиков, концентрации объема закупок.Основными поставщиками "Высшая Лига" являются: ООО "Космол", ООО "Фортуна", ООО "Костромской хлебозавод", "КМК", кондитерская фабрика "Меренга", компания «Русская провинция» кроме того, "Высшая Лига" работает с индивидуальными предпринимателями.На рисунке 3.1 изображены поставщики продукции "Высшая Лига" в процентном соотношении по поставкам продукции.рисунок 3.1 - основные поставщики магазина "Высшая Лига"3.3 Приемка и хранение соков в магазине "Высшая Лига"Приемка товаров в магазине "Высшая Лига" является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Правила приемки товаров, установленные этим документом, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен нормативно-технической документацией, договором или другими обязательными нормативными актами.Приёмка товаров по качеству производится одновременно с приёмкой по количеству. Для этого у экспедитора требуются все необходимые по законодательству документы, подтверждающие качество товара. Это могут быть в зависимости от вида товара качественные удостоверения, заключения о гигиенической экспертизе, сертификаты соответствия. Товаровед, принимающий товар сверяет данные, указанные в сопроводительных документах о качестве товара (дату и время изготовления, срок реализации и пр.) с данными, фактически указанными на ярлыках принимаемого товара. Если обнаруживается несоответствие, товаровед останавливает приемку товара и составляет акт на то количество товара, которое поступило с неверными данными о времени его выработки или другой неверной информацией.Основным документом, удостоверяющим качество поступившего товара, является сертификат соответствия. Каждый сертификат соответствия имеет свой номер с серией и должен содержать информацию об органе, который его выдал (торгово-промышленная палата), сроке действия сертификата, обязательна печать органа по сертификации, а также фамилия и роспись руководителя органа по сертификации. В данном документе подтверждается соответствие перечисленной в приложении к сертификату продукции требованиям технических нормативных актов (СанПиН, ТУ, ГОСТ т пр.). Также в сертификате соответствия указывается полное наименование продукции, наименование ее производителя, а также общее количество партии, на которую данный сертификат выдается, номер ж/д накладной, и номер счет-фактуры. В специальном приложении к сертификату, имеющем такой же номер и серию приводится полный ассортимент продукции, ее количество и данные маркировки (дата производства, штриховой код и пр.).В качественном удостоверении на поступивший товар, как правило, указывается перечень нормативно-технической документации, которой соответствует товар, наименование и адрес производителя, наименование продукции, на которую выдано качественное удостоверение, дата производства продукции, её органолептические (внешний вид, цвет, вкус, аромат) и физико-химические показатели, условия хранения (температура и влажность) и сроки реализации. Подлинность качественного удостоверения должна подтверждаться круглой печатью органа, её выдавшего и подписью руководителя этого органа.При приемке по качеству большое внимание уделяется внешнему виду и запаху товара. Недопустимы признаки боя тары, подтеков и деформаций. При необходимости проверяется внешний вид товаров при поперечном разрезе (вареные колбасы, сыры и пр.)Если по органолептическим показателям товар соответствуют требованиям технической документации, то он считается принятым по качеству.После того, как товар был принят по количеству и качеству, происходит оформлении документов. Как было сказано выше, основным документом является товаротранспортная накладная. Материально-ответственное лицо магазина ставит на документе подпись с расшифровкой инициалов и указанием должности в соответствующей графе. Также в обязательном порядке на товаротранспортной накладной ставится штамп магазина "Высшая Лига", подтверждающий приемку товара. В накладной также отражается информация о времени нахождения машины поставщика на территории магазина.Товарно-транспортные накладные оформляются в четырех экземплярах. Первый экземпляр накладной остается у получателя товара, второй у грузоотправителя, а третий и четвертый у перевозчика.Все поступившие с товаром копии сертификатов соответствия, таможенные справки, удостоверений о качестве, гигиенические заключения и паспорта складываются в отдельно отведенные папки для хранения на время реализации товаров.В магазине "Высшая Лига" большое внимание уделяется соблюдению условий и режимов хранения пищевых продуктов. Так для хранения соков, нектаров и других безалкогольных напитков в магазине имеется отапливаемое складское помещение, оборудованное деревянными стеллажами и поддонами. Температура воздуха внутри помещения поддерживается в пределах 16-22° С, относительная влажность не превышает 70%. Помещение оборудовано системой вентиляции и защищено от попадания внутрь прямых солнечных лучей. Таким образом, в магазине "Высшая Лига" условия хранения соков, нектаров и других безалкогольных напитков соответствует требованиям ТНПА.3.4 Продажа соков в магазине "Высшая Лига"Современные рыночные условия заставляют компании задумываться не только над ассортиментом, качеством и ценой товара, но и над формами его представления, над дизайном торгового зала. Доказано, что 2/3 покупок совершаются людьми стихийно, непосредственно перед прилавком.Поэтому проблема правильной организации торгового зала в настоящее время является весьма актуальной. Мерчендайзинг представляет собой систему мер, осуществляемых в торговом зале, которые направлены на создание у покупателей определенного эмоционального состояния, информационного обеспечения, а также нацелены на поддержание эстетического комфорта.Перед подачей в торговый зал бутылки и упаковки с напитками предварительно просматриваются и насухо протираются.В торговом зале напитки в бутылках поставляют на пристенных и островных горках и прилавках. Бутылки с напитками выставляют во внутренних витринах, горках и на прилавках в вертикальном положении этикетками в сторону покупателя. На образцах напитков прикреплены ярлыки с указанием наименования и розничной цены товара.Эффективность работы магазина "Высшая Лига", качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отбор товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Для перемещения товаров в торговый зал используют тележки или тару-оборудование.Из всех способов выкладки чаще всего используются два: горизонтальный и вертикальный.Перед продажей продавец проверяет качество напитков по внешним признакам. Продавцы знают о правилах реализации напитков с истекшими сроками, о бутылках без этикеток, с поврежденной укупоркой, осадками и другими дефектами. Они не нарушают их и всего-навсего изымают с места реализации.Так же в магазине "Высшая Лига" можно оплатить покупки по безналичному расчету с помощью банковской или кредитной карты, на данный момент в "Высшая Лига" не введены дисконтные карты и сезонные скидки на отдельные виды продукции.ЗАКЛЮЧЕНИЕВо всём мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения объёмов производства и потребления безалкогольных напитков. Обеспечение населения качественными продуктами питания является одной из актуальных задач.В последние годы соковая промышленность освоила выпуск множества продуктов, с добавлением в них дополнительных витаминов и минеральных веществ. Чаще всего это означает, что такая продукция, благодаря присутствию в ней полезных свойств, обладает благоприятным воздействием на организм человека. Производители, в свою очередь, постоянно работают над созданием новых видов продукции, оригинальных рецептур, расширением ассортимента, новыми технологиями, новыми видами упаковки, решают вопросы хранения и транспортировки продукции.Соки, реализуемые в магазине "Высшая Лига" представлены продукцией следующих производителей: ОАО "Лебедянский", ОАО "Нидан Соки", "Сады Придонья", ОАО "Мултон" и "Вимм-Билль-Данн"Продукция соков, реализуемая в магазине "Высшая Лига", представлена более 100 наименованиями. Ассортимент на 90% составлен из продукции отечественных производителей. На сегодняшний день наибольшим спросом у покупателей пользуются соки производителя ОАО "Лебедянский". Проанализировав ассортимент соков, реализуемых в магазине "Высшая Лига", можно отметить, что в торговую сеть поступают соки, различной ценовой категории, объема упаковки и с разнообразными вкусами.С целью проведения экспертизы качества соков, реализуемых в магазине "Высшая Лига", были отобраны: нектар Добрый, вкус апельсин. Производитель ЗАО "Мултон"; нектар Тонус, вкус апельсин. Производитель ОАО "Лебедянский"; нектар Фруктовый Сад Производитель ОАО "Лебедянский"; нектар Любимый сад, вкус апельсин. Производитель компания Вимм-Билль-Данн.Были проведены:- Анализ ассортимента соков, реализуемых в магазине "Высшая Лига";- Анализ качества сока, реализуемого в магазине "Высшая Лига" в соответствии с ГОСТ Р 53139-2008;- оценка качества упаковки и информации на маркировке сока в соответствии с ГОСТ 13799-81;- была проведена сравнительная характеристика потребительских свойств соков 4х образцов (Добрый, Тонус, Фруктовый сад, Любимый Сад).Также была проведена организационно-экономическая характеристика предприятия.По результатам деятельности магазина "Высшая Лига" за последние два года можно сделать вывод, что предприятие работает стабильно. Произошло значительное увеличение объема продаж, а соответственно и прибыли. Рост розничного товарооборота произошёл из-за увеличения товарной массы, реализуемой населению, то есть за счёт увеличения показателя продажи на душу населения. Для дальнейшего повышения эффективности коммерческой деятельности предприятие должно стремиться к увеличению численности потребителей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".2. Вилкова С. А. Идентификация потребительских товаров: Учебное пособие. - Энгельс: Региональный информационно - издательский центр3. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов: Товарный справочник, - М.: Экономика4. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.5. ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции. Общие положения6. Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков - М: РИА "Стандарты и качество", 20067. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник8. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И.М. Скурихина и В.А. Тутельяна. - М.: Дели принт, 20079. Шепелев А.Ф., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: издательский центр "МарТ", 201010. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.1078-0111. Справочник по товароведению продовольственных товаров, -М.: КолосС, 200812. Гаммидулаев С.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие/ С.Н. Гаммидулаев, Е.В. Иванова, С.Л. Николаева, В.Н. Симонова. - СПб.: Альфа, 2010. - 432с.13. Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1078-01. - М.: 2009. - 144с.14. Красовский П.А. Товар и его экспертиза/ П.А. Красовский, А.И. Ковалев, С.Т. Стрижов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 280с.15. Николаева М.А. Товарная экспертиза/ М.А. Николаева. - М.: Деловая литература, 2007г. - 281с.16. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей.учеб. - справ. пособие / И.Э. Цапалова, Л.А. Маюрникова, В.М. Позняковский, Е.Н. Степанова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 271с.17. Чечеткина Н.М. Товарная экспертиза. Серия "Учебники и учебные пособия"/ Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева. - Ростов н/Д: "Феникс", 2009. - 512с.18. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ Швандар В.А.-М., 2007;19. Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг20. Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие21. Никифорова Н.С., Прокофьева С.А. товароведение продовольственных товаров 2011г.22. Управление качеством: Учеб.для ВУЗов / под общ. ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, 2009. с. 199.23. Е.М. Титоренко, Упаковка - комплексный подход//Мол.пром. -200724. Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, Коммерция и технология торговли25. Е.Б. Коновалова, Рынок соков//Аналитика -2007. -№ 1,с. 27-31.26. Е.В. Киреенкова, Расширение ассортимента безалкогольных напитков// Мол.пром. -2006.- №8, с.48-49.27. Е.Ф. Григорьева, Российский рынок безалкогольных продуктов28. В. П. Шидловская, Органолептические свойства безалкогольных напитков / В. П. Шидловская. - М.: Колос, 2008.с.280.29. Амброзевич Е.Г. Особенности европейского и восточного подходов к ингредиентам для продуктов здорового питания// Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки. - №1. - 2009. - С. 30-31.30. СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. - М.: Ника, 2009. с. 320.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Содержание токсичных элементов в плодово-ягодных полуфабрикатах пюре, соков прямого отжима и консервированных.Приложение 2Органолептические показатели осветленных и неосветленных соков.Приложение 3Органолептические показатели соков с мякотью.Наименование показателяХарактеристикаВнешний вид и консистенцияОднородная текучая жидкость с равномерно распределенной мякотью фруктов по всей массе сокаДопускаются:- единичные точечные вкрапления кожицы и семян;- расслаивание и оседание мякоти;- наличие твердых крупиц мякоти в соках из груши и айвы;- уплотненный осадок на дне тары, легко устраняемый встряхиваниемВкус и ароматНатуральные, выраженные, свойственные использованным плодам и ягодам после тепловой обработки.Допускаются:- естественная горечь, свойственная сокам из брусники, рябины, клюквы, земляники (клубники), калины, ежевики, голубики;- вяжущий вкус, свойственный сокам из черноплодной рябины, терна, облепихи, голубики;Посторонние привкус и запах не допускаются.ЦветОднородный по всей массе, свойственный плодам и ягодам, из которых изготовлен сок, после тепловой обработки.Допускаются более темные оттенки в соках из светлоокрашенных и незначительное обесцвечивание соков из темноокрашенных плодов и ягод, а также буроватый оттенок в соках из брусники, граната, клюквы, земляники (клубники), красной смородины. Примечание – Определение качества соков я мякотью по органолептическим показателям приводят их после взбалтывания.Приложение 2Органолептические показатели восстановленных фруктовых соков.Наименование показателяХарактеристикаВнешний вид и консистенция соков: - осветленных;- неосветленных;- с мякотьюПрозрачная жидкость, допускается опалесценция и осадок. Не допускается в виноградном соке и соках купажированных с виноградным наличие кристаллов винного камня. Естественно мутная жидкость (прозрачность необязательна).Допускаются:- осадок на дне тары;- расслаивание, наличие частиц мякоти и целсов (за исключением цедры и альбедо) в соках из цитрусовых плодов и купажированных с цитрусовым соком;- наличие маслянистого кольца на поверхности облепихового сока и соков купажированных с облепиховым;Однородная текучая жидкость с равномерно распределенной мякотью фруктов по всей массе сока. Допускаются:- точечные вкрапления кожицы и семян;- расслаивание и оседание мякоти;- наличие твердых крупиц мякоти в соках из груш и айвы;- уплотненный осадок на дне тары, легко устраняемый при взбалтыванииВкус и ароматВыраженные, свойственные плодам и ягодам, использованным для приготовления паст, концентрированных соков, пюре, после тепловой обработки. Допускаются:- естественная горечь и привкус эфирных масел при использовании соков из цитрусовых плодов;- естественная горечь при использовании соков (пюре, паст) из голубики, брусники, земляники (клубники), клюквы, калины, ежевики, рябины;- вяжущий вкус с использованием соков (пюре) из голубики, граната, терна, облепихи, черноплодной рябины.Посторонние привкус и запах не допускаютсяЦветОднородный по всей массе, свойственный использованным сокам (пюре, пастам) или их смеси после тепловой обработки.Допускаются более темные оттенки в соках из светлоокрашенных и незначительное обесцвечивание соков из темноокрашенных плодов и ягод, а также бурый оттенок в соках, изготовленных с использованием брусничного, вишневого, гранатового, клюквенного, земляничного (клубничного), красносмородинового, черничного, черносмородинового соковПримечание - Определение качества соков с мякотью и изготовленных с использованием концентрированных соков цитрусовых и тропических плодов по органолептическим показателям проводят после их взбалтывания.Приложение 3Физико-химические показатели соков.Наименование показателяЗначениеМетод контроляМассовая доля растворимыхсухих веществ, %, не менееВ соответствии с утвержденными рецептурами с учетом допускаемого отклонения в сторону уменьшения не более 0,3 %, но не менееСТБ ГОСТ Р 51433,ГОСТ 28562Массовая доля растворимыхсухих веществ, %, не менеезначений, указанных в приложении А или рассчитанных по приложению БСТБ ГОСТ Р 51433,ГОСТ 28562Массовая доля титруемых кислот, %В соответствии с рецептурами, но не менее значений, указанных в приложении А или рассчитанных по приложению БСТБ ГОСТ Р 51434,ГОСТ 25555.0рН, не более4,5ГОСТ 26188Массовая доля мякоти для соков с мякотью, %1,0-35,0ГОСТ 8756.10Массовая доля этилового спирта, %, не более0,2ГОСТ 25555.2Массовая доля осадка в соках, %:- осветленных- неосветленных0,20,9ГОСТ 8756.9Массовая доля витамина С для витаминизированных соков, %0,02ГОСТ 24556Массовая доля оксиметилфурфурола, мг/кг, не более:- в соках из цитрусовых плодов, кроме лимонного- в остальных соках10,020,0ГОСТ 29032Массовая доля диоксида серы в виноградном соке, мг/кг, не более10,0ГОСТ 25555.5Массовая концентрация уксусной кислоты, г/дм3, не более0,4СТБ ГОСТ Р 51441Содержание частиц мякоти (для соков с мякотью) от общего количества частиц мякоти в соке, %, не более- размером более 150 мкм- размером более 300 мкм307ГОСТ 24283
2. Вилкова С. А. Идентификация потребительских товаров: Учебное пособие. - Энгельс: Региональный информационно - издательский центр
3. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов: Товарный справочник, - М.: Экономика
4. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
5. ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции. Общие положения
6. Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков - М: РИА "Стандарты и качество", 2006
7. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник
8. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И.М. Скурихина и В.А. Тутельяна. - М.: Дели принт, 2007
9. Шепелев А.Ф., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: издательский центр "МарТ", 2010
10. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.1078-01
11. Справочник по товароведению продовольственных товаров, -М.: КолосС, 2008
12. Гаммидулаев С.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие/ С.Н. Гаммидулаев, Е.В. Иванова, С.Л. Николаева, В.Н. Симонова. - СПб.: Альфа, 2010. - 432с.
13. Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1078-01. - М.: 2009. - 144с.
14. Красовский П.А. Товар и его экспертиза/ П.А. Красовский, А.И. Ковалев, С.Т. Стрижов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 280с.
15. Николаева М.А. Товарная экспертиза/ М.А. Николаева. - М.: Деловая литература, 2007г. - 281с.
16. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей.учеб. - справ. пособие / И.Э. Цапалова, Л.А. Маюрникова, В.М. Позняковский, Е.Н. Степанова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 271с.
17. Чечеткина Н.М. Товарная экспертиза. Серия "Учебники и учебные пособия"/ Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева. - Ростов н/Д: "Феникс", 2009. - 512с.
18. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ Швандар В.А.-М., 2007;
19. Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг
20. Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие
21. Никифорова Н.С., Прокофьева С.А. товароведение продовольственных товаров 2011г.
22. Управление качеством: Учеб.для ВУЗов / под общ. ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, 2009. с. 199.
23. Е.М. Титоренко, Упаковка - комплексный подход//Мол.пром. -2007
24. Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, Коммерция и технология торговли
25. Е.Б. Коновалова, Рынок соков//Аналитика -2007. -№ 1,с. 27-31.
26. Е.В. Киреенкова, Расширение ассортимента безалкогольных напитков// Мол.пром. -2006.- №8, с.48-49.
27. Е.Ф. Григорьева, Российский рынок безалкогольных продуктов
28. В. П. Шидловская, Органолептические свойства безалкогольных напитков / В. П. Шидловская. - М.: Колос, 2008.с.280.
29. Амброзевич Е.Г. Особенности европейского и восточного подходов к ингредиентам для продуктов здорового питания// Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки. - №1. - 2009. - С. 30-31.
30. СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. - М.: Ника, 2009. с. 320.
Вопрос-ответ:
Каково состояние рынка соков в России? Какие есть тенденции и перспективы его развития?
На данный момент рынок соков в России является крупным и динамично развивающимся сегментом пищевой промышленности. Тенденции развития рынка включают увеличение спроса на натуральные и функциональные соки, рост популярности экзотических вкусов и повышение значимости здорового образа жизни. Перспективы рынка соков в России связаны с развитием производства и постоянным расширением ассортимента продукции.
Как классифицируются и характеризуются плодовые соки на рынке России?
Плодовые соки на рынке России классифицируются по нескольким признакам, включая состав, способ производства и содержание пищевых добавок. По составу соки могут быть однокомпонентными (из сока одного вида плода), смешанными (из сока нескольких видов плодов) и добавленными. По способу производства соки делятся на прямого отжима, отжима с жмыхом, концентрированные и реконституированные. Пищевые добавки могут включать консерванты, красители, ароматизаторы и другие вещества.
Каковы химический состав и пищевая ценность соков?
Химический состав и пищевая ценность соков зависят от вида плода, способа производства и содержания добавок. Однако в общем случае соки содержат витамины, минеральные вещества, органические кислоты, антиоксиданты и другие полезные компоненты. Они также являются источником энергии и воды. Поэтому соки имеют высокую пищевую ценность и широко используются в рационе питания.
Какие факторы влияют на формирование ассортимента и качества соков?
Формирование ассортимента и качества соков зависит от нескольких факторов. Это включает доступность сырья и технологий производства, потребительские предпочтения, спрос на рынке, конкуренцию с другими производителями, законодательные и нормативные требования к безопасности и качеству продукции. Также важным фактором является контроль соблюдения технологических процессов и соблюдение стандартов качества.
Каково состояние рынка соков в России? Есть ли перспективы его развития?
Состояние рынка соков в России сейчас можно охарактеризовать как активно развивающееся. В последние годы наблюдается увеличение производства и потребления соков. За счет повышения заинтересованности потребителей в здоровом образе жизни, а также растущей популярности функциональных напитков, спрос на соки продолжает расти. Кроме того, развитие технологий производства и улучшение качества соков способствуют развитию рынка. Таким образом, можно сказать, что у рынка соков в России есть хорошие перспективы развития.
Как классифицируются плодовые соки и какие характеристики они имеют?
Плодовые соки можно классифицировать по разным признакам. Одним из основных признаков является состав сока. Так, соки могут быть односоковыми, если они изготовлены из сока одного вида плодов, или многокомпонентными, если они содержат соки разных плодов. Другим признаком классификации является способ приготовления сока: свежевыжатые, пастеризованные, концентрированные и др. Соки также могут быть натуральными или с добавлением сахара, красителей и ароматизаторов. Характеристики соков могут различаться в зависимости от их классификации.
Каков химический состав и пищевая ценность соков?
Химический состав соков может варьироваться в зависимости от вида плодов и способа приготовления сока. Соки обычно содержат витамины (в основном витамин C), органические кислоты, минеральные вещества, углеводы и другие полезные компоненты. Пищевая ценность соков зависит от их химического состава и может быть оценена по содержанию витаминов и минеральных веществ, а также по энергетической ценности.
Каково состояние рынка соков в России? Какие есть тенденции и перспективы его развития?
Состояние рынка соков в России можно охарактеризовать как активно развивающееся. Существует растущий спрос на натуральные и здоровые продукты, в том числе на соки. В последние годы наблюдается увеличение предложения и разнообразия ассортимента соков, включая экзотические и органические варианты. Это связано с увеличением числа производителей и развитием новых технологий производства. Однако, присутствуют и негативные тенденции, такие как высокая конкуренция и фальсификация продукции. В будущем, соковый рынок России ожидается продолжающим развиваться, особенно с учетом повышенного интереса потребителей к здоровому образу жизни.
Какова классификация и характеристика ассортимента плодовых соков в России?
Ассортимент плодовых соков в России может быть классифицирован на основе нескольких характеристик. По типу фруктов или ягод, соки могут быть разделены на яблочные, апельсиновые, грушевые, виноградные и другие. Также, они могут быть классифицированы по степени концентрации, от неконцентрированных до концентрированных соков. Другая классификация может быть основана на добавлении сахара или ароматизаторов. В зависимости от процесса производства, соки могут быть свежевыжатыми или пастеризованными. Обычно, ассортимент плодовых соков предлагает широкий выбор для потребителей, учитывая их предпочтения и вкусы.
Каков химический состав и пищевая ценность соков в России?
Химический состав и пищевая ценность соков в России зависят от типа фруктов или ягод, из которых они изготовлены. В общем, соки являются хорошим источником витаминов, минералов и антиоксидантов. Они также содержат фруктозу, естественный сахар, который придает им сладкий вкус. Однако, следует отметить, что пастеризованные соки могут потерять некоторое количество питательных веществ в процессе обработки. Поэтому, свежевыжатые соки считаются наиболее полезными и питательными.
Какое состояние рынка соков в России? Какие есть тенденции и перспективы его развития?
Состояние рынка соков в России отличается высокой конкуренцией и широким ассортиментом продукции. Тенденции развития рынка соков включают увеличение спроса на натуральные и органические соки, а также на соки с пониженным содержанием сахара. Перспективы развития рынка связаны с ростом потребительского спроса на здоровую и полезную пищу, а также с повышением уровня доходов населения.