Исследование связи межличностных конфликтов обучающихся с результатами общего образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 28 28 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Часто берут на себя ответственность, склонны к морализированию;по фактору H =9 (значимо rs=0,378при р0,05) - общительны, смелы, проявляют яркость эмоциональной сферыпо фактору M=2,5 (значимо rs=0,338при р0,05) – для них важно поступать правильно, тактично. Обращают внимание на детали, сохраняют бодрость к духа в экстремальных ситуациях;по фактору N=6,7 (значимо rs=0,465при р0,01) – могут быть сентиментальны, однако естественны в своем поведении;по фактору Q1=4,5 (значимо rs=0,434при р0,05) – склонны к консерватизму, уважают принципы и сами им следуют, терпимы;по фактору Q3=9 (значимо rs=0,379при р0,05) –контролируют собственные эмоции, поведение. Социально внимательны, обладают самоуважением, заботятся о своей репутации ;адекватной самооценкой;на данный стиль поведения в конфликте оказывает влияние высокая склонность к уступкам (НУ=2,75, значимо rs=0,412 при р0,05) и высокий уровень доверия к обществу, то есть отсутствие подозрительности (П=1,5, значимо rs=0,452 при р0,01), а также отсутствие конфликтности личности и низкий уровень агрессивности (К=13,2, значимо rs=0,409 при р0,05).Проанализируем личностные качества, которые формируют стиль поведения в ситуации конфликта «Избегание». На рисунке 12 будут отображены результаты по проведенным методикам. Рис. 12. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Избегание»Согласно данным рисунка 12, а также расчета корреляции по критерию Спирмена, подростки, которые выбирают стиль поведения в конфликте «Избегание », характеризуются:по фактору А = 3,8 ( значимо rs=0,547при р0,01) достаточно сдержаны в общении, обособлены, избегают общения, холодны;по фактору В = 2,6 (значимо rs=0,471при р0,01)медленная скорость реакции и усвоения материала;по фактору С = 4 (значимо rs=0,359при р0,05) чувствительны, легко расстраиваются, эмоционально малоустойчивы;по фактору Е=3 (значимо rs=0,414при р0,05) – покорные, уступающие другим, часто зависимы и признающие свою вину, пассивны;по фактору F = 3,6 (значимо rs=0,382при р0,05) – осторожны, молчаливы, серьезны;по фактору H =3,4 (значимо rs=0,489при р0,01) - застенчивы, неуверенные в себе, робкие и боязливые;по фактору O=8,2 (значимо rs=0,410при р0,05) – достаточно депрессивные, склонны к проявлению тревожности в стрессовой ситуации, избегают конфликтов; по фактору Q1=8,6 (значимо rs=0,466при р0,05) – поглощены внутренними проблемами, часто сомневаются даже по простым вопросам, скептики, не терпят изменения;по фактору Q2=2 (значимо rs=0,352при р0,05) – несмотря на свою не общительность, склонны идти за группой, но в ситуации стреса держатся обособленно; по фактору Q4=2 (значимо rs=0,404при р0,05) – склонны к расслабленности, уравновешенности. Создают ощущение ленивого человека; заниженной самооценкой (значимо rs=0,456 при р0,01); на данный стиль поведения оказывают влияние низкий уровень вспыльчивости (В=1,4, значимо rs=0,377при р0,05), отсутствие напористости (Н=1,6, значимо rs=0,385при р0,05), склонность к компромиссам (Б=2, значимо rs=0,349при р0,05), высокий уровень подозрительности (П=8,8, значимо rs=0,486при р0,01). Проанализируем личностные качества, которые формируют стиль поведения в ситуации конфликта «Приспособление». На рисунке 13 будут отображены результаты по проведенным методикам. Рис. 13. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Приспособление»Нами не было определено достоверных связей между личностными факторами, агрессивностью и стилем поведения в ситуации конфликта «Приспособление» в силу того, что только два человека продемонстрировали данный стиль. Однако, мы будем опираться на рисунок 6 и 12, где можно увидеть отличительные особенности данной группы подростков. Сразу хотелось бы отметить остаточно повышенный уровень конфликтности (К=17,2), которые подкреплен повышенным уровнем позитивной агрессии (ПА=8). Данная группа выбирает стиль поведения приспособление, по причине высокой подозрительности и в силу следующих личностных особенностей: по фактору С = 7 они трезво оценивают действительность, и понимают, что крайне важно находится в гармоничном обществе и быть принятым; по фактору O=1– в целом, безмятежны и их сложно вывести из себя6 но при этом они обладают повышенным уровнем внутренней конфликтности; по фактору Q2=4 –слишком зависят от группы, поэтому они относятся к «присоединяемому» типу; по фактору Q3=7, что оценивает их как контролируемых; заниженной самооценкой MD=4, что может объяснить ведомость. В результате проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что на стиль поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние такие личностные факторы, как: общительность и поведение в общении, показатели эмоциональной стабильности, склонность к подчинению и самостоятельность принятия решений, зависимость от группы, экспрессивность, нормативность поведения, доверчивость, подозрительность, тревожность, агрессия, самоконтроль и самооценка. Данный результат подтверждает выдвинутую в самом начале данного исследования гипотезу. 3.5 Выводы и рекомендацииВ самом начале данного исследования нами был поставлен ряд задач, которые мы считаем выполненными, что позволяет сделать определенные выводы. Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.В психологической науке наблюдается отсутствие единого научного представления о природе конфликта, а также о его сущностных характеристиках. Теоретической основой нашего исследования будет личностно-деятельностный подход, который можно наблюдать в определении таких исследователей, как Н.В. Гришина, А.Я. Анцупова и других. По мнению Н.В. Гришиной, конфликт – это, прежде всего, биполярное явление, т.е. противостояние двух начал, которое проявляет себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).А.Я. Анцупов и отмечает, что конфликт – это наиболее острый способ решения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциямиРешающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению исследователей, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы. В подростковом возрасте особенно актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей, дети подросткового возраста могут попадать в разные ситуации конфликта, находя свойственные им решения.В эмпирическом исследовании приняло участие 30 детей подросткового возраста, средним возрастом 11-13 лет. В результате исследования стиля поведения в конфликтной ситуации было определено, что адекватные стили реагирования на конфликт выбирают 46,5% ( 14 подростков), которые склонны к компромиссу и сотрудничеству, не адекватный стиль , то есть соперничество и избегание , выбирают 53,2% (16 подростков). В ходе анализа личностных особенностей подростковой группы мы установили, что для подростков характерно:обращенность в общении вовне, легкость в общении, установлении контактов, аффективное участие в общении;конкретное мышление, средняя способность к обучению;средняя степень развития эмоциональной устойчивости, иногда отсутствие трезвой оценки действительности, проявление активности, недостаточная зрелость в суждениях;склонность к самоутверждению, независимости, проявлениям агрессивности;частые проявления импульсивности, наличие энтузиазма, осторожность, безалаберность;склонность к избеганию соблюдения правил, средний уровень сознательности, однако склонность к настойчивости;социальная смелость, авантюризм, спонтанность;независимость, реализм, вера в собственный силы;развивающаяся адаптация, формирование собственного мнения, рациональность, подозрительность;сочетание развитого воображения и практичности;прямолинейность, естественность, бесхитростность;частая смена тревожности и безмятежности, спокойствия и обеспокоенности, депрессивности и хорошего настроения;более склонен к экспериментам, критике, либеральность взглядов, аналитическое мышление;более склонен принимать собственные решения, однако важна зависимость от группы, принадлежность к социальной роли;идеализация образа «Я», контролируемость, социальная точность, повышенная конфликтность;склонность к фрустрации, напряжению;завышенная самооценка.Однако, дальнейшее исследование показало, что на стиль поведения в конфликтной ситуации влияют индивидуально-личностные особенности, такие как общительность и поведение в общении, показатели эмоциональной стабильности, склонность к подчинению и самостоятельность принятия решений, зависимость от группы, экспрессивность, нормативность поведения, доверчивость, подозрительность, тревожность, агрессия, самоконтроль и самооценка. Данный результат подтверждает выдвинутую в самом начале данного исследования гипотезу.

-

Вопрос-ответ:

Как связаны межличностные конфликты обучающихся с результатами общего образования?

Связь межличностных конфликтов обучающихся с результатами общего образования показана в исследовании. Ученики, которые часто берут на себя ответственность, склонны к морализированию и проявляют яркость эмоциональной сферы, имеют более низкие результаты обучения.

Какие качества характера относятся к фактору H и как они влияют на успеваемость в общем образовании?

К фактору H относятся такие качества характера, как частое взятие на себя ответственности, склонность к морализированию, общительность, смелость и яркость эмоциональной сферы. Исследование показало, что ученики с выраженными этими качествами имеют более низкие результаты в общем образовании.

Какие качества связаны с фактором M и как они влияют на обучение?

К фактору M относятся такие качества, как правильное и тактичное поведение, обращение внимания на детали и сохранение бодрости духа в экстремальных ситуациях. Исследование показало, что ученики с выраженными этими качествами имеют более высокие результаты в обучении.

Как связаны фактор N и результаты обучения в общем образовании?

Фактор N связан с такими качествами, как внимание к деталям, сохранение бодрости духа в экстремальных ситуациях и возможная сентиментальность. Исследование показало, что ученики с выраженными этими качествами имеют более высокие результаты в общем образовании.

Какие особенности характера могут быть характерны у учеников с высокими результатами в обучении?

У учеников с высокими результатами в обучении могут быть особенности характера, такие как взятие на себя ответственности, склонность к морализированию, общительность, смелость, яркость эмоциональной сферы, правильное и тактичное поведение, внимание к деталям, сохранение бодрости духа в экстремальных ситуациях, возможная сентиментальность.

Как связаны межличностные конфликты обучающихся с результатами общего образования?

Исследование показало, что обучающиеся, которые часто берут на себя ответственность, склонны к морализированию и проявляют яркость эмоциональной сферы, имеют значимую связь с результатами общего образования.

Какие качества характеризуют обучающихся, имеющих связь с результатами обучения?

Обучающиеся, обладающие такими качествами, как общительность, смелость, важность правильного и тактичного поведения, обращение внимания на детали и сохранение бодрости духа в экстремальных ситуациях, имеют связь с результатами обучения.

Какой фактор связан с межличностными конфликтами у обучающихся?

Исследование показало, что фактор связи межличностных конфликтов у обучающихся заключается в их сентиментальности. При этом, статистически значимая связь была обнаружена для фактора N с коэффициентом корреляции rs 0,465 при р0 0,01.

Какие качества отрицательно связаны с результатами обучения?

Обучающиеся, которые могут быть сентиментальными и имеют склонность к морализированию, имеют отрицательную связь с результатами обучения по фактору H с коэффициентом корреляции rs -0,378 при р0 0,05.