Управление качеством на основе использования международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов - Гостов.
Заказать уникальную дипломную работу- 99 99 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 31.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и сущность управления качеством на основе использования международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов Гостов.
1.1 Понятие управления качеством продукции на производстве, значение стандартизации.
1.2.Анализ общей ситуации применения стандартизации в РФ
1.3.История развития и порядок разработки международных стандартов серии ИСО 9000 и отечественных стандартов ГОСТов
1.4 Характеристика и сравнение преимуществ международных стандартов серии ИСО 9000 и отечественных стандартов ГОСТов
Глава 2. Анализ системы управления качеством на предприятии ООО «Традиция-Качества» и разработка предложений по совершенствованию.
2.1 Характеристика предприятия ООО «Традиция-Качества».
2.2. Система управления качества на примере вино-водочного завода ООО «Традиция-Качества»
2.3 Разработка предложений по совершенствованию стандартов качества ИСО серии 9000:2 и серии 9001:2
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Список сокращений
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Эффективная система менеджмента качества позволяет также снизить затраты на управление: документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов. Как результат, предприятие становится более прозрачным для ее руководителей и (при необходимости) для внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений.
Выстраивание деятельности предприятия в соответствии с процессным подходом подразумевает наличие документально сформулированных результатов деятельности процессов, а также инструментов определения эффективности каждого процесса, что делает возможным оценку выгодности покупки результатов некоторых подпроцессов на стороне, т.е. применение аутсорсинга. Услуги сторонних организаций могут использовать с целью снижения затрат при условии сохранения текущего качества продукции либо для максимизации качества продукции при заданном уровне расходов. В итоге предприятие получает возможность либо снижать цены, и за счет этого увеличивать объем продаж, либо повышать финансовую устойчивость бизнеса, либо улучшать качество продукции. Улучшение качества с точки зрения определения международного стандарта означает, что продукция производится в большем соответствии с требованиями потребителей, что ведет к росту их удовлетворенности от продукции, и, как следствие, к росту лояльности клиентов и увеличению объемов продаж.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ «О стандартизации» требования настоящего стандарта являются обязательными. Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
Итак, изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую достоверную информацию о своей продукции, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно текстом и (или) маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше.
Также на вино-водочном заводе «Традиция-Качества» ведется статистический учет и контроль качества, включающий регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции.
Но и при таком контроле качества есть свои нюансы. В отдел качества зачастую поступают претензии по качеству водки с цеха готовой продукции:
1).Стеклотара не очень хорошего качества, очень много брака.
2). В содержимом некоторых бутылок был обнаружен уголь.
Отсюда можно сделать следующие выводы по уровню организации производства алкогольной продукции на заводе «Традиция-Качества»:
1. Недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как одному из наиболее важных факторов формирования качества изготовления продукции;
2. Несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством изготовления изделий;
3. Невнимательность при проведении аналитической работы по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления изделий, изучению динамики показателей качества труда и продукции.
Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции – «петли качества» (Приложение 6).
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
По результатам анализа информации, полученной по обратной связи от потребителей, отмечается хороший уровень удовлетворенности потребителей продукцией «Традиция-Качества». Максимальную оценку получили такие категории, как «качество» и «надежность». Для предприятия необходимо сохранить достигнутый уровень удовлетворенности потребителей.
По результатам анализа основных процессов в процессе внедрения инновационной системы менеджмента качества отмечается их результативное функционирование.
По результатам анализа финансово-экономической службы предприятия финансовых изменений, способных оказать существенное влияние на инновационную систему менеджмента качества не предвидится.
По результатам социологического опроса работников завода, были сделаны следующие выводы:
- работники предприятий достаточно хорошо организованы, сознательно относятся к выполнению порученного задания, а также качественно и ответственно относятся к выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность работников сферами труда и быта на предприятии выражается в высокой оценке коллектива, взаимоотношений с непосредственным руководителем.
- область неудовлетворенности включает систему оплаты труда, моральную мотивацию и высокий процент износа некоторого оборудования.
Процессы и система менеджмента качества на «Традиция-Качества» в целом функционируют результативно, соответствуют проводимой политике качества предприятия и позволяют реализовывать поставленные цели. По всем процессам инновационной системы менеджмента качества имеется определенный потенциал для улучшения.
Для улучшения показателей качества продукции и более результативного функционирования инновационной системы менеджмента качества на заводе «Традиция-Качества» можно предложить провести следующие мероприятия:
- руководителям всех уровней необходимо освоить принципы и правила системного менеджмента качества;
- для изменения отношения к менеджменту качества в позитивную сторону необходимо усилить горизонтальные связи;
- отделу кадров совместно с бюро по управлению качеством разработать программу проверки знаний у персонала;
- для реализации процессного подхода на второе полугодие 2010г. запланировать проведение внутренних аудитов процесса жизненного цикла продукции с проверкой всех подразделений, участвующих в проверяемом процессе;
- провести обновление всех форм и методов управления, в том числе организации труда и производства;
- создание эффективной мотивационной системы в работе с персоналом;
- проанализировать критерии и методы оценки результативности процессов;
- необходима компьютеризация многих структурных подразделений - это повысит эффективность работы всего персонала, что положительно повлияет на качество, производимой продукции.
На основании характеристики, данной заводу «Традиция-Качество», можно пронаблюдать как в связи с внедрением инновационной системы менеджмента качества и сертификации, повысилась эффективность деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции составила 107,7 % от планируемой; прибыль до налогообложения составила 111,8 %; производительность труда 106,3 %; рентабельность продаж повысилась до 15 %; на предприятии отсутствуют безубыточные производства.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективном функционировании инновационной системы менеджмента качества.
2.3 Разработка предложений по совершенствованию стандартов качества ИСО серии 9000:2 и серии 9001:2
На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. Одной из главных причин, препятствующих выходу компании на международный рынок, является отсутствие сертификата на систему качества. Практически все компании в настоящее время требуют от своих поставщиков обязательного внедрения в их компании международных стандартов ИСО серии 9000, что послужило стимулом для широкого распространения данной сертификации.
Однако необходимо понимать, что стандартизация системы качества не должна превращаться в формальность, иначе она станет препятствием на пути совершенствования управления качеством на предприятии.
Возможно, одним из методов совершенствования системы управления качеством может стать некоторое ослабление жесткой формализации отдельных правил и процедур, необходимых для получения сертификата соответствия на систему качества. Для развития системы сертификации необходимо, чтобы предприятие, приняв решение о внедрении системы качества, воспринимало стандарты ИСО серии 9000 как своего рода методическую инструкцию о том, что следует делать, а вопрос о том, каким образом это делать, должна решить сама компания. Существуют фирмы, которым прохождение стандартов и сертификации необходимо формально для повышения имиджа своей фирмы, они не считают стандарты ИСО серии 9000 гарантией высокого качества. Но в большинстве случаев, если компания решается на получение этого комплекса документов, то внедрение системы управления качеством выступает как инструмент совершенствования не только продукции, но и всей своей деятельности.
На практике стало понятно, что необходимо и далее совершенствовать стандарты ИСО серии 9000, упростив изложение и конкретизировав факторы.
Для разработки предложений по совершенствованию стандартов качества, необходимо рассмотреть следующие проблемы:
- отношение к действующим стандартам;
- требования по пересмотру стандартов;
- взаимосвязь ИСО 9000 с окружающей средой;
- возможность строить на базе системы управления качеством интегрированные системы менеджмента.
Стандарт ИСО 9001:2 состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Область применения - описывает общие положения стандарта и его применение в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.
Раздел 2. Нормативные ссылки - даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000.
Раздел 3. Термины и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.
Раздел 4. Система менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.
Раздел 5. Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.
Раздел 6. Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.
Раздел 7. Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.
Раздел 8. Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).
Для совершенствования системы управления качеством для потребителей необходимо разработать проект совмещения стандартов ИСО серии 9000 со стандартами ИСО серии 14000, создать общую структуру, основанную на модели процесса управления качеством. Также должны быть включены требования, обеспечивающие улучшение качества для ориентации на запросы и предпочтения потребителей, и для повышения общей эффективности работы организации и увеличению взаимной заинтересованности потребителей, изготовителей, поставщиков и общества в целом.
Учитывая эти и другие пожелания и замечания, оценив их значимость и целесообразность принятия к действию, можно предположить, что основные разделы стандарта ИСО 9001 должны быть следующие:
- ответственность руководства (политика, цели, планирование, система управления качеством, анализ со стороны руководства);
- управление ресурсами (людскими, информационными, инфраструктурой);
- управление процессами (удовлетворенность потребителей, проектирование, закупки, производство);
- измерение, анализ, улучшение (проверки, управление процессами, постоянное улучшение).
Также, необходимо установить четкую ориентацию стандарта на требования к системе управления качеством, которые доказывают возможность выполнения предпочтений потребителей.
Заключение
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
В соответствии со стандартом ISO 9000: качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин - «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).
Управление качеством продукции является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием - аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества.
Итак, в настоящее время при управлении предприятием все больше внимания начинает уделяться проблеме качества товара. Практика мирового опыта показала, что научно-техническому прогрессу многие страны обязаны именно улучшению качества товара, что позволило им резко увеличить экспорт своей продукции. Рост конкуренции, распространение потребительского движения в развитых странах привело к увеличению роли фактора качества товара для определения рейтинга стран в мировой иерархии.
В России в силу известных причин мировые стандарты качества внедряются достаточно медленно. Не все руководители считают качество главной проблемой, зачастую цель предприятия остаться на рынке. При таком подходе не случайно по глобальному индексу конкурентоспособности Россия стоит на 63-м месте. При таких условиях важны любые действия предприятия, повышающие уровень качества его продукции и конкурентоспособности. Именно поэтому увеличение экспорта отечественных товаров в современных условиях рынка невозможно без повышения их качества.
Многие компании придерживаются определенной политики управления своей деятельностью, существует ряд стратегий для продвижения товара и услуг, но все эти меры будут неэффективны без внедрения системы управления качеством, основанной на восьми ключевых принципах: ориентация на потребителя, усиление роли руководства, дополнительная мотивация сотрудников, организация процессного и системного подхода к управлению качеством, постоянное совершенствование товара, принятие обоснованных решений и установлению взаимовыгодных отношений с поставщиками.
В настоящее время наиболее эффективным средством развития предприятия является сертификация соответствия стандартам ИСО и ГОСТ, зачастую одной из главных причин, препятствующих выходу компании на международный рынок, является отсутствие сертификата на систему качества. Практически все компании в настоящее время требуют от своих поставщиков обязательного внедрения в их компании международных стандартов ИСО серии 9000, что послужило стимулом для широкого распространения данной сертификации.
На предприятии «Традиции-Качества» осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий.
Организация работ по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание системы качества, и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования. Поэтому на вино-водочном заводе «Традиция-Качества» была создана система менеджмента качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000 и 9001.
Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, ее доработку для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции. Оценка системы качества после ее создания осуществляется путем сертификации, проводимой независимым органом с целью подтверждения соответствия системы стандартам.
На примере предприятия «Традиция-Качества» можно наблюдать как в связи с успешным внедрением системы качества и сертификации, повысилась эффективность деятельности предприятия, увеличилась прибыль и сократились издержки за счет снижения процента брака продукции. Организация заявляет о разработке своих стандартов, критерии по которым намного жестче, чем согласно по стандарту ГОСТ, однако, были выявлены и несовершенства данной системы управления качеством:
1.Недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции;
2.Несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством изготовления изделий;
3.Слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления изделий, изучению динамики показателей качества труда и продукции.
Таким образом, с учетом не очень хорошего качества стеклотары, и того, что в содержимом зачастую попадаются угольные крошки, можно сказать, что предприятие скорее придерживается стандартов ИСО 9001:2 и 9002:2, чем декларируемых.
В ходе проведенного исследования для предприятия «Традиция-Качества» были разработаны рекомендации по совершенствованию работы системы качества.
Для улучшения показателей качества продукции на заводе можно предложить провести следующие мероприятия:
- руководителям всех уровней необходимо освоить принципы и правила системного менеджмента качества;
- для изменения отношения к менеджменту качества в позитивную сторону необходимо усилить горизонтальные связи;
- отделу кадров совместно с бюро по управлению качеством разработать программу проверки знаний у персонала;
- для реализации процессного подхода на второе полугодие 2010г. запланировать проведение внутренних аудитов процесса жизненного цикла продукции с проверкой всех подразделений, участвующих в проверяемом процессе;
- провести обновление всех форм и методов управления, в том числе организации труда и производства;
- создание эффективной мотивационной системы в работе с персоналом;
- проанализировать критерии и методы оценки результативности процессов;
- необходима компьютеризация многих структурных подразделений - это повысит эффективность работы всего персонала, что положительно повлияет на качество, производимой продукции.
Разрабатывая этапы внедрения системы управления качеством на предприятии, необходимо понимать, что стандартизация системы качества не должна превращаться в формальность, иначе она станет препятствием на пути совершенствования управления качеством на предприятии.
Глоссарий
№ n/n Наименование Содержание 1 Валидация Проверка, осуществляемая для обеспечения того, что получаемая в результате продукция способна отвечать требованиям в отношении ее установленного или предполагаемого использования. 2 Верификация Проверка, осуществляемая для обеспечения того, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям к проектированию и разработке. 3 Всеобщее руководство качеством Подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Total quality management (TQM) (всеобщее руководство качеством) или его составные части иногда называют "total quality" ("всеобщее качество"), "CWQC" (company wide quality control) ("управление качеством в масштабах компании") "TQC" (total quality control) ("всеобщее управление качеством") и т.д. 4 Знак соответствия Защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. 5 Идентификация Процедура, посредством которой устанавливается соответствие продукции требованиям, которые предъявляются к ней (к данному виду или типу) в нормативных или информационных документах. 6 Международные стандарты Документы, определяющие качественные характеристики товаров и применяемые в международной торговле.
Международные стандарты имеют приоритет над национально-государственными стандартами и применяются при аккредитации предприятий, сертификации продукции, ее экспортировании, допущении для участия в конкурсе на получение государственного заказа и т.д.
7 Модель для обеспечения качества Стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации. 8 Национальная стандартизация Стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.
9 Объект стандартизации Продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или
деятельности.
10
Петля качества
Схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла от определения потребности и проектирования до утилизации.
11 Потери качества Потери, вызванные нереализацией потенциальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности. Примерами потерь качества являются утрата удовлетворенности потребителя, потеря возможности дополнительно увеличить ценность потребителю, организации или обществу, а также расточительное использование ресурсов и материалов
12 Программа качества Документ, который регламентирует конкретные мероприятия по улучшению качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к продукции (услуге, проекту). 13 Региональный стандарт Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации
14 Семейство стандартов ИСО 9000 Все международные стандарты, разработанные Техническим комитетом ИСО/ТК 176. В настоящее время семейство ИСО 9000 включает: все международные стандарты с номерами ИСО 9000-9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004; все международные стандарты с номерами ИСО 10001-10020, в том числе все их части;
ИСО 8402.
15
Сертификат соответствия
Документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. 16 Система качества Совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям. 17 Стандарт Утверждаемый компетентным органом нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации. 18 Стандартизация Деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- безопасности хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности. 19 Стандарт отрасли Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и производящих продукцию (услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. 20 Стандарт предприятия Стандарт, утвержденный предприятием. 21 Унификация Оптимизация количества размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Унификация, как правило, связана с сокращением многообразия. В русской версии термин "унификация" обычно понимают как приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации, терминов, обозначений и т.п. 22 Управление качеством Методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. 23 Функции упорядочения Преодоление неразумного многообразия объектов, сводится к упрощению и ограничению 24 Функция нормотворчества Проявляется в задании норм и требований, применительно к объекту стандартизации Список использованной литературы
I. Нормативные акты.
Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001г. № 519 «О стандартах оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности».
Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1999г. № 113 «О поддержке субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9001».
II. Научная литература.
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. – 376 с.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.- 387 c.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-234 с.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 432.
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 287 с.
Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 189 с.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2005. – 283 с.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 392 с.
Менеджмент. 2-е изд./ Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А.– СПб.: Питер, 2007. – 417 с.
Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 465 с.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. – 238 с.
Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 322 с.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 366 с.
Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 372 с.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 560 с.
Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007.- 286 с.
Управление качеством: Учеб.пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2005. – 387 с.
Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 417 с.
Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 236 с.
Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.
III. Статьи в научных журналах и периодической печати.
Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2005. № 1. – С. 21-25.
Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.С. 9-15.
Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2005 № 3. С. 2-8.
Рысков О.И. Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы // Делопроизводство. 2006. № 4. С. 8-14.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2005. № 2. – С. 31-40.
Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2006. № 6. – С. 2- 9.
Сулейманов Н.Т., Ибрагимов И.М. Современные затратные методы оценки объектов интеллектуальной собственности. // Вопросы оценки. 2005. № 2. – С. 4-13.
Интернет – ресурсы
Официальный сайт вино-водочного завода «Традиция-Качества» //www.diamant-alko.ru
Список сокращений
ВТО – Всемирная торговая организация
ГОС - Государственный образовательный стандарт
ГСС - государственная система стандартизации
СК – система качества
СМК – система менеджмента качества
СУ - система управления
ИСО - Международная организация по стандартизации (International Standards Organization)
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития
AFNOR – Национальная организация по стандартизации во Франции
ASME - Американское общество инженеров-механиков (англ. American Society of Mechanical Engineers, англ. ASME), профессиональная некоммерческая организация, сфокусированная главным образом на проблемах обучения в инженерной и технологической сфере, один из крупнейших в мире издателей технических стандартов.
BS - стандарт, разработанный Британским институтом стандартов
EFQM — Европейский фонд менеджмента качества
EN 29000 – европейский стандарт
ENQA —European Network for Quality Assurance in Higher Education (англ.) Европейская сеть гарантии качества в высшем образовании
DIN – Немецкий институт по стандартизации
UNI – УНИ - Государственный Комитет по Стандартам в Италии
Приложение 1.
Пример диаграммы Исикава
Приложение 2
Контрольная карта Шухарта
Приложение 3
Таблица 1.
Характеристика стандартизации различных отраслей российских предприятий
Наименование отрасли Комментарии Производство электронных компонентов оборудования Большинство предприятий, проходящих сертификацию, либо
активно работают по заказам западных компаний, либо имеют соответствующие амбиции. Производство программного обеспечения программирования С одной стороны, серьезные производители ПО характеризуются сравнительно высокой квалификацией и сама их деятельность способствует успешному внедрению стандартов. С другой стороны, большинство из них работают или хотят работать зарубежным корпоративным заказам.
Фармацевтическая
промышленность, производство
медицинской техники Сравнительно хорошо развитая и благополучная отрасль. Многие фармацевтические предприятия либо принадлежат западным корпорациям, либо являются поставщиками таковых. Кроме того, эта отрасль подлежит жесткому государственному контролю и
регулированию в области качества, причем не только в России, но и во всех странах, в которые ее продукция может экспортироваться. Это делает сертификацию систем качества по ISO 9000 и другим стандартам особенно актуальной задачей.
Пищевая промышленность Главная причина в относительном благополучии производителей. Некоторые из предприятий отрасли
осуществляют также экспорт своей продукции в европейские страны – Швецию, Финляндию, Германию и др. Там сертификация по ISO 9000 является не только преимуществом, но и зачастую обязательным требованием.
Полиграфия и упаковка Эта отрасль в настоящее время бурно развивается. Создаются новые предприятия. И не случайно одна из ключевых групп клиентов типографий – отечественные и зарубежные производители упакованных продуктов питания и потребительских товаров. В этом смысле они следуют за своими потребителями.
Тяжелое машиностроение Одна из первых отраслей, в которую проникли стандарты ISO 9000. Первоначальный мотив прохождения сертификации – стремление работать на экспорт.
Производство комплектующих для автомобилестроения Причина интереса к ISO 9000 и смежным стандартам (например, QS 9000 или TS 16949) кроется в активном развитии автомобилестроительной промышленности в России как отечественной, так и зарубежной.
Так ВАЗ, КАМАЗ и другие отечественные автозаводы проходят или уже прошли сертификацию и рекомендуют сделать то же самое своим поставщикам. Помимо этого с 1997-98 гг. западные производители автомобилей (FORD, Fiat, Renault, Opel и др.) заинтересовались Россией как местом для размещения своих производств. Производство строительных материалов Сравнительно благополучная отрасль. К стандартам ISO 9000 обращаются экспортеры и поставщики российских строителей. Строительная отрасль в городе в последнее время переживает относительный подъем. Как правило, это успешные и интенсивно развивающиеся предприятия.
Причиной интереса к внедрению систем качества у многих из них явилось достижение "предела управляемости" по численности персонала и потребность в пересмотре подхода к управлению. Такие предприятия часто в первую очередь интересует повышение эффективности менеджмента
и лишь во вторую – получение сертификата.
Приложение 4
Принятые критерии продукции завода «Традиция-Качества»
Наименование показателя Гост Р 51355-99, не более Стандарт завода «Традиция-Качество» Массовая концентрация уксусного альдегида, мг/gmi 3,0 2,5 Массовая концентрация сивушного масла, мг/gmi 5,0 1,7 Массовая концентрация сложных эфиров, мг/gmi 5,0 50,
Приложение 5
Показатели качества водки
Показатели
Наименование водки Массовая концентрация уксусного альдегида, мг/дмi Массовая концентрация сивушного масла, мг/дмi Массовая концентрация сложных эфиров,
мг/дмi Требования ГОСТ
Р 51355-99,
не более Стандарт водки,
не более Требования ГОСТ
Р 51355-99,
не более Стандарт водки,
не более Требования ГОСТ
Р 51355-99,
не более Стандарт водки,
не более «Беленькая» 3,0 2,5 5,0 1,7 5,0 0,5 «Беленькая Люкс» 3,0 2,5 5,0 1,6 5,0 0,5 «Беленькая Золотая» 3,0 2,5 5,0 1,5 5,0 0,5 «Беленькая Ржаная» 4,0 3,5 5,0 1,7 10,0 0,5 «Беленькая Кедровая» 4,0 3,5 5,0 1,7 10,0 0,5 «Беленькая На березовых почках» 4,0 3,5 5,0 1,7 10,0 0,5
Приложение 6
Петля качества
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006. - С. 112.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 34.
Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2006. № 6. – С. 2- 9.
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – С. 154.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2006. № 2. – С. 31.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 87.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. – С. 148.
Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.с 9.
Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 233.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 84.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– С. 85.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С. 86.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. – С. 89.
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 92.
Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 94.
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. – С. 96.
Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009– С. 56.
Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005– С. 125.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2005. –С. 132.
Управление качеством: Учеб.пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2006. – С.122.
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. – С. 78.
Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2006. № 6. – С. 3.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007– С. 84.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 39.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 159.
Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 212.
Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2006. № 1. – С. 22.
Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2005 № 3. – С. 23.
Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 235.
Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006. – С. 43.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.– С. 122.
Рысков О.И. Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы // Делопроизводство. 2006. № 4. с 10.
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – С. 49.
Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 51.
Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 132.
Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. –С. 77.
Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007. – С.86.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006. – С.98.
Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2. – С. 14.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007– С. 219.
Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 211.
Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2006. № 6. – С. 4.
Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2005. № 1. – С. 24.
Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 121.
Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С.234.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. – С. 249.
Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2005. № 1. – С. 22.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С. 114.
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 36.
Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2005. № 1. – С. 21.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2005. № 2. – С. 31.
Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 233.
Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.– С.209.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.– С. 31.
Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2005 № 3. – С. 10.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2005.– С. 236.
Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006. –С. 101.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 216.
Рысков О.И. Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы // Делопроизводство. 2006. № 4. с. 11.
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – С. 188.
Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007.-С. 116.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006. – С.229.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2006. – С. 199.
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. – С. 123.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 166.
Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С.261.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2005. № 2. – С. 39.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 168.
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. –С. 171.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. – С. 178.
Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 181.
Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.с. 13.
Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001г. № 519 «О стандартах оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности».
Менеджмент. 2-е изд./ Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А.– СПб.: Питер, 2006. – С.165.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 321.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С. 234.
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 189.
Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 192.
Управление качеством: Учеб.пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2005. – С. 211.
Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венгер./ Общ.ред. и вст. ст. Б.В. Сазанова. – М.: Прогресс, 2003. – С. 156.
Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 201.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. – С. 211.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2006. № 2. – С. 40.
Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2005. № 6. – С. 9.
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – С. 234.
Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2005 № 3. – С. 14.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2005. – С. 127.
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – С. 239.
Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 312.
Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. –С. 122.
Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006– С. 136.
Стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства
Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – С. 247.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 116.
Рысков О.И. Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы // Делопроизводство. 2006. № 4. С.14.
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. -С. 217.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. – С. 136.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2005. № 2. – С. 37.
Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 197.
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – С. 211.
Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007. – С. 223.
Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2005. № 6. – С. 8.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.
С. 137.
Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2. С. 14.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- С. 189.
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С. 197.
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 145.
Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2005 № 3. - С. 36.
Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2005. № 2. – С. 37.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. – С. 237.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 112.
Рысков О.И. Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы // Делопроизводство. 2006. № 4. С. 14.
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – С. 114.
Управление качеством: Учеб.пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2005. – С. 215.
Официальный сайт вино-водочного завода «Традиция-Качества» //www.diamant-alko.ru
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. – С. 231.
Стандарт, принятый Международной федерацией национальных организаций, ведающих стандартами (ИСО).
2
I. Нормативные акты.
1.Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001г. № 519 «О стандартах оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности».
2.Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1999г. № 113 «О поддержке субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9001».
II. Научная литература.
1.Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005. – 376 с.
2.Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.- 387 c.
3.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-234 с.
4.Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.
5.Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 432.
6.Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 287 с.
7.Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 189 с.
8.Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2005. – 283 с.
9.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 392 с.
10.Менеджмент. 2-е изд./ Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А.– СПб.: Питер, 2007. – 417 с.
11.Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 465 с.
12.Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. – 238 с.
13.Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 322 с.
14.Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 366 с.
15.Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 372 с.
16.Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.
17.Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 560 с.
18.Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007.- 286 с.
19.Управление качеством: Учеб.пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2005. – 387 с.
20.Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 417 с.
21.Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 236 с.
22.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.
III. Статьи в научных журналах и периодической печати.
1.Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2005. № 1. – С. 21-25.
2.Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.С. 9-15.
3.Митченко О.Ю., Рысков О.И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2005 № 3. С. 2-8.
4.Рысков О.И. Управление документами в европейских странах: обзор нормативной базы // Делопроизводство. 2006. № 4. С. 8-14.
5.Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2005. № 2. – С. 31-40.
6.Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2006. № 6. – С. 2- 9.
7.Сулейманов Н.Т., Ибрагимов И.М. Современные затратные методы оценки объектов интеллектуальной собственности. // Вопросы оценки. 2005. № 2. – С. 4-13.
Интернет – ресурсы
1.Официальный сайт вино-водочного завода «Традиция-Качества» //www.diamant-alko.ru
Вопрос-ответ:
Что такое управление качеством на основе использования международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов Гостов?
Управление качеством на основе использования международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов Гостов - это система организационных мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества продукции и удовлетворение требований клиентов. Она основывается на использовании стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов Гостов, которые определяют требования к системе менеджмента качества и специфицируют процессы и процедуры, необходимые для обеспечения качества продукции.
Каково значение стандартизации в управлении качеством продукции на производстве?
Стандартизация играет важную роль в управлении качеством продукции на производстве. Она позволяет обеспечить единые требования к качеству продукции и унифицировать процессы ее производства. Стандарты ИСО серии 9000 и отечественные стандарты Гостов устанавливают общие принципы управления качеством, что способствует снижению рисков и повышению надежности продукции. Благодаря стандартизации возможна стандартизация качества продукции и повышение конкурентоспособности предприятия.
Каков анализ общей ситуации применения стандартизации в РФ?
Анализ общей ситуации применения стандартизации в РФ показывает, что стандартизация является важным элементом развития отечественного производства. В России широко используются как международные стандарты ИСО серии 9000, так и отечественные стандарты Гостов. Однако, есть еще некоторые проблемы, связанные с недостаточной информированностью предприятий о стандартах и неполным применением стандартов при осуществлении процессов производства и контроля качества. Необходимо продолжать работу по распространению и применению стандартов с целью повышения качества продукции.
Зачем нужно использовать международные стандарты ИСО серии 9000 и отечественные стандарты ГОСТы в управлении качеством?
Использование международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов ГОСТов в управлении качеством позволяет организациям установить и поддерживать эффективную систему управления качеством, которая соответствует международным и отечественным требованиям. Такие стандарты определяют принципы управления качеством, а также устанавливают требования к процессам и процедурам, которые помогают достичь высокого качества продукции или услуг.
Какое значение имеет стандартизация в управлении качеством продукции на производстве?
Стандартизация играет важную роль в управлении качеством продукции на производстве. Она позволяет установить единые стандарты и требования к продукции, что облегчает контроль и оценку качества. Благодаря стандартизации организации могут обеспечить согласованность и повторяемость процессов производства, а также улучшить взаимодействие с поставщиками и заказчиками.
Каковы основные преимущества международных стандартов ИСО серии 9000?
Международные стандарты ИСО серии 9000 имеют ряд преимуществ. Во-первых, они гарантируют соответствие продукции или услуг международным требованиям. Во-вторых, они помогают организациям повысить эффективность и производительность, оптимизировать процессы и управление ресурсами. Кроме того, стандарты ИСО серии 9000 способствуют улучшению взаимодействия с партнерами и клиентами и повышают репутацию организации на рынке.
Как развивалась и формировалась система международных стандартов ИСО серии 9000?
ИСО серия 9000 была разработана и введена в действие Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987 году. Вначале были опубликованы три стандарта: ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. В 2000 году был выпущен новый стандарт ИСО 9000:2000, который объединил эти три стандарта в единую систему. В последующие годы были выпущены обновленные версии стандартов ИСО 9000:2008 и ИСО 9001:2015.
Зачем нужно управление качеством на производстве?
Управление качеством на производстве необходимо для достижения высокого уровня качества продукции, удовлетворения потребностей клиентов и повышения конкурентоспособности компании.