Тема любви в цикле

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 45 45 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 29.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Лирический цикл как жанр 6
1.1 Заголовочный комплекс 6
1.2 Композиция 12
1.3 Лирический герой 15
1.4 Автор 17
Глава 2 История цикла «Любовь хулигана» С. А. Есенина 20
2.1 История написания и публикации цикла 20
2.2 Изучение цикла 23
Глава 3 Тема любви в цикле «Любовь хулигана» С. А. Есенина 27
3.1 Заголовочный комплекс 27
3.2 Композиция 30
3.3 Лирический герой 33
3.4 Автор 37
Заключение 40
Список использованных источников 41

Фрагмент для ознакомления

Например, в стихотворении «Ты такая ж простая, как все…» на основе противопоставления более ярко иллюстрируется духовное преображение лирического героя, а те «кроткие и нежные песни» в конце цикла подвергаются лирическим героем своеобразной иронии. Он говорит в предпоследнем стихотворении цикла «Ты прохладой меня не мучай»:И любовь, не забавное ль дело? // Ты целуешь, а губы как жесть… Последнее же стихотворение транслирует настоящее разочарование лирического субъекта в любовных чувствах, его горестную утрату «голубого пожара» страсти, который так отчаянно бушевал в его душе в самом начале художественного единства. И теперь он называет любовь болезнью, «мрачными силами», которые, возможно, в будущем будут ещё не раз напоминать о себе, приходя с «обликом ласковым» и «обликом милым», всплывающим в сознании.Циклическая структура анализируемого произведения позволила рассмотреть и образ лирического героя в динамике. Так, в начальном стихотворении художественного целого он представляется пылким влюблённым, осознающим, что любовь сможет его преобразить. Затем в душе лирического героя происходит нарастание ощущения чуждости любимой женщины. В последнем же стихотворении «Любви хулигана» звучат слова об уходе любовного чувства из сердца лирического героя. Он признаётся, что разлюбил свою женщину, что их жизнь «пронеслась без следа». Лирический субъект понимает, что любовь не имеет целительной силы, наоборот, она сама является болезнью. Фигура автора оказывается близка лирическому герою произведения. Об этом сигнализирует упоминание в тексте цикла о возрасте лирического субъекта, его поведении, бедственном положении. Кроме того, в жизни Есенина, действительно, был эпизод отношений с московской актрисой АвгустойМиклашевской, кому и было адресовано произведения, поскольку изначально имело посвящение именно этой женщине. Таким образом, тема любви становится центральной в анализируемом произведении. За счёт её развития более чётко вырисовывается образ лирического героя, происходит его постепенное погружение в собственный внутренний мир. Она же является одной из художественных скреп произведения, поддерживающих его целостность, наряду с общим лирическим героем, общим заглавием, единством композиции.

Список использованных источников

1. Алексеева А. А. «Москва кабацкая» С. А. Есенина как художественное единство // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Кострома, 2015. – № 3. – С. 103–106.
2. Алексеева А. А. Циклизация в творчестве новокрестьянских поэтов 1920–1930-х годов (С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, А. В. Ширяевец) [Текст]: дис ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Алексеева Анастасия Андреевна. – Кострома, 2019. – 243 с.
3. Базанов В. В. Сергей Есенин и книгоиздательство «Московская трудовая артель художников слова» (1918-1920) [Текст] / В. В. Базанов // Есенин и современность: сборник. – М.: Современник, 1975. – С. 120–141.
4. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. А. Есенина [Текст] / Л. Л. Бельская. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
5. Блок А. А. Собрание сочинений: в 8-ми т. Т. 1 [Текст] / А. А. Блок; под ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 774 с.
6. Быкова А. Л. «Не жалею, не зову, не плачу…» как заключительное стихотворение книги С. А. Есенина «Москва кабацкая» / А. Л. Быкова, С. Н. Пяткин // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. – Горно-Алтайск, 2012. – № 2. – С. 243–245.
7. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины [Текст]. – М.: Высшая школа, 1999. – 560 с.
8. Гинзбург Л. Я. О лирике [Текст] / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Советский писатель, 1964. – 378 с.
9. Дарвин М. Н. Европейские традиции в становлении понятия цикла [Текст] / Н. М. Дарвин // Европейский лирический цикл: Ист. и сравн. Изучение: материалы междунар. науч. конф. / сост. М. Н. Дарвин. – М.: РГГУ, 2003. – С. 38-49.
10. Дарвин М. Н. Проблема цикла в изучении лирики: учебное пособие [Текст] / М. Н. Дарвин. – Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1983. – 104 с.
11. Дарвин М. Н. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания [Текст] / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа. – Новосибирск: Наука, 2001. – 293 с.
12. Димова Л. К. К определению лирического цикла [Текст] / Л. К. Димова // Русская филология. – Тарту: Тарт. ГУ, 1975. – Вып. 4. – С. 3–10.
13. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: в 7-ми томах. Т. 1: Стихотворения [Текст] / С. А. Есенин; подгот. текстов и коммент. А. А. Козловского; под ред. Ю. Л. Прокушева. – М.: Наука; Голос, 2005. – 573 с.
14. Земсков В. В творческой лаборатории Есенина [Текст] / В. Земсков, И. Правдина // Русская литература. – 1960. – № 1. – С. 177–192.
15. Карпов Е. Л. Драматическое своеобразие лиризма Есенина в цикле «Москва кабацкая» из книги «Стихи скандалиста» [Текст] / Е. Л. Карпов // Творчество С. А. Есенина. Традиции и новаторство: научные труды / отв. ред. Д. Д. Ивлев. – Рига: Изд-во Латвийского университета, 1990. – С. 43–56.
16. Ляпина Л. Е. Проблема целостности лирического цикла [Текст] / Л. Е. Ляпина // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. – Донецк, 1977. – С. 164–166. [б. и.]
17. Мекш Э. Б. Сюжетно-композиционная система книги стихов С. А. Есенина «Москва кабацкая» [Текст] / Э. Б. Мекш // Сюжетосложение в русской литературе: сб. статей. – Даугавпилс : Даугавпилсский педагогический институт, 1980. – С. 105–113.
18. Мещеряков М. И. Краткий словарь литературных терминов [Текст]. – М.: Мегатрон, 1998. – 58 с.
19. Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов [Текст] / З. Г. Минц // Творчество А. А. Блока и русская культура ХХ века: Блоковский сборник III. Вып. 459. – Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1979. – С. 76–120.
20. Мирошникова О. В. Анализ и интерпретация лирического цикла «Мефистофель» К. К. Случевского: учеб. пособие [Текст] / О. В. Мирошникова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. – 138 с.
21. Михайлов А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии [Текст] / А. И. Михайлов; отв. ред. В. А. Ковалев. – Л.: Наука, 1990. – 278 с.
22. Михайлов А. И. Человек и мир в поэтической концепции Есенина [Текст] / А. И. Михайлов // Творчество С. А. Есенина. Традиции и новаторство: Научные труды / отв. ред. Д. Д. Ивлев. – Рига: Латвийский университет, 1990. – С. 4–27.
23. Неженец Н. И. Поэзия народных традиций [Текст] / Н. И. Неженец. – М.: Наука, 1988. – 208 с.
24. Петрова М. А. Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С. А. Есенина [Текст]: автореферат дисс… канд. филол. наук: 10.01.01 / Петрова Мария Алексеевна. – М., 2013. – 24 с.
25. Поварницына Н. С. Свобода творчества и феномен хулиганства в русской лирике Серебряного века (В. Брюсов, В. Каменский, С. Есенин) [Текст]: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Поварницына Наталья Сергеевна. – Ижевск, 2009. – 198 с.
26. Пяткин С. Н. «Прощание с хулиганством» Есенина как филологический миф // Есенин и поэзия России XX­XXI веков: традиции и новаторство. Материалы международной научной конференции. – Москва – Рязань – Константиново. – 2004. – С. 216­222.
27. Пяткин С. Н. Пушкин в художественном сознании Есенина [Текст]: автореферат дисс… доктора филол. наук: 10.01.01 / Пяткин Сергей Николаевич. – Великий Новгород, 2007. – 40 с.
28. Савченко Т. К. Есенин и русская литература XX века: влияния и взаимовлияния, литературно-творческие связи [Текст] / Т. К. Савченко. – М.: Русскiй мiръ, 2014. – 560 с.
29. Сапогов В. А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока [Текст] / В. А. Сапогов // Язык и стиль художественного произведения: тезисы докладов IX науч.-теорет. и метод. конференции. – М.: Изд-во Московского пед. ин-та, 1966. – 90 с.
30. Сапогов В. А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока [Текст] / В. А. Сапогов // Язык и стиль художественного произведения: тезисы докладов IX науч.-теорет. и метод. конференции. – М.: Изд-во Московского пед. ин-та, 1966. – 90 с.
31. Сапогов В. А. Цикл [Текст] / В. А. Сапогов // Краткая литературная энциклопедия: в 9-ти томах. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т. 8. – С. 398.
32. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2-х томах. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика [Текст]/ под ред. Н. Д. Тамарченко – М.: Академия, 2004. – 512 с.
33. Флёрко Л. В. Классификация и типология лирических циклов в литературоведении [Текст] / Л. В. Флёрко // Вестник Казахского национального университета. – Алматы, 2011. – № 1. – С. 61–65.
34. Фоменко И. В. Поэтика лирического цикла [Текст]: автореф. дис. … докт. филол. наук: 10.01.08 / Фоменко Игорь Владимирович. – М., 1990. – 34 с.
35. Фролова А. В. Художественная аксиология новокрестьянской поэзии первой трети ХХ века : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 [Текст] / Фролова Анна Васильевна. – Воронеж, 2006. – 20 с.
36. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник [Текст]. – 3-е изд., испр. и доп. / В. Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.

Вопрос-ответ:

В чем заключается особенность лирического цикла?

Особенностью лирического цикла является объединение нескольких стихотворений в единую композицию, где каждое произведение имеет целью передать определенную эмоциональную тему или идею.

Какова история написания и публикации цикла "Любовь хулигана" С.А. Есенина?

Цикл "Любовь хулигана" был написан С.А. Есениным в 1914 году и сразу же получил признание критиков. В 1916 году цикл был опубликован в сборнике стихов "Цыганские мотивы".

Какая тема преобладает в цикле "Любовь хулигана" С.А. Есенина?

В цикле "Любовь хулигана" главной темой является любовь. Есенин изображает разные виды и проявления любви, включая страсть, скорбь, предательство и искренность чувств.

Какой герой является лирическим в цикле "Любовь хулигана"?

Лирическим героем в цикле "Любовь хулигана" является сам Есенин, который отражает свои личные переживания и эмоции через образы влюбленного и страдающего человека.

Какова роль автора в цикле "Любовь хулигана" С.А. Есенина?

Автор, С.А. Есенин, играет важную роль в цикле "Любовь хулигана". Через свои стихи он передает свои чувства, эмоции и мысли, создавая атмосферу и настроение, характерные для темы любви.

Какой жанр представляет лирический цикл "Оглавление 3"?

Лирический цикл "Оглавление 3" представляет собой жанр, основанный на объединении нескольких лирических произведений в одну композицию.

Какое место занимает тема любви в цикле "Любовь хулигана" С.А. Есенина?

Тема любви занимает одно из центральных мест в цикле "Любовь хулигана" С.А. Есенина. Она доминирует в стихотворениях и пронизывает всю композицию цикла.

Какие особенности авторского стиля присутствуют в цикле "Любовь хулигана" С.А. Есенина?

В цикле "Любовь хулигана" С.А. Есенина присутствуют такие особенности авторского стиля, как глубокая эмоциональность, использование образов и символики, простая и понятная речь, а также оригинальная ритмика стихов.