Развитие внимания у детей дошкольного возроста (на примере Муниципального дошкольного образовательного учереждения Детского сада №78 Московская облость ,Раменский р-он ,пос.Совхоза
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 25.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретическое основы развития внимания у детей дошкольного возраста. 7
1.1. Сущность и содержание понятие внимание 7
1.2. Особенности внимания у детей дошкольного возраста 15
1.3. Психолого-педагогические условия и средства развития внимания детей дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 28
2. Практическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста…. 28
2.1. Изучение уровней развития внимания у детей дошкольного возраста 29
2.2. Анализ и подбор упражнений по развитию внимания у детей дошкольного возраста 36
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 43
Выводы по главе 2 47
Заключение 50
Список литературы 50
Приложение 58
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, сосредоточения, продуктивности и объема).Задачи: 1. Развитие произвольного внимания и его свойств.2. Развитие способности запоминать любой объем материала через игровую деятельность. 3. Сенсорное развитие как одно из направлений умственного развития; развитие восприятия в сочетании с практическими действиями; подготовка ребенка к овладению навыками письма, чтения, счета. 4. Развитие способности к установлению связей и отношений между предметами логическим путем, умения выделять существенные признаки предмета; синтезировать различные признаки в целое представление о предмете; сравнивать предметы и выявлять различия в них и т.д. 5. Повышение уверенности в себе: устранение внутреннего конфликта ребенка; расширение эмоционального опыта; повышение самооценки.Возрастная группа:старший дошкольный возрастКоличество детей: группа старших дошкольников (10 человек). Принципы: - принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия. - принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия. - принцип систематичности, последовательности и постепенности. Структура и содержание программы представлены в таблицах 4,5.Таблица 4Структура и содержание программыЗанятие №1 Знакомство, знакомство с правилами работы; развитие коммуникативных навыков, восприятия, произвольного внимания, его концентрации и переключения Занятие №2 Развитие концентрации и объема внимания; формирование умения следовать образцу; развитие мелкой моторики, мышленияЗанятие №3Развитие концентрации и переключения внимания, логического мышления, обогащение активного словаря, умения ориентироваться на плоскости Занятие №4Развитие произвольного внимания, обучение ребенка сравнивать предметы, находить признаки сходства и различияТаблица 5Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возрастаНеделяСвойство вниманияНазвание игрового упражненияОборудованиеСодержание1 неделяОбъем «Исключение лишнего» Карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор. Сосредоточение«Выкладывание узора из мозаики» Мозаика, образец. Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Продуктивность«Назови животных» Рисунок с изображением замаскированных животных. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных животных, среди которых ему надо отыскать диких животных. Инструкция: «Посмотри, на этой картинке животные спрятались от тебя. Начинай искать диких животных». Устойчивость «Найди ошибки» Картинка, на которой допущено 5- 6 ошибок. Ребенку предлагается найти ошибки на картинке. Сосредоточение«Найди отличия» Карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. 2 неделяОбъем «Воспроизведение геометрических фигур» Карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе. Сосредоточение«Нанизывание бусинок» Образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы. Продуктивность«Строители» Бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу. Устойчивость «Кого испугался охотник» Рисунок с изображением леса, зверей и охотника. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник. Таким образом, нами была организована и проведена программа развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Подобраны упражнения, исходя из целей каждого занятия. Нами были реализованы психолого-педагогические условия: – использование развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте; – использование развивающих заданий по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема.2.3. Анализ результатов контрольного экспериментаНа контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе эксперимента фиксировались в рабочих таблицах (Приложение 7, 8), основываясь на которые были составлены сводные таблицы для экспериментальной (таблица 6) и контрольной групп (таблица 7).Таблица 6Результаты диагностики развития внимания у детей дошкольного возраста на контрольном этапе в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньСосредоточение внимания 100% (10 чел.)0% (0 чел.)0% (0 чел.)Продуктивность иустойчивость внимания60% (6 чел.)40% (4 чел.)0% (0 чел.)Объем внимания90% (9 чел.)10% (1 чел.)0% (0 чел.)Сосредоточение и устойчивость внимания100% (0 чел.)0% (0 чел.)0% (0 чел.)Таблица 7Результаты диагностики развития внимания у детей дошкольного возраста на контрольной этапе в контрольной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньСосредоточение внимания 50% (5 чел.)50% (5 чел.)0% (0 чел.)Продуктивность иустойчивость внимания10% (1 чел.)50% (5 чел.)40% (4 чел.)Объем внимания30% (3 чел.)60% (6 чел.)10% (1 чел.)Сосредоточение иустойчивость внимания0% (0 чел.)30% (3 чел.)70% (7 чел.)В результате повторной диагностики развития внимания у детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень сосредоточения (100%) и устойчивости внимания (100%). Средний балл по данным методикам в группе – 3 балла.Испытуемые экспериментальной группы (90%) обладаютвысоким уровнем развития такого свойства внимания как объем внимания, 10% детей имеют среднее значения данного показателя. Средний балл по данной методике в группе – 2,9 балла.В экспериментальной группе у детей преобладает высокий уровень развития продуктивности иустойчивости внимания (60%), у 40% испытуемых средний уровень развития продуктивности иустойчивости внимания. Средний балл по данной методике в группе – 2,6 балла.Таким образом, можно заключить, что после проведения формирующего этапа исследования удетей отмечается высокий уровень развития внимания повсем изучаемым характеристикам:-сосредоточение внимания;-продуктивность внимания;-объем внимания;-устойчивость внимания.В контрольной группе результаты диагностики на контрольном этапе по сравнению с констатирующим практически не изменились. Уровень развития сосредоточения внимания остался на высоком (50%) и среднем уровне (50%). Дети контрольной группы показали средний уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (50%), у 40% испытуемых низкий уровень, и лишь 10% детей показали высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания. Большинство детей контрольной группы показали средний уровень объема внимания (60%), 30% детей отличаются высоким уровнем развития объема внимания, и 10% детей – низким.Испытуемые контрольной группы (70%) показали низкий уровень развития такого свойства внимания как сосредоточение и устойчивость, 30% детей имеют среднее значения данного показателя.По результатам повторной диагностики детей в контрольной и экспериментальной группе, можно утверждать, что уровень развития внимания экспериментальной группы значительно повысился, по сравнению с контрольной группой. Т.е. у детей экспериментальной группы после проведения формирующего этапаисследования уровень развития внимания повсем изучаемым характеристикам повысился, что свидельствует об эффективности проведенной работы.Более наглядно результаты диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной группе представлены в виде диаграммы (рис. 1).Рис. 1.Результаты диагностики уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возрастана констатирующем и контрольном этапе в экспериментальной группеОбнаруженные особенности в развитии внимания у детей дошкольного возраста экспериментальной группы были рассмотрены нами спозиций Т-критерия Стьюдента, полученные результаты представлены в таблице 8.Таблица 8Развитие внимания удетей дошкольного возраста экспериментальной группы спозиций Т-критерия СтьюдентаПоказатели методикСр. знач. на констат. этапеСр. знач. на контр. этапеТ-критерийСосредоточение внимания2,53— 0,0202Продуктивность иустойчивость1,72,62,9234Объем внимания2,32,92,7849Сосредоточенность иустойчивость1,433,7197Полученные данные показывают наличие значимых различий на констатирующем и контрольном этапе всосредоточенности иустойчивости внимания, которая наиболее выражена после проведения формирующего этапа исследования (при р<=0,01).Обнаруженный факт свидетельствует отом, что удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы уровень развития сосредоточенности иустойчивости внимания повысился.Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что развитие внимание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если при этом использовать развивающие упражнения и задания по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте, была доказана.Выводы по главе 2В результате практического исследования по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста мы можем сделать следующие выводы:В результате первичной диагностики было выявлено, что у детей контрольной и экспериментальной групп недостаточный уровень развития внимания. Большинство дошкольников демонстрирует средний уровень развития таких свойств внимания как продуктивность (50%), объем (60%), отмечается низкий уровень развития таких свойств внимания как сосредоточение и устойчивость (70% и 60%). Что говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста.В связи с чем нами была разработана и апробирована программа занятий, направленная на развитие внимания у старших дошкольников, с учетом обозначенных в гипотезе педагогических условий:– использование развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте; – использование развивающих заданий по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема.Формирующая работа проводилась только с детьми экспериментальной группы.На контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе. В результате повторной диагностики развития внимания у детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень сосредоточения (100%) и устойчивости внимания (100%). Испытуемые экспериментальной группы (90%) обладают высоким уровнем развития такого свойства внимания как объем внимания, 10% детей имеют среднее значения данного показателя. В экспериментальной группе у детей преобладает высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (60%), у 40% испытуемых средний уровень развития продуктивности и устойчивости внимания. В контрольной группе результаты диагностики на контрольном этапе по сравнению с констатирующим практически не изменились. Уровень развития сосредоточения внимания остался на высоком (50%) и среднем уровне (50%), уровень развития продуктивности и устойчивости внимания – на среднем (50%) и низком (40%). Большинство детей контрольной группы показали средний уровень объема внимания (60%), низкий уровень развития такого свойства внимания как сосредоточение и устойчивость (70%).По результатам повторной диагностики детей в контрольной и экспериментальной группе, можно утверждать, что уровень развития внимания экспериментальной группы значительно повысился, по сравнению с контрольной группой. Т.е. у детей экспериментальной группы после проведения формирующего этапаисследования уровень развития внимания повсем изучаемым характеристикам повысился, что свидельствует об эффективности проведенной работы.Обнаруженные особенности в развитии внимания у детей дошкольного возраста экспериментальной группы были рассмотрены нами спозиций Т-критерия Стьюдента. Полученные данные показали наличие значимых различий на констатирующем и контрольном этапе всосредоточенности иустойчивости внимания, которая наиболее выражена после проведения формирующего этапа исследования (при р<=0,01).Обнаруженный факт свидетельствует отом, что удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы уровень развития сосредоточенности иустойчивости внимания повысился.Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что развитие внимание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если при этом использовать развивающие упражнения и задания по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте, была доказана.ЗаключениеЦелью нашего исследования явилосьизучение развития внимания у детей дошкольного возраста.Для достижения данной цели мы провели теоретический анализ по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста и пришли к определённым выводам:Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности.Проблемой развития внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные ученые, такие как Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов и др. В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Главные особенности развития внимания в дошкольном возрасте: существенное возрастание его концентрации, объема и устойчивости; появление элементов произвольности в регулировании внимания на основе речевого развития и развития интеллекта; появление опосредованности внимания; появление элементов послепроизвольного внимания.Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий: – использование развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте; – использование развивающих заданий по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема.Проверка названных условий осуществлялась нами в ходе практического исследования.На констатирующем этапе нами была проведена диагностика имеющегося уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. В результате первичной диагностики было выявлено, что у детей контрольной и экспериментальной групп недостаточный уровень развития внимания. Большинство дошкольников демонстрирует средний уровень развития таких свойств внимания как продуктивность (50%), объем (60%), отмечается низкий уровень развития таких свойств внимания как сосредоточение и устойчивость (70% и 60%). Что говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста.В связи с чем был организован формирующий этап, цель которого проектирование и проведение системы работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста. Формирующая работа проводилась только с детьми экспериментальной группы. Нами была разработана и апробирована программа занятий, направленная на развитие внимания у старших дошкольников, с учетом обозначенных в гипотезе педагогических условий:– использование развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте; – использование развивающих заданий по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема.На контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе. В результате повторной диагностики развития внимания у детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень сосредоточения (100%) и устойчивости внимания (100%). Испытуемые экспериментальной группы (90%) обладают высоким уровнем развития такого свойства внимания как объем внимания, 10% детей имеют среднее значения данного показателя. В экспериментальной группе у детей преобладает высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (60%), у 40% испытуемых средний уровень развития продуктивности и устойчивости внимания. В контрольной группе результаты диагностики на контрольном этапе по сравнению с констатирующим практически не изменились. Уровень развития сосредоточения внимания остался на высоком (50%) и среднем уровне (50%), уровень развития продуктивности и устойчивости внимания - на среднем (50%) и низком (40%). Большинство детей контрольной группы показали средний уровень объема внимания (60%), низкий уровень развития такого свойства внимания как сосредоточение и устойчивость (70%).По результатам повторной диагностики детей в контрольной и экспериментальной группе, можно утверждать, что уровень развития внимания экспериментальной группы значительно повысился, по сравнению с контрольной группой. Т.е. у детей экспериментальной группы после проведения формирующего этапаисследования уровень развития внимания повсем изучаемым характеристикам повысился, что свидельствует об эффективности проведенной работы.Обнаруженные особенности в развитии внимания у детей дошкольного возраста экспериментальной группы были рассмотрены нами спозиций Т-критерия Стьюдента. Полученные данные показали наличие значимых различий на констатирующем и контрольном этапе всосредоточенности иустойчивости внимания, которая наиболее выражена после проведения формирующего этапа исследования (при р<=0,01).Обнаруженный факт свидетельствует отом, что удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы уровень развития сосредоточенности иустойчивости внимания повысился.Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие внимание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если при этом использовать развивающие упражнения и задания по развитию свойств внимания: продуктивности, устойчивости, сосредоточенности, объема с учетом закономерностей развития внимания в старшем дошкольном возрасте.Список литературыАнаньев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. – М.: Мысль, 2015. – 282 с.: ил., табл.; 24 см. – ISBN 978-5-49807-869-4 (в пер.)Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст]/ Под ред. И.И. Баскаковой. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 164 с. – ISBN5-87224-093-7.Богданова, Т.И. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст]/ Т.И. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Сфера, 2014. – 281 с. – ISBN5-86825-002-8.Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 112 с. – ISBN 5-89144-166-7.Вундт, В. Память и внимание[Текст]: В кн. избр. псих. произв / под ред. В. Вундта. – М.: Просвещение, 2014. – 372 с. – ISBN5-318-00473-3.Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст]/ под ред. Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 186 с. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 512 с. – ISBN5-699-03524-9.Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс]: Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. – С. 415-424. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107903. Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения [Текст]/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Мысль, 2005. – 324 с.Гатанова, М.В. Развиваю внимание [Текст]: Пособие для подгот. детей к школе/ М.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2000. – 143, [1] с.: ил.; 26 см. – ISBN 5-8046-0181-4.Григорович, Л.А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе [Текст]/ Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская. – М.: АСТ, 2009. – 195 с.Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст]/ под ред. Н.Ф. Добрынина. –М.: Просвещение, 2005. – 256 с. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание [Текст]/ под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 2008. – 118 с. Ермолава, О.Ю. Внимание школьника [Текст]/ О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. – М.: Педагогика, 2011. – 328 с.Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка [Текст]/ А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 320 с.Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (21.964) / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Иваново: [б. и.], 1970. – 28 с.Маклаков,А.Г. Общаяпсихология[Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.:Питер, 2020. – 583 с. – ISBN 978-5-4461-1062-9.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология»/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – 5-е изд.. – М.: Академия, 2010. – 509, [2] с., [1] л. портр.; 24 см.; ISBN 978-5-89357-230-8.Лурия, А. Р. Внимание и память[Текст]: Материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. – М.: Сфера, 2014. – 291 с.Немов, Р.С. Общая психология [Текст]в 3 т., т. 2, в 4 кн. – Книга 2 «Внимание и память» / Р.С. Немов. – 6-е изд. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. – 262 с.Немов, Р.С. Психология[Текст]. В 3-х кн. Кн. 1.: Основы общей психологии: учебник для студентов / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 687 с.Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: МГУ, 2002. – 152 с.Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания[Текст]: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 104 с.– ISBN5-89144-220-5.Петрова, Е.В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх [Электронный ресурс]/ Е. В. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 323-325. – URL: https://moluch.ru/archive/153/42439/ (дата обращения: 13.06.2020).Путляева, Л.В. Воспитание внимания [Текст]/ Л.В. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С.58-65.Пылаева, Н.М. Школа внимания[Текст]: Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет/ Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Н.В. Кузьмина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 388 с. – ISBN5-89404-026-4.Рибо, Т. Психология внимания [Текст]/ Т. Рибо. – М.: Мысль, 2009. – 281 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ под ред. С.Л. Рубинштейна. – СПб: Издательство «Питер», 2016. – 276 с. – ISBN978-5-459-01141-8.Самохвалова, В. И. Возрастные и индивидуальные различия внимания [Текст]/ В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия внимания. – М.: Просвещение, 2007. – 118 с.Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]/ Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Акад. развития, 2007. – 240 с.Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст]/ О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 368 с.Узнадзе, Д.Н. Установка у человек [Текст]: Хрестоматия по вниманию / Д.Н. Узнадзе. – М., 1976. – 266 с.Ухтомский, А.А. Доминанта [Текст]/ А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.Яновский, М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания [Текст]/ М.И. Яновский // Вопросы психологии. – 2005. – N6. – С.91-97.Приложение 1Стимульный материал к методике «Найди отличия» Приложение 2Стимульный материал к методике «Найди ивычеркни»Приложение 3Стимульный материал к методике «Исследование объема внимания»Приложение 4Стимульный материал к методике изучения сосредточения и устойчивости вниманияПриложение 5Рабочая таблица первичной диагностики развития внимания у детей дошкольного возраста в экспериментальной группеФИО ребенкаСосредоточение внимания (баллы)Продуктивность иустойчивость внимания (баллы)Объем внимания (баллы)Сосредоточение иустойчивость внимания (баллы)Элина А.3232Артем Б.3332Никита Б.2121Софья Б.3221Дарья Б.3221Кирилл М.3222Артем М.2221Дарья Г.2131Дарина А.2121Арина П.2111Средний результат2,51,72,31,4Приложение 6Рабочая таблица первичной диагностики развития внимания у детей дошкольного возраста в контрольной группеФИО ребенкаСосредоточение внимания (баллы)Продуктивность иустойчивость внимания (баллы)Объем внимания (баллы)Сосредоточение иустойчивость внимания (баллы)Злата Д.3232Матвей А.3232Алиса Р.2222Максим З.3222Николай Д.3221Мария К.3221София С.2121Саша В.2121Полина Е.2111Ульяна П.2111Средний результат2,51,62,01,4Приложение 7Рабочая таблица повторной диагностики развития внимания у детей дошкольного возраста в экспериментальной группеФИО ребенкаСосредоточение внимания (баллы)Продуктивность иустойчивость внимания (баллы)Объем внимания (баллы)Сосредоточение иустойчивость внимания (баллы)Элина А.3333Артем Б.3333Никита Б.3233Софья Б.3333Дарья Б.3333Кирилл М.3333Артем М.3233Дарья Г.3233Дарина А.3323Арина П.3233Средний результат32,62,93Приложение 8Рабочая таблица повторной диагностики развития внимания у детей дошкольного возраста в контрольной группеФИО ребенкаСосредоточение внимания (баллы)Продуктивность иустойчивость внимания (баллы)Объем внимания (баллы)Сосредоточение иустойчивость внимания (баллы)Злата Д.3232Матвей А.3332Алиса Р.2121Максим З.3221Николай Д.3221Мария К.3222София С.2221Саша В.2131Полина Е.2121Ульяна П.2111Средний результат2,51,72,31,4
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. – М.: Мысль, 2015. – 282 с.: ил., табл.; 24 см. – ISBN 978-5-49807-869-4 (в пер.)
2. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / Под ред. И.И. Баскаковой. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 164 с. – ISBN 5-87224-093-7.
3. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.И. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Сфера, 2014. – 281 с. – ISBN 5-86825-002-8.
4. Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 112 с. – ISBN 5-89144-166-7.
5. Вундт, В. Память и внимание [Текст]: В кн. избр. псих. произв / под ред. В. Вундта. – М.: Просвещение, 2014. – 372 с. – ISBN 5-318-00473-3.
6. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / под ред. Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 186 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 512 с. – ISBN 5-699-03524-9.
8. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс]: Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. – С. 415-424. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107903.
9. Гальперин, П. Я. Расстройства внимания и методы их устранения [Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Мысль, 2005. – 324 с.
10. Гатанова, М. В. Развиваю внимание [Текст]: Пособие для подгот. детей к школе / М.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2000. – 143, [1] с.: ил.; 26 см. – ISBN 5-8046-0181-4.
11. Григорович, Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе [Текст] / Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская. – М.: АСТ, 2009. – 195 с.
12. Добрынин, Н. Ф. Внимание и его воспитание [Текст] / под ред. Н.Ф. Добрынина. –М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
13. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание [Текст] / под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 2008. – 118 с.
14. Ермолава, О. Ю. Внимание школьника [Текст] / О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. – М.: Педагогика, 2011. – 328 с.
15. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 320 с.
16. Кабыльницкая, С. Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (21.964) / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Иваново: [б. и.], 1970. – 28 с.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2020. – 583 с. – ISBN 978-5-4461-1062-9.
18. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – 5-е изд.. – М.: Академия, 2010. – 509, [2] с., [1] л. портр.; 24 см.; ISBN 978-5-89357-230-8.
19. Лурия, А. Р. Внимание и память [Текст]: Материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. – М.: Сфера, 2014. – 291 с.
20. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] в 3 т., т. 2, в 4 кн. – Книга 2 «Внимание и память» / Р.С. Немов. – 6-е изд. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. – 262 с.
21. Немов, Р. С. Психология [Текст]. В 3-х кн. Кн. 1.: Основы общей психологии: учебник для студентов / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 687 с.
22. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: МГУ, 2002. – 152 с.
23. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 104 с. – ISBN 5-89144-220-5.
24. Петрова, Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх [Электронный ресурс] / Е. В. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 323-325. – URL: https://moluch.ru/archive/153/42439/ (дата обращения: 13.06.2020).
25. Путляева, Л. В. Воспитание внимания [Текст] / Л.В. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С.58-65.
26. Пылаева, Н. М. Школа внимания [Текст]: Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Н.В. Кузьмина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 388 с. – ISBN 5-89404-026-4.
27. Рибо, Т. Психология внимания [Текст] / Т. Рибо. – М.: Мысль, 2009. – 281 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / под ред. С.Л. Рубинштейна. – СПб: Издательство «Питер», 2016. – 276 с. – ISBN 978-5-459-01141-8.
29. Самохвалова, В. И. Возрастные и индивидуальные различия внимания [Текст] / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия внимания. – М.: Просвещение, 2007. – 118 с.
30. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Акад. развития, 2007. – 240 с.
31. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
32. Узнадзе, Д. Н. Установка у человек [Текст]: Хрестоматия по вниманию / Д.Н. Узнадзе. – М., 1976. – 266 с.
33. Ухтомский, А. А. Доминанта [Текст] / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
34. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
35. Яновский, М. И. Внимание как критерий оценки состояния сознания [Текст] / М.И. Яновский // Вопросы психологии. – 2005. – N6. – С.91-97.
Вопрос-ответ:
Что такое внимание и чем оно определяется?
Внимание — это психическое состояние, которое обеспечивает сосредоточенность и концентрацию на определенном объекте или явлении. Оно определяется активностью нервной системы и уровнем развития познавательных процессов.
Какие особенности имеет внимание у детей дошкольного возраста?
Внимание у детей дошкольного возраста отличается от внимания взрослых. Оно более непостоянное, неустойчивое и подвержено влиянию внешних раздражителей. Дети трудно удерживают внимание на одной задаче в течение длительного времени и часто отвлекаются. Однако, с возрастом, у детей развивается способность к более длительной концентрации внимания.
Какие психолого-педагогические условия и средства помогают развивать внимание у детей дошкольного возраста?
Для развития внимания у детей дошкольного возраста важно создать специальные условия и использовать подходящие средства. Это могут быть игровые задания, основанные на внимании и памяти, режим дня с определенными временными интервалами для разных видов деятельности, использование разнообразных игрушек и материалов, способствующих активизации внимания.
Какими теоретическими основами развития внимания у детей дошкольного возраста руководствуется Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 78?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 78 руководствуется основами психологической науки, которые подчеркивают важность игровой и активной деятельности для развития внимания у детей дошкольного возраста. Они также учитывают возрастные особенности детей и их потребности в разнообразных заданиях и играх для развития внимания.
Какие выводы можно сделать из данной главы статьи "Развитие внимания у детей дошкольного возраста"?
Из данной главы статьи можно сделать выводы о сущности и содержании понятия внимание, особенностях его развития у детей дошкольного возраста, а также о психолого-педагогических условиях и средствах, которые помогают развивать внимание у детей. Это позволяет педагогам и родителям более эффективно организовывать образовательный процесс и стимулировать развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Какие теоретические основы развития внимания у детей дошкольного возраста?
Теоретическими основами развития внимания у детей дошкольного возраста являются сущность и содержание понятия внимание, особенности внимания у детей дошкольного возраста, а также психолого-педагогические условия и средства развития внимания детей дошкольного возраста.
Какова сущность и содержание понятия внимание?
Сущность и содержание понятия внимание включают в себя осознанную мобилизацию познавательной активности, направленную на объективное отражение и усвоение новой информации, осуществление практических действий и регуляцию поведения. Внимание представляет собой психическое явление, которое позволяет сосредотачивать познавательную активность на определенном объекте или задаче, играет важную роль в развитии мышления и памяти детей.
Какие особенности внимания у детей дошкольного возраста?
Особенности внимания у детей дошкольного возраста связаны с их возрастными особенностями развития. В этом возрасте внимание детей непостоянно и неустойчиво, они быстро теряют интерес к предметам или занятиям. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и им трудно сконцентрироваться на одной задаче. Однако, с возрастом у детей развивается устойчивое внимание, они могут задержать свое внимание на предмете или действии на более длительное время.
Какие психолого-педагогические условия и средства развития внимания детей дошкольного возраста?
Для развития внимания у детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальные психологические и педагогические условия. Одно из таких условий - создание интересной и разнообразной образовательной среды, которая будет способствовать развитию внимания через игру и познавательные занятия. Также важно использовать специальные педагогические средства, например, различные игры-занятия, музыкальные и ритмические элементы, которые помогут развивать и укреплять внимание детей. Большое значение имеет также организация режима дня, в котором будет предусмотрено время для познавательных занятий, игр и отдыха.