Система логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей группы специального дет.сада.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 48 48 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 09.07.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы речевого развития дошкольников с ОНР
1.1.Психолингвистические основы изучения связной речи
1.2.Развитие речи в онтогенезе
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика исследования особенностей развития фонематической системы у дошкольников с ОНР
2.1. Цели, задачи, методы и организация констатирующего эксперимента
2.2. Методика исследования
2.3. Анализ проведенного исследования
Выводы по второй главе.
Глава 3. Система логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Принципы коррекционной работы по совершенствованию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.2.Содержание логопедической работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

0 баллов – психические процессы не сформированы, задание не выполнено или отказ от выполнения задания.
Таким образом, методика исследования фонематических функций у детей дошкольного возраста с ОНР включает традиционные логопедической практики приемы для оценки речи детей.
2.3. Анализ проведенного исследования
Анализ полученных экспериментальных данных показал следующие результаты.
Общая, ручная и артикуляционная моторика.
Результаты исследования общей моторики представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования общей моторики
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья общая моторика 3 выше среднего Маша общая моторика 3 выше среднего Антон общая моторика 3 выше среднего Витя общая моторика 2 средний Оля общая моторика 3 выше среднего
Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Наибольшее затруднение вызывало задание прокатить мяч по одной линии. Но в целом с заданиями на общую моторику справились все.
Результаты исследования ручной моторики представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования ручной моторики
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья ручная моторика 2 средний Маша ручная моторика 2 средний Антон ручная моторика 2 средний Витя ручная моторика 1 ниже среднего Оля ручная моторика 1 ниже среднего
Исследование показало, что всех детей с ОНР отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, что проявляется в нарушении точности, координированности движений, неполноценности выполнения пальцевых проб, нарушении переключения от одного движения к другому.
Результаты исследования артикуляционной моторики представлены в Таблице 3.


Таблица 3
Результаты исследования артикуляционной моторики
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья артикуляционная моторика 2 средний Маша артикуляционная моторика 2 средний Антон артикуляционная моторика 1 ниже среднего Витя артикуляционная моторика 1 ниже среднего Оля артикуляционная моторика 1 ниже среднего
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата выявило у дошкольников с ОНР недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, ограниченность движений языка, отмечается нарастающее утомление, недостаточность сокращения мягкого неба; сглаженность носогубных складок; саливация.

Слухопроизносительная система и фонематические процессы.
Результаты исследования звукопроизношения представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования звукопроизношения
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья звукопроизношение 2 средний Маша звукопроизношение 1 ниже среднего Антон звукопроизношение 2 средний Витя звукопроизношение 1 ниже среднего Оля звукопроизношение 2 средний
У детей с ОНР наблюдались недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.
Результаты исследования псордической стороны речи представлены в Таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования псордической стороны речи
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья псордическая сторона речи 2 средний Маша псордическая сторона речи 2 ниже среднего Антон псордическая сторона речи 2 средний Витя псордическая сторона речи 2 ниже среднего Оля псордическая сторона речи 2 средний
Просодическая сторона речи у дошкольников с ОНР сформирована с нарушениями. Отмечаются назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный). Эти расстройства влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи детей.
Результаты исследования фонематических функций представлены в Таблице 6.



Таблица 6
Результаты исследования фонематических функций
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья фонематические функции 1 ниже среднего Маша фонематические функции 1 ниже среднего Антон фонематические функции 2 средний Витя фонематические функции 1 ниже среднего Оля фонематические функции 1 ниже среднего
У всех исследуемых детей экспериментальной группы отмечается недоразвитие фонематических функций. Особую сложность представляют свистящие, шипящие, парные звонкие и глухие согласные звуки.

Аналитико-синтетическая деятельность, внимание и восприятия.
Результаты исследования слухового внимания и восприятия представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Результаты исследования слухового внимания и восприятия
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья слуховое внимание и восприятие 2 средний Маша слуховое внимание и восприятие 2 средний Антон слуховое внимание и восприятие 2 средний Витя слуховое внимание и восприятие 2 средний Оля слуховое внимание и восприятие 2 средний
У дошкольников с ОНР слуховое восприятие и внимание заметно нарушено, они допускают ошибки при выполнении данных заданий, путаются в действиях.
Результаты исследования анализа и синтеза представлены в Таблице 8.
Таблица 8
Результаты исследования слухового внимания и восприятия
Имя Задание Качество выполнения (в баллах) Вывод Илья анализ и синтез 1 ниже среднего Маша анализ и синтез 2 средний Антон анализ и синтез 1 ниже среднего Витя анализ и синтез 1 ниже среднего Оля анализ и синтез 2 средний
Анализ и синтезу дошкольников с ОНР также недостаточно развит, дети непоследовательны в составлении последовательного рассказа, путают последовательность действий.
Таким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень состояния общей и артикуляционной моторики, слухопроизносительной системы, фонематических процессов, аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия значительно ниже детей того же возраста с развитием в норме.
Выводы по второй главе.
При исследовании моторики в экспериментальной группе наиболее ярко недостаточность общей моторики проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Наибольшее затруднение вызывало задание прокатить мяч по одной линии. Но в целом с заданиями на общую моторику справились все.
При исследовании фонематических процессов у детей экспериментальной группы наблюдались недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.
Исследования аналитико-синтетической деятельности у детей экспериментальной группы слуховое восприятие и внимание заметно нарушено, они допускали ошибки при выполнении данных заданий, путались в действиях. Анализ и синтез также недостаточно развит, дети непоследовательны в составлении последовательного рассказа, путают последовательность действий.
Таким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень состояния общей и артикуляционной моторики, слухопроизносительной системы, фонематических процессов, аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия значительно ниже детей того же возраста с развитием в норме.
Глава 3. Система логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Принципы коррекционной работы по совершенствованию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться требованиями говорить лучше.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
обследование речи детей;
развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Осуществляемые последовательно, от одной возрастной группы к другой, эти разделы работы одновременно способствуют формированию словаря и уточнению слоговой структуры слова, развитию фразовой речи и воспитанию грамматических навыков. Таким образом, вся эта работа способствует не только формированию навыков правильной речи, но и предупреждению, а в отдельных, более легких, случаях устранению различных нарушений речи у детей.
При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.
Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Обследование лучше проводить, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой). Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно.
Содержание логопедической работы
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации; слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова, и т.д.
Работа над фонематическим уровнем включает в себя два основных направления:
Развитие звукового анализа слов
Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков необходимо связывать с грамматическими темами в практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способами – по образцу, наблюдают чередование гласных в корнях слов.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
Выводы по третьей главе
При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков
Работа над фонематическим уровнем включает в себя два основных направления: развитие звукового анализа слов и развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Заключение
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Дети с развитием в норме к 5 годам уже свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, обладают навыками образования антонимов и синонимов.
У детей с ОНР нарушено развитие лексики, которое проявляется в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов. Общее недоразвитие речи часто проявляется в виде нарушения произношения. Вместе с тем у детей с данной формой речевой патологии проявляется как речевая, так и неречевая симптоматика.
Проведенное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень состояния общей и артикуляционной моторики, слухопроизносительной системы, фонематических процессов, аналитико-синтетической деятельности, внимания и восприятия значительно ниже детей того же возраста с развитием в норме.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развито навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Таким образом, подтверждается поставленная гипотеза: своевременное выявление особенностей нарушений речевых и неречевых функций, определение оптимальных путей создаёт благоприятные предпосылки для проведения профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей с ОНР.
Список литературы
Валлон А. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 1986. - 286 с.
Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 165с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. – 361с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение,1995. – 276с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.:
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 680с.
Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. – 352с.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1999. – 240с.
Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Наука, 1991.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
Педагогика, 1983. - 160с.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т.- М.: Педагогика, 1981, -ТД. - 61-212с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Огиз, 1932. - 312с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 321с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Просвещение, 2000. – 240с.
Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992. – 112с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. – 324с.


Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. -680с.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Просвещение, 2000. – 240с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. – 361с.
Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. – 361с.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т.- М.: Педагогика, 1981, -ТД. - 61-212с.
Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160с.
Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 165с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.
Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 165с.
Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Огиз, 1932. - 312с.
Валлон А. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 1986. - 286 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. – 352с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение,1995. – 276с.
Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992. – 112с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 321с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1999. – 240с.









2

Список литературы
1.Валлон А. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 1986. - 286 с.
2.Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 165с.
3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. – 361с.
5.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение,1995. – 276с.
6.Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
7.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
8.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
9.Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.:
10.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.
11.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
12.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
13.Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 680с.
14.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. – 352с.
15.Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1999. – 240с.
16.Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Наука, 1991.
17.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
18.Педагогика, 1983. - 160с.
19.Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т.- М.: Педагогика, 1981, -ТД. - 61-212с.
20.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Огиз, 1932. - 312с.
21.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 321с.
22.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
23.Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
24.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Просвещение, 2000. – 240с.
25.Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992. – 112с.
26.Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.
27.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. – 324с.

Вопрос-ответ:

Какие научно-теоретические основы лежат в основе работы по коррекции недоразвития речи у детей старшей группы специального детского сада?

Научно-теоретическими основами логопедической работы являются психолингвистические принципы изучения связной речи, развитие речи в онтогенезе и психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Именно на основе этих принципов разрабатывается методика коррекции речи, которая применяется в работе со специальными детскими садами.

Какие психолингвистические принципы используются при изучении связной речи?

Психолингвистические принципы, такие как семантика, синтаксис и просодия, помогают логопедам изучать связную речь у детей. Семантика изучает значения слов и категории, синтаксис – грамматика предложений, а просодия – интонация и ритм речи. Используя эти принципы, логопеды могут анализировать и корректировать речевые особенности у детей с общим недоразвитием речи.

Как происходит развитие речи в онтогенезе?

Развитие речи в онтогенезе происходит поэтапно. Сначала у детей формируются речевые структуры, затем они осваивают звуковые и фонологические особенности языка. Постепенно дети начинают строить более сложные предложения и развивать связную речь. Онтогенетическое развитие речи отражает процессы формирования языковых навыков у детей и является важным аспектом работы по коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи может наблюдаться задержка развития речи, слабое владение языковыми навыками и трудности в коммуникации. Они могут испытывать трудности в восприятии и понимании речи, а также в производстве речи. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи помогает логопедам понять их индивидуальные особенности и разработать эффективную методику коррекции.

Какие основные теоретические основы лежат в основе логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей группы специального дет сада?

Основные теоретические основы включают психолингвистические аспекты изучения связной речи, развитие речи в онтогенезе и психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.

Какие особенности развития фонематической системы могут быть у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Особенности развития фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи могут проявляться в нарушениях звукопроизношения, слабой слуховой аналитике и фонематическом слухе.

Какие цели и задачи ставят перед собой логопедическая работа по коррекции общего недоразвития речи у детей?

Основными целями и задачами логопедической работы являются развитие правильного звукопроизношения, грамматической структуры речи, лексического запаса и усвоение правил синтаксиса.

Какие методы и организация используются в логопедической работе с детьми старшей группы специального дет сада?

Методы логопедической работы включают индивидуальные и групповые занятия, игровые формы работы, а также использование специальных материалов и оборудования.

Какую психолого-педагогическую характеристику можно сделать о детях с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в восприятии и понимании речи, имеют ограниченный словарный запас, затруднения в грамматике и слабо развитую артикуляцию.

Какие основные теоретические основы речевого развития рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются психолингвистические основы изучения связной речи, развитие речи в онтогенезе и психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Какие цели и задачи исследования особенностей развития фонематической системы у дошкольников с ОНР рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются цели, задачи и методика исследования особенностей развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.