Нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 27.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1. Понятие звукопроизносительной стороны речи в современной науке 5
1.2. Специальная методика обучения звукопроизношению 12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 20
2.1. Понятие дизартрии и ее основные особенности 20
1.2. Особенности нарушения звукопроизносительной стороны у детей с дизартрией 24
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 29
3.1. Организация проведения констатирующего эксперимента 29
3.2. Методика констатирующего эксперимента 29
3.3. Результаты и анализ экспериментальных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

[8]В исследованиях А.М.Пискунова отмечается, что в одних случаях при произношении артикуляция осуществляется, вяло, нечетко, без активности. Двигательный акт не заканчивается, тогда звук заменяется громким или совсем выпадает [17].В других случаях артикуляция не отрегулирована, уклад примерно соответствует фонеме, при этом язык может сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону; кончик может проходить в межзубную щель, а корень подниматься до неба, в результате чего возникает искривление и замены звуков.Согласные звуки нарушаются по-разному, например, при произношении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.Недостаточно тонкое дифференциирование артикуляционных движений нижней челюсти, языка, губ приводит к нечеткому звучанию гласных. Например, звук [у] приближается к [о], звук [и] - с [ы]. Гласные иногда смягчаются, произносятся коротко.При спастическом парезе корень языка прикасается к напряженному мягкому небу и язычку, под действием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка находится на дне полости рта, при произношении остается неподвижным, что приводит к искаженному произношению звука [р]. Спастические парезы приводят к дефектам формирования щелевых звуков. Увеличенный корень языка и его напряжение приводит к задненёбному (носовому) оттенку при произношении [л]; при интенсивной моторике артикуляционных органов кончик языка прилегает к твердому небу на значительном участке, при этом формируется звук, похожий на мягкий [л ']. При произношении звуков [с], [с'], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму [17].Выводы по Главе 1Дизартрия - нарушение всей звуковой системы речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речедвигательной мускулатуры.Псевдобульбарная дизартрия – состояние, вызванное гипертонусом мышц речевого аппарата или спастическим параличом.Анализ результатов исследований, проведенных учеными в разное время показал, что дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать окончательные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, оказываются только во время углубленного неврологического обследования. В речевой симптоматике, кроме нарушений звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются такие просодические нарушения: речь монотонная, слабовыраженная, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ3.1. Организация проведения констатирующего экспериментаМетоды, применяемые в исследовании:1. Анализ научно-методической литературы;2. Педагогический эксперимент;3. Педагогическое тестирование;Анализ научно-методической литературыЗа данное время мной было изучено 25 (УКАЗАТЬ) различных источников на данную тему. Это позволило изучить особенности коррекционной методологии и ознакомиться с ранее апробированными методиками. Исследование проводилось в период (указать период)в (указать место проведения)Проводилось 4 этапа:Первый этап (ноябрь-декабрь 2019 года) исследования предполагало обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой, была разработана методика анализа речевых навыков детей с дизартрией и коррекционные программы. На втором этапе (декабрь 2019 года) было проведено тестирование для выявления особенностей речевого развития испытуемых. В эксперименте участвовало 7 детей (6 лет), длительность эксперимента 2 недели.На четвертом этапе (указать промежуток времени) была проведена обработка данных, и написание курсовой работы.3.2. Методика констатирующего экспериментаДля обследования детей мы выбрали методики диагностики (представлены ниже)1. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова (М. В. Бажанова).1. Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания.Примерный перечень слов, словосочетаний и предложений:К – Х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.Л’ – Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.С – Ш: У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.С - С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.Закачалась мачта. У Сонечки семечки.Т’ – Ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.Ч – Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.Ч – Щ:чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.С – Ц:спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.Щ – С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.Л – Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка. Р - Р’: Рома красит раму краской. Рита варит рис.Фиксируется, насколько правильно ребенок произносит звуки.Максимум 12 баллов (за каждое речевое задание)Распределение по уровням:1-4 низкий5-9 – средний10-12 высокий уровниВ последующих заданиях уровни распределяются следующим образом:75-100% высокий50-74% среднийДо 50% низкий3.3. Результаты и анализ экспериментальных данныхИсследование звукопроизношенияТаблица 1. Результаты исследования звукопроизношения на констатирующем этапеФИОБаллыУровеньАнтипенко Дарья4НизкийДорофеева Инна6СреднийИванова Тамара7СреднийЛитвинов Игорь2НизкийНовиков Иван2НизкийСерницкий Ян3НизкийЯковлев Борис6СреднийИсследование показало, что 43% детей имеют средний уровень, а 57- низкий уровень, высокого уровня не было продемонстрировано.Среди типичных ошибок, показанных детьми проявились недостатки в произношении шипящих (трое из 7-ми детей), проблемными также оказалось произношение Л’, Т’- двое из детей. Индивидуальные ошибки:Антипенко Дарья – 3 произносит как Д, даслужил и пр; С-Ш, с отдельно не произносит – получается пс (ПСаша), то же наблюдается и с Ш, если этот звук вначале – пшосе, часто запинается, назальный оттенок голоса, картавит, р может произносить только в сочетании ре – река, ЧК произносит как шк – решка вместо речка.Дорофеева Инна – шепелявит, картавит, периодически заикается, ч и л произносит очень четкоИванова Тамара – звонкие оглушает, И произносит как Йи – Йирочка, к примеру, Щ – как шч, это очень заметно, звук Х склонна пропускать. Речь быстрая, инлгда слишком тороплива.Литвинов Игорь – мальчик разговаривает тяжело, при произношении слов из трех слогов и более, пропускает гласные – к примеру, сорока-срока, учительница – уильница, звуки в конце слова – жонглер упускает – жангле.Ч- не произносит вообще.Новиков Иван – сочетания он, ол не произносит, шипящие и свистящие удается произести не всегда, оттенок голоса назальный.Серницкий Ян – мальчик не разговорчив, не произносит слова более чем из двух слогов, наблюдается эхолалия, отраженная речь получается лучше, если в слове две гласные подряд, они упрощаются и, в основном, заменяются – сеющий- сеящ.Яковлев Борис – ребенку не удается произнести шипящие, Ы заменяет на И или О.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования нами были сделаны выводы:Звуковая культура речи – характеристика звукопроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосовоспроизводящим) и резонаторных (звукообразовательним) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.В процессе развития ребенка происходит постепенная дифференциация звуков речи, которые сначала воспринимаются по общему ритмичным контуром слова, а затем, по мере развития речедвигательного и речеслухового анализатора, дифференцируются по их индивидуальными диференциональным признакам, то есть осуществляется переход от грубых акустических и артикуляционных диференцировок к все более тонким.Занятия по воспитанию звуковой культуры важные и для подготовки детей к обучению грамоте, поскольку на этом этапе возникают задачи не только правильно слышать и произносить звуки, а и научиться анализировать звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами.Дизартрия - нарушение всей звуковой системы речи, обусловленного органической недостаточностью иннервации речедвигательной мускулатуры. Псевдобульбарная дизартрия – состояние, вызванное гипертонусом мышц речевого аппарата или спастическим параличом.Анализ результатов исследований, проведенных учеными в разное время показал, что дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать окончательные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, оказываются только во время углубленного неврологического обследования. В речевой симптоматике, кроме нарушений звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются такие просодические нарушения: речь монотонная, слабовыраженная, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.Расстройство фонологического уровня речи в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.При обследовании звукопроизношения у детей с дизартрией наблюдаются смещение, искривление звуков, замена и отсутствие звуков. Типичными ошибками стали недостатки в произнесении шипящих, свистящих, наблюдались индивидуальные особенности, особенно в слоговой структуре и гласных.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М, 2006. – 319 c.Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. – 258 с.Бельтюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. - 1983. - №2. - С. 28-34. Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи // Вопросы психологии. - 1979. - №4. – с. 12-17Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. :Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 сБелякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3. – с. 128-134.Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] :Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Л.С. Логопедия.– М.: ВЛАДОС,1999.– 680 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.Гасниева С.О. Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009923 (дата обращения: 10.12.2019 ).Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.- 472 с.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М: Просвещение, 1996. – 143 с.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст] : учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.–П., Образование, 1994. – с. 48-59.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.–П.: СОЮЗ, 2001. – 192 с.Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии: Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005.- 240с.Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей/ Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – №2. – С. 4-12.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. 65. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М. :Учпедгиз, 1979. – 210 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2003.- 240 с.Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - №5. - С. 58.Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 374.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М, 2006. – 319 c.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. – 258 с.
3. Бельтюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. - 1983. - №2. - С. 28-34.
4. Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи // Вопросы психологии. - 1979. - №4. – с. 12-17
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с
7. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3. – с. 128-134.
8. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
9. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия.– М.: ВЛАДОС,1999. – 680 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
13. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
14. Гасниева С.О. Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009923 (дата обращения: 10.12.2019 ).
15. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.- 472 с.
16. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М: Просвещение, 1996. – 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
18. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст] : учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
19. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.
20. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.–П., Образование, 1994. – с. 48-59.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.
23. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.–П.: СОЮЗ, 2001. – 192 с.
25. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.
26. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии: Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
27. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005.- 240с.
28. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей/ Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
29. Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2005. – №2. – С. 4-12.
30. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
32. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с. 65. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М. : Учпедгиз, 1979. – 210 с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2003.- 240 с.
34. Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. - 1986. - №5. - С. 58.
35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 374.

Вопрос-ответ:

Что такое звукопроизношение и почему оно важно для речи?

Звукопроизношение - это умение правильно произносить звуки в речи. Оно является одним из основных элементов развития речи у детей. Качество звукопроизношения влияет на понимание и восприятие речи окружающими людьми, а также на способность самому выражать свои мысли и идеи.

Какие методики обучения звукопроизношению применяются для детей с дизартрией?

Для детей с дизартрией применяют специальные методики обучения звукопроизношению. Одна из них - артикуляционная гимнастика, которая включает в себя упражнения на тренировку губ, языка, голосовых связок и неба. Также используется мимическая гимнастика, тренирующая работу лицевых мышц. Некоторые методики включают использование различных игр и упражнений, направленных на развитие зрительного и слухового восприятия звуков.

Какие особенности характерны для детей с дизартрией?

У детей с дизартрией наблюдается нарушение звукопроизношения, которое проявляется в затруднении в правильном произношении звуков. Дети могут заменять звуки на другие, искажать их или пропускать. Кроме того, у них может быть нарушение ритма и интонации речи. Возможно также нарушение общего развития речи, включая словарный запас и грамматику.

Какое понятие включает в себя дизартрия?

Дизартрия - это речевое нарушение, связанное с поражением моторных структур речи - губ, языка, голосовых связок и др. Она может быть обусловлена различными причинами, такими как неврологические или моторные заболевания. Дизартрия проявляется в нарушении звукопроизношения, ритма и интонации речи.

Какие особенности звукопроизношения можно наблюдать у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией?

Дети старшего дошкольного возраста с дизартрией могут иметь различные особенности звукопроизношения, такие как неправильное произношение звуков, замены одних звуков другими, пропуск или искажение звуков, неразборчивую речь. Они также могут иметь проблемы с ритмом и интонацией речи.

Что такое звукопроизносительная сторона речи в современной науке?

Звукопроизносительная сторона речи в современной науке относится к процессу формирования и воспроизведения звуков в речи. Она охватывает все аспекты звуковой структуры языка, такие как артикуляция, акцентуация, интонация и ритм. Нарушения в звукопроизношении могут влиять на понимание и качество речи.

Какая методика используется для обучения звукопроизношению у детей с дизартрией?

Для обучения звукопроизношению у детей с дизартрией используется специальная методика, которая включает в себя комплекс упражнений и игр, направленных на развитие артикуляционных навыков, исправление неправильного произношения звуков, развитие речевого аппарата и координации движений. Он также включает работу с логопедом и различные речевые упражнения.

Что такое дизартрия и какие основные особенности она имеет?

Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, вызванное проблемами с мышечным контролем и координацией, которые могут быть обусловлены неврологическими или анатомическими проблемами. Основные особенности дизартрии включают неправильное произношение звуков, замены звуков другими, пропуск или искажение звуков, неразборчивую и нечеткую речь. Это усложняет понимание и коммуникацию.

Что такое звукопроизношение?

Звукопроизношение это процесс образования и воспроизведения звуков речи человеком. Оно осуществляется при помощи артикуляционных органов: языка, губ, зубов, неба и гортани.