исследование факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ООО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 120 120 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 27.11.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 9
1.1 Классификация видов факторов конкурентоспособности 9
1.2 Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности продукции и предприятий 17
1.3 Управление конкурентоустойчивостью как основа развития организационной среды предприятия 29
1.4 Основные направления повышения конкурентоспособности российских предприятий 34
1.5 Современные тенденции в металлообрабатывающей отрасли 41
2. Анализ деятельности ООО «Радиант Металл» 47
2.1 Организационная структура ООО «Радиант Металл» 47
2.2 Анализ финансовой устойчивости ООО «Радиант Металл» 49
3. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность ООО «Радиант Металл» 59
3.1 Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия ООО «Радиант Металл» 59
3.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Радиант Металл» и выявление основных конкурентов 65
3.3 SWOT-анализ ООО «Радиант Металл» 79
4. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Радиант Металл» 82
4.1 Описание мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Радиант Металл» 82
4.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 105
Заключение 111
Список использованных источников 114
Приложения 121
Фрагмент для ознакомления

По итогам 2017 г. наблюдался рост натурального объема продаж на 20,4% относительно предыдущего года. Увеличение продаж было обусловлено стабилизацией экономики после кризисных изменений 2014-2016 гг., в частности стабилизацией курса рубля к доллару. Также положительную роль сыграли программы по переоборудованию российской промышленности. В 2018 г. вновь наметился спад на 3,3% – до 19,8 тыс. шт. [48]По прогнозам BusinesStat, в 2019-2020 гг. продажи металлообрабатывающих станков в России также продолжат снижаться на 3,7% и 0,3% соответственно. Снижение продаж станков будет обусловлено продолжающейся стагнацией в российской экономике, сокращением прироста инвестиций в основной капитал, ослаблением российской валюты. В 2021-2023 гг. ожидается рост показателя нарастающим темпом на 1,2-4,7% в год. По итогам 2023 г. натуральный объем продаж металлообрабатывающих станков в России составит 20,6 тыс. шт., что превысит уровень 2018 г. на 4,0%.В структуре промышленного производства России удельный вес машиностроения в настоящее время составляет около 20%, в ВВП – около 8%. Для сравнения, доля продукции машиностроения в ВВП стран Европейского Союза составляет 36-45%, в Японии – 51%. Критическим с точки зрения экономической безопасности считается значение 30% от ВВП.Мировой опыт убедительно показывает, что устойчивой может быть только та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют 70% внутреннего спроса. При этом в стоимости выпускаемой машиностроительной продукции доля собственных элементов полного цикла должна быть не менее 40%. В нашей стране внутренний спрос обеспечивается пока на 35%, а доля собственных элементов составляет 25%.В настоящее время рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и ниже среднего показателя по промышленности в целом.Предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка, в основном это касается рынка вооружений и военной техники.Переориентация машиностроения на интенсивный путь предполагает решение комплекса взаимосвязанных проблем в технологической, технической, законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и других областях. В последние годы были предприняты определенные шаги в направлении развития машиностроительного комплекса.Предполагается подписание специальных инвестиционных контрактов на модернизацию или освоение новых видов производств, заключаемых инвесторами с государством на срок до 10 лет, предусматривающих меры по стимулированию деятельности в сфере развития отраслей. Особое значение имеет создание и развитие уже существующих промышленных парков и промышленных кластеров на территории России.В развитие и модернизацию экономики наше государство планирует инвестировать до 2020 г. в рамках различных государственных программ 17024,5 млрд руб. С 2012 г. в стране реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности ее отраслей», на которую суммарно выделено 1061,2 млрд руб. бюджетных ассигнований, в частности на 2018 г. — 139327,9 млн руб., на 2019 г. – 136784,5 млн руб. Программа включает 22 подпрограммы, в том числе по развитию машиностроения.Реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года». В 2017 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию развития машиностроения на период до 2030 года» по основным отраслевым направлениям: тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения. Разработанные Минпромторгом РФ документы описывают ключевые текущие и перспективные параметры, согласно которым к 2030 г. доля продукции российского машиностроения должна составить 70% внутреннего рынка. К 2025 г. запланировано сокращение доли импорта до 35%, а доля экспорта в выпуске продукции вырастет с текущих 7% до 12%.В «Стратегии развития станкоинструментальной промышленности до 2030 года» в качестве приоритетных направлений технологического развития определены: внедрение продуктовых и технологических инноваций, повышение конкурентоспособности, развитие организационных инноваций в части повышения автоматизации производства.Одной из главных проблем машиностроительного комплекса на сегодняшний день является тотальный износ основных фондов, который по экспертным оценкам превысил 50%. Коэффициент обновления на протяжении последних лет составляет 1-1,5%. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%.Внедрение цифровых систем в металлообработке позволяет увеличить производительность и более гибко реагировать на запросы рынка. Порядка 80% компаний в России намерены в период до 2022 г. приобретать дополнительные современные станки.В России по количеству внедрения новых технологий машиностроение хоть и находится на первом месте среди всех отраслей, но уступает зарубежным аналогам. Научные исследования в области машиностроения в стоимостном выражении составляют 0,5% ВВП. Показатель наукоемкости, который рассчитывается как отношение отраслевых издержек на научные исследования и опытно-конструкторские разработки к объему производства, колеблется на уровне 1,5-2,3%. Доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет 8-11%. Соотношение затрат на инновации и инвестиции в основной капитал имеет самое высокое значение по промышленности в целом и составляет 40%.В стране создается станкостроительный кластер, ядром которого должен стать Ковровский электромеханический завод. Кластер будет использоваться для разработки и серийного производства станков для нужд российской промышленности. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, инвестиции в станкостроительный кластер до 2024 г. составят около 460 млн рублей.Еще несколько лет назад доля импортных станков достигала 90%, сегодня уже, по оценкам Ассоциации «Станкоинструмент», 75-80%, но с выпуском инструмента для станков все гораздо хуже. Средняя стоимость одного импортного станка в 2017 г. снизилась примерно на 25% по сравнению с 2014 г.Вот примеры новых достижений некоторых отечественных предприятий сектора металлобработки и станкостроения.– Продукция Ковровского электромеханического завода, в частности, токарно-фрезерные станки пятого поколения успешно поставляются на внутренний и международный рынки. КЭМЗ освоил выпуск сельхозтехники. Первым шагом стала крупноузловая сборка чешских тракторов. Заключен специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом России в целях реализации проекта «Создание производства тракторов 2-го тягового класса ANT- 4135F на производственных мощностях «КЭМЗа». Заказчикам поставлено уже более 100 новых машин.– Рязанским производственным предприятием ПКФ «Станкосервис» был передан заказчику новый специальный станок глубокого сверления РТ533 созданный по уникальному проекту. Ранее этот тип станков на территории России не проектировался и не производился.– Российский производитель станочного оборудования «Умные станки» представил новый фрезерный обрабатывающий центр Clever E700, предназначенный для обработки деталей сложных форм.Ростовское малое инновационное предприятие ДГТУ ООО «Энсет» выходит на рынок Евросоюза. Компания уже экспортировала в Германию оборудование для ремонта и производства карданных валов. Станки были приобретены берлинским поставщиком запчастей SB-Autoteile GmbH.В числе предприятий, у которых в качестве основного вида деятельности выступает операция по металлообработке, стоит отметить наличие нескольких заводов, которые территориально располагаются и в европейской части Российской Федерации, и в особенности на территории Сибири. В качестве наиболее крупных производителей разных видов продукции стоит называть предприятия, имеющие отношения к военно-промышленному комплексу: ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «Тульский оружейный завод». В станкостроении: Савеловский машиностроительный завод, задействован завод в Стерлитамаке, предприятия «Красный пролетарий» (буровое оборудование, нефтепромышленное, станки различного назначения), ОАО «САСТА» (дорожная техника и металлорежущие станки), «Рязанский Станкозавод» (широкий ассортимент станочного оборудования), который входит в промышленную группу «РосСтанКом» (Москва). В области, помимо этого осуществляют деятельность такие предприятия: Ясногорский машиностроительный завод (ЯМЗ), «Ивановский завод тяжёлого станкостроения», Юргинский машиностроительный завод (ЮРМАШ) и прочие предприятия, продукция которых всегда достаточно популярна. Такие предприятия обладают наиболее обширной сетью сбыта и могут присутствовать практически в каждом уголке страны и за границей. Показатель среднесуточного объема производства на наиболее крупных заводах и значения их рыночных долей приведены в составе таблицы 3.1.Таблица 3.1 - Среднесуточный объем производства крупных предприятий«»«»«»Источник: Составлено автором на основе Самарастат: samarastat.gks.ruСледовательно, показатели индексов Хершфиндаля-Хиршамана и концентрации предоставляют возможности для формирования выводов о наличии высокого уровня конкурентной борьбы на рынке металлообработки, который затрудняет процесс выхода на рынок новых крупных игроков. Для того чтобы определить показатели конкурентоспособности проводился анализа компаний-конкурентов. Анализ показал, что основными конкурентами ООО «Радиант Металл» являются такие:ООО фирма «Л-Тех»;ООО «Старт»;ООО «РИК»;ООО «Самлазер».Таблица 3.2 - Параметры конкурентоспособности ООО «Радиант Металл» и его основных конкурентовПараметрООО «Радиант Металл»ООО «Старт»ООО «РИК»ООО «Самлазер»Для большей наглядности представим проведенный анализ на рисунке «многоугольник-конкурентоспособности» (рис. 3.3). Рисунок 3.3 – Многоугольник конкурентоспособностиБлагодаря данному многоугольнику можно отразить графически наличие определенных проблем организации, и определить параметры, на основании которых организация отстала от наиболее близких конкурирующих компаний. На основании полученной информации можно говорить о том, что ООО «Радиант Металл» практически не уступает собственным конкурирующим организациям по параметрам продвижения продукции и услуг. Представленный рисунок свидетельствует о том, что ООО «Радиант Металл» проводит эффективную политику по продвижению собственной продукции. Теперь для оценки конкурентоспособности проведем сравнительный анализ результатов деятельности представленных компаний-конкурентов и результатов ООО «Радиант Металл».Таблица 3.3 - Сравнение финансовых результатов деятельности ООО «Радиант Металл» и двух компаний-конкурентов за 2019 год, тыс. руб.ПоказателиООО «Радиант Металл»ООО «Старт»ООО «РИК»тыс. р.тыс. р.тыс. р.Выручка95226135401390423Себестоимость продаж69889112365681707Валовая прибыль253372303578716Прибыль от реализации306635195-1346Общая сумма прибыли доналогообложения304522475-2919Чистая прибыль243617665-2335Представленные данные показали, что ООО «Радиант Металл» находится на втором месте по финансовым результатам, поскольку сумма чистой прибыли менее чем у ООО «Старт» по итогу 2019 года. А ООО «РИК» получен финансовый убыток, что говорит о низкой конкурентоспособности.Сравним конкурентные преимущества наибольших металлообрабатывающих предприятий (таблица 3.4).Таблица 3.4 - Сравнение основных конкурентовООО «Радиант Металл»ООО «Старт»ООО «РИК»ООО «Самлазер»ООО «КМ»———Удовл. – 1 балл; хор. – 2 балла; отл. – 3 балла.Источник: Составлено автором на основе Росстат: gks.ruВ качестве основного конкурента в металлообрабатывающей отрасли в числе рассматриваемых предприятий выступает ООО «Радиант Металл», на долю которого приходится 21%. По дорожной технике и металлорежущим станкам ООО «Радиант Металл» имеет наиболее высокую оценку потребителей. Для того чтобы сохранить собственную конкурентоспособность организациям необходимо заниматься разработкой и реализацией проектов по формированию новых видов продукции и услуг, введением новых более современных технологий, покупкой нового оборудования, в том числе подбором качественного персонала. Наиболее существенная угроза для организаций, относящихся к металлообрабатывающей отрасли, представляется экономическими факторами и факторами сырья. Следовательно, главные усилия предприятия должны отправлять для того чтобы преодолеть угрозы с позиции заданной группы факторов. В качестве основных сил, способных охарактеризовать наличие прямых угроз для положения предприятия, необходимо выделять совокупность существующих конкурентов на внешних рынках, проводимая оценка по которым должна опираться на анализ по нескольким факторам. Также проводился опрос потребителей, результаты которого представлены в таблице 3.5.Таблица 3.5 - Сравнительные характеристики основных факторов конкурентоспособности организацийООО «Радиант Металл»ООО «РИК»ООО «Самлазер»1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. На основании данных таблицы 3.5 можно сделать вывод о том, что в качестве основного лидера по занимаемой доле на рынке выступает ООО «Радиант Металл», на втором месте стоит ООО «РИК» и на третьем – ООО «Самлазер». Ближайшими конкурентами и организацией осуществляется проведение умеренной ценовой политики, и они могут конкурировать по большей части на основании параметров доли, которая приходится на каждую организацию на рынке, широты ассортиментного ряда, в том числе уровня качества продукции и качества предоставления услуг. В качестве отстающего на основании широты ассортиментного ряда продукции и услуг выступает ООО «Самлазер». 3.3 SWOT-анализ ООО «Радиант Металл»Для оценки возможных сочетаний характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами организации необходимо применять SWOT-анализ. Данный анализ относится к достаточно распространенному и признанному подходу, за счет которого можно производить совместное исследование факторов внешней и внутренней среды организации. Также за счет применения такой методики можно устанавливать цепочки связей между сильными и слабыми сторонами, присущими для рассматриваемого предприятия, и которые в будущем могут использоваться для того, чтобы сформировать стратегии развития.В таблице 3.6 представлена матрица SWOT- анализа ООО «Радиант Металл».Таблица 3.6 - Матрица «SWOT» ООО «Радиант Металл»    Матрица «SWOT»Возможности:1. Повышение спроса на продукцию предприятия, что повлечет за собой возможность выхода на новые рынки сбыта2.Углубление дифференциации в запросах покупателей не только имеющегося рынка, но и нового – на который только предполагается выход.3.Увеличение объемов производства, что станет следствием роста количества новых клиентов.4.Совершенствование технологий, что позволит привлечь новых клиентов из разных возрастных групп и ускорит процесс производства и реализации продукции на рынкеУгрозы:1.Рост силы конкурентов, что снизит конкурентоспособность рассматриваемой компании2.Ухудшение уровня подготовки технических специалистов, что увеличит вероятность брака на производстве и снизит конкурентоспособность рассматриваемой компании.3.Снижение платежеспособности, что станет следствием угрозы финансовой несостоятельности рассматриваемой компании Сильные стороны:1.Соответствие продукции стандартам.2.Приобретение нового оборудования.3.Большой опыт работы в отрасли.4.Наличие лицензийРазвитие и рост. При выходе на новые рынки предприятие в состоянии предложить высококачественную, соответствующую стандартам продукцию при невысокой цене. Рост рынка позволит выйти на новые сегменты и завоевать новых покупателейснижению издержек производства предприятие сможет снизить цену на предлагаемую продукцию. Высокое качество продукции позволит сохранить покупателей.Слабые стороны1.Недостаток средств, инвестиций.2.Текучесть кадров.3.Низкая скорость реакции управления на изменения во внешней среде.Выход на новые рынки, расширение ассортимента позволит получить дополнительные финансовые средства для обновления оборудования и совершенствования структуры управления. Сохранение объема Поиск новых рынков сбыта для уже имеющихся и вновь разрабатываемых товаров. Необходимо сокращение производства нерентабельного продукта.4.Недостаточно развитый маркетинг.5.Высокая дебиторская задолженность.производства способно уменьшить текучесть кадров.Итак, в результате проведения SWOT-анализа были выявлены сильные, слабые стороны ООО «Радиант Металл», его возможности и угрозы. Предложены методы устранения угроз, повышение слабых сторон в соответствии с имеющимися возможностями и сильными сторонами предприятия.4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «РАДИАНТ МЕТАЛЛ»4.1 Описание мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Радиант Металл»На современном этапе экономического развития становится актуальной проблема конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность представляет конкурентоспособность предприятия, как основного субъекта рыночной экономики.Успех предприятия, удержание своих позиций ипреимуществ вконкурентной среде, обеспечение своего выживания в долгосрочной перспективе зависит от правильно выбранной собственной конкурентной стратегии.Конкурентоспособность зависит от финансовой устойчивости предприятия, но одновременно оказывает на нее существенное влияние. Как конкурентоспособность, так и прибыль организации являются категориями воспроизводства. Но конкурентоспособность вотличие от прибыли не является стоимостной категорией, поскольку она не отражает процесс создания, распределения и перераспределения стоимости. Все же конкурентоспособность воздействует на создание стоимости, т. к. она влияет на процессы труда и формирования потребностей. Повышение конкурентоспособности предприятия выражается в росте валовой, чистой прибыли, налоговых платежей, средств, отчисляемых в фонды накопления, потребления, социальной сферы. [4] Как правило конкурентоспособное предприятие способно обеспечивать максимальную прибыль и устойчивость бизнеса. Совершенствование конкурентоспособности организации является полномочием его менеджмента, направленным на повышение устойчивости предприятия. Устойчивость — это не обязательно получение высокой прибыли. В данном случае устойчивость — это результат деятельности предприятия, который направлен на обеспечение соответствия результатов функционирования и поставленной цели или миссии организации. [5]Таким образом, для успешного функционирования предприятие должно стремиться повышать свою конкурентоспособность. Существует множество способов повышения конкурентоспособности предприятия. Основные из них представлены на рисунке 4.1.Рисунок 4.1 – Способы повышения конкурентоспособностиПоэтому сделаем вывод, что решать проблему обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия известными способами повышения качества невозможно. Здесь необходима, целостная стратегия фирмы, ориентированная на создание и реализацию конкурентоспособного товара или услуги.Существенное условие финансовой конкурентоспособности предприятия – его высокая платежеспособность и финансовая устойчивость. В зависимости от целей деятельности компании и ее положения на рынке, выделяют также несколько различных финансовых целей, градирующихся от размера прибыли и рентабельности до показателей добавленной стоимости и доходности для акционеров, поскольку это имеет важное значение для открытия новых и расширения имеющихся кредитных линий.Все названные показатели будут поддерживаться на должном уровне только в случае эффективного управления финансами. Факторы и показатели финансовой конкурентоспособности компании делятся на две части: традиционные показатели и показатели ценностно-ориентированного менеджмента. К традиционным показателям относятся показатели финансового анализа. Финансовая устойчивость предприятия является одним из его важнейших показателей, особенно в условиях инновационной деятельности. Предприятие является финансово устойчивым, если распределение, использование и состояние финансовых ресурсов, способствуют развитию предприятия с помощью увеличения прибыли и капитала при высокой платежеспособности в условиях допустимого риска. Однако ни один из этих показателей не отражает полного состояния предприятия, его стоимости и изменения стоимости компании, ее перспектив. Поэтому для оценки финансовой конкурентоспособности предприятия лучше использовать также и показатели, с помощью которых можно оценить стоимость компании и динамику ее стоимости.На наш взгляд, анализ финансового состояния организации является одним из ключевых моментов оценки конкурентоспособности организации,так как служит основой понимания истинного положения организации на рынке того или иного товара. Финансовый анализ - это процесс исследования и оценки организации с целью выработки наиболее обоснованных решений по ее дальнейшему развитию в стратегической перспективе и пониманию ее текущего состояния. Результаты финансового анализа непосредственно влияют на прогнозирование доходов и расходов организации.В целях определения этапов и мер по повышению конкурентоспособности был сформулирован перечень возможных типичных причин, отрицательно влияющих на работу предприятия: 1. общеэкономические: - рост инфляции (выше 3-4%); - ухудшение платежеспособности населения, снижение уровня реальных доходов; - нестабильность валютного рынка; - государственная политика;- курсы иностранных валют.2. рыночные: - снижение спроса на продукцию из-за увеличения на рынке товаров-субститутов (заменителей), дешевых товаров из ближнего и дальнего зарубежья; - высокая стоимость кредитных ресурсов; - наличие большого количества посредников; - усиление конкурентной борьбы за рынок продукции; - отсутствие государственной поддержки отечественных товаров и производителей;- развитость каналов распределения производимой продукции;- ценовая, товарная и сбытовая политика конкурентов.3. внутрифирменные: - факторы производства (разносторонние затраты);- факторы маркетинга (совокупность процессов и факторов, влияющих на формирование цен в стенах организации);- управленческие факторы (грамотно поставленные цели и задачи, гибкость производства, эффективность иерархической системы);- низкий уровень использования основных фондов, простои оборудования; - достаточно высокий уровень физического и морального износа основных фондов; - высокие цены на сырье и материалы; - высокая доля постоянных издержек; - неэффективный маркетинг по поиску поставщиков качественного сырья и материалов; - недостаточно эффективный маркетинг по продвижению продукции на рынок дальнего зарубежья; 4. финансовые: - неэффективная структура активов; - высокая доля дебиторской и кредиторской задолженности; - слабый анализ и учет цен на продукцию конкурентов;- снижение объема производства и реализации продукции;- рост себестоимости продукции;- снижение качества продукции из-за некачественного сырья.Основываясь на мнение многих экспертов, работающих в промышленной отрасли, таких как: Билек Н.Д., Ковалев В.С., Савицкой Г.В. и т.д., были определены следующие причины, отрицательно влияющие на работу промышленного предприятия, представленные на рисунке 4.2.Рисунок 4.2 - Причины, отрицательно влияющие на работу промышленного предприятияЛюбая организация старается выстраивать свою деятельность так, чтобы максимизировать прибыль. Для этого разрабатываются и реализуются различные мероприятия, как правило, направленные на увеличение объема реализации продукции, снижение затрат и т.д. «Качественные» факторы, влияющие на прибыль и ее динамику, представлены на рис. 4.3.Рисунок 4.3 – Качественные факторы, влияющие на изменение прибыли организацииПроблема влияния уровня качества продукции или услуги на доходность организации сегодня встает очень остро. Это связано с тем, что даже высокое качество не гарантирует большого объема продаж, и, как следствие, валовой прибыли. Для потребителей сегодня немаловажным является фактор цены, в результате чего они отдают предпочтение товарам с оптимальным соотношением цены и качества. В процессе проведенного исследования мы выявили наличие определенного количества проблем в ООО «Радиант Металл», представленных на рисунке 4.4.Рисунок 4.4 – Проблемы, снижающие конкурентоспособность ООО «Радиант Металл»Проводимое исследование теоретических источников литературы показало, что уровень конкурентоспособности организации оценивается чаще всего через показатели ее финансового состояния. Можно предложить улучшение финансового состояния организации - это существенный показатель конкурентоспособности организации, многие внешние пользователи отчетности и инвесторы в частности начинают исследовать именно показатели финансового состояния. Также конкурентоспособности можно добиться только через регулирование показателей отчетности, поскольку непосредственно в ней содержится вся информация о слабых и сильных сторонах деятельности организации. На основании этого, в данном исследовании нами предложено проведение разработки новой методики оценки эффективности деятельности, которая предоставит возможности для комплексного анализа и получения наиболее полной информации о результатах. Также результаты исследования за 2018-2019 годы показали рост финансовой зависимости предприятия ООО «Радиант Металл» от заемных средств, что можно увидеть в росте суммы долгосрочных кредитов. Поэтому можно рекомендовать снижение суммы привлекаемых заемных средств за счет роста собственного капитала. Роста собственного капитала предприятия компания сможет добиться на основании роста суммы прибыли, которую можно получить на основании введения нового вида продукции в компании, который не будет уступать по стоимости среднерыночным ценам продукции компаний-конкурентов. При этом всю полученную прибыль организации необходимо вкладывать в погашение имеющихся кредитов и займов, а также наращивание товарно-материальных ценностей на складе для расширения производства нового продукта. Весьма важным фактором может выступить проведение более подробного исследования рынка ценных бумаг, для того чтобы осуществлять более эффективное инвестирование средств в наиболее прибыльные проекты. По результатам проведенного коэффициентного анализа во второй главе мы выявили наличие отрицательных факторов в процессе управления ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью и рентабельностью. Для этого необходимо проведение разработки мероприятий, направленных на решение этой проблемы. Мы можем предложить следующие рекомендации для улучшения финансового положения организации:1. Необходимо проведение снижения кредиторской задолженности на основании роста доли собственных ресурсов за счет продажи доли оборотных ресурсов;2. Необходимо увеличить оборачиваемость оборотных ресурсов при снижении стоимости оборотных ресурсов;3. Необходимо реструктурировать долги;4. Необходимо найти новые виды деятельности и рынки;5. Необходимо разработать четкий план по отношению к привлечению и использованию заемных ресурсов.6. Необходимо получить финансовую поддержку для того чтобы покрыть задолженность и осуществлять своевременное контролирование дебиторской и кредиторской задолженностей, при отслеживании наличия либо недостатка финансовых ресурсов и в конечном счете провести увеличение прибыли, что может оказать существенное влияние на рост уровня платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Опираясь на полученные возможности и угрозы, была проведена разработка ряда управленческих решений, основным направлением которых выступает рост уровня прибыльности деятельности, рассматриваемой нами организации ООО «Радиант Металл» (см. табл.4.1)Таблица 4.1 - Матрица решений как результат SWOT-анализа ООО «Радиант Металл»()()()()() ()Проведенный анализ позволил сделать определенные выв оды. Добиться повышения имеющегося показ теля прибыльности в организации можно по бол ь части благодаря реализации мер-тий по созданию маркетинга (он является максимально эффективным подходом для проведения конкурентной работы и способом налаживания базовых взаимных связей с главными потребителями ус луг и товаров компании). Практическая работа организаций в части принятия решений о понижении количества затрат и ув-нии объемов пр-ва показывает, что эта процедура является всеобъемлющей и доста точно сложной. Данный момент определен тем, что у фирмы появляется пожелание для роста собственной значимости на рынке. При этом достаточно чтобы топ-менеджер фирмы принимал решение о снижении затрат. В та ком положении важна реализация конкретного алгоритма, с помощью которому возможно было бы упростить процесс принятия решений о реализации любого проекта (рис. 4. 5). Рисунок 4.5 – базовые проблемы управления дебиторской задолженностьюИсточник: Соста влено автором Для то го чтобы повысить объем пр-ва услуг ООО «Рад иант Металл» важно сначала выявить необходимое количество ресурсов для осуществления такой процедуры. Проводимое исследование показало, что в 20 19 году работа организации проводилась по основной части с помощью заемных средств, собственных источников было мало. То ес ть увеличить объем производства с помощью собственных средств не получается. Да лее анализ указал на рост дебиторской задолженности в 20 19 году по срав нению с 20 18 годом на 35 43 тысяч руб., что ухудшает деятельность и не дпетвозможности для реализации запланированных программ. Еще од ним инструментом для определения эффективного управления дебиторской задолженностью в ООО «Радиант Металл» могло стать выявление оптимального показателя и структуры дебиторской и кредиторской задолженности. А затем уже введение эффективного управления такими показателями. С этой помощьювозможно добиться регулярного развития фирмы и реализовать возможности для планового погашения кратко срочных обязательств, учета общего показателя предпринимательского риска и принятия прогнозируемого результата прибыли от коммерческой деятельности. Организации важно провести работу по получения данной величины долгов, следовательно, возможно добиться получения резервов в размере 9516 ты с рублей за сч ет полной ликви дации данного ви да задолженности. Это можно получить с помощью перенесения рис ков на факторинговые компании. Тогда ООО «Радиант Металл» важно заключить договор с соответствующей компанией, которая начнет выплачивать сумму по контракту купли-продажи, и да лее уже проводить все процедуры с клиентами фирмы по поводу их оплаты. ЗаключениеМногие отечественные компании стремятся сегодня стать частью мирового рынка. Для этого уровень их конкурентоспособности должен быть на высоте независимо от того торгуют они внутри страны или за её пределами. Основным конкурентным преимуществом любой организации можно назвать качество её продукции. Высокий уровень качества продукции или услуг является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих достойный и стабильный доход компании. Но процесс создания и поддержания уровня качества соответствующего потребностям рынка порой является достаточно сложной и непонятной задачей для большинства российских руководителей. Именно поэтому для успешного внедрения и управления системой менеджмента качества высшему руководству организации предварительно необходимо подробно ознакомиться с существующими методами, подходами и инструментами в этой области, а также изучить уже имеющийся подобный опыт в России и мире, чтобы иметь возможность его экстраполировать на текущую ситуацию с учетом возможных достоинств и недостатков. В качестве основной стратегической цели организаций возможно выделение усиления конкурентных позиций как надежных и динамично развивающихся российских коммерческих учреждений, которые способны сохранять стабильность в периоды экономических волнений. Для того чтобы увеличить собственную долю на рынке, организациями предпринимаются мероприятия по активной территориальной экспансии и параллельному выходу на новую ступень качества предоставления продукции и услуг. Конкурентоспособность продуктов (услуг) коммерческих организаций выступает в качестве наиболее важной категории потребительских и стоимостных характеристик, на основании которых возможно определение положения продукции либо услуг на рынке. Сюда следует включать своего рода оценку, на основании которой возможно отражение наиболее выгодных отличий от продуктов конкурирующих компаний. Непосредственно конкурентоспособность товаров (услуг) может обладать прямой зависимостью от уровня качества продукции, которое может быть определено на основании количества проданных единиц и уровня удовлетворенности покупателя. Далее в качестве объекта данного исследования нами был выбрана компания ООО «Радиант Металл». На основании проведенного анализа на каждом этапе мы выявили, что организация незначительно уступает компаниям-конкурентам только по отзывам клиентов. В частности, данное отставание, снижающее конкурентоспособность организации было связано с такими критериями:- недостаточность собственных средств и большая доля краткосрочных обязательств, что свидетельствует о росте зависимости организации от заемных источников;- рост дебиторской задолженности на 3543 тысяч рублей в 2019 году по сравнению с 2018 годом;- низкий уровень использования основных фондов, простои оборудования; - достаточно высокий уровень физического и морального износа основных фондов; - неэффективный маркетинг по поиску поставщиков качественного сырья и материалов; - недостаточно эффективный маркетинг по продвижению продукции на рынок дальнего зарубежья; - слабый анализ и учет цен на продукцию конкурентов.Для увеличения конкурентоспособности ООО «Радиант Металл» были предложены следующие мероприятия:введение нового отдела и назначения на должность «ИТ-специалист»;усиление системы внутреннего контроля через назначение ответственных лиц и формирование департамента внутренних проверок;привлечение большего количества клиентов и удержание имеющихся за счет проработки новых видов продукции и рынков продаж;снижение количества кредиторских долгов за счет рефинансирования имеющихся кредитов;увеличение рекламных кампаний и проведение более полного анализа показателей компаний-конкурентов.Нам удалось выявить то, что если организации удастся устранить каждую выявленную проблему за счет введения предложенных нами мероприятий, то у нее появится возможность для снижение количества времени, на протяжении которого капитал может пребывать в составе запасов (то есть при всем при этом возможно будет снизить длительности производственного цикла), у организации будет возможность для достижения экономически-стабильного состояния, улучшения деловой репутации организации, в том числе повышения уровня конкурентоспособности на рынке.Список использованных источниковФедеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/пра [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38307580Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию [Электронный ресурс] – URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdfhttps://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-i-konkurentosposobnost-predpriyatiy-v-2018-2019-godah Введение в управленческий и производственный учет [Электронный ресурс] - URL: http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Druri_Vvedenie-v-upravlencheskiy-i-proizvodstvennyy-uchet_1998.pdf 233 с.Керусова А.А., Бессонова Е.А. Анализ финансовой устойчивости как важнейший инструмент для оценки финансового состояния предприятия [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36405282Коршунова Л.Н., Ягунова Ю.А. Анализ финансового состояния предприятия по данным его финансовой отчетности [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38178349Коротченко С., Бухгалтерия и банки // Новые правила учёта финансовых инструментов. [Электронный ресурс] - http://ivo.garant.ru/#/document/57511836.Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/practice/russian_factoring_1.shtmЛемешева Ж.С., Мизинцева М.Ф., Чупин А.Л. Теоретические подходы к раскрытию содержания понятий финансовой устойчивости и финансового состояния [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38595088Лимитовский, М. А.  Корпоративный финансовый менеджмент: учебно-практическое пособие / М. А. Лимитовский, В. П. Паламарчук, Е. Н. Лобанова; ответственный редактор Е. Н. Лобанова. — Москва: Юрайт, 2019. — 990 с.Лукасевич, И. Я.  Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции : учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 377 с.Мельник, М. В. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Москва: Юрайт, 2019. - 261 с.Незамайкин, В. Н.  Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. — Москва: Юрайт, 2019. — 467 с. Нуртдинов И.И., Охонина Е.А. Практика страхования финансовых рисков российского лизингового бизнеса: монография / Москва: Русайнс, 2018. — ISBN 978-5-4365-1218-1, 13 сОрленко К.Н. Повышение конкурентоспособности на предприятии // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018010954 (дата обращения: 31.03.2020 )Обзор металлургии за 2019 год [Электронный ресурс] – URL: https://riarating.ru/industry_newsletters/20200403/630161202.htmlПогодина, Т. В.  Финансовый менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Погодина. — Москва: Юрайт, 2020. — 351 с.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / Г. Б. Поляк [и др.]; ответственный редактор Г. Б. Поляк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 456 с.Развитие металлообработки и станкостроения в России [Электронный ресурс] – URL: https://pronowosti.ru/2019/10/01/razvitie-metalloobrabotki-i-stankostroeniya-v-rossii/Румянцева, Е. Е.  Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. Е. Румянцева. — Москва: Юрайт, 2020. — 360 с."Рамблер" [Электронный ресурс] – URL:https://finance.rambler.ru/realty/43918560/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkРубль растет седьмой день к доллару и третий к евро, отыгрывая надежды на рынок нефти / Прайм // [электронный ресурс] - https://1prime.ru/Financial_market/20200410/831242569.htmlСиницкая, Н. Я.  Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. Я. Синицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 196 с. Сорокина О.Г., Ковалев А.П. Ассортиментная и инновационная политика конверсируемого предприятия // Экономическая безопасность и инновационная политика: монография; под ред. Олейникова Е.А. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2016, 89 сСтруктура российского автопрома: предприятия – лидеры 2019года [Электронный ресурс] – URL: https://autostat-ru.turbopages.org/s/autostat.ru/infographics/43540/Стратегия развития станкостроительной отрасли до 2030 года [Электронный ресурс] – URL: file:///C:/Users/denis_000/Downloads/project.pdfФинансовая отчетность ООО «Радиант Металл» за 2017-2019 годыЧто с программой станкостроения в России? [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/113668-kuda-poteryalas-otchetnost-po-stankostroeniyu-v-rossii.htmlШалагинова А.С. Металлообрабатывающая отрасль в Самарской области. Конкурентный анализ по М. Портеру // Международный студенческий научный вестник. – 2020 - №3; URL: www.eduherald.ru/ru/article/view?id=20255Электронный журнал. Наука. Бизнес. Образование. «Исследование факторов конкурентоспособности в металлообрабатывающей отрасли»Экономика. Информационно-аналитический календарь [Электронный ресурс] – URL: https://cbr.ru/collection/collection/file/27991/ec_2020-05.pdfЯмалова Р. Д., Старикова К. И., Шарова А. И. Методы повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 288-291. — URL https://moluch.ru/archive/259/59525/ (дата обращения: 31.03.2020).Приложение АТаблица А.1Критерии эффективности оценки конкурентоспособности услуг (продуктов)Приложение БТаблица Б.2Подходы к определению понятия «конкурентная устойчивость предприятия»Продолжение приложения таблицы Б2

1.
2.


Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3.


4.
5.
6.
пра
7.

8.
9.  
10.

11.

12.
13.
14.
15.
[Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38307580
16.
17.


18.
19.

20. Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию [Электронный ресурс] – URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdf
21.

22.

23.

24.
25. https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-i-konkurentosposobnost-predpriyatiy-v-2018-2019-godah
26. Введение в управленческий и производственный учет [Электронный ресурс] - URL: http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Druri_Vvedenie-v-upravlencheskiy-i-proizvodstvennyy-uchet_1998.pdf
27.
28.
29.



30.
233 с.
31.

32.
33.
34. Керусова А.А., Бессонова Е.А. Анализ финансовой устойчивости как важнейший инструмент для оценки финансового состояния предприятия [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36405282
35. Коршунова Л.Н., Ягунова Ю.А. Анализ финансового состояния предприятия по данным его финансовой отчетности [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38178349
36. Коротченко С., Бухгалтерия и банки // Новые правила учёта финансовых инструментов. [Электронный ресурс] - http://ivo.garant.ru/#/document/57511836.
37. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/practice/russian_factoring_1.shtm
38. Лемешева Ж.С., Мизинцева М.Ф., Чупин А.Л. Теоретические подходы к раскрытию содержания понятий финансовой устойчивости и финансового состояния [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38595088
39. Лимитовский, М. А.  Корпоративный финансовый менеджмент: учебно-практическое пособие / М. А. Лимитовский, В. П. Паламарчук, Е. Н. Лобанова; ответственный редактор Е. Н. Лобанова. — Москва: Юрайт, 2019. — 990 с.
40. Лукасевич, И. Я.  Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции : учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 377 с.
41. Мельник, М. В. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Москва: Юрайт, 2019. - 261 с.
42. Незамайкин, В. Н.  Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. — Москва: Юрайт, 2019. — 467 с. 
43. Нуртдинов И.И., Охонина Е.А. Практика страхования финансовых рисков российского лизингового бизнеса: монография / Москва: Русайнс, 2018. — ISBN 978-5-4365-1218-1, 13 с
44. Орленко К.Н. Повышение конкурентоспособности на предприятии // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018010954 (дата обращения: 31.03.2020 )
45. Обзор металлургии за 2019 год [Электронный ресурс] – URL: https://riarating.ru/industry_newsletters/20200403/630161202.html
46. Погодина, Т. В.  Финансовый менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Погодина. — Москва: Юрайт, 2020. — 351 с.
47. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / Г. Б. Поляк [и др.]; ответственный редактор Г. Б. Поляк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 456 с.
48. Развитие металлообработки и станкостроения в России [Электронный ресурс] – URL: https://pronowosti.ru/2019/10/01/razvitie-metalloobrabotki-i-stankostroeniya-v-rossii/
49. Румянцева, Е. Е.  Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. Е. Румянцева. — Москва: Юрайт, 2020. — 360 с.
50. "Рамблер" [Электронный ресурс] – URL:https://finance.rambler.ru/realty/43918560/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
51. Рубль растет седьмой день к доллару и третий к евро, отыгрывая надежды на рынок нефти / Прайм // [электронный ресурс] - https://1prime.ru/Financial_market/20200410/831242569.html
52. Синицкая, Н. Я.  Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. Я. Синицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 196 с. 
53. Сорокина О.Г., Ковалев А.П. Ассортиментная и инновационная политика конверсируемого предприятия // Экономическая безопасность и инновационная политика: монография; под ред. Олейникова Е.А. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2016, 89 с
54. Структура российского автопрома: предприятия – лидеры 2019года [Электронный ресурс] – URL: https://autostat-ru.turbopages.org/s/autostat.ru/infographics/43540/
55. Стратегия развития станкостроительной отрасли до 2030 года [Электронный ресурс] – URL: file:///C:/Users/denis_000/Downloads/project.pdf
56. Финансовая отчетность ООО «Радиант Металл» за 2017-2019 годы
57. Что с программой станкостроения в России? [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/113668-kuda-poteryalas-otchetnost-po-stankostroeniyu-v-rossii.html
58. Шалагинова А.С. Металлообрабатывающая отрасль в Самарской области. Конкурентный анализ по М. Портеру // Международный студенческий научный вестник. – 2020 - №3; URL: www.eduherald.ru/ru/article/view?id=20255
59. Электронный журнал. Наука. Бизнес. Образование. «Исследование факторов конкурентоспособности в металлообрабатывающей отрасли»
60. Экономика. Информационно-аналитический календарь [Электронный ресурс] – URL: https://cbr.ru/collection/collection/file/27991/ec_2020-05.pdf
61. Ямалова Р. Д., Старикова К. И., Шарова А. И. Методы повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 288-291. — URL https://moluch.ru/archive/259/59525/ (дата обращения: 31.03.2020).






Приложение А

Таблица А.1
Критерии эффективности оценки конкурентоспособности услуг (продуктов)