Свободная, в рамках направления подготовки
Заказать уникальное эссе- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 15.08.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Когнитивный подход: теоретические аспекты.......................................................................4
2.Деятельностный подход.............................................................................................................8
3.Сопоставительный анализ теоретических аспектов двух подходов...................................12
4.Описание программы предполагаемого исследования.........................................................14
Заключение...................................................................................................................................19
Список литературы......................................................................................................................20
Предполагается, что такое исследование способно стать основой для разработки программы повышения самоорганизации как условия эффективности деятельности сотрудников.Цель исследования – выявить взаимосвязь самоорганизации и креативности сотрудников организации с эффективностью их работы. Гипотеза исследования - самоорганизация и креативность специалистов предприятия являются важнейшими факторами успешности их профессиональной деятельности.Описание выборочной совокупности исследованияЭмпирическое исследование планируется провести на базе крупной организации. В опросе должно принять участие 30 человек из числа сотрудников данной организации. Тип выборки: случайная (вероятностная), предполагающая равную возможность попадания в выборку каждого представителя генеральной совокупности.Этапы проведения исследованияЭмпирическое исследование, исходя из поставленных задач, проводилось в несколько этапов:На первом этапе исследования были подобраны методики исследования. На втором этапе исследования с помощью избранных методик проводится количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.На третьем этапе разрабатывается программа по повышению креативности и самоорганизации сотрудников.Основные социально-демографические характеристики респондентовПо признаку пола респонденты должны быть распределены следующим образом: 20 мужчин и 10 женщин.Примерный возраст респондентов – от 18 до 65 лет. Сроки проведения исследования: 2 месяца.Предполагаемая половая структура респондентов представлена на рисунке 1.Предполагаемая возрастная структура респондентов представлена на рисунке 2.Рисунок 1Рисунок 2Две трети респондентов – мужчины, одна треть – женщины.Большинство респондентов – лица среднего возраста – в возрасте от 30 до 49 лет (56,7%), 26,7% - представители молодежи, 16,7% - лица в возрасте от 50 до 69 лет. Поскольку целью экспериментального исследования является определение взаимосвязи уровня самоорганизации и креативности сотрудников предприятия с эффективностью их работы, нами было должно быть осуществлено, во-первых, выявление уровня самоорганизации и креативности сотрудников, во-вторых – измерение эффективности их работы. Для определения уровня эффективности работы был избран метод самодиагностики сотрудников.Методики исследованияВ настоящем исследовании планируется использовать следующие методики:Опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова) - для измерения уровня самоорганизации сотрудников. Существует мнение, что диагностика параметров и уровня самоорганизации может оказаться важным элементом при оценке личностного потенциала . Именно «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)», разработанный Е.Ю. Мандриковой зарекомендовал себя в качестве максимально успешной методики измерения особенностей самоорганизации. На наш взгляд, данный опросник очень комплексно оценивает описываемый феномен.Опросник креативности Джонсона (адаптация Е.Е. Туник) - для измерения уровня креативности сотрудников. Опросник включает в себя 8 вопросов-суждений, описывающих определенные ситуации, и пять вариантов ответа, предполагающих оценку респондентом частоты таких проявлений или ситуаций в его жизни:1 – «никогда», 2 – «редко», 3 – «иногда», 4 – «часто» и 5 –«постоянно».Данный опросник призван измерить способность человека порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации в профессиональной деятельности.Тестопределения уровня самоэффективности Маддукса и Шеера – для определения уровня самоэффективности.Данная методика была разработана с целью исследования самосознания и самооценки личности. Набор суждений, предлагаемых в опросе, направлен на оценку сотрудником собственного потенциала в сфере предметной деятельности (в данном случае – деятельности в рамках рабочего процесса), а также в сфере взаимодействия с другими людьми.Предполагается, чтомнения тестируемых о собственной эффективности, которые предполагается выявить посредством применения данной методики, открывают возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения об уровне ее индивидуальной реализации, но и создают некий толчок к саморазвитию. Иными словами, методика не только дает диагностические результаты, но и имеет позитивный практический эффект, который проявляется в том, что в процессе заполнения опросника для личности открывается возможность осознать способы достижения высоких результатов: как в предметной деятельности (в нашем случае – профессиональной), а также в общении с другими людьми.Математико-статистические методы обработки данныхОтветы всех респондентов планируется анализировать с помощью соответствующих каждой из методик ключей.Анализ данных будет производиться с помощью методов математической статистики. Для проверки предположения о существовании статистически значимой взаимосвязи между самоорганизацией, креативностью и эффективностью сотрудников, следует произвести расчет средних значений по шкалам: 1.«самоорганизация»;2.«креативность»;3.«самоэффективность в сфере предметной деятельности»;4.«самоэффективность в сфере межличностного общения».Так, для каждого респондента следует рассчитать итоговое значение каждого из показателей путем определения среднего арифметического значения всех переменных соответствующей шкалы.Предполагаемые результаты исследования таковы. В первую очередь, следует сказать о подтверждении гипотезы: самоорганизация и креативность специалистов предприятия являются важнейшими факторами успешности их профессиональной деятельности. Успешность профессиональной деятельности была измерена в показателях уровня оценки сотрудниками собственной самоэффективности в сфере предметной деятельности и в сфере общения. Предполагается, что исследование нам покажет, что в структуре профессиональной деятельности сотрудников важнейшими критериями выступают самоорганизация и креативность, которые напрямую взаимосвязаны с эффективностью (успешностью) этой профессиональной деятельности. В частности, в ходе исследования будут выявлены следующие корреляционные взаимосвязи между основными переменными исследования, которые характеризовали самоэффективность сотрудников, а также уровень их самоорганизации и креативности.Рисунок 3–предполагаемая корреляционная плеяда взаимосвязей между основными переменными, характеризующими самоэффективность сотрудников и показателями самоорганизации и креативностиДля наибольшей наглядности толщина линии соответствует силе взаимосвязи: чем толще линия, тем сильнее взаимозависимость переменных. Все корреляции являются положительными (имеют знак «плюс»).ЗаключениеИтак, в данном эссе был осуществлен сопоставительный анализ когнитивного и деятельностного подходов, а также предложена примерная программа эмпирического исследования, которое базируется на положениях этих двух подходов. Деятельностная концепция достигает своего расцвета в теории А.Н. Леонтьева. Огромная заслуга А.Н. Леонтьева состоит в разграничении понятий индивида и личности. Также Леонтьев пишет о внешнем, которое действует через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни имеет «самостоятельную силу реакции», то есть, это активность. Таким образом, в деятельностной концепции процесс развития личности является процессом взаимодействия множества деятельностей, вступающих в иерархические отношения. В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды происходит открытие их объективного значения. Значение является обобщением действительности. С этим связана трансформация иерархии деятельностей в иерархию мотивов.В отличие от деятельностной концепции представители когнитивной теории не уделяли столь большого внимания мотивам, кроме того, сам фактор взаимодействия личности с окружающим миром не имел для них большой значимости. Отличие деятельностного подхода от когнитивного состоит в том, что анализу подвергается реальный процесс взаимодействия человека с миром, взятый в его целостности и протекающий как процесс решения задачи.Несмотря на теоретическую разность подходов, в эмпирическом исследовании они взаимодополняют друг друга. В частности, при проведении исследования взаимосвязи самоорганизации и креативности специалистов организаций с успешностью и эффективностью их деятельности. Список литературыАбульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2017. - C. 6-33.Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива [Электронный ресурс] // Научное психологическое общество им. С. Л. Рубенштейна [сайт]. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/ff.html (дата обращения 04.07.2020)Адамян Н.А. Когнитивная психология: феномены и проблемы. – М.: Эксмо, 2018. – 460 с. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. - СПб.: Речь, 2014. Левицкая И.А. Теория личностных конструктов Дж. Келли: на пути к когнитивной философии образования.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-lichnostnyh-konstruktov-dzh-kelli-na-puti-k-kognitivnoy-filosofii-obrazovaniya (дата обращения 04.07.2020)Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – URL:http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt (дата обращения 04.07.2020)Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – URL:https://www.koob.ru/leontjev_a_n/ (дата обращения 04.07.2020Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человекимир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.Adrian Ashman, Robert Conway. An Introduction to Cognitive Education: Theory and Applications. — Routledge, 2014. — P. 32—34.George Schreiner and William J. Lyddon. Modern and Postmodern Metaphors of Self, Mind and Memory // Cognitive Psychotherapy Toward a New Millennium: Scientific Foundations and Clinical Practice / Tullio Scrimali, Liria Grimaldi (Editors). — Springer Science+Business Media New York, 2002. — P. 39—50.
Абульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и
сознание. - СПб.: Питер, 2017 - C. 6-33.
2
Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива
[Электронный ресурс] // Научное психологическое общество им. С. Л.
Рубенштейна [сайт]. URL: http :// rubinstein - society . ru / cntnt / nauchnie - raboti / raboti - k - a -
abulh / ff . html (дата обращения 04.07.2020)
3
Адамян Н.А. Когнитивная психология: феномены и проблемы. – М.: Эксмо, 2018
– 460 с.
4
Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. - СПб.: Речь, 2014
5
Левицкая И.А. Теория личностных конструктов Дж. Келли: на пути к когнитивной
философии образования.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. 2013 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-lichnostnyh-
konstruktov-dzh-kelli-na-puti-k-kognitivnoy-filosofii-obrazovaniya (дата обращения
04.07.2020)
6
Леонтьев
А.Н.
Деятельность.
Сознание.
Личность.
–
URL:
http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt (дата обращения 04.07.2020)
7
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. –
URL:
https://www.koob.ru/leontjev_a_n/ (дата обращения 04.07.2020
8
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003 - 508 с.
9
Adrian Ashman, Robert Conway. An Introduction to Cognitive Education: Theory and
Applications. — Routledge, 2014 — P. 32—34.
10 George Schreiner and William J. Lyddon. Modern and Postmodern Metaphors of Self,
Mind and Memory // Cognitive Psychotherapy Toward a New Millennium: Scientific
Foundations and Clinical Practice / Tullio Scrimali, Liria Grimaldi (Editors). —
Springer Science+Business Media New York, 2002 — P. 39—50.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты когнитивного подхода и деятельностного подхода, а также проводится сопоставительный анализ этих двух подходов.
Что такое когнитивный подход и какие его основные черты?
Когнитивный подход - это психологическая теория, которая изучает познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память и мышление. Основной чертой когнитивного подхода является акцент на внутренние психические процессы.
Что такое деятельностный подход и какие его основные черты?
Деятельностный подход - это психологическая теория, которая изучает человеческую деятельность и ее взаимодействие с внешней средой. Основная черта деятельностного подхода - это признание активной роли человека в процессе познания и развития.
В чем состоит сопоставительный анализ теоретических аспектов двух подходов?
Сопоставительный анализ теоретических аспектов двух подходов заключается в сравнительном исследовании основных понятий, принципов и методов, используемых в когнитивном и деятельностном подходах. Это позволяет выявить сходства и различия между ними и определить их взаимосвязь.
Какие практические применения имеют когнитивный и деятельностный подходы?
Когнитивный и деятельностный подходы нашли широкое применение в психологии, образовании, лингвистике и других областях. Они используются для разработки методов обучения, психотерапии, разработки компьютерных интерфейсов и др.
Чем отличается когнитивный подход от деятельностного подхода?
Когнитивный подход и деятельностный подход – две разные теоретические концепции, применяемые в области психологии и педагогики. Когнитивный подход сконцентрирован на исследовании познавательных процессов и механизмов мышления, а деятельностный подход основан на изучении человеческой деятельности и ее развитии.
Какие основные аспекты когнитивного подхода?
Основными аспектами когнитивного подхода являются изучение познавательных процессов, механизмов мышления и восприятия, осознания, языковых структур и др. Главной задачей когнитивного подхода является анализ и объяснение когнитивных функций и структур в человеческом познавательном процессе.
В чем состоит основная идея деятельностного подхода?
Основная идея деятельностного подхода заключается в том, что человек активно взаимодействует с окружающей средой и формирует свое понимание и знание через свою деятельность. Деятельность рассматривается как основной источник развития когнитивных процессов и структур, а участие в различных видах деятельности способствует формированию разнообразных познавательных умений и навыков.
Какие основные методы используются при сопоставительном анализе двух подходов?
При сопоставительном анализе двух подходов, основных методов может быть несколько, включая анализ структур и функций, сравнение результатов исследований, анализ понятийного аппарата и методологические подходы. Основная цель данного анализа – выявить сходства и различия между двумя подходами, а также определить их преимущества и недостатки.
Как когнитивный и деятельностный подходы взаимосвязаны между собой?
Когнитивный и деятельностный подходы взаимосвязаны между собой, так как они рассматривают различные аспекты познавательной деятельности человека. Когнитивный подход сосредоточен на изучении познавательных процессов и механизмов мышления, в то время как деятельностный подход фокусируется на изучении деятельности человека и ее влиянии на развитие познавательных умений и навыков.
Какие аспекты рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты двух подходов: когнитивного и деятельностного. Также проводится сопоставительный анализ этих подходов.
Что такое когнитивный подход в образовании?
Когнитивный подход в образовании основывается на понимании учебного процесса как активного и творческого, в котором акцент делается на индивидуальных особенностях ученика и его познавательных процессах.