Катехизация к таинству крещения и само крещение
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 13.08.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I.ВВЕДЕНИЕ 3
II.Богословская часть 5
III. Методическая часть 19
IV.Основная часть 27
Пятая беседа. Чинопоследование Святого Крещения 27
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
VI.Список используемой литературы 60
» — Исаак Сирин ответил: это «возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари…». Речь идет о постоянном обновлении духовного человека, причем, обновлению подвергается не только ум, но также и тело, воля, сердце. Данное состояние Святые Отцы определяли как «обо́жение». Данный термин является наиболее точным выражением всего существа святости. Святость является теснейшим единением с Богом, стяжанием Духа Святого, о котором говорил преподобный Серафим. Она — «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1) в верующих.Итак, Святой Дух возрождает человека, наполняет его благодатью, сообщает христианину особые способности, позволяет ему стремиться и достигать особого состояния – обожения, святости, как это состояние именуется в православном богословии.Итак, в помазании воды и тела крещаемого елей является символом жизни и радостипримирения с Богом. Что касается сравнения крещения с водной баней или гробом, то здесь важно заметить, что данное Таинство свершается через погружение. ВОПРОС ОГЛАШАЕМОГО: полное погружение является обязательным?ОТВЕТ: Полное погружение – это не непременное условиедейственности крещения. Однако именно оно дает возможность наиболее полного переживания всего, что происходит во время Тинства. Полное погружение в воду является символом смерти человека для греха и возрождения его во Христе (Рим. 6,3-11;Кор. 2,12-13 ).Таким образом, символически мы определяем Крещение в качестве смерти и последующего воскресения. Данный аспект является наиболее важным для осознания. После того, как совершилось троекратное погружение в воду, новокрещённого облачают в белое. ВОПРОС ОГЛАШАЕМОГО: Что следует иметь с собой на крещение?ОТВЕТ: Вам понадобится:- нательный крестики шнурок или цепочка- простынь- белая крещальная рубашка- чистое (желательно новое полотенце)- свечи (приобретаются заранее в церковной лавке).ВОПРОС: Нуждаются ли взрослые люди в крестных?ОТВЕТ: Как гласят правила Церкви, у принимающего крещение должен быть один крестный родитель. Если человек принимает крещение во взрослом возрасте, для Бога он все равно является духовным младенцем. Крёстный же является восприемником. В переводе с греческого, одно из значений слова “ восприемник” - “ поручитель за должника “. В первые века существования христианства каждый человек имел восприемника, это те члены общины, которые могут свидетельствовать, что обращение к вере у данного человека является истинным. Соответственно, даже взрослому лучше иметь воцерковлённого восприемника, который будет помогать ему и наставлять. Но это условие не является обязательным.Облачение в ризу светлу после крещения является символом возвращения человека к целостности и невинности, которым он обладал в раю, восстановления его истинной природы, искажённой грехом, то есть, человек снова обретают чистоту. Вместе с белой одеждой на шею новокрещённого возлагается крест. Крест является неотъемлемым свидетельством исповедания нашей веры и оружием против происков диавола. ВОПРОС:Каждый чин важен и символичен. То есть всё происходит символически?ОТВЕТ:В житейском обиходе в понятии символ порой вкладывается уничижительный и ущербный смысл. Например, я пообедал чисто символически, то есть остался голодным. Мне платят символическую зарплату. Символически означает условно, понарошку. Но в православной традиции понятие символ воспринимается совсем иначе, гораздо глубже и серьёзнее. Понятие христианского символа означает в богословии живую, действенную и подлинную связь между двумя реальностями – Божественной и человеческой. Это в полной мере касается и Таинства Крещения. После облачения в белые крестильные одежды, символизирующие чистоту его души после Крещения, Совершается Таинство Миропомазания. По учению Церкви, Через помазание святым миром, человек получает дар Святого Духа, наделяющий новокрещённого силами для достижения святости. Обретя этот дар, человек становится для Бога сыном. Это таинство, как и само крещение, совершается в жизни христианина только один раз. ВОПРОС:Что такое миро?ОТВЕТ:Мироварение является священнодействием, совершаемым в мироваренной палате на Крестопоклонной неделе Великого поста в течение трёх дней, при непрерывном чтении Евангелия. Освещение миро происходит на литургии в Великий Четверг. Состав представлен маслом, вином, благовонными травами и ароматическими веществами. В процессе совершения таинства миропомазания, священник должен произнести такие слова: “Печать дара Святого. Аминь”, а затем крестообразно помазывает миром: лоб, глаза, ноздри, уши, рот, руки, грудь и ноги. (Лоб – для освещения мыслей наших. Очи, уши и уста, чтобы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководства благодатного света. Чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освещения на труд благочестивый. Ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь – чтобы мы облекались благодатью Духа Святого). То есть, речь идет об освящении наших мыслей, желаний, сердца и тела, чтобы мы вступили в новую жизнь. Помазание миром является видимым знаком получения от Бога Духа Святого. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святой вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежа к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие нельзя описать, оно является беспредельным, не обладает образом и видом. Он является Существом бестелесным, и не имеющим формы, и невидимым, и неописуемым. За счет Собственного Божественного вездеприсутствия Святой Дух пребывает и в уверовавшем во Спасителя человеке, сообщив ему неведомое до этого познание Творца, приобщив его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке - это благодать Святого Духа, потому что Святой Дух непостижимым образом вселяется в человека, обитая и пребывая в нем. Одновременно с этим, благодатные Божественные действия единые каждому Лицу Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке подразумевает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности».После того, как совершено миропомазание, новокрещённые и их восприемники, во главе со священником, должны троекратно обойти вокруг купели с зажжёнными свечами. При этом они поют: “Елице во Христа креститеся, во Христа облекостеся”, что означает: “Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись”. Круг символизирует вечность, начало вечной жизни для того человека, который принял Крещение. После чтения Священного писания священник с молитвой обязательно смыть с тела крещённых миро специальной губкой (чтобы святое миро не попало на одежду или другие предметы).После осуществляется выстрижение у каждого крестившегося небольших прядок волос с четырёхсторон головы, при этом, произносятся такие слова: “ Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь ”.Пострижение волос является символом послушания и жертвы. Тот человек, который принимает Крещение, отдает себя Богу, а значит, теперь ему надлежит следовать за Христом. В первые века христианства новокрещённые в течение недели оставались помазанными святым миром. Омывание мира и пострижение волос совершали только на восьмой день после крещения, данный обряд имел название обряда восьмого дня. Но сейчас все иначе. После крещения новокрещённые, сопровождаемые священником, поднимаются на солею (возвышение, с которого начинается алтарная часть храма): при чтении священником кратких молитв они целуют икону иконостаса. Мужчин, помимо этого вводят в алтарь, где они совершают земной поклон перед святым престолом. Обряд воцерковления является символом вхождения нового члена в Церковь и в храм.ВОПРОС: Почему христианина называют воином христовым?ОТВЕТ:Пока человек является оглашённым - он является новоизбранным, но ещё не облачённым силой Божией. ТО есть, у него пока нет вооружения.Крещение дает человеку это оружие, чтобы он начал духовную брань. Вызов врагу уже брошен: “ И дуни, и плюни ”. Безусловно, такое действие раззадоривает дьявола, который будет постоянно искушать человека. До Крещения диавол может сказать: - “ Этот человек всё равно мой, зачем его лишний раз трогать“. Но когда кто-то ускользает из рук его, то тут пощады не жди. После Крещения продолжать жить так как человек жилдо Крещения, никак не допустимо.Отцы церкви учат, что принявший Таинства Крещения должен проявить высокую готовность к разного рода искушениям, но не бояться их. ВОПРОС:Как должен жить крестившийся?ОТВЕТ:Праведность, полученная человеком в крещении, - только зачаток. То есть, сам человек должен приложить все усилия для своего развития. Во-первых, Христос учит нас о том, что важен в жизни каждого человека Божий промысел. Господь заботится о каждом из нас, Его можно назвать заботливым Отцом. Соответственно, мы получаем Его помощь во всем необходимом. Также Спаситель учит нас не осуждать ближних, других людей, тогда как больше смотреть за собой. Другой важный аспект – прощение ближнего. Если Бог настолько милостив, что прощает нам наши грехи, то почему же мы должны проявлять жестокость и не прощать своих ближних? Прощение других является залогом блаженства, получения прощения от Бога наших прегрешений. Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Другой значимый нравственный аспект – это учение о молитве в христианстве. Рассмотрим его подробнее, так как крещаемый должен стремиться в совершенстве овладеть искусством молитвы. Молитва представляет собой достаточно таинственное явление христианской жизни. «Имя молитвы есть чудно, – говорит архимандрит Иринарх, – непостижимо человеческим разумом, недоведомо ангельским умом, объясняемое только во глубине неисследимой бездны любви Божией к человеческому роду». Соответственно, максимально полно, исчерпывающе в христианском учении молитву определить достаточно трудно. Даже в трудах Святых Отцов, подвижников нет четкого определения молитвы, несмотря на то, что уровень их нравственного совершенства был высоким. Согласно позиции одних, молитва преимущественно обладает интеллектуальными свойствами, то есть, они определяют ее как «беседу ума», восхождение разума к Богу. Согласно позиции других, молитва имеет волевые функции, то есть это есть «делание», «путь к Богу», «служение выше других» и т. д. Третьи отмечают, что молитва есть сердечная деятельность. «Молитвою, – пишет святитель Феофан, – преимущественно оживляется сердце в чувствах своих». Отцы Церкви считали, что «страх Божий» есть начало любой добродетели, в том числе и без него не может состояться любая молитва. А святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский определяли молитву в качестве «прошения у Бога».Как считал Исаак Сирин, подобные различия в понимании сущности молитвы связаны с тем, что для предметов будущего века, каковым и является молитва, мы не можем подобрать подлинное и истинное название. Постигая сущность психологии молитвы, возможно добиться установления только отдельных ее существенных признаков, по которым можно хотя бы частично ее определить. В целом, в христианском учении принято узкое и широкое понимание молитвы. Рассмотрим их более подробно.Существенный признак молитвы, понимаемой в узком значении – это есть устремление души человека к Богу. «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (Пс. 24:1), «Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 85, 4; 142, 8), – восклицает Псалмопевец. Возношение души к Богу является устремлением все сил, которые в ней заключены.Некоторые отцы церкви считали, что ум и сердце есть главные силы души, соответственно, молитва позволяет им обратиться и взойти к Богу. Как известно, в повседневному жизни нам, чтобы поделиться своими мыслями, внутренним миром, приходится прибегать к помощи слова. Данный путь позволяет нам сообщать близким в своих нуждах, просить помощи, благодарить и т.п. То есть, слова является необходимым условием для выстраивания отношений с другими людьми. В некоторых случаях возможно заменить слово жестом, мимикой, знаком. То же самое происходит и в молитве, если мы ее понимаем в узком смысле: человек, возносясь своей душой к Богу, выражает свои мысли и чувства внешне –посредством слова и движений. И как в сношениях с другими людьми, особенно с теми, от которых мы хотим получить совет или помощь, мы стараемся держать себя пристойно, так несравненно большее благоговение требуется от нас в словах и внешних знаках при молитвенной беседе с Существом высочайшим и Всесвятым, в руках Которого вся наша жизнь, все наше благополучие. В христианском учении принято, что такая беседа человека с Богом является определенным сакральным религиозно-нравственным актом выражения вовне известного духовного состояния, то есть, собственно молитвой.Подобное определение молитвы представлено в Пространном православном христианском катехизисе. «Молитва является возношением ума и сердца к Богу, являемым благоговейным словом человека к Богу... и сопровождаемой другими знаками благоговения».Однако в христианском учении есть не только узкое понимание молитвы, но и широкое. В широком смысле молитва является религиозно-нравственным состоянием, которое обеспечивает постоянное сердечное и благоговейное памятование о Боге, упование или надежду на Него во всех жизненных случаях.В таком именно смысле возможно понимать заповедь святого апостола Павла о том, что нужно непрестанно молиться. Пример самого апостола это доказывает, поскольку он пребывал в молитве постоянно, и днем, и ночью. Широкое понимание молитвы представлено также в трудах святых отцов. Например, согласно учению Василия Великого, молитву «следует не в словах заключать, но поставлять ее силу более в душевном расположении и в добродетельных делах, непрерывно проходящих чрез всю жизнь. Таким образом человек может достигнуть того, что вся жизнь его окажется непрерывною и непрестанною молитвою».Концепция молитвы в широком понимании представлена также у свт. Иоанна Злотоуста. Он говорил, что «можно идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему в рабочей храмине и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему и выходящему, можно, говорю, творить продолжительную и усердную молитву». «Непрестанно прибегай к Богу: стоишь ли ты, или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении», – призывали к постоянному сердечному памятованию Бога святые старцы Варсонофий Великий и Иоанн.Таким образом, молитву, понимаемую в широком смысле, необходимо совершать в любое время и во всяком месте. Святые отцы убедительно доказывают, что молитва является полностью совместимой с обыденными делами, обязанностями, которые человеку необходимо исполнить согласно его общественному и семейному положению. Соответственно, в христианском учении принято, что люди не должны уклоняться от труда, прикрываясь необходимостью молиться и петь псалмы. Настоящий подвижник должен быть трудолюбив.Еще в дни служения Иисуса Христа на земле, ученики Его обратились с просьбой о научении их искусству правильной молитвы. И Господом данная просьба была удовлетворена – Он дал им образец молитвы, а именно, речь идет о, наверное, главной молитве христиан – «Отче наш». Кроме того, крещенный человек должен обязательно совершать Евхаристию. Как считал Иоанн Златоуст, данное Таинство дает возможность узреть Христа, прикоснуться к Нему так, как они прикасались бы к Нему, если бы жили в Палестине в первой половине I века нашей эры. «Вот ты видишь Его, - говорит свт. Иоанн, - прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться и вкушать и принимать внутрь (αψασθαι και φαγειν και λαβειν ενδον)».Это позволяет говорить о том, что евхаристические хлеб и вино – это есть истинное Тело, Кровь Христа. Свт. Иоанном Златоустом, когда речь заходит о вкушении Христа, употребляются достаточно реалистичные выражения – например, святитель пишет, что мы «угрызаем» Христа. Однако учение свт. Иоанна Златоуста об Евхаристии является настолько сложным, прикровенным, что дает возможности для появления разного рода трактовок и интерпретаций. Например, согласно позиции протестантских богословов, слова Иоанна Златоуста обладают спиритуалистическим характером. А это значит, что учение святителя об Евхаристии является символическим. В частности, это такие выражения, как «духовная пища», «духовное питие», «пиршество духовное».И все же, для православных богословов здесь отсутствует какое-то противоречие. Здесь уместно обратиться к толкованию Златоуста на слова ап. Павла: «все пили одно и то же духовное питие» (1 Кор. 10, 4) (речь идет о той воде, которую Моисей высек из скалы – см. Исх. 17, 1-7). Святитель дает следующий комментарий: «Он назвал это питие духовным не потому, чтобы оно было таким по своей природе, но потому, что было таким по способу произведения. (…) Не свойство камня, но сила действующего Бога произвела эти потоки». Таким образом, Евхаристия является духовной пищей, поскольку ее совершение достигается в том числе и посредством силы Святого Духа. Также Святыми Отцами была развита мысль о том, что евхаристическое и историческое Тело Христово являются тождественными. Святые Отцы предостерегают против того, чтобы совершать причащение недостойно, а именно, речь идет о причастии небрежном, неблагоговейном, неуважительном. Достойное причащение в понимании Святых Отцов означает, что оно совершается в состоянии духовного трепета, пламенной любви, верой в том, что Христос реально присутствует в Святых Дарах, необходимо сознавать величие момента и данной святыни. Ни в коем случае нельзя полагать, что принимаешь просто хлеб и просто вино. В таинстве Евхаристии происходит единение верующих со Христом.Для того, чтобы достичь спасения души, человек должен без ропота, смиренно и достойно переносить все трудности жизни, которые выпадут на его жизненном пути. Случится ли неурожай или созревший хлеб истребит саранча, или побьет его град, будет ли падеж скота, или собственная болезнь, придется ли претерпеть гонения и обиды от сильных и несправедливых людей, – все эти невзгоды человек должен переносить без ропота и без хулы, потому что ещё Господь заповедовал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19), «Претерпевший же до конца спасется» (Матф.24:13). Итак, принявший Крещение должен обязательно каяться. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей.По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле спасения.Священное Писание о добродетелиПервым о покаянии в Новом Завете возвещает Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2).Ему вторит Сам Спаситель теми же словами после того, как выходит на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).Когда Господь посылает на проповедь своих учеников, они также говорят о покаянии: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12).После Пятидесятницы проповедует покаяние святой апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).Проповедует покаяние и апостол Павел: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.20:21).Таким образом, просматривая Новый Завет, мы видим, как покаяние красной нитью, главным стержнем проходит через весь текст Нового Завета.Певцом покаяния является Иоанн Лествичник: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения» (Леств.5:1).Один из современных подвижников святитель и исповедник Василий Кинешемский пишет о покаянии следующее: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому… Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце».Таким образом, мы видим, что в покаянии самое главное – вектор, направление жизни. Если у плотского человека вектором жизни является его «Я», то у человека покаявшегося вектор жизни направлен к Господу.Покаяние неразрывно связано с верой, поскольку оно приближает человека к нравственному совершенству.Отсюда следует, что покаяние не только вектор жизни, но и постоянный процесс, который должен совершаться в человеке непрестанно, как непрестанно действуют в нем страсти.Самая главная причина покаяния – действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).Вторая причина покаяния – наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Если человек верит в Искупителя, то у него начинается новая жизнь во Христе, эта жизнь управляется Духом Божиим и Божественным Провидением. Вера подразумевает, что мы принимаем Христа всем своим человеческим существом, а значит, мы не можем жить без покаяния, так как покаяние становится для нас духовной необходимостью. Итак, если человек верит и живет по вере, если он кается, то он получает оправдание, возрождение, он уже не осуждаем, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор.5: 19). Искупительные заслуги Христа настолько сильны, что искуплены все грехи человечества, причем, не имеет значения, насколько тяжким является грех. Человек, если верит, то очищается посредством веры и покаяния, которые неразрывно связаны, и получает освобождение.Святые Отцы Церкви постоянно писали о том, что покаяние имеет столь же большое значение, как и вера. Покаяние воспитывает в человеке все необходимые добродетели, в частности, смирение и смиренномудрие. Если вера истинна, то человек испытывает духовную потребность в покаянии и добрых делах.V. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, Крещение является началом новой жизни для человека. Он становится христианином и начинает жить христианской жизнью, но все же, Крещение – это только первая ступень восхождения души к Богу, то есть, сам человек должен приложить все возможные усилия для нравственного совершенствования. Цель Крещения заключается в соединении с Богом, получении благодати Его. Крещение освобождает человека от первородного греха и дарует ему спасение. Божественную благодать, получаемую в Крещении можно рассматривать в качестве семени, которое должно прорастать в человеке на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу и живёт в Церкви, то есть, является воцерковленным. Если же Крещение для человека представляло собой формальность, дань традиции, моде, то все дары Таинства останутся ему не доступны, тем самым человек отлучает себя от Христа.Основное назначение человека согласно православию – самосовершенствование и стремление к праведной жизни. Настоящий христианин должен обязательно тщательно изучать Евангелие, выстраивать свою жизнь согласно заповедям, постоянно молиться, воспитывать в себе смирение, отказаться от приверженности к материальным ценностям. Быть христианином – это сложный нравственный, духовный труд.Цель жизни христианина – обрести успокоение в собственной душе, Богопознание, обретение жизни вечной. Кроме того, в христианстве человек стремится преодолеть эгоистические побуждения и помыслы. На необходимость совершения благих поступков указывают нам заповеди Христа. Итак, цель жизни человека, принявшего Крещение, состоит в приближении к Образу Бога в себе, к преодолению греха, в стремлении к молитве, совершенствованию помыслов и дел. Духовная помощь другим людям, милосердие, стяжание добродетелей, достижение смирения и смиренномудрия как величайших добродетелей – вот что составляет подлинный смысл христианской жизни. Принятие Таинства Крещения – это огромная духовная ответственность, которая приоткрывает перед человеком дверь в мир духовного совершенства, но человек должен сам прикладывать немалые усилия. Как писали Святые Отцы, вера крайне важна, однако истинная вера предполагает осознание греховности и обязательное покаяние, таким образом, именно покаяние помогает человеку пройти путь приближения к Богу. Все основные добродетели являются связанными между собой, то есть, без покаяния мы не можем стать смиренными, в полной мере постичь величие Искупительный Жертвы Христа. Понятие покаяния в христианстве тесно связано с понятием благодати. Духовный образ жизни, духовные упражнения, покаяние призваны подготовить человека к восприятию Божественной благодати, а поскольку благодать является непременным условием спасения, то для русской православной традиции святость почитается как самый высокий пример благочестия и высочайший пример приближения к Богу, обретения спасения и вечной жизни. VI.Список используемой литературыАфанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32.Болотов В.В., проф. Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Bolotov_pasha.phpГеоргий (Капсанис), арх. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. – М., 2008. Григорий Богослов, свт. Слово на Святую Пасху.//http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/gr_bogoslov_easter.htmlДолженко А.Г. Нагорная проповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/2Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 1840 с.Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Святого Матфея евангелиста.// http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7/txt21.htmlИоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.htmlИриней Лионский, свщм. Доказательство апостольской проповеди.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/Ириней Лионский, свщм. Против ересей.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/Каплан И. Христос как второй Адам в богословии свщм. Иринея Лионского.// https://www.pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-adam-v-bogoslovii-svyashhennomuchenika-irineya-lionskogo/Киктенко Е. 19 января 2020: Крещение Господне, Богоявление.// https://foma.ru/19-yanvarya-2014-kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie.htmlКиприан (Керн), арх. Патрология.// https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologija-kern/Крещение Господне (Богоявление) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. — Т. XXXVIII. — С. 707-723Ладина С. Что такое катехизация? https://orthodox-magazine.ru/numbers/at224Малков П. Таинства в Православной Церкви.// https://azbyka.ru/tainstva-v-pravoslavnoj-cerkviМалков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404НикифоровМ. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. [Электронный ресурс]. Сайт. - Режим доступа: http://teolog-ufa.ortox.ru/users/95/1100795/editor_files/file/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%91%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B.pdfО вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991. Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. – М., 2005.Религиоведческий словарь // Классики мирового религиоведения. Антология / сост. М.О. Васильева, А.Н. Красников, Е.С. Элбакян [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер [Сайт] http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Relig/klass/11.phpСвятое Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа.// http://days.pravoslavie.ru/Days/20170106.html Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4Сергий Страгородский арх. Православное учение о спасении. – Казань, 1898. Творения Святых Отцов.// http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt125.htmlФеофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2006. Филарет Московский, свт. Слово в День Святой Пасхи.// http://halkidon2006.orthodoxy.ru/a/195.htmЧто нужно знать о Святом Крещении? – М., 2009.
1. Афанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32.
2. Болотов В.В., проф. Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Bolotov_pasha.php
3. Георгий (Капсанис), арх. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. – М., 2008.
4. Григорий Богослов, свт. Слово на Святую Пасху.//http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/gr_bogoslov_easter.html
5. Долженко А.Г. Нагорная проповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/2
6. Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128
7. Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 1840 с.
8. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Святого Матфея евангелиста.// http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7/txt21.html
9. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/
10. Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.html
11. Ириней Лионский, свщм. Доказательство апостольской проповеди.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/
12. Ириней Лионский, свщм. Против ересей.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/
13. Каплан И. Христос как второй Адам в богословии свщм. Иринея Лионского.// https://www.pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-adam-v-bogoslovii-svyashhennomuchenika-irineya-lionskogo/
14. Киктенко Е. 19 января 2020: Крещение Господне, Богоявление.// https://foma.ru/19-yanvarya-2014-kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie.html
15. Киприан (Керн), арх. Патрология.// https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologija-kern/
16. Крещение Господне (Богоявление) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. — Т. XXXVIII. — С. 707-723
17. Ладина С. Что такое катехизация? https://orthodox-magazine.ru/numbers/at224
18. Малков П. Таинства в Православной Церкви.// https://azbyka.ru/tainstva-v-pravoslavnoj-cerkvi
19. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/
20. Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404
21. НикифоровМ. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26.
22. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. [Электронный ресурс]. Сайт. - Режим доступа: http://teolog-ufa.ortox.ru/users/95/1100795/editor_files/file/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%91%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B.pdf
23. О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991.
24. Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. – М., 2005.
25. Религиоведческий словарь // Классики мирового религиоведения. Антология / сост. М.О. Васильева, А.Н. Красников, Е.С. Элбакян [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер [Сайт] http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Relig/klass/11.php
26. Святое Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа.// http://days.pravoslavie.ru/Days/20170106.html
27. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4
28. Сергий Страгородский арх. Православное учение о спасении. – Казань, 1898.
29. Творения Святых Отцов.// http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt125.html
30. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2006.
31. Филарет Московский, свт. Слово в День Святой Пасхи.// http://halkidon2006.orthodoxy.ru/a/195.htm
32. Что нужно знать о Святом Крещении? – М., 2009.
Вопрос-ответ:
Какие темы рассматриваются в статье?
В статье рассматривается катехизация к таинству крещения и само крещение, которые подвергают обновлению ум, тело, воля и сердце духовного человека.
Кто ответил на возгорание сердца у человека?
Исаак Сирин ответил на возгорание сердца у человека.
О чем говорится в статье?
В статье говорится о постоянном обновлении духовного человека, также речь идет о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари.
Какие части статьи рассматривают чинопоследование Святого Крещения?
Чинопоследование Святого Крещения рассматривается в пятой беседе и в четвертой части, которая начинается с 27-го абзаца.
Какие аспекты человека подвергаются обновлению?
При обновлении человека подвергаются обновлению ум, тело, воля и сердце.
Что такое катехизация?
Катехизация - это процесс обучения вероучению и религиозным истинам. В христианстве катехизация помогает верующим лучше понять и принять основные доктрины фашистовии учения.
Что такое таинство крещения?
Таинство крещения - это одно из семи основных таинств православной церкви. Оно включает в себя обряд окунания в воду или омовения головы водой с проговориванием особых формул и молитв. Крещение считается очищением от грехов и вступлением в христианское братство.
Какая роль катехизации в таинстве крещения?
Катехизация имеет важную роль в подготовке верующих к таинству крещения. Путем обучения вероучению и религиозным истинам, катехизация помогает людям осознать значение и символику крещения, и глубже понять свою веру и обязательства, связанные с вступлением в христианское братство.
Каковы основные шаги в процессе катехизации к таинству крещения?
Основные шаги в процессе катехизации к таинству крещения включают изучение основных доктрин вероучения, истории христианства, символики и ритуалов крещения, а также практическую подготовку к самому обряду крещения. Катехизация может проводиться в форме бесед, уроков, чтения специальной литературы и духовного наставничества.
Какое значение имеет само крещение?
Само крещение имеет большое духовное значение для верующего. Оно символизирует очищение от грехов и обновление духовного состояния. Крещение является инициацией в христианство и вступлением в христианское братство. Оно также считается началом новой жизни в вере и предполагает следование учению Иисуса Христа.
Что такое катехизация и зачем она нужна?
Катехизация - это процесс обучения основам веры и религиозным догмам. Она необходима для того, чтобы дать верующим знания и понимание христианской веры, а также для подготовки к религиозным обрядам, таким как крещение.