Развитие двигательных способностей учащихся начальных классов средствами подвижных игр
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 17.08.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы развития двигательных способностей учащихся начальных классов средствами подвижных игр 6
1.1 Понятие о двигательных способностях 6
1.2 Особенности развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста 9
1.3 Подвижные игры как средство развития двигательных способностей младших школьников 13
Глава 2. Практические основы развития двигательных способностей учащихся начальных классов средствами подвижных игр 17
2.1 Актуальный уровень развития двигательных способностей учащихся начальных классов 17
2.2 Программа развития двигательных способностей посредством подвижных игр 20
3.3. Эффективность применения подвижных игр в развитии 27
двигательных способностей у учащихся начальных классов 27
Заключение 33
Список литературы 35
«Встреча на скамейке».Главная цель состоит в развитии устойчивости, ловкости и расчетливости.Применяется как вспомогательное упражнение для учебных заданий на гимнастическом бревне.Организация. По стартовому сигналу направляющим игрокам противостоящих колонн нужно выйти с разных сторон на скамейку и, сойдясь на ее середине, толчками ладони в ладонь соперника стремиться вывести его из равновесия и столкнуть со скамейки. Играющий, который добился этого, приносит собственной команде выигрышное очко и сходит со скамейки победителем. Потом в игровое единоборство может вступить следующая пара противостоящих игроков, за ней - третья и так далее до последней. Выиграет та команда, играющие которой наберут наибольшее число очков.«Скалолазы». Главная цель состоит в развитии ловкости, быстроты, силы и решительности. Применяется как вспомогательное упражнение для учебных заданий лазания по канату.Организация. Класс делится на команды по пять человек, которые должны построится в колонны по одному за общей стартовой линией, проведенной в 8м напротив стены с гимнастическими лестницами (для страховки обложенными матами). Направляющим игрокам каждой колонны нужно раздать по командному флагу различного цвета (лента длинной 40 и шириной 15см).Проведение. По стартовому сигналу первым игрокам колонн надопобежать к собственной лестнице, взобраться на ее вершину и на последней перекладине с правой стороны, повесить флаг собственной команды, после чего спускаются вниз бегут обратно, касанием руки дать старт следующему участнику собственной колонны, а самим встать в ее конец. Следующему игрокунеобходимо снять флаг собственной команды и передать его очередному участнику, задача которого – снова повесить флаг на вершине и т.д. побеждает та команда, последний участник которой раньше выполнил игровое задание и, возвратившись на собственной место в колонне, поднял командный флаг над головой.«Ловля кузнечиков». Главная цель состоит в развитии силы, быстроты ловкости и внимания. Применяется как вспомогательное упражнение для учебных заданий с опорными прыжками.Организация. На дистанции 10.12м надо отметить стартовую и финишную линии. В 1,5м перед стартовой линией разметить вторую подобную. Одна из двух команд становится за стартовой линией и принимает упор присев с опорой на руки, которые надо выставитьчуть-чуть вперед. В 1,5м перед ними подобное положение принимают играющиеиной команды.Проведение. По сигналу учителя всем участникам надо начать прыжки вперед «кузнечиком», отталкиваясь руками и ногами. Задача задних играющих: догнать и касанием руки осалить как можно дольше «кузнечиков» передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних – как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Игроки, которые прыгают без опоры руками, выбывают из игры. Потом обоим командам надо снова возвратиться на старт, поменяться местами и ролями, и игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, которая поймала большее число «кузнечиков»«Петушиный бой». Главная цель состоит в развитии силы, ловкости, внимания и сообразительности.Организация. Всем детям надо разбиться на пары. По сигналу всем участникам нужно согнуть левую ногу и хватать ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку согнуть в локте и закладывать за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей пары должны начать толкать друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и применяя хитроумные обманные движения до тогомомента, пока один из них не заставит противника опереться на правую ногу. Импровизированный бой нужно повторить несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги.Игры, которые направлены на развитие быстроты, силы и ловкости(Легкая атлетика)«Тачка». Главная цель заключается в развитии силы рук, быстроты и внимания.Организация. Все игроки встают парами. Расстояние между ними не менее трех метров. В шести метрах перед игрокаминадо поставить поворотный флажок.Проведение. По сигналу учителя первым номерам нужно, приняв упор лежа, ноги врозь, изобразить собой тачку, а вторым номерам, взяв их за голени, как можно быстрее бежать к повторному флажку собственной колонны, огибая его налево и возвратиться назад к линии начала. Потомпоменяться ролями.Эстафета «Фантазеры».В эстафете основное - интересный этап, который необходимо преодолеть за наиболее короткое время, при соблюдении все необходимых правил: передача эстафеты (палочки, предмета) партнеру: преодоление препятствий, выдумка, скорость. К примеру, бег на четвереньках, бег «задним ходом», бег прыжками на одной ноге, бег по - лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках), бег, вдвоем обнявшись и т.д.По мере повышения интереса к занятиям физической культуры возрастает мышечная работоспособность, т.е. игра обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. Игра помогает включить, сформировать и развить отдельные группы мышц. Наиболее сильные среди них – разгибание бедра и туловища.3.3. Эффективность применения подвижных игр в развитиидвигательных способностей у учащихся начальных классовВторой срез по определению уровней двигательных способностей у учащихся начальных классов проводился уже в ходе опытно-экспериментальной работы. Его основная цель заключалась в установлении динамики развития уровня двигательных способностей у учащихся начальных классов. Результаты второго среза представлены в таблице 2. Таблица 2 Уровень двигательных способностей у учащихся начальных классов (второй срез) Уровень Бег на 30 м Челночный бег 3*10 м Прыжок в длину с места Наклоны Подтягивание К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % Контрольная группа Высокий 5 27,7 5 27,7 8 46,0 5 27,7 6 32,0 Средний 5 27,7 5 27,7 6 32,0 6 32,0 5 27,7 Низкий 8 44,6 8 44,6 4 22,0 7 40,3 7 40,3 Уровень Экспериментальная группа Высокий 7 39,0 6 32,0 12 66,0 6 32,0 7 39,0 Средний 6 32,0 7 39,0 5 27,7 7 39,0 7 39,0 Низкий 5 29,0 5 29,0 1 6,3 5 29,0 4 22,0 Анализ результатов второго среза позволяет отметить изменение двигательных способностей у учащихся начальных классов в КГ. Сравнение результатов первого среза в КГ дает возможность констатировать о маленьком улучшении показателей по выполненным тестам. В тесте «Бег на 30 м» участники контрольной группы достигли высокого и среднего уровня развития, что в суммированном виде составляет 55,4%, а исходный результат этой группы – 49,7%. В тесте «Челночный бег 3*10 м» небольшой успех участников контрольной группы, достигших высокого и среднего уровня развития, в суммированном виде составил 55,4% во втором срезе в отличии от первого среза – 49,7%. В тесте «Наклоны» несколько подрос результат с 22,0% до 32,0%, т.е. количество участников контрольной группы, показатели которых соответствуют среднему уровню развития двигательных качеств равно 6 школьникам. В сумме высокого и среднего уровня развития двигательных качеств в тесте «Наклоны» младшие школьники контрольной группы достигли 59,7%, а в первом срезе – 49,7%. Исключением стали результаты в 2-х тестах: «Прыжок в длину с места» во втором срезе у испытуемых контрольной группы не зафиксировано улучшение результата и суммарный процент по достижению участниками высшего и среднего уровня остался прежним, равен 78%. Также в тесте «Подтягивание» результаты не изменились в лучшую сторону и остались на первоначальном уровне – 59,7%. Это суммированный процент испытуемых, показавших высокий и средний уровень развития двигательных качеств. За период эксперимента, длившегося 5 месяцев, развитие двигательных способностей у учащихся начальных классов контрольной группы реализовывалось лишь на уроках физической культуры по программе общеобразовательной школы и результаты, которые показаны участниками этой группы, существенно отстают от результатов обучающихся экспериментальной группы, которые занимались 2 раза в неделю дополнительным уроком продолжительностью 45 минут в день по экспериментальной программе, основу которой составлял комплекс подвижных игр. Представим результаты опытно-экспериментальной работы в КГ в виде рисунков. Рисунок 3. Уровень двигательных способностей у учащихся начальных классов КГ (после эксперимента) Таким образом, изменение двигательных способностей у учащихся начальных классов в КГ во время экспериментальной работы статистически значимых показателей не было выявлено. Рисунок 4. Уровень способностей у учащихся начальных классов ЭГ (после эксперимента) Анализ результатов опытно-экспериментальной работы дает возможность отметить значительные изменения уровня двигательных способностей у учащихся начальных классов в ЭГ по сравнению с КГ (рисунок 4). Результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента продемонстрировали положительную динамику двигательных способностей у учащихся начальных классов ЭГ, что говорят об результативности подвижных игр в развитии двигательных способностей. Так различия между КГ и ЭГ с превалирующим улучшением показателей у обследуемых экспериментальной группы составили 15,6% по критерию бег на 30 м, 15,6% по критерию челночный бег, 15,7% по критерию прыжок в длину с места, 11,3% - наклоны, 18,3% - подтягивание. При сравнительном анализе полученных результатов обеих групп был подсчитан общий процент по достижению учениками высокого и среднего уровня развития двигательных способностей по всем тестам. Участникам экспериментальной группы по сравнению с обучающимися контрольной группы во втором срезе удалось улучшить собственные показатели, которые соответствуют среднему и высокому уровню развития двигательных способностей по всем тестам на 76,5%. Зафиксирована высокая динамика в развитии двигательных способностей в экспериментальной группе за счетрезультативности занятий, в основе которых был положен комплекс подвижных игр, лучшие командные задания. Младший школьный возраст с 7-11 лет наиболее приемлем для формирования первоначальной, направленной, спортивной подготовки. Такая подготовка лает возможность в абсолютной мере использовать возрастающие физические и функциональные возможности организма учащихся, при освоении двигательных действий сложных в координационном отношении в ходе совершенствования физических качеств. Подвижные игры, помогают какулучшить физическую подготовленностьучеников начальных классов, так и положительной стороныоказывает воздействие на динамику формирования ключевых физических качеств ученика 7-11 лет. Одновременно с этим, изменения, которые проявлены в большей степени выявляются в показателях, которые определяют координационные способности организма. При тестировании двигательных способностей выявлено, что у многих испытуемых так же значительно вырос их уровень, средние результаты стали значительно выше. Показатели в упражнениях, которые характеризуют уровень развития силы мышц, туловища и гибкости, достигли среднего уровня. Таким образом, использование подвижных игр в работе с учащимисяпомогает повысить их эффективность, что выражено в положительной динамике показателей двигательных способностей у учащихся начальных классов и формировать интерес младших школьников к занятиям физическими упражнениями. Результаты проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. ЗаключениеЦелью курсовой работы стало исследование развития двигательных способностей учащихся начальных классов средствами подвижных игр.Двигательные (физические) способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.Выявлены закономерности развития двигательных способностей. Изучение литературных источников позволило прийти к выводу, что в младшем школьном возрасте приобретаются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, происходит закладка фундамента для развития этих способностей и в том числе приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Данный возраст называется золотым возрастом, имея в виду темп развития координационных способностей. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводится функциям ЦНС - возможностям качественно координировать движения. Подвижная игра - это упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Подвижна игра за счет увлекательного содержания, эмоциональной насыщенности стимулируют ребенка к конкретным мыслительным и физическим усилиям. На основе подобранных тестовых заданий на этапе констатирующего эксперимента был установлен низкий уровень развития двигательных способностей обследуемых обеих групп. Испытуемые КГ и ЭГ не уложились в нормативы. Низкий уровень развития двигательных способностей продемонстрировали 50,3% учеников КГ в тестах «Бег на 30 м», «Челночный бег», «Наклоны» и 46,0% - обучающиеся экспериментальной группы в тесте «Бег на 30 м», 40,3% - «Челночный бег», 44,6% - «Наклоны». Разработан и использован в дополнительных занятиях по физической культуре с младшими школьниками экспериментальной группы комплекс подвижных игр, которые направлены на развитие двигательных способностей. В него вошли ряд лучших командных упражнений, практикующиеся многие годы в школах, оздоровительных лагерях. Экспериментально аргументирована положительная результативность комплекса подвижных игр для совершенствования двигательных способностей учащихся начальных классов. Результаты экспериментального исследования позволили подтвердить гипотезу, основанную на предположении, чтоподвижные игры способствуют развитию двигательных способностей у учащихся начальных классов. Материалы исследования можно рекомендовать к применению в школах при проведении уроков физической культуры. Список литературы
Вопрос-ответ:
Какие двигательные способности развиваются у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр?
У детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр развиваются такие двигательные способности, как координация движений, баланс, гибкость, сила, выносливость и быстрота.
Почему подвижные игры эффективны для развития двигательных способностей учащихся начальных классов?
Подвижные игры являются эффективным средством развития двигательных способностей учащихся начальных классов, так как они стимулируют активное движение, улучшают координацию движений, развивают выносливость и силу, способствуют развитию мелкой моторики и улучшению общей физической формы.
Какие особенности развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста есть свои особенности развития двигательных способностей. В этом возрасте происходит активное формирование навыков и координации движений, развитие мышц и силы. Также дети младшего школьного возраста очень подвижны и им нужно много двигаться для нормальной физической активности и развития.
Какие преимущества имеют подвижные игры в развитии двигательных способностей младших школьников?
Подвижные игры имеют ряд преимуществ в развитии двигательных способностей младших школьников. Они позволяют развивать координацию движений, улучшают гибкость и подвижность, способствуют развитию силы и выносливости, улучшают общую физическую форму и моторику. Кроме того, подвижные игры помогают детям развиваться в социальном и эмоциональном плане, учат работать в коллективе, соблюдать правила и регулировать свои эмоции.
Какие двигательные способности особенно важно развивать у детей младшего школьного возраста?
Особенно важно развивать у детей младшего школьного возраста такие двигательные способности, как координация движений, баланс, гибкость и сила. Развитие этих способностей поможет детям освоить новые двигательные навыки, стать более ловкими и гибкими, а также улучшит их физическую форму и общую осанку.
Что такое двигательные способности?
Двигательные способности - это физические возможности организма человека выполнять различные двигательные действия с определенной точностью, силой, скоростью и выносливостью.
Какие особенности развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста?
В этом возрасте происходит активное развитие двигательных навыков и базовых двигательных способностей, таких как гибкость, координация, сила, выносливость, баланс и быстрота. Дети научаются контролировать свое тело и осваивают новые движения.
Почему подвижные игры являются эффективным средством развития двигательных способностей у младших школьников?
Подвижные игры предоставляют детям возможность активно двигаться и использовать различные двигательные навыки. Они развивают координацию, гибкость, силу, выносливость и другие двигательные способности. Кроме того, игры могут быть увлекательными и мотивирующими для детей, что способствует их активному участию и развитию.
Какие практические основы можно использовать для развития двигательных способностей учащихся начальных классов?
Для развития двигательных способностей учащихся начальных классов можно использовать разнообразные упражнения и игры. Важно создавать интересные и доступные задания, которые будут совмещать развитие двигательных навыков с удовольствием от занятий. Также важно учитывать индивидуальные особенности детей и их уровень физической подготовленности.