Влияние музыкального образования на детей дошкольного возраста
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 25.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Содержание музыкального искусства и образования в жизни дошкольников и его роль 5
Глава 2. Значимость развития чувства ритма 15
Заключение 21
Список литературы 23
Основой этого метода является усвоение ритма через звучащее слово, например, это может быть ассоциация определенного ритма или ритмической последовательности со словом кошечка и т.п. Используются для этой цели и названия цветов. Орф считал, что формировать чувство ритма посредством движений следует еще до того, как дети начнут играть на музыкальных инструментах. Главная цель движения под музыку заключается в том, чтобы формировать у ребенка восприятие музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке, как результат, это способствует становлению чувства ритма. Движения под музыку разнообразны, соответственно, это определяет качества их многофункциональности, многозадачности. Орф считал, что формировать чувство ритма посредством движений следует еще до того, как дети начнут играть на музыкальных инструментах. К. Орфом вводятся в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, могут импровизировать сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составление ритмических рондо, а затем исполнять их как каноны.Также интересно и другое упражнение Орфа, которое называется – эхо. Оно основано на том, что ребенок повторяет ритм, заданный педагогом.Развивать чувство ритма возможно, используя различные виды ритмической деятельности. О. Е. Дрень, в частности, говорит о ритмопластике, ритмографике, ритмизации слова, пространстворитмии, эвритмии на музыкальных занятиях и в течение дня. Методика обучения движениям под музыку представлена тремя этапами:1. Знакомством детей с новым упражнением, пляской или игрой. Здесь следует разучить движения в общих чертах, понять музыкальный образ, тщательно прослушать музыку, показать музыкально-ритмические движения, вызвать у детей интерес повторить их. Затем следует тщательно разъяснить все движения. 2. Углублением разучивания. Это этап уточнения, создания целостного музыкального образа, музыкального настроения.3. Закрепления представлений о музыке и движении, поощрением детей на процесс самостоятельного выполнения разученных движений. Б. М. Теплов полагал, что одним из лучших способов развития ритма у детей является дирижерский жест (как и вообще музыкальное движение в целом).М.Л. Палавандишвили, давая перечисление задач музыкально–ритмической деятельности, говорит о важности согласования движения с характером музыки и наиболее яркими средствами выразительности через развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость, слуховые представления, чувство ритма).Перечислим задачи включения ребенка в процесс движения под музыку: – задачи образовательного характера: это ходьба, бег, иные движения под музыку, позволяющие на элементарном простейшем уровне передать ритм и музыкальный образ, затем эти движения помогают раскрыть темп, динамические оттенки, смены регистров, метра, акцентов и т.п. – задачи воспитательного характера: у детей формируется такое важное качество, как культура движений, – задачи развивающего характера: движения под музыку развивают эмоциональную выразительность и отзывчивость, у детей формируются художественно - творческие способности. Движения под музыку способствуют становлению навыков импровизации, дети становятся более свободными. Особенно полезны движения под музыку тем детям, которые испытывают коммуникативные трудности, сложности с пространственной организацией, координацией движений в целом. Движения под музыку снимают разные виды напряжения – как мышечного, так и психологического. Виды движений под музыку бывают разные в дошкольном образовании. В качестве источников движения под музыку могут выступать физические упражнения, танцевальные движения, сюжетные и образные импровизации, инсценировки. Из физических упражнений в движениях под музыку используются ходьба, бег, различные подпрыгивания, подскоки, упражнения общеразвивающего направления, которые также могут выполняться совместно с предметами, используются также и строевые движения (построения, перестроения, передвижения). Все эти упражнения обладают общей направленностью – отработкой пластичности и ритмичности. Разнообразие движений под музыку позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход усиливает эффективность движения под музыку как средство формирования чувства ритма. Требование к музыкальному репертуару для всех видов движений под музыку предполагает наличие художественности, динамичности, стройности и ясности выражения художественного образа. Движения под музыку также могут быть как подготовительными, так и самостоятельными. Поскольку часто дети склонны упражнения воспринимать как что-то скучное, обыденное, то лучше всем упражнениям придать игровой характер, добавить элемент театрализации, образности и т.п. Также движения под музыку должны содержать игровой элемент. Это очень важно при работе с детьми. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать вывод о подтверждении актуальности музыкального образования для нравственного воспитания и формирования личности дошкольника. На основании анализа трудов Т. Богатовой, Ю. Бычкова, Т. Гогоберидзе, С. Колесниченко, Н. Кононовой и других, мы пришли к выводу о том, что средства музыкального воспитания и образования носят универсальный характер, подходят для всех возрастов. Уже с раннего возраста следует осуществлять формирование основ нравственных и этических, духовных представлений. Детский возраст весьма важен в процессе личностного развития, так как в этот период ребенок обретает статус части системы социальных отношений, осуществляет усвоение элементарных морально-нравственных требований, учится им следовать. В этот период происходит формирование основ моральных и нравственных установок, которые выступают в качестве важнейшего условия формирования нравственной и духовной культуры личности. Музыка дает возможность реализации следующих задач духовно-нравственного воспитания и становления личности:•развития познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности ребёнка;•воспитания личности ребёнка в духе знания, уважения истории и традиции собственного народа и собственной культуры; •создания условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка;•развития любознательности и познавательного интереса;• воспитания уважительного и бережного отношения к своему прошлому, истории и музыкальной культуре своего народа и других стран;• создания условий для формирования коллектива и нравственного, творческого развития личности в нём.Таким образом, развитие личности ребенка должно быть целостным, комплексным. Музыка и музыкальные впечатления, полученные в процессе игры на музыкальных инструментах и пения, помогают ребёнку стать частью культурного и эстетического процесса. Список литературыБергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve.Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка.// http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonkaБычков Ю.Н. Введение в музыкознание./Электронный ресурс// http://yuri317.narod.ruВетлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. – М., 1989.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2005/Электронный ресурс// http://www.pedlib.ru/Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.Елисеева М.Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана.Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// (https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika) Исайкина О.А., Милицина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013345 Каталог дидактических игр.//Международный образовательный портал. (https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-dlja-detei)Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993. http://elib.gnpbu.ru/text/malinin_vospitatelnaya-sistema-shatskogo_1993/go,51;fs,0/Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка - детям// http://www.musichild.ruМузыкально-дидактические игры. https://www.maam.ru/detskijsad/-muzykalno-didakticheskie-igry-i-posobija-na-muzykalnom-zanjati.htmlТютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь//Музыкальная палитра, No5, 2004.
1. Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve.
2. Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка.// http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonka
3. Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание./Электронный ресурс// http://yuri317.narod.ru
4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. – М., 1989.
5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2005/Электронный ресурс// http://www.pedlib.ru/
6. Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
7. Елисеева М.Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/
8. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.
9. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана.
10. Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// (https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika)
11. Исайкина О.А., Милицина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013345
12. Каталог дидактических игр.//Международный образовательный портал. (https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-dlja-detei)
13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
14. Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993. http://elib.gnpbu.ru/text/malinin_vospitatelnaya-sistema-shatskogo_1993/go,51;fs,0/
15. Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка - детям// http://www.musichild.ru
16. Музыкально-дидактические игры. https://www.maam.ru/detskijsad/-muzykalno-didakticheskie-igry-i-posobija-na-muzykalnom-zanjati.html
17. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь//Музыкальная палитра, No5, 2004.
Вопрос-ответ:
Какое музыкальное образование необходимо детям дошкольного возраста?
Музыкальное образование для детей дошкольного возраста должно быть разнообразным и включать элементы музыкальной теории, пение, игру на музыкальных инструментах, знакомство с разными жанрами музыки.
Какую роль играет музыкальное искусство и образование в жизни дошкольников?
Музыкальное искусство и образование влияют на развитие моторных навыков, познавательных функций и эмоциональной сферы дошкольников. Оно способствует развитию артистических способностей и помогает детям выразить свои эмоции через музыку.
Почему развитие чувства ритма важно для детей дошкольного возраста?
Развитие чувства ритма позволяет детям лучше координировать движения тела, развивает музыкальный слух и позволяет легче усваивать музыкальные навыки. Кроме того, умение чувствовать ритм помогает детям осознанно воспринимать и понимать музыку.
Какой метод используется для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста?
Одним из методов развития чувства ритма у детей дошкольного возраста является метод Орфа. Он основан на усвоении ритма через звучащее слово или ассоциацию определенного ритма со словом. Также для этой цели используются названия цветов.
Какова роль названий цветов в методе развития чувства ритма у детей?
Названия цветов используются в методе Орфа для связывания ритма с определенными словами. Они помогают детям лучше запоминать и усваивать ритмические последовательности и развивать их чувство ритма.
Зачем нужно музыкальное образование для детей дошкольного возраста?
Музыкальное образование для детей дошкольного возраста играет важную роль в их развитии. Оно способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных, социальных и моторно-координационных навыков, а также способностей к самовыражению и творчеству. Кроме того, музыкальное образование помогает детям развивать слух, чувство ритма, музыкальную память и внимание. Оно обогащает их внутренний мир, помогает освоить музыкальный язык и расширить кругозор.
Какое влияние музыкальное образование оказывает на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста?
Музыкальное образование имеет значительное влияние на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста. Оно помогает детям осознавать и ощущать музыкальные ритмы, совершенствовать свои навыки воспроизведения ритмических фигур и движений, а также развивать умение слышать и понимать музыкальную структуру. В результате занятий по музыкальному образованию дети укрепляют связи между различными участками мозга, отвечающими за музыкальное восприятие и двигательную активность, что способствует развитию их ритмических способностей и координации движений.
Какими методами осуществляется формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста?
Один из методов, используемых для формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста, основан на усвоении ритма через звучащее слово или ассоциацию с определенными предметами или действиями. Например, детям могут предложить связать определенный ритм или ритмическую последовательность со словом "кошечка" или использовать названия цветов. Это помогает детям визуализировать и запоминать ритмические структуры и улучшает их способность воспроизводить их.
Какое влияние оказывает музыкальное образование на детей дошкольного возраста?
Музыкальное образование имеет положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию речи, памяти, воображения, координации движений, осознанию ритма и мелодии. Также, музыка улучшает эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать социальные навыки и коммуникативные способности.
Какова роль музыкального искусства и образования в жизни дошкольников?
Музыкальное искусство и образование играют важную роль в жизни дошкольников. Они помогают развивать творческие способности, расширять кругозор, улучшать слух и восприятие звуков. Эти искусства также способствуют развитию интеллекта, эмоциональной сферы, социализации и самовыражению ребенка.
В чем заключается значимость развития чувства ритма у детей дошкольного возраста?
Развитие чувства ритма является важной частью музыкального образования дошкольников. Оно помогает развивать моторику, координацию движений, осознание и исполнение музыкального ритма, а также способствует развитию концентрации внимания, памяти и аналитического мышления. Благодаря развитию чувства ритма, дети могут лучше сориентироваться в пространстве и имеют больше возможностей для самовыражения и творческого развития.