Тема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 33 33 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 10.10.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Журнал «Новый Мир» и общественная атмосфера в СССР в 50-60-е годы ХХ века 5
1.1. Отечественная журналистика периода «оттепели»: журнал «Новый мир». 5
1.2. Публицисты журнала «Новый Мир» 13
2. Влияние публикаций в журнале « Новый мир» на общественную атмосферу 16
2.1. Писатель, открытый «Новым Миром» А. Твардовского: Борис Золотарев 16
2.2. Изменения места и роли «толстых журналов» в системе советской печати в разные периоды 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

Фрагмент для ознакомления

– Адашкин – в Москве это величина – как-то прочел две мои вещи и сказал: “Молодой человек, вам нечего мне рассказать... Но писать вы сможете, правда, при одном условии: у вас должно появиться это самое, "о чем рассказывать"”. На прощание, глядя на мою физиономию, он заметил, что роль любимчика судьбы – неподходящая роль для писателя. Не думайте, однако, что я сразу же стал собирать чемоданы, отправляясь в путь за байками для Адашкина. “Писать вы сможете...» – тогда этого было для меня достаточно. Да и сейчас я уверен, что можно изъездить всю страну, вернувшись ни с чем, и набрать материал на рассказ, сидя в “Северной Пальмире”. На всякий случай я возражаю Юрию Григорьевичу: мол, если речь идет об одном человеке, то всетаки первая поездка даст ему значительно больше впечатлений... Но эту реплику Юрий Григорьевич оставляет без внимания. Он рассказывает, как играл “в пузырь”, ездил по заграницам и как спортивное руководство было довольно, что в сборной есть интеллигентный человек… Потом ему исполнилось тридцать, а повести и романы так и не были написаны. Его попрежнему считали окололитературным молодым человеком, но теперь это амплуа раздражало, напоминая о несостоятельности. И тогда стало ясно, что уже нечего от себя ждать. Потом Юрий Григорьевич говорит про современную литературу – что ее создают умные, верно чувствующие “литературное”, но неталантливые люди, и поэтому техника письма высока, а содержание первобытное: без талантливости нельзя!» [Золотарев 1966, 122]. Объективнаясамохарактеристика героя побуждает вспомнить о чеховских героях, юношеское «горение» которых сменилось желанием комфортного и сытного мирка. В приведенных строках, по-видимому, нашли отражение взгляды самого автора на литературный вопрос. Сын писателя констатирует: «Я (в большей мере, чем моя сестра – в моей жизни с детства отец занимал несравненно большее место) воспитывался в особой атмосфере его литературного дара. Его оценки, суждения о книгах, литературе, ее делателях, были для меня на протяжении многихмногих лет, и во многом остаются сегодня, камертоном и координатной основой представлений о том, что должно быть и чего не должно быть в литературе. Частое и любимое выражение последних десятилетий в устах отца, в его рассуждениях о писателях и литературе, было: “масштаб и качество писателя определяется не тем, что он может написать, а тем, чего он НЕ МОЖЕТ (позволить себе) написать”. Еще он в этом же смысле говорил: “Талантливых много, хороших мало!”» [Письмо В.Б. Золотарева от 06.11.2018]. Мария Арбатова, бывшая в студенческие годы литературным секретарем Золотарева, запечатлела в своих воспоминаниях писателя. Она засвидетельствовала то, что Б. Золотарев многие свои принципы и взгляды на жизнь передал детям: «его старший сын Виктор, закончив МГУ, пошел преподавать географию в школу. Все мы тогда были немного народовольцы, и его поступок вызвал ажиотаж – о нем писали газеты. Борис гордился, говорил, что сперва была популярна его младшая дочь Аня, сыгравшая главную роль в фильме “Недопесок Наполеон III”, а теперь все только и говорят о молодом географе. Я не общалась с Виктором, только здоровалась, когда видела его на улице, бегущим в футболке, независимо от времени года, в окружении своры опекаемых им собак» [Арбатова, «Сегодня прощались с писателем Борисом Золотаревым»]. «Новый мир» Твардовского нередко был строг в отношении маститых писателей, но зато двери журнала оказались широко открыты для многих дебютантов: Ю. Трифонова, Б. Бедного, К. Ваншенкина, Р. Гамзатова, А. Солженицына и многих других. Среди писателей, отмеченных великим поэтом и редактором, оказался и Борис Золотарев. Роль новомирской публикации в своей судьбе он хорошо сознавал и, в отличие от некоторых дебютантов, чувство благодарности Твардовскому сохранил до конца жизни. Вспомнив о Борисе Золотареве – талантливом писателе, чье творчество и сегодня продолжает будоражить воображение читателей и зрителей, мы заполнили еще одну неизвестную страницу новомирской летописи.Изменения места и роли «толстых журналов» в системе советской печати в разные периодыИзучение выдвижения тех или иных типов печатных изданий в разные периоды помогает уяснению некоторых важных деталей и подводных течений журналистского процесса. Наше внимание привлек феномен «оттепельного» «Нового мира», издания, безусловно определившего эпоху. Но мы предлагаем рассмотреть ситуацию этого журнала с позиций исследователя типологии СМИ. Первый вопрос, который напрашивается: почему именно «Новый мир» стал таким заметным явлением на рубеже 1950–1960х годов? Вспомним: в 1920е главная журналистика страны – это газеты: «Правда», «Известия», и «Беднота», а литературные журналы скорее продолжают традиции тонких модернистских журналов-манифестов 1910 годов. «На посту», «ЛЕФ», «Красная новь» (перевальцы) и прочие литературные журналы 1920–1930х находились тогда в узкой нише: журналов литературных групп и течений. Почему же журнал «Новый мир» 1950–1960х годов – это совсем другое? Настоящий властитель дум и умов, один из флагманов оттепельной журналистики. Почему им стал журнал, а не газета (среди газет новые веяния в журналистике представляли аджубеевские «Известия», но конечно, «Новый мир» зашел гораздо дальше)?И вытекающий из предыдущего второй вопрос: в какой момент толстый журнал как тип издания получил в СССР столь важный статус? Ведь не только «Новый мир», но и его противники – «Октябрь», «Молодая гвардия» занимают довольно высокое положение в журналистике 1950–1960 годов. О том, что в 1920–1930е годы место этих журналов в системе периодической печати Советского Союза было совсем другим, напоминает, к примеру, критико-аналитический разбор П. Незнамова, помещённый в №3 за 1927 год журнала «Новый ЛЕФ»: «Еженедельные журналы – это журналы малой нагрузки. В отличие от ежемесячных тяжеловозов, они гибки по самой своей природе и развивают хорошую скорость. И, конечно, именно они, а не «Новый мир» формируют читательские вкусы. Пока «Новый мир» соберется ударить раз, «Огонек» ударит четыре раза и ударит при этом тиражом, превосходящим тираж «толстяка» в 1520 раз.Значит и относиться к еженедельнику полагается как к массовому факту». [Незнамов 1927:С. 36]. То есть, критик подчеркивает: не «Новый мир» формирует читательские вкусы! Типологические особенности, отмеченные П. Незнамовым, сохраняют значение и позже. Когда «Огонек» на излете 1960х вступил в травлю «Нового мира» после истории со статьей Дементьева, он активно пользовался своими преимуществами по срокам выхода, и тираж «Огонька» в это время все еще превосходил журнал А. Твардовского сотоварищи на порядок. И всетаки, несмотря на это: в 1960е именно «Новый мир» приобрел огромное значение и влияние на читателей. Одна из первых публикаций «Нового мира» 1950х годов, обративших на себя серьезное внимание публики – «Районные будни» В. Овечкина. Очерки опубликовали в «Новом мире» (с 1952 года), но также их перепечатывала «Правда». Фактора «Нового мира» в полном смысле здесь еще нет. Он возникнет позже, с публикацией романа Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Как раз между этими двумя датами – проходили дискуссии о месте толстого журнала в системе культурно-идеологических институций. 26 октября 1954 года в «Литературной газете» было опубликовано открытое письмо семи писателей под нарочито коллегиальнымподзаголовком «Товарищам по работе» (см.: Каверин В., Казакевич Эм., Луконин М., Маршак С., Паустовский К., Погодин Н., Щипачев С. Письмо к товарищам// Литературная газета. 1954. 26 окт. С. 3). Его цитирует в своей недавней статье М. Майофис (см.: [Майофис 2016], эта статья, во многом послужила толчком для наших сегодняшних размышлений), автор снабдила публикацию коллегиального письма своими комментариями. Приведем отрывок полностью. «Письмо сразу же вызвало бурную дискуссию. Его авторы предлагали сделать центрами литературной жизни не секции Союза писателей, а журналы и альманахи. Комиссии Союза писателей предлагалось вообще ликвидировать. «Подлинное творческое общение писателей разных поколений может и должно происходить… только в редакциях, в живой практической работе над рукописью. Так было в редакциях, которыми руководили Некрасов, Салтыков-Щедрин, Горький». Авторы письма ссылались, таким образом, на обобщённый опыт «русской классической литературы», но в действительности, повидимому, они апеллировали к опыту, прежде всего, предреволюционной литературной жизни. Ее хорошо помнили Маршак и Паустовский, но не застали ни Погодин, ни Щипачёв, ни родившийся после революции Луконин. Именно в 1890е начале 1900х получила формулировка «журнал с направлением» (тут М. Майофис подводит нетвердое знание истории журналистики, на самом деле, конечно, в 1850–1860х, не случайны и имена Некрасова, Щедрина, упомянутые в письме, а первые подобия – еще на рубеже 1830–40х при Белинском, в 1890е, напротив, фактор «направления» несколько ослабевает, размывается см. об этом в учебнике С. Махониной например [Махонина 2001] – А. Б.): она обозначала издание, сосредотачивающее вокруг себя писателей и критиков определенных политических и эстетических взглядов. Таким образом, по сравнению с Фадеевым, авторы предлагали не только иное институциональное решение, но и принципиально иной горизонт политического воображения – ориентированный не только на советские, но прежде всего, на дореволюционные образцы». [Майофис 2016:С. 271]. Интересное замечание. То есть опыт и традиция журналистики XIX века оказались вдруг восстребованными в середине 1950х годов. И не с этим ли «воскрешением» традиции связан взлет «Новогомира»? Ну, скажем так, в ряду – было и это. Всетаки власть, партия (главные «хозяева» и организаторы идеологии, в том числе газетножурнального процесса не согласились с логикой письма «Товарищам по работе»). М. Майофис обращает внимание, что письмо подписали не только будущие «системные» либералы, «оттепельники» (про которых можно было бы предположить, что их задача создать в журнале некое официальное направление, какоенибудь «советское-квазилиберальное»), но подписали и писатели совсем других взглядов, и т.н. «консерваторы», твердокаменные коммунисты. Исследователь обосновывает факт появления письма «тактическим консенсусом» писателей разных направлений, заинтересованных в большей автономии литературной жизни [Майофис 2016:С. 272]. То есть решались институциональные задачи. Но параллельно в те же годы шли кампании против «групп» и «группировок», необходимости партийного руководства и проч. Предложения «Товарищам по работе» оказались в отрицательном тренде, ибо как бы подталкивали к группам по направлениям.В 1957-м – пошли глубокие, жесткие проработки, и авторов «Литературной Москвы», обвиненных в кружковщине, и особенно Дудинцева (после мудрой защитительной речи Паустовского, испугавшей партийных функционеров культуры едва ли не больше романа – травля достигла апогея, К. Симонову, редактору «Нового мира» пришлось публично каяться, по сути, отрекаться от автора, а речь Паустовского распространилась в самиздате).Еще к политическому контексту: лето 1957 года – попытка отстранения Хрущева от власти (группа:Маленков, Молотов, Каганович). Вот эти оформившиеся «квази-направления» стали одной из предпосылок нового взлета толстых журналов, в итоге выстроившихся по разным линиям сконструированной т.н. «двупартийной», и давно известной системы: «либералы» – «патриоты», но в условиях официально разрешенной советской литературы и журналистики, над которыми попрежнему один «супер-главный редактор», но уже не в единственном числе (условный «тов. Сталин»), а коллегиальный (Политбюро).Майофис отмечает [Майофис 2016:С. 303] чрезвычайную устойчивость на тот момент этой условно: «двухпартийной» системы, центральное место в которой все же заняли не журналы:«Была создана конкуренция на уровне не издательств и журналов, а собственно Союза писателей» [Майофис 2016:С. 293], наряду с Союзом писателей СССР был создан Союз писателей РСФСР (1957).ЗаключениеЖурнал «Новый мир» известен по всей России своей историей — истоки издания уходят в далекий 1925 год, когда редактор газеты «Известия» Ю. М. Стеклов предложил основать литературно-художественный журнал на базе издательства «Известия». Первое время журнал издавался под управлением А. В. Луначарского и самого Ю. М. Стеклова, затем И. И. Скворцова-Степанова и с 1926 по 1931 гг. руководство было поручено В. Полонскому. Популярным журнал стал в 60-е годы, когда редактором был знаменитый А. Т. Твардовский. Он был идеологом ценностей либерализма и демократического социализма. Впоследствии его работа закончилась травлей как самого редактора, так и всего творческого коллектива. В 1980-х годах (время «перестройки») журнал обрел фантастическую популярность, благодаря публикациям раннее запрещенных произведений: романов «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла и многих произведений Александра Солженицына. Знаменательной фигурой в журнале является А. И. Солженицын. Он дебютировал с повестью «Один день Ивана Денисовича» на страницах журнала «Новый мир». И когда после долгих гонений он вернулся в Россию, именно в «Новом мире» опубликовалось несколько глав «Архипелага ГУЛАГ», а после автор получил советское гражданство.Мемуары писателей охватывают большое многообразие тем, ведущей из которых является литературная жизнь начала ХХ века (Б. Пастернак, К. Чуковский, А. Цветаева). В воспоминаниях воссоздается картина русского купеческого быта (И. Шмелев), жизни города и деревни (М. Исаковский), развития искусства, рассматриваются социально-политические вопросы (И. Эренбург). Например, мемуары М. Исаковского «На Ельнинской земле» посвящены дореволюционной крестьянской деревне. Называя ее «отсталой и неграмотной», где «основной и главной заботой в каждой хате, в каждой семье было – … как бы не умереть с голоду», где фактически отсутствовала медицина, автор не скрывает и фактов развития деревни. Так, в связи с принятием закона в Российской Империи о всеобщем начальном образовании, в деревне Глотовка открылась бесплатная школа. М. Исаковский с большим теплом вспоминает об интересных уроках (по русскому языку и литературе, арифметике, истории и географии), не менее интересных и познавательных внеклассных мероприятиях, о школьной дружбе, об умных и чутких учителях, о необычных экзаменах.Таковы примерные контуры мемуаров писателей, опубликованных в «Новом мире».Список использованных источниковТурков А.М. Александр Твардовский. Жизнь замечательных людей. Вып. 6. М.: Молодая гвардия, 2010. 408 с.ПетрушевскаяЛ.С. Девятый том. М.: Эксмо, 2003. С.171.Аскольдова М. Александр Твардовский: путь к «Новому миру». (Время. Литература. Судьба. Первое редакторство, 1950—1954 гг.): дис. ... канд. филол. наук. Швеция, Уддевалла, 1997. 433 с.Шитов А.П., Поликарпов В.Д. Судьба Юрия Трифонова: факты, документы, воспоминания. М.: Собрание, 2006. 590 с.Симонов К. // Знамя. 1988. № 4. С. 73 -74.Липкин С. Жизнь и судьба Василия Гроссмана. М.: Книга, 1990. 271с.Закс Б. // Континент. 1980. № 26. С. 355.Сарнов Б. Сталин и писатели: книга вторая. М.: Эксмо, 2009. 832 с.Гумилев Л. // Звезда. 1989. № 6. С. 127.Твардовский А.Т. Дневник: 1950- 1959. М.: ПРОЗАиК, 2013. 526 с.; ил.Лакшин В.Я. Пути журнальные: из литературной полемики 60-х. М.: Советский писатель, 1990. 432 с.Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом. Очерки лит.жизни. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Согласие,1996. 688 с.Решетовская Н.А. Александр Солженицын и читающая Россия. М.: Советская Россия,1990. 416 с.Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное (1953- 1964). М.: Книжная палата, 1991. 272 с.Бианки Н.П. К. Симонов, А. Твардовский в «Новом мире». М.: Виолан- та,1999.191с.Твардовский А.Т. Новомирский дневник. В 2 т. Т.2: 1967- 1970. М.: ПРОЗАиК, 2009. 640 с.Давыдова Т.Т. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 4.С. 68-74.Голубков М.М. История русской литературной критики XX века (1920 — 1990-е годы): учеб.пособие для студентов филол. фак. ун-тов и вузов. М.: Академия, 2008. 368 с.Зимина Л.В. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 5. С. 81-88.


Список использованных источников

1. Турков А.М. Александр Твардовский. Жизнь замечательных людей. Вып. 6. М.: Молодая гвардия, 2010. 408 с.
2. ПетрушевскаяЛ.С. Девятый том. М.: Эксмо, 2003. С.171.
3. Аскольдова М. Александр Твардовский: путь к «Новому миру». (Время. Литература. Судьба. Первое редакторство, 1950—1954 гг.): дис. ... канд. филол. наук. Швеция, Уддевалла, 1997. 433 с.
4. Шитов А.П., Поликарпов В.Д. Судьба Юрия Трифонова: факты, докумен¬ты, воспоминания. М.: Собрание, 2006. 590 с.
5. Симонов К. // Знамя. 1988. № 4. С. 73 -74.
6. Липкин С. Жизнь и судьба Василия Гроссмана. М.: Книга, 1990. 271с.
7. Закс Б. // Континент. 1980. № 26. С. 355.
8. Сарнов Б. Сталин и писатели: книга вторая. М.: Эксмо, 2009. 832 с.
9. Гумилев Л. // Звезда. 1989. № 6. С. 127.
10. Твардовский А.Т. Дневник: 1950- 1959. М.: ПРОЗАиК, 2013. 526 с.; ил.
11. Лакшин В.Я. Пути журнальные: из литературной полемики 60-х. М.: Со¬ветский писатель, 1990. 432 с.
12. Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом. Очерки лит. жизни. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Согласие,1996. 688 с.
13. Решетовская Н.А. Александр Солженицын и читающая Россия. М.: Со¬ветская Россия,1990. 416 с.
14. Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное (1953- 1964). М.: Книжная палата, 1991. 272 с.
15. Бианки Н.П. К. Симонов, А. Твардовский в «Новом мире». М.: Виолан- та,1999.191с.
16. Твардовский А.Т. Новомирский дневник. В 2 т. Т.2: 1967- 1970. М.: ПРО¬ЗАиК, 2009. 640 с.
17. Давыдова Т.Т. // Известия высших учебных заведений. Проблемы по-лиграфии и издательского дела. 2013. № 4.С. 68-74.
18. Голубков М.М. История русской литературной критики XX века (1920 — 1990-е годы): учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов и вузов. М.: Акаде¬мия, 2008. 368 с.
19. Зимина Л.В. // Известия высших учебных заведений. Проблемы поли-графии и издательского дела. 2013. № 5. С. 81-88.

Вопрос-ответ:

Что такое журнал "Новый Мир"?

Журнал "Новый Мир" был одним из самых известных и популярных литературно-общественных изданий в СССР в 50-60 годы ХХ века. Он существовал с 1925 по 2000 годы и весь период своего существования оставался значимым и влиятельным литературным журналом.

Кто были публицисты журнала "Новый Мир"?

В журнале "Новый Мир" публиковали свои произведения множество известных писателей и публицистов, среди которых можно назвать Александра Твардовского, Бориса Золотарева, Василя Шукшина, Леонида Леонова и других. Публикации этих авторов были настолько популярными, что они смогли оказать значительное влияние на общественную атмосферу того времени.

Какие изменения произошли в месте и роли журнала "Новый Мир" в системе советской печати?

В течение 50-60 годов ХХ века журнал "Новый Мир" смог существенно изменить свое место и роль в системе советской печати. Ранее он был изданием, которое скорее соответствовало "официальной литературе" и строгим культурным нормам. Однако в указанный период произошел перелом, и журнал стал более открытым и свободным в своем выборе публикаций. Это позволило изданию стать площадкой для новых идей и мнений, а также дать голос авторам, которые раньше были вне поля зрения официальной литературы.

Какие писатели и публикации в журнале "Новый Мир" оказали наибольшее влияние на общественную атмосферу?

В одном из номеров журнала "Новый Мир" было опубликовано знаменитое произведение Александра Твардовского "Василий Теркин", которое сразу стало национальным бестселлером и покорило сердца советской публики. Это произведение о военном герое, который борется за справедливость и правду, оказало значительное влияние на общественную атмосферу и укрепило патриотические настроения того времени.

Какое влияние оказывал журнал "Новый мир" на общественную атмосферу в СССР в 50-60 годы ХХ века?

Журнал "Новый мир" играл значительную роль в формировании общественной атмосферы в СССР в 50-60 годы ХХ века. Его публикации отражали темы, которые были актуальны для советского общества, такие как вопросы морали, этики, идеологии. Также в журнале публиковались произведения советских писателей и поэтов, которые вносили свой вклад в формирование национальной литературы и культуры. В целом, журнал "Новый мир" стал площадкой для обсуждения и демонстрации новых идей и тенденций в советском обществе.

Кто были публицисты журнала "Новый мир"?

В журнале "Новый мир" публиковали свои работы известные советские писатели и публицисты, такие как Александр Твардовский, Борис Золотарев и другие. Они вносили свой вклад в формирование национальной литературы и культуры СССР, а также обращались к важным социальным и политическим вопросам того времени.

Какая роль Александра Твардовского в журнале "Новый мир"?

Александр Твардовский был редактором журнала "Новый мир" с 1950-х по 1970-е годы. Он сделал журнал площадкой для обсуждения и демонстрации новых идей и тенденций в советском обществе. Твардовский также поддерживал авторов, которые не всегда соответствовали официальной политике, и публиковал их произведения, что позволяло расширять границы допустимого в литературе.

Кто были публицисты журнала Новый Мир?

В журнале "Новый Мир" публиковались статьи и заметки таких известных публицистов, как Евгений Евтушенко, Владимир Максимов, Сергей Залыгин, Виктор Кампов, Наталья Рощина и другие. Они обращались к самым актуальным темам того времени и активно влияли на формирование общественной атмосферы в СССР в 50-60 годы ХХ века.

Какое влияние оказывали публикации в журнале Новый Мир на общественную атмосферу?

Публикации в журнале "Новый Мир" имели значительное влияние на общественную атмосферу в СССР в 50-60 годы ХХ века. Они затрагивали актуальные социальные, политические и культурные вопросы и способствовали открытому обсуждению проблем. Многие публикации вызывали живой отклик у читателей, их мнение часто менялось под воздействием статей и заметок в журнале. Таким образом, "Новый Мир" играл важную роль в формировании общественного мнения и повышении самосознания советского общества.

Как менялось место и роль толстых журналов, включая журнал Новый Мир, в системе советской печати в разные периоды?

В разные периоды существования Советского Союза место и роль толстых журналов, включая журнал "Новый Мир", менялись. В 50-60 годы ХХ века "Новый Мир" был одним из самых популярных и влиятельных журналов. Он играл важную роль в культурной жизни страны и публиковал работы известных писателей и публицистов. Однако в последующие годы ситуация изменилась. С появлением новых периодических изданий и изменением политического курса, роль "Нового Мира" стала менее значимой. Тем не менее, журнал продолжил свое существование и по-прежнему оставался площадкой для публикации важных и актуальных материалов.