Социально– психологические риски обучения подростков в образовательной среде сельской и городской школ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 87 87 страниц
  • 91 + 91 источник
  • Добавлена 13.01.2021
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО– МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО– ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ 9
1.1 Социально– психологические риски в образовательной среде 9
1.2 Социально– психологический контекст обучения детей подросткового возраста 17
1.3 Характеристика образовательной среды сельской местности и её влияние на школьников 29
1.4 Характеристика городской образовательной среды и её влияние на школьников 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ СОЦИАЛЬНО– ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ 46
2.1 Организация и методика исследования 46
2.2 Сравнительный анализ социально–психологических рисков в сельских и городских школах 50
2.3 Рекомендации, направленные на коррекцию социально–психологических рисков с учётом особенностей образовательной среды 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 78
Фрагмент для ознакомления

Наконец, в соответствии с одной из задач, которые были поставлены в начале нашего исследования, мы организовали и провели полноценный эмпирический анализ влияния социально-психологических рисков образовательной среды на сельских и городских школьников подросткового возраста. В ходе него были получены следующие результаты:количество учеников, склонных к влиянию социально-психологического риска, больше в восьмом и десятом классах как в сельских, так и городских школах. Это, на наш взгляд, обусловлено влиянием предэкзаменационного стресса (огэ и егэ) и выбора дальнейшего жизненного пути (переход в старшие классы, поступление в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения, работа). Стресс, в свою очередь, предопределяет возникновение сильной тревожности и возникновения иррациональных копинг-стратегий;влияние социально-психологических рисков выше в городской образовательной среде. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в городах выше уровень психоэмоциональных перегрузок, а также больше факторов опасности.Также мы проанализировали возможные меры социально-психологической поддержки помощи и пришли к выводу, что эффективной мерой будет создание школьного вспомогательного персонала.Школьный вспомогательный персонал - это команда, которая может проводить профилактическую работу в школе для подростков. Должна быть создана межпрофессиональная команда с участием представителей разных профессий и организаций, где каждый участник имеет свою профессиональная компетенцию, но все участники работают на достижение общей цели.Меры поддержки желательно организовывать в форме групповой работы. В активном взаимодействии со сверстниками, подростки способны усваивать адаптивные модели поведения. Важно создать условия для равных возможностей для всех участников.Элементы когнитивно-поведенческой, художественной и игровой терапии могут успешно применяться в поддержке групповой деятельности. Во время занятий человек должен признавать свое беспокойство и его причины. Снижение школьной тревожности может происходить с изменением обстановки и работой над отношением человека к неизменной обстановке.Планирование школьной обстановки является неотъемлемой частью школьных мер по снижению тревожности. Сами же учащиеся обязательно должны участвовать в создании позитивной школьной атмосферы.Спасибо за внимание, прошу задавать интересующие вас вопросы.

1. Айхорн А.Р. Трудный подросток. – М.: Эксмо– Пресс, Апрель– Пресс, 2001. – 158 с.
2. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. – М.: Дата Сквер, 2009. – 248 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. –363 с.
4. Бадашкеев М.В. Потенциал образовательного пространства современного села. // Научно– технический прогресс как фактор развития современного общества. – 2019. – С. 40.
5. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Методологические основания и эмпирические показатели // Человек и образование. – 2016. – № 3 (48). – С. 19–24.
6. Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. – 2011. – № 17. – С. 23– 37.
7. Барсукова О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 216–219. — URL https://moluch.ru/archive/37/4283/
8. Батура А.Ю. Педагогический потенциал социально–культурной деятельности в процессе профессионального самоопределения студенческой молодежи / А. Ю. Батура // Культура: открытый формат – 2016: сб. науч. ст. – Минск: БГУКИ, 2017. – С. 444– 449.
9. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. – М.: Педагогика, 2008. – 197 с.
10. Богданова В.В., Князева С.Г. Социально–педагогическая деятельность в воспитателя дошкольного образовательного учреждения условиях городского социума. //Теоретико–методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления, образования и культуры: Сборник статей. – Москва: Издательство «Перо», 2016.
11. Вахштайн В.С. Город – совокупность событий, а не зданий и горожан // МШК Московская школа конфликтологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conflictmanagement.ru/gorod– sovokupnost– sobytij– a– ne– zdanij– i– gorozhan
12. Веретина О.Р. Психологическая безопасность и потребительский риск в образовании / О.Р. Веретина, О. Г. Пархоменко // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сб. науч. ст. по материалам Первого международного форума (Санкт– Петербург, 5– 7 июня 2006 г.). – СПб.: Книжный Дом, 2006. – С. 97– 98.
13. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В. А. Янышева, А. К. Железнова. – Тула, 2011. – 341 с
14. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. – М.: Фонд «Русский авангард», 2010. – 592 с. (Автор цитирует книги: Lewis Mumford. The culture of the cities. – Westport, Connecticut.: Greenwood Press Reprint, 1981; Lewis Mumford. The city in history. – N.Y.: Harvest Book Harcurt, Inc, 1989).
15. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни. – М.: Strelka Press, 2016. – 108 с.
16. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. – М.: Педагогика, 2007. – 504 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
18. Гераськина М.Г. Структура безопасности образовательных учреждений / М.Г. Гераськина // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2007. – Вып. 3 (47). – С. 167– 171.
19. Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. – 2005.– №3. – с. 25–27
20. Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. – СПб.: С.– Петерб. филиал ИС РАН, 1993 – 167 с.
21. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – Москва – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 240 с.
22. Греф Г.О. Города 2011. Двенадцать важнейших для России урбанистических трендов // UrbanUrban – интернет– журнал о людях, идеях и технологиях, меняющих городское пространство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urbanurban.ru/blog/design/77/Moscow–UrbanForum– novye– prezentatsii
23. Григорьев А.Д. Социальная работа с несовершеннолетними преступниками: история, проблемы, тенденции. – Мин. междунар. образоват. центр. – Мн.: Адукацыя I выхаванне, 2000. – 72 с.
24. Грудзинский А.О., Петрова О.В. Компаративный метод диагностики организационной культуры инновационного университета // Социологические исследования. – 2014. – № 2. – С. 37–43.
25. Гудырева Л.Н., Демина Э. М. Модели развития сельской школы // Образование в республике Коми. 2017. №4. с. 7 – 11
26. Гунин В.К. Формирование системы мониторинга персонала на основе оптимизационно– квалиметрической модели // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 16. – С. 58–60.
27. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник МГУ. – 1997.– серия 18.– №3,– с.45– 55.
28. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
29. Дорожко А.А. Социально–педагогические условия организации деятельности молодежных любительских объединений / А. А. Дорожко // Культура: открытый формат – 2016: сб. науч. ст. – Минск: БГУКИ, 2017. – С. 458– 460.
30. Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. – 2007. – № 4. – С.38.
31. Еретнова Е.П. Становление понятия «организация образовательного процесса в сельской школе» // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы международной научно – практической конференции / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль, 2019. – С. 3 – 6.
32. Ермолович С. Я. Девиантные подростки как объект внимания социального работника. – Мн.: Адукацыя I выхаванне, 1999. – 110 с.
33. Жулумбетова Н.А. Современные социально– педагогические подходы в работе с трудными подростками / Н. А. Жулумбетова // Инфоурок [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО https://infourok.ru/sovremennie– socialnopedagogicheskie– podhodi– v– rabote– s– trudnimi– podrostkami1290503.html. – Дата доступа: 11.09.2020
34. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь – Логос. 2002. № 3. – С. 1–12.
35. Зиммель Г. Смерть и бессмертие // Избранное. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996. – 596 с.
36. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений //М.: Издательский центр «Академия. – 2003. – С. 242.
37. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
38. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.
39. Ильина А.С. Особенности воспитания и обучения подростков //Высокие технологии и инновации в науке. – 2019. – С. 94– 97.
40. Ионеску Ж. Сопротивляемость и культура / Ж. Ионеску // Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура: материалы международной конференции / под ред. В.В. Латюшина. – Челябинск, 2007. – Ч. 1. – С. 10– 12.
41. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). / Л. Ц. Кагермазова // Электронный учебник [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc. – Дата доступа: 15.02.2020
42. Кладиева М.Э. Особенности сельской школы как развивающейся системы //закономерности и тенденции инновационного развития общества. – 2020. – С. 168– 170.
43. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт– М», 2001. – 160 с.
44. Коган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург: УРГУ, 1992. – 120 с.
45. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
46. Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии //Дошкольное воспитание. – 2003. – №. 10. – С. 54– 61.
47. Котькова Г.Е. Проблемы воспитания сельских школьников и пути их решения // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы международной научно – практической конференции / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль, 2019. – С. 101 – 107.
48. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2. т. Т. 1. – М., 2003. – С. 286
49. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия. – 2001.
50. Лимонова О.О. К постановке проблемы педагогического сопровождения подростков в условиях выбора профессии // Практическая психология на современном этапе: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы республиканской научно– практической конференции. – 2007. – С. 139– 146.
51. Лимонова О.О. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях выбора профессии // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психологопедагогические науки. – 2007. – № 3. – С. 40– 43.
52. Лимонова О.О. Психолого–педагогическое сопровождение подростков в профессиональном самоопределении // Актуальные социальнопсихологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века. Материалы II Международной научно– практической конференции "Актуальные социально– психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века". – 2007. – С. 449– 452.
53. Лимонова О.О. Семья как социокультурная среда развития личности в современном обществе // Современные проблемы общества, экономики, образования и экологии и пути их решения – 2012. – С.63– 67.
54. Лялюк А.В. Метод диагностики психолого–педагогической безопасности студенческой группы на основе социометрии // Научно– педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2019. – Вып. 2 (24). – С. 90–97
55. Лялюк А.В., Тучна О.Р. Исследование факторов риска образовательной среды современного вуза: позиции студентов // Вестн. Адыг. гос. ун– та. Сер.: Педагогика и психология. 2018. № 3 (223). С. 57–65.
56. Максютин Н.Ф. Культурно– досуговая деятельность. – Казань: Медицина, 1995. – 380 с.
57. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации // АНИ: педагогика и психология. 2016. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol– sotsialnyh– i– psihologicheskih– riskov– v– poyavlenii– shkolnoy– dezadaptatsii (дата обращения: 11.09.2020).
58. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – 2– е изд., перераб. – М.: МПСИ, 2009.
59. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально– психологической адаптации подростков в современной среде //Системная психология и социология. – 2015. – №. 1. – С. 44– 56.
60. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. – 2002. – № 3. – С. 3– 12.
61. Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социологическое обозрение. – 2006. Т. 5. № 1. – С. 11–18.
62. Порозов Р.Ю. Культурно– образовательный потенциал городского пространства: теоретико– культурологический анализ: Автореферат дис. … канд. культурологии /ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Челябинск, 2009. – 39 с.
63. Регуш Л.А. и др. Психологические проблемы подростков, обучающихся в школах разных видов //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2013. – №. 3. – С. 1977– 1977.
64. Российская школа: начало 21 века / Под редакцией С.Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. – М.: Изд – во ВШЭ, 2017. – 432 с
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2– х т. Т. II. – М.: Педагогика – 1989.
66. Сидоров С.В. Инновационные процессы и научно– педагогические исследования в современной сельской школе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13. – С. 228– 234.
67. Симонова О.Б. Языки городской культуры: Дис. … канд. философ. наук: 24.00.01. / ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет». – Ростов– на– Дону, 2007. – 136 с
68. Состояние сельской школы России, перспектива ее устойчивого развития: методическое пособие / Под ред. М.П.Гурьяновой, Г.В.Пичугиной. – М.: Издательство АСОПиРРФ, 2000. – С.4– 5.
69. Социальные риски в современном поликуль турном обществе: психологические и педагогические аспекты. – Тверь: Твер. гос. ун– т; М. – 2008.
70. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. – Киев: Радянска школа – 1980.
71. Филипова А.Г., Лебедева Е.В. Дружественность городской среды к детям и молодёжи: от теоретических подходов к экспертным интерпретациям //Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2019. – №. 2 (49).
72. Функции образа города [Электронный ресурс]. URL: http://bookwu.net/book_ sociologiya– goroda_945/19_funkcii– obraza– goroda (дата обращения: 11.09.2020).
73. Чегодаева Т.А., Нархова Е.Н. Социология культуры. Социология студенческого досуга [Электронный ресурс]. URL: https://media.ls.urfu.ru/511/ (дата обращения: 11.09.2020).
74. Чернявская О.С. Город как коммуникативное пространство // Город меняющийся: траектория развития и культурные пространства: сб. ст. Пермь: Пермский филиал НИУ ВШЭ, 2011. – С. 24–34.
75. Чичканова Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/101PVN414. pdf (дата обращения: 11.09.2020).
76. Щедровицкий П.Г. Философия развития и проблема Города // Наследие Отечества: Научно– информационное агентство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=363503.
77. Adolescent Development Available at: http://www.amchp.org/programsandtopics/AdolescentHealth/projects/Pages/AdolescentDevelopment.aspx (accessed 11 September 2020)
78. Adolescent Psychology: What Makes Teens Different, And How Can Psychology Help? Available at: https://www.betterhelp.com/advice/adolescence/adolescent– psychology– what– makes– teens– different– and– how– can– psychology– help/ (accessed 11 September 2020)
79. Clausen J. (1968). Perspectives on childhood socialization. In Clausen, J.Socialization and Society, Little Brown, Boston, pp. 130–181.
80. Clinard M. (1964). Anomie and Deviant Behavior, Free Press, New York.
81. Eisenstadt S. N. (1956). From generation to generation: Age groups and social structure, Free Press, Glencoe, Ill.
82. Gorlova D. (2000) Komandas izveidošana un funkcionēšana [Team building and functioning]. Dzīves jautājumi V: Zinātniski metodisks rakstu krājums [Living issues V: Scientific methodical collection of articles]. Rīga: Attīstība. (Accessed in 11 September, 2020)
83. Hall G. Stanley (Granville Stanley) Adolescence: its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. – 1844– 1924 (Accessed in 11 September, 2020)
84. Kornhauser R. R. (1978). Social Sources of Delinquency: An Appraisal of Analytic Models, University of Chicago Press, Chicago. (Accessed in 11 September, 2020)
85. Maccoby E. (1968). The development of moral values and behavior in childhood. In Clausen, J. (ed.), Socialization and Society, Little, Brown, Boston. (Accessed in 11 September, 2020)
86. Orska R. (2018) SUPPORT MEASURES FOR ADOLESCENTS' SCHOOL ANXIETY MITIGATION. SOCIAL WELFARE: INTERDISCIPLINARY APPROACH. (Accessed in 11 September, 2020)
87. Psychological characteristics of Teenagers Available at: http://winners.virtualclassroom.org/0617/characterists/teenagersnf.html (Accessed in 11 September, 2020)
88. Relationships with parents and families: why teenagers need them Available at: https://raisingchildren.net.au/pre– teens/communicating– relationships/family– relationships/relationships– with– parents– teens (Accessed in 11 September, 2020)
89. Rutka A. (2016). Ārstnieciskās spēles bērniem agresijas, trauksmes mazināšanai [Curative games for children aggression, anxiety reduction]. Retrieved from: http://www.delfi.lv/calis/enciklopedija/arstnieciskas– speles– berniem– agresijas– un– trauksmes– mazinasanai.d?id=48273631. (Accessed in 11 September, 2020)
90. Teenage Problems in School and Tips to Resolve Them Available at: https://teens.lovetoknow.com/Teenage_Problems_in_School (Accessed in 11 September, 2020)
91. The Teenager's Brain Do you understand your teenager's thoughts? Available at: https://www.psychologytoday.com/us/blog/health– matters/201006/the– teenagers– brain (accessed 11 September 2020)

Вопрос-ответ:

Какие социально-психологические риски могут возникать в образовательной среде сельской школы?

В образовательной среде сельской школы могут возникать такие социально-психологические риски, как ограниченный выбор учебных программ, недостаток квалифицированных педагогов, социальная изоляция подростков, нехватка ресурсов и материальной базы для образования.

Каковы основные характеристики образовательной среды городской школы и влияние их на подростков?

Основные характеристики образовательной среды городской школы - широкий выбор учебных программ и активная учебно-внеучебная жизнь. Это может оказывать на подростков дополнительное давление и стресс, так как они должны успевать справляться с большим объемом учебных и внешкольных активностей.

Какие социально-психологические риски существуют в образовательной среде?

В образовательной среде существуют различные социально-психологические риски, такие как ощущение неуспеха, конкуренция, стресс, социальная изоляция, негативные отношения со сверстниками или педагогами, дискриминация, школьное насилие и многое другое.

Каким образом образовательная среда сельской местности влияет на подростков?

Образовательная среда сельской местности может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на подростков. Недостаток ресурсов и материальной базы, ограниченный выбор учебных программ и наличие социальной изоляции могут негативно сказываться на развитии подростков.

Каков социально-психологический контекст обучения подросткового возраста?

Социально-психологический контекст обучения подросткового возраста включает в себя взаимодействие с педагогами, сверстниками и другими людьми, которые находятся в образовательной среде. Этот контекст может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие и обучение подростков.

Какие риски возникают при обучении подростков в сельской и городской школах?

При обучении подростков в образовательной среде возникают различные социально-психологические риски, которые могут оказывать негативное влияние на их развитие и благополучие.

Какой социально-психологический контекст обучения подростков влияет на них в школьной среде?

Социально-психологический контекст обучения подростков в школе может быть разнообразным и включать такие аспекты, как взаимоотношения с учителями и одноклассниками, давление группы, стереотипы поведения, стремление к социальной принадлежности, рольовые ожидания и др.

Какое влияние оказывает образовательная среда сельской местности на школьников?

Образовательная среда сельской местности может оказывать разнообразное влияние на школьников. Например, они могут столкнуться с проблемами как ограниченности выбора учебных предметов, недостаточности учебной литературы и информационных ресурсов. Также, они могут испытывать затруднения из-за отсутствия доступа к дополнительным образовательным программам и внеклассным мероприятиям.

В чем особенности образовательной среды города и как они влияют на подростков?

Образовательная среда города имеет свои особенности, которые могут оказывать влияние на подростков. Например, высокая конкуренция в городских школах может создавать стресс и давление на учащихся. Кроме того, городская среда обладает большей социальной мобильностью, что может повлиять на самооценку и ориентацию подростков.