ислам в Китае

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История религии
  • 38 38 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 29.10.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение........................................................................................................................3
Глава 1 Появление ислама в Китае и его историческое развитие..........................7
1.1. Появление ислама в Китае в VII—XIII вв..........................................................7
1.2. Распространение ислама в Китае.......................................................................13
Вывод по главе 1........................................................................................................20
Глава 2 Ислам в Китае: этнорелигиозный аспект..................................................21
2.1. Этнический состав мусульманских общин Китая...........................................21
2.2. Конфессиональное своеобразие китайского ислама.......................................27
Выводы по главе 2......................................................................................................32
Заключение.................................................................................................................33
Список источников и литературы............................................................................35
Фрагмент для ознакомления

Заключая характеристику этнического состава китайских мусульман,следует отметить, что с момента появления в Китае ислама, общинамусульман была неоднородна по своему этническому составу. Такое«изначальное» этническое разнообразие мусульманских общин Китаяявляется следствием того обстоятельства, что распространение ислама в этойстране происходило, главным образом, не посредством миссий идеятельности проповедников, а через миграционные волны и смешанныебраки. В последующем, на этническую структуру китайского исламасущественное влияние оказала международная торговля, внешняя ивнутренняя политика китайского государства, миграционные потоки идвижения. В результате действия этих исторических факторов китайскийислам в настоящее время представляет собой массовое полиэтническоерелигиозное явление. По официальным данным ислам исповедуютпредставители десяти этнических групп КНР. В отличие от Северо-западныхи центральных регионов Китая этнический состав мусульманских общинСеверо-востока страны является более однородным, в нем преобладающиепозиции занимают китайские мусульмане группы хуэй.2.2. Конфессиональное своеобразие китайского исламаЭтнокультурная гетерогенность китайского ислама определила и егоконфессиональное своеобразие. Как уже отмечалось ранее, ислам проникал вКитай не только от миссионеров-арабов, но от принявших ислам персов,тюрков, индийцев и с самого начала включал заимствования персидского,индийского, тюркского происхождения. В эпоху династий Юань, Мин и Цин в процессе этнорелигиозного взаимодействия мусульман с ханьскимнаселением к этим заимствованиям добавились мощные китайскиенапластования. В результате ислам в Китае приобрел ярко выраженныйнациональный колорит, который отличает его от всех «классическихобразцов» и обуславливает его уникальность.Своеобразие китайского ислама определяется, во-первых, егоконфессиональной неоднородностью. В Китае распространены все триосновных течения ислама — суннизм, шиизм и суфизм. Во-вторых,уникальный характер китайскому исламу придает тесная взаимосвязь страдиционными религиями Китая (буддизмом, даосизмом, конфуцианством)и народными верованиями китайского населения. Китайский ислам вобрал всебя многие специфические черты традиционной религиозной культурыКитая, которая сильно повлияла на религиозное сознание и религиознуюдеятельность китайских мусульман.Большинство мусульман Китая — сунниты. Как известно, суннизмразделяется на четыре мазхаба - ханафитский, шафиитский, маликитский, иханбалитский. Среди китайских мусульман наибольшее распространениеполучили ханафитский и шафиитский мазхабы. Преобладаютпоследователи учения Абу Ханифа, они встречаются практически среди всехгрупп китайских мусульман (хуэй, уйгуров, саларов и прочих). Частьмусульманских общин Северо-запада Китая (уйгуры, салары, туркмены ихуэй) следуют учению имама Шафи. По свидетельству Г.Г. Стратановича,северная группа хуэй особо чтит и имама Азама, исламского учителя XVIвека, а также его внука Аппака ходжу. В Китае в рамках ханафитского и шафиитского мазхабов сложилосьнесколько школ, которые действуют и в настоящее время. Это школы Гэдиму, Хуфэйе, Гэдилинье, и Ихэвани.Школа Гэдиму (с арабского языка «древний») самая старшая вкитайском исламе. Ее последователи считают, что она была основанамусульманами-арабами еще в Танскую эпоху. Остальные теченияоформились значительно позже — в период правления династий Мин и Цин.Название школы Хуфэйе в переводе с арабского языка означает«бесшумный», «тихий». Вероятно, такое название данная школа получила всилу того, что ее последователи полагали, что при чтении Корана нужнособлюдать ровное дыхание и произносить стихи очень тихо. Представителиданного течения не имели единого центра, а постоянно путешествовали помусульманским селениям Китая. Возникновение школы Гэдилинье являетсярезультатом адаптации ислама к религиозным традициям Китая.Последователи этой секты восприняли некоторые стороны буддийской идаосской обрядности, поэтому иногда это течение именовали «исламскимдаосизмом». Последователи школа Ихэвани (братство) выступали с идеейреформы ислама, следуя принципам, запечатленным в Коране.Отношения между сторонниками различных мазхабов и школ имели, вцелом, мирный характер, но иногда возникали и споры. Большинстворазногласий касалось ритуальных вопросов: процедуры омовения передмолитвой (сторонники ханафитского толка настаивали на совершенииобливания, а не простого омовения лица и рук), о способе чтения Корана, олунном счислении, о снимании обуви при совершении некоторых молитв ипрочее. В XIX столетии подобные разногласия между сторонниками разныхшкол иногда приобретали остроту и перерастали в конфликты. Так,архимандрит Палладий (П.И. Кафаров) свидетельствовал, что широкийрезонанс получили споры между китайскими мусульманами по вопросу о необходимости жестикуляции пальцами рук при произнесении воззвания«Нет Бога кроме Аллаха». Сторонники одной партии настаивали, что припроизнесении данной фразы следует поднимать вверх указательный палец,другие настаивали, что вместо одного пальца, следует поднимать три.Разногласия приобрели такой острый характер, что противоборствующиегруппы мусульман прекратили совместное посещение мечети.В своей повседневной жизни китайские мусульмане сунниты строгособлюдают пять главных религиозных обязанностей: изучение Корана,совершение ежедневной пятикратной молитвы, совершение пожертвований,соблюдение постов и совершение хаджа.Изучение Корана осуществляется в мечети под руководством ахуна.Ежедневная молитва состоит из следующих последовательных действий:воззвания, прямостояния, чтения сур Корана, поясного поклона, земногопоклона и ритуального сидения. Совершается молитва пять раз в день:моление до восхода солнца, полуденная молитва, вечерняя молитва до заходасолнца, вечерняя молитва после захода солнца и ночная молитва. Кромеежедневной пятикратной молитвы мусульмане собираются в мечети напятничные торжественные богослужения, во время которых они выполняютособый молитвенный обряд «салат-ал-джума».Религиозный пост обязаны были соблюдать все совершеннолетниемусульмане. У хуэй таковыми считаются мальчики старше 12 лет (послесовершения обряда обрезания) и девочки старше 9 лет. Запрещено держатьпост женщинам в период менструации и родов. Пост совершается в девятыймесяц мусульманского календаря. Его окончание отмечается праздником идаль-фитр (Малый Хайд). Как правило, после завершения этого праздникаглава семьи вносит в фонд мусульманской общины закят – предписываемыйшариатом налог на имущество и доходы мусульманина. Этот налогвзимается один раз в год, обычно его размер составляет 2,5% общегогодового дохода семьи.Важной религиозной обязанностью китайских мусульман считалосьсовершение паломничества в Мекку (хадж). Однако, в силу того обстоятельства, что совершение хаджа для китайских мусульман было невсегда возможно (в силу больших материальных затрат или же по причинезапрета властей), то духовные лидеры китайских мусульман сформулировалиучение о том, что паломничество в Мекку может заменить регулярное иусердное посещение пятничных богослужений.Необходимо отметить, что практика соблюдения китайскимимусульманами пяти важнейших религиозных обязанностей мало чемотличается от общепринятой практики мусульман-суннитов. Болеесущественные различия наблюдаются в соблюдении религиозныхпраздников. Так, китайские мусульмане (хуэй) из 18-ти обще-мусульманскихпраздников отмечают, главным образом, только три. Молид Набави – деньрождения Мухаммеда, Хайдэльфитр (Се-Эрди) - «Малый Хайд», и Хайд-эль-Курбан, или Да-Эрди - «Большой Хайд». Северные хуэй с наибольшейпышностью празднуют Малый Хайд, завершающий пост Рамазан.В ночь завершения поста верующие собираются в мечеть набогослужение, продолжающееся от вечернего намаза до полуночи. Утреннеемоление в большинстве случаев проводится под открытым небом, во времякоторого главный священнослужитель мечети провозглашает разрешение отпоста. По возвращении домой мусульмане приступают к обряду«гостевания», продолжающемуся три дня. В это время единоверцы посещаютдома друг друга с визитами. Вначале в гости идут мальчики, которых следуетне только угощать, но и одаривать деньгами, затем взрослые мужчины, после- почтенные мужи и старцы. «Гостевание» женщин идет отдельно и можетсовершаться в течение месяца после завершения поста.Китайские мусульмане в повседневной жизни соблюдают все запреты,предписываемые исламом (запрет на употребление алкогольных напитков,табака и свинины, участие в азартных играх, занятие ростовщичеством ипрочее). Однако, в прошлом не во всех мусульманских общинах Китая эти правила строго соблюдались. Например, Ч.Ч. Валиханов, исследовавшийобщины китайских мусульман Северо-западного региона страны в XIX веке,отмечал, что «Кашгарцы... не отличаются религиозным фанатизмом: пьютоткрыто вино и не бывает пиршества без женщин и музыки. Вино квасят изшелковичных ягод, персиков и винограда. При сборе плодов все напиваютсяпьяными до неистовства и пляшут до упада». Другие мусульманскиесообщества вели более строгий образ жизни. Так, Н.П. Остроумов писал охуэй провинции Ганьсу следующее: «... по вере они чрезвычайно строгие инабожные мусульмане суннитского толка. В мечетях они читали текстмолитв на арабском языке, а объяснения делали на китайском. Онипостригали себе усы по-мусульмански, не пили вина и водки, не курилиопиума и табаку...». Выводы по главе 2Конфессиональная структура китайского ислама была сложной инеоднородной. Наряду с традиционными вероучительными и культовымикомпонентами, китайский ислам включил в себя, с одной стороны, элементыконфуцианского мировоззрения, даосского и буддийского культа, а, с другойстороны, ислам воспринял ряд обычаев и представлений, свойственныхнародной религиозной культуре китайцев.Таким образом, степень религиозного благочестия китайских мусульман-суннитов была различной. Вероятно, отношение к обрядовым заповедям ислама определялось нормами традиционной бытовой культуры, сложившимися в том или ином этническом сообществе китайских мусульман. ЗаключениеИслам в Китае имеет продолжительную историю. Общины мусульмансуществуют здесь уже более 1300 лет. За это время ислам прошел сложныйпуть исторического развития, ему удалось адаптироваться к социальной,политической и экономической структуре китайской цивилизации, статьнеотъемлемой частью китайской культуры. Процесс институализации ислама в Северо-Восточных провинцияхКитая охватывал продолжительный период времени: с середины XVII века —до начала XX века. Результатом этого процесса стало образование в регионеустойчивых форм религиозной организации (общины) мусульман искладывание основных моделей их деятельности (культовой и внекультовой).С момента своего появления в Китае община мусульман быланеоднородна по своему этническому составу. Такое «изначальное»этническое разнообразие мусульманских общин Китая является следствиемтого обстоятельства, что распространение ислама в этой стране происходило,главным образом, не посредством миссий и деятельности проповедников, ачерез миграционные волны и смешанные браки. В последующем наэтническую структуру китайского ислама существенное влияние оказалиразличные факторы политического, социально-экономического идемографического характера. В результате действия этих историческихобстоятельств, китайский ислам в настоящее время представляет собоймассовое полиэтническое религиозное явление. В мусульманских общинахСеверо-востока страны преобладающие позиции занимают китайскиемусульмане группы хуэй. Анализ материалов этнической истории и данныхнаучной литературы позволяет сделать вывод о том, что хуэй не являютсясамостоятельным этносом или национальностью, а представляют собойотдельную этноконфессиональную общность китайского народа.Существование данной этноконфессиональной группы являетсясвидетельством глубокого укоренения ислама в Китае.Список использованных источников и литературы Опубликованные источники: Список литературыПалладий, архимандрит. О магометанах в Китае / Палладий, архимандрит// «Арабески истории» альманах. - Вып.5-6. - «Каспийский транзит» в 2-х т. - Т.1. - М., - 1996. - 575 с.Палладий, архимандрит. Китайская литература магометан / Палладий, архимандрит. - Отдельный оттиск из трудов Императорского Русского Археологического общества. - Ч. XVIII. - СПб.:Тип. Имп. Акад. наук, - 1887. – 333 с. Хеннинг Р. Неведомые земли / 3.Хеннинг Р. - В 4-х т. - T.3. - М.: Изд-во иностранной литературы, - 1962.– 463 с.Цзинь Ицзю. И сы лань цзяо ши (История Ислама) / Цзинь Ицзю. -Наньцзин: Цзянсу жэньмин чубаньшэ, - 2006.Ма Линь. Цзянь мин чжун го и сы лань цзяо ши (Краткая история Ислама в Китае) / Ма Линь. - Иньчуань: Нинся жэньмин чубаньшэ, - 2006.Цин Хуй Бинь. Чжун го и сы лань цзяо юй чуань тун вэнь хуа (Исламская традиция и культура в Китае) / 6.Цин Хуй Бинь. - Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, - 2009.Кореняко В. Люди Зеленого Льва. История и культура дунган / Кореняко В. // Евразия. Народы. Культуры. Религии. Научно-популярный иллюстрированный журнал. - М., - 1997. № - 1-2 (5-6). Giles Н.А. Religions of Ancient China / Giles Н.А. - London, - 1918.Бай Шоу-и. Хеэй цзу дэ ли ши хэ сянь чжуан (История и нынешнее состояниенародности хуэйхуэйь) / Бай Шоу-и. - Пекин: Миньщу чубаньшэ, - 1957.Общество о проблеме национальности. Хеэй цзу ун ти .(Проблемы национальности хуэйхуэй). - Пекин: Миньцзу чубаньшэ, - 1958.Бао Юймэй. Ляонин шень шао шу ми цзу чжи .(Описание национальных меньшинств провинции Ляонин) / Бао Юймэй. - Шэньян: Ляонин ми цзу чубаньшэ. - 2000.Бай Шоу-и. Мусульмане и мусульманство в эпоха Юаньской (монгольской) династии (1280—1367 гг.). Чжунго и сы лань цзяо шицань као цзы ляо / Бай Шоу-и. - Иньчуань: Нинся жэньминь чубаныпэ, 1985.Лю Тун. Ляонин хуэйцзу цзяпу. (Родословная [книга] хуэй в пров. Ляонин) / Лю Тун- Тяньцзин: гуцзи чубаньшэ, - 1992.Ли Синхуа. Чжун го и сы лань цзяо ши (История Ислама в Китае) / Ли Синхуа. - Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, - 1998.Кузнецов B.C. Ислам в политической истории Китая. В 3-х ч. Часть. 1. VIII в.- 60-е годы XIX в. / Кузнецов B.C. - М., - 1996.Mees I. Die Hul / Mees I. - Munchen. - 1984 Bales W.L. Tso Tsungl'ang Soldier and Statesman of old China / Bales W.L. - Shanghai, - 1937.Линь Гань. Цин дай хуйминь ции / Линь Гань. -Шанхай, - 1957.Clennel W.J. The historical development of Religion in China / Clennel W.J. - L. - 1926.Юй Чженьгуй.Чжунго лидай чжэнцюань хэ исыланьцзяо (Отношение между китайской властью прошедших веков и ислам) / Юй Чженьгуй. - Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, - 1996. Дурдыев М. Туркмены Китая (Салары) / Дурдыев М. - Ашгабат, -1992.Дикарев А А. О влиянии миграции Ханьцев на этнодемографическую ситуацию в Синьцзяне / Дикарев А А. //Двадцать пятая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. - М., - 1994.И.И. Захаров Записки о происхождении дунган// Записки Императорского русского географического общества / И.И. Захаров. - СПб., -1866. - T.3.Линь Гань. Об этногенезе дунган / Линь Гань// Советская этнография. Москва, - 1954. - №1.Богоявленский В.Н. Западный застенный Китай / Богоявленский В.Н. - СПб., - 1906.Решетов A.M. Об этническом своеобразии хуэй и уровне их этнической консолидации / Решетов A.M. //Этническая история нардов Азии. - М., - 1972.Стратанович Г.Г. «Хуэй» / Стратанович Г.Г. // Народы Восточной Азии. - М.-Л., - 1965.Сушанло М. Дунгане. Историко-этнографический очерк / Сушанло М. - Фрунзе, - 1971.Валиханов Ч. Ч. Материалы и исследования о Кульджинском крае / Валиханов Ч. Ч. // Сбрание сочинений в 5-ти томах. Том 2.Остроумов Н.П. Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства / Остроумов Н.П. - Казань, -1879.Электронный ресурс Хуэй в пров. Ляонин (KHP) [Интернет - ресурс]:http://www.kyaz.com/huis/index.aspИ у цин чжэнь сы[Интернет - ресурс]: http://www.yiwumosque.com.cn/

1
Палладий, архимандрит. О магометанах в Китае / Палладий,
архимандрит // «Арабески истории» альманах. - Вып.5-6. - «Каспийский
транзит» в 2-х т. - Т.1. - М., - 1996 - 575 с.
2
Палладий, архимандрит. Китайская литература магометан /
Палладий, архимандрит. - Отдельный оттиск из трудов Императорского
Русского Археологического общества. - Ч. XVIII. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук,
- 1887 – 333 с.
3
Хеннинг Р. Неведомые земли / 3
Хеннинг Р. - В 4-х т. - T.3. - М.:
Изд-во иностранной литературы, - 1962 – 463 с.
4
Цзинь Ицзю. И сы лань цзяо ши (История Ислама) / Цзинь Ицзю.
-Наньцзин: Цзянсу жэньмин чубаньшэ, - 2006
5
Ма Линь. Цзянь мин чжун го и сы лань цзяо ши (Краткая история
Ислама в Китае) / Ма Линь. - Иньчуань: Нинся жэньмин чубаньшэ, - 2006
6
Цин Хуй Бинь. Чжун го и сы лань цзяо юй чуань тун вэнь хуа
(Исламская традиция и культура в Китае) / 6
Цин Хуй Бинь. - Пекин: Чжунго
шэхуэй кэсюе чубаньшэ, - 2009
7
Кореняко В. Люди Зеленого Льва. История и культура дунган /
Кореняко В. // Евразия. Народы. Культуры. Религии. Научно-популярный
иллюстрированный журнал. - М., - 1997 № - 1-2 (5-6).
8
Giles Н.А. Religions of Ancient China / Giles Н.А. - London, - 19189
Бай Шоу-и. Хеэй цзу дэ ли ши хэ сянь чжуан (История и нынешнее
состояние народности хуэйхуэйь) / Бай Шоу-и. - Пекин: Миньщу чубаньшэ, -
1957
10
Общество о проблеме национальности. Хеэй цзу ун ти .(Проблемы
национальности хуэйхуэй). - Пекин: Миньцзу чубаньшэ, - 1958
11
Бао Юймэй. Ляонин шень шао шу ми цзу чжи .(Описание
национальных меньшинств провинции Ляонин) / Бао Юймэй. - Шэньян: Ляонин
ми цзу чубаньшэ. - 2000
12
Бай Шоу-и. Мусульмане и мусульманство в эпоха Юаньской
(монгольской) династии (1280—1367 гг.). Чжунго и сы лань цзяо шицань као
цзы ляо / Бай Шоу-и. - Иньчуань: Нинся жэньминь чубаныпэ, 1985
13
Лю Тун. Ляонин хуэйцзу цзяпу. (Родословная [книга] хуэй в пров.
Ляонин) / Лю Тун - Тяньцзин: гуцзи чубаньшэ, - 1992
14
Ли Синхуа. Чжун го и сы лань цзяо ши (История Ислама в Китае) /
Ли Синхуа. - Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюе чубаньшэ, - 1998
15
Кузнецов B.C. Ислам в политической истории Китая. В 3-х ч. Часть.
1 VIII в. - 60-е годы XIX в. / Кузнецов B.C. - М., - 1996
16
Mees I. Die Hul / Mees I. - Munchen. - 1984
17
Bales W.L. Tso Tsungl'ang Soldier and Statesman of old China / Bales
W.L. - Shanghai, - 1937
18
Линь Гань. Цин дай хуйминь ции / Линь Гань. - Шанхай, - 1957
19
Clennel W.J. The historical development of Religion in China / Clennel
W.J. - L. - 1926
20
Юй Чженьгуй. Чжунго лидай чжэнцюань хэ исыланьцзяо
(Отношение между китайской властью прошедших веков и ислам) / Юй
Чженьгуй. - Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, - 1996
21
Дурдыев М. Туркмены Китая (Салары) / Дурдыев М. - Ашгабат,
-199222
Дикарев А А. О влиянии миграции Ханьцев на
этнодемографическую ситуацию в Синьцзяне / Дикарев А А. // Двадцать пятая
научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. -
М., - 1994
23
И.И. Захаров Записки о происхождении дунган// Записки
Императорского русского географического общества / И.И. Захаров. - СПб.,
-1866 - T.3.
24
Линь Гань. Об этногенезе дунган / Линь Гань // Советская
этнография. Москва, - 1954 - №1.
25
Богоявленский В.Н. Западный застенный Китай / Богоявленский
В.Н. - СПб., - 1906
26
Решетов A.M. Об этническом своеобразии хуэй и уровне их
этнической консолидации / Решетов A.M. //Этническая история нардов Азии. -
М., - 1972
27
Стратанович Г.Г. «Хуэй» / Стратанович Г.Г. // Народы Восточной
Азии. - М.-Л., - 1965
28
Сушанло М. Дунгане. Историко-этнографический очерк / Сушанло
М. - Фрунзе, - 1971
29
Валиханов Ч. Ч. Материалы и исследования о Кульджинском крае /
Валиханов Ч. Ч. // Сбрание сочинений в 5-ти томах. Том 2
30
Остроумов Н.П. Китайские эмигранты в Семиреченской области
Туркестанского края и распространение среди них православного
христианства / Остроумов Н.П. - Казань, -1879
Электронный ресурс
31
Хуэй в пров. Ляонин (KHP) [Интернет - ресурс]:
http://www.kyaz.com/huis/index.asp