Система персонажей романа Ф.М.Достоевского
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 06.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Итсорическое содержание романа в работах исследователей............................5
1.1.
История создания романа Ф.М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные»......................................................................................................5
1.2.
Исследование содержания романа Ф.М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные в научных трудах»......................................................................6
Глава 2 Систем персонажей романа Ф.М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные »......................................................................................................14
2.1. Прототипы героев романа Ф.М. Достоевского «Униженные и
осокрбленные» и связь с ранними произведениями писателя.....................14
2.2. Психологический портрет князя Валковского в романе Ф.М.
Достоевского «Униженные и оскорбленные».................................................18
2.3. Система персонажей романа Ф.М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные»....................................................................................................20
Заключение............................................................................................................26
Список используемой литературы.......................................................................28
В этом можно увидеть проявление самого Достоевского, который является филантропом и альтруистом, полным сочувствием ко всем несчастным людям. Он искренне проявлял желание им помочь. Так, в писателе можно увидеть поборника социализма как нового христианства. В это верил Достоевский в своей молодости. Подражание Христу в его жертвенности во имя спасения всего человечества становится высшим предназначением человека по Достоевскому.
Исследователи и литературные критики отмечают, что в романе Достоевского появляется новый для Достоевского типаж – э то князь Петр Валковский. Валковского писатель именует как эгоиста, который гордится тем, что «весь мир для меня создан». По этой причине он становится безжизненным и бессильным. В этом можно проследить связь героя с другими героями произведений Достоевского. Например, Свидригайловым из «Преступления и наказания», а также Ставрогина из «Бесов». Они были противниками Шиллера и его идей. Однако в отличие от князя Валковского они не воспевают свой эгоизм.
Им недоступны филантропические идеалы, поэтому они только страдают от холодного и мрачного ощущения «другого мира». При этом они испытывают страдания и неизменно движутся к краху. Это показывает то, что «социализм как новое христианство» был для философа Достоевского как обещание светлой загробной жизни.
Рассмотрим образ Алеши Валковского, который оставляет сложное впечатление. В Алеше совершенно отсутствует сознательная потребность кого-либо обидеть и оттолкнуть от себя другого человека. Однако он легко разрывает отношения с другими людьми. Он разрушает организованные отношения и этим самым заставляет страдать других людей. Достоевский так описывает Алешу. «Он был вполне невинен. Да и когда, как этот невинный мог бы столоваться виноватым?». То есть таким образом писатель подчеркивает, что он был «мальчик, наивный эгоист».
При этом у Алеши отсутствует чувство воли. Так полагает Иван. Добро и зло всегда оставляют след в сердце человека. Но в Алеше этого не обнаруживается. По этой причине он не желает причинить кому-либо зло. Он его просто приносит. Так, Алеша портит отношения между Иваном и Наташей, потом между Наташей и отцом. При этом он однозначно оценивает события. Он не хотел этой трагедии, просто Наташа влюбилась в него. Вот в этом вся причина. Достоевский описывает следующим образом состояние Алеши:
«– Я низкий, я подлый человек, Ваня, – начал он мне, – спаси меня от меня самого. Я не оттого плачу, что я низок и подл, но оттого, что через меня Наташа будет несчастна. Ведь я оставляю ее на несчастье... Ваня, друг мой, скажи мне, реши за меня, кого я больше л юблю из них: Катю или Наташ у?»
Однако, когда Алеша поддается новому соблазну и влюбляется в Катю, Алеша не скрывает этот факт от Наташи. При этом сам считает, что он – человек откровенный и действует так, как велит ему сердце.
Алешу можно назвать «наивным эгоистом». При этом в юноше сохраняется какая-то странная чистота. При этом, когда случаются неблагоприятные обстоятельства, то он не впадает в депрессию. По тем же причинам, которые нами обозначены. При настоящей неудаче ему становится грустно. Грусть проходит быстро. Достоевский пишет, что «Мне кажется, этот ребенок никогда, даже и в шутку, не мог бы солгать, а если бы и солгал, то, право, не подозревая в этом дурного».
Стоит отметить, что такая необычная чистота Алеши представляет определенную опасность для мира, который управляется различными эмоциями и намерениями. Таким безвольным юношей-ребенком очень легко управлять. Им движет чувство ответственности и заботы о человеке. По этой причине он воспринимается обществом как опасный ребенок. Он становится злодеем, у которого нет намерения им быть.
Отметим, что Достоевский не осуждает Алешу. В писателе находит отклик человек, который похож на Алешу. Достоевский сам бессознательно стремился к такому детскому типу человека, наивному и открытому. При этом он не обладает ни силой, ни душевной ответственностью в осуждении других. Он не отличает добро и зло. В этом проявляются эстетические представления автора о человеке, в котором отсутствует персонализм и действенно-практическая моральность. При этом присутствует абсолютная чистота.
Начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя», Достоевский описывает судьбы страдающих людей. Их судьбы искалечены. Их можно назвать праведными детьми, которые начинают понимать психологию взрослых. Однако дети могут противостоять отчаянию, с которым сами взрослые не всегда могут справиться. В них таится горячая сила любви, которую утрачивают взрослые со временем.
Нелли из романа представляет детское племя, даже среди них отличается своей недетскостью. Она не знает как выразить свои чувства к Ивану, который стал первым мужчиной отнесшимся к ней по-доброму. По этой причине она выражает свою любовь в форме враждебности и даже пытается убежать от него. Роман заканчивается тем, что Нелли не исполнила завещания: она знала всё, но не пошла к князю и умерла непримиренная.
«Когда мы воротились с похорон Нелли, мы с Наташей пошли в сад. День был жаркий, сияющий светом. Через неделю они уезжали. Наташа взглянула на меня долгим, странным взглядом.
— Ваня, — сказала она. — Ваня, ведь это был сон!
— Что было сон? — спросил я.
— Всё, всё, — отвечала она, — всё, за весь этот год. Ваня, зачем я разрушила твое счастье? И в глазах ее я прочел: «Мы бы могли быть навеки счастливы вместе!».
В этих завершающих строках проявляется столько трагизма и покаяния Наташи. Она осознала, что совершила.
Заключение
В рамках выполненного исследования были изучены труды литературных критиков и литераторов различных эпох и взглядов. Определено, что после публикации романа «Униженные и оскорбленные» меняется отношение критиков-современников к творчеству Достоевского. Мнения критиков были не однозначны. Многие из них не поняли философию Достоевского. Кроме того, не все критики распознали значение художественных приемов писателя. Одним из таких уникальных приемов явялется психологизм.
Установлено, что психологизм существовал в литературе не с первых дней ее жизни, а возник в определенный исторический момент, когда внутренний мир человека в литературе стал полноценным и самостоятельным объектом изображения. Психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения.
Анализ значимых способов и приемов для исследования художественного своеобразия и раскрытия психологизма в романе позволил определить их специфику. Символами насыщен весь роман: язык и структура произведения, фамилии и действия героев, описание и характеристика героев, религиозные символы. Внутренний монолог демонстрирует сложность натуры главного героя, показывает его сложный внутренний мир. Использование снов в романе позволило автору описать подсознание и чувства героя. Фантастичность придает своеобразный оттенок роману и соответствует практически каждому его персонажу в определенный момент. Это доказывает убеждение автора, что русский народ в какой-то мере фантастичен. Используя пейзаж, автор описывает психологическое состояние героев, показывает единство человека и природы.
Нами была проанализирована связь ключевых образов с личным жизненным опытом писателя. В данном контексте была также рассмотрена система персонажей. Определено, что система персонажей по сравнению с ранними произведениями меняется. Появляется новый тип - князь Валковский. Раскрываются новые прототипы романа.
В романе Достоевский подчеркивает, что ради богатства, престижа обеспеченной жизни люди теряют человеческий образ. Достоевский на примере двух героинь показал, как губительна может быть страсть. Как они могут поломать всю жизнь и привести к трагическим последствиям.
Достоевский противопоставляет жестокость и непорядочность таким прекрасным качествам характеров человека, как доброта, честность, порядочность. Благодаря тому, что в мире есть доброта, жизнь главных героев налаживается, любовь и прощение становятся спасительным причалом не только в финале этого произведения, но и вообще в жизни всего человечества.
Список используемой литературы
Анненков П. Литературные воспоминания. М., 1983.
Бурсов Б. И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1979. 680 с.
Григорьев А. А. Материалы для биографии. Под ред. В. Княжнина. СПб.,1917. 412 с.
Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Избр. ст. М.: Сов. Россия, 1978. С. 299–352.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.14. Л., 1976. 505 с.; Т.3. Л., 1972. 541 с.
Достоевский Ф. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 1. Л., 1972. С. 68–69. Далее цитаты в тексте приводятся по этому изданию с указанием тома и страниц в скобках.
Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской / пер. с нем. Л. Я. Круковской ; под ред. и с предисл. А. Г. Горнфельда. М. ; Пг., 1922. С. 77.
Евнин Ф. И. О художественном опыте Ф. М. Достоевского в 1860–1870-х годах // Известия Академии наук СССР 1955. Т. 14. Вып. 6. Ноябрь–декабрь.
Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского: учеб. пособие по спецкурсу.
Петрозаводск, 1978. 110 с.
Михайловский Н. К. Жестокий талант // Михайловский Н. К. Литературнокритические статьи. М., 1957. 578 с.
Семенищенкова Л. Л. «Роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» : проблематика и особенности реализма»: диссертация кандидата филологических наук. Орёл, 1984. 195 с.
Ф.М. Достоевский «Письма». Том II. Стр. 586;
Ф.М. Достоевский «Письма». Том I. Стр. 303;
Чернышевский. Н. Г. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т 8. СПб., 1906. 520 с.
Этов В. И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского // Достоевский – художник и мыслитель. М.: Худож. лит., 1972. С. 312– 443.
Чичерин А.В. Достоевский – искусство прозы // Достоевский – художник и мыслитель : сб. статей. - М. : Худож. лит., 1972. - С. 263-279.
Dostoevsky F. Notes from the Underground and the Gambler: trans. Jane Kentish. 2008. O.: Oxford University Press. 284 p.
Dostoevsky F. The House of the Dead and The Gambler: trans. Constance Garnett. 2010. W., H.: Wordsworth Edition. 454 p.
Dostoevsky F. The Grand Inquisitor: trans. Blavatsky H. P. [Электронный ресурс]. 2005. PG: Language and Literatures: Slavic. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/8578. (Дата обращения 27.02.2020)
Dostoyevsky F. The Idiot: trans. Martin E. [Электронный ресурс]. 2005. PG: Language and Literatures: Slavic. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/2638. (Дата обращения 27.02.2020)
Dostoyevsky, F. The Brothers Karamazov: trans. Garnett C. [Электронный ресурс]. 2005. PG: Language and Literatures: Slavic. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/28054. (Дата обращения 27.02.020)
Hirsch E.D. Jr. Cultural Literacy. What every American needs to know. 1987. B.: Houghton Mifflin Company. 252 p.
Paris B.J. Dostoevsky's Greatest Characters: A New Approach to "Notes from the Underground", "Crime and Punishment', and "The Brothers Karamazov". 2008. US: Palgrave Macmillan. 233 p. DOI: 10.1057/9780230610569
2
2 Бурсов Б. И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1979
680 с.
3 Григорьев А. А. Материалы для биографии. Под ред. В. Княжнина.
СПб.,1917. 412 с.
4 Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Избр. ст. М.: Сов.
Россия, 1978 С. 299–352.
5 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.14. Л., 1976 505 с.; Т.3.
Л., 1972 541 с.
6 Достоевский Ф. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 1 Л., 1972 С. 68–69. Далее
цитаты в тексте приводятся по этому изданию с указанием тома и
страниц в скобках.
7 Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской / пер. с нем. Л.
Я. Круковской ; под ред. и с предисл. А. Г. Горнфельда. М. ; Пг., 1922
С. 77
8 Евнин Ф. И. О художественном опыте Ф. М. Достоевского в 1860–
1870-х годах // Известия Академии наук СССР 1955 Т. 14 Вып. 6
Ноябрь–декабрь.
9 Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского: учеб. пособие по
спецкурсу.
10.Петрозаводск, 1978 110 с.
11.Михайловский Н. К. Жестокий талант // Михайловский Н. К.
Литературнокритические статьи. М., 1957 578 с.12.Семенищенкова Л. Л. «Роман Ф.М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные» : проблематика и особенности реализма»: диссертация
кандидата филологических наук. Орёл, 1984 195 с.
13 Ф.М. Достоевский «Письма». Том II. Стр. 586;
14.Ф.М. Достоевский «Письма». Том I. Стр. 303;
15.Чернышевский. Н. Г. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т 8 СПб., 1906 520 с.
16.Этов В. И. О художественном своеобразии социально-философского
романа Достоевского // Достоевский – художник и мыслитель. М.:
Худож. лит., 1972 С. 312– 443
17.Чичерин А.В. Достоевский – искусство прозы // Достоевский –
художник и мыслитель : сб. статей. - М. : Худож. лит., 1972 - С. 263-
279
18.Dostoevsky F. Notes from the Underground and the Gambler: trans. Jane
Kentish. 2008 O.: Oxford University Press. 284 p.
19.Dostoevsky F. The House of the Dead and The Gambler: trans. Constance
Garnett. 2010 W., H.: Wordsworth Edition. 454 p.
20.Dostoevsky F. The Grand Inquisitor: trans. Blavatsky H. P. [Электронный
ресурс]. 2005 PG: Language and Literatures: Slavic. URL:
http://www.gutenberg.org/ebooks/8578. (Дата обращения 27.02.2020)
21 Dostoyevsky F. The Idiot: trans. Martin E. [Электронный ресурс]. 2005
PG:
Language
and
Literatures:
Slavic.
URL:
http://www.gutenberg.org/ebooks/2638. (Дата обращения 27.02.2020)
22.Dostoyevsky, F. The Brothers Karamazov: trans. Garnett C. [Электронный
ресурс]. 2005 PG: Language and Literatures: Slavic. URL:
http://www.gutenberg.org/ebooks/28054. (Дата обращения 27.02.020)23.Hirsch E.D. Jr. Cultural Literacy. What every American needs to know.
1987 B.: Houghton Mifflin Company. 252 p.
24.Paris B.J. Dostoevsky's Greatest Characters: A New Approach to "Notes
from the Underground", "Crime and Punishment', and "The Brothers
Karamazov". 2008
US: Palgrave Macmillan. 233 p. DOI:
10.1057/9780230610569
Вопрос-ответ:
Какие персонажи входят в систему романа "Униженные и оскорбленные"?
В систему романа "Униженные и оскорбленные" входят такие персонажи, как Родион Раскольников, Александра, Алесса, Варенька, Наташа и многие другие.
Что можно сказать о историческом содержании романа "Униженные и оскорбленные"?
Историческое содержание романа "Униженные и оскорбленные" дает представление о жизни и общественных реалиях России во второй половине XIX века. Автор освещает такие темы, как социальная неравенство, моральный кризис и поиски смысла в жизни.
Какова история создания романа "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевским?
Роман "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевский написал в 1861 году. Основной идеей романа стало исследование душевных переживаний главного героя, его внутреннего мира и стремлений.
Какие работы исследователей существуют, посвященные историческому содержанию романа "Униженные и оскорбленные"?
Существует множество исследований, посвященных историческому содержанию романа "Униженные и оскорбленные". Исследователи анализируют социальные и моральные аспекты произведения, а также исторический контекст, в котором оно было создано.
Что можно сказать об исследовании романа "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевским?
Исследование романа "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевским является важным элементом в изучении и осмыслении произведения. Оно помогает раскрыть глубину и многогранность образов, анализировать их с точки зрения автора и его времени.
Какие персонажи встречаются в романе "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского?
В романе "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского встречаются такие персонажи, как Иван Онегин, Наташа Александровна, Ирина, Лизавета Прокофьевна, Федор Павлович. Каждый из них имеет свою судьбу, их жизни переплетаются и взаимодействуют друг с другом.
О чём говорит автор в первой главе романа "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского?
В первой главе романа "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского автор говорит о состоянии героини Наташи Александровны, её эмоциональном и физическом упадке, о её рано потерянной надежде на счастье и безутешности. Также автор раскрывает образ Ивана Онегина и его отношения с Наташей.
Какие отзывы получил роман "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского от исследователей?
Роман "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского был принят очень положительно исследователями. Он считается одной из выдающихся работ писателя, в которой он смог воссоздать сложную психологию и внутренний мир своих героев. Исследователи отмечают глубокий анализ человеческих отношений и темы унижения и оскорбления, которая прослеживается на протяжении всего романа.