Труд в государственной политике России
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 11.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 6
1 Теоретические основы государственной политики в области труда 8
1.1 Государственная политика в сфере труда: понятие, сущность и необходимость 8
1.2 Объекты и субъекты регулирования труда и социально-трудовых отношений 11
1.3 Методы регулирования труда и социально-трудовых отношений 14
2 Анализ государственной политики в области труда в России на современном этапе 18
2.1 Анализ состояния сферы труда в России 18
2.2 Анализ политики занятости, политики доходов и заработной платы в России 21
2.3 Основные направления совершенствования трудовой политики в России 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
Проблема регулирования занятости населения в социальном аспекте основывается на особенностях формирования определенных условий трудовой деятельности.На нее влияет: уровень развития образования, здравоохранения, сферы обслуживания, национальные традиции. Т.е. все то, что является привлекательным для работодателей и соискателей. Для России, станы с огромной территорией, не однородной по своим социальным показателям эта проблема стоит особенно остро. Большое количество регионов находится в отдалении от крупных центров и не могут похвастаться высоким качеством жизни. Происходит отток работоспособного населения в более успешные регионы. Как результат, одни регионы оказываются переполнены невостребованной рабочей силой, другие испытывают в ней дефицит.Финансирование системы управления занятостью населения регионов происходит за счет федерального и частично регионального бюджетов. За счет федерального бюджета финансируется деятельность центров занятости населения, производятся выплаты пособий для безработных. Региональный бюджет финансирует ярмарки вакансий, работу по профориентации и некоторые другие аспекты. Недостаток средств для проведения, информирующих и других содействующих привлечению работодателей, и соискателей мероприятий, негативно сказывается на повышении уровня региональной занятости населения.Специфические проблемы, обуславливаются личными особенностями региона. Среди них: 1. Состояние спроса и предложения на региональном рынке труда; 2. Условия и охрана труда в организациях и на предприятиях; 3. Система работы по содействию трудоустройству молодых специалистов, выпускников; 4. Недостаточность информации по вакансиям по состоянию рынка труда; 5. Инфраструктура рынка труда. Одной из основных причин безработицы на уровне регионов является несоответствие спроса и предложения не трудовом рынке. В ситуации, когда рынок труда оказывается переполнен специалистами в области экономики, менеджмента, юриспруденции, регионам катастрофически не хватает представителей рабочих профессий.В основном стремление молодых людей получить образование в гуманитарной сфере происходит от низкого уровня заработной платы в прикладных профессиях. Данная проблема актуальная для большинства регионов Российской Федерации.И должна решаться посредством повышения внимания к необходимым профессиям со стороны местных Вузов, училищ и колледжей; улучшения условий труда и повышения заработной платы в «рабочих» профессиях, проведения «разъяснительной» работы с выпускниками школ.Занятость — это деятельность граждан, удовлетворяющая личные и общественные потребности, не противоречащая законодательству РФ и, как правило, приносящая им доход.Занятость на рынке труда характеризует участие людей в общественных трудовых процессах, и при непосредственном воздействии на процессы формирования доходов для граждан воздействует на уровень и качественные показатели жизнедеятельности населения и на покупательскую способность в государстве, а это, в свою очередь, оказывает влияние на предпринимательскую сферу.В кризисный период управление занятостью граждан есть ключевое направление при разработке государственной политики, что потребует применения новых технологий для решения конкретных актуальных задач в сфере территориального управления.По методологии Международной организации труда, занятые — это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени;- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;- временно отсутствовали на работе по документально-подтвержденным причинам.Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, учащиеся и студенты. На занятость населения влияют разнообразные группы факторов и условий, взаимосвязанных между собой. К ним прежде всего относятся:1. Географическое расположение.2. Демографическая ситуация.3. Развитие основных отраслей экономики.4. Внешнеэкономические связи.Службы занятости населения непосредственно осуществляют следующие функции:- регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;- содействие гражданам в поиске подходящей работы;- информирование о положении на рынке труда;- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности;- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;- организация проведения оплачиваемых общественных работ;- содействие самозанятости безработных граждан и др.Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения -- сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости.В условиях эффективной и активно развивающейся экономики сфера труда и занятости становится серой реализации способностей, знаний и навыков. Политика в области занятости должна, в первую очередь, быть ориентирована на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Необходимо, чтобы она обеспечивала активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы, содействие трудоустройству безработных.Основными направлениями политики занятости являются: Информация о рынке труда. Распространение информации о динамике рынка труда, возможностях трудоустройства. Содействие в трудоустройстве. Создание банка вакансий, помощь в подборе подходящего места работы, консультирование населения, его информирование о возможностях трудоустройства. Профессиональная ориентация. Проведение ярмарок вакансий, консультирование по вопросам выбора определенной сферы деятельности, обучение и переподготовка, оказание психологической поддержки. Профессиональное обучение. Профессиональное обучение безработных по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда, создание сети учебных заведений, организация учебного процесса. Поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости. Профессиональное консультирование по вопросу открытия собственного дела, финансовая поддержка. Содействие трудоустройству молодежи.Разработка программ молодежной политики, трудоустройство зарегистрированных в службе занятости выпускников учебных заведений. Общественные работы. Привлечение безработных к оплачиваемой деятельности, не требующей профессиональной подготовки. Квотирование рабочих мест. Создание квот для приема лиц, нуждающихся в поддержке.Таким образом, обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. 2.3 Основные направления совершенствования трудовой политики в РоссииВ России значительная часть трудоспособного населения занята в неформальной экономике. Правильные меры, исходящие от государства, оказывают существенное влияние на стабилизацию рынка труда. Для нашей страны реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества и роста занятости в рамках неформального сектора. Изучая сущность дайной проблемы, создаются некоторые перспективы развития политики в сфере занятости населения. Во-первых, это существенная необходимость в создании рационального распределения рабочей силы по отраслям производства. Это возможно путём содействия в поисках работы выпускающимся специалистам не только из ВУЗов, но и из учреждений среднего профессионального образования. При трудоустройстве молодым специалистам приходится конкурировать с более опытными работниками, а в ситуации переизбытка должностей такая конкуренция не даст им шанса на успешное трудоустройство. Поэтому необходимо упростить взаимосвязь между потенциальным работником и работодателем, а также стремиться к увеличению рабочих мест на производстве. Например, этому может помочь стимулирование молодого поколения к выбору такой специальности или профессии, шансы на занятость, в которой наиболее высоки. Кроме того, существуют идеи о создании единой информационной базы вакантных рабочих мест, где работодатели будут предоставлять данные о увольнениях и новых открытых вакансиях. Во-вторых, это предотвращение уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте и «старение» рабочей силы. С данными проблемами справиться сложнее, ведь демографический процесс сложнее всего поддаётся корректировке. Но государство может справиться с ними за счёт стимулирования к экономической активности таких групп, где она относительно низка: молодёжь, женщины трудоспособного возраста с детьми, пенсионеры. Например, создание для женщин, выходящих из декрета и активно ищущих работу, курсов для повышения квалификации и адаптации к рынку труда. В-третьих, перспективной политикой будут считаться государственные вложения в создание новых рабочих мест. Например, при наличии хотя бы минимальных средств, вложить их в развитие инфраструктурных проектов (ремонт дорог, железнодорожных переездов, мостов и т. д. Это не только предоставит людям работу, но и приведёт к развитию хозяйственной деятельности региона. Также повышению занятости населения могут способствовать заключения договоров с фирмами, которые трудоустраивают молодёжь в своих зарубежных филиалах. Например, если правительство сможет гарантировать трудоустройство выпускников университетов в зарубежных филиалах, то те, в свою очередь, будут гарантировать возвращение в страну специалистов, набравшихся достаточного опыта работы для улучшения уровня жизни своей страны. Таким образом, в целом, факторами успешного преодоления кризисных явлений российского рынка труда в современных экономических условиях является не только эффективная политика в сфере занятости, но и стабилизация экономического положения страны, модернизационные процессы в промышленности и сельском хозяйстве, повышение темпов экономического роста.ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест. К числу основных задач в политике занятости можно отнести: 1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов); 2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения; 3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию - современная тенденция). Активная политика занятости — это совокупность организационных, экономических, правовых мер, осуществляемых государством с целью добиться снижения безработицы до её естественного (минимального) уровня. Она включает в себя стимулирование предпринимательских инициатив посредством курсов и семинаров по открытию собственного дела; профориентацию, переобучение, повышение квалификации; организацию специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Особенностью этого вида политики занятости является попытка «играть на опережение», стремление не допустить кризиса. Поэтому в активную политику также входят меры по профилактике массовых высвобождений работников, перепрофилирование неэффективных рабочих мест в соответствии с потребностями экономики и рынка труда и многое другое. Активная политика занятости наиболее выгодна государству, поскольку меры, лежащие в её основе, подразумевают окупаемость и возвратность средств, вложенных в неё.Пассивная политика занятости представляет собой совокупность государственных мер, направленных, в первую очередь, на сглаживание последствий безработицы. Сюда относится материальная поддержка граждан, признанных безработными, в виде выплаты пособий по безработице, а также сохранение рабочих мест. Существуют и доплаты на иждивенцев. Особенность данной политики занятости заключается в том, что она ограничивается исключительно помощью безработным.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант ПлюсТрудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)//Консультант ПлюсЗакон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)//Консультант ПлюсБаранчиков, И.П. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2018. – 304 с.Владислав Лукинский, Нина Воробьева, Наталия Плетнева, Александр Маевский, Валерий Лукинский. Государственное упарвление. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2017. – 284 с.Г.А. Борщевский. Государственная служба. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 382 с.Глушкова, Е.Л. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. – М.: Владос, 2018. – 552 с.И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 333 с.М.П. Буров. Региональная экономика и управление территориальным развитием. Учебник. – М.: Дашков и ко, 2017. – 446 с.Макар, С.В. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В 2 частях. Часть 2. – М.: Владос-Пресс, 2017. – 352 с.Н.М. Розанова. Государственное управление. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 340 с.Т.В. Лузина, С.С. Решетникова. Теория государственного управления. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт,Тюменский государственный университет, 2017. – 262 с.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)//Консультант Плюс
3. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)//Консультант Плюс
4. Баранчиков, И.П. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2018. – 304 с.
5. Владислав Лукинский, Нина Воробьева, Наталия Плетнева, Александр Маевский, Валерий Лукинский. Государственное упарвление. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2017. – 284 с.
6. Г.А. Борщевский. Государственная служба. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 382 с.
7. Глушкова, Е.Л. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. – М.: Владос, 2018. – 552 с.
8. И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 333 с.
9. М.П. Буров. Региональная экономика и управление территориальным развитием. Учебник. – М.: Дашков и ко, 2017. – 446 с.
10. Макар, С.В. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В 2 частях. Часть 2. – М.: Владос-Пресс, 2017. – 352 с.
11. Н.М. Розанова. Государственное управление. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 340 с.
12. Т.В. Лузина, С.С. Решетникова. Теория государственного управления. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт,Тюменский государственный университет, 2017. – 262 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе государственной политики в области труда в России?
Теоретическими основами государственной политики в области труда в России являются принципы социального правового государства, защиты трудовых прав работников, создания условий для достойного труда, обеспечения социально-экономического развития страны и безопасности труда.
Что подразумевается под понятием "государственная политика в сфере труда"?
Государственная политика в сфере труда включает в себя комплекс мер, направленных на регулирование трудовых отношений, защиту прав и интересов работников, создание равных возможностей для получения работы, обеспечение социально-экономического развития страны.
Кто является объектами и субъектами регулирования труда и социально-трудовых отношений в России?
Объектами регулирования труда и социально-трудовых отношений являются работники, работодатели, профсоюзы, государство. Субъектами регулирования выступают органы государственной власти, профсоюзы, работодатели, организации, занимающиеся оказанием трудовых услуг.
Какие методы используются для регулирования труда и социально-трудовых отношений в России?
Для регулирования труда и социально-трудовых отношений в России используются такие методы, как законодательное регулирование, соглашения и коллективные договоры, государственные программы поддержки занятости, социальные гарантии и льготы для работников.
Каков анализ сферы труда в России на современном этапе?
Анализ сферы труда в России на современном этапе показывает, что существуют проблемы в сфере занятости, низкая заработная плата, недостаток гарантий и социальных льгот для работников, несовершенство системы трудовых отношений.
Что такое государственная политика в сфере труда?
Государственная политика в сфере труда – это система мер, направленных на защиту прав и интересов трудящихся, обеспечение развития рынка труда, улучшение условий труда и заработной платы, создание равных возможностей для всех работников. Она включает в себя нормативные правовые акты, программы, проекты, мероприятия, осуществляемые государством в области труда.
Какие объекты и субъекты регулируются в сфере труда?
Объекты регулирования в сфере труда включают нормы трудового законодательства, условия работы и заработная плата, охрану труда и социальную защиту. Субъекты регулирования включают государственные органы, профсоюзы, работодателей, работников, а также международные организации, с которыми Россия сотрудничает в сфере труда.
Какие методы используются для регулирования труда и социально-трудовых отношений?
Для регулирования труда и социально-трудовых отношений применяются различные методы, такие как установление нормативных правовых актов, меры по обеспечению безопасности и охраны труда, контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, разработка программ и проектов на развитие рынка труда, реализация социальных программ и мероприятий, информационная поддержка и консультирование работников.
Каково состояние сферы труда в России на современном этапе?
Состояние сферы труда в России на современном этапе характеризуется некоторыми проблемами. В стране наблюдается недостаток качественных рабочих мест, большое количество неофициальной занятости, неравенство в заработной плате, нарушения трудовых прав работников, неэффективное использование ресурсов трудового потенциала и другие проблемы. Однако в последние годы государство активно работает над улучшением ситуации, принимая меры по созданию новых рабочих мест, повышению заработной платы, защите прав работников и развитию рынка труда.
Какие теоретические основы лежат в основе государственной политики в области труда в России?
Теоретические основы государственной политики в области труда в России заключаются в понимании социально-экономической сущности труда, его роли в развитии общества, а также в принятии мер по регулированию трудовых отношений и обеспечению социальной защиты трудящихся.
Какие объекты и субъекты регулирования труда и социально-трудовых отношений существуют в России?
В России объектами регулирования труда и социально-трудовых отношений являются все сферы экономики, включая государственный и муниципальный секторы, частный бизнес, а также индивидуальные предприниматели. Субъектами регулирования выступают властные органы, профессиональные союзы, работодатели и работники.
Каков анализ состояния сферы труда в России на современном этапе?
Анализ состояния сферы труда в России на современном этапе показывает, что уровень безработицы снижается, но все еще остается высоким. Важными проблемами являются низкие заработные платы, нестабильность трудовых отношений, неравенство в оплате труда между разными категориями работников. Также отмечается низкая эффективность политики занятости и необходимость ее модернизации.