Тема доклада: Виды архитектуры. Русский храм и христианская идея.
Заказать уникальный доклад- 15 15 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 27.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Храм, в котором венчался с Натальей Нарышкиной царь Алексей Михайлович, декорировался особенно тщательно. Для него были написаны два образа прежде неизвестной для Руси иконографии – «Отче наш» и «Верую», созданные изографами мастерской Оружейной палаты в 1668-1669 гг. Икона «Верую» относится к школе Симона Ушакова; некоторые ее клейма были исполнены Гурием Никитиным. Н. П. Кондаков рассматривает возникновение иконографии «Верую» в контексте распространения «мистико-дидактических тем». По его замечанию, оно было характерно, в том числе, для западноевропейского искусства после XV в.В XVII в. в ходе поновления Благовещенского собора на западной стене исполняется новая роспись, также включающая композицию «Символ веры». Н. В. Квливидзе, указывая на оригинальность ее решения, отмечает, не настаивая на преемственности, пересечение некоторых образов с гравюрами издания Курта Динкмута, изданными в Ульме в 1485 г.Ещё одна монументальная роспись XVII в., содержащая Символ веры, – это роспись Введенского собора Толгского монастыря в Ярославле. В исследовании Е. Л. Шумилиной демонстрируется связь общей программы росписи храма и отдельных сюжетов с новыми образцами в русском искусстве – гравюрами «Лицевой Библии» нидерландского издателя НикласаПискатора, в соответствии с которыми также были написаны вероучительные росписи этого храма – «Отче наш» и «Символ веры».XVIII столетие было временем петровских реформ. Зародившийся в 30-е гг. XVIII в. классицизм, достиг расцвета в первой половине XIX в. – «александровский» классицизм, русский ампир; в конце XIX-начале XX вв. проявился в русском неоклассицизме и модерне. Зарождение классицизма в России связано с освоением традиций культуры античности, Возрождения, итальянских, французских и английских идей. В архитектуре первой трети XIX в. решаются масштабные градостроительные задачи, оформляется планировка площадей Петербурга (Сенатской и Дворцовой), отстраиваются ведущие ансамбли города. Если прежде, значительная доля построек приходилась на церкви и храмы, то теперь основное внимание уделяется светским сооружениям.В Москве активно идет реконструкция и строительство после пожара 1812 г. Крупнейшими архитекторами этого периода были А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. И. Росси. Со второй половины века в архитектуре формируется историзм, который прошел через увлечение готикой, русским стилем, барокко и рококо. Таким образом, искусство в рамках христианского мировоззрения как одно из фундаментальных оснований русской культуры раскрывает историю русской художественной культуры как истории духовной жизни нации. В данной работе был прослежен генезис и воплощение христианской идеи в русской церковной архитектуре.В результате исследования было выявлено, что ценностные основания русской культуры являются выражением нравственно-духовного самосознания русской нации и воплощены в принципах «соборности» и «иконичности».На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.С принятием восточного христианства связано утверждение исторической миссии России, что было отражено в идее «Москва – третий Рим». Православие изначально стало инструментом единения прежде разрозненных пленен, выступив консолидирующей идеей, которая впоследствии стала национальной.Для формирования особенностей вероучения значимым был раскол христианства и разделение его на католичество и православие, было обусловлено политическими и социально-экономическими коллизиями, связанными с распадом Римской империи и ее дифференциацией на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Для развития русской культуры характерна резкая смена историко-культурных парадигм, которые могут исторически накладываться друг на друга.Первоначальное становление русской культуры происходило на фоне столкновения патриархального и феодального укладов. Во многом формирование характерных культурных черт тех или иных русских земель было обусловлено влиянием их геополитического положения. Наиболее сильное влияние в домонгольскую эпоху оказывали византийские традиции.Храм и его внутреннее пространство должны были служить объединяющим началом в духовной общности верующих. Христианство в корне преобразовало роль сакрального сооружения. Составные части архитектуры храма, его внутреннее убранство вытекали из сущности христианской веры.Самым известным храмом Киевской Руси является церковь Святой Софии. Русская культура Средних веков наиболее ярко выразила себя в архитектуре. Под влиянием христианства на Руси получает распространение крестово-купольная форма храма – прямоугольный в плане, с четырьмя (или более) столбами, его интерьер делится на продольные нефы. В архитектуре второй половины XI в. под влиянием церкви в художественном облике храма усиливаются тенденции к аскетизму. Наибольшее распространение теперь получает одноглавый трехнефныйшестистолпный храм. В XII-начале XIII в. складываются региональные художественные школы, сформировавшие собственные узнаваемые стили. Христианские основания выявляют ведущую роль духовности в художественной образности храма, ее значение в сюжетно-тематическом развитии и эстетических экспериментах; взаимосвязь символики, стиля, жанра, светоцветовых и пространственно-временных характеристик с духовно-нравственными смыслами развития русской культуры. Список использованной литературыГоркуша О. В. Роль концепта «Логос» в общехристианской парадигме / О.В. Горкуша // Вопросы религии и религиоведения. – Москва : ООО ИД «МедиаПром», 2010. – С. 121-128.Гуцевич А. Е. Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма (конец XVIII–начало XIX вв.) / А.Е. Гуцевич // Вестник славянских культур. – 2008. – № 3-4. – С. 188-195.Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве / С.В. Иванова// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. - № 2. – С. 64-74.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля / Н.В. Квилидзе // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. – Москва : Арт-Волхонка, 2011. – С. 134-149.Кондаков Н. П. Русская икона : в 4 т., т. 4. / Н.П. Кондаков – Москва : Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2004. – 404 с.Кручинин С. В. Историческая судьба России: возвращение к истокам православия / С.В. Кручинин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 6. – С. 290-294.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – Москва : Художественная литература, 1997. – 376 с.Османкина Г. Ю. Мировоззренческие основы формирования раннехристианской культуры Византии в IV-VI вв.: автореф. дисс. канд. культурол. наук [Электронный ресурс] / Г.Ю. Османкина. – Нижневартовск, 2000. URL: http://cheloveknauka.com/mirovozzrencheskie-osnovy-formirovaniya-rannehristianskoy-kultury-vizantii-v-iv-vi-vv (дата обращения: 26.09.2020).Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. – № 1. – С. 1-18.Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.Цветаева М. Н. Статус искусства в контексте христианской гносеологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 1. – С. 218-224.Шумилина Е. Л. Свято-Введенский Толгский монастырь. Библейские циклы нидерландских художников в росписи Введенского собора 1690-х годов / Е.Л. Шумилина – Москва : А2-А4, 2010. – 336 с.
1. Горкуша О. В. Роль концепта «Логос» в общехристианской парадигме / О.В. Горкуша // Вопросы религии и религиоведения. – Москва : ООО ИД «МедиаПром», 2010. – С. 121-128.
2. Гуцевич А. Е. Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма (конец XVIII–начало XIX вв.) / А.Е. Гуцевич // Вестник славянских культур. – 2008. – № 3-4. – С. 188-195.
3. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве / С.В. Иванова// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. - № 2. – С. 64-74.
4. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.
5. Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля / Н.В. Квилидзе // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. – Москва : Арт-Волхонка, 2011. – С. 134-149.
6. Кондаков Н. П. Русская икона : в 4 т., т. 4. / Н.П. Кондаков – Москва : Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2004. – 404 с.
7. Кручинин С. В. Историческая судьба России: возвращение к истокам православия / С.В. Кручинин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 6. – С. 290-294.
8. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – Москва : Художественная литература, 1997. – 376 с.
9. Османкина Г. Ю. Мировоззренческие основы формирования раннехристианской культуры Византии в IV-VI вв.: автореф. дисс. канд. культурол. наук [Электронный ресурс] / Г.Ю. Османкина. – Нижневартовск, 2000. URL: http://cheloveknauka.com/mirovozzrencheskie-osnovy-formirovaniya-rannehristianskoy-kultury-vizantii-v-iv-vi-vv (дата обращения: 26.09.2020).
10. Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. – № 1. – С. 1-18.
11. Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.
12. Цветаева М. Н. Статус искусства в контексте христианской гносеологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 1. – С. 218-224.
13. Шумилина Е. Л. Свято-Введенский Толгский монастырь. Библейские циклы нидерландских художников в росписи Введенского собора 1690-х годов / Е.Л. Шумилина – Москва : А2-А4, 2010. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Какая архитектура характерна для русских храмов?
В русских храмах преобладает архитектура, основанная на православных канонах и традициях. Они обычно имеют купольную композицию с пятиглавой главной церковью и приделами, которые могут различаться по форме и размеру.
Каким образом русские храмы декорировались?
Русские храмы декорировались очень тщательно. Они обычно были украшены фресками, иконами, резными иконостасами, стеклянными витражами и другими элементами. Важную роль в декоре храма играли также различные архитектурные и декоративные элементы, такие как купола, колонны, арки и т. д.
Какие иконы были созданы для коронации царя Алексея Михайловича?
Для царя Алексея Михайловича были созданы две иконы, ранее неизвестные для Руси. Они назывались "Отче наш" и "Верую". Икона "Верую" была относится к школе Симона Ушакова, и некоторые ее клейма были исполнены Гурием Никитиным.
Кто создал иконы для царя Алексея Михайловича?
Иконы "Отче наш" и "Верую" для царя Алексея Михайловича были созданы мастерами изографической мастерской Оружейной палаты в 1668-1669 годах. Они были написаны в стиле, характерном для работы известного иконописца Симона Ушакова.
Что рассматривает Н. П. Кондаков в своей статье?
Н. П. Кондаков рассматривает в своей статье возникновение иконографии "Верую". Он изучает историю создания иконы, авторство ее клейм и связь с другими школами иконописи. Он также анализирует значения и символику, содержащуюся в этой иконе и ее значение для христианской идеи.
Кто декорировал храм, в котором венчался царь Алексей Михайлович?
Храм, в котором венчался царь Алексей Михайлович, декорировался особенно тщательно.
Какие иконы были созданы для царя Алексея Михайловича?
Для царя Алексея Михайловича были созданы две иконы прежде неизвестной для Руси иконографии: икона "Отче наш" и икона "Верую".
Кто создал икону "Верую" для царя Алексея Михайловича?
Икона "Верую" относится к школе Симона Ушакова, некоторые ее клейма были исполнены Гурием Никитиным.
Как обращается к иконографии Верую Н. П. Кондаков?
Н. П. Кондаков рассматривает возникновение иконографии Верую.