Психолого-педагогическая программа профилактики агрессивного поведения учащихся начальных классов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 21 21 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 29.10.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Пояаснительная записка 3
Содержание 5

Фрагмент для ознакомления

Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144сГалагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. – 416 с.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского." М.: Просвещение, 1973. С. 66-97.Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Армавир, 2005. – 22с.Долгова В.И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. №44. С. 239-243.Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования//Педагогика, 2003. №3. с. 14-18.Зиновьева Н. О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. М., 2016. – 164 с.Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с. Кагарманова, А. И. Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младшего школьника / А. И. Кагарманова. – Текст : электронный // Педагогика и современность. – 2015. – № 5. – С. 37-43. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24416104(дата обращения: 07.04.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. №18. С. 101-105.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения. М.: Фолиум, 2017Магометханова Н.М. Значение воспитательной работы для профилактики агрессивности младших школьников // Научные исследования и образование. 2016. №2(22). С. 120-123.Михалкина С.А. Снижение уровня агрессивности младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. 2018. С. 147-151.Морозов В.А. и др. Социально-психологические приёмы, направленные на понижение агрессивности у дошкольников // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015 №5(132). С. 56-65.Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание «трудного ребёнка» в школе. Архангельск, 2015. – 198 с.Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.Содержание профилактической программыКонсультация 1Сообщение целей, задач сессии.Диагностика, методика Люшера.Упражнение «Рисунок настроения»: ребёнок закрывает глаза, некоторое время анализирует своё состояние и представляет его в виде изображения. После этого необходимо изобразить это настроение на листе бумаги.После выполнения этого задания консультант разъясняет ребёнку психологический смысл изображения.Итог консультации: младший школьник приходит к пониманию того, что пришло время необходимых перемен в его жизни.Консультация 2Содержание: «Танец эмоций»Детям предоставляется список различных негативных эмоций, черт характера и состояний:- раздражение- негативизм- тоска- злость- ненавистьПосле этого предлагается изобразить эти эмоции танцевальными движениями. При этом музыку выбирает сам ребёнок.Затем дети получают список положительных эмоций и состояний:- радость- доброта- любовь- принятие- счастьеИх также следует изобразить в танце с использованием любой музыки.В конце занятия психолог совместно с детьми анализируют результаты данной техники, отмечают перемены в состоянии подростка.Консультация 3Упражнение«Письмо»Детям следовало написать письмо своему несогласию, рассказать о тяжести жизни с ним. Дать оценку пользе, вреду несогласия, как оно влияет на их отношения с окружающими. Консультация 4Дети выполняют упражнение «Владей собой»Влиять - это убеждение другого сделать то, что нужно тебе. Ребёнку предлагается ответить на вопросы:1) Кто подвержен влиянию?2)Оно имеет только отрицательные моменты?3)Как возможно различить негативное влияние?4)Какие средства отрицательного влияния (в виде запугивания, шантажа, угроз, подражания, зависимостей, физических насилий)?5)Хочет ли ребёнок поддаться этому влиянию и к чему приведёт согласие?6) Как нужно уйти от отрицательного влияния?Затем психолог предлагает каждому ребёнку составить план Разумных Действий. Нужно убедить детей: необходима помощь со стороны – это проявление силы противостояния. Консультация 5Содержание: техники Мандалы.Понятие «Мандала» в переводе с санскрита обозначает «круг». У различных народов, в самых разнообразных культурах мандаланаделена особым сакральным смыслом: часто еёрассматривают в качествесимволического отражения духовной, психической или космической гармонии, которая отмечена присутствием бога. Мандалуприменяли в качестве инструмента для медитации. Изображения мандалвстречаются на китайских зеркалах, на бубнах шаманов, в схемах ритуального лабиринта и в архитектурных композициях многочисленных храмов. Инструкция: Нарисуй круг на листе бумаги.Релаксация: «Сядь удобнее, закрой глаза, вслушайся в своё дыхание. Дыхание становится спокойнее и глубже, тебе представляются образы. Включи свой внутренний экран, смотри, что ты в нём видишь и запомни это». При этом используется медленная медитативная мелодия – 3-4 мин.- Теперь попробуй изобразить в круге то, что ты видел.- На отдельном листе: - придумай название своей работы;- перечисли элементы изображения (точки, штрихи, зигзаги, круги, треугольники и т.д.) и назови ассоциации, которые связаны с этими элементами;- перечисли цвета, использованные в работе,и назови к ним ассоциации;- составь и запиши своё впечатление от рисования или от произведения. Это может быть рассказ, стихотворение, песня, танец и т.д.;- представь свои работы в круге.3. Итог занятия.Консультация 6Упражнение «Оценка поступков».Детям предлагается назвать случаи из известных ему художественных произведений или фильмов, где герой преступал правила. Обсуждение: Каковы нарушения? В чём расплата? Нужно организовать диалог, чтобы дать оценку поступку.После этого им предлагается немного изменить содержание этого произведения так, чтобы герой в нём поступил правильно.Консультация 7Упражнение «Дорисовывание фигур».Детям предоставляется стимульный материал, в котором необходимо дорисовать фигуры и дать им названия. Стимульный материал:После того как задание будет выполнено, дети рассказывают о нарисованном (какие ассоциации вызывают у них рисунки, почему именно эти названия они дали им и др.)Консультация 8 Упражнение «Рояль».Предлагается вспомнить, что участники делает, если им плохо? За счёт чего справляются? Каков опыт? Способы записываются отдельно на листе, выкладываются в виде клавиш пианино: светлые – положительные способы, тёмные - негативные. Затем обобщаются, перечисляются, делая акцент на сладком, компьютере, агрессии и прочих девиациях. Затем обсуждается вопрос: «Надёжнее обладать многими или немногими «клавишами»? В заключении делается акцент на несомненном превосходстве светлых «клавиш». Консультация 9Упражнение «Сказки»Дети вместе сочиняют две сказочные истории. Задачи таковы: одна история должна быть с моральными законами общежития, содержать историюих соблюдения. Другая история о том обществе, где этих законов не существует. Время 15 минут. Сказки презентуются, обсуждаются по вопросам:1) Где лучше живётся?2)Необходим ли контроль над исполнением моральных правил общежития? Зачем?Консультация 10Диагностика, методика Люшера.Упражнение «Рисунок настроения» (повторение).Анализ результатов консультирования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение,2010. – 24 с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в последней редакции)
3. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. // Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. :Речь, 2006. 336с.
4. Анн Л. Профилактика девиантного поведения. СПб. 2015.378 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2015. 327 с.
6. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 104с.
7. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: Издательский дом ПЭР СЭ, 2018. – 364 с.
8. Башкайкина, С.В. Изучение негативных реакций и проявление агрессивности младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. №22. С. 112-116.
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
10. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144с
11. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. – 416 с.
12. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
13. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского." М.: Просвещение, 1973. С. 66-97.
14. Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Армавир, 2005. – 22с.
15. Долгова В.И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. №44. С. 239-243.
16. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.
17. Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования//Педагогика, 2003. №3. с. 14-18.
18. Зиновьева Н. О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. М., 2016. – 164 с.
19. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
20. Кагарманова, А. И. Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младшего школьника / А. И. Кагарманова. – Текст : электронный // Педагогика и современность. – 2015. – № 5. – С. 37-43. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24416104(дата обращения: 07.04.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
21. Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. №18. С. 101-105.
22. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения. М.: Фолиум, 2017
23. Магометханова Н.М. Значение воспитательной работы для профилактики агрессивности младших школьников // Научные исследования и образование. 2016. №2(22). С. 120-123.
24. Михалкина С.А. Снижение уровня агрессивности младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. 2018. С. 147-151.
25. Морозов В.А. и др. Социально-психологические приёмы, направленные на понижение агрессивности у дошкольников // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015 №5(132). С. 56-65.
26. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание «трудного ребёнка» в школе. Архангельск, 2015. – 198 с.
27. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.


Вопрос-ответ:

Какие вопросы решает психолого-педагогическая программа профилактики агрессивного поведения учащихся начальных классов?

Программа решает вопросы связанные с профилактикой агрессивного поведения учащихся начальных классов. Она помогает предупредить и снизить проявление агрессии, развивает навыки саморегуляции и конструктивного общения.

Как психолого-педагогическая программа использует сказкотерапию для развития самосознания учеников?

В рамках программы используется методика сказкотерапии, которая помогает развить самосознание учащихся. Через прочтение и обсуждение психологических сказок дети узнают о различных внутренних состояниях, осознают свои чувства и эмоции, а также учатся адекватно реагировать на них и контролировать свое поведение.

Какие основы коррекционной психологии использовались в разработке программы?

В разработке программы использовались основы коррекционной психологии, описанные в работе "Основы коррекционной психологии" авторов Гонеева А.Д. и др. Эти основы включают в себя различные методики и техники, направленные на коррекцию и профилактику агрессивного поведения.

Что изучается в рамках возрастной педагогической психологии?

В рамках возрастной педагогической психологии изучаются особенности психического развития детей в младшем школьном возрасте. Это включает в себя различные аспекты развития, в том числе развитие самосознания, саморегуляции и общения.

Какие книги были использованы при написании программы?

При написании программы были использованы следующие книги: "Социальная педагогика" автора М.А. Галагузова, "Основы коррекционной психологии" авторов А.Д. Гонеева и др., "Психическое развитие в младшем школьном возрасте" под ред. В.В. Давыдова. Эти книги представляют собой основу для разработки программы.

Что такое психолого-педагогическая программа профилактики агрессивного поведения?

Психолого-педагогическая программа профилактики агрессивного поведения - это специально разработанная программа, направленная на предотвращение и минимизацию агрессивного поведения учащихся начальных классов. Она включает в себя различные методы и техники, основанные на педагогических и психологических принципах, которые помогают детям управлять своими эмоциями, развивать навыки конструктивного общения и решения конфликтов, а также формировать положительное отношение к себе и окружающим. Такая программа помогает создать безопасное и дружелюбное учебное окружение и способствует психологическому и социальному развитию детей.

Каким образом сказкотерапия способствует развитию самосознания у детей?

Сказкотерапия - это метод психологической помощи, основанный на использовании сказок. Через сказки дети могут лучше понять и осознать свои эмоции, проблемы и переживания. Чтение и обсуждение сказок помогает им выражать свои чувства и мысли, а также развивать свою фантазию, творческое мышление и способности к рефлексии. Таким образом, сказкотерапия способствует развитию самосознания у детей, помогая им лучше понимать себя и свои потребности, а также находить пути решения своих проблем.

Что такое социальная педагогика?

Социальная педагогика - это научная и практическая область, занимающаяся изучением социальных факторов и их влиянием на процессы воспитания и образования. Она находится на пересечении педагогических и социологических наук, и ее целью является создание условий для успешной социализации личности и ее адаптации к обществу. Социальная педагогика исследует социальные проблемы, возникающие в образовательном процессе, и разрабатывает методы и техники, направленные на их преодоление и предотвращение. Она также занимается работой с трудными и девиантными детьми, оказывая им социально-педагогическую помощь и поддержку.

Что такое психолого-педагогическая программа профилактики агрессивного поведения учащихся начальных классов?

Психолого-педагогическая программа профилактики агрессивного поведения учащихся начальных классов - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами в области психологии и педагогики, с целью предупреждения и снижения агрессивного поведения учащихся начальных классов. Программа включает в себя различные методы и техники, направленные на формирование учащихся навыков социального взаимодействия, эмоционального контроля и конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Какими методами можно предотвратить агрессивное поведение учащихся начальных классов?

Для предотвращения агрессивного поведения учащихся начальных классов используются различные методы. Одним из них является сказкотерапия, которая позволяет развить у детей самосознание через психологическую сказку. Также важным методом является социальная педагогика, которая помогает формировать у детей навыки социального взаимодействия и конструктивного решения конфликтов. Коррекционная психология также играет важную роль в предотвращении агрессивности, позволяя выявить и работать с психологическими проблемами учащихся. Возрастная педагогическая психология также предлагает подходы к развитию психического потенциала детей в младшем школьном возрасте.