Основные факторы конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 39 39 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 17.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства 5
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности в мировом хозяйстве 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности 8
2. Практическая оценка факторов конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства 13
2.1 Международная конкурентоспособность глобальных компаний как субъектов мирового хозяйства 13
2.2 Международная конкурентоспособность стран как субъектов мирового хозяйства 23
3. Таможенная деятельность и как фактор влияния на конкурентоспособность товаров и субъектов мирового хозяйства 27
Заключение 35
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Рисунок 3.3 - Система видов пошлин применяемых в рамках таможенно-тарифной политики и влияющих на ценовую конкуренциюПолитика воздействия на ценовую конкуренцию в рамках таможенно-тарифного механизма может быть рассмотрена в контексте целенаправленной деятельности государства в сфереустановления регулирующих тарифов, напрямую влияющих на ценообразование во внешнеторговой деятельности.При этом система таможенных платежей тарифов как фактор воздействия на ценовую конкуренцию следует рассматривать в качестве единой системы ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам ввоза и вывоза при внешнеэкономической торговой деятельности (ВТД).Таким образом, можно констатировать, что таможенно-тарифная политика какмеханизм государственного воздействия на ценовую конкуренцию выступают в качестве одного из основных факторов конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйстваихарактеризуется уровнем разниц в цене при сравнении размера «мировой» и «национальной» стоимости. Основными задачами таможенно-тарифного регулирования в РФ в современных условияхявляется обеспечениезащиты экономической безопасности страны, выступают следующие задачи:обеспечение рационального для экономики соотношения объёмом ввоза и вывоза продукции в рамках ВТД,способствовать росту уровня конкурентоспособности отечественных производителей ценовыми методами, формировать требования по оптимизации товарной структуры ВТД, обеспечивать приоритеты инвестиционных процессов в экономике,формировать «коридор» уровне внутренних цен, пополнять бюджет за счет взимания платежей с участников ВТД, обеспечивать развития ВТД.Система таможенно-тарифного регулирования в РФ реализуется такими инструментами как:единый таможенный тариф (далее ЕТТ), таможенные пошлины,методы определения таможенной стоимости товаров, порядок подтверждения страны происхождения товаров, система тарифных преференций. Одной из особенностей современной системы регулирования в РФ является использование механизма «отложенного определения точной величины таможенной стоимости товаров» (см. рис. 3.4).Рисунок 3.4 – Механизма «отложенной таможенной стоимости»в системе таможенно-тарифного регулирования в РФВ настоящее время наблюдается увеличение экспорта и уменьшение импорта, так как это связанно с ведением экономических санкций против РФ. В этих условиях повышается регулирующая роль таможенных преференций и льгот в рамках ЕАЭС (рис. 3.5).Рисунок 3.5 – Механизм«таможенно-тарифные льготы» в РФЛьготы в рамках ВТД на уплату таможенных платежей можно рассматривать в качестве одного из факторов стимулирования развития ВТДв РФ. Это обуславливать следующими преимуществами предоставления механизма «таможенно-тарифные льготы» в ВТД: обеспечение возможности по упрощению реализации внешнеэкономических связей для участников ВТД; стимулирование ростаобъемов внешнеторгового оборотадля участников ВТД; формирование возможности для расширения географии «ввоза» товаров произведённых в РФ для участников ВТД; обеспечение усиления экономических приоритетов для участников ВТД. Так же для воздействия на конкуренцию используются «специальные защитные меры». В Российской Федерации только в начале 2000-х годов на меры защиты национального рынка стали обращать более пристальное внимание. Например, был принят Федеральный закон № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г., в котором содержались основные положения, касающиеся проведения соответствующих расследований. Данный закон был принят в то время, когда Россия согласовывала системные условия присоединения к ВТО, что подразумевало приведение национального законодательства к нормам этой организации, в том числе и в сфере применения защитных мер.Позднее был принят Федеральный закон от 30.12.2006 № 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Поправки учитывали замечания, высказывавшиеся экспертами в ходе переговоров сторон, участвующих в Рабочей группе по присоединению Российской Федерации к ВТО.Единственное ключевое отличие российского закона от Соглашения ВТО – разница в терминологии. Так, в российском законодательстве используется термин «специальные защитные меры», и хотя в нормах ВТО данное понятие тоже существует, но используется оно только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и только теми странами – членами организации, которые прописали возможность такого использования в своих перечнях уступок.Получается, что по своей природе и сути применяемое в законодательстве Российской Федерации и теперь в соглашениях Евразийского экономического союза понятие «специальные защитные меры» соответствует общему понятию «защитные меры», которое используется в Соглашении ВТО по защитным мерам.Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.03.2012 № 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» полномочия органа, ответственного за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных мер на единой таможенной территории Таможенного союза и теперь Евразийского экономического союза, переданы Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии. Расследования проводятся этим подразделением, а решения принимаются на уровне Коллегии Евразийской экономической комиссии.Пока еще не все отечественные компании имеют полное представление о том, каким именно образом следует инициировать защиту международного бизнеса. Некоторые пытаются ограничиться простым письмом, которое содержит пожелания относительно введения защитных мер, и не предоставляют при этом никакой информации об ущербе, импорте и причинно-следственной связи между ними. На фоне существующих мер поддержки международного бизнеса в выработке защитных мер необходимо активировать инициативу отечественных предприятий-производителей.ЗаключениеКак мы убедились, конкурентная играет важнейшую роль в развитии современного мирового хозяйства. Конкурентоспособность товаров и субъектов мирового хозяйства - часть конкуренции, означающее свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, реальная и потенциальная возможность фирм в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Уровни конкурентоспособности в рамкахмирового хозяйства: 1) конкурентоспособность товара; 2) конкурентоспособность товаропроизводителя как субъекта мирового хозяйства; 3) конкурентоспособность отрасли («родственные» и «поддерживающие») как субъекта мирового хозяйства; 4) страновая конкурентоспособность (как субъекта мирового хозяйства).Конкурные позиции субъектов мирового хозяйства в большинстве случаев обусловлены их способностьфункционировать и выстывать в динамичной конкурентной среде, реализуя конкурентоспособные товары (услуги), привлекая и сохраняя потребителей своей продукции, повышая конкурентные преимущества и увеличивая свою долю на рынке.В рамках практической части была проведенаоценкаконкурентоспособности четырех компаний нефтесервисной отрасли. В качестве отечественных ГБК на сегменте OFS были оценены такие компании как :ООО « Газпромнефть- Нефтесервис.ООО «Лангепасско-Покачевское Управление Ремонта Скважин».В качестве зарубежныхГБК на сегменте OFS были оценены такие компании как :SchlumbergerLimitedи Total S.A.Так как безусловный индекс Еb ≥ 0,5 следовательно все ГБК является конкурентоспособной, так же безусловный индекс Еb позволил определить лидера, это продукции и самой Schlumberger Ltd – ГБК 3 (следует учесть, что в относительно продукции и самой Total S.A. – ГБК 4 нефтесервисной направление все таки является непрофильным, а относительно Schlumberger Ltd – специализацией).При этом такая же ситуация сложилась относительно и отечественных компаний: продукции и самой ГПН НФ – ГБК 1 – 0,63, а продукции и самой ЛП УРС – ГБК 2 – 0,86.Следует отметить, что если исключить количественные ресурсы рассматриваемыхГБК то в приоритетном направлении развития конкурентоспособности компании не зависимо от масштаба являются инновационные и кадровые факторы конкурентной борьбы, т.е. те которые напрямую зависит отинтеллектуального капитала компании.Так же во втором разделе курсовой работы была проведена оценка конкурентоспособности РФ. Рассмотрев различные подходы к классификации факторов конкурентных преимуществ территории можно сделать следующие выводы: как показало исследование, реализация участия Россия в международной экономике основывается на использованииинструментов мирового разделения труда и специализации в глобальной экономической сфере, в которой происходит международный обмен товарами и услугами между рынками через покупателей и продавцов. Это многофакторный процесс, который включает в себя такие элементы как международную торговую политику, международную ценовую политику, распределение и продвижение товаров и услуг на руках мира, создает потенциал развития России.Список литературыАгеев А.И. Интеграция в условиях многополярности // Экон. стратегии. - 2016. - N 8. - С.128-131.Арапова Е.Я. «Интеграция интеграций» и перспективы БРИКС+ // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2019. - Т.63, N 4. - С.5-13.Арбатова Н.К. Будущее европейской интеграции в контексте внутренних и внешних кризисов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2017. - Т.61, N 10. - С.57-65.Атанов Н.И. О расстановке сил на Евразийском интеграционном пространстве // ЭКО. - 2016. - N 11. - С.110-120.Валовая М.Д. Евразийская интеграция и драйверы роста // Рос.экон. журнал. - 2018. - N 2. - С.45-50.Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение: монография / под общ.ред. Г.И. Осадчей. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. – 374 с.Кархова И.Ю. Международная конкурентоспособность и состояние логистики в международных рейтингах // Российский внешнеэкономический вестник – 2019 - N 2. - С.25-32.Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. :Юрайт, 2014. - 287 сКнязев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике [Текст]// Общество и экономика. - 2018. - N 4. - С.31-42.Кузнецов С.В. Перспективы развития технологической интеграции: региональный аспект / С.В.Кузнецов, А.Е.Миллер, Л.М.Давиденко // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 1. - С.23-32.Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // стандарты и качество. 2013. № 4. С. 54-59.Маркова В.Д. Ценностные ориентиры в концепции стратегического управления: анализ опыта российских высокотехнологичных компаний / В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова // Регион: экономика и социология. - 2017. - N 2. - С.326-347.Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 499 с. Мировые товарные рынки и цены/ В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская. – М.: МГИМО–Университет, 2018. С. 431.Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности / сост. Е. В. Мещерякова. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2016.Управление бизнесом в цифровой экономике / Под общей ред. д. э. н., проф. Аренкова И. А. и к. э. н., доц. Ценжарик М. К. — СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2019.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность субъектов в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2016. -340 с. Чалдаева, Л. Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / Л. Чалдаева // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 80-85.Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/Доклад Группы Всемирного банкао мировом развитии 2020 «Торговля как инструмент развития в эпоху глобальных производственно-сбытовых цепей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32437/211457ovRU.pdfИванов А.Ю. Конкуренция в цифровую эпоху: вызовы и возможности для ЕАЭС [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/SiteAssets/Pages/actions/%D0%90.%D0%AE.%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%8E%20%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83-%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1.pdfСайт ООО «Газпромнефть-Нефтесервис», [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ofs.gazprom-neft.ru/Сайт ООО «Лангепасско-Покачевское Управление Ремонта Скважин» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://argos-rf.ru/subsidiaries/ooo_langepassko_pokachesvkoe_urs/Сайт SchlumbergerLimited [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.slb.com/ Сайт Total S.A. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.total.com/en

Список литературы

1. Агеев А.И. Интеграция в условиях многополярности // Экон. стратегии. - 2016. - N 8. - С.128-131.
2. Арапова Е.Я. «Интеграция интеграций» и перспективы БРИКС+ // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2019. - Т.63, N 4. - С.5-13.
3. Арбатова Н.К. Будущее европейской интеграции в контексте внутренних и внешних кризисов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2017. - Т.61, N 10. - С.57-65.
4. Атанов Н.И. О расстановке сил на Евразийском интеграционном пространстве // ЭКО. - 2016. - N 11. - С.110-120.
5. Валовая М.Д. Евразийская интеграция и драйверы роста // Рос. экон. журнал. - 2018. - N 2. - С.45-50.
6. Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение: монография / под общ. ред. Г.И. Осадчей. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. – 374 с.
7. Кархова И.Ю. Международная конкурентоспособность и состояние логистики в международных рейтингах // Российский внешнеэкономический вестник – 2019 - N 2. - С.25-32.
8. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2014. - 287 с
9. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике [Текст] // Общество и экономика. - 2018. - N 4. - С.31-42.
10. Кузнецов С.В. Перспективы развития технологической интеграции: региональный аспект / С.В.Кузнецов, А.Е.Миллер, Л.М.Давиденко // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 1. - С.23-32.
11. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // стандарты и качество. 2013. № 4. С. 54-59.
12. Маркова В.Д. Ценностные ориентиры в концепции стратегического управления: анализ опыта российских высокотехнологичных компаний / В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова // Регион: экономика и социология. - 2017. - N 2. - С.326-347.
13. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 499 с.
14. Мировые товарные рынки и цены/ В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская. – М.: МГИМО–Университет, 2018. С. 431.
15. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности / сост. Е. В. Мещерякова. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2016.
16. Управление бизнесом в цифровой экономике / Под общей ред. д. э. н., проф. Аренкова И. А. и к. э. н., доц. Ценжарик М. К. — СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2019.
17. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность субъектов в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2016. -340 с.
18. Чалдаева, Л. Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / Л. Чалдаева // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 80-85.
19. Всемирный Экономический Форум. Доклад о международной конкурентоспособности 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/
20. Доклад Группы Всемирного банка о мировом развитии 2020 «Торговля как инструмент развития в эпоху глобальных производственно-сбытовых цепей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32437/211457ovRU.pdf
21. Иванов А.Ю. Конкуренция в цифровую эпоху: вызовы и возможности для ЕАЭС [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/SiteAssets/Pages/actions/%D0%90.%D0%AE.%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%8E%20%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83-%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1.pdf
22. Сайт ООО «Газпромнефть- Нефтесервис», [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ofs.gazprom-neft.ru/
23. Сайт ООО «Лангепасско-Покачевское Управление Ремонта Скважин» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://argos-rf.ru/subsidiaries/ooo_langepassko_pokachesvkoe_urs/
24. Сайт Schlumberger Limited [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.slb.com/
25. Сайт Total S.A. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.total.com/en

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на конкурентоспособность товаров и субъектов мирового хозяйства?

Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность товаров и субъектов мирового хозяйства, являются инновации, качество продукции, эффективность производства, наличие ресурсов и капитала, доступ к рынкам сбыта, уровень технологического развития, управленческий потенциал, маркетинговые стратегии и другие.

Какие методы используются для оценки конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства?

Для оценки конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства используются различные методы, такие как анализ SWOT, портфельный анализ, индекс конкурентоспособности, сравнительный анализ рынков, международные рейтинги и др. Эти методы позволяют оценить преимущества и недостатки конкурентного позиционирования и разработать стратегии для повышения конкурентоспособности.

Какие факторы влияют на международную конкурентоспособность глобальных компаний?

Международная конкурентоспособность глобальных компаний зависит от таких факторов, как инновации, качество продукции, маркетинговые стратегии, доступ к ресурсам, эффективность производства, наличие уникальных технологий, уровень технического развития, управленческий потенциал, репутация бренда и другие.

Какими методами можно оценить международную конкурентоспособность глобальных компаний?

Оценку международной конкурентоспособности глобальных компаний можно проводить с помощью различных методов, таких как анализ SWOT, сравнительный анализ рынков, анализ конкурентных преимуществ и структуры рынка, анализ репутации бренда, а также использование международных рейтингов и индексов, таких как индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Что такое конкуренция и конкурентоспособность в мировом хозяйстве?

Конкуренция в мировом хозяйстве - это процесс соперничества между различными субъектами, направленный на достижение выгоды и улучшение своего положения на рынке. Конкурентоспособность - это способность товаров и субъектов мирового хозяйства успешно конкурировать с другими участниками, основываясь на своих преимуществах и способностях.

Какими методами можно оценить конкурентоспособность товаров и субъектов мирового хозяйства?

Для оценки конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства можно использовать различные методы, такие как анализ SWOT, портфельный анализ, бенчмаркинг, эконометрические модели и другие. Эти методы позволяют выявить сильные и слабые стороны, а также определить потенциал для улучшения и развития конкурентоспособности.

Какие факторы влияют на международную конкурентоспособность глобальных компаний?

Международная конкурентоспособность глобальных компаний зависит от множества факторов. Среди них можно выделить качество продукции, инновационные способности, эффективность производства, наличие уникальных технологий, доступ к ресурсам и рынкам, а также стратегическое управление и культура организации.

Каким образом осуществляется практическая оценка факторов конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства?

Практическая оценка факторов конкурентоспособности товаров и субъектов мирового хозяйства осуществляется путем проведения аналитических исследований, сравнительного анализа рынков, объективного оценивания потенциала и эффективности производства, а также анализа конкурентного окружения и стратегий конкурентов.