Сказочные героини в творчестве В. Васнецова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 08.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1 Становление творческой личности В.М. Васнецова 5
1.1. Этапы творческого пути художника В.М. Васнецова 5
1.2 Образ сказки в произведениях живописи. Предпосылки создания сказочно-былинных образов в творчестве В.М. Васнецова 12
Глава 2. Женские образы в живописи В.М. Васнецова как отражение его мировоззренческих идеалов 18
2.1. Формирование и интерпретация женского образа в произведениях В. М. Васнецова 18
2.2 Сказочные героини в сюжетах В. М. Васнецова. Анализ образов 21
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Зритель видит на картине трех царевен подземного царства. Они оказались похищены, и каждая грустит о доме. Царевна, олицетворяющая золото выглядит холодно и гордо. Эмоции ее закрыты маской, в которой читается и равнодушие и презрительность. Даже поза «золотой» царевны проникнута грустью. Царевна «Медь» любопытная и более живая по характеру. «Медная» царевна создает образ более общительной, любознательной и простой по характеру в отличие от «золотой». Образ «угольной» царевны проникнут грустью и скорбью по утраченному дому. Можно заметить, что она самая молодая из всех трех героинь. Взгляд ее устремлен вдаль, возможно, где-то там и находится ее царство. Необходимо также отметить, что одеяния всех трех царевен разные, художник отражает в них разные эпохи в женской одежде. Костюмы «золотой» и «медной» царевен можно отнести к XVIII веку. Они олицетворяют пышность и богатство своих обладательниц. Одеяние «угольной» царевны представляет собой эпоху модерна в женской одежде, об этом нам говорит и крой, и ткань, и украшения. Представленные царевны разновозрастны. Их возраст соответствует этапам освоения земных богатств. Самая старшая царевна олицетворяет «Медь», средняя царевна – «Золото», а младшая «Уголь». В 1881 году, восхищенный природой Абрамцево, В.М. Васнецов пишет еще один образ сказочной героини в картине «Аленушка». Зритель видит юную девушку, сидящую на холодном камне прямо у самой кромки воды пруда. Взгляд ее устремлен вдаль, а на лице читается отрешенность, проникнутая печалью. В неубранных рыжих волосах и темных глазах читаются боль и трудная судьба. Сказочность данного сюжета подчеркнута группой ласточек, которых художник изобразил сидящими над головой героини. Этот символ, означающий приход новой жизни, уравновешивает глубокую печаль Аленушки, дает надежду на счастливый финал в этом сюжете старой русской сказки.В картине художник наполняет фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Неподвижны водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Чуть трепещут молодые осины. Осеннее небо вторит грусти главной героини. Темные тона пейзажа играют контрастом с румянцем на лице героини, а осенняя грусть - с яркими цветами на юбке Аленушки.Создавая полотно «Аленушка», В.М. Васнецов в течение 1880-1881 года делает несколько набросков с натуры в районе села Ахтырка и Абрамцево. Художник зарисовывает пруд, тонко выводя мельчайшие детали, которые могут указать на настроение сюжета. Также В.М. Васнецов создал несколько этюдов, на которых изображены крестьянские девушки, ставшие прототипом для образа главной героини «Аленушки». Еще один интересный образ сказочной героини В.М. Васнецов пишет, работая над росписью Владимирского собора в Киеве. Это сюжет «Иван-Царевич на Сером Волке», написанный 1889 году. Основой данного сюжета стала сказка В.А. Жуковского об Иване Царевиче и Сером Волке. Зрители видят сцену похищения красавицы молодым цесаревичем. Одеяния главных героев сверкают самоцветными каменьями и узорами. Красавица царевна проникнута грустью. Золотой и голубой цвета в одеянии царевны в славянской мифологии трактуются как магические и обладающие чудесными качествами. Можно провести параллель между образом «Аленушки» и образом царевны на картине «Иван-Царевич на Сером Волке». Очень тонко В.М. Васнецов передает в обоих сюжетах женскую грусть и глубокую печаль, делая акцент на внешних чертах и внутреннем облике героинь [9]. Необычные сказочные женские образы создает В.М. Васнецов и в мифологических сюжетах картин «Гамаюн – птица вещая»(1898г.), «Сирин и Алконост – птицы радости и печали» (1896г.). В картине «Гамаюн» угадываются яркие черты стиля модерн, и в образе женщины-птицы, и в окружающей её природе с тонкими изогнутыми стеблями цветов, редкой болотистой травкой и ярким закатом, окрасившим горизонт.Композиция картины декоративна. Фантастическая птица с женским лицом восседает на тонкой ветви, а ее настроение предвещает бурю. Взгляд птицы одновременно и печален и сосредоточен. Всматриваясь вдаль, «Гамаюн» ощущает скоро наступление бури. Атмосфера сюжета передана художником настолько точно, что зрителю кажется, как будто, с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев фантастического существа.«Сирин и Алконост – птицы радости и печали» также являются символическим образом. Сирины и Алконосты – персонажи древнерусского и западноевропейского средневекового фольклора, восходящие к древнегреческим мифам. Они представляют собой райских птиц, возвещающих «радость и жизнь бесконечную». В.М. Васнецов придает одной из птиц трагический образ. Она оплакивает души, которые не попали в рай, в то время как другая птица поёт песнь радости в честь праведников, в рае очутившихся. Мифологические сюжеты «Гамаюн – птица вещая» (1898г.), «Сирин и Алконост – птицы радости и печали» (1896г.) наполнены символами, в которых обожествленные птицы, люди, звери, цветы, деревья находятся в едином художественном континууме. Они растут, развиваются, зреют, переливаются всей радугой цвета в своем декоративном и композиционном богатстве. Чудесные метаморфозы В.М. Васнецова представляют птиц в удивительно красивых и неповторимых женских образах [23]. В 1899 году В.М. Васнецов создает еще один яркий женский сказочный образ в картине «Снегурочка». Обращаясь к биографии художника, можно с уверенностью сказать, что сюжет родился у Виктора Васнецова не случайно, а под впечатлением прочтения сказки А.Н. Островского и знакомством с оперойН.А. Римского-Корсакова. Сюжет и композиция картины таинственны и загадочны. Наряд главной героини, Снегурочки, (шубка, рукавицы, шапка) вторит всем оттенкам снега, леса и неба. Белоснежная гладь, темная ночь, молодые елочки - все в картине прописано художником с необыкновенной точностью и достоверностью.Юная Снегурочка полна характера и эмоций. Она только что вышла из леса, и готовиться сделать свой первый шаг навстречу людям. Она смотрит на огни деревни вдали. На картине В.М. Васнецов с удивительной тонкостью и точностью передает эмоциональное и внутреннее состояние главной героини: испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается Снегурочка на свой дом - лес. Зрителю представляется, что глаза ее полны слез, но мифологический персонаж Снегурочка плакать не может.В женском образе сказочной героини Снегурочки можно угадать и глубокую печаль Аленушки, и грусть царевны, и сосредоточенность птицы Гамаюн. В.М. Васнецов удивительно тонко передает характер и настроение своих женских типажей сказочных героинь. Удивителен образ Царевны-лягушки в одноименной картине В. М. Васнецова, написанной в период с 1901 по 1918 годы. Образ Царевны-Лягушки изображен художником под интересным ракурсом. Героиня предстает перед зрителем со спины, в позе во время танца. Очертания ее фигуры, а также положение музыкантов в пространстве подчеркивают то, что на картине изображено активное движение.Музыканты восхищаются удивительной красотой девушки и волшебством ее грации в танце. Царевна еще вчера была лягушкой. На царевне надето самобытное, нарядное русское платье из богатого цветного материала, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Волосы царевны заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором – низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. В руках у царевны воздушный и легкий белый платок, который является тематическим аксессуаром в ее танце. Цветовосприятие символов здесь сосуществует вместе с поэтическим образом царевны и музыкой, которая доносится до зрителя сквозь призму символично-образного ряда [17]. Под конец своей творческой карьеры В.М. Васнецов создает еще один женский сказочный образ в живописи – образ Царевны-несмеяны, написанный в период с 1916 по 1926-е годы. Царевна предстает перед зрителями в образе капризной девушки, для которой отец готов устраивать любые развлечения, только бы она улыбнулась.В сюжете повествуется о русской сказке, посвященной прекрасной царевне, которая постоянно тоскует. Главная героиня предстает перед зрителями в белоснежном платье, расшитом золотой нитью. Она восседает на высоком троне, а вокруг нее столпилось больше десятка людей, все они пытаются разными способами царевну развеселить. Во взгляде главной героини читается не столько тоска, сколько надменность и безразличие ко всему происходящему вокруг нее. Ей все безынтересно, она держится за голову таким образом, чтобы показать всем окружающим, насколько она устала от всех забав и шуток, которые ей предлагаются. Возможно, причиной грусти царевны является ее заточение во дворце отца и необходимость полного подчинения его воли, на этот факт указывают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.Образы сказочных героинь объединяет удивительно тонкая прорисовка деталей и передача характера эпох в жизни Руси, которые соединил в своем творчестве В. М. Васнецов. Женские образы, рожденные из-под кисти художника, передают красоту русской души, самобытность традиций и богатство колоритов. Сказочные героини, изображенные на полотнах художника, это женщины, окружавшие В.М. Васнецова в разные периоды его жизни. Именно наблюдение за женским характером и настроением в течение многих лет, помогло художнику создать столь проникновенные образы сказочных героинь. ВыводыВ материалах второй главы курсовой работы было проведено рассмотрение и исследование литературы по теме образа женственности в русской живописи XIX века. Посредством анализа были выявлены основные характеристики женственности и женского образа в картинах художников XIX века. Были исследованы и выявлены предпосылки создания сказочно-былинных образов в творчестве художника В. М. Васнецова, которые помогли раскрыть суть сюжетных замыслов картин художника. Выявлены основы зарождения мифологического и сказочного образа в живописи XIX века. Рассмотрены и проанализированы женские портреты художника, написанные им в реалистичной манере, и ставшие прототипами для облика сказочных героинь. Во втором параграфе проводилось изучение и последующий художественный и искусствоведческий анализ жанровых картин В. М. Васнецова, в которых присутствуют героини различных сказок. Были выделены наиболее яркие работы художника: «Аленушка», «Снегурочка», «Царевна-несмеяна», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером волке», «Царевна-лягушка», «Сирин и Алконост» «Гамаюн-птица вещая».Определены особенности женского образа, и своеобразный канон, который передавался В.М. Васнецовым из сюжета в сюжет. В образе портретов сказочных героинь определено как мифологическое, так и реалистическое начало. Найдены прототипы реальных женщин, на образ и характер которых опирался художник в своем самобытном фольклорно-народном замысле. Проведенный художественный и искусствоведческий анализ картин В.М. Васнецова помог выделить фигуры сказочных героинь и рассмотреть их под разными ракурсами истории искусств. ЗаключениеНа основании исследовательской работы, проведенной в соответствии с целью и задачами курсовой работы, были сформулированы следующие выводы:Изучение теоретических источников по проблеме исследования позволилопроанализировать биографию и особенности творческого пути художника В.М. Васнецова, проследить изменение его художественного почерка, работу с разными жанрами живописи. Были выявлены и обозначены этапы творческой биографии художника, влияние внешних и внутренних факторов на становление таланта В.М. Васнецова. Определены особенности былинно - сказочных сюжетов художника, истоки их заимствования и интерпретации. Определен характер и типаж былинно-сказочного героя, вышедшего из-под кисти художника. Выявлено значение сказочного персонажа в жанре бытовой, исторической, эпической живописи В.М. Васнецова.Для определения образных характеристик сказочных героинь в произведениях художника В.М. Васнецова было изучено влияние и взаимопроникновение в творчество мастера канонов из истории Руси, религии, работ других выдающихся живописцев. Определено влияние реалистических женских портретов В.М. Васнецова на последующее создание образа сказочной героини. Выявлена индивидуальность сказочных героинь, определено заимствование народных и мифологических символов. Итогом курсовой работы стало проведение художественного и искусствоведческого анализа ведущих картин В.М. Васнецова, главными персонажами которых выступают сказочные героини. Данное исследование также помогло определить значение изображения былинно-сказочных персонажей в творчестве художника. Список литературыБахревский В.А. Виктор Васнецов / В.А.Бахревский - М.: Молодая гвардия, 1989. – 363 с.Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Я. Белошапкина // Искусство. - 2007. - № 21. - С. 8 - 9.Бугаев В.И. Славянские образы-символы женственности в русской художественной культуре конца ХІХ – начале ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). - С. 215–221.Вагнер В.К. В поисках истины; Религиозно-философские искания русских художников / В.К. Вагнер - М., 1993. – 176 с.Дмитриева Н. Передвижники и импрессионисты // В кн.: Из истории русского искусства второй половины XIX начала XX века / Дмитриева Н. - М.: Искусство, 1976. - С. 18-40.Коган Д.З. Мамонтовский кружок / Д.З. Коган - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 218 с.Лазуко А.К. Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 / А.К. Лазуко - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 80 с. - Илл.Лебедев А.К. Виктор Михайлович Васнецов / А.К. Лебедев - Л.: Художник РСФСР, 1953. - 50 с. - Илл.Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 2001.- С. 134. Лобанов В.Виктор Васнецов / В. Лобанов. - Москва: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. - 112 с.Неклюдова Н.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / Н.Г. Неклюдова - М.,1991 – 396 с.Пастон Э.В. Виктор Васнецов / Э.В. Пастон. - М.: Белый город, 2001. – 63 с.Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании / В.Н. Прокофьев - М.: Советский художник, 1985. - 304 с.Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси / Н.Л. Пушкарева - М.: Мысль, 1989 – 286 с. Рогоза Н.В. Мифологическая природа женственности в русской культуре / Н.В. Рогоза – Вятка: Вестник ВГУ, 2010. – С. 215-218. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков - М.: Академия наук СССР, 1981. - С.384-385.Русакова Н. Символизм в русской живописи / Н. Русакова - М., 1995. – 451 с.Русский художник Виктор Михайлович Васнецов (к столетию со дня рождения). 1848-1948. Очерк составлен сыном художника М.В. Васнецовым. - Прага: Хутор, 1953. - 96 с.Скоробогачева Е.А. Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга // Человек и культура. - 2013. - № 2. - С. 153-196. Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. / Д.В. Сарабьянов - СПб.: 2001. - 295 c.Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. - М., 2007.Шилова Е.В. Виктор Васнецов: Альбом / Е.В.Шилова - М.: Арт-Родник, 2004. - 72 с.Шумакова М.А. Живое дыхание мифа: миф и мифотворчество в русском искусстве конца XIX начала XX века // Вестник Челябинского государственного университета, - Челябинск, 2013.

Список литературы
1. Бахревский В.А. Виктор Васнецов / В.А. Бахревский - М.: Молодая гвардия, 1989. – 363 с.
2. Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Я. Белошапкина // Искусство. - 2007. - № 21. - С. 8 - 9.
3. Бугаев В.И. Славянские образы-символы женственности в русской художественной культуре конца ХІХ – начале ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). - С. 215–221.
4. Вагнер В.К. В поисках истины; Религиозно-философские искания русских художников / В.К. Вагнер - М., 1993. – 176 с.
5. Дмитриева Н. Передвижники и импрессионисты // В кн.: Из истории русского искусства второй половины XIX начала XX века / Дмитриева Н. - М.: Искусство, 1976. - С. 18-40.
6. Коган Д.З. Мамонтовский кружок / Д.З. Коган - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 218 с.
7. Лазуко А.К. Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 / А.К. Лазуко - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 80 с. - Илл.
8. Лебедев А.К. Виктор Михайлович Васнецов / А.К. Лебедев - Л.: Художник РСФСР, 1953. - 50 с. - Илл.
9. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 2001.- С. 134.
10. Лобанов В. Виктор Васнецов / В. Лобанов. - Москва: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. - 112 с.
11. Неклюдова Н.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / Н.Г. Неклюдова - М.,1991 – 396 с.
12. Пастон Э.В. Виктор Васнецов / Э.В. Пастон. - М.: Белый город, 2001. – 63 с.
13. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании / В.Н. Прокофьев - М.: Советский художник, 1985. - 304 с.
14. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси / Н.Л. Пушкарева - М.: Мысль, 1989 – 286 с.
15. Рогоза Н.В. Мифологическая природа женственности в русской культуре / Н.В. Рогоза – Вятка: Вестник ВГУ, 2010. – С. 215-218.
16. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков - М.: Академия наук СССР, 1981. - С.384-385.
17. Русакова Н. Символизм в русской живописи / Н. Русакова - М., 1995. – 451 с.
18. Русский художник Виктор Михайлович Васнецов (к столетию со дня рождения). 1848-1948. Очерк составлен сыном художника М.В. Васнецовым. - Прага: Хутор, 1953. - 96 с.
19. Скоробогачева Е.А. Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга // Человек и культура. - 2013. - № 2. - С. 153-196.
20. Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. / Д.В. Сарабьянов - СПб.: 2001. - 295 c.
21. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. - М., 2007.
22. Шилова Е.В. Виктор Васнецов: Альбом / Е.В. Шилова - М.: Арт-Родник, 2004. - 72 с.
23. Шумакова М.А. Живое дыхание мифа: миф и мифотворчество в русском искусстве конца XIX начала XX века // Вестник Челябинского государственного университета, - Челябинск, 2013.

Вопрос-ответ:

Какие этапы творческого пути В.М. Васнецова включали в себя создание образов сказочных героинь?

Творческий путь В.М. Васнецова включал несколько этапов, на которых художник разрабатывал и интерпретировал образы сказочных героинь. На первом этапе он изучал предпосылки и создавал основы для сказочно-былинных образов. Затем он формировал эти образы, придавая им свои мировоззренческие идеалы. Конечный этап включал создание произведений живописи, в которых эти образы оживали на холсте.

Какие женские образы в произведениях В.М. Васнецова отражали его мировоззренческие идеалы?

Женские образы в произведениях В.М. Васнецова служили отражением его мировоззренческих идеалов. Он формировал и интерпретировал эти образы, придавая им особый смысл и символику. Васнецов создавал образы сильных и красивых женщин, которые были олицетворением его представлений о идеальной женской природе.

В чем заключались предпосылки создания сказочно-былинных образов в творчестве В.М. Васнецова?

Предпосылки создания сказочно-былинных образов в творчестве В.М. Васнецова заключались в его изучении русской народной культуры и русской народной сказки. Художник находил в этих источниках вдохновение для создания своих уникальных и ярких образов, которые сочетали в себе элементы русской народной традиции и собственной творческой фантазии.

Какие этапы творческого пути В.М. Васнецова привели к формированию и интерпретации женского образа в его произведениях?

Творческий путь В.М. Васнецова включал несколько этапов, на которых художник формировал и интерпретировал женский образ в своих произведениях. Сначала он изучал предпосылки и создавал основы для этого образа. Затем он придавал ему свойственную ему символику и смысл. На последнем этапе Васнецов создавал произведения искусства, в которых женский образ оживал на холсте.

Какие этапы творческого пути В М Васнецова?

Творческий путь В М Васнецова можно разделить на несколько этапов: формирование художественной личности, развитие его стиля и тематики, создание сказочных героинь.

Какие предпосылки привели к созданию сказочных образов в творчестве В М Васнецова?

Создание сказочных образов в творчестве В М Васнецова было обусловлено желанием художника изобразить идеальные героини, символизирующие красоту, доброту и душевное благородство.

Какие женские образы присутствуют в живописи В М Васнецова?

В живописи В М Васнецова присутствуют различные женские образы, от реальных художниковых современниц до вымышленных сказочных героинь, таких как Василиса Прекрасная и Незнайка.

Какие идеалы отражаются в женских образах В М Васнецова?

Женские образы В М Васнецова отражают идеалы красоты, чистоты, доброты и духовности. Художник стремился создать образы героинь, воплощающих эти идеалы и вдохновляющих зрителя на добрые поступки.

Какие сказочные героини изображены в произведениях В М Васнецова?

В произведениях В М Васнецова можно увидеть изображения различных сказочных героинь, таких как Василиса Прекрасная, Иван Царевич и Сидоровна, Ведьма, Жар-птица и др. Каждая из этих героинь имеет свою собственную символику и значимость в произведениях художника.