Каковы плюсы и минусы ратификации государством Римского статута Международного уголовного суда?
Заказать уникальное эссе- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 18.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Международный уголовный суд (далее - МУС) был образован в наиболее значимом для международного права городе - Гааге 1 июля 2002 года.
Причиной основания данной организации стала необходимость в подтверждении верховенства гуманитарного законодательства и потребности утверждения прав человека. Отличие Международного уголовного суда от иных подобных организаций состоит в том, что его юрисдикция имеет место только в тех государствах, которые ратифицировали Римский Статут, и то, что впервые международная организация получила право привлекать к ответственности индивидов.
УК РФ предусматривает в качестве максимального наказания лишение свободы сроком на 20 лет или пожизненным лишением свободы (которое, фактически, исполняется лишь в течение 25 лет). Даже смертная казнь, предусмотренная действующим УК РФ может быть заменена в порядке помилования лишением свободы сроком на 25 лет . Из сказанного следует, что Римский Статут предусматривает наказания более тяжелые, чем УК РФ, и значит, в целом, должен рассматриваться, как закон, отягчающий уголовную ответственность, и ухудшающий положение лиц, привлекаемых к ней.Е. Климова отмечает, что «В случае ратификации Россией Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. будет необходимо внести в УК РФ более 35 изменений, касающихся состава преступлений. Например, объем понятия "геноцид" по ст. 357 УК РФ придется соотнести с объемом этого понятия по Римскому статуту, которые не совпадают; ст. 356 УК РФ будет необходимо распространить на вооруженные конфликты международного характера». Н.С. Никитенко обращает внимание еще на одно весьма серьезное препятствие для ратификации Римского Статута Россией. Он пишет: «Подписание Россией Римского статута Международного уголовного суда предполагает принятие большого числа серьезных международно-правовых обязательств, сужающих уголовную юрисдикцию России. В частности, мандат Международного уголовного суда распространяется на случаи совершения преступлений главой государства с последующим привлечением его к уголовной ответственности. Ратификация Римского статута Россией затруднена из-за наличия императивных конституционных предписаний о порядке и основаниях импичмента Президента России, не позволяющих возбуждать вопрос об отрешении от должности Президента РФ за преступления, входящие в юрисдикцию Международного уголовного суда. Вместе с тем наказание главы государства в ряде случаев может быть следствием соблюдения национальных интересов (как в случае со С. Милошевичем). Российское законодательство идет по пути не только закрепления президентского (либо депутатского) иммунитета, но и его «экстраполномочной» пролонгации (т.е. продления после прекращения полномочий). Возбуждение уголовного преследования за действия, совершенные в осуществление конституционных полномочий главы государства (депутата) после прекращения этих полномочий, невозможно. Принятие Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» вслед за сложением полномочий первым Президентом России мной расценивается как нарушение национального (народного) интереса. Демократические преобразования в виде приватизации и пр. на фоне внутреннего вооруженного конфликта заслужили разве что осуждения».Таким образом, несмотря на то, что, как отмечает Е.Н. Трикоз, «длительная отсрочка ратификации и тем более отказ от нее может серьезно подорвать международный престиж страны и замедлить процесс сближения с европейской семьей народов, так как МУС поддерживается как общеевропейское дело на самом высоком уровне», становиться очевидным, что ратификация Римского Статуса потребовала бы внесения в законодательство РФ очень существенных изменений. Внесение изменений в Конституцию РФ потребовало бы проведения в Российской Федерации референдума по этому вопросу, внесение изменений в УК РФ должно быть связано с принятием новых положений Общей части о максимально допустимом наказании, что, в целом, нельзя назвать соответствующим российской уголовно-правовой политике. Корме того, после ратификации Римского Статута Российской Федерации пришлось бы концептуально изменить положения нормативно-правовых актов, касающиеся статуса главы государства и высших должностных лиц, что так же противоречит современным тенденциям развития российского права.Международный Уголовный Суд – организация, возникшая в результате длительного развития идеи международного правосудия по уголовным делам о преступлениях против мира и человечества. Создание МУС – результат большой работы международного сообщества, но оно было бы невозможным без стечения всех рассмотренных исторических предпосылок и сложившейся в конце XX века международной ситуации, связанной с существованием исключительно серьезных угроз и практической необходимостью принять международные меры для предотвращения совершения опаснейших преступлений, угрожающих человечеству.В работе были довольно подробно проанализированы принципы и положения Римского статута и сделан вывод о том, что Римский статут представляет из себя международно-правовой акт, представляющий собой образец высочайшей юридической техники и содержащий в себе действенные правовые механизмы своей практической реализации.Значительное внимание в работе было уделено имплементации положений Римского статута внутренним законодательством Германии и Швейцарии – государств, применивших различную тактику проведения имплементации. Германия предпочла трансформировать свою уголовно-правовую систему и даже провести конституционную реформу, в то время, как Швейцария имплементировала нормы Римского статута практически не внося специальных изменений в свое законодательство. Однако, основной целью настоящей работы было исследовать влияние Римского статута на российское уголовное право. В результате проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время этот международно-правовой акт оказал влияние лишь на развитие теории уголовного права в результате развернувшейся научной дискуссии по вопросу о том, следует ли нашей стране ратифицировать этот документ.В результате проведенного в рамках настоящей работы анализа становится ясно, что ратификация Римского статута потребовала бы внесения в законодательство РФ очень существенных изменений. Внесение изменений в Конституцию РФ потребовало бы проведения в Российской Федерации референдума по этому вопросу, внесение изменений в УК РФ должно быть связано с принятием новых положений Общей части о максимально допустимом наказании, что, в целом, нельзя назвать соответствующим российской уголовно-правовой политике. Корме того, после ратификации Римского статута Российской Федерации пришлось бы концептуально изменить положения нормативно-правовых актов, касающиеся статуса главы государства и высших должностных лиц, что так же противоречит современным тенденциям развития российского права.Конечно, Российская Федерация могла бы учесть и использовать опыт Германии, существенно изменившей практически всю систему своего законодательства, касающуюся вопросов уголовной ответственности в связи с ратификацией Римского статута, но менталитет народа нашей страны не позволяет столь существенного изменения уголовной политики государства.Опыт Швейцарии, который мы так же исследовали выше в РФ неприменим по той причине, что между внутренним законодательством РФ и номами международного уголовного права нет столь полного соответствия, какое есть у норм внутригосударственного права Швейцарии.Что же касается положительных сторон, связанных с предупреждением совершения особо-тяжких преступлений в связи с ратификацией Римского Статута, то их можно достичь, используя положения этого международно-правового акта о том, что государство, не ратифицировавшее Римский статут все равно может придать преступника Международному Уголовному Суду, признав юрисдикцию этого Суда в конкретном деле.Из сказанного следует вывод о том, что в настоящее время Российской Федерации не следует ратифицировать Римский Статут, и, скорее всего, он не будет ратифицирован, несмотря на мнения некоторых исследователей, настаивающих на положительном эффекте от такой ратификации.
Вопрос-ответ:
Что такое Римский статут Международного уголовного суда?
Римский статут Международного уголовного суда — это международный договор, принятый в 1998 году в Риме, который устанавливает правовую основу и компетенцию Международного уголовного суда. Ратификация этого статута государством означает его официальное принятие и обязательность для данного государства.
Какие плюсы ратификации Римского статута Международным уголовным судом?
Ратификация Римского статута Международным уголовным судом позволяет государству присоединиться к единой международной системе борьбы с преступлениями против человечества, включая геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Это важно для сохранения международного мира и безопасности, а также для судебного преследования и наказания виновных в таких преступлениях. Ратификация также повышает международный престиж государства и укрепляет его положение в семье наций.
Какие минусы ратификации Римского статута Международным уголовным судом?
Ратификация Римского статута Международным уголовным судом может создать некоторые негативные последствия для государства. Например, судебные процессы перед Международным уголовным судом могут оказаться долгими и дорогостоящими, что может отвлечь внимание от внутренних проблем и приоритетов государства. Кроме того, суд может быть предметом политической манипуляции и использования для преследования политических оппонентов.
Какие проблемы возникают при ратификации Римского статута Международным уголовным судом?
Ратификация Римского статута Международным уголовным судом может вызывать определенные проблемы для государства. Например, некоторые положения статута могут быть несовместимы с национальным законодательством или существующими правовыми системами. Возникают вопросы с юрисдикцией и полномочиями суда, а также сотрудничеством государств в предоставлении доступа к свидетелям и доказательствам. Эти проблемы требуют дополнительных усилий и решений для их преодоления.
Зачем был создан Международный уголовный суд?
Международный уголовный суд был создан для подтверждения верховенства гуманитарного законодательства и утверждения прав человека.
Какие плюсы можно выделить в ратификации государством Римского статута Международного уголовного суда?
Ратификация государством Римского статута Международного уголовного суда позволяет укрепить принципы международного права, осудить военные преступления и преступления против человечности, а также защитить права жертв этих преступлений.
Какие минусы могут быть связаны с ратификацией государством Римского статута Международного уголовного суда?
Один из минусов ратификации государством Римского статута может быть повышение затрат на участие в работе Международного уголовного суда. Также возможны политические давления на государство со стороны других участников судебного процесса.