психологические особенности дошкольников с нарушением слуха.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 40 40 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 28.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей дошкольников с нарушением слуха 5
1.1. Характеристика нарушений слуха у детей 5
1.2. Психологическое развитие в дошкольном возрасте. Особенности психологического развития детей с нарушением слуха 10
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей дошкольников с нарушением слуха 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 35
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Это можно объяснить тем, что в работе задействовано внимание на зрительных символах.Результаты диагностики кратковременной и долговременной памяти по методике «10 слов» в двух группах испытуемых представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты диагностики кратковременной и долговременной памяти№Ф.И.ПолВозраст1 серия2 серия3 серия4 серияЧерез часДети с нарушениями слуха1А.И.Ж6,2345552Г.Р.М5,8666753Д.М.Ж6,1565564Е.Ю.М6,6234555Л.Т.Ж6,5344426Н.Г.М6,8434537П.Ю.Ж6,4344538Р.Д.М6,5555659С.О.Ж5,95776410Т.Ю.М5,84466411Ф.А.М6,65667612Я.В.Ж5,1055565Среднее значение, М4,24,85,15,64,4Стандартное отклонение, σ1,21,31,00,91,2Дети с нормальным слухом1А.Н.Ж6,28981082В.И.М5,8566763К.А.М5,7455534М.А.Ж5,9567755О.А.М6,0556666П.П.Ж6,1435557Р.Э.Ж6,6577868Т.Р.М5,9334639У.М.Ж6,15565610Ш.Т.Ж66788511Ю.И.М5,95566412Я.Д.М5,734455Среднее значение, М4,85,46,06,55,2Стандартное отклонение, σ1,31,71,31,61,4Результаты диагностики показали, что уровень развития кратковременной и долговременной памяти на вербальном материале у детей с нарушением слуха снижен и составляет в среднем 4 объекта, у детей без нарушений слуха уровень развития кратковременной и долговременной памяти средний и составляет 5 объектов. В целом, количество воспроизводимых слов у дошкольниковобеих групп увеличивается после каждого повторения, но динамика у детей с нарушениями слуха более медленная. При повторении через час количество слов снижается почти до уровня кратковременной памяти при первом предъявлении. Соотношение дошкольников двух групп с разным уровнем развития памяти отражено на рисунке 3.Рис. 3. Соотношение дошкольников двух групп с разным уровнем развития памяти.По результатам соотношения видно, что у большинства детей без нарушений слуха (58,3%) и половины дошкольников с нарушениями слуха кратковременная память развита на среднем уровне. Дети смогли воспроизвести 5 – 7 слов. 50% детей с нарушениями слуха имеют низкий уровень развития кратковременной памяти. Они смогли вспомнить и назвать менее 5 слов. В группе без нарушений слуха таких детей 33,3%. Один ребенок в группе без слуховых нарушений имеет высокий уровень развития кратковременной памяти.У большинства детей без нарушений слуха (66,7%) и с нарушениями слуха (58,3%) долговременная память развита на среднем уровне. Эти дети обучаемы, воспроизводят больше слов после повторения, но забывают слова при воспроизведении через час. Они владеют некоторыми мнемоническими техниками, но недостаточно хорошо. 41,7% детей с нарушениями слуха имеют низкий уровень развития долговременной памяти. Они плохо обучаемы, их кривая запоминания часто имеет форму плато, они практически не владеют мнемоническими техниками. В группе без нарушений слуха таких детей 25%. Один ребенок в группе без слуховых нарушений имеет высокий уровень развития долговременной памяти.Таким образом, в группе детей с нарушением слуха больше дошкольников с низким уровнем развития кратковременной и долговременной памяти на вербальном материале, а среди детей без нарушений слуха больше дошкольников со средним и высоким уровнем развития памяти.Результаты диагностики по методике «Лесенка» у дошкольников двух групп представлены в таблице 4. Для удобства обработки в таблице также отражен общий уровень самооценки: 0 – крайние оценки, при этом считает, что мама не ценит его (неблагоприятный вариант развития); 1 – неадекватно завышенная (инфантильная) или заниженная самооценка; 2 – несколько заниженная самооценка, при том, что мама оценивает выше; 3 – адекватная нормальная самооценка.Таблица 4Результаты по тесту самооценки «Лесенка» С.Г. Якобсон и В.Г. Щур№Ф.И.СамМамаВоспитательУровень№Ф.И.СамМамаВоспитательУровеньДети с нарушениями слухаДети с нормальным слухом1А.И.67521А.Н.66522Г.Р.47412В.И.46323Д.М.75413К.А.36314Е.Ю.64104М.А.56435Л.Т.33115О.А.24116Н.Г.55426П.П.32307П.Ю.67537Р.Э.77318Р.Д.46528Т.Р.57629С.О.75419У.М.576310Т.Ю.352110Ш.Т.575311Ф.А.777111Ю.И.565312Я.В.541112Я.Д.4632М 5,35,43,61,3М 4,55,83,91,9σ1,51,41,90,8σ1,41,51,51,0Результаты диагностики показали, что в среднем у дошкольников с нарушениями слуха неадекватно завышенная (инфантильная) или заниженная самооценка. У дошкольников без нарушений слуха адекватная нормальная самооценка. Они относят себя к «хорошим», считают, что их мамы также отнесут к «хорошим», оценки со стороны воспитателя более низкие.Соотношение детей двух групп с разным уровнем самооценки представлено на рисунке 4.Рис. 4. Соотношение детей двух групп с разным уровнем самооценки.Результаты соотношения показали, что большинство детей с нарушениями слуха (58,3%) имеют либо заниженную самооценку либо завышенную оценку компенсаторного или инфантильного характера (не могут объяснить, почему относят себя к лучшим), хотя они уверены во взрослом и считают, что мама оценит их не ниже, чем они сами. 25% имеют несколько заниженную самооценку при уверенности во взрослом.Один дошкольникс нарушением слуха (8,3%) имеет адекватную нормальную самооценку и благоприятный вариант развития. Также один ребенок (8,3%) имеет неблагоприятный вариант развития – не чувствует защиты от самого близкого человека – матери. Большинство детей без нарушений слуха (по 33,3%) имеют или адекватную нормальную самооценкуили несколько заниженную самооценку при уверенности во взрослом. 25% дошкольников имеют либо заниженную самооценку либо завышенную оценку компенсаторного или инфантильного характера. Один ребенок (8,3%) имеет неблагоприятный вариант развития. Результаты диагностики коммуникативной компетентности по методике «Картинки» в двух группах детей представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты по методике «Картинки» в двух группах детей№Ф.И.БаллТип поведения№Ф.И.БаллТип поведенияДети с нарушениями слухаДети с нормальным слухом1А.И.3Уход от ситуации1А.Н.12Вербально – оценочный2Г.Р.7Агрессивный выход2В.И.6Агрессивный выход3Д.М.5Уход от ситуации3К.А.10Вербально – оценочный4Е.Ю.10Вербально – оценочный4М.А.7Агрессивный выход5Л.Т.4Уход от ситуации5О.А.13Вербально – оценочный6Н.Г.8Агрессивный выход6П.П.11Вербально – оценочный7П.Ю.2Нет компетентности7Р.Э.15Конструктивный выход8Р.Д.13Вербально – оценочный8Т.Р.11Вербально – оценочный9С.О.2Нет компетентности9У.М.5Уход от ситуации10Т.Ю.4Уход от ситуации10Ш.Т.13Вербально – оценочный11Ф.А.13Вербально – оценочный11Ю.И.15Конструктивный выход12Я.В.12Вербально – оценочный12Я.Д.13Вербально – оценочныйМ6,9М10,9σ4,2σ3,3По представленным результатам видно, что в среднем детям с нарушениями слуха в большей степени характерен агрессивный выход в сложной ситуации межличностного общения, детям с нормальным слухом – вербально – оценочный выход.Соотношение детей двух групп с разным поведением в ситуациях межличностного общения представлено на рисунке 5.По результатам соотношения видно, что большинство детей с нарушением слуха (по 33,3%) либо уходят от ситуации (убегу, пожалуюсь воспитателю, обижусь), либо принимают вербально-оценочное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что он плохо сделал; объясню как надо) в сложных ситуациях общения. 16,7% дошкольников выбирают агрессивный выход из ситуаций(всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.). У 16,7% дошкольников с нарушением слуха не развиты коммуникативные компетенции выхода из сложных ситуаций межличностного общения. Рис. 5. Соотношение детей двух групп с разным поведением в ситуациях межличностного общения.Большинство детей без нарушений слуха (по 58,3%) принимают вербально-оценочное решение в сложных ситуациях общения. 16,7% дошкольников выбирают агрессивный выход из ситуаций. 16,7% детей находят конструктивное решение в сложных коммуникативных ситуациях (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду). У этих дошкольников хорошо сформирована коммуникативная компетентность в общении. У одного ребенка (8,3%) выявлен преимущественный уходят от ситуации межличностного общения.Таким образом, в группе детей с нарушением слуха больше дошкольников с неразвитыми коммуникативными навыками, предпочитающих уход от конфликтной ситуации, а среди детей без нарушений слуха больше дошкольников с вербально-оценочным и конструктивным выходом из сложных ситуаций межличностного общения.Результаты сравнительного статистического анализа диагностируемых параметров в двух группах испытуемых представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты сравнительного статистического анализа (U-критерий)Методика Шкалы Сумма ранговUэмпр1-я группа2-я группаЧетвёртый лишнийБалл 176,0124,046,00,14Время 125,0175,047,00,16Корректурная пробаКонцентрация154,0146,068,00,84Продуктивность 163,0137,059,00,47Точность 155,0145,067,00,8010 словКратковременная память132,5167,554,50,33Долговременная память128,0172,050,00,21ЛесенкаСО за себя171,0129,051,00,24СО за маму135,0165,057,00,40СО за воспитателя144,0156,066,00,75Уровень СО124,0176,046,00,14КартинкиБалл 111,0189,033,00,03Сравнительные результаты показали только одно значимое различие в двух группах – в уровне коммуникативной компетентности. По сумме рангов можно видеть, что у детей с нарушением слуха хуже развитообразно – логическое мышления, им требуется больше времени для обобщения вербального материала, но различия не значимы.Уровень развития внимания при работе с символами, где задействован зрительный анализатор и не задействован слуховой дети с нарушением слуха даже опережают своих слышащих сверстников, но различия не значимы.У детей с нарушением слуха ниже объем кратковременной и долговременной памяти при слухоречевом восприятии, но различия не значимы.Дети с нарушением слуха чаще оценивают себя неадекватно, имеют завышенную самооценку, но существенно не отличаются от сверстников.У дошкольников с нарушением слуха значительно ниже уровень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. В отличие от своих слышащих сверстников эти дети часто не могут найти адекватный выход в сложной или конфликтной ситуации взаимодействия. Они теряются и уходят от общения.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с целью изучения психологических особенностей дошкольников с нарушением слуха.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, что нарушение слуха – частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки. Этиология нарушения слуха разнообразна и зависит от различных факторов,влияющих на развитие ребенка как в постнатальном, так и в перинатальномпериоде. Существующие классификации нарушения слуха различны, новместе с тем имеют и общий параметр – уровень развития речи, которыйносит диагностирующий характер.Наличие или отсутствие речи у ребенка напрямуюзависит от времени поражения слуха, от сформированности речи, отсвоевременной коррекции и обучения.Условия психического развития детей с нарушенным слухом оказываются сложными – нарушение слуха влияет на структуру познавательной сферы в целом. При этом, центральное место занимают трудности становления высших психических функций, формирование произвольности, осознанности, опосредованности. Нарушение слуха затрудняет удовлетворение одной из ведущих социальных потребностей – потребности в общении. Нарушение слуха затрудняет понимание словесной речи сверстников, являясь существенным препятствием для общения. Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства детей с нарушением слуха средний уровень развития образно-логического мышления. У значительной части дошкольников со слуховыми нарушениями (41,7%) уровень развития образно-логического мышления – низкий. У большинства детей двух групп средний уровень развития свойств внимания. Однако, у 25% дошкольников двух групп низкий уровень концентрации внимания. В группе детей с нарушением слуха больше дошкольников с высокой концентрацией, точностью и продуктивностью внимания, чем среди детей без нарушений слуха. Это можно объяснить тем, что в работе задействовано внимание на зрительных символах.У 50% детей с нарушениями слуха имеют низкий уровень развития кратковременной памяти и у 41,7% детей с нарушениями слуха низкий уровень развития долговременной памяти. В группе детей с нарушением слуха больше дошкольников с низким уровнем развития кратковременной и долговременной памяти на вербальном материале, а среди детей без нарушений слуха больше дошкольников со средним и высоким уровнем развития памяти.Результаты диагностики показали, что в среднем у дошкольников с нарушениями слуха неадекватно завышенная (инфантильная) или заниженная самооценка. Большинство детей с нарушением слуха (по 33,3%) в сложной ситуации взаимодействия либо уходят от ситуации (убегу, пожалуюсь воспитателю, обижусь), либо принимают вербально-оценочное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что он плохо сделал; объясню как надо). 16,7% дошкольников выбирают агрессивный выход из ситуаций. У 16,7% дошкольников с нарушением слуха не развиты коммуникативные компетенции выхода из сложных ситуаций межличностного общения. Сравнительные результаты показали только одно значимое различие в двух группах – в уровне коммуникативной компетентности. У дошкольников с нарушением слуха значительно ниже уровень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. В отличие от своих слышащих сверстников эти дети часто не могут найти адекватный выход в сложной или конфликтной ситуации взаимодействия. Они теряются и уходят от общения.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась:у дошкольников с нарушением слуха имеются специфические особенности когнитивных функций, эмоциональной и коммуникативной сферы.Список литературыАльманах психологических тестов. – М.: Эксмо, 2015. – 400с.Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 46-55.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004.–304 с.Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э. А. Вийтар // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 16-24.Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2016. - 56 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 323с.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 320 с.Диагностика нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Г. А. Таварткиладзе, Т. Г. Гвелесиани, М. Е. Румянцева, [и др.]. – М. : Полиграф сервис, 2001.– 23 с.Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. – Москва : Просвещение, 1992. – 215 с.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2005. - 160 с.Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. – СПб: Каро, 2011. – 240 с. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. — М. : Владос, 2004. — 134 с.Кукушкин В. С. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. С. Кукушкин [и др.]. 2–е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во НОУ ВПО "МПСУ", 2014. — 552 с.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 160с.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студентов вузов / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 222 с.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2015. – 460 с.Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б. и др. – М., 2005. – 304с.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2008. – 688с.Рязанова Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника / Е. Рязанова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2011. – 365с.Сурдопедагогика: учебник для студентов вузов / И. Г. Багрова, [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. –М. : ВЛАДОС, 2004.– 656 с.Файтарон М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44- 50.Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2013. – 269 с.Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 368 с. Шматко Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко, С.А. Лузгин, Т.Б. Ясинская // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 90-92.Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.

Список литературы
1. Альманах психологических тестов. – М.: Эксмо, 2015. – 400с.
2. Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 46-55.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004.–304 с.
4. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э. А. Вийтар // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 16-24.
5. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2016. - 56 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.
7. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 323с.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 320 с.
9. Диагностика нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Г. А. Таварткиладзе, Т. Г. Гвелесиани, М. Е. Румянцева, [и др.]. – М. : Полиграф сервис, 2001.– 23 с.
10. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
11. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. – Москва : Просвещение, 1992. – 215 с.
12. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2005. - 160 с.
13. Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. – СПб: Каро, 2011. – 240 с.
14. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. — М. : Владос, 2004. — 134 с.
15. Кукушкин В. С. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. С. Кукушкин [и др.]. 2–е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во НОУ ВПО "МПСУ", 2014. — 552 с.
16. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 160с.
17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.
18. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студентов вузов / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 222 с.
19. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2015. – 460 с.
20. Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б. и др. – М., 2005. – 304с.
21. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.
22. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2008. – 688с.
23. Рязанова Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника / Е. Рязанова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.
24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2011. – 365с.
25. Сурдопедагогика: учебник для студентов вузов / И. Г. Багрова, [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. –М. : ВЛАДОС, 2004.– 656 с.
26. Файтарон М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44- 50.
27. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2013. – 269 с.
28. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 368 с.
29. Шматко Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко, С.А. Лузгин, Т.Б. Ясинская // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 90-92.
30. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.