Особенности систем сенсорного воспитания Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеевой

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 12 12 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.11.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Система сенсорного воспитания Ф. Фребеля 4
2. Система сенсорного воспитания М. Монтессори 6
3. Система сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой 8
Заключение 10
Список литературы 11

Фрагмент для ознакомления

Задачи сенсорного воспитания решаются посредством использования «искусственного» и «естественного» дидактического материала.
Заключение

Анализ литературы показал, что существуют различные авторские системы сенсорного воспитания.
Ф. Фребель предлагает игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Им представлена система шести «даров» в виде различных материалов, которые можно использовать в процессе сенсорного развития. Это набор цветных мячиков для изучения эталона цвета, набор геометрических форм (шар, куб, цилиндр) для изучения эталона формы, а также материала, из которого они выполнены (дерево), веса, твердости. Для развития перцептивных действий были составлены игры, в ходе которых дети выполняют определенные игровые задачи.
Значительный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания детей внесли М. Монтессори. Созданная ей сенсорная среда и методика дает возможность для формирования сенсорных эталонов, развития тактильного чувства. По мнению М. Монтессори, развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками». Система сенсорного воспитания основана на действиях с различными по форме, размеру и цвету предметов (палочки, кубики, цилиндры, бруски). В процессе предметной деятельности задействуются зрительное и осязательное восприятие, благодаря чему дети учатся определять размер, форму, особенности материала, поверхности предметов, вес, цвет.
Для сенсорного воспитания дошкольников Е.И. Тихеевой разработан «искусственный» и «естественный» дидактический материал с целью ознакомления детей с формой, цветом, величиной предметов. В качестве «естественного» дидактического материала автором предлагается использовать природные материал (шишки, цветы).
Список литературы

Бабиева Н.С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64–67.
Богомолова, М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей : учебное пособие / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. – 138 с.
Богомолова, М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Вектор-С, 2008. – 195 с.
Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учетом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18–22.
Домашняя школа Монтессори : сенсорное развитие / К.Е. Сумнительный. – М. : Лира, 2008. – 66 с.
Лыкова И.А. Цвет в игрушках. Психология. Сенсорное воспитание ребенка. Дидактические задания / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2003. – 142 с.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей : пособие / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
Новосельцева Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников : монография / Т.Ф. Новосельцева, Л.А. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск, 2009. – 94 с.
Сенсорное развитие. – Екатеринбург : Сима-ленд, 2016. – 15 с.
Соколова Л.С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО / Л.С. Соколова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 156–158.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М. : Просвещение, 1986. – С. 207–240.
Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю.М. Хохрякова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.











6


1. Бабиева Н.С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64–67.
2. Богомолова, М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей : учебное пособие / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. – 138 с.
3. Богомолова, М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Вектор-С, 2008. – 195 с.
4. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учетом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18–22.
5. Домашняя школа Монтессори : сенсорное развитие / К.Е. Сумнительный. – М. : Лира, 2008. – 66 с.
6. Лыкова И.А. Цвет в игрушках. Психология. Сенсорное воспитание ребенка. Дидактические задания / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2003. – 142 с.
7. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
8. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей : пособие / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
9. Новосельцева Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников : монография / Т.Ф. Новосельцева, Л.А. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск, 2009. – 94 с.
10. Сенсорное развитие. – Екатеринбург : Сима-ленд, 2016. – 15 с.
11. Соколова Л.С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО / Л.С. Соколова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 156–158.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
13. Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М. : Просвещение, 1986. – С. 207–240.
14. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю.М. Хохрякова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.

Вопрос-ответ:

Какие задачи решает система сенсорного воспитания?

Система сенсорного воспитания помогает развивать у детей различные навыки и умения, такие как зрительное восприятие, слух, осязание, координация движений и др.

Что предлагает Ф. Фребель в своей системе сенсорного воспитания?

Ф. Фребель предлагает использовать игры и упражнения с использованием дидактического материала, чтобы развивать у детей сенсорные навыки и способности.

Какие принципы лежат в основе системы сенсорного воспитания М. Монтессори?

Основными принципами системы М. Монтессори являются самостоятельность, свобода выбора и использование специально подобранного дидактического материала, способствующего развитию сенсорных навыков.

Какие задачи решает система сенсорного воспитания Е. И. Тихеевой?

Система сенсорного воспитания Е. И. Тихеевой помогает развивать у детей эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, тактильные навыки и другие сенсорные функции.

Какой дидактический материал используется в системе сенсорного воспитания?

В системе сенсорного воспитания используется как искусственный, так и естественный дидактический материал, включающий различные игрушки, предметы, материалы разных форм, цветов, текстур и т.д.

Какие задачи решаются в системе сенсорного воспитания?

Задачи сенсорного воспитания включают использование искусственного и естественного дидактического материала и направлены на развитие органов чувств, мышления, памяти, воображения, внимания и моторики у детей.

Какая система сенсорного воспитания предлагается Фридрихом Фребелем?

Фридрих Фребель предлагает использовать игры и упражнения с дидактическим материалом, основанным на наблюдении и экспериментировании, чтобы развить органы чувств и мышление у детей.

Какая система сенсорного воспитания была разработана Марией Монтессори?

Мария Монтессори разработала систему сенсорного воспитания, основанную на использовании специальных дидактических материалов, которые позволяют детям самостоятельно исследовать окружающий мир и развивать свои органы чувств и познавательные способности.

Какие особенности имеет система сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой?

Система сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой основывается на развитии интеллектуальных, эмоциональных, эстетических и творческих способностей детей через использование разнообразных дидактических игр и упражнений.

Какие авторские системы сенсорного воспитания существуют?

Существуют системы сенсорного воспитания, разработанные Фридрихом Фребелем, Марией Монтессори и Е.И. Тихеевой. Каждая из этих систем предлагает свои уникальные методы и подходы к развитию детей через использование дидактического материала и игр.