Формирование пунктуационных навыков при изучении СПП

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Русский язык
  • 80 80 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 01.07.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Пунктуация как часть лингвистической системы 6
1.1. Теория пунктуации 6
1.2. Понятие пунктуационного навыка в системе преподавания русского языка 15
Глава 2. Теоретические основы изучения сложноподчинённого предложения 19
2.1. Сложноподчинённое предложение в системе синтаксиса русского языка 19
2.2. Особенности пунктуации в СПП 28
Вывод по параграфу 32
Глава 3. Методы формирования пунктуационных навыков в школе 34
3.1. Анализ учебно-методических комплексов 34
3.2. Особенности формирования пунктуационных навыков в СПП на уроках русского языка 42
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 67
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС 67

Фрагмент для ознакомления

члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложное предложение. Методика обучения пунктуации.
Ознакомление школьников с предложениями, усложненными однородными членами, целесообразно проводить, опираясь на знания школьников, полученные на предыдущих этапах обучения. Выполняя различные упражнения, в которых анализируется предложение с однородными членами, школьники делают выводы: если в предложении есть идентичные члены предложения (они отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления), это предложения с однородными членами.
Однородные элементы разделяются запятыми. Перед соединением союзов и, да (в значении «и») запятая не ставится.
Различные члены предложения могут быть однородными.
Желательно использовать различные упражнения для улучшения знаний об однородных членах предложения. Учебник А.В. Полякова достаточно богат такими упражнениями и заданиями с различными требованиями. Связь между морфологией и синтаксисом важна.
Для этого необходимо систематически проводить грамматический анализ, связывая информацию по морфологии и синтаксису.
Эффективно упражнение по распределению предложений по группам.
Для закрепления расстановки знаков препинания с однородными членами предложения используются разноуровневые задания. Обучающиеся 5 класса также повторяют материал о том, что сложное предложение может состоять из простых предложений с однородными членами (упражнение 12).
Анализируя упражнения, мы рассматриваем способы объединения простых предложений в сложные:
- используя интонацию;
- с помощью творческих союзов и, но, но и без союзов.
При выполнении упражнений выявляется ориентир распознавания сложных предложений: по количеству грамматических основ предложения. Это эффективный способ классифицировать предложение как простое или сложное.
Используются следующие упражнения:
- делить сложные предложения на простые;
- выделить основы предложения простым предложением с однородными членами;
- Разделите предложения на 3 группы (простое предложение с однородными членами; простое предложение без однородных членов; сложные предложения).
Таким образом, использование различных упражнений развивает навыки и навыки пунктуации.
Формирование пунктуации у школьников в сложных и сложных предложениях.
Закрепление, повторение, а также знакомство с определёнными элементами СПП предполагает понимание учениками 5 класса различий между видами синтаксической связи в сложноподчинённом предложении.
Необходимо уточнить, что знания, полученные в начальной школе, а также в 5 классе, являются основой для овладения соответствующими навыками и умениями в области пунктуации в дальнейшем процессе изучения особенностей русского языка.
Школьники узнают, что при композиционной связи отдельные предложения и однородные члены грамматически эквивалентны, а при подчиненной связи в сложном предложении – грамматически неравны; познакомиться со способами выражения придаточной связи, выделить в сложном предложении главную и второстепенную части.
Освоение знаний, формирование навыков пунктуации должно происходить, по мнению А.В. Поляковой, основанный на постоянном сравнении разных типов предложений в процессе грамматического разбора. Знаки препинания должны расчленять речь на составные части таким образом, чтобы каждая часть имела смысл и несла определенное значение.
После объяснения нового материала происходит следующий этап – включение новых знаний в систему знаний. На этом этапе для формирования устойчивых навыков и умений учащихся используются следующие виды упражнений, которые делятся на 2 типа: специальные и неспециальные.
К специальным упражнениям, к примеру, относятся: диктовки (предупреждающие, выборочные, пояснительные).Диктовка основана на слуховом восприятии. При написании любого из типов пунктуационных диктантов авторы выполняют следующие задачи по пунктуации: находят семантические сегменты, требующие знаков препинания, и выделяют их.
К неспециальным упражнениям относится творческая работа: презентация и композиция. Творческие упражнения, используемые в классе наряду с другими типами упражнений, предоставляют широкие возможности для закрепления навыков пунктуации. Презентация имеет большое значение для развития речи учащихся, поскольку обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения.
Чтобы сочинение способствовало развитию пунктуационных навыков, необходимо в процессе выбора содержания и языковых средств выяснять возможности выражения дополнительных сегментов, включенных в предложение или в текст.
Приходим к выводу о важной роли знаний учащихся о знаках препинания в предложениях разной структуры, о необходимости их использования в предложении, ведь иногда отсутствие знаков препинания или неправильная постановка могут привести к искажению смысла. заявления
Ознакомление школьников с постановкой знаков препинания в предложениях с прямой речью.
В 5 классе после изучения разных типов предложений ученики знакомятся с прямой речью. Они учатся этому с помощью упражнений и дополнительных заданий, подготовленных учителем. На основании упражнения 401 учитель подводит учеников к следующему выводу: чужая речь, которая передается другим человеком без каких-либо изменений, называется прямой речью. Прямая речь обычно сопровождается словами автора. Учащиеся узнают о правильной установке знаков препинания (упражнение 404). Пунктуационная зоркость формируется на основе упражнений, наблюдений.
Итак, мы рассмотрели проблему формирования пунктуационных знаний, умений и навыков у учащихся 5 класса на уроках русского языка, обучающихся по системе Л.В. Занкова. Стоит подчеркнуть, что данная система имеет следующую особенность: грамматика и правописание представлены в учебниках впервые как средства выражения мысли (смысла любого высказывания). Необходимо уточнить, что в этом контексте они более понятны ученику, а следовательно, и просты для усвоения.
Все знания, полученные учениками начальной школы, являются основой и готовят детей к восприятию более сложного материала по синтаксису и пунктуации в старшей школе.
Ценность изучения простых предложений с однородными членами и сложных предложений.
Одним из важных показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Развитая речь служит средством активной деятельности человека в современном обществе, а для обучающегося – средством успешного обучения.
В пояснительной записке к «Программе» сказано, что при подготовке к написанию рефератов и презентаций преподаватель должен помогать ученикам, выполняя подготовительные работы, как по орфографии и пунктуации, так и по использованию сложных синтаксических конструкций в письменной речи.
Пунктуальные ошибки, допущенные в детских произведениях («Мы купили черного кота, а он поцарапал», «Я придумал, что поездка будет хорошей»), свидетельствует о том, что детская речь недостаточно развита.
Неспособность детей выражать мысли сложными предложениями разной структуры приводит к дефектам речевого развития учащихся, делает их речь скудной, невыразительной.
Следовательно, для предотвращения синтаксических ошибок детей в устной и письменной речи в начальной школе необходимо проводить систематическую теоретическую и практическую работу, способствующую развитию пунктуационной бдительности и формирующей пунктуационные навыки и умения учащихся. А для этого на каждом уроке русского языка необходимо использовать различные методические приемы и упражнения, способствующие формированию пунктуационных компетенций.
Заключение

Термин пунктуация означает набор знаков препинания, используемых в письменной форме, а также набор правил их размещения. Знаки препинания, наряду с буквами, являются частью графической системы каждого языка.
Использование знаков препинания определяется синтаксической структурой языка, семантическим разделением высказывания и ритмико-интонационной системой речи. При анализе и описании системы пунктуации языка предпочтение может быть отдано разным аспектам, поскольку в разных языках в зависимости от их структуры использование знаков препинания преобладает в той или иной функции. Кроме того, трудно провести четкую грань между самыми функциями знаков препинания, так как ритм и интонация являются неоспоримо вспомогательные семантические и синтаксические средства деления текста.
Роль пунктуации как системы имеет первостепенное значение, поскольку, будучи неотъемлемой частью письма, пунктуация предназначена для целей коммуникации между писателем и читателем, обеспечивая двусторонний процесс общения.
Пунктуация – это средство, с помощью которого писатель выражает определенные значения и оттенки, а читатель на их основе воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Часто знаки препинания обозначают оттенки значения, которые невозможно выразить лексически или грамматически, в других случаях они являются дополнительным средством выражения различных семантических и грамматических значений.
Современная пунктуация – очень сложная и богатая система. Самым большим достижением современной пунктуации является ее системная организация. Пунктуация таит в себе огромные возможности: она помогает писателю передать не только мысли, но и эмоции. Все это возможно благодаря отражению в нем системного взаимодействия структурных, смысловых и интонационных принципов.
Именно сочетание принципов является показателем развития современной пунктуации, ее гибкости, позволяющей выражать тончайшие смысловые оттенки и структурное разнообразие. Он выражает связь между формой и содержанием.
С точки зрения основ пунктуации структурный принцип признан ведущим, так как на нем основано большинство правил. Правила строятся с учетом, прежде всего, синтаксической структуры речи, поскольку именно здесь закладывается наибольший процент объективности, так необходимый для стабильных правил. С точки зрения назначения знаков препинания семантический принцип является ведущим, так как значение содержится в определенной синтаксической форме, либо грамматическая структура подчиняется заданному значению. Синтаксические единицы созданы для передачи мыслей и эмоций. Сочетание действия трех принципов пунктуации становится очевидным.
Свойство пунктуации – подчиняться контексту – придает ему такое замечательное качество, как гибкость, проявляющаяся в вариативности. Знаки пунктуации при творческом и грамотном использовании превращаются в мощный смысловой и стилистический инструмент.

Список использованных источников

Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку / под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой – М, 2004.
Атабекова А. А. Язык как лингвокультурный код нации: роль интонации / А. А. Атабекова // Язык образования и образование языка: материалы Междунар. науч. конф., Великий Новгород, 11–13 июня 2000 г. – Великий Новгород: изд-во НовГУ, 2000. – С. 18–20.
Бабайцева В. В. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч. / В. В. Бабайцева [и др.]; под ред. Е. И. Дибровой. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону, 2008. – Ч. 3: Синтаксис: учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. – 596 с.
Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике / Д.Н.Богоявленский // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 2005.
Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. 3-е изд. М., 1867.
Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 800 с.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005.
Востоков А.В. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанiю его же сокращенной Грамматики полнѣе изложенная. СПб.: Въ типографiи Императорской Россiйской Академiи, 1835. 383 с.
Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008.
Грот Я.К. Труды Я.К. Грота. Филологические разыскания. Материалы для словаря, грамматики и истории русского языка (1852–1892) / под ред. К.Я. Грота. Т. 2. СПб., 1899.
Домашенкина Г. П. Грамматический разбор в вузе и в школе: учеб. пособие для студ.-заочн. 1–5 курсов / Г. П. Домашенкина, Т. Б. Ива-нова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Наука и образование, 2003. – 311 с.
Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. – М.: Флинта – Наука и образование, 2018. – 176 с.
Клименко О. К. Пешковский Александр Матвеевич // Отечественные лингвисты XX в. Ч. 2: М. – С / отв. ред. Ф. М. Березин. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – С. 69-98.
Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста: сб. науч. трудов – М.: Наука, 1979. – С. 18–36.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 2002. – 384 с.
Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г.Мережко // Русский язык и литература. – 2015. – № 6.
Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным гнездом / Е.Г.Мережко // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 45.
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для школьников высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для школьников высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
Наумович А. Н. Современная русская пунктуация / А. Н. Наумович. – Минск: Вышэйш. школа, 2018. – 254 с.
Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Н. С. Валгина [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с.
Русская грамматика: в 2 т. – М.: Наука, 2001. – Т. 1. – 783 с.
Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). – М.: Языки русской культуры, 2001. – 473 с.
Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.
Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Асирис-пресс, 2007.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В. В. Бабайцева [и др.]; под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2002. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – 704 с.
Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.
Современный русский язык: учебник / В. А. Белошапкова [и др.]; под ред. В. А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1989. – 800 с.
Современный русский язык: учебник / П. А. Лекант [и др.]; под ред. П. А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое): учеб. пособие / Г. Я. Солганик. – 3-е изд. – М.: Высш. школа, 2003. – 182 с.
Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке: пособие для учителей / Л. Д. Чеснокова. – М.: Просвещение, 2001. – 110 с.
Шапиро А.Б., Уваров М.И. Орфография, пунктуация и техника корректуры. Справочник.М., 1933.
Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке / Е. Н. Ширяев. – М.: Просвещение, 2017. – 220 с.
Приложение

Приложение 1

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет:русский язык
Класс: 9.
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение, его строение и средства связи в нем»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- обучающая: дать понятие о сложноподчиненном предложении, его строении и средствах связи в нем, разряды союзов подчиненности, которыми соединяются части сложноподчиненных предложений; формировать умения и навыки распознавать сложноподчиненные предложения, определять их грамматические основы и строение; добиться усвоения правил употребления знаков препинания в сложноподчиненном предложении, интонацию при них;
- развивающая: развивать связную речь, пополнять словарный запас учащихся; развивать самостоятельность в работе, внимание, творческие способности учащихся, умение наблюдать и обобщать;
- воспитывающая: воспитывать навыки грамотного аккуратного письма с соблюдением орфографического режима; воспитывать любовь и уважение к красоте российского слова и природы родного края.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
- предметные: познакомиться с особенностями строения СПП, средствами связи в нём.
Метапредметные:
- коммуникативные: определять средства связи в СПП; представлять результат своей деятельности и деятельности группы;
- регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы;
- познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения.
Материальное обеспечение: компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска, классная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), учебник

Структура урока
І.. Организация учебной и познавательной деятельности учащихся
ІІ. Мотивация учебной деятельности
ІІІ.. Актуализация опорных знаний
ІV. Изучение нового материала
V. Закрепление и обобщение изученного материала
VІ. Итоги урока
VІІ. Оценивание
VІІІ. Домашнее задание
Ход урока
І..Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)
Учитель.
Родная земля ... Россия – край, где мы родились, откуда черпаем новые силы, вдохновение к труду. Наш родной край – колыбель народной мудрости, красоты и богатства российского слова. Мы продолжим листать страницы волшебной книги «Сложное предложение».
Сложные предложения – одна из самых интересных единиц синтаксиса. Они свидетельствуют о богатстве средств языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава, но и из-за использования синтаксических конструкций. Поэтому очень важно уметь целесообразно использовать сложные предложения в речи.
Итак, сегодня нам нужно воспользоваться возможностью и создать свой неповторимый языковой мир, познать красоту слова и красоту природы родного края.
ІІІ.. Актуализация опорных знаний
Учитель. А теперь вспомним ранее изученный материал
Языковая разминка
- Какое предложения называется сложным?
- Какие типы сложных предложений знаете?
- Какие различия между союзным и бессоюзным предложением?
- Какое предложение называется сложносочиненным?
- Какое предложение называется сложноподчиненным?
«Третий лишний»
Обратите внимание на карточки, на которых записаны сложные предложения. Найдите лишнее предложение, которое отличается от других. Почему оно не похоже на другие?
Синеет вверху ласковое небо, а в нем вновь слышны голоса птиц.
Я люблю, потому что она особенно мягкая, нежная, красивая.
Месяц еще не вышел, и нам тихо светили звезды.
«Третий лишний»
Не слышно птиц, потому что грустно ветер мелодии осенние напевает.
Ветер свирель из тростника режет, и раздается тихий полонез.
Месяц еще не вышел, и нам тихо светили звезды.
(Части предложения не могут существовать друг без друга)
Учитель. Итак, дети, тема сегодняшнего урока «Сложноподчиненное предложение, его строение и средства связи в нем».
ІV. Изучение нового материала
Запись даты и темы урока в тетрадь.
Учитель. Сегодня мы будем говорить на уроке о предложении части, которого связаны иначе, чем в сложносочиненном предложении.
Творческая работа.
Сегодня мы будем создавать поэтическую страницу о красоте природы:
- «Ширь степей, полей просторы – Взглядом все не охватить!...» (Кадим Аралбаев);
- Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)
- Объясните, как вы понимаете эти слова?
- Попробуйте определить грамматические основы предложений.
- Как связаны части сложного предложения между собой?
- Равноправны они между собой?
«Метод незаконченных предложений ...»
- Я хочу узнать, что такое сложноподчиненное предложение: ...
- Какие по строению сложноподчиненные предложения?
- Какими союзами соединяются части между собой?
- Равноправные ли части сложноподчиненных предложений?
Учитель.
Итак, попробуем дать определение сложноподчиненных предложения.
Поисковая работа
Работа в группах (выбрать руководителя группы). Самостоятельно прочитайте теоретический материал по учебнику. Сформулируйте выводы.
Ориентировочные ответы учеников:
- 1 группа. В сложноподчиненном предложении одна часть обязательно главная, а вторая – зависимая, подрядная. От головной части задается вопрос, подрядная – отвечает на поставленный вопрос. Подрядная часть может объяснять отдельный член главной части или всю главную часть;
- 2 группа. В сложноподчиненном предложении главная часть стоит преимущественно на первом, а подрядная – на втором, но в некоторых случаях может подрядная стоять перед главной.;
- 3 группа. Подрядная часть связывается с главной с помощью союзов, которые не являются членами предложения, а лишь связывают части предложения, чтоб, как, хотя, если;
Соединительными словами, выступают местоимениями и члены предложения Кто, что, какой, чей, который и наречиями где, как, куда, когда, откуда.
Перед союзами и союзными словами ставится обязательно кома.
В главной части могут быть указательные слова то, такой, каждый, там, туда, все;
- 4 группа. Сложноподчиненные предложения разнообразны по значению и строению и делятся на следующие виды:
- с придаточным определительным;
- с придаточными присоединительными;
- с придаточным изъяснительным;
- с придаточным обстоятельственным.
V. Закрепление и обобщение изученного материала
Работа у доски
Определить главную и подчиненную часть, задать вопрос. Указать место подрядной части относительно главной. Объяснить орфограммы. Построить схему. Определить связь между частями.
Учитель. Продолжаем создавать поэтическую страницу об осени.
Я люблю смотреть, как падают листья. (Подрядная часть относится к глаголу смотреть).
За вечерним горизонтом с девушками дружит ноябрь, который лето не вернет назад. (Подрядная часть относится к слову ноябрь)
Разминка
Закройте глаза и представьте, что вы сейчас идете по осеннему парку. Дует легкий ветерок. Везде листья ...
Листья: золотые, осенние; летят, кружатся, падают. Земля покрывается красочным ковром..
Индивидуальная работа
Каждая группа получает свое задание
1 группа. Из простых предложений составить сложноподчиненные предложения, используя подрядные союзы или соединительные слова.
Цветы цвели с весны до самой осени. Злой мороз подкрался в цветник.
Справка: пока, как только..
2 группа. Объясните значение фразеологизма. Составьте с ним сложноподчиненное предложения. Чем объединены части предложения?
Когда рак свистнет. Синоним «очень долго».
3 группа. Поработаете с загадками. Вставьте пропущенный союз или союзное слово.
Не стеклянный он, не из металла, а прислушайтесь – звенит; Моет землю он растаяв .... Весна приходит мгновенно. (Ручей)
4 группа. Продолжаем создавать поэтическую страницу об осени. Составить сложноподчиненное предложение о волшебной красоте нашей великой России.
Запишите свои предложения на волшебные лепестки, и прекрепите их к золотой серединке цветка.
VІ. Итоги урока
Учитель. Дети, понравился урок?
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Достигли мы тех целей, о которых говорили в начале урока?
- Продуктивной была работа на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VІІ. Оценивание
Учитель. Подошло время оценивать ваши знания. Я благодарна вам за старания, при желании учить новое.
VІІІ. Домашнее задание
Чтобы закрепить изученный материал, повторите теоретический материал, а также: выписать 6 сложноподчиненных предложений из художественной литературы, а также 3 предложения с союзами; 3 предложения с союзными словами.
Творческое задание: используя сложноподчиненное предложение, составьте рекламное сообщение о русском крае (для привлечения туристов).
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

п/п Этап урока
(время) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Формы оценивания регулятивные коммуникативные личностные познавательные 1 Мотивирование на учебную деятельность


Приветствует учащихся. Начинает урок с эпиграфа
Приветствуют учителя. Знакомятся с темой урока Понимание содержания материала. Умение слушать, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Проверка готовности рабочего места 2 Актуализация знаний


Языковая разминка.
Третий лишний.
- Какое предложения называется сложным?
- Какие типы сложных предложений знаете?
- Какие различия между союзным и бессоюзным предложением?
- Какое предложение называется сложносочиненным?
- Какое предложение называется сложноподчиненным?
Синеет вверху ласковое небо, а в нем вновь слышны голоса птиц.
Я люблю, потому что она особенно мягкая, нежная, красивая.
Месяц еще не вышел, и нам тихо светили звезды. Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания.
В процессе выполнения заданий, сталкиваются с затруднением. Владение практическими умениями, соблюдение в практике письма основные лексические, грамматические нормы, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Анализ объектов с целью выделения признаков. Сформированность потребности в самовыражении. Применение средств обучения Устный опрос, письменная работа в тетрадях 3 Выявление места и причины затруднения
Сообщает тему урока.
Предлагает в процессе работы выполнить творческую работу.
- «Ширь степей, полей просторы – Взглядом все не охватить!...» (Кадим Аралбаев);
- Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)
- Объясните, как вы понимаете эти слова?
- Попробуйте определить грамматические основы предложений.
- Как связаны части сложного предложения между собой?
- Равноправны они между собой? Отвечают на вопросы учителя, анализируя предложение. Соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять синтаксические знания и умения в различных видах анализа. Структурирование знаний, формулирование проблемы. Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Умение анализировать Устная работа 4 Построение проекта решения проблемы Метод незаконченных предложений.
- Я хочу узнать, что такое сложноподчиненное предложение: ...
- Какие по строению сложноподчиненные предложения?
- Какими союзами соединяются части между собой?
- Равноправные ли части сложноподчиненных предложений. Работают по методу незаконченных предложений Определять виды СПП Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Умение анализировать Устная работа 5 Реализация проекта Поисковая работа. Работа в группах (выбрать руководителя группы). Самостоятельно прочитайте теоретический материал по учебнику. Сформулируйте выводы. Работа в группах Выполнять задания задания, определять виды СПП. Использовать СПП в речи Использование речи для регуляции своего действия, принятие и сохранение учебной задачи; использование знаково-символических средств для решения задач. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Совершенствование знаний о СПП Поисковая работа. 6 Первичное закрепление Работа у доски Письменная работа в тетрадях. Анализировать СПП; применять синтаксические и пунктуационные знания в процессе письменной работы. Умение договариваться, приходить к общему решению, доказательство. Формирование мотивов достижения целей. Совершенствование знаний о СПП Работа у доски, письменная работа в тетрадях 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Необходимо распределить прилагательные по группам, в зависимости от того, они характеризуют. Какая наиболее наполненная вновь оказалась группа? Учащиеся осуществляют взаимопроверку, объясняют орфограммы, отмечают прилагательные, называют их опознавательные признаки. Применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; анализировать прилагательные. Учёт правил в контроле способа решения, внесение необходимых корректив после завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. Развитие самооценки личности. Совершенствование знаний о СПП Самостоятельная работа 8 Включение в систему знаний и повторение Разбор предложения: разминка.
Индивидуальная самостоятельная работа Выполняют задание коллективно, письменная работа в тетрадях.Индивидуальная работа (по группам). Применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; Выполнение учебных действий, принятие и сохранение учебной задачи. Формирование мотивов достижения целей. Осваивает разряды прилагательных Коллективная и самостоятельна я работа (по группам) 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке Подведём итоги.
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Достигли мы тех целей, о которых говорили в начале урока?
- Продуктивной была работа на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отвечают на вопросы Соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Построение речевого высказывания в устной форме, восприятие оценки учителя. Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Умение анализировать и делать выводы Устный опрос Приложение 2
Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое): учеб. пособие / Г. Я. Солганик. – 3-е изд. – М.: Высш. школа, 2003. – 182 с.
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. 3-е изд. М., 1867.
Грот Я.К. Труды Я.К. Грота. Филологические разыскания. Материалы для словаря, грамматики и истории русского языка (1852–1892) / под ред. К.Я. Грота. Т. 2. СПб., 1899.
Востоков А.В. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанiю его же сокращенной Грамматики полнѣе изложенная. СПб.: Въ типографiи Императорской Россiйской Академiи, 1835. 383 с.
Клименко О. К. Пешковский Александр Матвеевич // Отечественные лингвисты XX в. Ч. 2: М. – С / отв. ред. Ф. М. Березин. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – С. 69-98.
Шапиро А.Б., Уваров М.И. Орфография, пунктуация и техника корректуры. Справочник.М., 1933.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005.
Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста: сб. науч. трудов – М.: Наука, 1979. – С. 18–36.
Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое): учеб. пособие / Г. Я. Солганик. – 3-е изд. – М.: Высш. школа, 2003. – 182 с.
Домашенкина Г. П. Грамматический разбор в вузе и в школе: учеб. пособие для студ.-заочн. 1–5 курсов / Г. П. Домашенкина Т. Б. Иванова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике / Д.Н.Богоявленский // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 2005.
Валгина Н.С., Светлышева, Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – 3-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Валгина Н.С., Светлышева, Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – 3-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Валгина Н.С., Светлышева, Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – 3-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Наумович А. Н. Современная русская пунктуация / А. Н. Наумович. – Минск: Вышэйш. школа, 2018. – 254 с.
Валгина Н.С., Розенталь, Д.Е., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.
Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г.Мережко // Русский язык и литература. – 2015. – № 6.
Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке / Е. Н. Ширяев. – М.: Просвещение, 2017. – 220 с
Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. – М.: Флинта – Наука и образование, 2018. – 176 с.
Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Н. С. Валгина [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с.
Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – 3-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Н. С. Валгина [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с.
Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – 3-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002.
Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Наука и образование, 2003. – 311 с.
Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – 3-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002
Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Наука и образование, 2003. – 311 с.
Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др.; Под ред. В. А. Белошапковой.—3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2003.— 800 с.
Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку / под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой – М, 2004.
Наумович А. Н. Современная русская пунктуация / А. Н. Наумович. – Минск: Вышэйш. школа, 2018. – 254 с.
Бабайцева В. В. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч. / В. В. Бабайцева [и др.]; под ред. Е. И. Дибровой. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону, 2008. – Ч. 3: Синтаксис: учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. – 596 с.
Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике / Д.Н.Богоявленский // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 2005.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.
Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. – М.: Флинта – Наука, 2004. – 176 с.
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для школьников высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
Бабайцева В. В. Синтаксис. Пунктуация: учеб. пособие для школьников по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000



88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения школьников. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку / под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой – М, 2004.
2. Атабекова А. А. Язык как лингвокультурный код нации: роль интонации / А. А. Атабекова // Язык образования и образование языка: материалы Междунар. науч. конф., Великий Новгород, 11–13 июня 2000 г. – Великий Новгород: изд-во НовГУ, 2000. – С. 18–20.
3. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч. / В. В. Бабайцева [и др.]; под ред. Е. И. Дибровой. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону, 2008. – Ч. 3: Синтаксис: учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. – 596 с.
4. Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике / Д.Н.Богоявленский // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 2005.
5. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
7. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. 3-е изд. М., 1867.
8. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 800 с.
9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005.
11. Востоков А.В. Русская грамматика Александра Востокова, по начертанiю его же сокращенной Грамматики полнѣе изложенная. СПб.: Въ типографiи Императорской Россiйской Академiи, 1835. 383 с.
12. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008.
13. Грот Я.К. Труды Я.К. Грота. Филологические разыскания. Материалы для словаря, грамматики и истории русского языка (1852–1892) / под ред. К.Я. Грота. Т. 2. СПб., 1899.
14. Домашенкина Г. П. Грамматический разбор в вузе и в школе: учеб. пособие для студ.-заочн. 1–5 курсов / Г. П. Домашенкина, Т. Б. Ива-нова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
15. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Наука и образование, 2003. – 311 с.
16. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. – М.: Флинта – Наука и образование, 2018. – 176 с.
17. Клименко О. К. Пешковский Александр Матвеевич // Отечественные лингвисты XX в. Ч. 2: М. – С / отв. ред. Ф. М. Березин. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – С. 69-98.
18. Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста: сб. науч. трудов – М.: Наука, 1979. – С. 18–36.
19. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 2002. – 384 с.
20. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г.Мережко // Русский язык и литература. – 2015. – № 6.
21. Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным гнездом / Е.Г.Мережко // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 45.
22. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для школьников высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
23. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для школьников высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
24. Наумович А. Н. Современная русская пунктуация / А. Н. Наумович. – Минск: Вышэйш. школа, 2018. – 254 с.
25. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Н. С. Валгина [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с.
26. Русская грамматика: в 2 т. – М.: Наука, 2001. – Т. 1. – 783 с.
27. Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
28. Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
29. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). – М.: Языки русской культуры, 2001. – 473 с.
30. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.
31. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Асирис-пресс, 2007.
32. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
33. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В. В. Бабайцева [и др.]; под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2002. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – 704 с.
34. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.
35. Современный русский язык: учебник / В. А. Белошапкова [и др.]; под ред. В. А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1989. – 800 с.
36. Современный русский язык: учебник / П. А. Лекант [и др.]; под ред. П. А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
37. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое): учеб. пособие / Г. Я. Солганик. – 3-е изд. – М.: Высш. школа, 2003. – 182 с.
38. Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке: пособие для учителей / Л. Д. Чеснокова. – М.: Просвещение, 2001. – 110 с.
39. Шапиро А.Б., Уваров М.И. Орфография, пунктуация и техника корректуры. Справочник.М., 1933.
40. Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке / Е. Н. Ширяев. – М.: Просвещение, 2017. – 220 с.

Вопрос-ответ:

Какие навыки формируются при изучении пунктуации в СПП 3?

При изучении пунктуации в СПП 3 формируются такие навыки, как умение ставить запятые в сложных предложениях, правильно использовать точку, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, а также знание правил пунктуации при перечислении, обращении и вводных словах.

Что такое пунктуационный навык?

Пунктуационный навык - это умение правильно использовать знаки препинания при оформлении текста. Это включает в себя знание правил пунктуации, а также умение применять эти правила на практике при составлении предложений и текстов.

Какие особенности пунктуации встречаются в сложноподчиненных предложениях?

В сложноподчиненных предложениях часто встречаются запятые при союзах и вводных словах, также применяются двоеточие и тире для выделения причинно-следственных отношений. Также может использоваться точка с запятой для разделения подчинительных предложений.

Какие методы используются для формирования пунктуационных навыков в школе?

В школе для формирования пунктуационных навыков используются различные методы, например, анализ учебника и учебных текстов с целью выявления правил пунктуации, выполнение практических упражнений по правильной пунктуации, проведение уроков-игр, где ученики могут применить свои знания в практической деятельности.

Какие теоретические основы изучения сложноподчиненного предложения включены в СПП 3?

В СПП 3 включены такие теоретические основы, как понятие сложноподчиненного предложения в системе синтаксиса русского языка, а также особенности пунктуации в сложноподчиненных предложениях. Здесь рассматриваются правила пунктуации в зависимости от типа подчинительных и сочинительных союзов, а также при наличии вводных слов и причинно-следственных отношений.

Каково значение пунктуации в русском языке?

Пунктуация в русском языке играет значительную роль, так как позволяет устанавливать смысловые и грамматические отношения между словами и предложениями. Она помогает читателю правильно воспринимать текст, расставляя акценты и делая высказывание более ясным и понятным.

Какие навыки необходимо формировать при изучении пунктуации в школе?

При изучении пунктуации в школе необходимо формировать следующие навыки: умение распознавать грамматические и смысловые отношения в предложении, определять место и значение знаков препинания, устанавливать связь между частями сложноподчиненного предложения, правильно расставлять знаки препинания в тексте.

Какова теоретическая основа изучения сложноподчиненного предложения?

Теоретическая основа изучения сложноподчиненного предложения включает в себя анализ синтаксической структуры предложения, выявление грамматических связей между частями предложения, определение типов сложноподчиненных предложений и их синтаксических функций. Такой подход позволяет понять, как правильно пунктуировать сложноподчиненные предложения.

Какими методами можно формировать пунктуационные навыки в школе?

Для формирования пунктуационных навыков в школе можно использовать разнообразные методы: анализ учебных текстов с выделением знаков препинания и их значения, практические упражнения по правильной пунктуации, написание и редактирование текстов с использованием правил пунктуации, коллективное обсуждение и анализ текстов для выявления ошибок и т.д.