Роль и место прокуратуры в системе государственных органов России: история и современность.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 07.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика прокуратуры РФ 5
1.1.История развития прокуратуры в России 5
1.2.Принципы деятельности прокуратуры 11
Глава 2.Правовые основы деятельности прокуратуры 13
2.1.Место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации 13
2.2.Структура и система органов прокуратуры 16
Глава 3.Компетенция Прокуратуры РФ 19
3.1.Полномочия прокуратуры 19
3.2. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 29
Так как они могут обращаться в Конституционный Суд в связи с несоответствием Конституции РФ разных актов нормативно-правового характера, в т. ч. актов Президента РФ, так как они осуществляют контроль за их законностью. Вполне очевидно, что, перед тем как обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом, данные органы определяют неправомерность того либо другого акта.Довольно широким спектром компетенции по контролю обладает Совет Федерации РФ. Согласно пункту 3 статьи 105 Конституции РФ все федеральные законы, которые были приняты Государственной Думой в течение пяти дней должны быть переданы на исследование Совета Федерации РФ. Рассмотрение состоит в проверке данных актов нормативного характера не только с точки зрения их соответствия нормам действующей Конституции РФ, но и на предмет целесообразности и полезности, как для общества, так и для государства. Совет Федерации может не одобрить принятый Государственной Думой акт. В таком случае формируется согласительная комиссия, предназначенная устранить имеющиеся в акте недостатки и нарушения. После этого законопроект отправляется на повторное исследование Государственной Думы. Закон признается принятым в том случае, если за него отдали свои голоса не меньше 2/3 от общего количества депутатов Государственной Думы.Совет Федерации РФ также проводит контроль за деятельностью Президента РФ, утверждая изданные им указы о введении чрезвычайного и военного положений. К полномочий Совета Федерации также относится вопрос отрешения Президента РФ от занимаемой должности.конечно же, практическая реализация данной компетенции означает предварительную проверку обоснованности данных актов, а также деятельности Президента РФ в качестве главы государства.Контрольная компетенция Президента РФ по отношению к Совету Федерации РФ и Государственной Думе РФ еще более обширны. Почти все принимаемые данными органами законы находятся под его контролем. В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Конституции РФ все принятые федеральные законы должны быть отправлены Президенту РФ для подписания и дальнейшего официального опубликования.В первую очередь, Президент РФ проверяет их с учетом соответствия законопроекта нормам действующей Конституции РФ, практической целесообразности и может отклонить, если посчитает их некачественными.Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ вновь исследуют отклоненный закон, и если при повторном исследовании его одобрят в ранее принятой редакции общим большинством не меньше 2/3 голосов от общего количества депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации РФ, то закон должен быть подписан Президентом РФ в течение 7 дней и официально опубликован. Однако это вовсе не значит, что возможности Президента РФ в сфере контроля ограничены. Президент вправе обратиться в Конституционный Суд с соответствующим запросом о соответствии нормам Конституции РФ подписанного им проекта закона.В правовой литературе контроль со стороны высших органов власти государства принято называть верховным. Надзор со стороны органов прокуратуры выступает в качестве производного от верховного контроля, так как подлежит осуществлению от имени данных органов, однако обладает другой областью воздействия, так как непосредственно касается органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, ведомств и министерств, а также органов местного самоуправления. По отношению кпоследним верховный контроль подлежит осуществлению постольку, поскольку в этом существует реальная необходимость. Его главное назначение – обеспечить законность в верхах, в центральных властных органах.В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конституции РФ действия (либо бездействие) органов власти государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц, а также принятые ими решения подлежат обжалованию в судебном порядке. Суды всех уровней исполняют юрисдикционную функцию, а именно – правосудие, оно включает в себя и проверку правомерности всех актов правового характера, которые издаются разными властными и управленческими органами. В связи с формированием правового государства компетенция судом в данном отношении значительно расширена.Все нижестоящие суды при исследовании гражданских, уголовных и административных дел также исполняют функции контрольного характера.их контроль уже не обладает верховным рангом, несмотря на то, что его роль в укреплении законности и правопорядка весьма существенен в соответствующих регионах. Прокуроры принимают участие в исследовании судами дел и проводят надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и решений.Контроль за соблюдением состояния законности могут осуществлять и иные государственные органы. Можно выделить три разновидности контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный.Общим признается контроль, который исполняется областной и краевой администрацией, в том числе органами местного самоуправления, которые не являются государственными. Осуществляя руководство на установленной за ними территории, они оказывают воздействие на все изменения, выявляют разнообразные недостатки, в т. ч. нарушения состояния законности, и принимают меры, связанные с их устранением и предупреждением.Вместе с тем такой контроль зачастую отражает местные интересы, которые не всегда соответствуют интересам государственного характера, которые выражаются в законодательстве. Именно поэтому в отношении данных органов надзор со стороны прокурорских органов должен быть более активным и действенным.Ведомственный контроль используется в структуре министерств и ведомств. На основании принципа централизма каждый нижестоящий орган должен подчиняться вышестоящему руководящему органу, контролируя качество деятельности.Специализированный контроль либо надзор имеет непосредственное отношение к тем областям хозяйственной, производственной и другой деятельности организаций, учреждений и предприятий, связанные со строго определенным рабочим режимом.Надзор прокурора в сравнении с иными разновидностями контроля и надзора характеризуется следующими отличительными особенностями:1)он считается представительным, так как подлежит осуществлению от имени и по непосредственному поручению органов государственной власти;2)по целевому назначению он обладает строго специализированным характером, что выражается лишь в надзоре за соблюдением законности, т.к. прокуроры не занимаются управлением, а только надзирают за исполнением действующего законодательства;3)этот надзор обладает широкой областью действия, так как подлежит распространению на все отношения в обществе, которые регулируются правом;4)наблюдается некоторая ограниченность компетенции прокуроров при исполнении функций по надзору. Они при выявлении нарушений зачастую не уполномочены на самостоятельной основе их устранять, по этой причине вынуждены обращаться к уполномоченным органам с требованием о принятии мер. Лишь в качестве своеобразного исключения во время осуществления надзора за исполнением законодательства органами предварительного следствия и дознания прокуроры имеют право отменить неправомерные постановления следователя либо дознавателя.ЗаключениеПрокуратура в РФ появилась в качестве органа, который обеспечивает законность на территории всего Российского государства. Первоначально модель прокуратуры представляла собой комплекс разных заимствований из прокуратур иностранных государств, однако, с учетом реалий российской действительности. Прокуратура на протяжении всей своей истории меняла собственный правовой статус и компетенцию, но в целом главной задачей оставалась все та же – это обеспечение законности.Современный механизм и структура прокурорских органов сложились несколько десятков лет назад, и до настоящего времени оставались достаточно стабильными. Принято выделять не только органы так называемой «общей» прокуратуры, но и специальные прокуратуры, к примеру, транспортные, природоохранные и др.Структура органов прокуратуры установлена в ФЗ «О прокуратуре в РФ» и представляет из себя разветвленную сеть военных, территориальных и других специальных прокуратур, образовательных и научных учреждений, иных организаций, которые выступают в качестве юридических лиц, на организационном уровне взаимообусловленных и взаимосвязанных единством решаемых задач, связанных с обеспечением режима правопорядка и законности. Действующим законодательством запрещено формирование на территории Российской Федерации органов прокуратуры, которые не входят в единый механизм органов прокуратуры Российской Федерации. Это выступает в качестве одного из условий практической реализации базового принципа построения и функционирования органов прокуратуры – строгой централизации и единства механизма органов прокуратуры.Подтверждением необходимости становления конституционно-правового положения прокуратуры служит широкий комплекс функций прокурорских органов: защита прав и свобод человека и гражданина, исполнение законов, которые входят в систему праву РФ и др.Российская прокуратура на современном этапе своего развития обладает большим историческим опытом деятельности, связанной с надзором за исполнением законов и поддержанию обвинения в судебном порядке. По этой причине прокуратура должна в дальнейшем развиваться в качестве надзорного органа правовой защиты, и роль правозащитной функции прокуратуры будет все больше возрастать по мере формирования правового государства в РФ.В настоящее время важными функциями органов прокуратуры признаются обеспечение верховенства закона, укрепления и единства законности, и в основе деятельности органов прокуратуры лежит защита прав и свобод человека и гражданина.Государству на данный момент требуется действенная прокуратура, которая будет стоять на страже основ государственной целостности и строя РФ, прав и свобод ее граждан, а также законных интересов организаций.Прокуратура - эффективный правоохранительный орган, качество деятельности и квалификация кадров которого не вызывают сомнения. Прокуратура с уверенностью смотрит в будущее, деятельность ее будет всегда высоко востребована российским обществом, а основным участком работы данного органа должен стать надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.10.2020) О прокуратуре Российской Федерации// Российская газета, N 229, 25.11.1995.Научная и учебная литература:1. Афанасьев Д. В. Прокуратура России: история и современность // Ростовский научный журнал. – 2017. – С. 1322. Безотосная О. С. Место прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов // Журнал «Проблемы науки». – 2017. – С. 25-273. Бессарабов В.Г. Прокурорский контроль 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2017. –С. 1894. Бессарабов В.Г.. Советская прокуратура (1922-1991гг.) "Журнал российского права", N 12, декабрь 2009 г.5. Гоптарь М. В. История возникновения, становления и развития прокуратуры РФ // Журнал «Наука через призму времени». - № 6.- 2017. – С. 666.Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.7. Деменкова Е. В. Прокуратура в системе органов государственной власти // Журнал «Государство и право в XXI веке». – 2018. – С. 628. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей / А.Б. Елизаров // Гос. власть и местное самоуправление. - 2016. - № 1. - С.9-11.9. Иващенко М. А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти [Текст] / М. А. Иващенко // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 675-677.10.Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 2008. – С. 18311. Клочков В.Д. О концепции развития Российской прокуратуры // Юридическая газета. - 2016. - №2112. Михеенко Ю. В. Прокуратура и её основные гарантии независимости // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 32213.Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы органов прокуратуры. - М., 2016. – С. 193.14.Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: Юрист, 2017. - 398 с.15. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ.ред. О. С. Капинус. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.16. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры РФ // Журнал «Актуальные проблемы российского права». – 2017. – С. 17317.Смоленский М. Б. Прокурорский надзор: учебник под ред. М. Б. Смоленского и И. А. Жильцова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2016. — 240 с.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.10.2020) О прокуратуре Российской Федерации// Российская газета, N 229, 25.11.1995.
Научная и учебная литература:
1. Афанасьев Д. В. Прокуратура России: история и современность // Ростовский научный журнал. – 2017. – С. 132
2. Безотосная О. С. Место прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов // Журнал «Проблемы науки». – 2017. – С. 25-27
3. Бессарабов В.Г. Прокурорский контроль 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2017. –С. 189
4. Бессарабов В.Г.. Советская прокуратура (1922-1991гг.) "Журнал российского права", N 12, декабрь 2009 г.
5. Гоптарь М. В. История возникновения, становления и развития прокуратуры РФ // Журнал «Наука через призму времени». - № 6.- 2017. – С. 66
6. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
7. Деменкова Е. В. Прокуратура в системе органов государственной власти // Журнал «Государство и право в XXI веке». – 2018. – С. 62
8. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей / А.Б. Елизаров // Гос. власть и местное самоуправление. - 2016. - № 1. - С.9-11.
9. Иващенко М. А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти [Текст] / М. А. Иващенко // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 675-677.
10. Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 2008. – С. 183
11. Клочков В.Д. О концепции развития Российской прокуратуры // Юридическая газета. - 2016. - №21
12. Михеенко Ю. В. Прокуратура и её основные гарантии независимости // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 322
13. Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы органов прокуратуры. - М., 2016. – С. 193.
14. Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: Юрист, 2017. - 398 с.
15. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
16. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры РФ // Журнал «Актуальные проблемы российского права». – 2017. – С. 173
17. Смоленский М. Б. Прокурорский надзор: учебник под ред. М. Б. Смоленского и И. А. Жильцова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2016. — 240 с.
Вопрос-ответ:
Какая роль и место прокуратуры в системе государственных органов России?
Прокуратура занимает важное место в системе государственных органов России и играет роль гаранта соблюдения прав и законности. Она независимая и непосредственно подчиняется Конституции и законам Российской Федерации. Прокуратура призвана охранять права и свободы граждан, обеспечивать правовой порядок, контролировать деятельность государственных органов, предотвращать и пресекать преступления, а также представлять интересы государства в суде.
Как развивалась прокуратура в России?
История развития прокуратуры в России насчитывает несколько столетий. Изначально прокуратура была органом исполнительной власти и несла функции контроля над деятельностью государственных чиновников. В разные периоды истории прокуратура претерпевала изменения своего статуса и функций, но всегда оставалась ключевым органом, обеспечивающим законность и правоохранительную деятельность в стране.
Какие принципы деятельности прокуратуры существуют?
Деятельность прокуратуры основывается на нескольких принципах. Во-первых, принцип законности, который предполагает обязательное соблюдение законов России. Во-вторых, принцип единства и подчиненности прокуратуры – все органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору Российской Федерации. Также существуют принципы независимости, объективности, гласности и профессионализма в работе прокуратуры.
Каково место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации?
Прокуратура занимает центральное место в системе государственных органов России. Она является независимым органом, который подчиняется только Конституции и законам страны. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, защищает права и свободы граждан, преследует и привлекает к ответственности за нарушения законодательства.
Какую роль и место прокуратура занимает в системе государственных органов России?
Прокуратура занимает особое место в системе государственных органов России. Ее основная роль заключается в обеспечении законности, защите прав и свобод граждан, предотвращении и пресечении преступлений. Прокуратура также контролирует исполнение законов органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Как развивалась прокуратура в России на протяжении истории?
История развития прокуратуры в России насчитывает более 300 лет. Сначала она была создана как орган государственного обвинения, а затем стала осуществлять функции надзора за исполнением законов. В разные периоды времени прокуратура имела различный статус и полномочия, однако всегда оставалась важным элементом системы государственных органов.
Какие принципы деятельности прокуратуры в России?
В деятельности прокуратуры России существуют такие принципы, как законность, всесторонность и объективность, независимость, презумпция невиновности и равенство перед законом. Эти принципы гарантируют справедливость и непредвзятость деятельности прокуратуры.
Каково место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации?
Прокуратура России является органом государственного управления и исполнительной власти. Она подчиняется конституции Российской Федерации и законам страны. Прокуратура также взаимодействует с другими государственными органами, судами и правоохранительными органами, обеспечивая законность и защиту прав граждан.
Какие полномочия имеет прокуратура России?
Прокуратура России обладает широкими полномочиями, включающими надзор за исполнением законов государственными органами и органами местного самоуправления, обеспечение законности при осуществлении правосудия, контроль за соблюдением прав и свобод граждан, участие в расследовании преступлений и взаимодействие с правоохранительными органами.
Какова роль и место прокуратуры в системе государственных органов России?
Прокуратура в России выполняет важные функции контроля за исполнением законов, защиты прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка и защиты интересов государства. Она является независимым органом государства, не подчиняющимся ни исполнительной, ни законодательной ветвям власти.
Какова история развития прокуратуры в России?
История прокуратуры в России насчитывает более 300 лет. Она начала свое развитие с создания первой прокуратуры в 1722 году при Петре I. За это время прокуратура прошла через различные периоды развития, от девятнадцатого века, когда она стала частью исполнительной власти, до сегодняшнего дня, когда прокуратура является независимым органом государства.
Какие принципы деятельности прокуратуры в России?
Прокуратура в России руководствуется рядом принципов в своей деятельности. Среди них основными являются принципы законности, единства прокурорского надзора, независимости, объективности и преемственности. Эти принципы позволяют прокуратуре эффективно выполнять свои функции и обеспечивать правопорядок в стране.