Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы (В.В. Селиверстова)
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Общий план строения и функций сердечно-сосудистой системы. Показатели ее функционального состояния 5
1.2. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека 10
1.3. Значение оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в физической культуре и спорте 12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Задачи исследования 17
2.2. Методы исследования 17
2.3. Организация исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 21
3.1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, занимающихся спортом 21
3.2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, не занимающихся бегом 22
3.3. Зависимость функционального состояния сердечно-сосудистой системы от особенностей физической активности испытуемых 24
ВЫВОДЫ 26
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Подбор контингента испытуемых.Выполнение программы исследования.Анализ полученных результатов.Всего в эксперименте принимало участие 14 молодых людей. Они были поделены на две группы:Группа 1: молодые люди занимающие бегом – 7 человек.Группа 2: молодые люди, не занимающиеся спортом – 7 человек.В группе 1 большая часть имела возраст 18 лет (3 человека, 42,86%) и 19 лет (3 человека, 42,86%). Средний возраст составил 18,71±0,29 лет. В группе 2 большая часть имела возраст 19 лет (3 человека, 42,86%) (рисунок 1).Средний возраст составил 19,00±0,31 лет.Рисунок 1 – Распределение испытуемых по возрастуТаким образом, в исследовании были применены различные методы, обследовано 2 группы испытуемых по 7 человек.ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3.1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, занимающихся спортомРезультат испытаний в группе 1 можно видеть в таблице 2.Таблица 2Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, не занимающихся спортом№ПолВозрастИГСТРуффье1Мужской1859112Мужской1962103Мужской1962134Мужской2072155Мужской187886Мужской196187Мужской207215Как видно из полученных данных, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, занимающихся спортом может быть оценено как отличное. Так, средний показатель ИГТС составил 90,29±1,21 . Это отличный результат.Средний показатель по индексу Руффье составил 2,71±0,36, что также соответствует отличному результату.Построим график, отражающий показатели ИГТС и индекса Руффье в зависимости от возраста (рисунок 2). Из рисунка следует, что в целом показатели высокие, но они не зависят существенным образом от возраста. Об этом говорят низкие коэффициенты апроксимации.Рисунок 2 – Зависимость возраста испытуемых и показателей ИГТС и индекса РуффьеТаким образом, тренированные спортсмены показывают отличные функциональные возможности своей сердечно-сосудистой системы3.2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, не занимающихся бегомРезультат испытаний в группе 2 можно видеть в таблице 3.Таблица 3Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, не занимающихся спортом№ПолВозрастИГСТРуффье1Мужской1859112Мужской1962103Мужской1962134Мужской2072155Мужской187886Мужской196187Мужской207215Как видно из полученных данных, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет, не занимающихся спортом может быть оценено как низкое. Так, средний показатель ИГТС составил 54,71±1,66. Это слабый результат.Средний показатель по индексу Руффье составил 14,14±0,99, что соответствует удовлетворительному результату, граничащему с неудовлетворительным (от 15 балов и выше).Построим график, отражающий показатели ИГТС и индекса Руффье в зависимости от возраста (рисунок 3).Рисунок 3 – Зависимость возраста испытуемых и показателей ИГТС и индекса РуффьеВидно, что показатели низкие, они также слабо зависят от возраста.3.3. Зависимость функционального состояния сердечно-сосудистой системы от особенностей физической активности испытуемыхПоказатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов значительно выше, чем таковые у молодых людей, не занимающихся спортом. На рисунке 4 можно видеть, что показатели первой группы значительно превышают таковые во второй группе – 90,29±1,21 против 54,71±1,66. Разница составляет 35,57 баллов или 39,40%. Рисунок 4 – Сравнение показателей ИГСТАналогичные результаты мы видим на рисунке 5, где явно прослеживается более негативный показатель индекса Руффье у не занимающихся спортом молодых людей – 14,14±0,99 против 2,71±0,36 у спортсменов. Разница составляет 11,43 баллов или 421,05%. Рисунок 5 – Сравнение индекса РуффьеТаким образом, оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы показала, что спортсмены обладают более адекватными адаптивными возможностями данной системы, чем не занимающиеся спортом молодые люди. ВЫВОДЫПолученные результаты позволяют нам сделать ряд выводов:Сердечно-сосудистая система – это одна их самых важных систем организма человека, ведущая роль которой транспортная. Систем состоит из сердца и сосудов, которые объединяются в несколько кругов кровообращения.Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается с помощью различных функциональных тестов.Значение оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в физической культуре и спорта исключительно велико. Метод позволяет предохранять сердце спортсменов от перегрузок, адекватно выстраивать систему физического воспитания в учебных заведениях.Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы у юношей 18-20 лет занимающихся и не занимающихся спортом выгодно отличаются в сторону занимающихся спортом, что позволяет делать вывод о более высоких адаптивных возможностях организма последних.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИВ связи с полученными сведениями рекомендуется:Активно применять методы оценки функционального состояния во всех видах физической подготовки, спорта.Проводить мониторинг получаемых данных с целью оценки уровня здоровья населения.Выстраивать тренировочный, воспитательный процесс в соответствии с получаемыми результатами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбубакироваА.В. Скрининговые методики в оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы к детей и подростков г. Оренбурга / А.В. Абубакирова // Современная медицина: актуальные вопросы, 2014. – № 30. – С. 47-53.Алипов Н.Н. Основы нормальной физиологии. Учебное пособие / Н.Н. Алипов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Практика, 2013. – 496 с.Бочаров М. И. Спортивная метрология : учеб.пособие / М. И. Бочаров. – Ухта :УГТУ, 2012. – 156 с.БуйковаО.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие / О.М. Буйкова, Г.И. Бальнаева. – Иркутск: ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, 2017. – 24 с.БурсиковА.В. Эргометрические принципы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы при артериальной гипертермии / А.В. Бурсиков, Е.Ш. Валиулина, Л.Н. Бирцева // Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 2011. – Т. 10. – № 2. – С. 29-34.ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 800 с. Козлов В.И. Анатомия человека: учебник / В.И .Козлов. – М.: Практическая медицина, 2018. – 744 с.Корнякова В.В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов-пловцов при утомлении / В.В. Корнякова, В.А. Муратов // Образовательный вестник «Сознание», 2016. – Т. 18. – № 12. – С. 10-12.КурепинаМ.М. Анатомия человека: учеб.для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 383 с. МаксимихинаЕ.В. К вопросу об оценке функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей с нарушением интеллекта / Е.В. Максимихина, Д.В. Белова // Вопросы науки и образования, 2018. – № 15 (27). – С. 105-107. Михайлов С.С. Анатомия человека: учебник: в 2 т. Т. 1 / С.С Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 704 с.НоздрачевА.Д. Нормальная физиология: учебник / А.Д. Ноздрачев, П.М. Маслюков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1088 с.Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.СапинМ.Р. Анатомия человека: учебник: в 2 т. т. 2 / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Новая волна; Издатель Умеренков, 2018. – 408 с.Серен-ЧимитО.О. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы пятиклассников образовательных организаций разного типа / О.О. Серен-Чимит, Л. К.-С Будук-Оол // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки, 2020. – № 3 (62). – С. 6-14.Теля Л.З. Нормальная физиология: учебник / под ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджанян. – М.: Литтерра, 2015. – 768 с.Физиология человека с основами патофизиологии: в 2 т. т. 1 / под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекманна; пер. снем. под ред. М.А. Каменской и др. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 537 с.Физиология: учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов / под ред. В.М. Смирнова, В.А. Правдивцева, Д.С. Свешникова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 512 с.Яковлева Л.В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и свободнорадикального окисления у юных спортсменов / Л.В. Яковлева, Р.Р. Фархутдинов, Р.Р. Юмали, С.Х. Табынгулова // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2014. – № 1. – С. 69.
2. Алипов Н.Н. Основы нормальной физиологии. Учебное пособие / Н.Н. Алипов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Практика, 2013. – 496 с.
3. Бочаров М. И. Спортивная метрология : учеб. пособие / М. И. Бочаров. – Ухта : УГТУ, 2012. – 156 с.
4. Буйкова О.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие / О.М. Буйкова, Г.И. Бальнаева. – Иркутск: ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, 2017. – 24 с.
5. Бурсиков А.В. Эргометрические принципы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы при артериальной гипертермии / А.В. Бурсиков, Е.Ш. Валиулина, Л.Н. Бирцева // Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 2011. – Т. 10. – № 2. – С. 29-34.
6. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
7. Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 800 с.
8. Козлов В.И. Анатомия человека: учебник / В.И .Козлов. – М.: Практическая медицина, 2018. – 744 с.
9. Корнякова В.В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов-пловцов при утомлении / В.В. Корнякова, В.А. Муратов // Образовательный вестник «Сознание», 2016. – Т. 18. – № 12. – С. 10-12.
10. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 383 с.
11. Максимихина Е.В. К вопросу об оценке функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей с нарушением интеллекта / Е.В. Максимихина, Д.В. Белова // Вопросы науки и образования, 2018. – № 15 (27). – С. 105-107.
12. Михайлов С.С. Анатомия человека: учебник: в 2 т. Т. 1 / С.С Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 704 с.
13. Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник / А.Д. Ноздрачев, П.М. Маслюков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1088 с.
14. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
15. Сапин М.Р. Анатомия человека: учебник: в 2 т. т. 2 / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Новая волна; Издатель Умеренков, 2018. – 408 с.
16. Серен-Чимит О.О. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы пятиклассников образовательных организаций разного типа / О.О. Серен-Чимит, Л. К.-С Будук-Оол // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки, 2020. – № 3 (62). – С. 6-14.
17. Теля Л.З. Нормальная физиология: учебник / под ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджанян. – М.: Литтерра, 2015. – 768 с.
18. Физиология человека с основами патофизиологии: в 2 т. т. 1 / под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекманна; пер. с нем. под ред. М.А. Каменской и др. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 537 с.
19. Физиология: учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов / под ред. В.М. Смирнова, В.А. Правдивцева, Д.С. Свешникова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 512 с.
20. Яковлева Л.В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и свободнорадикального окисления у юных спортсменов / Л.В. Яковлева, Р.Р. Фархутдинов, Р.Р. Юмали, С.Х. Табынгулова // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2014. – № 1. – С. 69.
Вопрос-ответ:
Зачем изучать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы?
Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы позволяет оценить ее работу и выявить возможные отклонения от нормы. Это важно для предупреждения и диагностики различных заболеваний сердца и сосудов, а также для контроля эффективности физической нагрузки и состояния организма в целом.
Какие методы используются для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы?
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются различные методы, такие как электрокардиография, эхокардиография, физические нагрузки, измерение артериального давления, анализ крови и другие. Каждый из этих методов предоставляет информацию о работе сердца и сосудов с разных сторон и позволяет выявить нарушения, если они есть.
Какое значение имеет оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы в физической культуре и спорте?
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы в физической культуре и спорте играет важную роль. Она позволяет определить уровень адаптации организма к физической нагрузке, выявить возможные противопоказания к занятиям спортом, контролировать эффективность тренировок и предотвратить переутомление и травмы.
Каков общий план строения и функций сердечно-сосудистой системы?
Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и сосудов, которые обеспечивают циркуляцию крови по всему организму. Сердце является основным органом системы и помпирует кровь по кровеносным сосудам. Функции сердечно-сосудистой системы включают транспортировку кислорода, питательных веществ и гормонов, увлажнение тканей, регуляцию температуры тела и иммунную защиту.
Какова структура и функции сердечно-сосудистой системы?
Сердечно-сосудистая система состоит из сердца, кровеносных сосудов и крови. Основная функция - перенос крови, содержащей кислород и питательные вещества, по всему организму. Сердце является насосом, который прокачивает кровь, а кровеносные сосуды служат трубками, по которым кровь передвигается.
Какие показатели свидетельствуют о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы?
К функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы относятся такие показатели, как пульс, артериальное давление, уровень кислорода в крови, скорость кровотока и другие. Эти показатели позволяют оценить работу сердца, состояние сосудов и уровень циркуляции крови в организме.
Какими методами можно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы?
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека используют различные методы, такие как измерение пульса и артериального давления, электрокардиография, велоэргометрия, кардиоинтегральная оценка и другие. Эти методы позволяют получить информацию о работе сердца, состоянии сосудов и общем уровне функционирования системы.
В чем значимость оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в физической культуре и спорте?
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы в физической культуре и спорте имеет большую значимость. Это позволяет определить уровень физической подготовленности, эффективность тренировок, а также выявить возможные проблемы или нарушения в работе сердца и сосудов. Такая оценка позволяет спортсменам контролировать и улучшать свои показатели и предотвращать возможные проблемы со здоровьем.
Зачем проводят исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы?
Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводится для оценки работоспособности сердца, определения показателей сердечной функции, выявления нарушений и ранней диагностики сердечно-сосудистых заболеваний.