Методы антропологических исследований
Заказать уникальный доклад- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 6
1.1. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 6
1.1.1. НАБЛЮДЕНИЕ 6
1.1.2. ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 7
1.1.3. ЭКСПЕРИМЕНТ 8
1.1.4. СРАВНЕНИЕ 9
1.1.5. ОПИСАНИЕ 9
1.1.6. ИЗМЕРЕНИЕ 9
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 10
1.2.1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ 10
1.2.2. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД 10
1.2.3. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ 10
1.3. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.3.1. АНАЛИЗ 11
1.3.2. АБСТРАГИРОВАНИЕ 12
1.3.3. ОБОБЩЕНИЕ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ 13
1.3.4. ИДЕАЛИЗАЦИЯ 13
1.3.5. ДЕДУКЦИЯ И ИНДУКЦИЯ 13
1.3.6. АНАЛОГИЯ 14
1.3.7. МОДЕЛИРОВАНИЕ 14
1.3.8. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 14
1.3.9. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
2. ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Практическое применение метода эксперимента и аналогии. «Наставник» и «учащийся» 17
2.2. Практическое применение метода эксперимента и сравнения. Убежденные заики 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДДанный метод направлен на нахождение в целостных системах их структуры — совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их функций. Так, этот метод нашел свое активноеприменение в культурно-антропологическом функционализме Б.Малиновского и структурном функционализме А.Радклифф-Брауна, его активно использовали в американской социологии и культурной антропологии Т. Парсонс и Р. Мертон.На основании вышеописанных характеристикметодов, применяемых в социальной антропологии, можно заключить, что они являются способом и механизмом выявления и решения разнообразных проблем социальной жизни общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение, подводя итоги заданной темы, следует отметить, что методы исследования, применяемые в социальной антропологии, являются в условиях существования стремительно развивающегося современного мирового сообщества актуальными и востребованными. Главной задачей современной социологии становится нахождение оптимальных моделей, объясняющих и прогнозирующих социокультурные процессыи явления современного жизненного уклада, что требует от научного сообществарешение задач по систематизации сложившихся теоретических и методологических граней предметных полей разных социальных наук; конкретизациипониманий омеханизмах, методах и анализе объективных и субъективных составляющихизучения социокультурных процессов. Следует отметить особую роль методов социально-антропологического исследования в социокультурной антропологии, как направлению социологического знания, способного понять и истолковать глубинную сущность человекоразмерности социокультурных процессов, найти объективную форму существования человечества в новых реалиях. ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯПрактическое применение метода эксперимента и аналогии. «Наставник» и «учащийся»Американский социальный психолог Стэнли Милгрэм провел эксперимент в группе людей с целью которого установить склонность людей к подчинению и подтвердить утверждение, чтоподавляющее большинство людей управляемы и готовы пойти даже на преступление под руководством лидера. Для испытания было отобрано трое людей, один из которых руководитель эксперимента, а двое других испытуемые, согласно легенде. Но на самом деле, лишь один из них был реальным объектом исследования, а пару ему составлял профессиональный актёр.Была проведена мнимая жеребьёвка и испытуемому доставалась роль наставника, а второму человекуроль учащегося, который должен был отвечать на вопросы, как на экзамене. Под руководством социолога, руководителя эксперимента,наставник наказывал учащегося за неверные ответы. В качестве наказания использовались якобы активированные электроды, подключенные к актеру, но на самом деле электричестване было и «Учащийся» только имитировал разные степени своих мук от «ударов током» и просил о пощаде.Руководитель экспериментадавал наставнику задачу каждый раз все более и более увеличивать количество: сначала 45 вольт, потом 60, и все больше и больше. Когда актёр начал кричать и требовать прекратить эксперимент, руководитель эксперимента настаивал на продолжении. Из соседней комнаты в какой-то момент прекращали доноситься крики — на панели перед наставником значилось 220 вольт, 300… Зная, что учащийся испытывает ужасающие страдания, испытуемые под чужим руководством доводили напряжение до 450. И лишь треть испытуемых смогла настоять на прекращении мученийпартнера («учащегося»).А многие испытуемые верили, что наказывают «учащегося» по заслугам.Результаты эксперимента были шокирующими для американцев послевоенных лет (времен после Второй мировой войны), так как, основываясь здесь на методе аналогии, перенеся действия испытуемых на статистическое население страны, можно было утверждать, что в послевоенные годы американцам было предъявлено доказательство того, что и их соседи смогли бы убивать людей в концлагерях под руководством сомнительных авторитетов. Практическое применение метода эксперимента и сравнения.Убежденные заикиОдним из самых ужасных социальных экспериментов, до последнего державшийся в секрете, считается эксперимент среди детей, проведенный Венделлой Джонсоном из Университета Айовы. Он исследовал группуиз 22 детей-сирот. Дети были разделены на две группы, каждая из которых затем проходила обучение. И одну группу в ходе исследования постоянно хвалили, говорили, какие они молодцы и как хорошо со всем справляются, а другую, наоборот, ругали, постоянно обзывали заикамии активно прививали комплекс неполноценности. Данное исследование было нацелено на сравнение двух противоположных групп и разрешение вопроса о природе заикания, поэтому детей из второй группы постоянно называли заиками. И в итоге, в этой группе начались серьёзные проблемы с речью детей.Из-за постоянных оскорблений начали заикаться и те дети, которые до этого хорошо говорили. Эксперимент, проведенный В.Джонсоном обернулся серьезными проблемами со здоровьем у некоторых детей из второй группы, которые сохранились у них надолго, а некоторых из них так и не удалось вылечить. Эксперименты, подобные этому, безусловно, являются бесчеловечными и неприемлемыми для дальнейшего их применения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБороноев А. О., Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология. М.: ИНФРА-М. 2005. Википедия. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8FВикипедия. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.Википедия. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.Радклифф-Браун Л. Методы этнологии и социальной антропологии. Антропологический подход в социологии: исследование социокультурного процесса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, доктор социологических наук Танатова, Дина Кабдуллиновна. Электронная библиотека диссертаций.https://www.dissercat.com/content/antropologicheskii-podkhod-v-sotsiologii-issledovanie-sotsiokulturnogo-protsessa.Поздняков А. Пять необычных социальных экспериментов. Электронный источник: https://diletant.media/top-5/4113/
1. Бороноев А. О., Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
2. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004.
3. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология. М.: ИНФРА-М. 2005.
4. Википедия. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
5. Википедия. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.
6. Википедия. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.
7. Радклифф-Браун Л. Методы этнологии и социальной антропологии.
8. Антропологический подход в социологии: исследование социокультурного процесса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, доктор социологических наук Танатова, Дина Кабдуллиновна. Электронная библиотека диссертаций.
9. https://www.dissercat.com/content/antropologicheskii-podkhod-v-sotsiologii-issledovanie-sotsiokulturnogo-protsessa.
10. Поздняков А. Пять необычных социальных экспериментов. Электронный источник: https://diletant.media/top-5/4113/
Вопрос-ответ:
Какие методы использовались в социально-антропологических исследованиях?
В социально-антропологических исследованиях применяются разнообразные методы, включая эмпирические, теоретические и общелогические методы. Некоторые из них включают наблюдение, полевое исследование, эксперимент, сравнение, описание и измерение.
Каким образом проводится наблюдение в социально-антропологических исследованиях?
Наблюдение в социально-антропологических исследованиях представляет собой систематическую запись наблюдателем за поведением и действиями исследуемых лиц в естественной среде. Важно отметить, что наблюдение может быть как непринужденным (не вмешиваясь в ситуацию), так и принужденным (при создании специальных условий).
В чем заключается полевое исследование в социально-антропологических исследованиях?
Полевое исследование в социально-антропологических исследованиях предполагает пребывание исследователя в выбранной группе или сообществе для получения первичной информации. Исследователь вовлекается в жизнь исследуемых, наблюдает и участвует в их повседневных делах и событиях, что позволяет получить более полное и глубокое понимание и описание культуры и общества.
Каким образом можно использовать эксперимент в социально-антропологических исследованиях?
Эксперимент в социально-антропологических исследованиях может быть использован для проверки гипотез и выявления причинно-следственных связей. Исследователь создает специальные условия и ситуации, в которых происходит воздействие на исследуемых объектов, а затем анализирует полученные результаты.
Каким образом применяется анализ в социально-антропологических исследованиях?
Анализ в социально-антропологических исследованиях является одним из общелогических методов и представляет собой разложение исследуемого объекта на составные элементы или компоненты. После этого проводится описание и объяснение полученных результатов анализа, что позволяет лучше понять и изучить исследуемую культуру или общество.
Какие методы используются в социально-антропологических исследованиях?
В социально-антропологических исследованиях применяются различные методы, включая эмпирические, теоретические и общелогические. Эмпирические методы включают наблюдение, полевое исследование, эксперимент, сравнение, описание и измерение. Теоретические методы включают формализацию, гипотетико-дедуктивный метод и восхождение от абстрактного к конкретному. Общелогические методы включают анализ и абстрагирование.
На какие методы делится эмпирическое исследование в социально-антропологической науке?
Эмпирическое исследование в социально-антропологической науке делится на несколько методов. В первую очередь, это наблюдение - изучение явлений и процессов непосредственно на месте, с помощью наблюдения и осмысления. Также используется полевое исследование, когда исследователь встраивается в социальную среду и изучает ее через собственный опыт. Эксперимент в социально-антропологическом исследовании используется для проверки гипотез и установления причинно-следственных связей. Сравнение позволяет выявить сходства и различия между различными группами. Описание и измерение используются для определения характеристик и параметров исследуемых явлений.
Что такое теоретические методы в социально-антропологических исследованиях?
Теоретические методы в социально-антропологических исследованиях включают формализацию, гипотетико-дедуктивный метод и восхождение от абстрактного к конкретному. Формализация - это процесс подведения фактических данных под определенные теоретические модели или концепции. Гипотетико-дедуктивный метод состоит в формулировании гипотезы, ее проверке и выводе общих закономерностей. Восхождение от абстрактного к конкретному - это процесс перехода от абстрактных и общих понятий к конкретным и особенным.
Какие есть методы антропологических исследований?
Методы антропологических исследований включают наблюдение, полевое исследование, эксперимент, сравнение, описание и измерение. Также используются теоретические методы, такие как формализация, гипотетико-дедуктивный метод и восхождение от абстрактного к конкретному. Общелогические методы исследования включают анализ и абстрагирование.