Экскурсия как форма экологического образования детей дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 54 54 страницы
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 13.12.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Исторические аспекты становления экологического образования 6
1.2 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста 11
1.3 Экскурсия как эффективная форма экологического образования детей дошкольного возраста 17
Вывод по главе 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЭКСКУРСИЯХ 36
2.1 Уровень сформированности экологической культуры у детей на начальном этапе исследования 36
2.2 Реализация экскурсий в учебно-воспитательном процессе ДОУ для формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста 46
2.3 Анализ сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 49
Вывод по главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Фрагмент для ознакомления

Целью констатирующего этапа эксперимента стало:Измерение уровня сформированности экологического образования у детей дошкольного возраста.Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности экологических знаний у детей выше, чем уровень сформированности ценностного отношения к окружающей среде. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что необходима специальная работа по формированию ценностного отношения к окружающей среде путем проведения экскурсий. По результатам диагностики были разработаны и апробированы мероприятия внедрения экскурсий как условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста: обозначены требования к организации и проведения экскурсий, к отбору сведений об окружающем, тематический план экскурсий и т. д. На заключительном этапе опытно – экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Анализ результатов показал положительную динамику. Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что уровень экологического воспитания у старших дошкольников возрос, что может говорить об эффективности применения экскурсий в работе с детьми дошкольного возраста.Студент … защитную речь к дипломному проекту на тему «Экскурсия как форма экологического образования детей дошкольного возраста» завершил. Всех слушателей, благодарю за внимание!

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) URL:https://www.lawmix.ru/lawprojects/64844 (дата обращения: 29.01.2020).
2. Абрамовских, Н. В. Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста // Вестник Сургутского Гос. Пед. Ун-та. 2018. - № 4. - С. 17.
3. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т. А. Акимова. – М.: Академия, 2016. – 463 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. - 200 с.
5. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012 – 352 с.
6. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: П, 2015. – 187 с.
7. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: П, 2016. – 371 с.
8. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2017. – № 5.- С. 17-21.
9. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой СПб: Питер, 2018 - 464 с.
10. Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. Нижневартовск, 2016. - 200 с.
11. Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. - 288 с.
12. Гостева Л. А., Антонова Ю. Д. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников [Электронный ресурс]: // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 102-104. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9534/ (Дата обращения: 31.10.2020).
13. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2015. – 531 с.
14. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2016. – 372 с.
15. Захлебный, А.Н.   Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегиной. - Москва: Просвещение, 1984. – 156 с.
16. Исаева, Н. Н. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию //Методист. 2019. - №2. - С. 64-66.
17. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории. М.: Буки-Веди, 2014.- 235 с.
18. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: П, 2009.
19. Камардина, Т.Г Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) [Электронный ресурс]: URL: :http://www.pedagog.kamardin.com/index.php/2011-01-06-20-23-35/29- 13/204-2013-01-30-09-33-07 (дата обращения: 30.10.2020).
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: – 8-е изд., стер. / С. А. Козлова – М.: Академия, 2015. – 574 с.
21. Кубасова, С. А. Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс]: // Мультиурок URL:https://multiurok.ru/blog/riealizatsiia-mietodaproiektnoi-dieiatiel-nosti-v-ekologhichieskom-vospitanii-doshkol-nikov.html (Дата обращения: 02.11.2020).
22. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста/ Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика, 2017. – № 8. – С. 49-54.
23. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.: Учеб.-метод. Пособие / Н.Г. Лаврентьева. – Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2018. – 641 с.
24. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2017. – 249 с.
25. Мазурина, А.Ф. Наблюдения и труд детей младшего дошкольного возраста в природе / А. Ф. Мазурина. – М.: П, 2011. – 379 с.
26. Маркова, О. Ю. Современные аспекты экологического образования /Маркова О. Ю. -М.: Просвещение, 2014. – 190 с
27. Миронов, А. Г. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников. М.: Просвещение, 2015. - 340 с.
28. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми младшего дошкольного возраста, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2015.- 835 с.
29. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М.: Новая школа, 2017. - 148 с.
30. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста/ С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2015. – 428 с.
31. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей младшего дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2016. –376с.
32. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2015. – № 9. – С. 38 - 42.
33. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.:Школа-Пресс,2014. – 524 с.
34. Родителям об экологическом воспитании детей // el-mikheeva.ru URL: http: // el-mikheeva.ru / tvorchestvo – nashih - vospitateley / roditelam / roditelyam -ob-ekologicheskoy-subkult (дата обращения: 10.11.2020).
35. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
36. Саморукова, С.А. Ознакомление младших дошкольников с природой / С. А. Саморукова. – М., 2018. – 176 с.
37. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2013. – 241 с.
38. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 291 с.
39. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
40. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова и др. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 200с.
41. Суравегина, И.Т. Сенкевич, В.М. Экология и мир / И.Т. Суравегина – М.: Новая школа, 2009. – 126 с.
42. Федотова, А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ / А.М. Федотова. – М.: П, 2013. – 482 с.
43. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2015. –104с.
44. Экологическое воспитание дошкольников — основа формирования экологической культуры [Электронный ресурс]: URL:: http://detishka.ru/school/current.php?id=2481 (дата обращения: 30.10.2020).

Вопрос-ответ:

Какими историческими аспектами определяется становление экологического образования?

Историческое становление экологического образования определяется развитием экологического мышления и понимания важности сохранения окружающей среды. В разные периоды времени акценты в экологическом образовании менялись, от акцента на эстетическом отношении к природе до акцента на проблеме экологического кризиса и необходимости его преодоления.

В чем заключаются особенности экологического образования детей дошкольного возраста?

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста связаны с их особенностями познавательной деятельности. Для детей этого возраста характерны непосредственный опыт, восприятие через чувства, игровое и практическое обучение, а также живое общение с природой. Важно помочь детям осознать свою причастность к природе и научить их бережному отношению к окружающей среде.

Почему экскурсия считается эффективной формой экологического образования детей дошкольного возраста?

Экскурсия является эффективной формой экологического образования детей дошкольного возраста, так как она позволяет детям непосредственно взаимодействовать с природой, наблюдать ее явления, изучать разнообразие живых организмов и их взаимосвязи. Экскурсии могут проходить на природе, в парках, садах, зоопарках или ботанических садах, что позволяет расширить представления детей о природе и ее значении для человека.

Какой опытно-поисковой работой занимается данная статья?

Данная статья освещает опытно-поисковую работу по формированию экологического образования детей дошкольного возраста через экскурсии. В работе рассматриваются конкретные примеры экскурсий, цели и задачи такой работы, а также эффективность данного подхода в формировании экологического сознания у детей.

Какую роль играет экскурсия в экологическом образовании детей дошкольного возраста?

Экскурсия играет важную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста, так как она позволяет им непосредственно познавать окружающий мир, приобщаться к природе и учиться сохранять и беречь природные ресурсы.

Какие особенности экологического образования детей дошкольного возраста нужно учитывать?

При экологическом образовании детей дошкольного возраста необходимо учитывать их особенности, например, они лучше запоминают информацию через восприятие, игры и практические занятия. Также важно формировать у них эко-навыки и эко-ценности с помощью понятного и доступного языка.

Почему экскурсия считается эффективной формой экологического образования детей дошкольного возраста?

Экскурсия считается эффективной формой экологического образования детей дошкольного возраста по нескольким причинам. Во-первых, она позволяет детям непосредственно взаимодействовать с природой и изучать ее. Во-вторых, экскурсия стимулирует интерес и любознательность детей, активизирует их познавательную деятельность. И наконец, экскурсия способствует формированию экологического сознания и осознанному отношению к окружающей среде.

Какие исторические аспекты были учтены в становлении экологического образования?

При становлении экологического образования учитывались исторические аспекты, такие как рост и развитие промышленности, угрозы для окружающей среды и упадок природных ресурсов. Это все стало основой для осознания необходимости экологического образования и его важности для будущих поколений.

Что может дать опытно-поисковая работа по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста?

Опытно-поисковая работа по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста может дать много положительных результатов. Она поможет развить у детей интерес к природе, учебным предметам и самостоятельной деятельности. Также такая работа способствует развитию творческого мышления, здорового образа жизни и ответственного отношения к окружающей среде.

Какие исторические аспекты влияют на становление экологического образования?

Историческими аспектами становления экологического образования являются рост осознания человеком своей ответственности за окружающую среду, развитие экологического движения, усиление международного сотрудничества в сфере охраны природы и т.д. Эти факторы играют важную роль в формировании понимания необходимости экологического образования и его интеграции в образовательную систему.

Какие особенности экологического образования детей дошкольного возраста?

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста заключаются в том, что оно должно быть практическим, эмоциональным, игровым и направленным на формирование основ экологической культуры. Дети в этом возрасте активно взаимодействуют с окружающим миром и способны легко усваивать новые знания и навыки. Поэтому экологическое образование детей дошкольного возраста должно проводиться через игры, экскурсии, наблюдения за природой и деятельность на открытом воздухе.