Методологический анализ теории личности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 14 14 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 15.12.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Историческая справка 5
Глава 2. Общая характеристика гештальтпсихологии/Ф.Перлз/ 8
Глава 3.Методологические основы гештальт-психологии 12
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Данная мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут трансформироваться, становясь более адекватными объектам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры локализуются, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).
Психические гештальты изоморфны психофизическим и физическим, т.е. процессы, которые случаются в головного мозга, похожи на тех, которые происходят во внешнем мире и осмысливаться нами в наших переживаниях и мыслях, как взаимно-однозначные системы в математике и физике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Потому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому медленнее или быстрее ее решить в зависимости от того, затрудняет или облегчает она ее перестурктурирование.
Субъект может осмыслить собственные переживания, процесс решения задачи, тем не менее для этого ему необходимо отказаться от прошлого опыта, очистить собственное сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.
В исследованиях ученых данной школы были раскрыты практически все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в развитии мышления, воображения, иных когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.
Заключение

Гештальт-психология Ф. Перлза оказала значительное воздействие на когнитивную психологию, необихевиоризм, школу «Нового Взгляда» (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными - по сущности, был открыт новый способ психологического мышления. Идея целостности обширно проникла в психотерапевтическую практику, а изучения мышления в гештальт-психологии во многом назначили идею проблемного обучения. Также изучения гештальтистов, их выводы, работы, достижения и эксперименты сегодня активно применяются в психологической практике, разных видах тренингов и психологических опытах.
Сейчас гештальт-терапия переживает существенный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (феноменология, психоанализ, гештальт-психология, экзистенциализм и т. д.). Растет количество пациентов и практиков. Разумеется, относительная молодость и небольшая склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что ряд тем все еще нуждается в развитии, что взаимодействие практических дел идей и сегодня еще затруднено. Автострады мысли, конечно, употребляются чаще, чем проселочные дороги.

Список литературы

Божович Л.И. Личность и ее формирование. – 4-oe изд. – М.: Инфа, 2018. – 426 c.
Кавун Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов. – 2- oe изд. – М.: Юрайт, 2020. – 284 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. – М.: Инфа, 2017. – 412 с.
Мазур Е.С. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1995 год. - М.: МГИ. 1996.
Наранхо К. Гештальт-терапия. -Воронеж: Модэк. 1995.
Немиринский О.В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. - М.: МГИ. 2019.
Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том III в 2 кн. Книга 1. Теории личности. – 6-ое изд. – М.: Юрайт, 2020. – 352 с.
Перлз Ф.С Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - М.: Академия, СПб.: XXI век. 1997.
Польсгер И. Обитаемый человек. - М.: Класс. 1999
Польстер И., Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики - М.: Класс. 2016.
Резник Р. Интервью британскому гештальт-журналу // Гештальт-96. Сборник материалов Московского гештальт-инстатута за 1996 год. - М.: МГИ. 1997
Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. - М.: МГИ. 1996
Фром И. Гештальт-терапия и гештальт // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. - М.: МГИ. 1995
Фюр Р. (1995) Тезисы о гештальт-педагогике // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. - М.: МГИ. Хломов Д. Н. (1995) Психотерапевтический анализ реабилитации лиц с алкогольной зависимостью // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. -М.: МГИ.
Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. 4-ое изд. – СПб.: Питер, 2017. - 796 с.
Энрайт Д. Гештальт ведущий к просветлению. - СПб.: Центр гуманистических технологий “Человек”.1994








42


13

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование. – 4-oe изд. – М.: Инфа, 2018. – 426 c.
2. Кавун Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов. – 2- oe изд. – М.: Юрайт, 2020. – 284 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. – М.: Инфа, 2017. – 412 с.
4. Мазур Е.С. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1995 год. - М.: МГИ. 1996.
5. Наранхо К. Гештальт-терапия. -Воронеж: Модэк. 1995.
6. Немиринский О.В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. - М.: МГИ. 2019.
7. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том III в 2 кн. Книга 1. Теории личности. – 6-ое изд. – М.: Юрайт, 2020. – 352 с.
8. Перлз Ф.С Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - М.: Академия, СПб.: XXI век. 1997.
9. Польсгер И. Обитаемый человек. - М.: Класс. 1999
10. Польстер И., Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики - М.: Класс. 2016.
11. Резник Р. Интервью британскому гештальт-журналу // Гештальт-96. Сборник материалов Московского гештальт-инстатута за 1996 год. - М.: МГИ. 1997
12. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. - М.: МГИ. 1996
13. Фром И. Гештальт-терапия и гештальт // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. - М.: МГИ. 1995
14. Фюр Р. (1995) Тезисы о гештальт-педагогике // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. - М.: МГИ. Хломов Д. Н. (1995) Психотерапевтический анализ реабилитации лиц с алкогольной зависимостью // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. -М.: МГИ.
15. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. 4-ое изд. – СПб.: Питер, 2017. - 796 с.
16. Энрайт Д. Гештальт ведущий к просветлению. - СПб.: Центр гуманистических технологий “Человек”.1994

Вопрос-ответ:

Какие открытия в физике влияли на развитие гештальтпсихологии?

В физике сделаны важнейшие открытия при изучении природы атома и магнетизма, что позволило раскрыть законы физического поля, где элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль стала ведущей для гештальтпсихологов.

Откуда гештальт-психологи заимствовали понятие "поле"?

Понятие "поле" было заимствовано гештальт-психологами из физики, где оно использовалось для описания законов физического поля, где элементы выстраиваются в целостные системы.

Какая основная идея гештальтпсихологии в отношении личности?

Основная идея гештальтпсихологии в отношении личности заключается в том, что она рассматривает человека как целостную систему, где все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это психологическое направление, которое рассматривает человека как целостную систему, где все элементы взаимодействуют и составляют единое целое.

Какие методологические основы лежат в основе гештальтпсихологии?

В основе гештальтпсихологии лежат методологические основы, связанные с понятием "поле" и его влиянием на человека. Гештальтпсихология рассматривает человека в контексте его взаимодействия с окружающей средой и считает, что именно взаимодействие с окружением определяет формирование личности.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это современная психологическая теория, разработанная Ф. Перлзом, основанная на концепции гештальта, то есть целостного восприятия и организации субъектом мира.

Какая историческая справка о гештальтпсихологии?

Историческая справка о гештальтпсихологии начинается с того, что понятие поля было заимствовано гештальтпсихологами из физики, где были сделаны важные открытия в изучении природы атома и магнетизма.

Какие методологические основы лежат в основе гештальтпсихологии?

В основе гештальтпсихологии лежат методологические основы, связанные с концепцией поля, где элементы выстраиваются в целостные системы, а также основы целостного восприятия и организации субъектом мира.

Какие законы физического поля открыли гештальтпсихологи?

Гештальтпсихологи изучали законы физического поля и открыли, что элементы в поле выстраиваются в целостные системы, что в свою очередь стало основой для развития гештальтпсихологии.

Кто разработал гештальтпсихологию?

Гештальтпсихологию разработал Ф. Перлз, он стал основателем этой теории и внёс значительный вклад в её развитие и распространение.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это направление в психологии, основанное на идеях о целостности восприятия и понимании мира. Она исследует, как мы организуем информацию и воспринимаем окружающую среду в целостных структурах и формируем гештальты - цельные образы и представления. Первоначально гештальтпсихология возникла в конце XIX - начале XX века в Германии, но с тех пор она распространилась по всему миру и оказала значительное влияние на различные области психологического исследования и практики.