Формирование целостной картины мира на уроках естествознания у младших школьников с умственной отсталостью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 46 46 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 01.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система обучения и воспитания младших школьников с умственной отсталостью 6
2. Характеристика их познавательной деятельности младших школьников с умственной отсталостью 10
3. Особенности формирования картины мира у младших школьников с умственной отсталостью 14
4. Задачи образовательные и коррекционные для формирования целостной картины у младших школьников с умственной отсталостью 28
4. Анализ образовательных технологий, направленных на формирование целостной картины у младших школьников с умственной отсталостью на уроках естествознания 33
6. Содержание работы по формированию формирования целостной картины у младших школьников с умственной отсталостью 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Фрагмент для ознакомления

Предпосылками эффективности коррекциивыступает несколько моментов. С одной стороны, конструирование реализуется в совместной деятельности со взрослым. С другой стороны, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребенка с эффективной. Также, учитываются индивидуальные особенности ПД ребенка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим. Образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью образования согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью вариант D разработана в двух вариантах: (вариант C) -для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и (вариант D) -для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития [3].Первый вариант предоставляет возможность педагогам разработать рабочую программу по работе с конкретным классом.Второй вариант предусматривает разработку специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для определенного ребенка.ФГОС содержит следующие разделы: 1. Целевой раздел второго варианта: пояснительная записка; прогнозируемые результаты усвоения учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными дефектами), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью; система оценки достижения учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития прогнозируемых результатов освоения АООП.2. Содержательный раздел: программа формирования базовых образовательных действий; программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области; программа нравственного развития; программа формирования экологической культуры, ЗОЖ; программа внеурочной деятельности; программа сотрудничества с родителями обучающихся.3. Организационный раздел: учебный план; система специальных условий осуществления АООП образования учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.В основу разработки АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены дифференцированный и деятельностный подходы. (вариант D)Дифференцированный подход означает, что будет проведен учет их особых образовательных потребностей, проявляющиеся в различных возможностях усвоения содержания образования. Главным средством осуществления деятельностного подхода в образовании является обучение в качестве процесса организации когнитивной и предметно-практической деятельности учащихся, которые обеспечивают овладение ими содержанием образования. Для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными дефектами), обладающих инвалидностью, дополняется индивидуальной программой реабилитации ребенка предполагающей создание специальных условий получения образования.6. Анализ АООП для детей с УО в разделе об окружающем миреРастительный мир.Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.Животный мир.Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).Объекты природы.Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.Явления природы.Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Показ и называние этих явлений на картинах и картинках, в видеосюжетах из жизни людей и животных в разные времена года и в разных природных условиях. Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). Закрепление представлений об одежде для разного погодного условия. В этюдах, пантомимах, жестово-образных играх, рисунках уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках. Чтение учащимся и разучивание с ними потешек, песенок стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.9. Содержание работы по формированию представлений об окружающемЦель работы состоит в формировании представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии людей с природой, бережного отношения к природе.Задачи:- формирование первоначальных представлений о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; - стимулирование интереса к многообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);- создание условий для появления речевой активности младших школьников и применения усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в каждодневной жизни;- формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;- ознакомление с функциональными свойствами объектов в ходе наблюдения и практического экспериментирования;- формирование представлений о природныхявлениях, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);- формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);- развитиесенсорно-перцептивных способностейобучающихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);- закрепление полученных представлений в ходесамых разных видов доступной обучающимся социально-бытовой деятельности.В ходе формирования представлений о неживой природе учащийся получает знания о природныхприроды, о цикличности в природе – сезонных изменениях, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности явленийприроды, знакомится с многообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по данным признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающихся обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: заниматься посадкой, поливом и ухаживать за растениями, кормить аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у младшего школьника с умственной отсталостью должно происходить по принципу «от частного к общему». Форма организации когнитивной деятельности обучающихся: индивидуальная.Ведущей формой работы педагога с учащимися на уроке является индивидуальный подход.Используют следующие методы обучения: демонстрацию, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседу, работу с учебником, самостоятельную работу и пр. Используют вербальный, наглядный, практический методы обучения.Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:3 - «удовлетворительно»когда учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий4 - «хорошо»когда учащиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий5 - «очень хорошо» (отлично) когда учащиеся верно выполняют свыше 65%Контроль предметных ЗУН предусматривает определение индивидуальной динамики прочности усвоения предмета учащимся, выставляются оценки, стимулирующие учебную и практическую деятельность, положительно влияющие на формирование жизненных компетенций.Содержание программы.Растительный мир.Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.Чтобы развивать регулирующую и исполнительскую функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его осуществления посредством символических средств: пиктограмм, карточек со словами.Животный мир.Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и пр.).Объекты природы.Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.Явления природы.Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Показ и называние данных явлений на картинах и картинках, в видеосюжетах из жизни людей и животных в разные времена года и в различных природных условиях. Представление о погоде текущего дня. Представления о человеческойдеятельности в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). Закрепление представлений об одежде для разного погодного условия. В этюдах, пантомимах, жестово-образных играх, рисунках уточнение представленийобучающихся о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках. Чтение обучающимся и разучивание с ними потешек, песенок стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.Требования к уровню подготовки обучающейсяОбучающийся должен уметь:Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт). Проявлять интерес к объектам живой природы. Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними. Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Учащийся должен знать об:Объектах неживой природы, среди которых огонь, почва, земля, воздух, лес, форма земной поверхности).Временах года, характерных признаках времен года, погодных изменений, их влиянии на человеческуюжизнь.Животный и растительный мир, их значении в человеческойжизни.Элементарные представления о течении времени.Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.п.ЗАКЛЮЧЕНИЕОкружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя: мир природы, мир людей, мир предметов, созданных руками человека. Ознакомление младших школьников с нарушениями интеллектуального развития с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Именно в нем закладывается основа для миропонимания, формирования естественнонаучной картины мира. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.У детей с нарушениями интеллектуального развития нарушено развитие всех психических процессов и познавательной сферы в целом.Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие дети могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Следовательно, необходима коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями развития по формированию представлений об окружающем мире, так как это оказывает существенное влияние на их дальнейшую социальную жизнь.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1. Баклагина Г. В., Ташлыкова Е. В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 113-114.
2. Васильева Г.Л. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039285 (дата обращения: 29.12.2019 ).


3. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Ж «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2003 - № 3.
4. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3.
5. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.
6. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
7. Дыбина, О. Игра — путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
8. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. - М.: НПО «Образование», 1995. - 400 с:
9. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь, 2007. – 392 с.
10. Колосова Т.А. Специфика самоидентификации у старших подростков с умственной отсталостью. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2003. - № 8-2 (15). – С. 130-132.
11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001.
12. Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: дис. ... канд. психол. Наук. -Иркутск, 2006. - 193 с.
13. Кудрина С.В. Окружающий мир (программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.: «ВЛАДОС», 2014.
14. Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2014.
15. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики - М.: Академия, 2010. - 224 с.
16. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
17. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков, 1999.
18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Academia, 2004. – 160с.
20. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. / Ред. Шипицына Л.М. – М.: Academia, 2014. – 224 с.
21. Психология лиц с умственной отсталостью. / Сост. Калмыкова Е.А. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
23. Симкин М.Ф. Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе. // Сибирский психологический журнал, 2007. – С. 204-209.
24. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
25. Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
26. Унковская, Е.С. Уровень сформированности социально-бытовых навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2009. № 3.
27. Шевченко, С. Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 23-27.
28. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб.: Речь, 2005. – 480 с.
29. Якобсон С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М., 1977.

Вопрос-ответ:

Какие особенности в познавательной деятельности младших школьников с умственной отсталостью?

Одной из особенностей познавательной деятельности младших школьников с умственной отсталостью является низкий уровень развития интеллекта. Они имеют ограниченные познавательные возможности и трудности в усвоении нового материала. Также у них часто наблюдаются затруднения в концентрации внимания и запоминании информации.

Каким образом формируется целостная картина мира у младших школьников с умственной отсталостью?

Формирование целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью происходит через систематическую работу над расширением и углублением их знаний, развитием познавательных процессов и умений. Важно предоставлять им возможность познавать окружающий мир через самостоятельные наблюдения, эксперименты, игры и различные практические занятия. Также важно использовать доступный для них язык и разнообразные наглядные пособия.

Какие задачи ставятся перед учителями при формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью?

Учителя ставят перед собой задачи образовательные и коррекционные. Образовательная задача заключается в расширении и углублении знаний учащихся, развитии их познавательных процессов и умений. Коррекционная задача направлена на преодоление трудностей в усвоении нового материала, поддержку интереса к обучению и развитие основных когнитивных функций.

Какие системы обучения и воспитания применяются для учебного процесса с младшими школьниками с умственной отсталостью?

Для учебного процесса с младшими школьниками с умственной отсталостью применяются различные системы обучения и воспитания. Например, индивидуальный подход, который позволяет учителю учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать учебный материал под его уровень развития. Также используется коллективный подход, при котором дети работают в группе, обмениваются опытом и взаимодействуют друг с другом.

Какие методы использовать при формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью?

При формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью рекомендуется использовать методы дифференцированного обучения, визуальные и наглядные пособия, игровые и практические деятельности. Такие методы помогут ученикам лучше понять и запомнить информацию, а также активизировать их познавательную деятельность.

Какие особенности имеет познавательная деятельность у младших школьников с умственной отсталостью?

Познавательная деятельность у младших школьников с умственной отсталостью часто характеризуется низкой уровнем абстрактного и логического мышления, затруднениями с концентрацией и восприятием информации, а также с оценкой и сравнением объектов и явлений. Это требует от учителя более тщательной и развернутой работы по формированию навыков познания.

Какие задачи стоят перед учителем при формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью?

У учителя при формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью стоят задачи: развитие навыков наблюдения, анализа и сравнения объектов и явлений; формирование представлений о природе, животном и растительном мире, человеке и его организме; развитие навыков работы с различными пособиями и источниками информации; привитие интереса к изучению окружающего мира.

Какие методы и средства обучения рекомендуется использовать при работе с младшими школьниками с умственной отсталостью?

При работе с младшими школьниками с умственной отсталостью рекомендуется использовать такие методы и средства обучения, как игры, практические занятия, визуальные и наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы. Такие методы помогут ученикам лучше усваивать материал и активизировать их познавательную деятельность.

Какая цель ставится перед учителем при формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью?

Основной целью учителя при формировании целостной картины мира у младших школьников с умственной отсталостью является обеспечение их доступа к знаниям и развитие познавательных способностей. Учитель стремится помочь детям понять окружающий мир, его законы и явления, а также формировать у них позитивное отношение к изучаемым предметам и желание учиться.

Какие особенности познавательной деятельности младших школьников с умственной отсталостью?

Младшие школьники с умственной отсталостью обычно имеют низкий уровень интеллектуальных способностей и ограниченные возможности восприятия, анализа и обработки информации. Они испытывают трудности с концентрацией внимания, усваиванием нового материала и применением полученных знаний на практике. Однако, при правильной методике обучения и поддержке со стороны учителя, они могут значительно прогрессировать и улучшить свои познавательные навыки.

Каким образом формируется целостная картина мира у младших школьников с умственной отсталостью?

Целостная картина мира формируется у младших школьников с умственной отсталостью путем систематического обучения и воспитания. В процессе уроков естествознания используются специальные методики и приемы, учитывающие особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью, такие как наглядность, конкретность, повторение и др. Учащиеся с умственной отсталостью получают индивидуальную поддержку и коррекцию, чтобы успешно формировать целостную картину мира.