Православное учение о спасении: процесс синергии человеческой воли и Божественной благодати
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 16.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ И ПРОБЛЕМА СПАСЕНИЯ 6
1.1.Сотворение человека в Священном Писании 6
1.2.Образ Адама и учение о рекапитуляции. Проблема грехопадения и его преодоления 12
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ВОЛЯ И СПАСЕНИЕ 19
2.1.Преодоление греха как цель человеческой жизни и проблема свободы человеческой воли 19
2.2.Ветхозаветный и новозаветный человек: проблема спасения человеческой души и роль покаяния и веры в спасении 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Очень глубоко и точно о покаянии и раскаянии пишет св. Иоанн Лествичник: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения» (Леств.5:1). ТО есть, без покаяния мы не сможем стяжать иные добродетели, в частности, добродетель смирения. Святителем и исповедником Василием Кинешемским отмечается: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план».То есть, покаяние должно направить человека по новому пути, обратить его к Господу и нравственному совершенствованию. Архимандрит Платон (Игумнов), рассуждая о покаянии, пишет: «Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Поскольку обычно человек постоянно находится во власти страстей, всякое эпизодическое раскаяние в совершенных грехах еще не является вполне адекватным понятию покаяния».Таким образом, покаяние является постоянным процессом, который помогает человеку бороться со страстями. Человек всегда является несовершенным, соответственно, нуждается в покаянии и раскаянии. Покаяние укрепляет христианина, помогает ему укрепиться в благочестии.Святитель Игнатий пишет: «Сила покаяния основана на силе Божьей: Врач Всемогущ, – и врачество, подаваемое Им, всемогуще».Нам достаточно вспомнить равноангельную Марию Египетскую, бывшую блудницу. Можно вспомнить святых мужей Моисея, Давида, Флавиана, которые были разбойниками, а потом взошли на вершины добродетельной жизни.Самая главная причина покаяния – действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).Вторая причина покаяния – наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Наши усилия в первую очередь должны быть направлены на вражду с грехом, самоукорение, тщательное исполнение заповедей Божьих и отказ от осуждения.Если человек верит в Искупителя, то у него начинается новая жизнь во Христе, эта жизнь управляется Духом Божиим и Божественным Провидением. Вера подразумевает, что мы принимаем Христа всем своим человеческим существом, а значит, мы не можем жить без покаяния, так как покаяние становится для нас духовной необходимостью. Итак, если человек верит и живет по вере, если он кается, то он получает оправдание, возрождение, он уже не осуждаем, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор.5: 19). Искупительные заслуги Христа настолько сильны, что искуплены все грехи человечества, причем, не имеет значения, насколько тяжким является грех. Человек, если верит, то очищается посредством веры и покаяния, которые неразрывно связаны, и получает освобождение.Святые Отцы Церкви постоянно писали о том, что покаяние согласно писанию Нового завета имеет столь же большое значение, как и вера. Покаяние воспитывает в человеке все необходимые добродетели, в частности, смирение и смиренномудрие. Если вера истинна, то человек испытывает духовную потребность в покаянии и добрых делах.Огромную помощь в обретении спасения христианину оказывают Таинства. В частности, это Таинство исповеди.Обратимся к чинопоследованию исповеди. Это чинопоследование представлено иерейскими молитвами и обращением к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедью. После завершения исповеди священником осуществляются возложение края епитрахили на голову кающемуся и чтение разрешительной молитвы. Затем кающемуся надлежит поцеловать Евангелие, а также крест, который лежит на аналое.Традиционно исповедь совершается после вечерней литургии или утром, когда литургия еще не началась, так как к причащению допускаются только те миряне, которые покаялись и исповедовались. Очень важно то, как человек готовится к исповеди. Здесь нет места формальности, так как человеку нужно проделать огромную духовную работу. Таинство покаяния или исповеди уникально и очень нужно христианину, соответственно, исповедь совершается всегда и везде, если есть законный тайносовершитель – православный священник. Согласно церковному уставу, подготовка к исповеди не требует особых молитвенных правил, соблюдения поста, самое главное, чтобы человек веровал и раскаивался. Безусловно, принимающий исповедь должен быть крещен, признавать законы православия, испытывать неподдельное раскаяние, поскольку в исповеди человек исповедуется не священнику, а Богу.Как уже отмечалось ранее, грех – понятие широкое, то есть, это могут быть и страсти, которые отличают природу человека, а также и случаи, когда человек преступает Божественные заповеди. Покаяния является состоянием бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремлением далее бороться со своими страстями. Итак, приготовление к исповеди означает, что человек анализирует свои дела и мысли с позиции Божественного закона, он молится Богу об истинном покаянии и прощении. Если грехи были совершены в далеком прошлом, то они также могут быть исповеданы, например, если человек забыл это сделать или испытывал стыд, не проявлял искренности в своем раскаянии. Безусловно, если человек раскаивается искренне, то такие грехи Господь прощает абсолютно и полностью. Тем не менее, человек не должен забывать свои грехи, человек запоминает их ради стяжания смирения и сохранности от будущего падения. Священник, который является свидетелем и ходатаем человека пред Богом, слушает исповедь, а также, если посчитает нужным, может задать те или иные вопросы, дать наставления. Священник обязательно молится о том, чтобы грехи были отпущены. Если священник видит, что человек искренен в своем деянии, то читается разрешительная молитва. Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, что касается «разрешительной» молитвы, то это есть своего рода печать, которая удостоверяет факт того, что Таинство совершилось. Прощенный грешник берет у священника благословение.Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Если человек готовился к причастию, то ему надлежит спросить: «Благословите причаститься?» – и, если ответ является положительным, то он принимает Таинство Евхаристии. В связи с этим следует обратиться к важнейшему Таинству Евхаристии.Итак, в первую очередь, следует коснуться вопроса относительно действительности Тела и Крови Христа в Евхаристии. Относительно первого вопроса – представляют ли хлеб и вино действительные Тело и Кровь Христа по самому своему существу – можно сказать, что и свт. Иоанном Златоустом он решается в положительном ключе. Это указано во многих его творениях. Причем, святитель выражает свое удивление тому, что люди сожалеют о том, что не были современниками Христа, но при этом обладая Таинством Евхаристии. Как считал Иоанн Златоуст, данное Таинство дает возможность узреть Христа, прикоснуться к Нему так, как они прикасались бы к Нему, если бы жили в Палестине в первой половине I века нашей эры. «Вот ты видишь Его, - говорит свт. Иоанн, - прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться и вкушать и принимать внутрь (αψασθαι και φαγειν και λαβειν ενδον)».Это позволяет говорить о том, что евхаристические хлеб и вино – это есть истинное Тело, Кровь Христа. Свт. Иоанном Златоустом, когда речь заходит о вкушении Христа, употребляются достаточно реалистичные выражения – например, святитель пишет, что мы «угрызаем» Христа. Однако учение свт. Иоанна Златоуста об Евхаристии является настолько сложным, прикровенным, что дает возможности для появления разного рода трактовок и интерпретаций. Например, согласно позиции протестантских богословов, слова Иоанна Златоуста обладают спиритуалистическим характером. А это значит, что учение святителя об Евхаристии является символическим. В частности, это такие выражения, как «духовная пища», «духовное питие», «пиршество духовное».И все же, для православных богословов здесь отсутствует какое-то противоречие. Здесь уместно обратиться к толкованию Златоуста на слова ап. Павла: «все пили одно и то же духовное питие» (1 Кор. 10, 4) (речь идет о той воде, которую Моисей высек из скалы – см. Исх. 17, 1-7). Святитель дает следующий комментарий: «Он назвал это питие духовным не потому, чтобы оно было таким по своей природе, но потому, что было таким по способу произведения. (…) Не свойство камня, но сила действующего Бога произвела эти потоки». Таким образом, Евхаристия является духовной пищей, поскольку ее совершение достигается в том числе и посредством силы Святого Духа. Наконец, важно сказать о роли Таинства Крещения в обретении спасения. Таинство Крещения является священным действием, в рамках которого тот человек, который верует во Христа, троекратно погружается в воду, также в ходе данного Таинства произносятся слова: «крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, аминь» – омывается от первородного греха. Таким образом, Крещение обладает огромной очистительной силой, а также помогает человеку пойти в Царство Христово. Святые Отцы Церкви отмечают, что Таинство Крещения есть дверь в Церковь Христа, это самое важное Таинство, которое является необходимым для спасения. Также в христианском катехизисе указано, что верующий в Крещении очищается и умирает для жизни греховной и плотской, а далее идет его возрождение в жизнь духовную. Посредством Крещения человек получает спасительную благодать Духа Святого. Исключительная важность Таинства Крещения была отмечена в Священном Писании, в частности, там указано, что Крещение очищает от греха, проклятия и вечной смерти, освящая и воссоздавая доселе греховное человеческое естество: «Аще кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).Эти слова были произнесены Спасителем в беседе с Никодимом. Этими словами Спаситель указал на безусловную необходимость Крещения для спасения. Истинно, истинно говорю тебе: если кто-то не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царствие Божие. Когда Никодим выразил недоумение, как может человек родиться, будучи стар, то Спаситель указывает, что новое рождение будет совершаться водой и Духом. Таким образом, речь идет не о физическом возрождении и рождении, а именно о духовном. Только через Крещение мы получаем благодать Святого Духа. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежа к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие нельзя описать, оно является беспредельным, не обладает образом и видом. Он является Существом бестелесным, и не имеющим формы, и невидимым, и неописуемым. За счет Собственного Божественного вездеприсутствия Святой Дух пребывает и в уверовавшем во Спасителя человеке, сообщив ему неведомое до этого познание Творца, приобщив его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке - это благодать Святого Духа, потому что Святой Дух непостижимым образом вселяется в человека, обитая и пребывая в нем.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, человек в православии создан по образу и подобию Бога. Бог выступает в качестве Первопричины появления нашего мира и человека. Мир рождается из ничего благодаря силе Божественного волеизъявления. Возможность сотворения мира из ничего объясняется тем, что Бог является абсолютной Личностью, которой не нужны материалы для совершения акта творения. Несмотря на то, что мир был создан Богом без зла, зло родилось в нем за счет того, что мир населен сущностями, обладающими свободой и разумом, кроме того, мир ограничен, так как лишен Божественной природы. Тем не менее, в Божьих очах этот грешный мир все равно имеет большую ценность. Наконец, важно отметить, что если бы Бог создал изначально совершенный и лучший из миров, то в нем было бы невозможно нравственное и духовное развитие человека, ради которых человек и приходит в этот мир. Согласно христианскому догмату человек приближается к Богу только через посредника – богочеловека Иисуса Христа. В основе христианского вероучения вера в то, что Иисус Христос является одновременно человеком и богом. Христос является вторым Адамом, это Воплощенное Слово, Бог становится человеком, обретает человеческую природу, чтобы даровать человечеству мир. Служение, посредством которого Иисусом было совершено Искупление или Спасение людей, как Мессия или Христос (что означает помазанный, то есть по человечеству преисполненный всеми дарами Духа Святаго), является по характеру своему трояким – пророческим, первосвященническим и царским. Открытие пророческого достоинства осуществляется в учении Христа, его пророчествах и чудесах, первосвященническое – в том, что Он принес Себя в жертву ради того, чтобы принести искупление роду человеческому, царское – во владычестве или самодержавии Христа над Божиим Царством. В узком смысле оправдание или искупление приурочено к первосвященническому служению Христа, то есть здесь подразумевается, что Иисус принес Себя в жертву для искупления всего человечества. Ветхозаветное человечество не знало спасения, поскольку оно нуждалось в подготовительном воспитательном этапе. Приход Христа состоялся именно в тот момент, когда человечество достигает достаточного уровня нравственной духовной зрелости. Также посредством спасительной жертвы Христа стал для человека возможен путь достижения обожения. Для исцеления человечества возникла нужда в особой Божественной помощи, искупительной жертве Спасителя, посредством которой обновилось само естество человечества, которое нарушилось вследствие грехопадения. Вследствие этого изменились отношения между Богом и человеком, поскольку при сложившихся отношениях между Богом и человеком после грехопадения подобная помощь оказалась невозможной. Вся история Ветхого Завета – это свидетельство того, что через естественную человеческую праведность невозможно обрести спасение. Для спасения человека вера крайне важна, однако истинная вера предполагает осознание греховности и обязательное покаяние, таким образом, именно покаяние помогает человеку пройти путь приближения к Богу. Все основные добродетели являются связанными между собой, то есть, без покаяния мы не можем стать смиренными, в полной мере постичь величие Искупительный Жертвы Христа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАфанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32. Дергалев С., свящ. Введение в православную аскетику. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/4_3Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.htmlИоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/Ириней Лионский, свщм. Доказательство апостольской проповеди.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/Ириней Лионский, свщм. Против ересей.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/Каплан И. Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-adam-v-bogoslovii-svyashhennomuchenika-irineya-lionskogo/Киприан (Керн), арх. Патрология.// https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologija-kern/Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003.http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_06-all.shtmlМалков П. Таинства в Православной Церкви.// https://azbyka.ru/tainstva-v-pravoslavnoj-cerkviМихаил (Богатырев), свящ. Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом./Православие и современность. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 НикифоровМ. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26. Помазанский М., прот. Православное Догматическое богословие. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/3_3Священное Писание Нового завета.// http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/svjashhennoe-pisanie-novogo-zaveta-posobie_1.shtmlСергий Страгородский арх. Православное учение о спасении. – Казань, 1898.Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2006. Филипп (Сампсонов), диакон. Сотериологическая концепция священномученика Иринея Лионского.// http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=5212Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 375.
1. Афанасьев Н., прот. Таинства и тайнодействия // Православная мысль. - П., 1951. Вып. VIII. – С. 21-32.
2. Дергалев С., свящ. Введение в православную аскетику. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/4_3
3. Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903
4. Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.html
5. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/
6. Ириней Лионский, свщм. Доказательство апостольской проповеди.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/
7. Ириней Лионский, свщм. Против ересей.// https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/
8. Каплан И. Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-adam-v-bogoslovii-svyashhennomuchenika-irineya-lionskogo/
9. Киприан (Керн), арх. Патрология.// https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/patrologija-kern/
10. Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003. http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_06-all.shtml
11. Малков П. Таинства в Православной Церкви.// https://azbyka.ru/tainstva-v-pravoslavnoj-cerkvi
12. Михаил (Богатырев), свящ. Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом./Православие и современность. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom
13. Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404
14. Никифоров М. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26.
15. Помазанский М., прот. Православное Догматическое богословие. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/3_3
16. Священное Писание Нового завета.// http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/svjashhennoe-pisanie-novogo-zaveta-posobie_1.shtml
17. Сергий Страгородский арх. Православное учение о спасении. – Казань, 1898.
18. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2006.
19. Филипп (Сампсонов), диакон. Сотериологическая концепция священномученика Иринея Лионского.// http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=5212
20. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 375.
Вопрос-ответ:
Какое учение о спасении проповедует Православная церковь?
Православная церковь проповедует учение о спасении через синергию человеческой воли и Божественной благодати.
В чем состоит процесс синергии человеческой воли и Божественной благодати в православном учении о спасении?
Синергия в православном учении о спасении означает взаимодействие человеческой воли с Божественной благодатью. Человек активно стремится к спасению, проявляя свою веру, покаяние и добрые дела, в то время как Божественная благодать помогает и поддерживает его в этом усилии.
Какое значение имеет сотворение человека по образу Божьему в православной теологии?
Сотворение человека по образу Божьему означает, что человек обладает даром свободы воли и морального выбора, а также способностью к общению с Богом.
В чем заключается проблема спасения в православном учении?
Проблема спасения в православном учении связана с грехопадением первых людей, Адама и Евы, и их потомков. Грех нарушает единство человека с Богом и приносит страдания и смерть. Спасение состоит в преодолении этой проблемы через усилие человека и помощь Божьей благодати.
Какое место занимает человеческая воля в проблеме спасения по православию?
Воля человека имеет важное значение в проблеме спасения по православию. Человек должен активно стремиться к спасению, принимая веру, исповедуя свои грехи, покаянием и осуществляя добрые дела. Воля человека взаимодействует с Божественной благодатью, которая помогает и поддерживает его в этом процессе.
Какое учение о спасении согласно православной вере?
Согласно православной вере, учение о спасении основано на синергии - взаимодействии человеческой воли и Божественной благодати.
Что означает понятие "синергия" в контексте православного учения о спасении?
Синергия означает сотрудничество, согласованное действие человека и Бога в процессе спасения. Человек осуществляет свободный выбор покаяния и обращения к Богу, а Бог дарует благодать для спасения.
Какое значение имеет сотворение человека по образу Божьему в учении о спасении?
Сотворение человека по образу Божьему означает, что человек обладает свободной волей и имеет способность к сотрудничеству с Богом в процессе спасения.
Какая проблема решается через учение о рекапитуляции в православии?
Учение о рекапитуляции решает проблему грехопадения и предлагает способ преодоления последствий греха через Христово искупление на кресте.
Какую цель имеет преодоление греха в учении о спасении?
Целью преодоления греха в учении о спасении является восстановление общения с Богом и достижение спасения, которое предлагается через Божественную благодать.
Какое учение проповедует православие о спасении человека?
Православное учение о спасении представляет собой процесс синергии человеческой воли и Божественной благодати. Оно утверждает, что спасение возможно только через сотрудничество человека с Богом и его собственными усилиями в исполнении Божьей воли и следовании заповедям. В этом процессе важен активный выбор и принятие веры со стороны человека, а также приходит Божественная помощь в виде благодати, которая восстановляет человека и благодетельно влияет на его спасение.
В чем заключается проблема спасения по учению православия?
По учению православного христианства, проблема спасения состоит в преодолении грехопадения и возвращении к изначальному образу Божьему. В Священном Писании рассказывается о том, как Бог сотворил человека по Своему образу, но грехопадение отвратило человека от Божьего благодатного общения и привело к разлуке с Богом. Человеку стало недоступно полное общение с Богом без помощи и вмешательства Божьей благодати. Поэтому человек должен сам активно стремиться к Богу, исполнять Его волю и принимать Его благодать, чтобы преодолеть грех и достичь спасения.