Формирование читательских умений младших школьников в процессе изучения художественной прозы»
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 24.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Ведение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический аспект исследования……………..…………….4
1.1 Характеристика читательских умений…………………..………………4
1.2 Особенности восприятия детьми художественной прозы……………..9
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа ………………………...14
2.1 Констатирующий этап…………………………………………………..14
2.2 Формирующий этап.…………………………………………………….18
2.3 Контрольный этап……………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………
Каждой группе можно предложить рабочий лист, в котором обозначены основные этапы работы в соответствии с разработанным планом: 1. Прочитать свою часть текста. 2. Выписать действующих лиц на рабочий лист, установить связь между ними и определить последовательность событий. Отразить последовательность и связь между героями на схеме. 3. Озаглавить часть произведения. Для представления результатов работы группы можно предложить помощь в виде «Помощников представления» (Н.Б. Шумакова). Вместе с рабочим листом учитель предлагает лист с некоторыми подсказками: 1. Мы прочитали… 2. Мы решили, что действующие герои в этом отрывке… 3. На схеме мы представили… 4. Мы решили, что данную часть текста можно озаглавить… потому что …Задание 6. Литературная игра «Удивительные превращения». Задание. Вспомните, в кого превращались герои сказок? 1. Князь Гвидон (В комара, муху, шмеля) 2. Великан-людоед из сказки «Кот в сапогах» (Во льва, мышь) 3. Красивый мальчик Якоб (В карлика) 4. Одиннадцать братьев-принцев (В диких лебедей) 5. Коротышка Листик (В ослика)Формирование читательских умений полностью зависит от грамотной работы учителя, который умело внедряет разнообразные формы работы в учебно-воспитательный процесс, использует различные приемы и способы развития познавательной активности и читательского интереса младших школьников и создает необходимые для этого условия.2.3. Контрольный этапДля того, чтобы оценить продуктивность формирующего этапа эксперимента, был разработан ряд заданий, которые ученики 4 класса должны были выполнить. На основании результата можно определить, насколько успешно прошёл разработанный урок, усвоили ли ученики младшей школы новые знания и умения.Оценивание заданий диагностики в каждой группе происходит таким же образом, что и на констатирующем этапе: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 0-1 балл – низкий уровень. Количество баллов в каждой группе заданий определялось высчитыванием среднего арифметического значения.Для анализа была предложена повесть А. Экзюпери «Маленький принц».Задание 1. Как персонажи повести взаимодействуют между собой? Напишите.Задание 2. Опишите отношение автора к ситуации, сложившейся в тексте. В чём это проявляется? Согласны ли вы с позицией автора?Задание 3. В чём заключается идея повести?Задание 4. Опишите героев произведения. Кто, на ваш взгляд, выделяется из всех?Задание 5. Что вы думаете по поводу поведения Розы?Задание 6. Использует ли автор эпитеты, сравнения, олицетворения? Если да, то какие?Задание 7. Что Маленький принц любит больше всего?Задание 8. Что говорит о герое его увлечение смотреть на закат?Задание 9. Почему автор так серьёзно относится к проблеме баобабов?Задание 10. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.Задание 11. Как автор относится к взрослым?Задание 12. Попробуйте нарисовать удава, который съел слона.Задание 13. С какой планеты прибыл Маленький Принц?Задание 14. Чем отличается эта планета?Задание 15. На каких еще планетах был Маленький Принц? Кого он там видел?Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что общий уровень читательских умений можно назвать высоким. Ученица Анна М. показала довольно обширное знание текста, она подробно описала животных из рассказа (так, как она их представляет), также она написала, что принц выделяется тем, что может летать и не живёт а нашей, а значит, он более возвышенный, чем остальные герои, у него другое мышление, он видел больше, чем те, кто живёт на Земле.Ученик Иван Р. Нарисовал довольно подробную и яркую иллюстрацию, его размышления по поводу идеи повести представляют большой интерес, а знание языковых средств вызывают лишь похвалу. Интересна его позиция по поводу авторского отношения ко взрослым. Он разделяет мнение автора и пишет, что взрослые зачастую так погружены в свои проблемы, что абсолютно не замечают мелких радостей, которыми наполнена жизнь. Дети же, в свою очередь, видят эти радости (они вообще больше внимания уделяют деталям) и умеют находить счастье в простых вещах. По мнению ученика, такое умение является очень важным, но с возрастом оно утрачивается.Ученик Артём Б. показал средний уровень сформированности умений. Он не в полной мере понимает идею произведения, однако совершал попытки написать своё мнение, что нельзя не похвалить. Его иллюстрации также очень яркие и занимательные. Артёму нужно немного поработать над изучением языковых средств художественной выразительности, но в целом, его результат выше, чем на первом этапе эксперимента.Таким образом, высокий уровень читательских умений поднялся с 5 до 20 человек, это 89, 4% всего класса. У остальных 6 человек уровень читательских умений можно назвать средним. Результаты диагностики говорят о преобладании высокого уровня читательских умений у учеников 4 «Б» класса.Таким образом, была проведена диагностика уровня сформированности читательских умений у обучающихся 4 класса в форме комплексной письменной работы. Результаты получены следующие: высокий уровень читательских умений всего у пяти человек, это составляет 18,6% от всего класса. Средний уровень читательских умений у 10 человек из класса, что составляет 37,3%, и низкий уровень читательских умений у большинства - 11 человек (43,4%). Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся 4 класса.Затем был разработан урок с учётом всех психологических особенностей учеников. Урок включал в себя самые разные задания, включая игровую форму, а также частую смену деятельности, что очень важно для работы с детьми начальной школы. После проведения урока мы совершили последний этап эксперимента – контрольный. Контроль показал, что высокий уровень читательских умений поднялся с 5 до 20 человек, это 89, 4% всего класса. У остальных 6 человек уровень читательских умений можно назвать средним.ЗаключениеИзучив педагогическую, методическую и психологическую литературу, мы выявилипроблему формирования читательских умений у учеников младшей школы. Огромную роль в развитии ребенка играет формирование читательских умений: умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст по названию / иллюстрации; умения осваивать идею произведения;умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины; умения воссоздавать в воображении художественные картины; умения воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка.Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.Главная задача литературного образования в начальном общем образовании – научить начинающих читателей видеть функции средств литературного языка, ощущать их неповторимость и красоту. Нужно уделять внимание развитию способности сопереживания литературным героям, описанию словом чувств, которые испытывает читатель-ребенок в процессе читательской деятельности. Была проведена диагностика сформированности читательских умений у младших школьников, организованная в форме комплексной письменной работы. Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся 4 класса. На основании теоретического анализа проблемы формирования читательских умений у младших школьников, анализа учебных хрестоматий по литературному чтению и проведенной диагностики, мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности читательских умений у обучающихся начального общего образования.Контрольный этап эксперимента показал, что правильно разработанный урок в соответствии с психологическими особенностями детей может значительно повысить уровень сформированности читательских умений учеников.Список литературыАлексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М.: АСТ, 2008. 180 с.Баязова Л.Б., Волков В.А. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Начальная школа. 1998. С. 60-63.Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. Вологда, 2009. С. 54-59.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.Васильева М.С Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Просвещение, 2009. 342 с.Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. проф. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная литература, 2009. 321 с.Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2009. 178 с.Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. №8. С. 48-58.Горецкий В.Г. Вопросы методики чтения в начальной школе / В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова. М.: ЭКСМО, 2009. 245 с.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука+, 2009. 267 с.Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1999. С. 56-59.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 2010. №8. С. 52-62.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке // Начальная школа. 2010. № 6. С. 34-40.Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа. 1998. №9. С. 11-16.Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы: Чтение. М.: Дрофа, 2008. 187 с.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2013. 224 с.Китаева А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах // Начальная школа. 2006. С. 48-51.Кубасова О.В. Учим читать: Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. 80 с.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. С. 40-67.Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. М.: Педагогика, 1980. 160 с.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. 3. изд., перераб. и доп. Тула : Родничок; Москва : АСТ, 2003. 176 с.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 2006. 246 сНи Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу // Начальная школа. 2007. №5. С. 59-63.Ниталимова Л.В., Развитие читательского интереса младших школьников / Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова. М.: Ментор. 2012. №1. С. 11-13.Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения // Русский язык и литература. 2001. №4. С. 33-47.Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. 144 с.Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе. М.: Астель, 2001. 427 сРыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 381 с.Смирнова В.Н. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. М.: ЭКСМО, 2011. 278 с.Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. М.: Просвещение, 2010. 267 сФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Вентана-Граф, 2014. 31 с.Экзюпери А. Маленький Принц. Эксмодетство, 2015. 112 с.Эльконин Д.Б. Диагностика успешности в начальной школе / Д.Б. Эльконин, И.Д. Фрумин, П.Г. Нежнова. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009.Яковлева В.И. Чтение в начальных классах / В.И. Яковлева, Е.А. Адамович. М.: Педагогика, 2007. 263 с.
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М.: АСТ, 2008. 180 с.
2. Баязова Л.Б., Волков В.А. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Начальная школа. 1998. С. 60-63.
3. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. Вологда, 2009. С. 54-59.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
5. Васильева М.С Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Просвещение, 2009. 342 с.
6. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. проф. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная литература, 2009. 321 с.
7. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2009. 178 с.
8. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. №8. С. 48-58.
9. Горецкий В.Г. Вопросы методики чтения в начальной школе / В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова. М.: ЭКСМО, 2009. 245 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука+, 2009. 267 с.
11. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1999. С. 56-59.
12. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 2010. №8. С. 52-62.
13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.
14. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке // Начальная школа. 2010. № 6. С. 34-40.
15. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа. 1998. №9. С. 11-16.
16. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы: Чтение. М.: Дрофа, 2008. 187 с.
17. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2013. 224 с.
18. Китаева А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах // Начальная школа. 2006. С. 48-51.
19. Кубасова О.В. Учим читать: Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. 80 с.
20. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. С. 40-67.
21. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. М.: Педагогика, 1980. 160 с.
22. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. 3. изд., перераб. и доп. Тула : Родничок; Москва : АСТ, 2003. 176 с.
23. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 2006. 246 с
24. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу // Начальная школа. 2007. №5. С. 59-63.
25. Ниталимова Л.В., Развитие читательского интереса младших школьников / Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова. М.: Ментор. 2012. №1. С. 11-13.
26. Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения // Русский язык и литература. 2001. №4. С. 33-47.
27. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. 144 с.
28. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе. М.: Астель, 2001. 427 с
29. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 381 с.
30. Смирнова В.Н. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. М.: ЭКСМО, 2011. 278 с.
31. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. М.: Просвещение, 2010. 267 с
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Вентана-Граф, 2014. 31 с.
33. Экзюпери А. Маленький Принц. Эксмодетство, 2015. 112 с.
34. Эльконин Д.Б. Диагностика успешности в начальной школе / Д.Б. Эльконин, И.Д. Фрумин, П.Г. Нежнова. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009.
35. Яковлева В.И. Чтение в начальных классах / В.И. Яковлева, Е.А. Адамович. М.: Педагогика, 2007. 263 с.
Вопрос-ответ:
Какие цели преследуются в исследовании?
В исследовании ставятся цели изучить теоретический аспект формирования читательских умений у младших школьников, а также провести опытно-экспериментальную работу для выявления особенностей восприятия детьми художественной прозы.
Что такое читательские умения?
Читательские умения - это навыки, позволяющие понимать, анализировать и воспринимать тексты, развивать критическое мышление и эмоциональную отзывчивость на произведения литературы.
Какие особенности восприятия художественной прозы у детей?
У детей есть свои особенности восприятия художественной прозы, такие как повышенная воображение, эмоциональность, способность сопреживать героям и эмпатия. Они могут оценивать действия персонажей и понимать глубинные смыслы произведений.
Какие этапы включает опытно-экспериментальная работа?
Опытно-экспериментальная работа включает констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап. На первом этапе проводится изучение и анализ существующих знаний о читательских умениях, на втором этапе проводятся занятия и тренировки с детьми для развития у них читательских умений, на третьем этапе проводится контроль и оценка результатов.
Зачем изучать читательские умения в младшей школе?
Изучение читательских умений в младшей школе важно для развития у детей интереса к чтению, умения понимать и анализировать тексты, развития эмоциональной отзывчивости и критического мышления. Это помогает формировать личность ребенка и развивать его интеллектуальные способности.
Какие читательские умения формируются у младших школьников в процессе изучения художественной прозы?
У младших школьников в процессе изучения художественной прозы формируются такие читательские умения, как умение понимать содержание произведения, анализировать характеры героев, сопоставлять события, оценивать произведение и принимать субъективное отношение к нему.
Какие особенности восприятия художественной прозы у детей?
У детей возникает особое восприятие художественной прозы, характеризующееся их эмоциональной вовлеченностью в сюжет и переживанием героев. Дети воспринимают текст более образно, ассоциативно и интуитивно.
Какой этап проводится на опытно-экспериментальной работе в процессе формирования читательских умений младших школьников в изучении художественной прозы?
На опытно-экспериментальной работе проводится констатирующий этап, на котором определяется уровень читательских умений у детей в начале занятий, чтобы определить их дальнейший прогресс и эффективность обучения.
Какие методы применяются на опытно-экспериментальной работе в процессе формирования читательских умений младших школьников?
В процессе опытно-экспериментальной работы используются такие методы, как чтение художественной литературы в классе, обсуждение прочитанных произведений, выполнение творческих заданий, рефлексия и обратная связь.
Каковы основные этапы опытно-экспериментальной работы при формировании читательских умений младших школьников?
Основные этапы опытно-экспериментальной работы включают констатирующий этап, на котором проводится диагностика уровня читательских умений у детей в начале занятий, формирующий этап, на котором осуществляется обучение и формирование читательских умений, и контрольный этап, на котором проводится повторная диагностика и оценка результатов.
Зачем нужно формировать читательские умения у младших школьников в процессе изучения художественной прозы?
Формирование читательских умений у младших школьников в процессе изучения художественной прозы имеет несколько целей. Во-первых, это помогает развить интерес к чтению и любовь к книгам. Во-вторых, читательские умения помогают детям лучше понять и воспринимать содержание прочитанного, улучшают их внимание и концентрацию. Кроме того, формирование читательских умений способствует развитию мышления и воображения, расширению словарного запаса и развитию эмоциональной сферы.