Студийное театральное движение в россии в XX веке
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 30.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ СТУДИЙНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. 5
1.1 Студия на Поварской – первый опыт создания театра-студии. 5
1.2 Студийное движение как форма обновления театра 9
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СТУДИЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСЛЕ 60-Х ГОДОВ 12
2.1 Культурная жизнь России в 60-90-е годы и новые этапы студийного движения 12
2.2 Театры-студии 80-х, 90-х годов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Анализ творчества студии с точки зрения динамики ее развития также позволяет выявить основной смысл ее существования. Он заключается в реформировании устаревших сценических форм, чтобы поднять театральное искусство на более высокий уровень.Экскурсия по истории альтернативного движения дает основание сделать вывод, что взлеты и падения студийной деятельности наблюдаются в определенные моменты истории - обычно это критические годы развития общества.История движения делится на три основных этапа, хотя есть еще «поколения» театроведения. Изучение социально-экономических изменений, политической и культурной жизни в обществе в годы большого наплыва студийного творчества позволяет сделать вывод, что возрождение студийного движения связано не только с необходимостью смены театрального языка, но и с возможностью благоприятное творческое развитие, о чем свидетельствует история театра.В опубликованном в апреле 1988 г. проекте «Положения об учебных театрах» указано, что «Студия Театральное» - это новый способ организации театрального творчества, сочетающий в своей деятельности любительский и профессиональный начала, а деятельность «малых» театров дополняет существующие формы организации творчества профессионалов и любителей. Рождение театров-студий было трудным и драматичным. Завершение третьего этапа развития студийного движения связано с формированием новых мобильных коллективов в Российском государстве.Период создания новых коллективов совпал не только с перестройкой театральной деятельности, но и с глубокими экономическими и политическими изменениями в жизни страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕСтудии стали центрами нового театра. Они разработали новые методы игры и предложили решение философских и этических вопросов. Постепенно концентрируя вокруг себя изначально маленького, но прогрессивного зрителя, они получали от него духовную среду, необходимую для работы в большей степени, чем материальную помощь. Впоследствии студии планировали взорвать старый театр. Доказав свое право на существование, они должны были убедить «широкую публику» в своей справедливости. Включая экспериментальные задачи, не относящиеся к театральному большинству, в круг своей деятельности они стали местом интенсивных поисков и необузданных нововведений. Студии отточены и отточены сценическим мастерством.Однако экспериментами дело не ограничилось. Самодостаточный опыт, «соблазнительно взятый в сторону абстрактного эстетизма и обогащающий вымышленными методами общий ход всей русской сцены, никоим образом не гарантировал рождение театра. Между тем каждая студия стремилась к полноценному театру, более того, стремилась «обновить» и «оправдать» театр. Вторая и наиболее любопытная характеристика студий: студия задумывалась и впервые жила как единый организм, объединенный общностью задач и художественных установок. Самая естественная форма рождения театра-студии - школа. Из школы, на протяжении нескольких лет объединявшей театральную молодежь в общей жизни и творчестве, рождается зерно труппы, объединенное единством сценической техники, интересов и мироощущения.По этому пути идут Первая студия МХАТ, Студия Евгения Вахтангова (Мансуровская), Студия Малого театра и др. Педагогическая составляющая актерского образования соединяется с экспериментальными задачами по созданию новой театральной техники. Театральная педагогика по большей части не только учит определенной технике, но и служит для выявления определенного отношения.В области основных эстетических требований «студийный стиль» подчеркивал те принципы театрального построения, которые были неотъемлемым результатом предыдущего десятилетия: «техничная единица» и «стилевая единица». Траектория школы-студии-театра открыла дорогу новым подразделениям. Он также служил развитию общего восприятия мира, поскольку театр должен быть выражением определенного духовного единства. «Studiosity» уточнила и уточнила принципы работы этих «юнитов» и сделала их наиболее эффективными.В какой-то момент перед любой студией встал вопрос: ограничится ли круг ее развития самой студией и, с устранением замкнутого видения, их органическим единством? кто там работает, умрет; или, выйдя за пределы замкнутости и включившись в общий круг жизни, студия разовьет свое мировосприятие и превратится в театр. Для многих противоречия «студента» возникли в непростой период перехода от студии к театру.В истории движения есть три основных этапа, хотя «поколений» театральных студий больше. Изучение социально-экономических, политических и культурных трансформаций общества за годы широкого студийного творчества позволяет сделать вывод, что всплески в развитии студийного движения обусловлены не только необходимостью смены театрального языка, но и возможность благоприятного творческого развития, о чем свидетельствует история театра.Первый бум студийного творчества, как известно, пришелся на Россию в 20-30-е годы. Можно даже сказать, что в те годы театральное искусство было преимущественно студийным. Студии, созданные в период революционных изменений и вызванные большими изменениями в политической и культурной сферах общества, способствовали развитию и упрочению театрального языка 1920-1930-х годов.Движение исследования снова процветало в 1950-х и 1960-х годах. Это второй этап учебного движения. Основные изменения в жизни страны, в социальной и культурной сфере в период так называемого «Оттепель» способствовала новому росту студийной активности. Оттепель дала шанс студийному движению получить новый импульс - способность отражать настоящее.Если стиль учебы 1920-1930-х, 1950-х-1960-х годов был обусловлен серьезными изменениями во всех сферах жизни, то в 1970-1980-х годах это была скорее реакция на отсутствие каких-либо изменений в жизнь общества. Следует отметить, что третью фазу можно условно разделить на два периода: 70-е - начало 80-х годов; начало 80-х - конец 80-х гг.Кинематографисты конца 1970-х - начала 1980-х были вынуждены искать убежища в любительских студенческих театрах, которые существовали при Дворцах культуры, в университетах. Здесь было проще сыграть новый репертуар, «обустроить» театр, создать свою труппу. Изменился и социальный состав студентов. По указанным выше причинам в студию стекались и профессионалы.Театроведение сыграло важную роль в истории русского театра, его развитии и формировании новых стилей и направлений.В экспериментах раннего театроведения выкристаллизовывались принципы, методы и приемы обучения, подвергалась испытанию «система» Станиславского, искались новые формы театрального существования. Именно здесь были заложены основные принципы студийного обучения, сочетающего этические и эстетические, социальные, нравственные и творческие задачи.Театры-студии 60-х и 80-90-х годов возникли как оппозиция существующему идеологизированному театру. Это были мобильные коллективы единомышленников, которые находились в поисках внутренней свободы, театр воспринимали как духовное моделирование мира.Принципы, объединяющие студийное движение: наличие единого коллектива, добровольно объединенного служением театральному искусству, проповедующего единые эстетические и этические принципы; Присутствие лидера, обладающего харизмой, творческими и высокими профессиональными качествами; Экспериментальность; Триединство: школа – студия – театр; Самоотдача и альтруизм; Атмосфера предчувствия грядущих перемен в социальной структуре общества.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлперс Б. В. Искания новой сцены / Алперс Б. В. – М. : Искусство, 1985. – 400 с. Бюклинг Л. Письма Михаила Чехова Мстиславу Добужинскому (годы эмиграции 1938-1951) / Бюклинг Л. – СПб. : Всемир. слово, 1994. – 177 с. Гительман Л. И. Антуан // История западноевропейского театра : в 8 т. – М., 1970. – Т. 5. Дадамян Г. Круг, квадрат и эллипс, или проблемы любительского театрального движения // Театр.жизнь. – 1988. – № 2. – С. 2-3. Дмитриевская Е. Малая сцена. Границы и возможности / Дмитриевская Е., Дмитриевский В. // Театр. – 1980. – № 7. – С. 79-86. Дмитриевская М. Что делать, Владимир? Не знаю, Константин // Театр. – 1989. – № 8. – С 68-81. Дюшен И. Б. Студийные театры Парижа / Дюшен И. Б., Якубовский А. А. // История западноевропейского театра : в 8 т. – М., 1970. – Т. 5. 8. Забозлаева Т. Суббота // Театр. – 1982. – № 11. – С. 77-80. Захаров М. Студии, студии, студии // Совет. Союз. – 1990. – № 3. – С. 40-41. Золотницкий Д. И. Театральные студии Пролеткульта // Театр и драматургия : сб. ст. – Л., 1971. – С. 126-205. История зарубежного театра. В 4 ч. Ч. 2. Театр Западной Европы Х1Х-нач. ХХ вв. – М. : Просвещение, 1984. – 272 с. Князева М. Л. Театральные студии / Князева М. Л., Вирен Г., Климов В. – М. : Знание, 1983. Кожухова Г. Великие люди в нашем возрасте // Театр. – 1978. – № 6. С. 25-27. Крэг Э. Г. Искусство театра. Диалог второй // Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. – М., 1989. Любительские театры-студии : организация и творческая деятельность. – М., 1988. – 48 с. – (Культура и искусство в СССР : серия «КПР и самодеятельное творчество : экпресс-информ. / ГБЛ СССР, Информкультура ;вып. 4). Марков П. А. Рассказ об одном сезоне // О театре. – М., 1974. – Т. 1. – С. 438- 456. Мацкин А. Дело и мысль Вахтангова // Театр. – 1983. – № 2. – С. 47-61. Морозов А. Точки пересечения // Совет.культура. – 1983. – 3 сент. – С. 4. На спектаклях московских театров-студий // Театр. – 1989. – № 9. – С. 11-46. Некоторые особенности студийного любительского движения в театре 60-80-х годов. – М., 1986. – (Зрелищные искусства : экспресс-информ. / ГБЛ СССР, Информкультура ; № 12). Положение о театре-студии : проект // Театр.жизнь. – 1988. – № 4. – С. 22-23. Проект положения о любительских театрах // Театр.жизнь. – 1987. – № 19. – С. 6-7. Ремез О. Я. Призвание студии // Клуб и худож. самодеятельность. – 1983. – № 1. – С. 21-23. Розовский М. Г. Самоотдача / Розовский М. Г. – М. : Совет. Россия, 1976. – 128 с. Рудницкий К. Л. Мейерхольд / Рудницкий К. Л. – М., 1981. – 526 с. Рудницкий К. Л. Первая студия МХТ // Русское режиссерское искусство 1908- 1917 гг. – М., 1990. – С. 308-365. Рудницкий К. Л. Символистские опыты Мейерхольда и Станиславского // Русское режиссерское искусство 1898-1907 гг. – М., 1989. – С. 77-91, 191-205. Смирнов-Несвицкий Ю. А. Вахтангов / Смирнов-Несвицкий Ю. А. – Л. : Искусство, 1987. – 247 с. Станиславский К. С. Из записных книжек. В 2 т. Т. 2 / Станиславский К. С. – М. : Всерос. театрал.о-во, 1986. – 629 с. Станиславский К. С. Первая студия Художественного театра // Собр. соч. : в 8 т. – М., 1954. – Т. 1. – С. 351-360. Станиславский К. С. Студия на Поварской // Собр. соч. : в 8 т. – М., 1954. – Т. 1. – С. 278-287. Табаков О. П. Ответственность таланта // Театр. – 1986. – № 1. – С. 100-107. Туманишвили М. И. Режиссер уходит из театра / Туманишвили М. И. – М. : Искусство, 1983. – 279 с. Эуфер В. Театральный педагог, кто он? // Театр. – 1979. – № 4. – С. 88-95.
2. Бюклинг Л. Письма Михаила Чехова Мстиславу Добужинскому (годы эмиграции 1938-1951) / Бюклинг Л. – СПб. : Всемир. слово, 1994. – 177 с.
3. Гительман Л. И. Антуан // История западноевропейского театра : в 8 т. – М., 1970. – Т. 5.
4. Дадамян Г. Круг, квадрат и эллипс, или проблемы любительского театрального движения // Театр. жизнь. – 1988. – № 2. – С. 2-3.
5. Дмитриевская Е. Малая сцена. Границы и возможности / Дмитриевская Е., Дмитриевский В. // Театр. – 1980. – № 7. – С. 79-86.
6. Дмитриевская М. Что делать, Владимир? Не знаю, Константин // Театр. – 1989. – № 8. – С 68-81.
7. Дюшен И. Б. Студийные театры Парижа / Дюшен И. Б., Якубовский А. А. // История западноевропейского театра : в 8 т. – М., 1970. – Т. 5. 8. Забозлаева Т. Суббота // Театр. – 1982. – № 11. – С. 77-80.
8. Захаров М. Студии, студии, студии // Совет. Союз. – 1990. – № 3. – С. 40-41.
9. Золотницкий Д. И. Театральные студии Пролеткульта // Театр и драматургия : сб. ст. – Л., 1971. – С. 126-205.
10. История зарубежного театра. В 4 ч. Ч. 2. Театр Западной Европы Х1Х-нач. ХХ вв. – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
11. Князева М. Л. Театральные студии / Князева М. Л., Вирен Г., Климов В. – М. : Знание, 1983.
12. Кожухова Г. Великие люди в нашем возрасте // Театр. – 1978. – № 6. С. 25-27.
13. Крэг Э. Г. Искусство театра. Диалог второй // Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. – М., 1989.
14. Любительские театры-студии : организация и творческая деятельность. – М., 1988. – 48 с. – (Культура и искусство в СССР : серия «КПР и самодеятельное творчество : экпресс-информ. / ГБЛ СССР, Информкультура ; вып. 4).
15. Марков П. А. Рассказ об одном сезоне // О театре. – М., 1974. – Т. 1. – С. 438- 456.
16. Мацкин А. Дело и мысль Вахтангова // Театр. – 1983. – № 2. – С. 47-61.
17. Морозов А. Точки пересечения // Совет. культура. – 1983. – 3 сент. – С. 4.
18. На спектаклях московских театров-студий // Театр. – 1989. – № 9. – С. 11-46.
19. Некоторые особенности студийного любительского движения в театре 60-80-х годов. – М., 1986. – (Зрелищные искусства : экспресс-информ. / ГБЛ СССР, Информкультура ; № 12).
20. Положение о театре-студии : проект // Театр. жизнь. – 1988. – № 4. – С. 22-23.
21. Проект положения о любительских театрах // Театр. жизнь. – 1987. – № 19. – С. 6-7.
22. Ремез О. Я. Призвание студии // Клуб и худож. самодеятельность. – 1983. – № 1. – С. 21-23.
23. Розовский М. Г. Самоотдача / Розовский М. Г. – М. : Совет. Россия, 1976. – 128 с.
24. Рудницкий К. Л. Мейерхольд / Рудницкий К. Л. – М., 1981. – 526 с.
25. Рудницкий К. Л. Первая студия МХТ // Русское режиссерское искусство 1908- 1917 гг. – М., 1990. – С. 308-365.
26. Рудницкий К. Л. Символистские опыты Мейерхольда и Станиславского // Русское режиссерское искусство 1898-1907 гг. – М., 1989. – С. 77-91, 191-205.
27. Смирнов-Несвицкий Ю. А. Вахтангов / Смирнов-Несвицкий Ю. А. – Л. : Искусство, 1987. – 247 с.
28. Станиславский К. С. Из записных книжек. В 2 т. Т. 2 / Станиславский К. С. – М. : Всерос. театрал. о-во, 1986. – 629 с.
29. Станиславский К. С. Первая студия Художественного театра // Собр. соч. : в 8 т. – М., 1954. – Т. 1. – С. 351-360.
30. Станиславский К. С. Студия на Поварской // Собр. соч. : в 8 т. – М., 1954. – Т. 1. – С. 278-287.
31. Табаков О. П. Ответственность таланта // Театр. – 1986. – № 1. – С. 100-107.
32. Туманишвили М. И. Режиссер уходит из театра / Туманишвили М. И. – М. : Искусство, 1983. – 279 с.
33. Эуфер В. Театральный педагог, кто он? // Театр. – 1979. – № 4. – С. 88-95.
Вопрос-ответ:
Какие были первые опыты создания студийного театра в России?
Первым опытом создания студийного театра в России можно считать студию на Поварской. Она была организована в начале XX века и представляла собой экспериментальную площадку для молодых актеров и режиссеров.
Какое значение имело студийное движение для обновления театра?
Студийное движение играло значительную роль в обновлении театрального искусства. Оно позволяло молодым талантливым актерам и режиссерам экспериментировать, освобождаясь от жестких рамок традиционного театра и предлагая новые подходы к актерской игре и сценической постановке.
Какие новые этапы развития студийного движения появились в России в 60-90 годы?
В 60-90 годы в России появились новые этапы развития студийного движения. Культурная жизнь страны в этот период претерпела значительные изменения, и студийное театральное искусство стало играть все более важную роль. На сцене появились новые театры-студии, в которых актеры и режиссеры продолжали экспериментировать и ставить неординарные спектакли.
Какие театры-студии существовали в России в 80-90 годы?
В 80-90 годы в России существовали различные театры-студии. Некоторые из них известны своими нестандартными и креативными подходами к театральному искусству. Например, театр "Собака на сене", театр "Практика" и другие. Они ставили спектакли, которые порой вызывали контроверзные реакции, но привлекали внимание зрителей и критиков своей оригинальностью и новизной.
Что можно сказать о динамике развития студийного движения в России?
Анализ творчества студии с точки зрения динамики ее развития позволяет заметить, что оно прошло через несколько этапов. В начале XX века были созданы первые студии, которые представляли собой экспериментальные площадки для молодых талантов. В 60-90 годы студийное движение приобрело новое развитие, появились новые театры-студии. Сегодня студийное театральное движение продолжает развиваться и предлагать зрителю новые формы и подходы к театральному искусству.
Какие формы обновления театра представляло студийное движение в России в начале XX века?
Студийное движение в России в начале XX века представляло различные формы обновления театра, такие как эксперименты с актерским мастерством, разработка новых методов режиссуры и создание альтернативных театральных пространств. Одним из примеров такой формы обновления было создание в 1906 году "Студии на Поварской" - первого опыта театра-студии в России.
Каковы были новые этапы студийного движения в России в 60-90-х годах XX века?
В 60-90-х годах XX века студийное движение в России прошло через новые этапы развития. В это время происходило интенсивное развитие культурной жизни страны, и студийное движение стало одной из форм обновления театрального искусства. К тому времени уже существовали различные театры-студии, такие как "Студия на Поварской" и "Театр на Малой Бронной", которые продолжали свою работу и привлекали молодых талантливых артистов и режиссеров. Кроме того, были созданы новые театры-студии, которые представляли собой более современные и экспериментальные формы театрального искусства.
Как можно проанализировать творчество студии с точки зрения динамики ее развития?
Творчество студии можно проанализировать с точки зрения динамики ее развития, исследуя изменения, происходившие в ее работе на разных этапах. Например, можно изучить изменения в репертуаре и формате спектаклей, а также в подходах к актерскому мастерству и режиссуре. Также можно анализировать влияние внешних факторов, таких как политическая ситуация или социо-культурный контекст, на творчество студии. Важно также изучить реакцию зрителей и критиков на спектакли студии, чтобы понять, как они воспринимали и ценили ее театральные эксперименты.