Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 31.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЧАЛА XVII в. 5
2. СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА XI-XIII вв. 7
3.ЧЕРТЫ ЭПИЧЕСКОГО СТИЛЯ В ЛИТЕРАТУРЕ XI-XIII вв. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ТЕНДЕНЦИИ) 11
Заключение 13
Список литературы 14
И здесь, чтобы привести пример, Владимир Мономах снова обращается к своему личному опыту: им было совершено только 83 больших похода, а малых и не упомнит, заключено 20 мирных договоров. На охоте он подвергался постоянной опасности, не раз рисковал своей жизнью: «Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже». Как человек и как правитель Владимир Мономах категорически осуждает леность: «Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить».Опять же ссылаясь на собственный личный пример, Владимир Мономах призывает князей проявлять щедрость, постоянно заботиться о том, что доброе имя укреплялось и распространялось. Наконец, в Поучении Владимир Мономаха репрезентованы и общечеловеческие морально-нравственные ценности. Этот князь призывает не лицемерить, проявлять милосердие, в частности, посещать больных, провожать усопших, так как все мы являемся смертными, не обижать членов своей семьи и близких, ко всем проявлять уважение и терпение. В заключении снова проявляется характер самого Мономаха – человека набожного, богобоязненного, ведь он просит его потомков о неосуждении, а также воздает хвалу Богу, который его «худаго и грешного» столько лет сохранял от смерти и сотворил «не ленива», «худаго», «на вся дела человечьская потребна». Таким образом, в Поучении Владимира Мономаха личное, общечеловеческое и государственное тесно переплетены. Такие личные качества Владимира Мономаха, как богобоязненность, религиозность, храбростью, мудрость, любовь к Отечеству, оказали влияние на формирование его государственно-политических взглядов, становление личности Мономаха как князя, заботившегося о славе, чести Руси. В целом, выводы Лихачева относительно литературы 11-13 вв. действительно масштабны и правильным. Он отмечает, что литература следует феодальным идеалам того времени и соответствующим представлениям. Более того, авторы – историки в большей степени интересуются верхами феодального общества. Литература в это время служила феодальному строю и оправдывала феодальные отношения. Это приводило к условности и схематичности образов. 3. ЧЕРТЫ ЭПИЧЕСКОГО СТИЛЯ В ЛИТЕРАТУРЕ XI-XIII вв. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ТЕНДЕНЦИИ)Лихачев отмечает, что монументальный стиль в литературе достигает своего расцвета в 12-13 вв. К 11 веку данный стиль сформировался, однако тут мы можем в большей мере говорить о сильном воздействии фольклора. Позже данное влияние носит уже фрагментарный характер. Народное творчество характеризуется отсутствием подчиненности интересам определенного господствующего класса, соответственно, здесь люди более индивидуальны. А вот в русской литературе XI-XIII вв. этот эпический стиль в изображении человека сказывается там, где события записываются по следам народного эпоса, там где образ человека не создается в самой литературе, а только переносится в нее из фольклора. Интересна мысль ученого о том, что в изображении людей эпические стиль предшествует монументальному. Важно отметить и то, что Лихачевым обращено внимание на проблему репрезентации женщины в произведениях древней русской литературы. И тут мы можем видеть традиционное сочувствие и уважение. Присутствуют также в литературе Древней Руси и героические образы женщин. Также, как верно замечает автор книги, эпический стиль в изображении людей не охватывает произведение литературы в полном объеме. В частности, чаще всего мы можем видеть синтез эпического стиля со стилем средневекового монументализма. В четвертой главе книги Лихачев отмечает, что самым значительным в изображении человека в конце XIV - начале XV в. становится своеобразный «абстрактный психологизм». ТО есть, писатели обратились к отдельным психологическим состояниям человека, чувствам, эмоциональным откликам на те или иные события. В пятой главе монографии Лихачев отмечает, что вследствие образования централизованного Русского государства, его увеличения и укрепления, рождается особый интерес к биографиям крупных государственных деятелей: московских государей и их предков - князей владимирских, тверских и других, митрополитов, русских святых и т. д. Соответственно, данная тенденция становится ведущей в развитии литературы. В шестой главе монографии особо рассматривается проблема кризиса средневековой идеализации человека в житийном жанре. Лихачев смог выделить причины данного явления, в частности, он отмечает, что житийный жанр сталкивается в XVII в. с новыми явлениями, связанными с открытием характера, то есть, речь идет об интересе к рядовому человеку, к конкретной обстановке. Идеализация присутствовала, но она обрела новую почву, более сниженную и упрощенную. В качестве примера автор приводит следующие произведения: «Повесть о Марфе и Марии» и «Повесть о Улиании Осорьиной».Седьмая глава монографии посвящена проблеме датировки перехода к литературе нового времени. И здесь автор вносит много нового, отмечая, что происходит в 17 веке, более того, он указывает конкретные признаки данного процесса: резкое разделение литературы в XVII в. на литературу феодальных верхов и литературу демократическую, появление демократической сатиры, разоблачавшей отрицательные явления социального строя XVII в., явилисьсобытиями чрезвычайной важности, повлекшими за собой развитие новых,все более совершенных форм художественного обобщения.По мере того как литература все более и более демократизировалась, в литературных произведениях все чаще появляется средний обычный человек, «бытовая личность» - отнюдь не исторический деятель.В восьмой главе ученый углубляет анализ тех отличий, которые произошли в литературе. В частности, важно выделить мысль о том, что авторы русских произведений XI-XVI вв. не искали выражения своего авторского, индивидуального начала, они не стремились отличаться другот друга. Таким образом, изложение являлось в большей мере трафаретным. По мере того, как стали развиваться чисто литературные жанры, в 17 веке литературное произведение уже не представляет собой монолог автора. Далее, уже в девятой главе своей монографии Лихачев провозглашает тезис о том, что в демократической литературе 17 века собственно и открывается ценность человеческой личности. В 10 главе монографии автор обращается уже к самобытному стилю барокко. Лихачевым одним из первых были выделены самые главные тенденции данного нового стиля: данный стиль помпезный и в известной мере официальный. Изображение человека подчиняется в нем общим орнаментальным линиям сюжета. Онвведен в строгие формы общего идейного и художественного замысла, нравоучения.ЗаключениеТаким образом, рассматриваемая монография репрезентует нам историю развития литературы Древней Руси, дает полное представление о том, что повлияло на развитие литературы, по какой причине литературе древнерусская становится литературой нового времени, почему зарождается литература барокко и т.д.Огромное значение монографии состоит в представлении развития литературы как процесса историко-общественного. Благодаря Лихачеву древнерусская литература раскрывается во всем ее разнообразии, связи с народными истоками, с летописными традициями. Исследование ученого базируется на исторических трудах, летописях, литературных произведениях. В монографии отсутствуют бездоказательные суждения, не подкрепленными доказательствами, соответствующими аргументами. Безусловно, эта монография будет очень полезна филологам, историкам, литературоведам, а также всем людям, которые хотят глубже изучить феномен русской литературы, а также разделяют позицию Лихачева о том, что и до 17 века в Русском государстве литература как культурное явление существовала и развивалась. Список литературыГусейнов А.А. О культурологии Д.С. Лихачева // Гусейнов А.А., Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. – СПб., 2006. Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006. С. 30.Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/7_02.php
2. Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006. С. 30.
3. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
4. Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/7_02.php
Вопрос-ответ:
Каковы основные проблемы характера в исторических произведениях начала XVII века?
Проблема характера в исторических произведениях начала XVII века заключается в том, что авторы стремились создать образы героев, которые бы отражали национальный идеал сильного, бесстрашного и мудрого правителя. Однако, реальные исторические факты зачастую не соответствовали этому идеалу, что создавало противоречия и вызывало вопросы у читателей.
Каковы черты стиля монументального историзма в литературе XI-XIII веков?
Стиль монументального историзма в литературе XI-XIII веков отличался грандиозностью, торжественностью и ораторской мощью. Он характеризовался использованием высокоподнятого языка, богатых эпитетов и сложных метафор. Проза и стихи были наполнены поэтической красотой и глубоким патриотизмом, отражающим величие и славу Руси.
Какие черты эпического стиля были характерны для литературы XI-XIII веков?
Литература XI-XIII веков отличалась эпическим стилем, который характеризовался использованием ярких образов, героических поступков и богатым описанием событий. Авторы отдавали предпочтение прямой речи, чтобы передать эмоции и характер персонажей. Они также часто использовали повторения и параллелизм для усиления эффекта.
Каково дальнейшее развитие русской литературы после XI-XIII веков?
После XI-XIII веков русская литература продолжила свое развитие, изменяясь под влиянием различных факторов. Возникли новые жанры, такие как роман, комедия и драма. Авторы стали обращать больше внимания на развитие психологии персонажей и глубину их характеров. В литературе начало появляться больше реализма и социальной критики.
Можете привести пример исторического события из жизни Владимира Мономаха?
Владимир Мономах совершил множество походов и заключил много мирных договоров в своей жизни. Например, он совершил только 83 больших похода и заключил 20 мирных договоров. Эти факты говорят о его активной политической деятельности и стремлении к миру и стабильности в стране.
Какие проблемы характера рассматривает Лихачев в статье?
В статье Лихачев рассматривает проблему характера в исторических произведениях начала XVII века.
Какие черты эпического стиля можно наблюдать в литературе XI-XIII веков?
В литературе XI-XIII веков можно наблюдать такие черты эпического стиля, как монументальный историзм и стиль монументального историзма.
Какие работы упоминает Лихачев в своей статье?
В своей статье Лихачев упоминает работы "Человек в литературе Древней Руси" и "Тенденции развития русской литературы XI-XIII веков".