Роль «Сентиментального путешествия» Л. Стерна в развитии жанра литературных путешествий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение........................................................................................................2
Глава I. Возникновение и становление жанра литературного путешествия...........................................................................................................4
Глава II. Особенности произведения Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» и его влияние на жанр литературного путешествия..........................................................................................................12
2.1. Творческий путь Л. Стерна и его влияние на английскую литературу XVIII века...........................................................................................12
2.2. Особенности повествования и композиции в романе Л. Стерна.....................................................................................................................16
2.3. Стилевые особенности повествования в романе.....................................................................................................................19
2.4. Новаторство Л. Стерна в отношении «автор – герой – читатель»................................................................................................................25
2.5. Влияние романа Л. Стерна на жанр литературного путешествия...........................................................................................................27
Заключение................................................................................................32
Список литературы..................................................................................34

Фрагмент для ознакомления

Позднее по этому пути пойдут многие писатели, превращая путешествие в повод исследовать реальность сквозь призму собственных чувств.«Сентиментальное путешествие» стало кульминацией в развитии английского сентиментализма, а Йорика можно назвать провозвестником героя нового типа, который будет разработан позднее в реалистической прозе XIX столетия.«Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».2.4. Новаторство Л. Стерна в отношении «автор – герой – читатель»Что же послужило причиной написания романа «Сентиментальное путешествие»? Известно, что одной из причин стало знакомство Стерна с сочинением Смоллетта «TravelsthroughFranceandItaly», вышедшем в 1766 году. Оно было отмечено духом мрачных саркастических наблюдений над нравами, бытом, дорожными трудностями, которые выпадали на долю людей, отправившихся в долгие поездки по Европе. Общение автора и читателя на внешних границах произведения в «Сентиментальном путешествии» выполнено в присущей автору манере неопределенности, когда началом произведения служит фраза Йорика «Во Франции, сказал я, –это устроено лучше!» [15, с. 326], интригующая читателя. Несомненно, открытой и дразнящей остается и концовка «Сентиментального путешествия», что, вероятно, входит в эстетику мистификации, загадки, игры, столь излюбленной Стерном, когда рассказ о любовном приключении чувствительного пастора Йорика обрывается на полуслове. Разделение текста «Сентиментального путешествия» на главы размечено особым типом заголовков, где тематическое название эпизода теснит наименование, традиционное для литературы путешествий. Общение автора и читателя в пространстве текста «Сентиментального путешествия» построено иначе, нежели в «ТристрамеШенди». Автор не настолько назойлив, он не возникает на внутренних разломах сочинения, рассчитывая на обращение к слушателю. Если здесь и ощутимы некие повторяющиеся поэтологические приемы, к которым прибегает Стерн, они не настолько системны, чтобы о них вести речь, но скорее чрезвычайно изменчивы. Стоит напомнить, что в романе есть главы, которые объединены большей тематической близостью, другие же оказываются посвящены крошечному эпизоду или описанию внутреннего состояния автора-героя. Но чаще всего главу открывает персоналистически окрашенный маркер перволичного местоимения «я», который привлекает читателя к объемной сентенции к решению автора-героя совершить какой-либо поступок или обозначить очередной поворот событий в романе. Мнение литературных критиков о том, что в «Сентиментальном путешествии» развернуто не воссоздается «событие сочинительства», справедливо, но все же отчасти. В романе ощутимо позиционирование себя Йориком в качестве автора, о чем свидетельствует написанное им предисловие в дезоближане и разбросанные в тексте реплики о работе героя над путевыми записками, которые намечают подвижное метатекстуальное пространство. Возвышение Йорика до фигуры автора, общающегося с читателем, занимающего «надтекстовое» положение, осуществляется Стерном с помощью ряда приемов. Он наделяет Йорика биографическими чертами, роднящими его с авторомсочинителем, в прошлом путешествующим по Франции и Италии, присваивает ему пасторский чин, а также умение сочинять проповеди, делает близким другом братьев Шенди, упоминает в тексте ситуацию, подчеркивающую символическую литературность имени Йорика, возникающую благодаря творчеству Шекспира, которым столь увлечен граф де Б***, спешащий сентиментальному путешественнику на помощь, добывающий ему паспорт с тем, чтобы установить подлинность его личности.2.5. Влияние романа Л. Стерна на жанр литературного путешествияСовершенно новый подход Лоренса Стерна к написанию романа-путешествия полностью меняет жанровую природу романа-путешествия, для которого раньше самым важным было описание экзотических стран, обычаев, костюмов, достопримечательностей и т.п. В произведении Стерна этих элементов нет. Полное название романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», только вот Италии в произведении нет, ведь роман автор так и не завершил его, т.к. в Лондоне он скоропостижно скончался от туберкулёза (есть мнение, что из-за склонности к эпатажу и разного рода мистификациям Стерн вовсе не хотел заканчивать своё творение).Примечательно, что Франция изображена в книге таким образом, что при замене слова «Франция» на любое другое, к примеру, «Испания», абсолютно ничего бы не поменялось. Ведь никаких особенностей – ни достопримечательностей из столицы или любого другого города, ни какого то ни было описания нравов французского народа, ни особенностей культуры – Стерн не описывает. Важен лишь внутренний мир персонажа, также как и разные,на первый взглядмалозначительные обстоятельства, которые влияют наперемены внутри героя, на его настроение. Это может быть покупка каких-либо предметов, к примеру, перчаток, утеря паспорта или поход в какое-то заведение.Но при этом Стерн зачем-то сохраняет жанровую форму романа – литературное путешествие, его внешнюю оболочку. Так, в книге присутствуют очень даже традиционные и общепринятые элементы романа-путешествия:- фигура самого путешественника, который передвигается по миру в сопровождении своего слуги;- устойчивый хронотоп дороги, как определял его М.М. Бахтин (путь, интересные и важные встречи, а также улицы, почтовые станции, постоялые дворы и прочее);- второстепенные герои, без которых не обходится ни один роман-путешествие и которые служат как бы фоном странствия (нищие монахи, кучера, прекрасные незнакомки и прочее);- структураповествованияпредстает перед читателем в качестве путевых заметок, иопределенная глава носит названиеместа, где остановилсяглавный герой. К примеру, «Париж», «Кале – Дувр» и т.д.Но, помимо этой внешней оболочки романа-путешествия, ничего больше не связывает произведение Стерна с этим жанром. Скорее, перед читателями предсталабсолютно новый, не виданный ранее жанр литературы, который Стернопределил как «Скромное путешествие сердца в поисках Природы». Эта фраза из уст самого автора подразумевает анализ даже самых маленьких и незначительных перемен в душе и в сердце героя, которые напряую зависят и откликаются на любое изменение в окружающем героя пространстве. Это позволяет говорить не только о новом жанре, но и о новом типе героя, который, конечно, будет отличаться и выделяться на фоне остальных видов путешественников. Ещё в начале своей книги автор даёт на довольно большую классификацию героев, включающую следующие типы:- тщеславные путешественники, ищущие славы и почёта;- путешественники, которые скрываются от полиции, и тогда их целью будет лишь побег от закона;- любопытные путешественники, которые едут по странам, чтобы узнать новую культуру.Герой Стерна относится к новому типу путешественника – сентиментальному. Его не интересует в путешествии ровным счётом ничего, кроме своих собственных чувств. Чувства героя становятся главным элементом повествования, его центром. В первом романе Л. Стерн придумал слово, которое прочно вошло в наш современный мир – хобби (с англ. Hobby – horse – «конек»), оно означало какую-либо странность, причуду или увлечение, делавшее героя особенным, отличавшее его от остальных людей. Стерн считал, что конек – это нравственная характеристика человека: если у человека нет причуд, следовательно, он сер, безынициативен, неинтересен, и легко может стать марионеткой в чужих руках. Свои «коньки» есть у всех любимых героев Стерна (ТристрамаШенди, Вальтера Шенди, дядюшки Тоби). Свой «конек» есть и у главного героя «Сентиментального путешествия» - пастора Йорика, знакомого читателю по первому роману. Это его зацикленность на своих собственных чувствах, о которых он считает своим долгом рассказать читателю, ничего не утаивая, своего рода «душевный стриптиз». Именно странности героя организуют главное повествовательное содержание книги.Конечно, современники и последующие поколения писателей не могли не отметить и не взять на вооружение творческий метод Л. Стерна. Произведения, написанные в духе «Сентиментального путешествия» стали появляться в Европе и в России.Необходимо отметить, чтоо возникновении отечественного романа в жанре литературного путешествия просто невозможно говорить, не упомянув влияния произведений данного жанра из Европы, а в особенности, Англии. Именно они послужили стимулом в развитии романа-путешествия в русской литературе. ТворениеЛ. Стерна «Сентиментальное путешествие» приковывало взоры всех писателей-«путешественников» XVIII – XIX веков. Обращение к известнымлитературным образцам Европы было элементом поиска наилучшейоболочки для передачи идей, художественной мысли, а также воплощения эстетической и общественной концепции писателя в контексте сентиментальногои просветительного художественных методов. Совершенно новые идеиподталкивали авторов на поиск новые способов выражения этих идей и разрешения проблематики романов.Изменения художественной формы повлекли за собой перемены и в содержании жанра. Эти изменения стали результатом развития литературного путешествия XVII - XVIII веков.Опираясь на художественный метод Л. Стерна, новые писатели, обращавшиеся к жанру романа-путешествия, могли поведать читателю о собственных мыслях, переживаниях и чувствах, которые были вызваны поездкой, а также рассмотреть и отрефлексировать те чувства и мысли, которые возникают не только во время путешествия, но и в момент написания произведения.Стернианскийвихрь впечатлений и эмоций врусской литературной традициивключает не только развлекательную составляющую, которую правильнее было бы назвать информационно-познавательной, с оттенком занимательного и развлекательного характера, но в большей степени серьезную, полезную и общественно значимую идею, как это было, например, в произведении Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».Радищев использует приемом движения героя, перемещения его в пространстве, написав заметки вымышленного путешествия. Но важнее всего в романе было усиленное философское илирико-публицистическоесодержание. Ведь на первый план в произведении выходит, как и у Стерна, не описание событий или каких-либо достопримечательностей, а впечатлений героя. Но Радищев идёт ещё дальше и делает акцент на социальной составляющей – ему важно было показать непростую жизнь обычного крепостного крестьянина.Таким образом, мы видим, что Лоренс Стерн стал родоначальником нового жанра – сентиментального литературного путешествия, создав при этом и новый тип героя. Стародавние традиции описания путешествий уходят на второй план, после выхода романа Стерна молодые писатели стали перенимать его художественный метод и создавать романы-путешествия не для того, чтобы показать быт и нравы людей или красивые места, но чтобы выразить свои эмоции по поводу увиденного или описать какую-либо глобальную идею.ЗаключениеВ ходе исследования было выявлено, что история жанра литературного путешествия начинается задолго до нашей эры. Концепт путешествия один из самых распространённых в мировой литературе. В произведениях такого жанра перемещение героя в пространстве является некой осью, на которую насаживаются второстепенные элементы – встречи, события и приключения героя. Жанр путешествия имеет свои особенности и только ему присущие черты, такие, как наличие героя-рассказчика, который является путешественником, достоверность описываемой информации и т.д.Одним из писателей, творивших в этом жанре, был английский автор Лоренс Стерн, который существенно повлиял на развитие жанра путешествия в мировой литературе. Его роман «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» во-первых, дал название целому литературному направлению, именуемому сентиментализмом, во-вторых, дал литературе новый тип героя и новый способ повествования. В романе Стерна на первый план выходят не описания приключений героя, окрестностей или быта того народа, в чьей стране он находится. Важнее всего для стерновского героя те чувства, которые он испытывает при виде разных городов, при встрече с определенными людьми, а также анализ этих впечатлений. Чувства, мысли и переживания составляют основу произведения, являются центром повествования.Писатели следующих поколений стали использовать этот принцип изображения героя в своих произведениях. Более того, теперь в романе-путешествии можно было не только писать о переживаниях героя, но и выражать какие-либо масштабные идеи.Писатели Европы и России считали произведение Стерна образцом при написании романа-путешествия и отталкивались от его творческого миропонимания. Однако в России была важна, в первую очередь, не развлекательная и занимательная сторона романа, сколько полезная и общественно-значимая идея произведения.Таким образом, мы можем сказать, что английский писатель XVIII века Лоренс Стерн раздвинул рамки жанрового канона литературного путешествия и сказал новое слово в мировой литературе XVIII и последующих веков.Список литературыАверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. М.: Наука, 1986. С. 10 –116.Айхенвалъд Ю. О книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» // Отдельные страницы. 4,2. М., 1910. С. 11–19.Алексеев М.П. Англия и англичане в памятниках московской письменности XVI XVII вв. // Учен. зап. ЛГУ. 1947. Сер. истор. наук. Вып. 15. С. 49-55.Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». М.: Высш. шк., 1988. 95 с.Amapoea К.Н. Лоренс Стерн и европейский роман первой четверти XIX века. М.: Высш. шк., 1997. С. 316–328.Банах.И.В. Сентиментальное путешествие: парадоксы повествования / Вопросы теории и истории литературы № 3 / 2010. 9 с.Гуминский В.М. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М., 1996. 41 с.Гуминский В. М. Открытие мира, или Путешествия и странники. М.: Современник, 1986. – 286 с.Елистратова А. Лоренс Стерн / А. Елистратова // Стерн Л. Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена: роман. Сентиментальное путешествие: роман / Лоренс Стерн; пер. с англ. А. Франковского. М.: Художественная литература, 1968. С. 5–21.Максютенко Е.В. Автор, герой, читатель в романах Л. Стерна: право на творчество. Днепрпетровск, 2013. 12 с. Максютенко Е.В. Историко-литературный феномен стернианства: проблема генеалогии. Днепропетровск, 2015. 5 с.Маслова Н.М. Путевые записки как публицистическая форма. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1977. 115 с.Маслов В.И. Интерес к Стерну в русской литературе конца XVIII века и начала XIX веков / В.И. Маслов // Историко-литературный сборник: Посв. В.И. Срезневскому. Л.: РАН, 1924. – С. 339–376.Михайлов В.А. Своеобразие жанра литературного путешествия в русской литературе (Проблематика и поэтика). Волгогр. гос. пед. ун-т. М., 1999. 17 с. Османова З.Г. Литература путешествий как духовное самопознание личности. Тимур Зульфикаров: земные и запредельные странствия поэта // История национальных литератур: Перечитывая и переосмысливая. М.: Изд-во МГУ, 1996. Вып. 2. С. 132 – 149.Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л.: Худож. лит., 1981. 197 с.Роболи Т. Литература путешествий / Т. Роболи // Русская проза: сб. ст. / под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л. Academia, 1926. С. 42–73.Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии // Жизнь и мнение ТристамаШенди, джентельмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М.: Худож. лит., 1968. 687 с.Тимофеев Л.И., Венгров Н. Путешествие // Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Учпедгиз, 1963. С. 124 – 125.Эпштейн М. Законы свободного жанра: (Эссеистика и эссеизм в культуре нового времени) // Вопр. лит. 1987. № 12. С. 120 – 152.

Список литературы
1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. М.: Наука, 1986. С. 10 –116.
2. Айхенвалъд Ю. О книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» // Отдельные страницы. 4,2. М., 1910. С. 11–19.
3. Алексеев М.П. Англия и англичане в памятниках московской письменности XVI XVII вв. // Учен. зап. ЛГУ. 1947. Сер. истор. наук. Вып. 15. С. 49-55.
4. Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». М.: Высш. шк., 1988. 95 с.
5. Amapoea К.Н. Лоренс Стерн и европейский роман первой четверти XIX века. М.: Высш. шк., 1997. С. 316–328.
6. Банах.И.В. Сентиментальное путешествие: парадоксы повествования / Вопросы теории и истории литературы № 3 / 2010. 9 с.
7. Гуминский В.М. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М., 1996. 41 с.
8. Гуминский В. М. Открытие мира, или Путешествия и странники. М.: Современник, 1986. – 286 с.
9. Елистратова А. Лоренс Стерн / А. Елистратова // Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена: роман. Сентиментальное путешествие: роман / Лоренс Стерн; пер. с англ. А. Франковского. М.: Художественная литература, 1968. С. 5–21.
10. Максютенко Е.В. Автор, герой, читатель в романах Л. Стерна: право на творчество. Днепрпетровск, 2013. 12 с.
11. Максютенко Е.В. Историко-литературный феномен стернианства: проблема генеалогии. Днепропетровск, 2015. 5 с.
12. Маслова Н.М. Путевые записки как публицистическая форма. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1977. 115 с.
13. Маслов В.И. Интерес к Стерну в русской литературе конца XVIII века и начала XIX веков / В.И. Маслов // Историко-литературный сборник: Посв. В.И. Срезневскому. Л.: РАН, 1924. – С. 339–376.
14. Михайлов В.А. Своеобразие жанра литературного путешествия в русской литературе (Проблематика и поэтика). Волгогр. гос. пед. ун-т. М., 1999. 17 с.
15. Османова З.Г. Литература путешествий как духовное самопознание личности. Тимур Зульфикаров: земные и запредельные странствия поэта // История национальных литератур: Перечитывая и переосмысливая. М.: Изд-во МГУ, 1996. Вып. 2. С. 132 – 149.
16. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л.: Худож. лит., 1981. 197 с.
17. Роболи Т. Литература путешествий / Т. Роболи // Русская проза: сб. ст. / под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л. Academia, 1926. С. 42–73.
18. Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии // Жизнь и мнение Тристама Шенди, джентельмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М.: Худож. лит., 1968. 687 с.
19. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Путешествие // Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Учпедгиз, 1963. С. 124 – 125.
20. Эпштейн М. Законы свободного жанра: (Эссеистика и эссеизм в культуре нового времени) // Вопр. лит. 1987. № 12. С. 120 – 152.

Вопрос-ответ:

Какова роль Сентиментального путешествия Л. Стерна в развитии жанра литературных путешествий?

Роль Сентиментального путешествия Л. Стерна в развитии жанра литературных путешествий была очень значительной. Это произведение стало одним из первых, который концептуализировал и утвердил жанр литературных путешествий. Стерн представил новый подход к описанию путешествий, сочетая чувственность, романтику и глубокое эмоциональное восприятие. Его произведение отличалось оригинальностью и индивидуальным стилем, что повлияло на последующие работы писателей и стало важным этапом в развитии жанра.

Что делает Сентиментальное путешествие Л. Стерна особенным?

Одной из особенностей Сентиментального путешествия Л. Стерна является его сентиментальный подход к описанию путешествий. В произведении сосредоточена не только физическая сторона путешествия, но и внутреннее состояние героя, его эмоции и переживания. Стерн использует множество эмоциональных оттенков, позволяя читателю почувствовать путешествие и внутренний мир главного героя.

Какие последствия имело Сентиментальное путешествие Л. Стерна для жанра литературных путешествий?

Сентиментальное путешествие Л. Стерна оказало значительное влияние на жанр литературных путешествий. Оно помогло сформировать стереотипы и ожидания, связанные с этим жанром. Произведение показало, что путешествия могут быть не просто описанием физических мест, но и исследованием внутреннего мира героя, его эмоций и переживаний. Это способствовало разнообразию в подходе к жанру и расширило его возможности.

Как Сентиментальное путешествие Л. Стерна повлияло на работы других писателей?

Сентиментальное путешествие Л. Стерна стало важным этапом в развитии жанра литературных путешествий и повлияло на работы других писателей. Оно вдохновило многих авторов на эксперименты с описанием путешествий и использование эмоционального подхода. Стерн показал, что путешествия могут стать не только внешними приключениями, но и внутренними путешествиями героя. Это открыло новые возможности для писателей в изучении человеческой души и расширении границ жанра.

Какова роль Сентиментального путешествия Л. Стерна в развитии жанра литературных путешествий?

Роль Сентиментального путешествия Л. Стерна в развитии жанра литературных путешествий заключается в том, что это произведение стало одним из первых значительных представителей данного жанра. Оно внесло свою особенность - сентиментальность и гуманитарный подход к путешествиям. Также оно повлияло на последующие произведения и помогло развитию жанра литературных путешествий.

В чем особенности произведения Л. Стерна "Сентиментальное путешествие"?

Произведение Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" отличается от других литературных путешествий своей сентиментальностью и гуманитарным подходом. Автор ставит в центр своего рассказа не только приключения и описания мест, но и эмоции, размышления и моральные вопросы. Он создает образ главного героя, который сопереживает окружающим и ищет смысл жизни. В произведении также присутствуют различные литературные приемы и стиль, которые делают его уникальным.

Какое влияние оказало произведение Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" на жанр литературных путешествий?

Произведение Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" оказало значительное влияние на жанр литературных путешествий. Оно стало образцом для многих писателей, которые после него решили также обращаться к сентиментальности и гуманитарному подходу в своих произведениях. Оно помогло расширить границы жанра и добавить в него новые элементы. Кроме того, "Сентиментальное путешествие" показало возможность сочетания приключений и размышлений, чего раньше не было в жанре литературных путешествий.

Как важно Сентиментальное путешествие Л Стерна в развитии жанра литературных путешествий?

Сентиментальное путешествие Л Стерна играло важную роль в развитии жанра литературных путешествий. Оно стало одним из первых значительных произведений в этом жанре и внесло существенный вклад в формирование его особенностей.