Проблема рассеянности детей 5-6 лет и пути её решения
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАССЕЯННОСТИ СТАРШИХ ДОКОЛЬНИКОВ 5
1.1Особенности внимания детей дошкольного возраста 5
1.2Проблема развития внимания старшего дошкольного возраста 8
1.3 Причины рассеянности детей 11
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ РАССЕЯННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 16
2.1 Устранение рассеянности детей 16
2.2 Упражнения и игры на развитие внимания 18
Выводы по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 26
Упражнения и игры на развитие вниманияКак развить внимание дошкольника? Конечно, в игре. Предлагаемые игры помогут развить детское внимание. Развивающие игры для детского сада[6].Стоп, хоп, раз.Количество игроков: 1-6 человекДети следуют друг за другом по кругу. По сигналу: «Стой!» все останавливаются по сигналу: «хоп» - подпрыгивают, а по сигналу «раз» - разворачиваются и идут в обратном направлении.При ходьбе дети повторяют все три сигнала взрослому.Тот, кто ошибается, выходит из игры.Чья обувь?Количество игроков: от 3-х человек.Дети садятся друг за другом на скамейку (стулья) и снимают обувь. Один из них, садится спиной.Ведущий берет по одной туфле за раз и спрашивает водящего: «Чья туфля?»Водящий называет имя игрока. Ведущий ставит сапог к ногам названного ребенка. И так до тех пор, пока не закончатся ботинки.Детектив.Количество игроков: 1-8 человек.Попросите трех или четырех детей выйти вперед. Скажите остальным детям, что среди тех, кто перед ними, есть загадочный человек, которого нужно «разузнать». Предложите подсказки и ключевые вопросы, чтобы помочь детям угадать, кто этот загадочный человек.Начните с описательных подсказок, таких как цвет волос, характеристики одежды и т. д.Если ни одна из этих подсказок не помогает детям, они могут использовать следующую технику: попросите всех, кто не соответствует определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы говорите, что таинственный человек носит коричневые туфли, любой стоящий ребенок без коричневых ботинок должен сесть.По мере развития у детей наблюдательности увеличивайте размер группы, в которой прячется загадочная личность.Птицы и ветер.Количество игроков: 1-6 человек.Дети бегают друг за другом и показывают летающих птиц. По сигналу взрослого: «Ветер, буря» запрыгивают на диван или кресло.По сигналу: «Хорошая погода» дети бегают по залу и при повторении сигнала «Ветер, гроза» снова ищут свои места.Ухо- нос.Количество игроков: 1 - 6 человек.Дети (ребенок) сидят или стоят.Игроки должны хлопать в ладоши перед собой, хвататься за левое ухо правой рукой и за нос левой.Затем, наоборот, когда вы хлопаете в ладоши, ухватитесь правой рукой за нос, а левой за правое ухо и повторите несколько раз.Побеждает тот, кто делает меньше всего ошибок, и его называют лидером в следующей игре. В процессе игры нужно говорить: «ухо - нос, ухо - нос» и т. д.Найдем предмет.Количество игроков: 1-6 человекИнвентарь: игрушки или другие предметы.Дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий размещает объект на видном месте, не закрывая его. С разрешения водящего дети открывают глаза и ищут предмет.Первый человек, увидевший, не показывает другим, что он знает, где находится объект, а спокойно сидит в определенном месте; второй, чтобы найти, делает то же самое и так далее.Последний обнаруженный объект становится лидером.Беги в свой дом.Количество игроков: 1-6 человекИнвентарь: игрушки.Дети сидят на скамейке. У них в руке игрушки. По словам ведущего: «Пойдем гулять», дети оставляют игрушки «дома» и следуют за ведущим.При словах: «Дождь» все бегут по «домам».Пока дети «бегают», взрослый должен незаметно переместить игрушку в другое место. Дети пытаются найти их и «переехать в другой дом» - где находятся свои игрушки.Язык тела.Обсудите с детьми, как сказать «да» и «нет».Выберите два простых движения, чтобы заменить эти слова (например, покачать головой, двигать руками).Задайте детям вопросы, на которые они могут ответить утвердительно или нет.ПианиноКоличество игроков: 2-6 человек.Дети сидят в ряд так, чтобы правая ладонь лежала на левом колене игрока справа, а левая ладонь - на правом колене игрока слева.Задача следующая: дети по очереди хлопают в ладоши один раз, а игроки, ладони которых находятся на краях ряда, два раза хлопают в ладоши.Ребенок, который хлопнул неправильное или неправильное количество раз, кладет руку за спину.Игра продолжается до тех пор, пока у ребенка не останутся ладони.Смотреть на тело.Количество игроков: от 3-х человек.Предложите одному из детей выйти вперед и остановиться перед другими детьми.Шепотом попросите его пошевелить частью своего тела. Ребенку следует немного пошевелить этой частью тела (рукой, ногой и т. д.), а затем снова полностью остановиться.Дети должны очень внимательно наблюдать, какой частью тела двигался ребенок, роль ведущего, сообщать результаты своих наблюдений вслух.Делай, как я!Количество игроков: 1-6 человек.Все движения делает ведущий, а остальные дети должны как можно точнее их повторять.Это может быть кивок головой, покачивание бедром, движение рук и т. д. Каждое движение выполняйте 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.Место водящего может занять ребенок, который наиболее точно выполнял движения.Доброе утро, поросенок!Количество игроков: 3-6 человек.Выберите ребенка, который будет «поросёнком». Он сидит спиной к другим детям в передней части комнаты.Остальные дети по очереди говорят: «Доброе утро, Пятачок!», Пока они могут изменить свой голос. После каждого приветствия «Пятачок» пытается угадать говорящего и отвечает: «Доброе утро (называет имя разговаривавшего с ним ребенка)».Если «Пятачок» угадал, он продолжает играть эту роль. Если ему это не удастся, будет выбран другой ребенок, который будет «поросёнком».Соедините точки.Инвентарь: бумага, ручка или цветные карандаши.Нарисуйте на листе бумаги точки.Попросите ребенка соединить их вместе, чтобы получилась замысловатая абстрактная фигура.Теперь пусть он сам рисует точки, а вы их соединяете.Основная задача - не упустить ни одной точки, чтобы все они стали частью формы.В качестве дополнения к игре вы можете подсчитать количество очков, использованных на рисунке.Выводы по второй главеДля того, чтобы воспитать внимание ребенка, и преодолеть его рассеянность нужно не обвинять дошкольника и не наказывать его за недостаток внимания, забывчивость и неточность.Необходимо терпеливо приучать его к правильному поведению и научить преодолевать свои недостатки. Необходимо придерживаться четкого распорядка дня. Режим не позволяет менять занятия в зависимости от настроения, требует внимания и воли к начатой работе и ее завершению.Чтобы стимулировать сосредоточенность и внимание, важно создать и устранить некоторые внешние условия, которые могут отвлекать ребенка. Иногда родители сами несут ответственность за рассеянность детей.Внимательность и сосредоточенность ребенка лучше всего тренировать в игре.Иногда рассеянность ребенка вызвана болезнью, временным ослаблением всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка, наладить его режим питания и отдых. Рассеянность также вызвана депрессией и плохим настроением у ребенка. Когда состояние рассеянности повторяется систематически, оно становится привычкой, превращается в черту характера и проявляется вместе с другими дефектами характера. Чтобы этого не произошло, следует обращать внимание на душевное состояние детей и правильно его оценивать. ЗАКЛЮЧЕНИЕВнимание - важнейшее качество, характеризующее процесс выбора необходимой информации и отбрасывания ненужной информации. Дело в том, что каждую секунду в мозг человека поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не было внимания, наш мозг не смог бы избежать перегрузки[7].Внимание - это не самостоятельный процесс, потому что оно не может проявляться вне других процессов. Следовательно, внимание - это просто свойство различных психических процессов. Оно имеет некоторые характеристики, которые в разной степени проявляются у разных людей: концентрация, стабильность, объем внимания, распределение, переключение. Самое главное в работе - сосредоточенность и устойчивость[4].По завершении анализа нарушение внимания проявляется в рассеянности. Это показатель слабости произвольного внимания, что особенно часто наблюдается у старших дошкольников. В этот период у детей наблюдается дисгармония в физическом развитии, она опережает нервно-психические расстройства, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. У детей этого возраста наблюдается ослабление внимания, так как на первый план выходит непроизвольное внимание, следует развивать произвольное и пост-произвольное внимание. Эти типы внимания развиваются в учебной деятельности. Вначале ребенок следует указаниям учителя, работает под постоянным присмотром, затем постепенно приобретает способность выполнять задания самостоятельно - он ставит цель и контролирует свои действия. Педагог должен заниматься разнообразными образовательными упражнениями, которые не утомляют детей, чтобы он не теряли интерес[6].Развитие внимательности достигается за счет осознания ребенком целей занятия и умения их реализовывать. Чем активнее деятельность, тем успешнее становится внимание.Школьные психологи развивают внимание и его характеристики у детей с помощью различных тестов, заданий и упражнений[2].ЛИТЕРАТУРАБаданина, Л.П. Познавательные процессы [Текст]: курс лекций / Л.П. Баданина. - СПб.: РГПУ, 2002. - 64 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2018. 464 с. Бортникова, Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е.Ф. Бортникова. - М.: Литур, 2017. - 153 c. Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, 2015. - 187 c.Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2014. №12. - С.24-31. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Академия, 2008. 304 с.Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c. Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2007. - 288 c.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // В книге «Хрестоматия по вниманию» / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1976. - С.113-129. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М., 2019. - 395 с. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 304 c.Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [Текст] / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52.Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 414 c.Комарова Т.К. Психология внимания. Гродно: ГрГУ, 2002.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е издание. – М.: Издательство Московского Университета, 1981. - 584с.Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера психологии).Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 2015.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2018. 464 с.
3. Бортникова, Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е.Ф. Бортникова. - М.: Литур, 2017. - 153 c.
4. Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, 2015. - 187 c.
5. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2014. №12. - С.24-31.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Академия, 2008. 304 с.
7. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
8. Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2007. - 288 c.
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // В книге «Хрестоматия по вниманию» / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1976. - С.113-129.
10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М., 2019. - 395 с.
11. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 304 c.
12. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [Текст] / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52.
13. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32.
14. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 414 c.
16. Комарова Т.К. Психология внимания. Гродно: ГрГУ, 2002.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е издание. – М.: Издательство Московского Университета, 1981. - 584с.
18. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера психологии).
20. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 2015.
Вопрос-ответ:
Какие особенности внимания у детей дошкольного возраста?
Особенности внимания у детей дошкольного возраста включают кратковременность, недостаточную концентрацию и легкую отвлекаемость. У детей 5-6 лет еще не сформировался стабильный механизм внимания, поэтому их внимание может быть рассеянным.
В чем заключается проблема развития внимания у старшего дошкольного возраста?
У старшего дошкольного возраста наблюдается проблема развития внимания, проявляющаяся в рассеянности и невозможности сосредоточиться на задании. Дети могут легко отвлекаться на вспомогательные предметы или звуки, что мешает им эффективно выполнять задачи.
Какие причины вызывают рассеянность у детей 5-6 лет?
Причинами рассеянности у детей 5-6 лет могут быть недостаток внимания со стороны родителей, частые переключения между заданиями, избыток информации и неправильное использование технических устройств. Также, дети могут быть рассеянными из-за усталости или недостаточного интереса к заданию.
Как устранить рассеянность у детей 5-6 лет?
Для устранения рассеянности у детей 5-6 лет рекомендуется создать спокойную и организованную обстановку. Важно предоставлять детям четкие инструкции и устанавливать небольшие цели. Также полезно заниматься с детьми играми и упражнениями на развитие внимания.
Какие игры и упражнения помогут развить внимание у детей 5-6 лет?
Для развития внимания у детей 5-6 лет подходят игры, требующие концентрации и внимания, например, игры на запоминание и повторение последовательностей или на сравнение и нахождение отличий. Также полезно заниматься упражнениями на внимание, например, на счет в уме или на слуховое восприятие.
Какие особенности внимания у детей дошкольного возраста?
Особенности внимания у детей дошкольного возраста включают краткую продолжительность концентрации, быстрое переключение внимания, трудность сосредоточения на одной задаче на протяжении длительного времени.
Какие причины рассеянности детей возникают в старшем дошкольном возрасте?
В старшем дошкольном возрасте причины рассеянности детей могут быть связаны со стрессом, недостатком сна, неправильным питанием, сильной эмоциональной нагрузкой, несоответствующей методикой обучения.
Как устранить рассеянность у детей 5-6 лет?
Чтобы устранить рассеянность у детей 5-6 лет, необходимо создать спокойную и структурированную обстановку, организовать режим дня, обеспечить полноценный сон и правильное питание, использовать методики и игры на развитие внимания.
Какие упражнения и игры помогут развить внимание у детей 5-6 лет?
Для развития внимания у детей 5-6 лет можно использовать упражнения на концентрацию, игры, требующие запоминания и поиска заданных предметов или картинок, логические задачи, игры на развитие воображения и внимания к деталям.
Какие выводы можно сделать по проблеме рассеянности детей 5-6 лет?
Выводы по проблеме рассеянности детей 5-6 лет заключаются в том, что данная проблема связана с особенностями внимания детей дошкольного возраста, а также с влиянием внешних факторов. Для решения этой проблемы можно применять различные методики и игры на развитие внимания.
Какие особенности внимания у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста наблюдаются особенности внимания. Оно является пассивным и неустойчивым, не может сосредотачиваться на одном объекте долгое время. Дети часто отвлекаются на внешние раздражители и меняют объекты внимания.
Какие причины рассеянности у детей 5-6 лет?
Рассеянность детей 5-6 лет может быть обусловлена различными причинами. Это могут быть физиологические особенности развития ребенка, отсутствие интереса к заданию, перегруженность информацией, неудовлетворительные условия обучения, малоподвижный образ жизни и другие факторы. Важно провести диагностику и выяснить конкретные причины рассеянности у каждого ребенка, чтобы разработать эффективные методы решения проблемы.