Нормы уголовного и гражданского права в исламе

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Юриспруденция
  • 13 13 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 07.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

В данной норме также говорится об индивидуальном характере наказания. Принцип персональной ответственности за совершение преступного деяния также представляется возможным наблюдать в конституциях таких стран, как Алжир (ст. 45), Бахрейн (ст. 20), Египет (ст. 6), Йемен (ст. 46), Катар (ст. 10 п. «в»), Марокко (ст. 4), Объединенные Арабские Эмираты (ст. 27), Сирия (ст. 30) и Судан (ст. 32) [18, с. 47]. Уголовные законодательства наибольшего количества мусульманских стран подверглись прямому либо опосредованному влиянию со стороны континентальной или англосаксонской правовых систем. Усилившаяся на сегодняшний день потребность в сближении национального законодательства, в частности мусульманских стран с международными правовыми стандартами, которые посвящены противодействию различных видов преступности, повлекла за собой динамическое обновление системы наказаний [19, с. 47]. Так, к примеру, после того, как не удалась попытка отмены смертной казни на Конгрессе ООН «По предупреждению преступности и обращению с несовершеннолетними» (Гавана, 1990 г.), последовала попытка ограничения применения смертной казни за преступные деяния общеуголовного характера, относящиеся к категории «та’зир», в Арабской хартии прав человека (Каир, 1994 г.). В данном международно-правовом акте была провозглашена возможность назначения соответствующего вида уголовного наказания исключительно за наиболее серьезные преступления. Установлен запрет назначения смертной казни за политические преступления, а также к лицам, совершившим преступление до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, беременным женщинам и в течение двух лет женщинам, имеющим на иждивении детей. Следует также отметить, согласно российскому уголовному законодательству привлечение лица к уголовной ответственности за совершение преступного деяния возможно только в том случае, если им был достигнут шестнадцатилетний возраст. Помимо этого, в ст. 20 УК РФ закреплен перечень преступлений, привлечение к уголовной ответственности за которые возможно и с четырнадцатилетнего возраста. В некоторых статьях Особенной части УК РФ предусмотрены составы преступлений, возраст наступления уголовной ответственности за совершение которых возможен с восемнадцати лет. В свою очередь, согласно Шариату лицо признается совершеннолетним при достижении им конкретного возраста [20]. Однако предусмотрены различия относительно наступления совершеннолетия у мальчиков и девочек.Особый интерес вызывает позиция ученых-исламистов, исходя из которой мальчик либо девочка могут считаться совершеннолетними исключительно при наличии у них определенных признаков. Для мальчиков такими признаками являются: 1) поллюция, т. е. непроизвольный выход семени во сне или наяву; 2) возраст, который, по мнению большинства ученых, должен приходиться на пятнадцатилетие по лунному календарю, а согласно мазхабу имама Абу Ханифы – на восемнадцатилетние; 3) появление лобковых волос и волос подмышками. Для девочек соответствующими признаками являются: 1) начало менструального цикла; 2) пребывание в состоянии беременности; 3) возраст 15 лет, а в соответствии с мазхабом имама Абу Ханифы – 17 лет. Совершеннолетие по исламскому вероучению подразумевает наличие у лица способности приобретения прав, а также возможности отвечать за свои поступки. В отличие от российского уголовного законодательства мусульманское уголовное право не кодифицируется на общую и особенную части. Вместе с тем, основываясь на признании человеческой жизни в качестве наиболее важной ценности, российским законодателем была установлена исключительная мера наказания за совершение такого преступного деяния, как убийство. В свою очередь, и в соответствии с нормами Шариата лицу, причинившему умышленно смерть другому человеку, будет грозить смертная казнь. При этом представляется заметить некоторое отличие от российского уголовного права, и заключается оно в предоставлении семье погибшего права решать участь убийцы, т. е. они могут выбрать между применением в отношении преступника смертной казни и получением от него возмещения за причиненный вред. Члены семьи погибшего могут также простить убийцу. Внимательное ознакомление с текстом основного источника мусульманского права – Корана позволило прийти к выводу о содержании в нем основных начал уголовного права, отражение которых можно заметить в уголовном законодательстве РФ, а также иных демократических государств. Приведенные обстоятельства дают повод для признания наличия у норм мусульманского права определенного потенциала к конвергенции с российским уголовным законодательством. В свою очередь, рекомендуется в дальнейшем продолжать исследования на предмет соотношения российского и мусульманского уголовного права.Список литературы1. Байтин М. И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. 416 с. 2. Статистика мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistikamusulman/ (дата обращения: 07.12.2020). 3. Рейтинг стран с самой большой численностью мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://medina-center.ru/10-stran-s-samoj-bol-shoj-chislennost-yu-musul-man/ (дата обращения: 07.12.2020). 4. Кулиев Э. Р. Коран: Перевод смыслов. Изд. 10-е, стер. М.: Эксмо, 2012. 688 c.5. Самые исламизированные регионы [Электронный ресурс]. URL: https://islamtoday.ru/islam_v_rossii/dvadczatka_samyx_islamizirovannyx_regionov_rossii/ (дата обращения: 07.12.2020). 6. Явич Л. С. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 287 с. 7. Сизов А. А., Шахбазов Р. Ф. Состязательность в российском уголовном процессе: сравнительный анализ с судопроизводством в мусульманском праве // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 1 (14). С. 69– 76. 8. Шахбазов Р. Ф. Презумпция невиновности как принцип мусульманского уголовного права // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. cт. Междунар. 5-й науч.-практ. конф. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. С. 292–294. 9. Скурко Е. В. Принципы права: монография. М.: Ось-89, 2008. 192 с. 10. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 07.12.2020) 11. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма: ИНФРА-М, 800 с. 12. Радько Т. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2012. 496 с. 13. Алексеев С. С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права: в 2 т. Т. 1. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. 396 c. 14. Дмитриев С. Д. Общеправовые принципы: теоретические проблемы конкретизации и реализации: дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2012. 215 с. 15. Лаврусь С. Ю. Реализация принципов права в юридической практике: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. 239 с. 16. Торнау Н. Н. Мусульманское право. М.: Книга по требованию, 2012. 272 с. 17. Аль-Баити М. А. А. Некоторые аспекты субъективной стороны состава преступления по мусульманскому уголовному праву // Исламоведение. 2012. № 2 (12). С. 83–90. 18. Фарид И. Быть мусульманином в новой Южной Африке. М.: Ислам сегодня, 2002. 352 с. 19. Бирюков П. Н. Международное право в основных мировых религиях (на примере ислама) // Вестник Дипломатической академии. Международное право. 2014. № 1. С. 46– 49. 20. Козлихин И. Ю. Мусульманское право // Правоведение. 2011. № 3 (296). С. 421– 458.

Список литературы
1. Байтин М. И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. 416 с. 2. Статистика мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistikamusulman/ (дата обращения: 07.12.2020).
3. Рейтинг стран с самой большой численностью мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://medina-center.ru/10-stran-s-samoj-bol-shoj-chislennost-yu-musul-man/ (дата обращения: 07.12.2020).
4. Кулиев Э. Р. Коран: Перевод смыслов. Изд. 10-е, стер. М.: Эксмо, 2012. 688 c.
5. Самые исламизированные регионы [Электронный ресурс]. URL: https://islamtoday.ru/islam_v_rossii/dvadczatka_samyx_islamizirovannyx_regionov_rossii/ (дата обращения: 07.12.2020).
6. Явич Л. С. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 287 с.
7. Сизов А. А., Шахбазов Р. Ф. Состязательность в российском уголовном процессе: сравнительный анализ с судопроизводством в мусульманском праве // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 1 (14). С. 69– 76.
8. Шахбазов Р. Ф. Презумпция невиновности как принцип мусульманского уголовного права // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. cт. Междунар. 5-й науч.-практ. конф. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. С. 292–294.
9. Скурко Е. В. Принципы права: монография. М.: Ось-89, 2008. 192 с.
10. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 07.12.2020)
11. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма: ИНФРА-М, 800 с.
12. Радько Т. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2012. 496 с.
13. Алексеев С. С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права: в 2 т. Т. 1. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. 396 c.
14. Дмитриев С. Д. Общеправовые принципы: теоретические проблемы конкретизации и реализации: дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2012. 215 с.
15. Лаврусь С. Ю. Реализация принципов права в юридической практике: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. 239 с.
16. Торнау Н. Н. Мусульманское право. М.: Книга по требованию, 2012. 272 с.
17. Аль-Баити М. А. А. Некоторые аспекты субъективной стороны состава преступления по мусульманскому уголовному праву // Исламоведение. 2012. № 2 (12). С. 83–90.
18. Фарид И. Быть мусульманином в новой Южной Африке. М.: Ислам сегодня, 2002. 352 с.
19. Бирюков П. Н. Международное право в основных мировых религиях (на примере ислама) // Вестник Дипломатической академии. Международное право. 2014. № 1. С. 46– 49.
20. Козлихин И. Ю. Мусульманское право // Правоведение. 2011. № 3 (296). С. 421– 458.

Вопрос-ответ:

В исламе есть нормы уголовного и гражданского права?

Нет, в исламе отсутствуют классические нормы уголовного и гражданского права, так как исламская юридическая система основана на шариате.

Есть ли в исламе персональная ответственность за совершение преступного деяния?

Да, принцип персональной ответственности за совершение преступного деяния присутствует в исламской юридической системе. Это означает, что каждый человек несет ответственность за свои проступки перед Аллахом и обществом.

В каких странах наблюдается принцип персональной ответственности за совершение преступного деяния?

Принцип персональной ответственности за совершение преступного деяния наблюдается в таких странах, как Алжир (статья 45), Бахрейн (статья 20), Египет (статья 6), Йемен (статья 46), Катар (статья 10 пункт в), Марокко (статья 4), Объединенные Арабские Эмираты (статья 27), Сирия (статья 30) и Судан (статья 32).

Какое место занимают нормы уголовного и гражданского права в исламе?

В исламе нормы уголовного и гражданского права не занимают центральное место, так как основная юридическая система основана на принципах шариата. Однако, в некоторых исламских странах присутствуют элементы уголовного и гражданского права, принятые в соответствии с исламскими принципами.

Какие страны имеют наиболее развитые уголовные законодательства?

Наиболее развитые уголовные законодательства есть в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран и Афганистан. В этих странах уголовные законы строго соблюдаются и применяются в соответствии с исламскими принципами.

В исламе отсутствуют нормы уголовного и гражданского права?

В исламе существуют специальные нормы, которые регулируют как уголовное, так и гражданское право. В исламском праве содействие обеспечению порядка и справедливости является одной из основных задач.

В каких странах наблюдается принцип персональной ответственности за совершение преступного деяния?

Принцип персональной ответственности за совершение преступного деяния наблюдается во многих странах, включая Алжир, Бахрейн, Египет, Йемен, Катар, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Сирию и Судан.

Какие конституции содержат статьи об индивидуальном характере наказания?

Индивидуальный характер наказания описан в конституциях таких стран, как Алжир (ст. 45), Бахрейн (ст. 20), Египет (ст. 6), Йемен (ст. 46), Катар (ст. 10, п. в), Марокко (ст. 4), Объединенные Арабские Эмираты (ст. 27), Сирия (ст. 30) и Судан (ст. 32, 18 с, 47).

Какие страны имеют наибольшее количество уголовных законодательств?

Наибольшее количество уголовных законодательств имеют такие страны, как Алжир, Бахрейн, Египет, Йемен, Катар, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и Судан.