Идеальная модель публичной службы
Заказать уникальное эссе- 15 15 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Таким образом, концепция информационной открытости и присутствие чиновников в социальных медиа не уравнивают надзорные компетенции представителей власти и граждан, но уменьшают степень неравенства и существенно расширяют возможности общественного контроля. Исходя из вышесказанного, можно представить модель цифровой открытости государственной и муниципальной службы в современной России как новый паноптикум. В непрозрачном цилиндре находится общество и субъекты внутриведомственного контроля, в прозрачном — государственные и муниципальные служащие. Предоставляя сведения, они никогда не знают, кто и когда обратит на них внимание. Практики отмечают, что из-за отсутствия четкого механизма анализа сведений о присутствии на публичных информационнокоммуникационных площадках в сети Интернет в некоторых случаях эти сведения остаются невостребованными. Однако если, например, потребуется оказать давление на конкретное лицо, интерес к таким сведениям может быть проявлен через некоторое время после их представления. Аналогичная ситуация может возникнуть, когда информация, размещенная публично государственным или муниципальным служащим, привлечет внимание журналистов и общественности. Таким образом, государственные и муниципальные служащие точно знают, что каждый из них постоянно не может быть в поле зрения контролеров от общества или от органа власти, в которых они проходят службу, однако задумка Бентама удалась: они знают, что наблюдение и контроль могут начаться в любое время. Важно, что надзиратель в непрозрачном цилиндре у Бентама обязательно должен быть подконтролен внешнему контролеру, который находится за пределами обоих цилиндров и в любой момент может попасть в оба, включая непрозрачный. Поэтому общество, контролирующее цифровой след государственных и муниципальных служащих, не должно забывать и о своих следах, о своей «прозрачности» для власти. Впрочем, как отмечает А. Л. Гуринская, «потенциальная возможность отслеживать малейшие передвижения во времени и пространстве любого человека не означает того, что это происходит в реальности»19. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих произрастает из публичной функции самой власти и остается актуальной и за пределами службы. Присутствие в социальных медиа, обусловленное развитием информационной открытости власти, расширяет сферу действия норм, ограничивающих публичные высказывания представителей власти. Конституционный Суд РФ подтвердил, что ограничение государственных служащих в публичных высказываниях допустимо, — они имеют право на свободу выражения своего мнения, но обязаны проявлять по отношению к государству (государственным органам и должностным лицам) лояльность и сдержанность20. На необходимость лояльности к государственной службе прямо указывается и в ряде этических кодексов. Например, содержание принципа «лояльность» обозначено в Кодексе этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов как требование«...осознанно руководствоваться установленными государством и его структурами нормами и предписаниями служебного поведения, проявлять уважение и корректность по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам, постоянно содействовать укреплению их авторитета»21. Таким образом, можно наблюдать, как происходит наложение публичной функции на права и поведение государственного служащего вне рамок выполнения данной функции, что, в свою очередь, приводит если не к изменению собственно образа жизни, то к его отражению в социальных медиа. Новый паноптикум, неотделимый от синоптикума, обязывает государственных и муниципальных служащих предельно ответственно относиться к любым публикациям в социальных медиа, включая социальные сети, блоги и т.п., вне зависимости от того, сделаны ли они в личное или служебное время, на официальной странице государственного или муниципального органа власти либо в личном аккаунте. Для того чтобы уменьшить социальное напряжение между «наблюдаемыми» и «наблюдающими», необходимо осуществлять просветительскую работу с населением, направленную на углубление понимания ценностно-нормативных оснований деятельности государственных и муниципальных служащих, а также включать в кодексы профессиональной этики государственных и муниципальных служащих положения, регламентирующие поведение в социальных медиа с учетом структуры современной модели паноптикума.Список лиитературы1 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. 2 СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152. 3 Письмо Минтруда России от 14.02.2017 № 18-3/10/П-866 «О Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать» ; письмо Минтруда России от 05.09.2016 № 18-1/В-545. 4 «Соцсети для госслужащих —// URL: https://uralpolit.ru/article/urfo/23-01-2017/100557 (дата обращения: 14.11.2019).5 Bentham J.The Panopticon Writings / Ed. M. Bozovic.London, 1995. Pp. 29—95. 6 Bentham J. Op. cit. 7 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы // URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ History/Fuko_Tyrm/07.php (дата обращения: 21.11.2019). 8 Mathiesen T. The viewer society: Michel Foucault’s «Panopticon» revisited // Theoretical Criminology. 1997. № 1/2. Pp. 215—234.9 Mathiesen T. Op. cit. P. 21910 Mathiesen T. Op. cit. P. 219. 11 Mathiesen T. Op. cit. P. 223, 230.12 Gouck J. The Viewer Society : «New Panopticism», Surveillance, and The Body in Dave Eggers «The Circle» // URL: https://www.academia.edu/26281743/The_Viewer_Society_New_Panopticism_Surveillance_and_ The_Body_in_Dave_Eggers_The_Circle_ (датаобращения: 04.12.2019). 13 «Возможно, прощайте». Что сообщали СМИ и как люди собирали информацию в соцсетях во время пожара в Кемерове // URL: https://medialeaks.ru/2503dalex-pozhar-kemerovo-smi/ (дата обращения: 17.12.2019).14 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.07.2011 № 665 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора» (в ред. приказа Роспотребнадзора от 26.10.2018 № 875) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 15 Кодекс этики членов Общественного совета при Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 27 января 2017 г.) // Доступ из СПС «Гарант». 16 Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика : учебник. М. :Гардарики, 2000. 17 Глава Щелкова: вопрос о запахе в городе задал бот, мой ответ был шуткой // URL: https://www.vesti.ru/ doc.html?id=2450510 (дата обращения: 29.12.2019). 18 Леонид Маркелов на открытии ФАП в деревне ШимшургаЗвениговского района пообещал жителям раскопать местную дорогу // URL: https://ren.tv/news/v-rossii/46409-glava-marii-el-nakhamil-izbirateliampered-vyborami-video (дата обращения: 29.12.2019).19 Гуринская А. Л. Надзор как средство обеспечения безопасности: от пространства тюрьмы до киберпространства // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 2 (33). С. 93.20 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и статьи 20.1 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобами граждан Л. Н. Кондратьевой и А. Н. Мумолина» // СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3991.
1 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
2 СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
3 Письмо Минтруда России от 14.02.2017 № 18-3/10/П-866 «О Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать» ; письмо Минтруда России от 05.09.2016 № 18-1/В-545.
4 «Соцсети для госслужащих —// URL: https://uralpolit.ru/article/urfo/23-01-2017/100557 (дата обращения: 14.11.2019).
5 Bentham J. The Panopticon Writings / Ed. M. Bozovic. London, 1995. Pp. 29—95.
6 Bentham J. Op. cit.
7 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы // URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ History/Fuko_Tyrm/07.php (дата обращения: 21.11.2019).
8 Mathiesen T. The viewer society: Michel Foucault’s «Panopticon» revisited // Theoretical Criminology. 1997. № 1/2. Pp. 215—234.
9 Mathiesen T. Op. cit. P. 219
10 Mathiesen T. Op. cit. P. 219.
11 Mathiesen T. Op. cit. P. 223, 230.
12 Gouck J. The Viewer Society : «New Panopticism», Surveillance, and The Body in Dave Eggers «The Circle» // URL: https://www.academia.edu/26281743/The_Viewer_Society_New_Panopticism_Surveillance_and_ The_Body_in_Dave_Eggers_The_Circle_ (дата обращения: 04.12.2019).
13 «Возможно, прощайте». Что сообщали СМИ и как люди собирали информацию в соцсетях во время пожара в Кемерове // URL: https://medialeaks.ru/2503dalex-pozhar-kemerovo-smi/ (дата обращения: 17.12.2019).
14 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.07.2011 № 665 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора» (в ред. приказа Роспотребнадзора от 26.10.2018 № 875) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15 Кодекс этики членов Общественного совета при Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 27 января 2017 г.) // Доступ из СПС «Гарант».
16 Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика : учебник. М. : Гардарики, 2000.
17 Глава Щелкова: вопрос о запахе в городе задал бот, мой ответ был шуткой // URL: https://www.vesti.ru/ doc.html?id=2450510 (дата обращения: 29.12.2019).
18 Леонид Маркелов на открытии ФАП в деревне Шимшурга Звениговского района пообещал жителям раскопать местную дорогу // URL: https://ren.tv/news/v-rossii/46409-glava-marii-el-nakhamil-izbirateliampered-vyborami-video (дата обращения: 29.12.2019).
19 Гуринская А. Л. Надзор как средство обеспечения безопасности: от пространства тюрьмы до киберпространства // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 2 (33). С. 93.
20 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и статьи 20.1 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобами граждан Л. Н. Кондратьевой и А. Н. Мумолина» // СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3991.
Вопрос-ответ:
Какая модель публичной службы является идеальной?
Идеальной модели публичной службы не существует. Разные страны и организации имеют свои уникальные подходы к организации и функционированию публичной службы, и их модели могут быть успешными в разных контекстах.
Что значит концепция информационной открытости и как она связана с присутствием чиновников в социальных медиа?
Концепция информационной открытости предполагает, что государственные органы должны предоставлять общественности доступ к информации о своей работе и принимаемых решениях. Присутствие чиновников в социальных медиа позволяет им общаться с гражданами напрямую, делится информацией и отвечать на их вопросы.
Уравнивают ли информационная открытость и присутствие чиновников в социальных медиа надзорные компетенции представителей власти и граждан?
Нет, информационная открытость и присутствие чиновников в социальных медиа не уравнивают надзорные компетенции представителей власти и граждан. Однако, они уменьшают степень неравенства между ними и существенно расширяют возможности общественного контроля над деятельностью власти.
Как можно описать модель цифровой открытости государственной и муниципальной службы в современной России?
Модель цифровой открытости государственной и муниципальной службы в современной России может быть представлена как новый паноптикум. В данной модели общество является наблюдаемым объектом, а государственные и муниципальные службы - наблюдателями, имеющими возможность непрерывно наблюдать за жизнью общества.
Какие преимущества присутствия чиновников в социальных медиа и информационной открытости?
Присутствие чиновников в социальных медиа позволяет им устанавливать прямой контакт с гражданами, повышать прозрачность своей работы и получать обратную связь от общественности. Информационная открытость позволяет гражданам быть более информированными о работе государственной и муниципальной службы и выражать свое мнение по поводу принимаемых решений.
Какая концепция связана с информационной открытостью и присутствием чиновников в социальных медиа?
Концепция информационной открытости и присутствие чиновников в социальных медиа связаны с идеей уменьшения степени неравенства и расширения возможностей общественного контроля. Они не уравнивают надзорные компетенции представителей власти и граждан, но значительно расширяют возможности общественного контроля.
Как можно представить модель цифровой открытости государственной и муниципальной службы в современной России?
Модель цифровой открытости государственной и муниципальной службы в современной России может быть представлена как новый паноптикум. В этой модели, общество и субъекты находятся в непрозрачном цилиндре, где государственная и муниципальная служба являются наблюдателями, а граждане имеют возможность осуществлять общественный контроль.
Что означает концепция информационной открытости и присутствия чиновников в социальных медиа для надзорных компетенций представителей власти и граждан?
Концепция информационной открытости и присутствия чиновников в социальных медиа не уравнивает надзорные компетенции представителей власти и граждан, однако она уменьшает степень неравенства и существенно расширяет возможности общественного контроля. Таким образом, она способствует увеличению прозрачности и открытости деятельности государственных и муниципальных служащих.