Орнаментальные мотивы Месопотамии
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общие черты орнаментов Месопотамии 4
Глава 2. Отображение орнаментальных мотивов Месопотамии в керамике и архитектуре 7
Глава 3. Отличительные орнаментальные мотивы Месопотамии 9
3.1 Растительный орнамент 9
3.2 Эмблематический и геральдический орнаменты 10
3.3 Орнамент розетка 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
Приложения 15
Здесь же и характерны и орнитоморфные мотивы, которые по другому называют «птичий орнамент», ведь зачастую орнаменты отображали действительность, а Месопотамия была богата дичью (Рисунок 6). Позже, уже в Персии, появился еще один интересный орнамент. Он напрямую связан с религией, что являлась господствующей в те времена – зороастризм или, как еше ее называют – поклонение огню. Плавающее пламя, несомненно красивый новый мотив получил особое распространение в орнаменте.3.3 Орнамент розеткаИменно здесь появляется и розетка, которая известна и широко используется нами сегодня. Ее круглая форма, форма цветка, символизирует солнце царя и цикличность всех явлений в природе – круговорот Вселенских явлений.Является наиболее распространенным мотивом в орнаменте розеток (орнамент замкнутый в круг). Ее изображение было очень популярным, особенно в орнаментике одежды владыки [2, c. 44].Здесь этот цветок изображается более реалистично, чем в египетском орнаменте. Она имеет вид стилизованной круглой головки цветка, если смотреть на нее сверху. Поэтому круглая форма розетки, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлению Вселенной. Ромашка объединила два глобальных образа древности – дерева и солнца (Рисунок 2). Квадрат – символ четырех времен года, а такжечетырех сторон света. Круг – идея постоянного круговорота явлений во Вселенной. В орнаменте Междуречья – прообраз вечного Бытия. Поэтому часто в центр круга или квадрата размещается ромашка – солнце. Для египтян идея бесконечности бытия, выражалась линейным орнаментом и была для них понятной. А жители Междуречья воспринимали мир более реалистично. Вечное чередование жизненных явлений нашло у них отображение в виде замкнутой фигуры. В линейном орнаменте встречается сочетание трех элементов – бутона, цветка и плода. Причем форма плода – шишки в точности отвечает закрытому бутону цветка. Это еще одна формула «вечного возвращения на круги своя» [4, c. 68].Наряду с данными отличительными орнаментальными мотивами Месопотамии также следует учесть и символическую плетенку, такие как косички, ленты и линии, что господствуют в ассиро-вавилонском орнаменте в раннее время. В древности этот орнамент имел даже мистическое значение.ЗаключениеОрнаментальные мотивы каждого народа имеют как схожие черты так и могут кардинально отличаться друг от друга, потому как каждый орнамент имеет свой глубокий символический смысл. Поэтому каждый орнамент уникален, имеет свою историю, истоки и яркую декоративную выразительность. Орнамент – это музыка для глаз. Орнамент Месопотамии берет свои истоки у древнеегипетской культуры. Но, преобразовываясь и развиваясь, находит свои отличительные качества и мотивы. Так, геометрические условности, преобладающие у древних египтян, трансформируются и переплетаются с растительными узорами. Здесь же зарождается и орнамент розетка, который используется и по сей день во многих культурах. Особое значение имели военные действия Ассирийского царства, которые оставили свой отпечаток как на искусство в целом так и на мотивы орнаментов частности. Суровые действия переплетенные с религиозными мотивами ярко проявлены в геральдическом и эмблематическом орнаментах. Именно в Месопотамии сформировалась, популярная во всей мировой орнаментике и связанная с ней геральдическая композиция, генетически возникла из образа древней вавилонской культуры - мирового Древа.Когда Вавилон был завоеван Персией, персы стали главными наследниками месопотамской культуры, превратив древо жизни в сложную композицию с завитками, листьями и цветками.Многие формы ассиро-вавилонского орнамента также были заимствованы и переработаны греками. А ромб и другие геометрические фигуры перешли в арабский и мавританский орнаменты.Список использованных источниковБакиева О.А. Орнамент на уроках изобразительного искусства Учебное пособие Издательство ТОГИРРО 2015 77 с Белунина, А.Л. История орнамента : учеб.-метод. пособие по изучению дисциплины / А.Л. Белунина. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 56 с. Богатеева 3.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях Книга для воспитателя детского сада. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.: ил.Буткекич Л.М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 267 сБуткевич Л.М. «Орнамент как процесс». М.: 2002 г . 357с.Козырева Н. В. История древней Месопотамии: Учебно-методическое пособие— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 128 с.Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. – СПб. : Издание А. Ф. Девриена , 1899. – 170 с.Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2006. – 565 с. Расинэ Огюст. Орнамент всех времен и стилей. Книга 1 М.: Арт-Родник, 2008. — 61 сФаворский, В. А. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР / В. А. Фаворский. – 1963. – № 7. – С. 23–25Школа рисования. Стили в искусстве: орнаменты и декоративные мотивы. – М. : АСТ: Астрель , 2005. – 319 с. ПриложенияРисунок 1Рисунок 2Рисунок 3 Рисунок 4Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7
1. Бакиева О.А. Орнамент на уроках изобразительного искусства Учебное пособие Издательство ТОГИРРО 2015 77 с
2. Белунина, А.Л. История орнамента : учеб.-метод. пособие по изучению дисциплины / А.Л. Белунина. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 56 с.
3. Богатеева 3.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях Книга для воспитателя детского сада. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.: ил.
4. Буткекич Л.М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе¬ний, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 267 с
5. Буткевич Л.М. «Орнамент как процесс». М.: 2002 г . 357с.
6. Козырева Н. В. История древней Месопотамии: Учебно-методическое по¬собие— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 128 с.
7. Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. – СПб. : Издание А. Ф. Девриена , 1899. – 170 с.
8. Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2006. – 565 с.
9. Расинэ Огюст. Орнамент всех времен и стилей. Книга 1 М.: Арт-Родник, 2008. — 61 с
10. Фаворский, В. А. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР / В. А. Фаворский. – 1963. – № 7. – С. 23–25
11. Школа рисования. Стили в искусстве: орнаменты и декоративные мотивы. – М. : АСТ: Астрель , 2005. – 319 с.
Вопрос-ответ:
Какие черты орнаментов характерны для Месопотамии?
Орнаменты Месопотамии обладают растительными, эмблематическими и геральдическими мотивами. Также присутствует орнамент розетка, а местами можно обнаружить птичий орнамент.
Какие орнаментальные мотивы Месопотамии встречаются в керамике и архитектуре?
Орнаментальные мотивы Месопотамии могут быть отображены на керамических изделиях и в архитектурных элементах. Они используются для украшения стен, дверных проемов, колонн и других деталей архитектуры.
Какими отличительными орнаментальными мотивами Месопотамии можно выделить?
В Месопотамии можно выделить такие отличительные орнаментальные мотивы, как растительный орнамент, эмблематический и геральдический орнаменты, а также орнамент розетка. Также встречаются птичий орнамент или орнитоморфные мотивы.
Что такое растительный орнамент Месопотамии?
Растительный орнамент Месопотамии представляет собой изображения и символы растений, таких как пальмы, бамбук, лилия, ветви и цветы. Он используется для создания узоров и декоративных элементов на различных поверхностях.
Что такое орнамент розетка Месопотамии?
Орнамент розетка Месопотамии - это декоративный элемент, представляющий собой узор, состоящий из кругов или круглых фигур, расположенных симметрично или в определенном порядке. Этот орнамент часто использовался для украшения керамических изделий и архитектурных элементов.
Какие основные черты орнаментов Месопотамии?
Основными чертами орнаментов Месопотамии являются геометрическая точность и симметричность. Орнаменты часто представляют собой простые повторяющиеся узоры, такие как зигзаги, круги и треугольники. Также в орнаментах широко использовались растительные и животные мотивы.
Как орнаментальные мотивы Месопотамии отображаются в керамике и архитектуре?
Орнаментальные мотивы Месопотамии широко отображались как в керамике, так и в архитектуре. На керамических изделиях можно найти разнообразные орнаменты, включая геометрические узоры, растительные мотивы и изображения животных. В архитектуре орнаменты использовались для украшения фасадов зданий, колонн и ворот.
Какие отличительные орнаментальные мотивы Месопотамии существуют?
Существует несколько отличительных орнаментальных мотивов Месопотамии. Один из них - растительный орнамент, представляющий собой изображения различных растений, таких как пальмы, лотосы и ветви деревьев. Ещё один отличительный мотив - эмблематический и геральдический орнаменты, включающие символы и гербы. Особую популярность имел орнамент в форме розетки, представляющей собой круг с радиально расположенными лепестками или пучками.
Что представляет собой птичий орнамент в орнитоморфных мотивах Месопотамии?
Птичий орнамент, также известный как орнитоморфный мотив, представляет собой изображения птиц в орнаментах Месопотамии. Они могут быть абстрактными или более реалистичными, и часто повторяются в узоре. Птицы могут быть изображены летящими, стоящими или сидящими на ветвях деревьев или других растений. Птичий орнамент является одним из характерных элементов орнаментального искусства Месопотамии.