Особенности психологии допроса несовершеннолетних (14-16 лет).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминалистика
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 26.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Уголовно-процессуальная характеристика допроса несовершеннолетнего
2. Участие педагога и психолога и при допросе несовершеннолетнего
3. Психология допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля
4. Психология допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Фрагмент для ознакомления

Понимание такой мотивации, ее своевременная диагностика позволяют разоблачить ложные показания. В целях преодоления такого поведения допрос несовершеннолетнего целесообразно проводить в кабинете следователя, в официальной обстановке, подчеркивающей значимость процессуального действия. Вместе с тем следователь своими вопросами и поведением должен подчеркивать важность происходящего для судьбы подростка. Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной, однако грубое или иное недопустимое поведение допрашиваемого несовершеннолетнего должно немедленно пресекаться. В таких случаях эффективное воздействие на несовершеннолетнего допрашиваемого имеет спокойное замечание. Ответная грубость следователя препятствует установлению психологического контакта, а в случае, если он был установлен, - разрушает его.
Другая возрастная особенность несовершеннолетних допрашиваемых подозреваемых (обвиняемых) обусловлена отсутствием достаточного жизненного опыта и незавершенностью формирования интеллектуальной сферы личности. Подростки, например, не всегда в состоянии делать правильные выводы из известных им обстоятельств, не могут правильно определить главные и второстепенные моменты.
В плане расследования указанные обстоятельства должны учитываться в разных аспектах. С одной стороны, допрашиваемые, не достигшие 18-летнего возраста, нередко прибегают к даче заведомо ложных показаний. Однако в большинстве случаев такие показания бывают недостаточно продуманны, не обладают логической стройностью и как следствие - характеризуются множеством противоречий. По результатам исследований м.В.Лифановой, 46% несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) прибегали к даче ложных показаний на предварительном следствии. При этом в подавляющем большинстве случаев они использовали ложь частичную, 68% таких показаний характеризовались пробелами, противоречиями и логическими несоответствиями. Следовательно, максимальная детализация полученных показаний в совокупности с использованием противоречий и предъявлением доказательств является лучшим способом разоблачения лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).
С другой стороны, указанное обстоятельство определяет полноту и качество получаемых показаний, поскольку допрашиваемые подростки на стадии свободного рассказа бывают не в состоянии самостоятельно изложить обстоятельства совершенного преступления и нуждаются в помощи следователя. В этой связи следователь должен задавать уточняющие, дополняющие и детализирующие вопросы, помогающие несовершеннолетнему подробно изложить известные ему по делу обстоятельства. Вопросы при этом должны быть сформулированы таким образом, чтобы они были понятны и доступны допрашиваемому.
Одной из особенностей несовершеннолетнего допрашиваемого может быть склонность к фантазированию, что проявляется в надуманных объяснениях произошедших событий, придумывании деталей и обстоятельств, не имевших места в действительности. При этом сам допрашиваемый, высказывая свою версию случившегося, начинает верить, что все происходило именно таким образом.
В процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следует учитывать склонность подростков к групповому поведению. Молодым людям свойственно реализовывать свою социальную активность не в одиночку, а в группе, поскольку такая форма поведения позволяет чувствовать эмоциональную, моральную, а подчас и физическую поддержку себе подобных. Для большинства подростков в период становления личности общение со сверстниками является наиболее ценным и оказывает значительное влияние на жизненную позицию. Именно по этой причине преступность несовершеннолетних преимущественно носит групповой характер. Указанная особенность оказывает влияние и на поведение несовершеннолетнего в процессе допроса. Результаты изучения уголовных дел свидетельствуют, что каждый десятый несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) дает ложные показания с целью выгородить соучастника или соучастников. В этой связи перед следователем встает задача правильного определения очередности допросов несовершеннолетних, совершивших преступление в группе.
Представляется, что решение этого вопроса должно основываться на прогнозировании поведения несовершеннолетних соучастников, и первым необходимо допрашивать того из них, кто вероятнее всего даст полные и правдивые показания. По нашему мнению, решая данный вопрос, следует учитывать роль несовершеннолетнего в процессе совершения преступления, его взаимоотношения с соучастниками, наличие судимости и опыта совершения преступлений и правонарушений, а также личностные особенности допрашиваемого и его нравственно-психологические характеристики. Имеет значение степень доказанности участия в совершении преступления того или иного несовершеннолетнего.
Определенными особенностями обладает протоколирование показаний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Подростки нередко употребляют слова и выражения, не являющиеся общепринятыми, но активно используемые в кругу несовершеннолетних. В такой ситуации рекомендуется в протоколе допроса разъяснять, что понимает подросток под тем или иным словом. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц. Следует также обратить внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (медицинские, юридические и т.п.), которые понятны несовершеннолетнему, дающему показания.
Итак, допрашивая несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), следователь должен учитывать особенности их личности. Эффективно и качественно произвести допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого можно только на основе знаний общей и подростковой психологии, а также умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.
Изложенные особенности необходимо учитывать, определяя тактику допроса несовершеннолетнего.

Заключение

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 191, 280, 425).
Российский законодатель обозначил, пожалуй, все возможные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, выделив в отдельную главу УПК РФ положения, касающиеся производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, но тем не менее искусственно сократил гарантии прав потерпевших и свидетелей, не достигших совершеннолетия. Так, в действующем уголовно-процессуальном законе не уделено должного внимания производству такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Ряд условий, которые должны быть соблюдены следователем при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не обязателен при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Характерные для несовершеннолетних особенности психики влияют на процессы формирования и дачи показаний, что создает немалые трудности для следователей, в получении от них показаний, и в оценке этих доказательств. Таковыми особенностями являются: меньший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта; слабую сосредоточенность; повышенную внушаемость; меньшее развитие аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого; тенденцию смешивать реально воспринятое и воображаемое; эмоциональность суждений и действий.
Психология допроса несовершеннолетних с учетом указанных особенностей и была рассмотрена в работе.



Список нормативных правовых актов и литературы



Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174 -ФЗ от 18.12.2001 г. // Российская газета. 2001. 22 декабря.

Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия: Учеб. пособие. - М.: Книжный мир, 2006. – 187 с.
Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С.27-29.
Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2007. – 216 с.
Капустянский В.В. Допрос как средство достижения целей на стадии предварительного расследования уголовных дел // Российский следователь. 2006. № 8. С.2-4.
Костина Л.Н. Психологические аспекты расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Юридическая психология. 2006. № 2. С.11-15.
Курмаева Н. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Мировой судья. 2009. № 5. С.16-18.
Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С.30-31.
Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. Курск, 2007. С. 163-166.
Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 13. С. 5-7.
Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. – 255 с.
Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000. – 272 с.
Пахомов С.Н. Психология допроса потерпевших // Юридическая психология. 2008. №1 С.10-14.
Пашин С.А. Содержательные аспекты допроса в уголовном судопроизводстве // Юридическая психология. 2007. № 3. С.12-16.
Полстовалов О.В. Основы профессионального общения следователя. - Уфа, 2005. – 146 с.
Скичко О.Ю. Нравственные основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. 2005. № 9. С.2-4.
Тетюев С.В. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2006. № 6. С. 86-90.
Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988. – 160 с.


Еникеев М.И. Психология допроса // Юридическая психология. 2007. № 3.С.2.
Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений. М., 1930. С. 13 (Цит.по: Скичко О.Ю. Нравственные основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. 2005. № 9. С.3).
Капустянский В.В. Допрос как средство достижения целей на стадии предварительного расследования уголовных дел // Российский следователь. 2006. № 8. С.2.
Российская газета. 2001. 22 декабря.
См.: Пашин С.А. Содержательные аспекты допроса в уголовном судопроизводстве // Юридическая психология. 2007. № 3. С.12.
См.: Скичко О.Ю. Указ. соч. С.3.
См.: Гавердовская В., Рязанов И. Допрос несовершеннолетних при расследовании преступлений против половой неприкосновенности // Законность. 2007. № 9. С.31.
Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000. С. 96.
Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. С.248.
Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. - Курск, 2007. С.166.
Тетюев С.В. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2006. № 6. С. 86.
См.: Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 13. С. 6-7.
См.: Тетюев С.В. Указ. соч. С.87.
См.: Рыбальская В.Я. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие / Отв. ред. Т.Н. Добровольская. - Иркутск, 1972. С. 42 (Цит.по: Тетюев С.В. Указ. соч. С.88).
См. подробнее: Макаренко И.А. Указ. соч. С. 5-7.
Пахомов С.Н. Психология допроса потерпевших // Юридическая психология. 2008. №1. С.12.
Скичко О.Ю. Указ. соч. С.3.
Курмаева Н. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Мировой судья. 2009. № 5. С.17.
Гавердовская В., Рязанов И. Указ. соч. С.31.
Гавердовская В., Рязанов И. Указ. соч. С.30.
См.: Пахомов С.Н. Указ. соч. С.11.
См.: Костина Л.Н. Психологические аспекты расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Юридическая психология. 2006. № 2. С.13.
Скичко О.Ю. Указ. соч. С.4.
Скичко О.Ю. Указ. соч. С.4.
См.: Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С.27.
См.: Гавердовская В., Рязанов И. Указ. соч. С.30.
См.: Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 1998. С. 437 (Цит. по: Скичко О.Ю. Указ. соч. С.4).
Любичев С.Г. Указ. соч. С. 169.
Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988. С.157 - 158.
См.: Скичко О.Ю. Указ. соч. С.3.
Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С.30.
См.: Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2007. С.163 - 164.
См.: Лифанова М.В. Указ. соч. С.30.
См.: Полстовалов О.В. Основы профессионального общения следователя. - Уфа, 2005. С. 39.
См.: Лифанова М.В. Указ. соч. С.30.
См.: Костина Л.Н. Указ. соч. С.14.
См.: Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия: Учеб. пособие. - М.: Книжный мир, 2006. С.149.
См.: там же. С.148.




2

Список нормативных правовых актов и литературы



1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174 -ФЗ от 18.12.2001 г. // Российская газета. 2001. 22 декабря.

3.Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия: Учеб. пособие. - М.: Книжный мир, 2006. – 187 с.
4.Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С.27-29.
5.Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2007. – 216 с.
6.Капустянский В.В. Допрос как средство достижения целей на стадии предварительного расследования уголовных дел // Российский следователь. 2006. № 8. С.2-4.
7.Костина Л.Н. Психологические аспекты расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Юридическая психология. 2006. № 2. С.11-15.
8.Курмаева Н. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Мировой судья. 2009. № 5. С.16-18.
9.Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С.30-31.
10.Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. Курск, 2007. С. 163-166.
11.Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 13. С. 5-7.
12.Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. – 255 с.
13.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000. – 272 с.
14.Пахомов С.Н. Психология допроса потерпевших // Юридическая психология. 2008. №1 С.10-14.
15.Пашин С.А. Содержательные аспекты допроса в уголовном судопроизводстве // Юридическая психология. 2007. № 3. С.12-16.
16.Полстовалов О.В. Основы профессионального общения следователя. - Уфа, 2005. – 146 с.
17.Скичко О.Ю. Нравственные основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. 2005. № 9. С.2-4.
18.Тетюев С.В. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2006. № 6. С. 86-90.
19.Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Какова уголовно-процессуальная характеристика допроса несовершеннолетнего?

Уголовно-процессуальная характеристика допроса несовершеннолетнего основана на необходимости обеспечить права и интересы ребенка, учитывая его возраст, психофизическое развитие и понимание происходящего. Допрос проводится в специальных помещениях и должен быть адаптирован под возрастные особенности несовершеннолетнего.

Какое участие педагога и психолога может быть при допросе несовершеннолетнего?

В ходе допроса несовершеннолетнего могут присутствовать педагог и психолог с целью обеспечения его психологической поддержки и сохранения детского права на воспитание и образование. Педагог помогает объяснить права и обязанности ребенка, а психолог создает благоприятную атмосферу и помогает ребенку выразить свои мысли и эмоции.

Какие особенности психологии допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля?

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля важно учитывать их возрастные особенности и психологическое состояние. Нужно создать доверительные отношения, использовать понятный и доступный язык, стимулировать ребенка к открытому общению, а также защищать его от внешних влияний и страхов.

Каковы особенности психологии допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого?

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого требует особого внимания к его возрастным особенностям и психологической устойчивости. Необходимо обеспечивать гарантии его прав и свобод, не оказывать на него давление, сохранять неприкосновенность его личности и предоставить ему возможность участия родителей или представителя законного представителя.

Какие особенности имеет психология допроса несовершеннолетнего 14-16 лет?

Одной из особенностей психологии допроса несовершеннолетнего 14-16 лет является их более высокая уязвимость и подверженность внешнему влиянию. Также в этом возрасте дети могут быть эмоционально нестабильными и иметь слабую саморегуляцию, что требует особого подхода при проведении допроса.

Какие специалисты должны участвовать при допросе несовершеннолетнего?

При допросе несовершеннолетнего рекомендуется обязательное участие педагога и психолога. Педагог может помочь в создании доверительной атмосферы с ребенком и обеспечить его комфорт, а психолог сможет оценить эмоциональное состояние ребенка и предложить подходящие методики допроса.

Какая психология должна применяться при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля?

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля следует учитывать их возрастные особенности. Важно создать доверительные отношения с ребенком, использовать понятные ему формы общения и избегать напряженной атмосферы. Также необходимо быть готовым к эмоциональным реакциям ребенка и кадрировать вопросы так, чтобы они не вызывали у него травматических эмоций.

Какая психология должна применяться при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого?

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого особенно важно учитывать их особое положение и права. Психолог должен создать доверительные отношения с ребенком и объяснить ему его права и возможности. Также важно применять методики, которые учитывают возрастные особенности ребенка, чтобы предоставить ему возможность дать достоверные показания.

Какая роль у мотивации в процессе допроса несовершеннолетних?

Мотивация играет важную роль в процессе допроса несовершеннолетних. Понимание мотивации ребенка позволяет психологу адаптировать методики допроса и подобрать подходящие вопросы. Также своевременная диагностика мотивации позволяет отличить ложные показания от достоверных и предотвратить противоправные воздействия на ребенка.

Какова уголовно-процессуальная характеристика допроса несовершеннолетнего?

Допрос несовершеннолетнего является особым видом психологического взаимодействия, проводимого в рамках уголовного процесса. Он проводится с учетом особенностей психологии и возраста ребенка, и направлен на получение объективной информации о происшедшем событии.