Вестфальский мирный договор и развитие международного права
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 13.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Политические предпосылки заключения Вестфальского договора 7
1.1. Политические силы, их расстановка и взаимодействие в Европе перед заключения мирного договора 7
1.2. Итоги тридцатилетней войны (1618-1648 гг.): Мюнстерское и Оснабрюкское соглашение 19
Глава 2 Место Вестфальского мира в истории и мировой политике 29
2.1. Исторический анализ и оценка Вестфальского мира 29
2.2. Значение Вестфальского договора в формировании новых принципов международной политики XVII века 36
Глава 3 Значение Вестфальского договора для международного права и политики 44
3.1. Актуальное состояние Вестфальской системы и применении заложенных принципов в настоящее время 44
3.2. Актуальные проблемы рассматриваемых принципов международного права и предложения по их изменению 50
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Основоположником вестфальского мифа в статье указывают, как Лео Гросс, который в статье 1948 г., которая была посвящено 300-летнему юбилею Вестфальского мира, утверждал, что Вестфальский мир был первой мировой хартией и отправной точкой формирования международного права, а Устав ООН напоминает данный документ.Данную концепцию на мировом уровне презентовал Генри Киссинджер, говоря о том, что Вестфальский мир – первый шаг в осуществлении нового мирового порядка, распространенный по всему миру, в связи с которой именно национальное государство является базой европейского миропорядка, а не империя или династия. До сих пор дискуссии касаются не только о роли и месте Вестфальского мирного договора, но и науке и практике международного права. В том числе, множество авторов утверждают, что формирование суверенитета государств, которым он рассматривается в современных условиях, возникло именно с заключением Вестфальского мира, что на самом деле не соответствует действительности, так как в документах было указано на формирование не суверенных государств, а территориальных династических государств. Вестфальский мир не положил конец война, которые продолжались далее на территориях Испании, Португалии, Нидерландов, Франции с 1701 – 1710 гг., а с приходом к власти Наполеона войны снова активизировались. Религиозные войны также продолжались, например, в том же 1648 г. православные Б. Хмельницкого пошли против католиков, а затем произошла Первая Вильмергенская война в Швейцарии с противостоянием протестантскими и католическими кантонами. Так, в 1648 г. были созданы некоторые механизмы, но не государственные и международные институты, которые могли оказать реальное влияние на политику и международные отношения. В том числе, не было системы взаимных обязательств и правового механизма в качестве регулятора отношений между державами. Фактическое содержание Вестфальского трактата не содержит правовые принципы, в нем описаны реституции и привилегии графов и епископов, а также городов Римской империи. Ни одного из принципов, которые причисляются к Вестфальской системе, нет ни в Оснабрюкском договоре, ни в Мюнстерском. Как нам известно, тексты договоров составлены на латыни, но не существует слова в латинском языке, обозначающего суверенитет, самое близкое к нему это выражение «supremumdominium», что в переводе обозначает полное господство. Таким образом, никаких подтверждений в тексте Вестфальского мирного договора, об установлении суверенитета и других принципов. которые к нему относят, нет. Правовой анализ договоров и его сопоставление с более ранними мирными договорами показывает, что никаких отличий в них нет. Вестфальский мир целесообразно использовать как отправную точку, которая заложила в себя все наработки более ранних периодов. Истерическими реалиями было окончание беспорядочных войн, завершение порядка нестабильности. Вестфальский мир был удобен для объяснения формирования суверенных государств, которые сложились задолго до его заключения. Положительными результатами Вестфальского мира, конечно, является сотрудничество Европы и последующая эволюция международных учреждений. Данные точки зрения имею место быть, но отрицать факта, что Вестфальский договор не содержит принципов, которые ему приписывают, невозможно. Однако, рассмотренные принципы, сейчас сопоставляют с той ступенью отсчета, поэтому традиционно является разумным отнесение их к периоду 1648 г., что никак не отменяет и не дискредитирует вопроса об их проблемах и актуальности в данный период развития общества, государства и международного сотрудничества. Принципы заложены и реализуются именно с того периода, как минимум, в сфере коллективного единства в международном пространстве, поэтому спор о том, откуда первоисточник не может повлечь за собой дискредитирование их необходимости, а также их важную роль в борьбе с такими глобальными проблемами, как терроризм, тоталитаризм, наркопреступность, торговля людьми, захват территорий других государств. Все эти проблемы решаются на основании принципов суверенности и общественной взаимной поддержки на международной арене. 3.2. Актуальные проблемы рассматриваемых принципов международного права и предложения по их изменениюНа международном пространстве все чаще стали высказываться мнения о том, что принципы, которые вменяются Вестфальскому миру, уже не являются актуальными и необходимо их изменить, чтобы обеспечить дальнейшее эффективное сотрудничество в сфере международных отношений. Актуальными проблемами реализации рассмотренных принципов являются: Недостаточность объема суверенитета, предоставляемого государствам, в сфере ограничивающих факторов внутреннего и внешнего воздействия международных организаций. Государства делят часть суверенитета с международными организациями, когда вступают в них или подписывают международно-правовые акты, в связи с чем происходит принятие на себя определенных обязательств и ограничений (например, отказ от применения смертной казни); Политика Соединенных Штатов Америки подразумевает ограниченность суверенитета и возможность вмешательства во внутренние дела иных государств, а также реализация военных действий, если происходит угроза для США и мирового сообщества (так было заявлено, например, во время вторжения в Ирак в 2003 г.). Другим событием была бомбардировка Югославии в 1999 г., которая демонстрировалась как необходимость гуманитарной интервенции. Данные события не имели реального подтверждения целей;США и их союзниками продвигается приоритет прав человека над принципом суверенности государств, который активно продвигается в последние годы; Формирование международного гуманитарного права значительно ограничивает суверенитет государств; Происходит формирование сетевого сверхгосударства (Евросоюз), который последовательно дискредитирует принцип национального государства;Принцип самоопределения наций значительным образом противоречит принципу суверенитета государства и целостности его территории; Основу государственного суверенитета, то есть, национальную принадлежность размывает процесс глобализации;Идентичность государств подрывают миграционные потоки.Таким образом, вопрос о суверенитете предстает невероятно сложным и многогранным, скорее всего в процессе мировой глобализации полным суверенитетом не обладает ни одно государство, которое состоит в международных организациях и имеет двухсторонние или многосторонние соглашения с другими государствами. Поэтому речь о принципе реального суверенитета может идти только не обращая внимания на международные обязательства государства. В целях сохранения государственного суверенитета многие лидирующие государства стараются не связывать себя масштабными международными отношениями и участием в различных договорах. По мнению Генри Киссинджера, выраженного в немецкой газете Welt в 2003 г., Вестфальский порядок находится в состоянии упадка и системного кризиса, так как невмешательство в политику других государств отброшено в сторону ради приоритета гуманитарной интервенции и юрисдикции международного права. Необходимо отметить, что несмотря на многие актуальные проблемы реализации принципа суверенности государств, полностью он не может быть исключен, так как суверенитет – это глобальный процесс, выраженный в обретении независимости государством, а также отношение к этой независимости как к равной на международной арене. Кризис Вестфальского мира проявляется в открытом неподчинении резолюциям ООН, а также нормативно-правовым документам международного права, нарушение принципов которого не считается как угроза коллективной безопасности. Например, в 2016 г. президент Турции Р. Эрдоган открыто заявил о праве Турции вести военные действия за рубежом против террористов, представляющих для нее угрозу, чем прямо выразил возможность нарушения и непринятие принципа суверенитета. Но согласно ст. 51 Устава ООН условием применения силы является вооруженное нападение на государство, при этом возможности ответного применения силы устанавливаются в соответствии со ст. 46 Устава Советом Безопасности. Вместе с тем, председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин в 2004 г. говорил о том, что невозможно заменить принципы государственного суверенитета принципом управление безопасностью, осуществляемой ООН, так как данная организация возникла благодаря воле суверенных государств. В том числе, в конституциях стран указано, что источником суверенной власти является народ на территории конкретного государства, поэтому и не может быть допущения суверенитета республик и иных субъектов в России, так как изначально не они являются источником. Также указано, что сейчас, в связи с событиями и причинами, начиная с 11 сентября 2001 г., хотят снести все системы, которые давно работают, в том числе, и Вестфальскую, чем обеспечат только упадок. Так как политика, требующая многостороннего согласования (мультилатерализм) вытиснется политикой односторонней и эгоистичной (унилатерализм). Данные события обеспечат хаос и разобщенность, что вновь приведет к праву сильного и агрессии, а также созданию сверхдержав и диктаторов. Организация объединенных наций разрывается между применением политики жесткого соблюдения вестфальских принципов, то есть, суверенности государств и созданием все новых международных ограничений, в том числе, гуманитарного права. Ограничивающего влияние лидеров над своим народом. Данная проблема была выявлена и продемонстрирована еще генеральным секретарем Организации объединенных наций Кофи Аннаном, когда в 1999 г. начались военные действия в Косово. Так, современная международная политика ведет к тому, что будет вычеркнуто юридическое распределение и закрепление государств и территориальных границ, а придут не имеющие опоры принципы, которые не основаны на географии и социально-экономическом устройстве государств. Важной перспективой в современном международном устройстве председатель КС РФ указал изучение и установление терминологии, которая определит компетенцию международных организаций и отдельных государств, а том числе, что касается компетенции нарушения суверенитета ради общественных целей безопасности. Французский президент Эмманюэль Макрон а 73 сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложил в 2018 г. выстроить новый баланс сил на основе сотрудничества. В обосновании заявленной позиции он утверждал, что мир прошел через баланс «блок против блока» и через модель с гипердержавой, что сейчас породило дестабилизацию мира, которая возникла ввиду возвращения множества держав. Предлагаемый баланс должен основываться на трех принципах: уважение суверенности государств, укрепление сотрудничества регионов и создание прочных международных гарантий. По поводу Вестфальской системы он отметил, что она находится в глубоком кризисе, связанным с тем, что система отношений между государствами не смогла отрегулировать саму себя, проблемы в экологической, финансовой, климатической сфере до сих пор не поддаются решению. Также проблемой мирового порядка им была названа проблема противоречий между многими государствами, в том числе, являющимися постоянными участниками Совета Безопасности ООН. Как отметил Макрон, принятие декларации семьдесят лет назад сейчас ставится под сомнение, как и основание некоторых прав.Помимо противников сохранения Вестфальской системы, конечно, есть и авторы, которые ее поддерживают, аргументами за ее существование выступают факты сохранения государственных границ, количества увеличения суверенных государств, увеличение воздействия на население самими государственными органами, создание государствами самостоятельно новых международных организаций, отсутствие международного органа, которому государства добровольно согласятся передать свой суверенитет. Таким образом, речь идет о конкретном кризисе – кризисе «вестфальского суверенитета», согласно которому во внутренню и внешнюю политику государства запрещено вмешиваться другим участникам международного пространства. Однако это значит лишь изменение наполнения и содержания принципа суверенности государства, а не его отмирания. Произведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что современное международное сообщество подвергает критике не только актуальность существования Вестфальской системы, а принадлежность к ней рассматриваемых международно-правовых принципов, которые долгие годы регулировали создание и реализацию нового мирового порядка. Рассмотрены различные точки зрения, в том числе. С позиции юридической науки и изучения фактического содержания Вестфальских мирных договоров, а также выявление отсутствия там положений, которые указываются как принципы международного права. Несмотря на это, существование данных принципов, которые обозначаются как Вестфальская система, произошло к 1648 г., и реализуется с тех пор. На данном этапе развития международного сотрудничества и международных отношений многие представители государств высказываются относительно глубокого кризиса, который переживает мировой порядок. Данные события связаны с трагическими войнами двадцатого века и террористическими атаками двадцать перового века.В связи с произошедшими событиями встает множество противоречий между политикой, которая реализуется в международном сотрудничестве, ее принципах и ответственности за происходящие внутригосударственные события. Отметим тот факт, что принципы, установленные в Вестфалии, не могут полностью изжить себя, так как они уже применяются глобально и не зависят от их закрепления в различных правовых актах, причем, что добровольно ни одно из существующих государств не отказывается от рассмотренных принципов и международного сотрудничества в области коллективной безопасности. ЗаключениеПериод Тридцатилетней войны (1618 – 1648 гг.), как и весь XVII век, сыграл наиболее важную и базовую функцию в формировании нового порядка и реформирования старого уклада жизни в международных отношения и в частности в Европе. Зародившийся между двумя религиозными силами конфликт, перерос в общеевропейскую войну, в которой обе стороны имели попеременный успех. Предпосылками зарождения конфликта являлось отсутствие порядка в сфере государственного управления, утечка информации от государственных сил, дезертирство, отсутствие эффективной дипломатии, отсутствие уважения общественного мнения в политической жизни. Ведущую роль сыграли религиозные причины, которые обострились в ответ на действия Фердинанда II, который содействовал дискредитации протестантов и возвышения католиков. Активизации протестантов способствовало также назначение католиков на все должности, а также преследование, связанное с верой, и насильственное приобщение к католицизму. Тридцатилетняя война была разбита на четыре периода и завершилась в 1648 г. с подписанием мирного договора в областях Вестфалии: в Оснабрюке (заключен императором Священной Римской империи, протестантами-князьями и Швецией; в Мюнстере – между Францией и императором. Таким образом, сложилась компиляция двух мирных договоров, которые 24 октября 1648 г. были соединены в Вестфальский мир и подписан в Мюнстере. Вестфальский мир привел к полному изменению территории Германской империи, ее отдельных княжеств, а также к значительным переменам во всей Западной Европе. Анализ последствий продемонстрировал, что для Германии война принесла множество тяжелых последствий и на двести лет закрепила ее политическую раздробленность. До сих пор в международных отношениях существует единое мнение, согласно с которым, считается, что международный порядок сформировался именно с 1648 г., когда была остановлена война, а Священная Римская империя распалась на 355 государств, обладающих самостоятельностью. Договоры, входившие в Вестфальский мир, касались не только территориальных изменений, но и религиозных, а также политический реформ. Была произведена легитимация секуляризационных процессов церковных земель, которая была осуществлена до 1624 г., германские князья были лишены права определения религиозной принадлежности своих подданных. Формально-юридически договор закрепил политическую раздробленность Германии.Исторический анализ Вестфальского мира продемонстрировал перемены в геополитическом устройстве, которые выразилось свержением средневековых реалий и установлении новых принципов и правил построения не только международных отношений, но и внутреннего подчинения и влияния государства. Вестфальский договор и договор государств о сохранении международного взаимодействия и баланса сил повлиял на многие внешнеполитические устремления государств, в том числе, страх и осторожность в развязывании войн, опасность встретить содружества государств, стремившихся сохранить целостность мирового порядка и так далее. Новый порядок, обеспечивающий гармоничное распределение в международной политике и дипломатии способствовал развитию молодых независимых государств, а также государств, которые не имели больших сухопутных и морских армий. Вестфальский мир не стал панацеей от возникновения межгосударственных столкновений, но обезопасил некоторые страны. Установленная система Вестфальского мира повлияла на распределение и формирование государственной мощи на международной арене, которая оценивалась по экономическим, торговым и иным параметрам. Религиозные войны существовали в некоторых отдельных государствах, но во внешней политике полностью ушли на второй план, так как данный вопрос был решен с помощью Тридцатилетней войны. Династическое влияние в международной политике сходило на нет, ввиду установления иных правил равенства на мировой арене, где новые созданные государства стали такими же независимыми, как и древнейшие монархии. Но принципы династических притязаний не ушли в прошлое, хотя и были не так распространены. Таким образом, Вестфальский мир способствовал формированию не только новых принципов и правил международного сотрудничества, но и сложению нового распределения сил на международной арене, которое стало точкой отсчета в формировании нового мироустройства. На основании рассматриваемого договора, была реализована и построена декларативная теория признания государств, в соответствии с которой достаточно факта провозглашения независимости, что вызывает признание его правосубъектности на международном уровне. В Вестфальской системе также берут свое начало принципы безопасности и сотрудничества государств, нейтрализация конфликтов, решение их с помощью дипломатии, а также создание коалиций с целью устранения реальной угрозы развязывания военных действий. Актуальными проблемами реализации рассмотренных принципов являются: Недостаточность объема суверенитета, предоставляемого государствам, в сфере ограничивающих факторов внутреннего и внешнего воздействия международных организаций, так как происходит деление государственного суверенитета с международными организациями, когда вступают в них или подписывают международно-правовые акты, в связи с чем происходит принятие на себя определенных обязательств и ограничений (например, отказ от применения смертной казни); Политика Соединенных Штатов Америки подразумевает ограниченность суверенитета и возможность вмешательства во внутренние дела иных государств, а также реализация военных действий, если происходит угроза для США и мирового сообщества (так было заявлено, например, во время вторжения в Ирак в 2003 г.). Другим событием была бомбардировка Югославии в 1999 г., которая демонстрировалась как необходимость гуманитарной интервенции. Данные события не имели реального подтверждения целей;США и их союзниками продвигается приоритет прав человека над принципом суверенности государств, который активно продвигается в последние годы; Формирование международного гуманитарного права значительно ограничивает суверенитет государств; Происходит формирование сетевого сверхгосударства (Евросоюз), который последовательно дискредитирует принцип национального государства;Принцип самоопределения наций значительным образом противоречит принципу суверенитета государства и целостности его территории; Основу государственного суверенитета, то есть, национальную принадлежность размывает процесс глобализации;Идентичность государств подрывают миграционные потоки.Произведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что современное международное сообщество подвергает критике не только актуальность существования Вестфальской системы, а принадлежность к ней рассматриваемых международно-правовых принципов, которые долгие годы регулировали создание и реализацию нового мирового порядка. Рассмотрены различные точки зрения, в том числе, с позиции юридической науки и изучения фактического содержания Вестфальских мирных договоров, а также выявление отсутствия там положений, которые указываются как принципы международного права. Несмотря на это, существование данных принципов, которые обозначаются как Вестфальская система, произошло к 1648 г., и реализуется с тех пор. На данном этапе развития международного сотрудничества и международных отношений многие представители государств высказываются относительно глубокого кризиса, который переживает мировой порядок. Данные события связаны с трагическими войнами двадцатого века и террористическими атаками двадцать перового века.В связи с произошедшими событиями встает множество противоречий между политикой, которая реализуется в международном сотрудничестве, ее принципах и ответственности за происходящие внутригосударственные события. Отметим тот факт, что принципы, установленные в Вестфалии, не могут полностью изжить себя, так как они уже применяются глобально и не зависят от их закрепления в различных правовых актах, причем, что добровольно ни одно из существующих государств не отказывается от рассмотренных принципов и международного сотрудничества в области коллективной безопасности. Список использованной литературыУчебная и научная литератураАлексеев В.М. Тридцатилетняя война / В.М. Алексеев. – Л.: Учпедгиз, 1961.Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война / С.В. Веджвуд: пер.с англ И.В. Лобанова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграф-Издат, 2012. – 571 с.Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история / В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. – М.: ДРОФА, 2018. – 754 с.Володарский В.М. История средних веков / В.М. Володарский. – М.: Изд-во Моск. Ун-та; Изд-во: Высшая школа, 2003. – 640 с.Всемирная история. Том 3. Мир в раннее Новое время / под. ред. В.А. Ведюшкина, М.А. Юсима, А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2019.Гейссер Л. История Реформации. Том 3. Тридцатилетняя война / Л. Гейссер. – И.: Ленанд, 2015.Данн Р. Эпоха религиозных войн / Р. Данн. – И.: Центролиграф, 2011.Забельникова О.В., Кудрявцева С.А. Всемирная история Нового времени, XVI – XVIII вв. 8 класс. Хрестоматия / О.В. Забельникова, С.А. Кудрявцева. – М.: Белый ветер, 2015. – 296 с.Зонова Т.В. Вестфальская система / Т.В. Зонова // Вестник МГИМО - Университета, 2008. – « 1. – С. 78 – 80.Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета, 2004, № 0, ст. 3525.Ивонин Ю.Е. Тридцатилетняя война или переплетение конфликтов?, в кн.: Proslogion. Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. – 2018, вып. 4 (2). – С. 142 – 157.Ивонин Ю.Е. Тридцатилетняя война и германская политика Франции. – Вопросы истории, 2001, № 5История международных отношений: 1648-1945: Учеб. Пособие / А.В. Фененко. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 784 с. Кортунов С. В. Крушение Вестфальской системы и становление нового мирового порядка // Мировая политика / под ред. С. В. Кортунова. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3.Макрон предложил выстроить новый баланс сил на планете на основе сотрудничества // Генассамблея ООН, 2018.Патрушев А.И. Германская история: через терни двух тысяч поколений / А.И. Патрушев. – М.: Издательский Дом Международного университета в Москве, 2007. – С. 120.Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. – М.: Наука, 1976.Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства / Б.Ф. Поршнев. – М., 1976. С. 43-44.Потемкин В.П. История дипломатии. Том 1. С древнейших времен до нового времени. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 543 с.Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк».- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128.Ревякин А.В. История международных отношений: От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны: в трех томах: Учебник / А.В. Ревякин, Н.Ю. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 400 с.Саямов Ю.Н. Вестфальский мир и его принципы вчера и сегодня / Ю.Н. Саямов // Век глобализации, 2018. – С. 95 – 101.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. / А. Смит. – М.: Л., 1935. – С. 24.Федорченко В.С. Международные структуры как инструменты ограничения государственного суверенитета // Власть. 2013. № 7. С. 94-98.Форстен Г.В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях (1544-1648). Т. 2: Борьба Швеции с Польшей и Габсбургским домом (Тридцатилетняя война) / Г.В. Форстен. – И: Типография В.С. Балашева и К, 1894.Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие / П.А. Цыганков. – М.: Новая школа, 1996. – С. 274 – 277.Международные статьиStrange S. The Westfailure System // Review of International Studies. 1999. No. 25(3). Pp. 345-354.Kissinger H. Frieden ist ein relativer Begriff // Die Welt. 2003. Mai 04.Электронные ресурсыThirtyyearswar [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/event/Thirty-Years-War, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Вестфальская система: испытание XXI веком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20150304/226627706.html, свободный. – Дата обращения: 08.12.2020.Вестфальский мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/6621-vestfalskiy-mir.html, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Вестфальский мир и его роль в истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://argumentua.com/stati/vestfalskii-mir-i-ego-rol-v-istorii, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.Вестфальский мир: история и критика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.afjournal.ru/index.php?page_id=138, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Итоги Тридцатилетней войны. Вестфальская система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5922448/page:3/, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020. Концепция коллективной безопасности государств-участников договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odkb.gov.ru/b/azc.htm, свободный. - Дата обращения: 07.12.2020.Крушение вестфальской системы и становление нового мирового порядка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wpec.ru/text/200708310905.htm, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.Организация договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://odkb-csto.org/25years/, свободный. – дата обращения: 07.12.2020.Основные события в 30 летней войне. Причины тридцатилетней войны. Ход тридцатилетней войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vapingday.ru/vodoprovodnye/osnovnye-sobytiya-v-30-letnei-voine-prichiny-tridcatiletnei-voiny-hod.html, свободный. – Дата обращения: 04.12.2020.Побоище у Праги: Белая гора, 1620 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/33675129/, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Проблема государственного суверенитета и Вестфальская система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politcom.ru/3328.html, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Результаты (итоги) Тридцатилетней войны: Вестфальским мир и система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doklad-referat.ru, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Сельское хозяйство Германии после тридцатилетней войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://maxbooks.ru/germani1/nems16.htm, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.Тридцатилетняя война (1618-1648) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/istoriya/tridcatiletnyaya-voyna-kratko.html, свободный. – Дата обращения6 05.12.2020.Тридцатилетняя война [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrono.ru/sobyt/1600sob/1618_30.php, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Тридцатилетняя война: первый общеевропейский конфликт [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2705813-echo/, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.Фархутдинов И.З. Доктрина о вестфальской мирной системе: мифы и реальности // Евразийский юридический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/doktrina-o-vestfalskoj-mirnoj-sisteme-mify-i-realii, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.Ход тридцатилетней войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/istoriya/tridcatiletnyaya-voyna-kratko.html, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
Учебная и научная литература
1. Алексеев В.М. Тридцатилетняя война / В.М. Алексеев. – Л.: Учпедгиз, 1961.
2. Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война / С.В. Веджвуд: пер.с англ И.В. Лобанова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграф-Издат, 2012. – 571 с.
3. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история / В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. – М.: ДРОФА, 2018. – 754 с.
4. Володарский В.М. История средних веков / В.М. Володарский. – М.: Изд-во Моск. Ун-та; Изд-во: Высшая школа, 2003. – 640 с.
5. Всемирная история. Том 3. Мир в раннее Новое время / под. ред. В.А. Ведюшкина, М.А. Юсима, А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2019.
6. Гейссер Л. История Реформации. Том 3. Тридцатилетняя война / Л. Гейссер. – И.: Ленанд, 2015.
7. Данн Р. Эпоха религиозных войн / Р. Данн. – И.: Центролиграф, 2011.
8. Забельникова О.В., Кудрявцева С.А. Всемирная история Нового времени, XVI – XVIII вв. 8 класс. Хрестоматия / О.В. Забельникова, С.А. Кудрявцева. – М.: Белый ветер, 2015. – 296 с.
9. Зонова Т.В. Вестфальская система / Т.В. Зонова // Вестник МГИМО - Университета, 2008. – « 1. – С. 78 – 80.
Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета, 2004, № 0, ст. 3525.
10. Ивонин Ю.Е. Тридцатилетняя война или переплетение конфликтов?, в кн.: Proslogion. Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. – 2018, вып. 4 (2). – С. 142 – 157.
11. Ивонин Ю.Е. Тридцатилетняя война и германская политика Франции. – Вопросы истории, 2001, № 5
12. История международных отношений: 1648-1945: Учеб. Пособие / А.В. Фененко. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 784 с.
Кортунов С. В. Крушение Вестфальской системы и становление нового мирового порядка // Мировая политика / под ред. С. В. Кортунова. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.
13. Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3.
Макрон предложил выстроить новый баланс сил на планете на основе сотрудничества // Генассамблея ООН, 2018.
14. Патрушев А.И. Германская история: через терни двух тысяч поколений / А.И. Патрушев. – М.: Издательский Дом Международного университета в Москве, 2007. – С. 120.
15. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. – М.: Наука, 1976.
16. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства / Б.Ф. Поршнев. – М., 1976. С. 43-44.
17. Потемкин В.П. История дипломатии. Том 1. С древнейших времен до нового времени. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 543 с.
18. Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк».- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128.
19. Ревякин А.В. История международных отношений: От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны: в трех томах: Учебник / А.В. Ревякин, Н.Ю. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 400 с.
20. Саямов Ю.Н. Вестфальский мир и его принципы вчера и сегодня / Ю.Н. Саямов // Век глобализации, 2018. – С. 95 – 101.
21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. / А. Смит. – М.: Л., 1935. – С. 24.
22. Федорченко В.С. Международные структуры как инструменты ограничения государственного суверенитета // Власть. 2013. № 7. С. 94-98.
23. Форстен Г.В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях (1544-1648). Т. 2: Борьба Швеции с Польшей и Габсбургским домом (Тридцатилетняя война) / Г.В. Форстен. – И: Типография В.С. Балашева и К, 1894.
24. Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие / П.А. Цыганков. – М.: Новая школа, 1996. – С. 274 – 277.
Международные статьи
25. Strange S. The Westfailure System // Review of International Studies. 1999. No. 25(3). Pp. 345-354.
26. Kissinger H. Frieden ist ein relativer Begriff // Die Welt. 2003. Mai 04.
Электронные ресурсы
27. Thirty years war [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/event/Thirty-Years-War, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
28. Вестфальская система: испытание XXI веком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20150304/226627706.html, свободный. – Дата обращения: 08.12.2020.
29. Вестфальский мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/6621-vestfalskiy-mir.html, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
30. Вестфальский мир и его роль в истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://argumentua.com/stati/vestfalskii-mir-i-ego-rol-v-istorii, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.
31. Вестфальский мир: история и критика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.afjournal.ru/index.php?page_id=138, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
32. Итоги Тридцатилетней войны. Вестфальская система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5922448/page:3/, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
33. Концепция коллективной безопасности государств-участников договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odkb.gov.ru/b/azc.htm, свободный. - Дата обращения: 07.12.2020.
34. Крушение вестфальской системы и становление нового мирового порядка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wpec.ru/text/200708310905.htm, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.
35. Организация договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://odkb-csto.org/25years/, свободный. – дата обращения: 07.12.2020.
36. Основные события в 30 летней войне. Причины тридцатилетней войны. Ход тридцатилетней войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vapingday.ru/vodoprovodnye/osnovnye-sobytiya-v-30-letnei-voine-prichiny-tridcatiletnei-voiny-hod.html, свободный. – Дата обращения: 04.12.2020.
37. Побоище у Праги: Белая гора, 1620 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/33675129/, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
38. Проблема государственного суверенитета и Вестфальская система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politcom.ru/3328.html, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
39. Результаты (итоги) Тридцатилетней войны: Вестфальским мир и система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doklad-referat.ru, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
40. Сельское хозяйство Германии после тридцатилетней войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://maxbooks.ru/germani1/nems16.htm, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.
41. Тридцатилетняя война (1618-1648) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/istoriya/tridcatiletnyaya-voyna-kratko.html, свободный. – Дата обращения6 05.12.2020.
42. Тридцатилетняя война [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrono.ru/sobyt/1600sob/1618_30.php, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
43. Тридцатилетняя война: первый общеевропейский конфликт [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2705813-echo/, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
44. Фархутдинов И.З. Доктрина о вестфальской мирной системе: мифы и реальности // Евразийский юридический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/doktrina-o-vestfalskoj-mirnoj-sisteme-mify-i-realii, свободный. – Дата обращения: 07.12.2020.
45. Ход тридцатилетней войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/istoriya/tridcatiletnyaya-voyna-kratko.html, свободный. – Дата обращения: 06.12.2020.
Вопрос-ответ:
Какие политические силы и взаимодействие привели к заключению Вестфальского договора?
Политические силы и взаимодействие в Европе перед заключением Вестфальского договора были связаны с множеством факторов. Внутренние конфликты в странах Европы, такие как религиозные разногласия и притязания на власть, а также внешние войны и противоречия между государствами, привели к необходимости заключения мира. Главными политическими силами были Швеция, Франция и Германия, которые играли важную роль в формировании окончательного договора.
Какие результаты принесла Тридцатилетняя война?
Тридцатилетняя война, которая проходила с 1618 по 1648 годы, привела к значительным изменениям в Европе. Одной из главных целей войны было установление баланса сил между протестантскими и католическими странами. После войны были заключены Мюнстерское и Оснабрюкское соглашения, которые установили принципы религиозной терпимости и независимости государств. Это был важный шаг к развитию международного права и созданию основ международных отношений, какими мы их знаем сегодня.
Какое место занимает Вестфальский мир в истории и мировой политике?
Вестфальский мирный договор занимает важное место в истории и мировой политике. Он является одним из ключевых событий, которые сформировали принципы международного права и отношений государств. Вестфальский договор положил начало концепции суверенного государства и несмешивания внутренних дел государств. Этот договор также установил принцип равенства государств и невмешательства во внутренние дела других государств, что стало основополагающим принципом международного права.
Вопрос
Ответ
Какие были политические предпосылки заключения Вестфальского договора?
Вестфальский договор был заключен в результате длительной Тридцатилетней войны, которая развернулась в Европе в 17 веке. Политические предпосылки мирного договора были связаны с расстановкой и взаимодействием политических сил в Европе того времени.
Какие были итоги Тридцатилетней войны?
Тридцатилетняя война, которая длилась с 1618 по 1648 год, привела к огромным человеческим потерям и разрушениям в Европе. В итоге войны были заключены Мюнстерское и Оснабрюкское соглашения, которые стали основой для Вестфальского договора.
Каким образом Вестфальский мирный договор повлиял на историю и мировую политику?
Заключение Вестфальского договора в 1648 году стало важным событием в истории Европы и мировой политики. Он положил начало современной системе международных отношений и оказал существенное влияние на формирование международного права.
Как в историческом плане оценивается Вестфальский договор?
Исторически Вестфальский договор оценивается как международное соглашение, которое позволило прекратить кровопролитную Тридцатилетнюю войну и установить мирное сосуществование государств в Европе. Он считается важной вехой в развитии международного права.
Какое значение имел Вестфальский договор в формировании международного права?
Вестфальский договор имел огромное значение в формировании международного права. Он стал первым международным соглашением, которое установило принцип суверенитета государств и равноправие их внешних субъектов. Эти принципы стали основой для развития международного права.
Какие политические предпосылки привели к заключению Вестфальского договора?
Политические предпосылки заключения Вестфальского договора включали в себя расстановку и взаимодействие политических сил в Европе перед заключением мирного договора и итоги тридцатилетней войны.