Образ России в лирике Тютчева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 13.01.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................3
Глава 1. Образ православной России в лирике Тютчева 1848 – 1850 гг..5
1.1. Взгляды Тютчева на место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы.....................................5
1.2. Отражение православно-монархических взглядов в лирике Тютчева..........................................................................................................7
Глава 2. Образ России как центра мировой православной империи, объединительницы всех славянских народов в лирике Тютчева 1850-х гг. ..10
2.1. События Крымской войны 1854 – 1856 как источник возникновения панславистской утопии Тютчева ..............................................10
2.2. Образ «панславистской» России в политической лирике Тютчева 1850-х годов ...................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................21
Фрагмент для ознакомления

Стихи были прочитаны 21 мая 1867 года на банкете, данном Москвой в честь делегации славянских стран, которая приезжала на Всероссийскую этнографическую выставку. Проблема роли Австрии в истории славянства занимала Тютчева еще в пору его работы над трактатом «Россия и Запад» в 1849 году. Тогда он писал, что именно Австрия «выражала факт преобладания одного племени над другим: племени немецкого над славянским»[Пигарев, 1962, с. 255].Ф.И. Тютчев, обсуждая желание прижать славян к стене, не выступает против этого желанию, но называет стеной Россию, поэтому высказывание австрийского политика не страшит поэта: «Так пусть же бешеным напором / Теснят вас немцы и прижмут...» Наоборот, Ф.И. Тютчев даже хочет, чтобы славян прижали к стене-России – тогда славянские народы снова смогут объединиться и достойно противостоять внешним врагам.Слова фон Бейста о славянах, по-видимому, понимались Тютчевым как выражение не только австрийской точки зрения на славянство. Будущее показало, что это понимание поэта было исторически оправданным, что именно такая точка зрения достигла своего предельного развития в идеологии пруссачества. Россия, по убеждению Тютчева, являлась естественным и надежным оплотом славянских народов, — «стеной», готовой оградить их национальное бытие. Стихотворение «Славянам» замечательно той силой убеждения, с какой поэт высказывает мысль о неуязвимости этой «стены» для всяких посягательств извне[Пигарев, 1962, с. 256].В стихотворении «Славянам» («Привет вам задушевный, братья...», 1867) Ф.И. Тютчев, как можно определить по названию, обращается к славянам. Поэт говорит о том, что Россия звала славян «на праздник мира и любви», причем звала не как гостей, а как «своих». В стихотворении славянский мир противопоставляется всему остальному, враждебно настроенному по отношению к славянам миру. Благодаря такому противопоставлению и определению внешнего врага создается ощущение действительного единства славянских народов и необходимости объединения:Хотя враждебною судьбинойИ были мы разлучены,Но всё же мы народ единый,Единой матери сыны;Но всё же братья мы родные!Вот, вот что ненавидят в нас!В стихотворении «Уж третий год беснуются языки...» (1850) Ф.И. Тютчев говорит о разладе между народами, который с каждым годом становится всё сильнее и очевиднее. По идее, разноголосье должно было привести к катастрофе, но не привело. Поэт верит в то, что всё будет хорошо: Ветр свирепел. Но… «Да не будет тако!» –Ты рек, – и вспять отхлынула волна.Торжественность слогу придают используемые автором архаизмы: «языки» вместо «народы», «зрак» вместо «взор», «рек» вместо «сказал», «тако» вместо «так». Такие церковно-славянские вкрапления используются для того, чтобы показать историческое единство славянских народов. К тому же, речь в стихотворении идет о том, что от неминуемой катастрофы Россию уберег Бог, поэтому автор использует слова, присутствующие в богослужебных книгах.Стихотворение «Не в первый раз волнуется Восток...» написано в 1867 году по поводу народно-освободительного восстания греческого населения Крита (кандиотов) против турецкого национального феодализма и религиозного гнета. Критское восстание, продолжавшееся почти два года, способствовало пробуждению национального самосознания других христианских народностей на Ближнем Востоке и на Балканах. Очень хорошо понимая, что без внешней поддержки восстание будет обречено на поражение, Ф.И. Тютчев надеялся, что Россия окажет помощь восставшим и воспользуется событиями на Крите для решительного выступления по восточному вопросу. Эта надежда была выражена ранее, в стихотворениях «Ты долго ль будешь за туманом…» и «Хотя б она сошла с лица земного…». Они были написаны в конце 1866 году, когда Россия действительно предприняла решительный шаг, предложив европейским державам потребовать от Турции передачи Крита Греции. Однако Англия, Франция и Австрия, опасавшиеся укрепления России на Балканах, не пошли на это. Тогда и русское правительство заняло пассивную позицию по отношению к восставшим. Такая позиция западных держав и России предопределила неудачу восстания и торжество Турции.В стихотворении «Не в первый раз волнуется Восток» надежды Тютчева сменились гневом на недостойное в его глазах поведение правительства России и западных держав по отношению к кандиотам и их движению.Пожалуй, самым известным панславистским стихотворением Ф.И. Тютчева можно считать стихотворение «Два единства». Это стихотворение написано в 1870 году, в разгар франко-прусской войны. В стихотворении речь идет о двух единствах: германском и славянском. Эти единства резко противопоставляются. Под «оракулом наших дней» Тютчев иронически подразумевает Бисмарка. Его формуле германского единства он стремится противопоставить свою формулу славянского единства. В данном стихотворении поэт снова выражает надежду на объединение славянских народов:«Единство, − возвестил оракул наших дней, −Быть может спаяно железом лишь и кровью»...Но мы попробуем спаять его любовью, −А там увидим, что прочней...Образ «панславистской» России в политической лирике Ф.И. Тютчева – это образ сильной, независимой России, которая объединит в себе все славянские народы. К сожалению, панславистская утопия, возникшая после событий Крымской войны1853 – 1856 гг., но предпосылки которой были заметны намного раньше («К Ганке»),не нашла отражения в реальной жизни, поэтому к 1870-м годам представление поэта о единстве славян начало утрачивать прежний великодержавный и панславистский характер.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы мы рассмотрели образ православной России в лирике Ф.И. Тютчева.В лирике Ф.И. Тютчева 1848 – 1850-х годов Россия предстает духовным центром мира, а внешне привлекательный Запад неуклонно гибнет. Поэт придерживается православно-монархических взглядов, поэтому в его стихотворениях Россия, благословленная Богом, показана именно с религиозной точки зрения, в чем, вероятно, и заключается её сила и величие. Крымская война 1853 – 1856 годов стала причиной возникновения в сознании поэта панславистской утопии, которая не нашла отражения в реальной жизни. Образ «панславистской» России в политической лирике Ф.И. Тютчева – это образ сильной, независимой России, которая, по мнению поэта, должна объединить славянские народы. К 1870-м годам представление поэта о единстве славян начало утрачивать прежний великодержавный и панславистский характер.Политическая лирикаФ.И. Тютчева запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. Оригинального в политических убеждениях Ф.И. Тютчева немного: с незначительными модификациями это политическое мировоззрение совпадает с учением и идеалами первых славянофилов. И на разнообразные явления исторической жизни, нашедшие отклик в политических воззрениях поэта, он отозвался лирическими произведениями, сила и яркость которых способна увлечь даже того, кто бесконечно далек от его политических идеалов.Он умел также давать выдающееся по силе и сжатости выражение своей вере в Россию, в ее политическое призвание.Многие стихотворения Ф.И. Тютчева сохраняют актуальность и в наше время. Например, стихотворение «Славянам» не раз перепечатывалось в годы Великой Отечественной войны, когда советский народ сражался с немецко-фашистскими захватчиками.Таким образом, значение политической лирики Ф.И. Тютчева для его творчества очень велико.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксаков И.С. Биография Ф.И. Тютчева. М., 1997.Кожинов В.В. Пророк в своём отечестве: Федор Тютчев − история России век XIX-ый. М.: Алгоритм, 2001. 411 с.Песков А.М. «Русская идея» и «русская душа»: очерки русской историософии. М.: ОГИ, 2007. 104 с.Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева / АН СССР. Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 376 с.Понкратова А.Н. Панславизм и Ф. Тютчев // Культурная жизнь Юга России. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panslavizm-i-f-tyutchev. Тютчев Ф. И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б. Н. Тарасова / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 592 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксаков И.С. Биография Ф.И. Тютчева. М., 1997.
2. Кожинов В.В. Пророк в своём отечестве: Федор Тютчев − история России век XIX-ый. М.: Алгоритм, 2001. 411 с.
3. Песков А.М. «Русская идея» и «русская душа»: очерки русской историософии. М.: ОГИ, 2007. 104 с.
4. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 376 с.
5. Понкратова А.Н. Панславизм и Ф. Тютчев // Культурная жизнь Юга России. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panslavizm-i-f-tyutchev.
6. Тютчев Ф. И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б. Н. Тарасова / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 592 с.

Вопрос-ответ:

Какие взгляды Тютчева на место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы?

Тютчев считал место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы особенно важными. Он видел Россию как центр православия, который должен противостоять западной революционной идее. Тютчев считал, что Россия является светочом православной веры, а ее царь - высшим представителем этой веры.

Как отображаются православно-монархические взгляды Тютчева в его лирике?

Православно-монархические взгляды Тютчева ярко отражаются в его лирике. В своих стихах он glorified Россию в качестве монархии и основы православия. Он писал о России как о "святой земле", где царь является стражем веры и экспонентом божественного авторитета. Тютчев возвышал православную монархию как идеальную форму правления, противостоящую западным идеям революции и индивидуализма.

Как Тютчев видел место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы?

Взгляды Тютчева на место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы были очень высокими. Он считал, что Россия является последней опорой православия и единственной страной, способной противостоять западноевропейской революционной идее. Тютчев считал, что Россия должна играть ведущую роль в сохранении и распространении православной веры.

Как Тютчев отражал православно-монархические взгляды в своей лирике?

В своей лирике Тютчев отражал православно-монархические взгляды, превознося Россию в качестве держателя православной веры и монархической власти. Он писал о России как о "святой земле", где царь является представителем божественного авторитета. Тютчев glorified православную монархию и считал ее идеальной формой правления, отстаивая ее против западных идей революции и индивидуализма.

Какие взгляды Тютчева на место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы?

Тютчев считал, что православная Россия играет особую роль в истории. Он считал, что Россия является оплотом христианства и православия, а связанные с этим духовные ценности помогут противостоять декадентским тенденциям западной Европы.

Как отражались православно-монархические взгляды Тютчева в его лирике?

В лирике Тютчева можно найти много отражений его православно-монархических взглядов. Он посвящал стихи Православной Церкви, царю и Отечеству, отстаивая право служить вере и России. В своих стихах он призывал к сплоченности и верности православным ценностям.

Какое место и значение в исторических судьбах революционной Европы Тютчев придавал православной России?

Тютчев считал, что православная Россия имеет особое место и значение в истории революционной Европы. Он считал, что Россия может противостоять разрушительным силам западной Европы благодаря своей православной и монархической традиции.

Что Тютчев думал о роли России как оплота христианства и православия?

Тютчев считал, что Россия играет особую роль в качестве оплота христианства и православия. Он считал, что православие является духовной силой, способной противостоять декадентским тенденциям западной Европы, и Россия должна быть во главе этой борьбы.

По каким принципам Тютчев описывал православную Россию в своей лирике?

Тютчев описывал православную Россию в своей лирике с принципом верности и преданности. В его стихах можно найти отражения связей России с Церковью, контраст между западной Европой и Россией, и призывы к единству и верности православной вере.

Какие взгляды Тютчева на место и значение православной России в исторических судьбах революционной Европы?

Тютчев считал, что православная Россия имеет особое место и значение в исторических судьбах революционной Европы. Он считал, что Россия, как непобедимая и непоколебимая сила, может сопротивляться революционным идеям и представлять собой оплот православия и монархии. В его лирике часто встречаются образы России в качестве "стража Востока" и "неокрытой державы", которые символизируют мощь и непоколебимость страны.

Как отражались православно-монархические взгляды Тютчева в его лирике?

Православно-монархические взгляды Тютчева отражаются в его лирике через образы России как "непокорной державы" и "освященного края". Он видел в православии и монархии основу российской идентичности и считал их неразрывно связанными. Тютчев выразил свою веру в непоколебимость и мощь православной России, которая может сопротивляться внешним влияниям и представлять собой остров стабильности и духовности в революционном мире.

Какое место и значение Тютчев придавал православной России в исторических судьбах революционной Европы?

Тютчев считал, что православная Россия имеет важное место и значение в исторических судьбах революционной Европы. Он видел Россию как непобедимую и непоколебимую силу, которая может сопротивляться революционным идеям и представлять собой оплот православия и монархии. В его лирике можно найти образы России как "стража Востока" и "неокрытой державы", которые символизируют мощь и непоколебимость страны.