Организация и проблемы коллективного инвестирования в России на примере конкретной организации
Заказать уникальную дипломную работу- 103 103 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 12.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности организации коллективного инвестирования в России 5
1.1. Понятие и организация краудфандинга в России 5
1.2. Роль коллективного инвестирования как источника финансирования на венчурном рынке в России 14
1.3. Проблемы правового регулирования коллективного инвестирования в России 22
2. Анализ деятельности и эффективности финансирования ООО «Прогресс» 36
2.1. Общая характеристика ООО «Прогресс» 36
2.2. Оценка внешней и внутренней среды ООО «Прогресс» 38
2.3. Анализ эффективности финансирования ООО «Прогресс» 51
3. Выявление проблем коллективного финансирования, пути совершенствования 67
3.1.Проблема финансирования малых и средних предприятий: опыт коллективного финансирования зарубежных стран 67
3.2. Совершенствование механизма коллективного финансирования 89
Заключение 99
Список использованной литературы 104
Кроме того, в исследованиях рассматривался широкий корпус проблем, связанных с деятельностью систем кредитных гарантий и оценки эффективности соответствующих программ. Информация, приведенная в исследованиях, которые представлены в таблице, была использована нами при определении современных концепций и принципов кредитования МСП силами финансово-кредитных организаций. Эти концепции и принципы приведены в следующих разделах настоящей статьи.Проблемы получения кредитов МСПБанки обычно оценивают кредитные заявки исходя из двух основных побудительных мотивов. Первый из них - защита интересов своих вкладчиков, а второй - приемлемый уровень дохода для покрытия расходов и получения прибыли. Известно, что банки уделяют много внимания залоговому обеспечению. Это логично, поскольку такое обеспечение подтверждает готовность погасить кредит. Оно помогает банкам окупить убытки в случае невозврата кредита. Эта тенденция характерна как для частных, так и для государственных банков. Кроме того, нежелание банков предоставлять кредиты МСП связано с высокими затратами на администрирование малого кредитования. Расходы на мониторинг займов, заявок на получение займов и сбор информации могут быть выше для МСП, чем для крупных фирм с передовыми технологиями и более полными данными бухгалтерского учета. В целом можно отметить, что большинство банков в экономически развитых и в развивающихся странах имеют слабую мотивацию к предоставлению кредитов МСП по следующим основаниям:другие банковские продукты являются более эффективными и обеспечивают высокую доходность капитала коммерческих банков;жесткие нормы обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков часто позволяют предоставлять кредиты только крупным корпорациям или правительствам;отсутствие у банков достаточной информации о деятельности МСП из-за трудности получения реальной информации об имеющихся у них проблемах;сложность получения фирмами (особенно микропредприятиями) полной информации о соответствующих финансовых программах кредитования;высокий уровень предпринимательского риска и неправильная оценка своего финансового состояния предпринимателями;отсутствие необходимого залогового обеспечения, особенно для новых отраслей промышленности и сферы услуг, не имеющих материальных активов;неблагоприятный отбор МСП со стороны банков, которые хотят предоставлять кредиты заемщикам, которые имеют очень высокую доходность от инвестиций;отсутствие у большинства МСП кредитных историй, т. е. их положительной финансовой репутации и информации о погашении предыдущих кредитов.Появление схем кредитных гарантий объясняется нежеланием банков предоставлять кредитные средства предприятиям с низким кредитным рейтингом, особенно в тех случаях, когда недостаточная кредитоспособность сочетается с отсутствием залогов. В нынешних экономических условиях, когда низкая рыночная активность препятствует быстрой и успешной капитализации залогового имущества, банки еще строже подходят к обеспечению кредита. Эксперты утверждают, что заемщик, который готов предложить более высокий уровень залога, особенно личного, как дом, возможно, имеет более высокие намерения погасить основной кредит и пользуется благосклонностью банков.Третья и четвертая причины зачастую называются в научных исследованиях асимметричной информацией. Наличие асимметричной информации приводит, как показывает исследование 50 000 корпоративных кредитов в Италии, к ситуации, когда банки требуют от МСП относительно большего обеспечения, чем при кредитовании крупных предприятий. Кроме того, возрастают и требования, связанные с предоставлением залога. Кроме того, большинству потенциальных получателей кредитов навязываются завышенные процентные ставки.Все это приводит к тому, что многие высокоэффективные предприятия с низким уровнем риска не берут кредиты в банках. И наоборот, займы стараются получить предприятия с низкой эффективностью и высоким риском, которые, скорее всего, не смогут погасить кредиты. Возникает ситуация, в которой заемщик не является достаточно осторожным и рискует, нанося ущерб банку. Недавние финансовые кризисы усугубили рассматриваемую проблему, поскольку банковские учреждения в условиях кризисных явлений практически прекратили предоставление МСП кредитов.Программы кредитных гарантий компенсируют влияние вышеупомянутых факторов, поскольку они призваны устранить потери финансовых институтов в случаях невыполнения договоров займа МСП.Теоретические аспекты создания гарантийных фондовОсновные концепции предоставления кредитных гарантий, а также создания систем гарантирования кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства приведены далее.Кредитная гарантия - это финансовый продукт, который малый предприниматель может использовать в качестве частичной замены залога. Суть гарантии заключается в том, что выдавшая ее организация обязуется полностью или частично погасить кредит, если заемщик не выполнит договор по возврату полученных средств. В качестве гарантирующей организации в современных национальных экономиках выступают, как правило, соответствующие фонды, созданные при государственном, отраслевом или региональном участии. Гарантийные фонды стремятся облегчить доступ к долговому капиталу, предоставляя кредиторам (банкам) комфортную гарантию на значительную часть долга.Основной целевой группой для гарантийных фондов являются средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия, которые обладают необходимой платежеспособностью, но по каким-то причинам не могут получить банковский кредит без поддержки гарантийного фонда.Системы кредитных гарантий состоят из трех элементов: заемщика, кредитора и гаранта. Соответственно, заемщиком является МСП, нуждающееся в финансировании. Заемщик обычно обращается за кредитом в банк, но из-за информационной асимметрии запрос на кредит банком зачастую отклоняется. В этом случае появляется необходимость в использовании гарантийных схем, основанных на привлечении гаранта. Гарантом, как уже было указано, выступает специализированный фонд.Поддержка гарантийного фонда должна носить временный характер. Необходимо отметить, что если МСП после использования кредитной гарантии сумеет самостоятельно погасить свой первый кредит и обратится за вторым кредитом, то такое предприятие будет иметь кредитную биографию и сможет получить доступ к последующим кредитам уже без гарантии.Кредитная гарантия обеспечивает снижение риска для банков, принимая на себя часть их потерь по кредитам МСП в случае отсутствия средств. При этом гарантийный фонд оказывает свои услуги МСП на возмездной основе. Гарант безот- зывно обязуется выплатить банку по первому его требованию сумму долга МСП, вплоть до максимальной гарантированной суммы (включая основную сумму долга, проценты и все другие платежи) при получении информации от банка о том, что заемщик не погасил кредит в установленный срок. Схемы кредитных гарантий различаются в зависимости от особенностей конкретных стран и отраслей. При этом кредитная гарантия является финансовым продуктом, который МСП может использовать во взаимоотношениях с банками. Важно отметить, что в отличие от залога, кредитная гарантия не представляет угрозы для банка в случае не возврата кредита. Обязательство гаранта полностью или частично погасить кредит в случае отсутствия средств у МСП характеризует гаранта как независимую организацию, которая выступает в качестве третьей стороны в отношениях между банком-кредитором и заемщиком.Как уже отмечалось, организации, предоставляющие кредитные гарантии, в большинстве случаев финансируются из государственных источников, и таким образом программы кредитных гарантий выступают в качестве элементов государственной помощи МСП. Соответственно, эти организации являются политическим инструментом снижения финансовых ограничений для МСП. Снижение ограничений происходит за счет поглощения части убытков банков по кредитам, предоставленным МСП в случае их не возврата.Гарантийные фонды имеют общую цель, заключающуюся в расширении доступа МСП к банковскому финансированию. При этом существуют различные организационно-экономические формы таких систем, обусловленные уровнем развития стран, социальными и культурными условиями, уровнем развития банковских сетей, существующими институциональными нормами, а также стоящими задачами по развитию предпринимательского сектора экономики. Нельзя утверждать, что существует одна идеальная модель кредитных гарантий. В конкретных условиях необходимо обосновывать эффективность создания наилучшего типа гарантийного фонда для конкретного контекста.В настоящее время сформировались 16 основных принципов создания систем кредитных гарантий:гарантийный фонд должен быть независимым юридическим лицом, действующим на основе четко определенной нормативно-правовой базы;программа кредитных гарантий должна иметь адекватное финансирование для достижения своих политических целей, при этом источники финансирования должны быть прозрачными;законодательная и нормативная база, регулирующая работу фонда, должна обеспечивать справедливое отношение ко всем участникам системы гарантирования;гарантийный фонд должен быть под эффективным надзором;система гарантий должна строить свою деятельность на основе утвержденной стратегии и оперативных целей;гарантийный фонд должен иметь надежную структуру управления с компетентным советом директоров, назначаемым в соответствии с четко определенными критериями;работа фонда должна основываться на внутреннем контроле деятельности;в процессе деятельности фонда должны постоянно оцениваться возникающие риски;гарантийный фонд должен иметь четко определенные критерии отбора для МСП, банков и их кредитных инструментов;при предоставлении гарантий необходимо исходить из компромисса между информационно-пропагандистской деятельностью и финансовой устойчивостью;как правило, выдаваемые гарантии должны быть частичными, т. е. обеспечивающими правильные стимулы для МСП и банков;стоимость услуг, предоставляемых МСП гарантийным фондом, должна основываться на имеющихся рисках, чтобы сохранять финансовую устойчивость фонда;процесс управления претензиями должен быть эффективным и обеспечивать стимулы для возмещения убытков по кредитам;гарантийные фонды должны подчиняться строгим требованиям к финансовой отчетности и проверяться с использованием внешнего аудита;фондам необходимо периодически раскрывать информацию, связанную с их деятельностью;государственные органы должны оценивать деятельность созданных ими фондов.Экономическое и финансовое воздействие систем кредитных гарантий, как показывает опыт, позволяет дополнительному количеству МСП получить доступ к банковскому финансированию, а также широкий доступ к льготным финансовым условиям, а именно большим суммам кредитов и более длительным срокам их погашения. Поддержка деятельности МСП, исключенных из традиционного кредитования, может привести к привлечению новых предпринимателей и снижению безработицы. Кроме того, наиболее остро проблема кредитования стоит в относительно слаборазвитых регионах, поэтому кредитные гарантии могут положительно влиять на развитие МСП в них.Особенности деятельности современных систем кредитных гарантийВ настоящее время в разных странах действуют самые разнообразные гарантийные фонды. Основным элементом, который отличает гарантийные программы от других государственных мер поддержки МСП, таких как субсидии или гранты, заключаются в том, что гарантийные фонды используют банки для определения получателей гарантированных кредитов.Представляет интерес деятельность ряда систем кредитных гарантий. В Европейском Союзе в последние годы были реализованы четыре программы таких гарантий для МСП. Программа «GEI» была направлена на поддержку занятости и охватывала 1998-2000 гг. Гарантированная сумма кредитов по ней составила 2,4 млрд евро. Общий объем поддерживаемых кредитов составил 6,17 млрд евро. При этом затраты на выполнение программы (включая потери от невозвратных кредитов) составили всего 0,14 млрд евро (ECA, 2017). Вторая программа - «SMEG 2001» - осуществлялась в 2001-2006 гг. Общий объем поддерживаемых кредитов составил 10,22 млрд евро, при этом были гарантированы кредиты на 4,68 млрд евро. Стоимость реализации программы составила 0,27 млрд евро. Третья программа - «CIP SMEG» -была нацелена на развитие конкурентоспособности и инноваций МСП и выполнялась в 2007-2013 гг. Общий объем поддерживаемых кредитов составил 14,4 млрд евро, при этом были выданы гарантии на 7,34 млрд евро. Затраты на выполнение программы (включая потери по кредитам) составили 0,64 млрд евро. С 2014 г. началась четвертая программа, нацеленная на повышения конкурентоспособности МСП, - «COSME», ее планируется завершить в 2020 г. Благодаря этой программе по состоянию на начало 2019 г. более 414 тысяч МСП уже воспользовались улучшенными условиями финансирования. Ожидаемая гарантированная сумма составит 7,31 млрд евро, планируется поддержать кредиты в размере 14,89 млрд евро. Стоимость реализации программы с учетом потерь ожидается в размере 0,72 млрд евро за весь период с 2014 по 2020 г.В США действует несколько программ кредитных гарантий, наиболее важной из которых является программа «7(a) Loan Program», которое управляется администрацией малого бизнеса (SBA). Гарантированные кредиты предоставляются для финансирования различных целей, в том числе пополнения оборотного капитала, инвестиций в основной капитал и землю, а также при особых условиях для покрытия задолженности. Важно отметить, что для получения права заемщики должны подтвердить, что они не смогли получить кредиты на обычном финансовом рынке. Коэффициент покрытия зависит от объема кредита. В случае кредитов 150 тысяч долларов гарантируются до 85 %. Максимальная сумма кредита составляет 2 миллиона долларов. Срок погашения зависит от использования кредита. Для оборотного капитала порог составляет 10 лет. Гарантийные сборы выражаются в процентах от суммы гарантии и обычно оплачиваются заемщиком. Они состоят из авансового взноса и ежегодного взноса. Последний зафиксирован на уровне 0,54 %.В Японии кредитные гарантии финансируются Министерством финансов через Министерство экономики, торговли и промышленности. Непосредственно гарантированием кредитов занимается Японская федерация корпораций кредитных гарантий (Japan Federation of Credit Guarantee Corporations). Эта федерация включает 51 корпорацию кредитных гарантий (Credit Guarantee Corporations), по одной в каждой префектуре, а также в городах Кавасаки, Гифу, Нагоя и Иокогама. Каждая из них работает непосредственно с МСП и банками, выдающими кредиты. Правительство также предоставляет средства для страхования выданных с гарантией кредитов Японской финансовой корпорации (Japan Finance Corporation). В 2013 г. были гарантированы кредиты для 1,46 миллиона МСП, что составляло почти 40 % от общего количества этих предприятий в стране. Совокупный объем гарантированных кредитов составил около 30 трлн иен.Поскольку банки имеют определенный опыт в оценке кредитоспособности заемщиков, то гарантийные фонды могут использовать этот опыт, чтобы помочь избежать плохих заемщиков. В то же время некоторые фонды в США сами занимаются проверкой кредитоспособности МСП. Хотя такая оценка увеличивает расходы гарантийного фонда, она считается оправданной, если фонд обладает информационным преимуществом, которое позволяет ему проводить более качественную проверку и тем самым снизить уровень невозврата кредитов. Такой подход, безусловно, логичен при наличии соответствующего информационного преимущества по сравнению с банковскими структурами, не всегда располагающими доступом к соответствующей информации. Вместе с тем этот подход целесообразен при выдаче значительных кредитных сумм. В случае небольших кредитов соответствующие проверки могут стать сопоставимыми по стоимости с суммой гарантии.Существование государственных гарантий может привести к двум видам последствий. С одной стороны, это может снизить рыночную дисциплину, поскольку МСП знают, что их кредиты будут обеспечены правительством, и таким образом привести к проблемам с возвратом кредитов. Как уже указывалось, для борьбы с таким явлением целесообразно гарантировать не всю сумму кредита, а только ее часть. В качестве примера можно привести опыт Японии, где в конце XX в. имели место полные гарантийные схемы, которые покрывали 100 % выданного кредита. Отрицательный опыт такого подхода, когда уровень невозвратных кредитов достигал 7,3 %, вынудил Японскую федерацию корпораций кредитных гарантий (о которой упоминалось выше) в настоящее время выдавать гарантии не более чем на 80 % суммы кредита. Для американской программы «7(a) loan program» в случае кредитов до 150 тысяч долларов максимальная гарантия достигает 85 %. По программам гарантирования кредитов в Европейском Союзе, описанным выше, средние значения гарантий были на уровне 50 % от суммы кредитов. Необходимо отметить, что существует взаимная связь между прозрачностью деятельности МСП и процентом гарантирования кредита. В разных странах Европейского Союза наибольшие значения гарантий не превышают 80 % для МСП, деятельность которых может полностью контролироваться банками. В этих же странах МСП, которые не готовы в полной мере обеспечивать контроль над своей деятельностью, могут рассчитывать на уровень гарантии 20-30 %.Потери государства от принятия на себя риска могут компенсироваться за счет роста объемов производства, налоговых платежей, снижения безработицы и решения других социально-экономических задач. Выгоды и издержки, понесенные в результате существования программы кредитных гарантий, могут быть измерены через сравнение не возвращенных сумм кредитов с экономическим эффектом, полученным за счет выдачи дополнительных кредитов в связи с существованием схем гарантирования.При создании гарантийных фондов в каждом конкретном случае необходимо оценивать три аспекта их деятельности. Во-первых, каков оптимальный коэффициент кредитных гарантий (т. е. какая доля кредита должна покрываться гарантией) для достижения поставленной цели минимизации невозвратных кредитов МСП и в то же время обеспечения поддержки МСП. Во-вторых, должно ли быть это соотношение постоянным для различных отраслей и регионов независимо от макроэкономических условий. В-третьих, должна ли ставка быть постоянной для всех банков или она должна варьироваться в зависимости от финансовой устойчивости банка. Понятно, что организаторы фондов должны снижать гарантийный коэффициент в хороших экономических условиях и повышать его в условиях кризисных явлений.Известно, что фонды кредитных гарантий работают на основе возмещения затрат, а некоторые даже приносят прибыль. Процентные ставки для заемщиков гарантийного фонда определяются различными способами. Важной для них является стоимость услуг систем кредитных гарантий. Большинство действующих в настоящее время гарантийных фондов ограничивают размер этих платежей. Например, в Таиланде гарантийный фонд установил плату за свои услуги в размере примерно 1 %. Отметим, что в английской программе «The Enterprise Finance Guarantee (EFG)» за выдачу гарантии по кредиту необходимо заплатить 2 % от суммы кредита. В большинстве стран услуги систем кредитных гарантий находятся в пределах от 1 до 3 %. Вместе с тем необходимо отметить, что, как правило, использование услуг гарантийного фонда существенно меньше по сравнению с высокопроцентными кредитами без гарантий или финансированием на сером кредитном рынке.Основное преимущество гарантийных фондов заключается в том, что они могут использовать свой капитал с большим эффектом. Это связано с тем, что такие фонды не выдают кредиты, а только обеспечивают гарантии под имеющиеся средства. Другими словами, общий объем гарантированных кредитов может в 5-10 раз превышать капитал самого фонда. Опыт Японии и Германии свидетельствует о том, что после 10 лет работы гарантийные фонды могут увеличить кратность до 20 и более. По мере погашения кредитов заработанные средства увеличивают объем доступного капитала. Однако этот мощный мультипликатор - лишь одно из преимуществ гарантийных фондов. Еще одним преимуществом является то, что налаживание отношений с банками позволит не только повысить шансы МСП на получение будущих кредитов, но и создать кредитную историю для других кредиторов.Создание гарантийного фонда начинается с первоначального вложения капитала. Этот капитал предоставляется, как правило, органами власти (от городского уровня до национального уровня). Затем гарантийный фонд заключает партнерские соглашения с банками, в которых излагаются конкретные оперативные мероприятия. Эти соглашения могут варьироваться в зависимости от банков-партнеров, но обычно включают такие положения, как типы заемщиков, имеющих право на получение гарантий, размер, срок и назначение займов, а также механизм выплаты гарантий.Несмотря на существование различных моделей гарантийных фондов, этапы получения МСП гарантий по кредитам типичны:заемщик сначала обращается непосредственно в банк за кредитом;банк рассматривает заявку и принимает решение одобрить или отклонить ее;если заявка будет одобрена, то кредит будет предоставлен, а гарантийный фонд не будет принимать в этом участие;если кредит не одобрен из-за того, что у МСП отсутствует необходимый уровень залога, но потенциальный заемщик соответствует критериям, установленным договором между банком и гарантийным фондом, то заявка будет передана в гарантийный фонд;заявка на кредит будет рассмотрена гарантийным фондом и по ней будет принято решение об одобрении или отказе;в случае, когда кредитная заявка одобрена гарантийным фондом, он предоставляет банку соответствующую гарантию;если заемщик погашает кредит, то гарантийный фонд освобождается от выданной гарантии;если заемщик не выполняет свои обязательства по кредиту, а банк выполняет все свои обязательства в полном объеме пытаясь взыскать долг, то гарантийный фонд должен возместить банку сумму гарантии.3.2. Совершенствование механизма коллективного финансированияРаспространение коронавирусной инфекции не только ускорило цифровую трансформацию современных предприятий, но и мотивировало исследователей и ученых к поиску новых способов использования высоких технологий (в том числе интернет-технологий) и искусственного интеллекта.Особое внимание уделяется законодательству, направленному на совершенствование правового регулирования и защиты валютно-финансовой системы, о чем свидетельствует появление значительного числа ориентированных на решение этих задач правовых норм. В условиях кризисов появляются не только угрозы, но и новые возможности, способствующие процессам гармонизации финансово-юридических отношений, преодоления или ослабления негативных последствий. Одним из главных рисков является снижение инвестиционной активности, которое связано среди прочего и с тем, что взаимоотношения между бизнесом и государством слабо отлажены.В любое время важную роль, стимулирующую повышение производительности труда, играют научные достижения, вызывающие рост инвестиций в информационную инфраструктуру, опытно-конструкторские и научно-исследовательские разработки. Инновационные проекты не всегда подходят под стандарты традиционных финансовых институтов, поэтому возникает необходимость в новых инструментах финансирования, обеспечивающих реализацию инноваций.В ситуации, когда внешняя среда изменяется с высокой степенью неопределенности, снижается деловая активность малого и среднего бизнеса, наблюдается процесс накопления долговых обязательств в различных отраслях экономики, проявился заметный интерес инвесторов к краудфандингу и крауд-площадкам, позволяющим привлекать дополнительные денежные средства на развитие инновационных и быстрорастущих проектов.Краудфандинг является разновидностью коллективного финансирования какого-либо проекта и осуществляется на специализированных интернет-ресурсах или краудфандинговых платформах за счет привлечения многочисленных добровольных вкладчиков с помощью сети Интернет. Платформенные решения по сравнению с традиционными обладают рядом преимуществ, связанных с их инновационным характером, обусловленным использованием компьютерной сети и систем кибербезопасности, что предоставляет возможности:- заключения финансовых сделок с минимальными рисками и без физического присутствия контрагентов;- привлечения инвестиций от непрофессиональных инвесторов в динамично развивающиеся сектора экономики;- снижения транзакционных издержек за совершение сделок через интернет-платформы;- варьирования объемов инвестиций в одну компанию и создание индивидуальных риск-профилей.Статистика последних лет свидетельствует, что мировой рынок новых инструментов финансирования вырос более чем в 20 раз.Одним из факторов, положительно влияющих на процессы, связанные с использованием альтернативных источников финансирования инновационных проектов, является правовое регулирование. Законодательство может как выступать в роли катализатора развития краудфинансирования, так и создавать определенные барьеры внедрению инноваций, лежащих в основе краудтехнологий. Основными проблемами правового регулирования краудфандинга в России являются:- продолжительное отсутствие (до 1 января 2020 г.) законодательного закрепления основных определений и юридического статуса краудфандинговой площадки и правил ее работы;- возможность появления недобросовестных участников рынка, на котором имеют место интеграция материального и виртуального пространств и широкое внедрение краудтехнологий как со стороны соответствующих платформ, так и со стороны юридических лиц или органов власти, выпускающих от своего имени и в рамках своей деятельности в обращение ценные бумаги или иные платежные средства;- недостаточное количество инструментов стимулирования проектов посредством краудфинансирования и отсутствие налоговых преференций для их инвесторов;- национальные и правовые особенности законодательства о краудинвестинге, оказывающиеся, как представляется, барьером для глобализации рынка.Кроме того, велика вероятность рисков, связанных с разработкой фиктивных прожектов с целью отмывания нелегально полученных денежных средств.Для минимизации подобных рисков необходимо, на наш взгляд, реализовать следующие меры:- установление подотчетности крауд-платформ федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и нормативно-правовое регулирование в этой сфере наравне с другими финансовыми институтами в рамках действующего законодательства;- осуществление проверок юридической чистоты потенциальных участников кампаний на крауд-платформах;- закрепление требований о хранении крауд-платформой информации об активных участниках проводимых на ней кампаний и предоставлении этой информации по запросам правоохранительных органов;- введение процедуры аккредитации краудплатформой крупных инвесторов, хранение информации о них, а в случае необходимости - предоставление этой информации представителям службы финансового мониторинга или правоохранительных органов.Существующие правовые механизмы и нормы не создают оптимальных условий для положительной динамики развития краудтехнологий. Общеизвестно, что защита прав интеллектуальной собственности позволяет сформировать безопасную среду для инвестиций в инновации и обеспечивает наличие правовой базы беспрепятственной торговли интеллектуальными активами. Одним из авторов данной статьи ранее было отмечено, что «особенность и специфика общественных отношений, возникающих по поводу нематериальных объектов правовой охраны, обусловливают значительную сложность правоприменительной практики в рассматриваемой области, которая сопровождается противоречивостью и ошибками, нарушающими права и законные интересы граждан и юридических лиц».Следует подчеркнуть, что для ряда инструментов финансирования не в полной мере разработана нормативная база, и участники рынка вынуждены подбирать варианты альтернатив, искать компромиссы для реализации деятельности в условиях кризиса, а для некоторых форм финансирования и вовсе не существует приемлемых правовых инструментов. В связи с несовершенством существующей нормативно-правовой базы и активным ростом новых сфер деятельности имеет место риск развития негативных сценариев. ВУголовном кодексе Российской Федерации вкачестве самостоятельного объекта правовойохраны выделены общественные отношенияи интересы субъектов экономической деятельности (гл. 22). В целях минимизациирисков перехода экономики в «серую» зону иоттока перспективных проектов и финансовза рубеж существует потребность созданияоптимальных регуляторных механизмов и условий для развития интернет-платформ.Точечная доработка и корректировка законодательства позволили бы отечественной юрисдикции не только успешно интегрироватьсяв международное сообщество в рассматриваемой сфере, но и создавать привлекательныеусловия для команд инвестиционных проектов и инвесторов в регионах.Несмотря на рост отрасли, нельзя говоритьо замещении традиционных институтов новыми финансовыми инструментами. В долгосрочной перспективе существует вероятностьтого, что часть игроков рынка предпочтут«новые деньги» традиционным способам финансирования, например, для преодоленияпропасти между промежуточной стадией истадией старта или же в случае отказа в инвестициях от венчурных фондов.Таблица 3.3 - Основные риски развития инструментов интернет-платформВ России пока еще рано говорить о безусловном влиянии новых финансовых инструментов на существующую систему, так как отечественный рынок имеет объемы значительноменьше зарубежных. Страны - лидеры по развитию альтернативных механизмов финансирования проектов интегрируют новые формыв существующие финансовые схемы. Институциональные инвесторы сейчас используют краудинвестинг в качестве дополнительного инструмента основной деятельности. Неявляется секретом, что широкое использованиеальтернативных финансовых инструментовявляется одной из важнейших составляющихтехнологической революции.После кризисов 2008 и 2014 годовво многом благодаря сектору альтернативныхфинансовых инструментов компании, использующие новые технологии смогли получить существенные финансовые поступленияв инновационные технологические проекты,являющиеся рискованными для традиционных финансовых институтов и классическихвенчурных фондов. Финансирование инновационных проектов через интернет-платформы демонстрирует активный рост, которыйдолжен продолжиться и в ближайшие годывплоть до перехода к международному рынкукраудфинансов, для которого особую значимость приобретает наличие эффективных инструментов управления.Для достижения цели необходимо:- придерживаться политики широкого использования альтернативных механизмов привлечения капитала в разработку и реализацию инновационных проектов;- сформировать оптимальную законодательную базу по контролю за функционированием электронных денег, внеся дополнения иизменения в существующие нормативно-правовые акты;- обеспечить условия эффективного взаимодействия структур власти и представителейрассматриваемой отрасли;- разработать оптимальные средства контроля за деятельностью в данной отрасли, которые бы не оказывали чрезмерного давленияна участников рынка;- принять своевременные меры по интеграции новых финансовых инструментов в деятельность существующих институтов инновационного экономического развития.Очевидно, что устранение законодательных барьеров и создание комфортной средыдля координации деятельности являются приоритетными задачами при построении регуляторной модели краудфандинга. Ключевыммоментом, на наш взгляд, следует признатьопределение допустимых масштабов вмешательства государства в отрасль, поскольку вРоссии по-прежнему существует тенденцияк излишнему регулированию и чрезмерномуусложнению правовых инструментов. Пользователям необходимо предоставить такую организационную схему, которая бы не ущемляла права участников рынка. Введение жесткихбарьеров для входа на рынок альтернативныхфинансов может негативно сказаться на потенциале его развития не только из-за высоких издержек, но и в силу потенциальногоснижения уровня конкуренции. Участники развивающегося международного рынкакраудфинансов в условиях вступления в силузакона о новых инструментах привлеченияинвестиций будут только выигрывать от усиления конкуренции. Каждая крауд-платформа сможет популяризировать среди населения присущие только ей новые инструментыфинансирования, что представляется однимиз важных условий устойчивого функционирования на этом специфическом рынке, гдезначительная доля участников относится к категории инноваторов.Лицензирование как один из инструментов монополизации ограничивает приток на рынок новых участников. Система защиты интеллектуальной собственности, в том числе в области средств индивидуализации, базируется на нормах гражданского,административного и уголовного законодательства. Отсюда следует, что недопустимо строить правовое регулирование на основе рассмотрения пользователей платформ в качестве лиц, не правомочных принимать самостоятельные управленческие решения и нести за эти решения полагающуюся ответственность. Необходимов первую очередь ориентироваться на сектор малого исреднего бизнеса и синхронизировать требования к площадкам и инвесторам. Задача правового регулированияне «легализовать» краудинвестинг, а дать инструментыдля защиты инвесторов и проектов в сфере высоких технологий, которые всегда являются высокорискованными.Считаем, что в подобной ситуации в нашей странене сформируется широкий круг инвесторов, умеющихпрофессионально оценивать возможные риски. Когдаприсутствует уверенность в том, что государство окажетпомощь даже заложникам недостаточной предусмотрительности, потребитель финансовой услуги будет выбирать рискованные варианты поведения.Даже самые крупные российские краудфандинговыеплощадки по уровню популярности и объемам полученных инвестиций уступают большинству зарубежныханалогов. Это обусловлено сложностью процесса популяризации и внедрения интернет-механизма привлечения финансирования. Тем не менее для отечественныхстартаперов интернет-механизм является одной из возможностей оказаться замеченными перспективнымиинвесторами. В период кризиса представители бизнесастремятся к сокращению своих издержек, эффективному расходованию ресурсов и оперативному поиску источников дохода для компенсации потерь. Сложившуюся ситуацию в экономике можно назвать благоприятнойдля цифровизации инвестиционной деятельности. Многие банки приостановили кредитование малого и среднего бизнеса, поэтому заемщики ищут альтернативы. В более выигрышной позиции находятся платформы, которые сконцентрированы на финансировании бизнеса, занятого в исполнении государственных заказов, а не реального сектора экономики. Наблюдается увеличение на 17% потока финансирования краудплатформ, где размещаются заявки на поиск средств для участников электронных торгов и на исполнение государственных контрактов.Согласно данным Всемирного рейтинга благотворительности, Россия находится лишь на 104 месте по уровню благотворительной финансовой помощи. Около 76% россиян не оказывают благотворительной помощи. И одна из причин подобного положения кроется в том, что прозрачных и регулируемых краудфандинговых платформ в нашей стране недостаточно. Российская экономика нуждается в разработке и внесении в законодательство поправок, четко определяющих собственно понятие краудфандинга и порядок регулирования деятельности краудфандинговых площадок, устанавливающих требования к их владельцам, участникам и инвесторам. Это будет способствовать созданию благоприятных условий для дальнейшего развития краудфандинга и повышению уровня безопасности всех его участников в рамках правового поля. При отсутствии жесткого правового регулирования всегда есть риск появления финансовых пирамид и мошенничества на краудфандинговых площадках. Своевременно и качественно разработанный закон о краудфандинге, несомненно, будет способствовать сокращению объема мошенничества в данной сфере и за счет снижения потребительских рисков может увеличить долю рынка. Несмотря на большой потенциал, количество участников краудфандинга в России значительно ниже, чем в других странах. Рост числа краудфандинговых площадок может происходить и благодаря тому, что все сделки можно проводить дистанционно.Проблема правового регулирования сложного и ответственного процесса финансирования инноваций через интернет-платформынастолько актуальна и серьезна, что стимулирует бизнес-сообщества к поиску путей и инструментов взаимодействия не только междусобой, но и с представителями общественныхорганизаций, судебной и законодательной властью. В свою очередь, это вызывает необходимость использования системного подхода кразработке методов решения нетипичных задач, возникающих в данной сфере. Отсюдаследует необходимость принятия управленческих решений не только экономического,социального и организационного, но и юридического характера. В таком случаеразработка соответствующих правовых мервоздействия на новые инструменты финансирования сможет не только ограничивать действия правонарушителей, но и направлять их врусло закона.ЗаключениеПод краудсорсингом принято понимать передачу ряда производственных функций широкому кругу лиц, а также решение социально значимых задач за счет добровольцев.Учитывая сформулированное выше определение краудфандинга, можно прийти к выводу, что краудсорсинг является по отношению к крайдфандингу родовым понятием. К аналогичному выводу приходит и В.М. Паргачевская, которая к числу разновидностей краудсорсинга относит:- crowd wisdom («мудрость толпы»). Реализуется за счет применения метода мозгового штурма, создания различных интернет-форумов и т.д.;- crowd voting. Использование поисковых систем, big data для оценки спроса на товар и ценности того или иного материала / цифрового продукта;- crowd creation. Возникновение материальной или нематериальной вещи за счет творчества множества людей. Например, создание vikipedia;Уровень развития институтов финансового посредничества оказывает прямое воздействие на темпы экономического роста, эффективность применения инвестиционных ресурсов и материальное благосостояния граждан. При этом инвестирование в фонды коллективных инвестиций – один из самых распространенных и высокоэффективных способов вложения денежных средств частных лиц на современном финансовом рынке.Коллективное инвестирование – это схема инвестирования, при которой средства, вложенные мелкими инвесторами, аккумулируются в единый фонд под управлением профессионального менеджера для их последующего вложения с целью получения прибыли (прироста).Таким образом, важнейшая экономическая роль институтов коллективного инвестирования – это трансформация мелких частных сбережений в инвестиции, в том числе в реальный сектор экономики. Коллективные инвесторы выполняют функции ключевых финансовых посредников в процессе привлечения и размещения частных капиталов на финансовом рынке: с одной стороны, они решают задачи консолидации средств мелких инвесторов, обеспечения профессионального управления инвестициями, диверсификации рисков, а с другой стороны – обеспечивают финансирование корпоративного сектора экономики, позволяя широким массам инвесторов владеть корпоративными ценными бумагами не напрямую, а через профессиональных посредников.Компания ООО «Прогресс» появилась в 2003 году, основная цель деятельности которой обеспечение безопасной передачи информации, сохраняя конфиденциальность личных данных.Проведя анализ макросреды компании ООО «Прогресс», были выявлены факторы, которые оказывают большое влияние на деятельность самой компании и отрасли в целом. Угрозу представляют такие факторы, как социально-демографические, а именно дефицит квалифицированных ИТ-кадров, имеющие большое значение для данной отрасли. Из экономических факторов можно выделить негативное влияние от инфляции и повышения тарифов, но в общем не представляют угрозу. Появление новых видов кибератак так же может наносить вред и самой организации, занимающейся производством средств по защите передачи данных. Данные движущие силы будут оказывать влияние на деятельность организации примерно ближайшие 1-3 года. Анализ движущих сил важен для фирмы, чтобы понимать, на что следует обратить внимание при построении стратегии, так как этот анализ дает определение состояния внешней среды, окружающей компанию. Без четкого понимания главных движущих сил в отрасли невозможно разработать соответствующую стратегию чувствительную к этим изменениям и последствиям их влияния.Исходя из анализа конкурентных сил, наибольшее негативное влияние на деятельность ООО «Прогресс» оказывают конкуренция со стороны пришельцев, а именно от партеров и иностранных компаний, и конкурентные силы между отраслевыми организациями. Потому что они тесно связаны между собой, в плане своей деятельности на рынке ИБ, работают на один целевой сегмент, примерно в одинаковых ценовых диапазонах и по качеству догоняют друг друга. Угрозу так же могут представлять и конкурентные силы поставщиков. Итак, проведенный анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Прогресс» показал ежегодный рост выручки от реализации товаров и выполненных работ, повышение прибыли от продаж и чистой прибыли, повышение производительности труда сотрудников компании. К основным проблемам деятельности ООО «Прогресс», которые снижают эффективность его деятельности можно отнести, превышение темпов роста себестоимости работ и продукции, над темпами роста выручки, а также рост затрат на рубль выполненных работ, ежегодное снижение показателей рентабельности деятельности и продаж.Основными проблемами правового регулирования краудфандинга в России являются:- продолжительное отсутствие (до 1 января 2020 г.) законодательного закрепления основных определений и юридического статуса краудфандинговой площадки и правил ее работы;- возможность появления недобросовестных участников рынка, на котором имеют место интеграция материального и виртуального пространств и широкое внедрение краудтехнологий как со стороны соответствующих платформ, так и со стороны юридических лиц или органов власти, выпускающих от своего имени и в рамках своей деятельности в обращение ценные бумаги или иные платежные средства;- недостаточное количество инструментов стимулирования проектов посредством краудфинансирования и отсутствие налоговых преференций для их инвесторов;- национальные и правовые особенности законодательства о краудинвестинге, оказывающиеся, как представляется, барьером для глобализации рынка.Кроме того, велика вероятность рисков, связанных с разработкой фиктивных прожектов с целью отмывания нелегально полученных денежных средств.Для минимизации подобных рисков необходимо, на наш взгляд, реализовать следующие меры:- установление подотчетности крауд-платформ федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и нормативно-правовое регулирование в этой сфере наравне с другими финансовыми институтами в рамках действующего законодательства;- осуществление проверок юридической чистоты потенциальных участников кампаний на крауд-платформах;- закрепление требований о хранении крауд-платформой информации об активных участниках проводимых на ней кампаний и предоставлении этой информации по запросам правоохранительных органов;- введение процедуры аккредитации краудплатформой крупных инвесторов, хранение информации о них, а в случае необходимости - предоставление этой информации представителям службы финансового мониторинга или правоохранительных органов.Проведенный анализ выявил ряд факторов, способствующих успеху программ кредитных гарантий. При этом кредитные гарантии будут успешными, когда МСП хорошо подготовлены к обеспечению прозрачной эффективной деятельности, направленной на безусловный возврат выданных им гарантированных кредитов. В случаях, если имеются трудности в контроле над деятельностью МСП, эти МСП не могут рассчитывать на высокий уровень гарантий. Совместная работа гарантийных фондов и банков должна быть направлена на решение имеющихся в настоящее время проблем слабого финансирования предпринимательского сектора, характерного для развитых и развивающихся стран.В настоящее время системы гарантирования кредитов МСП получили значительное развитие в большинстве стран с рыночной экономикой. Необходимость в них обусловлена, как показал приведенный в статье анализ, объективными сложностями в предоставлении банковских кредитов средним и особенно малым предприятиям. Проведенные к настоящему времени исследования показали, что только государственные программы кредитных гарантий способны в полной мере решить проблему финансирования МСП. При этом наиболее целесообразным является выдача гарантий, обеспечивающих частичный объем кредитования, когда заемщики также несут определенную ответственность по возврату полученных средств. Уровень гарантирования кредитов в зависимости от конкретных условий, а также стран, в которых расположены МСП, имеет значительную дифференциацию в пределах от 20 до 85 %.Существенным представляется модификация схем предоставления гарантийных кредитов в зависимости от видов деятельности конкретных предприятий, а также от предпринимательского климата, характерного для конкретных регионов.Полученные данные могут быть использованы в образовательных процессах высших и средних учебных заведений.Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение. Они могут быть использованы в деятельности гарантийных организаций, финансово-кредитных учреждений, а также государственных структур и общественных организаций, при решении задач оказания поддержки предпринимателям. Итоги анализа представляют интерес для руководителей и работников малых и средних предприятий.Дальнейшие исследования должны, на наш взгляд, проводятся с учетом особенностей муниципальных образований, в которых расположены МСП, а также социальных аспектов их деятельности (женские предприятия, молодежное предпринимательство, социальные предприятия).Список использованной литературы
2. Басарева В.Г. Малый бизнес в системе восстановления траектории экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2017. - N 5. - с.79-87.
3. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. - 2016. - N 6. - с.97-108.
4. Бондаренко А.В. Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и возможности // Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях». – М., 2017. – С. 93-100.
5. Виссарионова Т.А., Зернова Л.Е., Мишина Е.Ю. Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса в России //Modern Science. - 2019.- № 12-1.- с. 21-25.
6. Дармилова Ж.Д., Колесникова М.В. Государственная поддержка малого инновационного бизнеса (зарубежный опыт) // Экономика: теория и практика. – 2017. – № 4 (48). – С. 84-92.
7. Зернова Л.Е. Проблемы и пути совершенствования деятельности коммерческих банков // Монография: M – 2018 – 256 p.
8. Как в Германии спасают малый и средний бизнес от коронавируса. Deutsche Welle.URL: https://www.dw.com/ru/как-в-германии-спасают-малый-и-средний-бизнес-откоронавируса/a-52916009 (дата обращения: 18.12.2020)
9. Киевич А.В., Койпаш Д.А. Краудинвестинг как альтернативная модель финансирования инвестиционного проекта [Текст] / А.В. Киевич, Д.А. Койпаш // Экономика и банки. - 2016. №1. – С. 58-65
10. Краудинвестинг и его особенности в России [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://alphainvestor.ru/kraudinvesting/, свободный. (Дата обращения: 18.12.2020)
11. Литвинова Д.А. Краудинвестинг как новая форма инвестирования [Текст] / Д.А.Литвинова // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. - 2017. - №2. – С. 73-81
12. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: http://static.government.ru/media/fi les/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 18.12.2020)
13. Покидко В.В. Краудинвестинг как перспективный вид финансирования [Текст] / Покидко В.В. // International scientific review. - 2016. - №9 (19). – С. 55-57
14. Проблемные вопросы кредитования малого и среднего бизнеса в России / Белкина Е.Н., Лаврентьева Т.Э. // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 81. – С. 441-444.
15. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса со стороны банков / Данчина А.С., Белоусов А.Л. // Финансовая экономика. – 2019. – № 12. – С. 439-445.
16. Рассохова С.В. Тенденции и перспективы краудинвестинга в России [Текст] / С.В. Рассохова // Наука, образование и культура. – 2018. - №5 (29). – С. 53-55
17. Рахманова С.К., Зернова Л.Е. Особенности кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках // Материалы Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Вектор-2018». - M.- 2018. - с. 71-74.
18. РБК. URL: www.rbc.ru
19. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019 N 474-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
20. Фияксель Э.А., Солохин А.А., Соколов И.Н. Краудинвестинг. Обзор исследований и промежуточные результаты развития [Текст] / Э.А. Фияксель, А.А. Солохин, И.Н.Соколов // Инновации. - 2017. - №7 (225). – С. 42-54
21. Фролов А.С. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в странах Европейского Союза // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. – 2018. – № 4. – С. 3-6.
22. Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е.Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. – 2019. – Том 15. (Вып.1). – С. 256-270
Вопрос-ответ:
Какие особенности организации коллективного инвестирования в России?
Особенности организации коллективного инвестирования в России включают наличие специальных законодательных актов, таких как Федеральный закон "О коллективных инвестиционных фондах", которые регулируют деятельность коллективных инвестиционных организаций. Также, в России действуют различные формы коллективного инвестирования, включая инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды и венчурные фонды.
Что такое краудфандинг в России?
Краудфандинг - это способ сбора финансирования для проектов, предприятий или организаций, при котором деньги собираются несколькими людьми через онлайн-платформу. В России краудфандинг развивается с помощью таких платформ, как Boomstarter, Planeta.ru, и других. Краудфандинг позволяет людям инвестировать в проекты, которые они считают перспективными, и получать взамен некоторые вознаграждения или преимущества.
Какую роль играет коллективное инвестирование как источник финансирования на венчурном рынке в России?
Коллективное инвестирование играет важную роль в финансировании венчурного рынка в России. Оно позволяет собирать средства от нескольких инвесторов, чтобы финансировать стартапы и инновационные проекты. Коллективное инвестирование также помогает снизить риски и привлечь больше инвесторов для развития венчурных бизнесов в России.
Какие проблемы существуют в правовом регулировании коллективного инвестирования в России?
В России существуют определенные проблемы в правовом регулировании коллективного инвестирования, такие как отсутствие четких и единых нормативных актов, которые полностью регулируют деятельность коллективных инвестиционных организаций. Также возникают проблемы, связанные с защитой прав инвесторов и недостаточной прозрачностью в процессе инвестирования.
Что такое коллективное инвестирование?
Коллективное инвестирование - это форма инвестирования, при которой средства нескольких инвесторов объединяются в один инвестиционный портфель, который управляется профессиональным управляющим.
Как организован краудфандинг в России?
Краудфандинг - это форма коллективного инвестирования, при которой проекты или предприниматели могут привлекать финансирование от большого числа инвесторов через онлайн-платформы. В России краудфандинг регулируется законодательством и требует регистрации платформы в Центральном банке.
Какое значение имеет коллективное инвестирование на венчурном рынке в России?
Коллективное инвестирование играет важную роль как источник финансирования на венчурном рынке в России. Оно позволяет привлекать средства от большого числа инвесторов для развития инновационных проектов и стартапов.
Какие проблемы существуют в правовом регулировании коллективного инвестирования в России?
В России существует ряд проблем в правовом регулировании коллективного инвестирования, такие как ограниченные возможности для резидентов инвестировать в зарубежные инвестиционные фонды, сложности в получении разрешений от регуляторов и несовершенство законодательства в области финансового рынка.
Как можно оценить деятельность и эффективность финансирования конкретной организации?
Деятельность и эффективность финансирования конкретной организации можно оценить по ряду показателей, таких как доходность инвестиций, объем привлеченных средств, рентабельность проектов, репутация организации и уровень управления рисками.