Особенности нравственной сферы младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности нравственной сферы детей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие нравственной сферы 6
1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 11
Глава 2. Особенности развития нравственной сферы детей младшего школьного возраста. 16
2.1 Особенности нравственной сферы детей младшего школьного возраста 16
2.2 Развитие нравственной сферы детей младшего школьного возраста. 22
Выводы по теоретическому исследованию 27
Заключение 29
Список литературы 30
Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста нужно учитывать,когда организуется нравственное воспитание в начальной школе.Таким образом, к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается конкретный нравственный опыт, складываются черты индивидуального характера, вырабатываются конкретныепривычки. Все данные факторы отражаются на процессе нравственного воспитания.2.2 Развитие нравственной сферы детей младшего школьного возраста.Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Е.Е Зубарева говорила: «Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому знание её необходимо будущим педагогам» [4]. Детская литература распахивает перед детьми младшего школьного возраста огромный и неизведанный мир. Воспитатели и родители должны стремиться к тому, чтобы дети с самого младшего возраста были окружены лучшими произведениями отечественной и зарубежной детской литературы. Не стоит также забывать о произведениях устного народного творчества. Соблюдение этого правила способствует не только воспитанию хорошего литературного вкуса, но и обогатит жизненный опыт школьника. На примере поведения литературных героев ребенок отвечает на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?»; постигает моральные нормы; в воображаемых ситуациях он ставит себя на место главного героя, пытаясь ответить «а как бы я поступил на его месте?».Л.П. Стрелкова писала, что процесс восприятия школьниками детской литературы и в особенности сказок, специальное обсуждение с взрослым и ровесниками (с применением игровых приемов) данной литературы позволяет наиболее полно изучить феномен эмпатии. Это объясняется, во-первых, тем, что процесс восприятия художественного произведения и его обсуждение позволяет проанализировать эмпатийный процесс детей в его полноте и протяженности, а также зафиксировать начало и динамику новых для ребенка эмпатийных элементов процесса; во-вторых, восприятие художественной литературы и последующие ее обсуждение при правильном руководстве педагога помогает формированию, развитию и коррекции эмпатических переживаний у школьников [5].А.В. Запорожец рассматривал восприятие школьниками художественной литературы в качестве активного и самостоятельного процесса, предполагающего не пассивное содержание, а именно деятельность, воплощающуюся во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, вследствие чего у них возникает чувство личного присутствия и иллюзия того, что они принимают участие в событиях художественного произведения [6].Г. М. Шакирова продемонстрировала, что особенности формирования у учеников нравственных представлений под влиянием уроков чтения предопределяется работой следующих психологических механизмов, которые взаимосвязаны. Это смыслообразование (литературные персонажи приобретают для учащихся конкретный личностный смысл); возникшеевследствие чего сопереживание персонажам; переключение эмоций сопереживания на нравственные знания, на которых основываются мотивы поведения персонажей; осознаниеданных знаний как источника сопереживания; отношение к нравственным знаниям, которые сначала представленытолько в эмоциях сопереживания [2].В ходе знакомства детей младшего школьного возраста с системой теоретико-литературных понятий, освоения языковых и речевых умений, анализа литературных произведений стоит учитывать возможности возраста для формирования этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу.Литературные произведения представляют детям младшего школьного возраста образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт обучающихся.Проигрывание произведений литературы на уроках чтения с последующим обсуждением– это одна из форм работы по развитию нравственнойактивности детей младшего школьного возраста. При отборе текста учителю необходимо выбирать, соответствующее ситуации взаимоотношений между учащимися в классе. К примеру, можно выбрать сказку «Петушок и бобовое зернышко», когдаученики в классе не могут понять преимуществ коллективного преодоления сложностей, не отзываются к чужому горю, к просьбе о помощи. Одним из направлений исследовательской работы, которая проводитсяв течение двадцати лет, была разработка последовательности стадий, облегчающей усвоение новых нравственных понятий.Первая стадия работы - определение в классе проблемы нравственного характера. Учителю необходимо продумать, какие случаи и ситуации из жизни учащихсяему можно привлечь для работы по сказке. Кроме того, на этой стадии надо продумать, кто из учеников кого будет играть, кто будет зрителем.Работу нужно начать с прослушивания литературного текста на в аудио формате. Текстпро артистов театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Потомдети пересказывают сказку. Потом учащимся задают вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.На следующей стадии учитель предлагает учащимся разделиться на группы, чтобы проиграть литературное произведение. Целесообразно разделить класс на три группы. Две группы будут разыгрывать произведение, а третья группа будут зрителями, которые будут обсуждать, и выбирать лучшую команду.При обсуждении сказки важно обращать внимание учащихся на характер персонажей, выделять характеристики героев - это третьястадия работы. Учащимсявозможно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте персонажейхудожественного произведения, как бы они вели себя в схожей жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они реально поступили, если подобная ситуация с ними случалась. Постепенно учеников педагог подводит к сравнению того, как детиполагают необходимым действовать правильно и каким образом они действуют в действительности [7].После проигрывания произведения проходит обсуждение, какие по характеру персонажи получились у учащихся. Важно обращать внимание младших школьников на то, что в игре доброту персонажа нужно продемонстрировать собственными действиями, и попросить ребят -зрителей назвать, какие именно действия учащегося, который играетданную роль, возможно назвать добрыми. Чтобы облегчить задачу, когда она вызывает затруднение, возможно попросить учащихся привести пример из жизни, в котором проявилась доброта в действии, и сыграть данное действие. Доброе действие из жизни сравнивается с добрым действием персонажа произведения, в них определяется или сходство, или различие. Нужно, чтобы учащиеся осознали: то, что названо словом, надо подтвердить действием и, наоборот, то, что продемонстрировано в действии, надо назвать. При проигрывании нередкоучителя сталкиваются с необходимостью разъяснения значения привычных понятий. Так, доброту младшие школьники зачастую воспринимают как «делать приятное и легкое». Но добрые дела нередко требуют конкретных усилий, и к подобному выводу нужно обучающихся подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании учащихся начинают дифференцироваться [3]. Следствие подобной работы –младшие школьники самостоятельно начинают отыскивать соответствие между словами и действиями, самостоятельно начинают пробовать характеризовать не только действия персонажей художественных произведений, но и собственные. Детям– зрителям необходимо выбирать лучшую команду, которая, по их мнению, наиболее удачно продемонстрировала характер персонажей художественногопроизведения. Чтобы закрепить полученные знания о характерах персонажей младшим школьникамвозможно предложить нарисовать понравившегося героя на выбор.В ходе проигрывания самых разных нравственных ситуаций (в частности и на основе художественных произведений) активизируется воображение младшего школьника. Это обладает важным значением для позитивных изменений в самом учащимся, благодаря возникновению у него «образа себя», который действует по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении позволяет ученикам к четвертому классу самимотыскивать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Ребята могут сами описывать ситуацию и предложить различные варианты действий людей в данной ситуации (к примеру, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями) [8].Выводы по теоретическому исследованию1.Нравственная сфера представляет собой интегральное психологическое образование, которое включает в себя совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основании свободного выбора.2. Дети младшего школьного возраста, можно сказать, что младший школьный возраст является вершиной детства. Согласно современной периодизации психического развития данный возраст приходиться на период от 6-7 до 9-11 лет. В данном возрасте сменяется образ и стиль жизни. В первую очередь ведущей деятельностью становиться учебная.3. Нравственное развитие младших школьников представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы их личности, формирования способности младшего школьника сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.Само по себе нравственное развитие личности - сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.4. Задачи развития нравственной активности детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.В последнее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие нравственной личности ребенка.Анализ учебных программ показал, что их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся. Программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и нравственного развития детей.ЗаключениеКонцепция развития нравственной сферы личности может быть представлена на основе системно-деятельностного подхода на основании единых критериев. Уровень развития нравственной сферы личности определяется как позитивное единство компонентов нравственной сферы и поведения, которые формируются в поведении на основании одобрения со стороны окружающих взрослых.Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.Нравственность - самая хрупкая, легко уязвимая сторона личности. И при ее развитии от взрослых требуется особый такт, деликатность, умение тщательно взвешивать каждое слово. Не случайно лучшим воспитателем считают того, кто владеет собой настолько, что незаметно, ненавязчиво направляет мысли и действия детей по желаемому руслу. Каждый новый день расширяет представления ребенка о мире, о людях, углубляет его нравственные отношения и оценки.Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Козловская Н.А. Поисково-исследовательская деятельность как условие формирования нравственной сферы младшего школьника: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2012.- 226 с.Колпакова М.Ю. Основные современные подходы в психологии морального развития. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - №, 2016. – С. 91-103.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников. // Интеграция образования. - №, 2013. – С. 1-4.Мишакова Г.А. Психологические особенности проявлений нравственности младших школьников, воспитывающихся в различных социально-педагогических условиях: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.]. - Самара, 2010. - 26 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с. Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. тр. / под ред. Ф. И. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. С. 68.Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981. - 128 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.Синдабкина Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников. // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - №, 2013. – С. 1-5.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Козловская Н.А. Поисково-исследовательская деятельность как условие формирования нравственной сферы младшего школьника: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2012.- 226 с.
3. Колпакова М.Ю. Основные современные подходы в психологии морального развития. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - №, 2016. – С. 91-103.
4. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.
6. Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011.
7. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников. // Интеграция образования. - №, 2013. – С. 1-4.
8. Мишакова Г.А. Психологические особенности проявлений нравственности младших школьников, воспитывающихся в различных социально-педагогических условиях: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.]. - Самара, 2010. - 26 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
11. Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. тр. / под ред. Ф. И. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. С. 68.
12. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981. - 128 с.
13. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
14. Синдабкина Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников. // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - №, 2013. – С. 1-5.
15. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2016. - 306 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности нравственной сферы младших школьников рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены особенности нравственной сферы детей младшего школьного возраста, такие как понятие нравственной сферы, психологическая характеристика детей младшего школьного возраста, а также особенности развития нравственной сферы у детей данного возраста.
Что означает понятие "нравственная сфера" у младших школьников?
Понятие "нравственная сфера" у младших школьников относится к их моральным установкам, ценностям, нормам и правилам. Это своеобразный внутренний мир ребенка, который формируется на основе его жизненного опыта, взаимодействия с окружающим миром и общения с другими людьми.
Какие особенности в развитии нравственной сферы наблюдаются у младших школьников?
У младших школьников наблюдаются такие особенности развития нравственной сферы, как формирование моральных ценностей и норм, осознание правил поведения и соблюдение моральных норм, развитие эмоциональной сферы и эмоциональной ответственности, а также построение взаимоотношений с другими людьми на основе моральных принципов.
Какие психологические характеристики детей младшего школьного возраста влияют на их нравственную сферу?
Психологические характеристики детей младшего школьного возраста, такие как формирование идентичности, развитие эмоциональной сферы, осознание социальной роли и взаимодействие с окружающим миром, влияют на развитие и формирование нравственной сферы у детей.
Каким образом развивается нравственная сфера у детей младшего школьного возраста?
Нравственная сфера у детей младшего школьного возраста развивается через усвоение и внутреннее осознание моральных правил и ценностей, повышение самосознания и самоконтроля, развитие эмоциональной ответственности и эмоциональной интеллектуальности, а также через установление соприкосновения с моральными проблемами и их решение.
Что такое нравственная сфера у младших школьников?
Нравственная сфера младших школьников включает в себя систему моральных ценностей, нравственных установок и норм поведения, которые формируются и развиваются у детей данного возраста.
Какие особенности характерны для нравственной сферы детей младшего школьного возраста?
В нравственной сфере детей младшего школьного возраста присутствуют такие особенности, как развитие эмоционального и морального сознания, формирование собственных моральных ценностей, появление этических и моральных проблем, начало самостоятельного рефлексирования о своем поведении.
Как происходит развитие нравственной сферы у детей младшего школьного возраста?
Развитие нравственной сферы у детей младшего школьного возраста происходит через осознание и принятие общественных норм и ценностей, через общение с родителями, учителями и сверстниками, через столкновение с различными моральными ситуациями и их анализ.