Оценка экологической безопасности Кемеровской области

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 20.01.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки экологической безопасности региона 5
1.1. Цели и направления формирования системы экологической безопасности в регионе 5
1.2. Оценка региональных кризисных ситуаций в области окружающей природной среды 9
1.3. Методики оценки экологической безопасности региона 10
2. Оценка экологической безопасности региона за 3 года 19
2.1. Оценка показателей, характеризующих экологическую безопасность региона 19
2.2. Направления снижения экологической безопасности в Кемеровской области 28
Заключение 31
Список используемых источников 32

Фрагмент для ознакомления

Жители 3279 домов индивидуальной жилой застройки не имеют договоров на вывоз ТКО.На 01.01.2019 на территории областного центра расположено 14 водных объектов муниципальной собственности, дополнительно в отношении 5 водных объектов планируется оформить право муниципальной собственности Кемеровской области. В отношении всех водных объектов, за исключением озера Большой Берчикуль, отмечается недостаточный уровень благоустройства, на отдельных водных объектах элементы благоустройства полностью отсутствуют.Для организации зон отдыха на водных объектах в Кемеровской области проводится комплексная работа: определяется размер акватории, глубина водного объекта, характер рельефа дна, возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде, соответствие качества воды водного объекта и санитарного состояния территории требованиям санитарных норм, качество прибрежной полосы и достаточность ее для организации инфраструктуры для отдыха.На качество воды в водных объектах, а также на общее экологическое состояние также оказывает влияние высокий уровень поверхностных и грунтовых вод. Основным природным фактором, влияющим на уровень грунтовых вод, является инфильтрация дождевых осадков и талых вод – главная составляющая в питании подземных водоносных горизонтов. Техногенные факторы, способствующие появлению новых источников питания грунтовых вод: строительство автодорог, строительство жилых массивов в пойме реки на насыпных грунтах, утечки из водопроводной и канализационной сетей, утечки из ливневой канализации. Ситуация осложняется отсутствием единой инженерной системы водопонижения и отвода ливневых и талых вод с территории Кемеровской области, а также отсутствием локальных очистных сооружений на водовыпусках в реку Томь.Для повышения экологической культуры населения ежегодно проводятся «Дни защиты от экологической опасности». Однако охват населения такими мерами остается на низком уровне. В них принимают участие в основном обучающиеся общеобразовательных учреждений, число которых явно недостаточно (2017 г. – 550, 2018 г. – 554, 2019 г. – 651 участник). В среднем охват школ такими мероприятиями составляет ежегодно 20% от общего числа школ, охват составляет 1% от количества детей школьного возраста.Вовлечение взрослого населения в проведение мероприятий по охране окружающей среды будет способствовать снижению количества нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и улучшению общей экологической ситуации на территории города.Реализация мер муниципальных программ направлена на недопущение повышения уровня происшествий и чрезвычайных ситуаций (аварий и катастроф) выше текущего состояния, посредством проведения превентивных мер для обеспечения экологической безопасности.В целевых программах предусмотрено пропорциональное по годам снижение гибели людей от природных и техногенных факторов. К 2020 г. планируется достичь приемлемого уровня безопасности проживания населения в Кемеровской области от опасного природного и техногенного воздействия: гибель 1 чел. на 10 тыс. чел. населения в год.Регулирование осуществляется на различных уровнях управления во всех сферах, от правовой, до экономической и надзирательной.Одним из основных экономических инструментов государственного регулирования охраны окружающей среды является взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов. Налоги и сборы за пользование недрами, лесными и водными ресурсами и др. являются источником формирования доходной части бюджета Кемеровской области, средства которого направляются, в том числе, на решение экологических задач и воспроизводство ресурсов.В 2019 году сумма платежей в консолидированный бюджет Кемеровской области составила 377.7 млн руб. (табл. 50). Кроме того, в бюджеты муниципальных образований поступил земельный налог в сумме 1357.3 млн руб.Таблица 3Поступление природоресурсных платежей, млн руб.Наименование доходаГоды2016201720182019Плата за негативное воздействие на окружающую среду136.8107.1130.5153.1Плата за использование лесов80.595.682.780.8Налог на добычу полезных ископаемых51.948.558.394.4Платежи при пользовании недрами44.958.143.544.6Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов3.43.33.84.8Итого317.5312.6318.8377.7В федеральный бюджетв течение годапоступило 102.17 млн руб.,в т.ч. 1.11млн руб. - платежи при заключении договоров по результатам аукционов о предоставлении прав пользования водными объектами; 102.06 млн руб. - плата за пользование водными объектами в соответствии с 262 договорами, заключенными между Департаментом недропользования и экологии Кемеровской области и водопользователями, в т. ч. по видам пользования, млн руб.:-забор воды на производственные нужды- 98.77;-забор воды для водоснабжения населения- 3.05;-использование акватории- 0.24.Мероприятия по улучшению экологической ситуации и обеспечению рационального использования природных ресурсов в целях сбалансированного социально-экономического развития Кемеровской области осуществляются путем реализации соответствующих программно-целевых инструментов.Продолжались наблюдения за качеством воды в р. Томь на границе со Свердловской областью на стационарной береговой автоматизированной станции контроля поверхностных вод: в автоматическом режиме контролировалось содержание нитритов, нитратов, хрома, ванадия, никеля, аммония, фенолов, нефтепродуктов, ртути.С целью экологического просвещения населения изданы Доклад об экологической ситуации в Кемеровской области в 2018 году и плакаты с детскими рисунками, признанными лучшими в конкурсе «Вода — бесценный дар природы», которые распространяются среди образовательных учреждений, детских общественных организаций, библиотек, краеведческих музеев и органов исполнительной власти области. Для организации региональных детских мероприятий, в т.ч. в рамках всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» изготовлены костюмы «Эколят».Таким образом, результаты мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности населения и рациональное природопользование, характеризуются высокой эффективностью по итогам их реализации. В 2019 и последующие годы предусмотрена дальнейшая реализация природоохранных мероприятий.2.2. Направления снижения экологической безопасности в Кемеровской областиТекущее состояние системы экологической безопасности на территории Кемеровской области стабильное, ситуация управляемая. По большинству показателей эффективности выполнения целевой программы в 2017-2019 гг. отмечается положительная динамика, достижение и превышение плановых значений показателей. Среди проблемных участков обеспечения безопасности в городе – неблагоприятная экологическая ситуация.Все планируемые мероприятия в этой сфере можно объединить в ряд ключевых направлений (задач):1) Меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайных происшествий: организация проведения ревизии шлюзов на водоотводных каналах;- повышение квалификации служащих и работников в области ГО и защиты от ЧС; проведение ледокольных работ на реке Томь в период прохождения льда по реке;- противопаводковые меры (очистка водоотводных канав и труб от льда и грязи, откачка талых вод, вывоз снега, устройство дренажных колодцев);- выполнение работ по водопонижению Ленинского АО, устройству водоотводных канав; выполнение ремонта водоотводной канавы с устройством водопропускных труб в районах города;- углубление, расширение, расчистку от кустарника и мелколесья водоотводных канав в районах города;- расчет вероятного вреда для жизни и здоровья населения, имуществу граждан и организаций в результате аварий на гидротехнических сооружениях;- организация ремонта шахты паводкового водосброса гидроузла; выполнение мер реконструкции гидроузла на оз. Скалистое.2) Меры по снижению антропогенной нагрузки на природную среду и улучшение экологической ситуации в Кемеровской области: - организация мер по информированию населения о необходимости соблюдения Правил благоустройства в Кемеровской области;- проведение мер по предотвращению формирования несанкционированных свалок; организация пропаганды альтернативных видов топлива;- учет зеленых насаждений, озелененных территорий и мониторинг их состояния на территории города; - организация работ по формированию земельных участков дворовых территорий многоквартирных домов;- организация мер по развитию зон рекреационного назначения в городе; организация текущего содержание скверов, парков, тротуаров и др.;- организация проведения строительно-технической экспертизы выполнения работ по благоустройству мест отдыха;- развитие экологического просвещения населения посредством проведения Дней защиты от экологической опасности, массовых акций, конференций, семинаров и круглых столов в этой сфере;- организация обустройства мест сбора отходов в жилом фонде; обслуживание туалетов, биотуалетных кабин и стационарных туалетов.3) Меры по обращению с домашними животными: формирование механизма осуществления контроля за соблюдением требований к владельцам домашних животных; организация отлова безнадзорных и сбор падших животных; организация, содержание и ремонт площадок для выгула собак; организация функционирования пункта временного содержания безнадзорных домашних животных.4) Благоустройство дворовых территорий. Следует повышать вовлеченность населения в развитие объектов благоустройства, необходимо изменить подход к отбору дворовых территорий: инициатива о необходимости благоустройства должна исходить непосредственно от самих жителей.Таким образом, поэтапная реализация данных мер и включение их в действующую муниципальную программу дает возможность повысить уровень экологической безопасности в Кемеровской области, сократить количество смертей и травмирований людей, своевременно предупреждать чрезвычайные ситуации, повысить эффективность оказания помощи пострадавшим. Продолжение реализации целевой программы для решения проблем экологической безопасности в городе позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести снижению антропогенной нагрузки на природную среду, к сокращению количества пожаров, числа погибших на водных объектах, но и гармонизировать систему управления безопасностью на территории города. Благодаря этим мерам, сохранится положительная динамика снижения проблемных показателей программы и экологическая ситуация заметно улучшится.ЗаключениеВ настоящей работе изложены современные представления о задачах, структуре и функциях составных частей системы экологической безопасности муниципального уровня. Рассмотрены особенности современной экологической обстановки Кемеровской области и с учётом этого даны рекомендации по развитию городской системы экологической безопасности на его территории.В качестве приложений приведены уже реализуемые в городе целевые программы и проекты новых программных документов, а также подборка цветных тематических карт территории Кемеровской области, которые облегчают комплексный анализ пространственно-распределённой информации.Оценка экологической ситуации в городе свидетельствует о высоком уровне антропогенной нагрузки на природную среду на территории Кемеровской области, недостаточности мер по охране окружающей среды, что снижает уровень общей безопасности жизнедеятельности.В соответствии с муниципальными программами планируется ежегодное снижение доли чрезвычайных ситуаций и происшествий в Кемеровской области, по причине так называемого «человеческого фактора» на 1%. Достижение показателя обусловлено повышением уровня информированности населения о способах действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, в ходе проведения пропаганды мероприятий ГО, городского звена ТП РСЧС, первичных мер пожарной, санитарной и прочей безопасности.Продолжение реализации целевой программы для решения проблем экологической безопасности в городе позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести снижению антропогенной нагрузки на природную среду, к сокращению количества пожаров, числа погибших на водных объектах, но и гармонизировать систему управления безопасностью на территории города. Список используемых источниковНормативно-правовые акты и государственные докладыПостановление Правительства Кемеровской области от 13.05.2006 № 114-п «О силах и средствах постоянной готовности областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».КнигиБелов С.В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 2017.- 540 с. Биченок Н.Н., Проблемы природно-техногенной безопасности в РФ. - М .: РИНСиП. 2019. - 179 с. Ветошкин А.Г. Процессы и аппараты защиты окружающей среды. – М.: Высшая школа, 2017. – 638с. Ветошкин А.Г. Теоретические основы защиты окружающей среды. – М.: Высшая школа, 2018. – 396сКачиньский А.Б. Экологическая безопасность РФ: системный анализ перспектив улучшения. - М .: НИСИ. 2018. - 312 с. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении.– М.: Высшая школа, 2017. –333с.Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). - М .: Либра, 2018. - 362 с. Родионов А.И. и др. Технологические процессы экологической безопасности (основы энвайронменталистики) – Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой. 2017. -799с. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: Колос, 2018.- 230с. Таукин П.Б. Защита окружающей среды от токсичных отходов промышленности. СПб.: Гуманистика, 2017. -208с. Техника и технология защиты воздушной среды. – М.: Высшая школа, 2018.- 389с.Шмандеев В.М. Управление экологической безопасностью на региональном уровне (теоретические и практические аспекты). Дис. д- техничн.наук. - М. 2018. - 236 с.Экологическая безопасность техно-природных геосистем в связи с катастрофическим развитием геологических процессов / С.В. Гошовский, И.И. Рудько, В. М. Преснер. - М .: ЗАО «НИЧЛАВА», 2018. - 634 с.Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В.И. Данилова. - М. Изд. МНЭПУ, 2018. - 744 с.Экология: Учебное пособие / Под общ. ред. С.А. Боголюбова. - М .: Знание, 2015. - 228 с. Яковлев С.В. Водоотведение и очистка сточных вод / Под ред.Ю.В.Воронова – М.: Изд-во АВС, 2014. – 702с. Статьи Кутузов, Б.Н. Повышение экологической безопасности при массовых взрывах на разрезе ООО «Участок «Коксовый» / Б.Н. Кутузов, М.С. Щипачев, М.Ф. Набиулин // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - № 3. - С. 30-33. Перспективы экологически безопасного использования отходов производства на территориях горнодобывающих регионов / Н.М. Качурин [и др.] // Безопасность труда в промышленности. - 2016. - № 9. - С. 81-84.Пономаренко, Д. Управление экологическими аспектами деятельности / Д. Пономаренко, И. Тана-янц, С. Груничева // ТехНадзор. - 2015. - № 2. - С. 30-31.Харламова Е.В., Малеваный М.С., Теоретические основы управления экологической безопасностью технически нагруженного региона // Экологическая безопасность - 2019 (13). - № 1. – С. 17-22

Нормативно-правовые акты и государственные доклады
1. Постановление Правительства Кемеровской области от 13.05.2006 № 114-п «О силах и средствах постоянной готовности областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Книги
2. Белов С.В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 2017.- 540 с.
3. Биченок Н.Н., Проблемы природно-техногенной безопасности в РФ. - М .: РИНСиП. 2019. - 179 с.
4. Ветошкин А.Г. Процессы и аппараты защиты окружающей среды. – М.: Высшая школа, 2017. – 638с.
5. Ветошкин А.Г. Теоретические основы защиты окружающей среды. – М.: Высшая школа, 2018. – 396с
6. Качиньский А.Б. Экологическая безопасность РФ: системный анализ перспектив улучшения. - М .: НИСИ. 2018. - 312 с.
7. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении.– М.: Высшая школа, 2017. –333с.
8. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). - М .: Либра, 2018. - 362 с.
9. Родионов А.И. и др. Технологические процессы экологической безопасности (основы энвайронменталистики) – Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой. 2017. -799с.
10. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: Колос, 2018.- 230с.
11. Таукин П.Б. Защита окружающей среды от токсичных отходов промышленности. СПб.: Гуманистика, 2017. -208с.
12. Техника и технология защиты воздушной среды. – М.: Высшая школа, 2018.- 389с.
13. Шмандеев В.М. Управление экологической безопасностью на региональном уровне (теоретические и практические аспекты). Дис. д- техничн.наук. - М. 2018. - 236 с.
14. Экологическая безопасность техно-природных геосистем в связи с катастрофическим развитием геологических процессов / С.В. Гошовский, И.И. Рудько, В. М. Преснер. - М .: ЗАО «НИЧЛАВА», 2018. - 634 с.
15. Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В.И. Данилова. - М. Изд. МНЭПУ, 2018. - 744 с.
16. Экология: Учебное пособие / Под общ. ред. С.А. Боголюбова. - М .: Знание, 2015. - 228 с.
17. Яковлев С.В. Водоотведение и очистка сточных вод / Под ред.Ю.В.Воронова – М.: Изд-во АВС, 2014. – 702с.

Статьи
18. Кутузов, Б.Н. Повышение экологической безопасности при массовых взрывах на разрезе ООО «Участок «Коксовый» / Б.Н. Кутузов, М.С. Щипачев, М.Ф. Набиулин // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - № 3. - С. 30-33.
19. Перспективы экологически безопасного использования отходов производства на территориях горнодобывающих регионов / Н.М. Качурин [и др.] // Безопасность труда в промышленности. - 2016. - № 9. - С. 81-84.
20. Пономаренко, Д. Управление экологическими аспектами деятельности / Д. Пономаренко, И. Тана-янц, С. Груничева // ТехНадзор. - 2015. - № 2. - С. 30-31.
21. Харламова Е.В., Малеваный М.С., Теоретические основы управления экологической безопасностью технически нагруженного региона // Экологическая безопасность - 2019 (13). - № 1. – С. 17-22

Вопрос-ответ:

Какие цели и направления формирования системы экологической безопасности в Кемеровской области?

Целями и направлениями формирования системы экологической безопасности в Кемеровской области являются сохранение природных ресурсов, улучшение качества окружающей среды, предотвращение экологических кризисов, обеспечение устойчивого развития региона.

Какие методики оценки экологической безопасности региона используются?

Для оценки экологической безопасности региона в Кемеровской области используются различные методики, такие как анализ экологических показателей, оценка экологических рисков, мониторинг загрязнения окружающей среды, оценка природно-ресурсного потенциала и др.

Какие показатели характеризуют экологическую безопасность Кемеровской области?

Показатели, характеризующие экологическую безопасность Кемеровской области, включают уровень загрязнения воздуха, воды и почвы, количество выбросов промышленных предприятий, объем отходов, общую площадь зеленых насаждений, уровень экологического образования населения и многие другие.

Как проводится оценка региональных кризисных ситуаций в области окружающей природной среды?

Оценка региональных кризисных ситуаций в области окружающей природной среды проводится на основе анализа данных о природных катастрофах, авариях на промышленных предприятиях, загрязнении водоемов и др. Оцениваются масштабы и последствия кризисных ситуаций, а также эффективность принятых мер по их предотвращению и устранению.

Какие основные аспекты оценки экологической безопасности региона были рассмотрены в статье?

В статье были рассмотрены основные аспекты оценки экологической безопасности Кемеровской области, включая цели и направления формирования системы экологической безопасности, методики оценки, оценку показателей, характеризующих экологическую безопасность, и оценку экологической безопасности за 3 года.

Как оценивается экологическая безопасность Кемеровской области?

Экологическая безопасность Кемеровской области оценивается с помощью различных методик, которые учитывают различные показатели, такие как уровень загрязнения окружающей среды, состояние природных ресурсов, наличие экологических кризисных ситуаций и другие. Оценка проводится на основе данных о состоянии экологической системы региона за определенный период времени.

Какие цели и направления формирования системы экологической безопасности в Кемеровской области?

Цели и направления формирования системы экологической безопасности в Кемеровской области включают в себя: обеспечение сохранения природных ресурсов региона, предотвращение экологических кризисных ситуаций, улучшение качества окружающей среды, сокращение загрязнения и максимизация использования экологически чистых источников энергии.

Какие методики используются для оценки экологической безопасности Кемеровской области?

Для оценки экологической безопасности Кемеровской области применяются различные методики, такие как оценка уровня загрязнения окружающей среды, анализ состояния природных ресурсов, оценка экологических кризисных ситуаций, а также методики, учитывающие взаимодействие экологической системы региона с социально-экономическими процессами.

Какие показатели характеризуют экологическую безопасность Кемеровской области за последние 3 года?

Показатели, характеризующие экологическую безопасность Кемеровской области за последние 3 года, включают в себя уровень загрязнения атмосферного воздуха, состояние водных ресурсов, количество и качество обработанных отходов, уровень экологических кризисных ситуаций и другие. Конкретные цифры и данные могут быть получены из отчетов и статистических данных о состоянии экологической системы региона за указанный период времени.

Какие теоретические аспекты оценки экологической безопасности региона рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются цели и направления формирования системы экологической безопасности в регионе, оценка региональных кризисных ситуаций в области окружающей природной среды и методики оценки экологической безопасности региона.