Конституционный принцип разделения властей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 25 25 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 22.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика разделения властей 5
1.1. Понятие и основные черты государственной власти. Система сдержек и противовесов 5
1.2. Особенности принципа разделения властей. Разделение властей по вертикали и горизонтали 8
Глава 2. Разделение властей в Российской Федерации 13
2.1.Органы законодательной власти 13
2.2.Органы исполнительной власти 14
2.3.Органы судебной власти 17
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Самостоятельность власти суда означает, что свои функции суд не делит ни с какими иными органами, а судебные решения не требуют чьих-то санкций либо утверждений.Обособленность власти суда означает, что суды образуют систему органов государства, которая не входит в какую-либо иную структуру государства, не подчиненную во время выполнения своих функций кому-либо и осуществляющую деятельность в своей специальности области.В соответствии с нормами Конституции РФ в стране судебная власть имеет три звена. Высшими судебными органами признаются Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.Верховный Суд РФ является высшим органом суда по уголовным, административным, гражданским делам, а также по решению споров, возникающих в экономических правоотношениях.Конституционный Суд РФ призван обеспечивать контроль за всеми российскими органами о соответствии с Конституцией РФ издаваемых актов нормативно-правового характера, а также международных соглашений. Также в полномочиях Конституционного Суда РФ имеются изучение споров, формирующихся между государственными органами власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. По той причине, что РФ вступила в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского суда распространяет свое действие по всей территории РФ. Это теперь высший орган судебной власти для РФ и ее населения. Принцип разделения властей в настоящее время в РФ признан, закреплен на конституционном уровне и в той либо иной мере применяется при построении и функционировании институтов государства. Создание стабильно функционирующей системы сдержек и противовесов - самая важная задача для РФ.Подзаконный характер судебной власти предполагает, что полномочия судов устанавливаются нормами Конституции РФ и иным федеральным законодательством.На данный момент система судов в РФ включает в себя три независимые подсистемы: конституционной, общей и арбитражной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции подразделяется на два вида – федеральные суды и суды субъектов РФ.К первой категории следует отнести: Верховный Суд Российской Федерации, суды республик, краев, областные суды, районные суды, суды автономной области и округов, военные суды, а также суды городов федерального значения – Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя. Ко второй категории следует отнести мировых судей. Верховный Суд Российской Федерации возглавляет данную существенную по числу судов и судей, объему полномочий подсистему.Верховный Суд РФ выступает в качестве высшего судебного органа по уголовным, административным, гражданским, а также по решению споров экономического характера.Верховный Суд РФ, в соответствие с положениями статьи 18 ФКЗ « О судебной системе РФ», выступает в трех независимых процессуальных качествах, два из которых определяют сущность конституционного понятия «надзор за деятельностью судов общей юрисдикции».В первую очередь, Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по отношению к решениям, которые были вынесены судами на уровне субъектов или им самим по первой инстанции и не вступивших в законную силу.Во-вторых, Верховный Суд РФ рассматривает дела по отношению к решениям любых судов общей юрисдикции и арбитражных судов на федеральном уровне, которые вступили в законную силу, в порядке надзора.В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ имеются разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства и основанные на нормах закона и обобщенных сведениях практики судов и статистики, выявлении «мертвых» либо не востребованных практикой судов положений, пробелов в нормативном регулировании, характере ошибок судей и методов их устранения представляют собой довольно важный ориентир для системы судов и должны учитываться во время вынесения актов суда по гражданским делам. Последним признаком, который раскрывает понятие «высший орган суда», является правовая сила его решений. Решения Верховного Суда РФ, которые были вынесены им в порядке надзора, имеют окончательный характер и не могут быть в дальнейшем обжалованы либо опротестованы.Решения, постановленные ВС РФ в первой инстанции, могут быть пересмотрены им в рамках кассационного производства. Решения, принятые ВС РФ в кассационном производстве, могут быть пересмотрены в надзорном порядке (но иным подразделением – Президиумом РФ).Решения, вынесенные в рамках надзорного производства как по отношению к решениям, которые были постановлены иными федеральными судами общей юрисдикции, так и им самим, могут быть пересмотрены исключительно по вновь открывшимся обстоятельствам. Между тем, необходимо отметить, что решения, вынесенные в рамках надзорного производства коллегиями ВС РФ, могут быть пересмотрены его Президиумом.Также ВС РФ имеет еще одну, исключительную по собственной правовой природе, компетенцию. На основе части 1 статьи 93 Конституции РФ он принимает участие при отрешении Президента РФ от должности, устанавливая заключение о наличии в деяниях главы страны признаков тяжкого преступного деяния, но только в том случае, если Госдума РФ выдвинет обвинение.Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, который на независимой и самостоятельной основе осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.ЗаключениеПринцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве большинства государства, признается обязательным компонентом демократического и правового государства.Сущность данного принципа состоит в том, что демократическим может быть признан только политический режим, основанный на разделений государственных функций между ее органами – законодательными, исполнительными и судебными. Данные органы исполняют главные государственные функции: издают законы, осуществляют практическую реализацию их исполнения, следует за законность и правильностью самих законов.Конституция России 1993 года определила качественно новый подход и трактовку сущности государственной власти, ее базовое теоретико-правовое основание: идея разделения властей и формирования на этой основе независимых органов законодательной, исполнительной и судебной власти.Система государственных органов власти в России находится на стадии собственного развития и совершенствования, он прогрессирует в условиях усложнения политической жизни государства и общества на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Осуществляется процедура формирования вертикали исполнительной власти, совершенствование системы законодательных органов власти, в том числе Совета Федерации РФ, а также реформа судебной власти. Эти правовые процессы в стране проходят сложно, в отдельных случаях можно встретить существенное противодействие со стороны некоторых государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, определенных категорий граждан, в особенности в субъектах РФ.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.20202. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) О судебной системе Российской Федерации// Российская газета, N 3, 06.01.19973. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.19944. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)// Российская газета, N 27, 07.02.20145.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации //Российская газета, N 251, 09.11.2020Научная и учебная литература:1. Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2016.- С.752. Гордынин Н. А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ // Журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2016. – № 3 (часть 4). – С. 1893. Грекалов А. А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Журнал «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». – 2017. –С. 98-1004.Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 1225. Земляк К. М. Законодательная власть как вид государственной власти // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 1636. Каплунов А. С. Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип государственного строительства США // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 3177. Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 2588. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 768 с.9. Конституционное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. — Москва : КНОРУС, 2017. — 280 с.10. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва :КноРус, 2016. — 216 с.11. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва: Юстиция, 2017. — 409 с.12. Краснов Э. В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 16313. Магомедова Н. С. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей в РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 52.14. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.15. Рубинина Э.Р. Понятие судебной системы современной России: новые подходы // Журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика». – 2016. – С. 13116. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академическогобакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.17. Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Журнал «Судебная власть и уголовный процесс». – 2017. – С. 16818. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академическогобакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. //М.: Статут. – 2017. – 624с.19. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) О судебной системе Российской Федерации // Российская газета, N 3, 06.01.1997
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)// Российская газета, N 27, 07.02.2014
5. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020

Научная и учебная литература:

1. Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2016.- С.75
2. Гордынин Н. А. Проблема реализации принципа разделения властей в РФ // Журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2016. – № 3 (часть 4). – С. 189
3. Грекалов А. А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Журнал «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». – 2017. –С. 98-100
4.Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 122
5. Земляк К. М. Законодательная власть как вид государственной власти // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 163
6. Каплунов А. С. Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип государственного строительства США // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 317
7. Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 258
8. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
9. Конституционное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. — Москва : КНОРУС, 2017. — 280 с.
10. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва : КноРус, 2016. — 216 с.
11. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва: Юстиция, 2017. — 409 с.
12. Краснов Э. В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 163
13. Магомедова Н. С. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей в РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 52.
14. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.
15. Рубинина Э.Р. Понятие судебной системы современной России: новые подходы // Журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика». – 2016. – С. 131
16. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
17. Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Журнал «Судебная власть и уголовный процесс». – 2017. – С. 168
18. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. //М.: Статут. – 2017. – 624с.
19. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29

Вопрос-ответ:

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей - это основной конституционный принцип, предусматривающий разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, с целью обеспечения баланса и сдержек между ними.

Какие особенности имеет принцип разделения властей?

Особенности принципа разделения властей включают: государственная власть разделена на три ветви; каждая ветвь имеет свои специфические функции и компетенцию; взаимодействие между ветвями осуществляется через систему сдержек и противовесов; нет единой власти, которая сосредоточена в одних руках.

Как происходит разделение властей по вертикали и горизонтали?

Разделение властей по вертикали осуществляется на федеральном и региональном уровне, где каждый уровень власти имеет свои полномочия. Разделение властей по горизонтали предусматривает разделение государственной власти на три независимые ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Какие органы власти относятся к законодательной власти в Российской Федерации?

В Российской Федерации органы законодательной власти включают Государственную Думу и Совет Федерации - две палаты Федерального Собрания. Они осуществляют законодательную функцию - принимают федеральные законы.

Какие органы власти относятся к исполнительной власти в Российской Федерации?

В Российской Федерации органы исполнительной власти включают Президента, Правительство и федеральные министерства. Они осуществляют исполнение законов, управление государственным аппаратом и реализацию государственной политики.

Какие основные черты и особенности имеет принцип разделения властей?

Принцип разделения властей характеризуется несколькими основными чертами: система сдержек и противовесов, разделение властей по вертикали и горизонтали. Система сдержек и противовесов предусматривает, что каждая ветвь власти имеет свои полномочия и контролирует деятельность других ветвей, чтобы предотвратить злоупотребления и мисс использование власти. Разделение властей по вертикали означает, что власть распределена между центральными и региональными органами власти, а разделение по горизонтали предусматривает независимость и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Каким образом осуществляется разделение властей в Российской Федерации?

В Российской Федерации разделение властей осуществляется на трех уровнях: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в России принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из Государственной Думы и Совета Федерации. Исполнительная власть представлена президентом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Судебная власть осуществляется независимыми судами, включая Конституционный Суд Российской Федерации.

Какое значение имеет принцип разделения властей для общества?

Принцип разделения властей имеет огромное значение для общества, так как он обеспечивает гарантии прав и свобод граждан, предотвращает злоупотребления властью и создает условия для справедливости и равенства перед законом. Благодаря разделению властей, независимая судебная система может защищать права граждан и правопорядок, законодательная власть осуществляет законодательную деятельность в интересах общества, а исполнительная власть осуществляет реализацию законов и решений, принятых другими ветвями власти.