Символизация социо-культурных практик повседневности в иконографии настенных росписей Древнего Египта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 25.01.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Художественная символизация: теоретические аспекты изучения
1.1 Типология символов ……………………………………………………… 6
1.2 Культурологические исследования художественной символизации …. 12
Глава 2. Образно-символическая система репрезентации социокультурных практик Древнего Египта в памятниках художественной культуры
2.1 Иконография настенных рельефов и росписей …………………………. 18
2.2. Семантика изображений человека ……………………………………… 22
Заключение …………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 29

Фрагмент для ознакомления

Поэтому художник, начиная с любого места, мог более точно нарисовать человеческую фигуру, а кроме того, этот канон давал возможность мастеру при изображении фигуры очень больших размеров, судить по размерам какой-либо части – о размере всей фигуры, и наоборот.
Изображение человека тоже проходило по канонам, которые требовали сочетания в одной фигуре разных точек восприятия, так как каждая часть человеческого тела должны быть видна одинаково. Поэтому, голова, руки и ноги обычно рисовали в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка – в анфас. Силуэт обводили четким контуром.
В канонах пропорций тела египетских скульптур отмечается увеличение длины бедра за счет нижнего конца туловища, большая ширина плеч, узкая талия и таз, короткая шея.
Соотношения, установленные Витрувием, выраженные в целых и дробных коэффициентах, позволяют создать графическое изображение структуры:
- соотношение между высотой головы и фигурой = 1/8;
- сотношение между высотой лица и фигурой = 1/10;
- высота лица = длине кисти;
- кисти = 1/10 фигуры;
- высота головы и шеи до рукоятки грудины = 1/6 фигуры;
- расстояние от верхушки головы до линии сосков = 1/4 фигуры;
- высота пупка находится в соотношении 4/6 к фигуре;
- высота нижнего края лонного сращения равна половине длины тела;
- размах рук равен фигуре;
- предплечье вместе с кистью = 1/4 фигуры;
- длина голени до точки под коленной чашечкой = 1/4 фигуры;
- длина стопы = 1/6 фигуры;
- дуги круга QRST дают угол 90°;
- верхняя радиарная сеть указывает на метод уменьшения и увеличения квадратуры.
Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Ее изображали с тонкими чертами лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами. Глаза обводили зелеными или, позднее, – черными контурами, удлинняли к вискам и рисовали широкие брови. Египетские женщины изображались в тяжёлом головном уборе. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.
Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей надо было изображать красивыми в расцвете лет и здоровья, увечья и отклонения не изображались, портретного сходства не требовалось.
Культура Древнего Египта использовала язык жестов. Жесты продолжают применяться и в современном мире, отражая состояние души. Жесты и позы широко используются в письмах в качестве иероглифов (руки, ноги, глаза, уши).
Исследуя египетскую позу «хен», которая расшифровываясь, принимает значение молитва в радости. Сравнивая ее с картиной шакалоголовые божества в позе хен, заметно, что у них правая рука с указательным пальце поднята вверх, а левая же согнута в локте, пальцы согнуты в кулак, который прижимают к груди, что означает искренние направление молящегося к богу Ра.
Можно заметить, что одна нога расположена коленом к земле, а другая направлена к небу, что отображает их земные действия, которые направлены к возвышенному пространству.
Сами египетские фараоны не обладали обособленным личностным существованием, но служили лишь земным воплощением и олицетворением высшей Божественной сущности, а потому имеется еще один уровень советско-египетского матричного символизма «Уровень библейского символизма.
Уровень египетской мифологии. Главный ее мотив – 80 лет борьбы за египетскую корону Сета и Гора (вернее, двух Горов – старшего и младшего), которая оканчивается восхождением на египетский престол законного наследника Гора младшего – сына Исиды и Осириса.
Рассматривая неподвижную фигуру, статую писца Каи из Лувра, можно увидеть, что это человек, сидящий неподвижно, который готов воспринять божественное слово и к тому, чтобы передать его людям. Статуя принимает позу «Хен».
В случае изображения более активных действий, например человека в позе почитания или жертвоприношения, египтяне верили, что их «духовный двойник» Ка в невидимом мире совершает те же самые действия перед ликами богов. Подношения обычно носили названия «Дары, принесённые царём», и были признанием связи с богами. Это была духовная суть подношений, которыми питались духовные сущности Ка и Ба, влетевшие в храм через ложную дверь.
Изображение кистей рук регламентировалось канонами, но именно это создает эффект, с позиции современного человека искажающий восприятие: на рисунке кисти выглядят как две одинаковые: либо две правые, либо две левые. Но египтян это не смущало. И кисть руки являлась существенной частью изображения, ведь недаром один из египетских иероглифов («рука») отображал кисть руки человека.
Вместе с тем, известно, что в Древнем Египте допускалось изображать части тела с отступлением от естественных форм для решения какой-либо задачи, поставленной художником. Характерным примером является изображение ступней ног, где наружный свод стопы не прилегает к поверхности, на которой стоит персонаж.
Таким образом, на протяжении всей своей истории египетское искусство было тщательно регламентировано. Отступление от канонов, предлагаемых жрецами и фараонами, считалось недопустимым. Но канонизация не мешала изобразительному искусству стать не просто частью культуры, а частью древнеегипетского космоса, в котором изображения несли сакральную нагрузку и основывались на культе предков и культе смерти.
Заключение


Изучив социально-культурные практики Древнего Египта и поняла, что многие особенности их общения перекликаются с нашим временем. Египтяне первыми создали культурную практику каменной архитектуры. Изучив множество гробниц вельмож, можно сделать вывод, что живопись имеет религиозное значение.
На всех росписях изображены боги и усопшие, которые занимаются своими повседневными делами: строительством, охотой, рыбалкой, общением, путешествиями и другими занятиями. Все эти люди трудились на благо вельмож.
Социо-культурные практики открыли мне то, что египтяне были одни из первых в том, что они создали ирригационную систему, календарь и другие изобретения.
Египтяне первыми научились создавать стекло, основали множество медицинских и математических трактатов и провели сонм операций. Египтяне изобрели иероглифический способ сохранения и передачи информации, удивительный орнамент на стенах, мебели, утвари. Огромное место в жизни египтян занимала культурная практика возведения статуй. Многие изобретения египтян усовершенствовались и продолжают улучшать жизни многих людей.
Древний Египет оставил нам в наследство богатую и обширную культуру, а для облегчения общения использовали жесты, мимику и выкрики, что непосредственно связано с потребностями человека для того, чтобы выжить в данных условиях страны.
В историческом развитии типы культурных практик повседневности усложняются, становятся более утончёнными, но при всём при этом связь с человеческими потребностями остаётся.
Способ выполнения живописных работ, в виде настенных фресок и рельефов в гробницах вельмож и фараонов является одним из важнейших средств воздействия на развитие личности, эстетики и обучения творческому искусству. Древние египтяне получали краски из меди, кобальта, мела, сажи и охры, растирая их в порошок и перемешивая с водой, а также для вязкости добавляли яичную темперу, а для скорейшего высыхания использовали измельчённый и растворимый свинец.
Культура страны пирамид была более яркой по сравнению с другими цивилизациями и привнесла грандиозный вклад в культуру всего мира. Культура не только поразила меня разнообразием своих форм, но и имеет огромное значение в дальнейшем развитии познавательной деятельности науки, искусства и религии.
Культурные новации воздействовали на весь мир, и дошли до наших дней. Жемчужины египетской мысли оказались привлекательным источником для учёных, философов, которые посещали Египет для того, чтобы ознакомиться с их знаниями и использовать их для достижений целей в своей культуре.
Культура Древнего Египта, их каменное строительство, величественная живопись и скульптура, литература, религия всё это изумляет своей оригинальностью, творческой безукоризненностью и глубоким смыслом содержания.
В ходе написания курсовой работы удалось доказать вынесенную на защиту гипотезу. Этой проблематике было посвящено проведенное с позиций социально-философского подхода данное курсовое исследование.






Список использованной литературы


Афонькин С. Загадки древних цивилизаций. СПб: Балтийская книжная компания, 2018. 80 с.
Бадж У. Египетская книга мёртвых. М: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 528 с.
Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 335 с.
Блумер Г. Символический интеракционизм. М.: Элементарные формы, 2017. 332 с.
Большаков В. П. Культурные практики в процессах становления культуры // Вестник СПбГУКИ. 2016. №2 (27). С. 16-23.
Брантон П. В поисках мистического Египта / пер. с англ. И. Б. Куликовой. – М: ЗАО Центрполиграф, 2015. 355 с.
Брестед Б., Тураев Б. История Древнего Египта. М.: АСТ, 2015. 575 c.
Бухарин М.Д., Ананьев В.Г. В.В, Струве и институт истории искусств (К истории концепции социальной революции в Древнем Египте) // Вестник древней истории. 2018. Т. 78. № 4. С. 970-987.
Бычков В.В. Символизация в искусстве как эстетический принцип // Вопросы философии. 20120. № 3. С. 81-90.
Видясова М. Египет. От Насера до наших дней. М: Садра, 2020. 248 с.
Волошинов В.В. Философия и социология гуманитарных наук. М.: Аста-Пресс, 1995. С. 29. 387 с.
Гнедич П. История искусств. От Древнего Египта до средневековой Европы. Зодчество. Живопись. Ваяние. М: ОлмаМедиаГрупп, 2014. 448 с.
Горшков О.Е. Символ в социально-феноменологических моделях // Вестник северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социологические науки. 2011. № 3. С. 51-55.
Демидова М.В. Понятие «символ»: социально-философский подход // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия. 2013. № 25. С. 23-30.
Зорин А.Л. «Философия символических форм» Э. Кассирера // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 4. С. 34-35.
Ивченко Ю.Ю. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 2. С. 135-141.
Колодовский И.И. Система пропорций в искусстве Древнего Египта // Наука – образованию, производству, экономике. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. С. 188-190.
Культура Древнего Египта / В. В. Струве, И. С. Кацнельсон, Т. Н. Савельева [и др.]. М.: Наука, 1976. 444 с.
Кучинский В.Г. Изображение кистей рук в искусстве Древнего Египта // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т. 7. № 2. С. 150-155.
Лазутина Т.В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 273-275.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
Левченко И. Е. Социологическое творчество У. Л. Уорнера // Дискуссия. 2012. №9. С. 102-105.
Луркер А. Египетский символизм. М.: Золотой Век, 1998. 125 с.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 235. 480 с.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 2013. 592 c.
Мертц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. М.: Центрполиграф, 2007. 363 с.
Померанцева Н.А. Феномен канона в искусстве Древнего Египта. М.: БуксМАрт, 2018. 317 с.
Реунов Ю.С. Предистория жанра батальных композиций. Их историческое и символическое осмысление // Вопросы теории и практики. 2013. № 2-2 (28). С. 144-153.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с.
Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. С. 26 176 с.
Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван: АН АрмССР, 1980. С. 176
Спирова Э.М. Функции символа // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 205-211.
Струве В.В. Манефон и его время. СПб.: Летний сад, 2003. 480 с.
Смит М. Древний Египет. М.: Росмэн-пресс, 2013. 379 c.
Тураев Б.А. Древний Египет : монография. СПб.: Летний сад, 2000. 120 с.
Холмс Э. Древний Египет. М.: Иностранка; КоЛибри, 2014. 645 c.
Луркер А. Египетский символизм М.: Золотой Век, 1998. С. 29.
Матье М. Искусство Древнего Египта. М.: Шевчук В., 2010. 672 с.
Тураев Б.А. Древний Египет : монография. СПб.: Летний сад, 2000. 120 с.
Струве В.В. Манефон и его время. СПб.: Летний сад, 2003. 480 с.
Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван: АН АрмССР, 1980. С. 176
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 235.
Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. С. 26.
Левченко И. Е. Социологическое творчество У. Л. Уорнера // Дискуссия. 2012. №9. С. 102-105.
Там же. С. 103.
Волошинов В.В. Философия и социология гуманитарных наук. М.: Аста-Пресс, 1995. С. 29.
Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. С. 26
Спирова Э.М. Функции символа // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 205-211.
Бычков В.В. Символизация в искусстве как эстетический принцип // Вопросы философии. 20120. № 3. С. 81-90.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 88-89.
Зорин А.Л. «Философия символических форм» Э. Кассирера // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 4. С. 34-35.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 355.
Демидова М.В. Понятие «символ»: социально-философский подход // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия. 2013. № 25. С. 23-30.
Горшков О.Е. Символ в социально-феноменологических моделях // Вестник северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социологические науки. 2011. № 3. С. 51-55.
Блумер Г. Символический интеракционизм. М.: Элементарные формы, 2017. С. 33.
Большаков В. П. Культурные практики в процессах становления культуры // Вестник СПбГУКИ. 2016. №2 (27). С. 16-23.
Брантон П. В поисках мистического Египта / пер. с англ. И. Б. Куликовой. – М: ЗАО Центрполиграф, 2015. С. 155-158.
Лазутина Т.В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 273-275.
Померанцева Н.А. Феномен канона в искусстве Древнего Египта. М.: БуксМАрт, 2018. С. 218-222.
Реунов Ю.С. Батальные композиции в искусстве Древнего Египта эпохи Рамессидов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-1 (27). С. 168-176.
Колодовский И.И. Система пропорций в искусстве Древнего Египта // Наука – образованию, производству, экономике. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. С. 188-190.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 2013. С. 290-296.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 2013. С. 303.
Струве В.В. Манефон и его время. СПб.: Летний сад, 2003. С. 80.
Брестед Б., Тураев Б. История Древнего Египта. М.: АСТ, 2015. С 75-78.
Кучинский В.Г. Изображение кистей рук в искусстве Древнего Египта // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т. 7. № 2. С. 150-155.









16

Список использованной литературы


1. Афонькин С. Загадки древних цивилизаций. СПб: Балтийская книжная компания, 2018. 80 с.
2. Бадж У. Египетская книга мёртвых. М: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 528 с.
3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 335 с.
4. Блумер Г. Символический интеракционизм. М.: Элементарные формы, 2017. 332 с.
5. Большаков В. П. Культурные практики в процессах становления культуры // Вестник СПбГУКИ. 2016. №2 (27). С. 16-23.
6. Брантон П. В поисках мистического Египта / пер. с англ. И. Б. Куликовой. – М: ЗАО Центрполиграф, 2015. 355 с.
7. Брестед Б., Тураев Б. История Древнего Египта. М.: АСТ, 2015. 575 c.
8. Бухарин М.Д., Ананьев В.Г. В.В, Струве и институт истории искусств (К истории концепции социальной революции в Древнем Египте) // Вестник древней истории. 2018. Т. 78. № 4. С. 970-987.
9. Бычков В.В. Символизация в искусстве как эстетический принцип // Вопросы философии. 20120. № 3. С. 81-90.
10. Видясова М. Египет. От Насера до наших дней. М: Садра, 2020. 248 с.
11. Волошинов В.В. Философия и социология гуманитарных наук. М.: Аста-Пресс, 1995. С. 29. 387 с.
12. Гнедич П. История искусств. От Древнего Египта до средневековой Европы. Зодчество. Живопись. Ваяние. М: ОлмаМедиаГрупп, 2014. 448 с.
13. Горшков О.Е. Символ в социально-феноменологических моделях // Вестник северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социологические науки. 2011. № 3. С. 51-55.
14. Демидова М.В. Понятие «символ»: социально-философский подход // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия. 2013. № 25. С. 23-30.
15. Зорин А.Л. «Философия символических форм» Э. Кассирера // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 4. С. 34-35.
16. Ивченко Ю.Ю. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 2. С. 135-141.
17. Колодовский И.И. Система пропорций в искусстве Древнего Египта // Наука – образованию, производству, экономике. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. С. 188-190.
18. Культура Древнего Египта / В. В. Струве, И. С. Кацнельсон, Т. Н. Савельева [и др.]. М.: Наука, 1976. 444 с.
19. Кучинский В.Г. Изображение кистей рук в искусстве Древнего Египта // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т. 7. № 2. С. 150-155.
20. Лазутина Т.В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 273-275.
21. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
22. Левченко И. Е. Социологическое творчество У. Л. Уорнера // Дискуссия. 2012. №9. С. 102-105.
23. Луркер А. Египетский символизм. М.: Золотой Век, 1998. 125 с.
24. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 235. 480 с.
25. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 2013. 592 c.
26. Мертц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. М.: Центрполиграф, 2007. 363 с.
27. Померанцева Н.А. Феномен канона в искусстве Древнего Египта. М.: БуксМАрт, 2018. 317 с.
28. Реунов Ю.С. Предистория жанра батальных композиций. Их историческое и символическое осмысление // Вопросы теории и практики. 2013. № 2-2 (28). С. 144-153.
29. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с.
30. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. С. 26 176 с.
31. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван: АН АрмССР, 1980. С. 176
32. Спирова Э.М. Функции символа // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 205-211.
33. Струве В.В. Манефон и его время. СПб.: Летний сад, 2003. 480 с.
34. Смит М. Древний Египет. М.: Росмэн-пресс, 2013. 379 c.
35. Тураев Б.А. Древний Египет : монография. СПб.: Летний сад, 2000. 120 с.
36. Холмс Э. Древний Египет. М.: Иностранка; КоЛибри, 2014. 645 c.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в статье?

В статье изучается художественная символизация теоретических аспектов, связанных с социокультурными практиками Древнего Египта.

Что изучается в области культурологических исследований художественной символизации?

В области культурологических исследований изучается художественная символизация, связанная с особенностями культуры и обычаями народа.

Какие типы символов рассматриваются в статье?

В статье рассматривается типология различных символов, используемых в иконографии настенных росписей Древнего Египта.

Какие памятники художественной культуры Древнего Египта используются для изучения образно-символической системы?

Для изучения образно-символической системы репрезентации социокультурных практик Древнего Египта в статье используются иконография настенных рельефов и росписей.

Что изучается в третьей главе статьи?

В третьей главе статьи изучается символизация социо-культурных практик повседневности в иконографии настенных росписей Древнего Египта.

Какие символы были использованы в иконографии настенных росписей Древнего Египта?

В иконографии настенных росписей Древнего Египта было использовано большое количество символов, таких как солнце, саркофаг, животные, растения и т.д. Каждый символ имел свое значение и связывался с конкретной социо-культурной практикой.

Какие исследования проводились в области культурологического анализа художественной символизации в Древнем Египте?

В области культурологического анализа художественной символизации в Древнем Египте проводились исследования, направленные на выявление социального и культурного контекста символов, изучение образно-символической системы и ее связи с повседневной жизнью египтян.

Какие аспекты были рассмотрены в главе 1 статьи "Художественная символизация: теоретические аспекты изучения"?

В главе 1 статьи "Художественная символизация: теоретические аспекты изучения" были рассмотрены такие аспекты, как типология символов, культурологические исследования художественной символизации, и приведены теоретические основы изучения символов в иконографии Древнего Египта.

Какие памятники художественной культуры использовались для изучения образно-символической системы Древнего Египта?

Для изучения образно-символической системы Древнего Египта использовались памятники художественной культуры, такие как настенные рельефы и росписи. Они содержали множество символов, которые помогали расшифровывать социо-культурные практики египтян.

Какие теоретические аспекты изучения символов были представлены в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи были представлены теоретические аспекты изучения символов, такие как типология символов и культурологические исследования художественной символизации. Такой подход позволял более глубоко понять значение символов в контексте древнеегипетской культуры.

Какую тему затрагивает статья?

Статья рассматривает символизацию социокультурных практик повседневности в иконографии настенных росписей Древнего Египта.

Что исследуется в первой главе статьи?

В первой главе статьи исследуются теоретические аспекты художественной символизации, а также типология символов и культурологические исследования в этой области.