Организация вокально-хоровой деятельности учащихся.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 33 33 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 26.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты организации вокально - хоровой деятельности школьников 5
1.1 Роль хорового коллектива в музыкальном образовании детей 5
1.2 Структура организации хорового коллектива 8
Глава 2 Методические разработки для занятий вокально-хоровой деятельности 19
2.1 Особенности детских голосов в их возрастной динамике 19
2.2 Методы и приемы вокально-хоровых упражнений и навыков 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления

В первых двух группах дети всегда будут в гармонии, но, несомненно, найдутся некоторые более уверенные в себе, чем другие, которые будут очень полезны, когда мы работаем над музыкальными произведениями или вокальными упражнениями, поскольку они станут наставниками для детей. В нашей записной книжке по вокальной классификации мы особо отметим этих самых музыкально одаренных детей.Мы также укажем детям, что наименование 1-го или 2-го голоса не имеет ничего общего с его вокальными качествами, а относится исключительно к тесситуре или расширению.В третьей группе, то есть в группе детей, у которых есть проблемы с настройкой, слухом или патологическими проблемами, мы распределим их в соответствии с относительной и приблизительной высотой, в 1-м или 2-м голосе. Таких детей следует рассадить с теми, кто может служить проводником и поддержкой, рекомендуя им петь очень тихо и внимательно слушать тех, кто находится рядом с ними [3, C. 187].Если руководитель хоровой музыки хорошо проявил себя в первые месяцы работы, то количество детей с вокальными или слуховыми проблемами относительно невелико и составляет минимальный процент. После сознательного анализа этой проблемы и предварительного согласованного совета, который поможет исправить причины некоторых проблем, следует поработать с голосами только в унисон или, возможно, с очень простыми песнями, пока не удастся объединить голоса детей в точный унисон хорошего вокального качества.Детское хоровое творчество, прежде всего, в значительной степени зависит от имитации или повторения. Поэтому, если вам нужно объяснить хору, как издавать ноту (звук) или как вы хотите, чтобы он спел определенную фразу, следует сделать это на своем примере, а не пытаться объяснить теоретически—это сэкономит время и дети не потеряют концентрацию. Чтобы запомнить песню, ее нужно спеть несколько раз, но повторять пять, шесть раз неинтересно [9, C. 309].Затем используются игры и занятия, в которых дети поют одну и ту же песню несколько раз, но всегда с некоторыми вариациями, чтобы сохранить интерес; например:— Напишите текст песни на доске. Хор поет песню, выбирает некоторые слова для стирания, перепевает их, стирает другие слова и т. д. пока они не запомнятся.— Используйте картон с картинками и ключевыми словами для различных фраз песни. Спеть песню со всеми карточками. Уберите одну из карточек и дать задание детям спеть песню, не видя текста этой фразы. Продолжайте делать то же самое, пока не сможете спеть это без посторонней помощи [21, C. 29].— Начните песню и укажите на одного ребенка, который следует за ней, затем на другого, еще одного и т. д. Каждый должен сразу же продолжить песню, не упуская ни слова, ни мелодию. Вы также можете разделить припев на группы и использовать этот метод. Одна группа разучивает песню, другая продолжает петь и т. д. [16, C. 150].Одним из наиболее важных моментов в обучении хора является оттачивание песни, независимо от того, собирается ли хор представить песню на богослужении или специальном мероприятии. Конечно, на протяжении всего процесса обучения песне их нужно учить хорошо петь, но стоит обратить внимание на:1) Когда дети начинают петь, учитель должен позаботиться о том, чтобы они не кричали (форсировали звук) и чтобы это не было застенчивым излучением (испугом). Он должен быть на естественной громкости и, прежде всего, петь расслабленно с кристально чистым звуком.2) Надо позаботиться о том, чтобы дикция (произношение, модуляция) была очень четкой. Педагог может помочь, приведя хороший пример, который включает в себя правильное чтение текста перед припевом, очень хорошо артикулируя слова [1, C. 145].Также стоит обратиться к следующим вокальным упражнениям:— попросите их сделать следующее: держа рот в вертикальном положении, с расслабленной нижней челюстью, имитируя зевок. (Очень важно, чтобы челюсть не высовывалась. Она должна быть свободна по направлению к груди; выступающая челюсть и напряженные мышцы шеи вызовут сжатую челюсть и напряженный тонус). Один из способов проверить, достаточно ли открыт рот – поставить два пальца вертикально между зубами. Это наиболее ощутимый способ для детей испытать чувство открытого горла.— правильное произношения у детей. Когда дети маленькие, это помогает выполнять упражнения, основанные на играх, отождествляющих определенные согласные с предметами.Пример: Движение имитирующее паровоз, работающее цч-цч, с ритмическими изменениями.Упражнения по вокальной технике преследуют следующие цели:Вокальная подготовленность (разминка), развитие тесситуры, лучшее использование резонансов, изменение тембра, развитие громкости улучшение артикуляции. Кроме того, эти упражнения направлены на правильную настройку и объединение голосов в группе.Для правильного использования вокализа важно создавать тихую обстановку:1) Следите за осанкой: прямо, но не жестко.2) Сортировка упражнений от самых простых до самых сложных.3) Всегда начинайте со средней дистанции, оттуда поднимайтесь, а затем спускайтесь. 4)Начните со средней громкости.Другие важные аспекты для развития вокально-хоровых умений и навыков у учащихся:1) Записи и сокращения предложений2) Точный ритм и правильная мелодия.3) Вариация динамики и темпа (согласно инструкции).4) Пойте предложения целиком, не дыша в середине.5) Пойте сообщение не только голосами, но и лицами ителом.Если наш хор предназначен для детей младшего возраста, методика обучения может включать в себя телесное выражение, использование ударных инструментов, мелодических инструментов и т. д.Обычно для разучивания песни используются четыре репетиции, это не означает, что хор разучивает песню каждый месяц. Хор разучивает несколько песен одновременно. Важно, чтобы вы одновременно исполняли разные шаги разных песен. То есть на любой репетиции у хора есть новая песня, другая, которую они изучают, другая, которую они запоминают, и, возможно, еще одна, которую они шлифуют.У этого метода обучения есть несколько преимуществ:1) Намного интереснее спеть несколько песен, чем одну долго на репетиции.2) Репетиции более разнообразны, потому что у детей всегда есть песни, которые они уже умеют хорошо петь, другие песни, которые они разучивают, а другие — новые.Хормейстеру также стоит учитывать, что не стоит представлять одновременно много новых песен. Дети не любят много нового вместе.Дети, которым приходится пропустить репетицию, всегда разучивают песню, потому что хор поет ее на нескольких репетициях.Дети лучше учатся в течение нескольких коротких периодов, чем одного или двух длительных периодов.Хоровая деятельность не только учит пению: с его помощью дети и молодые люди учатся, среди прочего, работать в команде, начинают осознавать, тренировать дикцию, учатся выражать себя более четко и определенно. Именно поэтому ответственность хормейстера велика.Хормейстеру стоит работать в удовольствие. Таким образом, мы будем развлекать хор и самих себя, и в то же время мы будем обучать будущих хороших певцов прекрасными воспоминаниями об их первых шагах в хоровом мире.Всегда хвалите свой хор, если он правильно поет. Это простой способ побудить их сформировать хорошие певческие привычки.ЗаключениеХоровое пение во все времена было неотъемлемой частью культуры, фактором формирования духовного потенциала общества. И по сей день является средством музыкального воспитания общества, способствует сохранению преемственности культуры поколений и связей между их предыдущим и последующим поколениями, традициями творческого осмысления наследия и создания нового, глубокого уходят корнями в многовековую певческую культуру России.Приобщение детей к музыкальной деятельности и, в частности, к пению, благоприятно действуют на развитие творческих способностей ребёнка в других областях. Систематические музыкальные занятия в хоре развивают у учащихся чувство ритма, навыки чистого пения, выразительность интерпретации, укрепляют память и воспитывают мышление. Внимание к музыкальному темпу и динамическим оттенкам благоприятно действуют на восприимчивость и развивает способность к выражению своих чувств, благодаря чему фантазия ребёнка становится богаче.Проанализировав влияние хорового коллектива на музыкальное образование детей и их психоэмоциональную составляющую стоит отметить, что пение в вокально-хоровом ансамбле оказывает сильное воздействие на формирование личности. Потому как в данном жанре искусства музыка и слово соединены. Мелодия и поэзия благоприятно воздействует на психику, имеет успокоительные эффект, способствует художественному развитию обостряет воображение и чуткость. Процесс освоения музыкального произведения взаимосвязан с серьезной работой по преодолению технических и исполнительских трудностей – таким образом дети приучаются к трудолюбию. А общее дело заставляет их прислушиваться к товарищам по ансамблю, создавая благоприятный и дружеский коллектив. Для успешной работы вокально-хорового коллектива стоит обратить внимание на всю организацию хора, в особенности, уделить должное внимание основам – не гнаться за концертами, а воспитывать здоровых, крепких физически и эмоционально детей.Структурировав работувокально-хорового коллектива были учтены и использованы все нюансы по организации, такие как просмотр детей, первое формирующее занятие, правильная рассадка детей по голосам идругие не менее важные организационные моменты, от которых зависит успех деятельности хора.Рассмотрев особенности голоса всех возрастных категорий детей мы выяснили, что голосовой профиль ребенка может быть полезным для прогнозирования его голосовых возможностей и последующих будущих действий, связанных с голосом.Эволюция голоса мальчиков может быть разделена на фазы премутации, мутации и постмутации. Признаки премутации голоса могут быть зафиксированы в возрасте 7-8 лет у девочек и у мальчиков - в возрасте 8-9 лет. Понижение привычной высоты тона или речевого голоса, ограничение минимальной интенсивности голоса как говорящего, так и певческого, снижение максимальной интенсивности речи и кричащего голоса - наиболее частые признаки премутации. Большинство этих детей дошкольного или младшего школьного возраста начинают заниматься вокалом. Учителям музыки важно понимать физиологические аспекты голоса детей и признаки изменения голоса в этот период. Таким образом, формирование профиля голоса в этом возрасте важно для учителей вокала и певцов в качестве ориентира для развития голоса ребенка. Он предлагает найти оптимальную тесситуру и побуждает учителей исполнять песни в подходящем диапазоне для детей этого возраста. Исследовав методы и приемы вокально-хоровых упражнений и навыков мы можем сделать вывод, что вокальные упражнения развивают голосовые навыки детей, но при этом стоит также задействовать пение, в котором применяется принцип – от простого к сложного, то есть, постепенное усложнение музыкального произведения, что, в свою очередь, благоприятно влияет на улучшение вокальных навыков, прогрессированию индивидуальности и хора в целом. Отметим, что невозможно добиться высоких исполнительских результатов постоянным разучиванием произведений и выступлениями на сцене, так же как и невозможно достичь одними лишь вокальными упражнениями. Золотая середина находится в правильной организации вокально-хоровой работы, построение четкого учебного плана, в котором имеют место быть как сценическая исполнительская деятельность хора так и работа над вокальными упражнениями и навыками учащихся. [10, С. 28-30]. Вместе с соблюдением возрастных психоэмоциональных особенностей учащихся и созданием приятной атмосферы хормейстер вокально-хоровая деятельность может выйти на более высокий уровень как исполнительства так и стать доброй дружеской образовательно-воспитательной средой, в которую каждому учащемуся захочется окунаться снова и снова, мотивируя его тем самым на новые достижения. Список использованной литературыАпраскина О. Музыкальное воспитание в школе, вып. 15, М.: Музыка, 1982, 160 с.Абрамский А. И. Пути музыкальной самодеятельности, М., 2015, 156 с.Анисимов А. И. Организация и комплектование хорового коллектива, Л.: Музыка, 2016 205 с.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 336 с.Анисимов А. Дирижёр–хормейстер : творч.–метод. зап. Л. : Музыка, 1976, 159 с.Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 1961. С. 17.Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980, 216 с.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. Сб. ст. /Ред. В. Михелис Л.: Музгиз, 1961, 60с.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. С – П. КАРО, 2014, 358 с.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе. эстетического и нравственного воспитание, М., 2016, 93 с.Заринская М. От детского хора до народного коллектива // Могучее средство воспитания. Сост. П. П. Левандо: Музыка. – Ленинград, 1978. С. 57-58.Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца, М.: изд. Просвещение, 2011, 206 с.Калугина Н. В. Методика работы с русским народным хором. М., 2017, 232 с.Калугина Н. В. Беседы о хоре русской народной песни. (В помощь музыкальной самодеяельности). М.: Сов. композитор, 1957, 50 с. Краснощеков В. И. Технические и художественные приемы работы с самодеятельными хорами. М., 2010.Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей / Сост. О. Апракина. – М.: Музыка, 1978, 212 с. Пашина О. А. Народное музыкальное творчество. СПб., 2009.Пигров К. К. Руководство хором : под ред. К. Птицы / К. К. Пигров. М., 1964, 220 с.Попова Л. А. Формирование внимания у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения пению // Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 91.Самарин В.А. Хороведение. Москва., Академия, 2000, 197 с. Томсинская Э. Некоторые вопросы охраны здоровья участников детских хоров // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. – М., 1967. С. 29-30.Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 12. – М.: Музыка, 1977. С. 32.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989, 175 с.LeHuche, F. y Allali, A. (2000) : Lavoz. Terapéuticadelostrastornosvocales, Barcelona, MassonPascualGarcía, P. (1999): Tratamientodelosdefectosdearticulaciónenellenguajedelniño, Madrid, EditorialEscuelaEspañola.Segarra, I. (1997): Lavozdelniñocantor, Berga, Ed. Amalgama.TulonArfelis, C. (2000): Lavoz (técnicavocalparalarehabilitacióndelavozenlasdisfoníasfuncionales), EditorialPaidotribo.

1. Апраскина О. Музыкальное воспитание в школе, вып. 15, М.: Музыка, 1982, 160 с.
2. Абрамский А. И. Пути музыкальной самодеятельности, М., 2015, 156 с.
3. Анисимов А. И. Организация и комплектование хорового коллектива, Л.: Музыка, 2016 205 с.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 336 с.
5. Анисимов А. Дирижёр–хормейстер : творч.–метод. зап. Л. : Музыка, 1976, 159 с.
6. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 1961. С. 17.
7. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980, 216 с.
8. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. Сб. ст. /Ред. В. Михелис Л.: Музгиз, 1961, 60с.
9. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. С – П. КАРО, 2014, 358 с.
10. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе. эстетического и нравственного воспитание, М., 2016, 93 с.
11. Заринская М. От детского хора до народного коллектива // Могучее средство воспитания. Сост. П. П. Левандо: Музыка. – Ленинград, 1978. С. 57-58.
12. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца, М.: изд. Просвещение, 2011, 206 с.
13. Калугина Н. В. Методика работы с русским народным хором. М., 2017, 232 с.
14. Калугина Н. В. Беседы о хоре русской народной песни. (В помощь музыкальной самодеяельности). М.: Сов. композитор, 1957, 50 с.
15. Краснощеков В. И. Технические и художественные приемы работы с самодеятельными хорами. М., 2010.
16. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей / Сост. О. Апракина. – М.: Музыка, 1978, 212 с.
17. Пашина О. А. Народное музыкальное творчество. СПб., 2009.
18. Пигров К. К. Руководство хором : под ред. К. Птицы / К. К. Пигров. М., 1964, 220 с.
19. Попова Л. А. Формирование внимания у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения пению // Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 91.
20. Самарин В.А. Хороведение. Москва., Академия, 2000, 197 с.
21. Томсинская Э. Некоторые вопросы охраны здоровья участников детских хоров // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. – М., 1967. С. 29-30.
22. Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 12. – М.: Музыка, 1977. С. 32.
23. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989, 175 с.
24. Le Huche, F. y Allali, A. (2000) : La voz. Terapéutica de los trastornos vocales, Barcelona, Masson
25. Pascual García, P. (1999): Tratamiento de los defectos de articulación en el lenguaje del niño, Madrid, Editorial Escuela Española.
26. Segarra, I. (1997): La voz del niño cantor, Berga, Ed. Amalgama.
27. Tulon Arfelis, C. (2000): La voz (técnica vocal para la rehabilitación de la voz en las disfonías funcionales), Editorial Paidotribo.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет хоровой коллектив в музыкальном развитии детей?

Хоровой коллектив играет важную роль в музыкальном развитии детей. Он помогает формированию музыкального слуха, развивает творческое мышление и восприятие музыки, улучшает голосовые навыки и навыки социального взаимодействия.

Опишите структуру организации хорового коллектива.

Организация хорового коллектива включает следующие структурные элементы: художественный руководитель, заместитель художественного руководителя, артистический руководитель, репетитор, хористы. Художественный руководитель координирует и контролирует работу коллектива, а репетитор занимается подготовкой хористов.

Какие особенности детских голосов следует учитывать при организации вокально-хоровой деятельности?

У детских голосов есть свои особенности, которые нужно учитывать при организации вокально-хоровой деятельности. Возрастные особенности, изменения вокального аппарата и неразвитые голосовые механизмы требуют особого подхода к обучению и выбору заданий. Также важно учитывать диапазон и тембр голоса каждого участника коллектива.

Какие методы и приемы можно использовать при проведении занятий вокально-хоровой деятельности?

При проведении занятий вокально-хоровой деятельности можно использовать различные методы и приемы. Это может быть голосовое разминание, дыхательные упражнения, ритмические и мелодические упражнения, работа над интонацией и выразительностью исполнения. Также важно использовать аудиозаписи и визуальные материалы для улучшения музыкального слуха и развития эстетического восприятия.

Как можно организовать работу в хоровом коллективе с детьми разных возрастов?

Для работы в хоровом коллективе с детьми разных возрастов можно использовать разделение на группы по возрасту. Каждая группа будет заниматься по своей программе, учитывая возрастные особенности и уровень подготовки. Также можно организовать совместные выступления и репетиции, чтобы дети могли общаться и учиться друг у друга.

Какая роль хорового коллектива в музыкальном образовании детей?

Хоровой коллектив имеет важное значение в музыкальном образовании детей. Участие в коллективе развивает музыкальные навыки, вокальную и ритмическую технику, а также способствует развитию слуха и музыкального вкуса. Кроме того, в хоре дети учатся работать в команде, слушать других и согласовывать свои действия с остальными участниками. Организация хоровой деятельности также способствует развитию социальных навыков и формированию лидерских качеств. В общем, хоровая деятельность важна для полноценного развития детей и воспитания их музыкальной культуры.

Какие особенности детских голосов в возрастной динамике?

Детские голоса имеют свои особенности, которые изменяются с возрастом. В младшем возрасте голос детей обычно высокий и легкий, но неустойчивый. Со временем, у подростков, голос начинает меняться, часто возникают резкие перепады в октавах, и это может вызывать затруднения в выполнении вокальных упражнений. Важно помнить, что при работе с детскими голосами нужно быть осторожными и не нагружать их, чтобы избежать возможных повреждений. С постепенным созреванием голоса учащихся, они смогут освоить все больше технических навыков и взяться за сложные музыкальные композиции.

Какие методы и приемы используются в вокально-хоровых упражнениях и навыках?

В вокально-хоровой деятельности используются различные методы и приемы, которые помогают развивать вокальные навыки и технику учащихся. Одним из таких методов является разминка, которая помогает прогреть голосовые связки и подготовиться к исполнению. Также используются дыхательные упражнения, которые помогают учащимся правильно дышать и контролировать дыхание во время пения. Важным приемом является развитие слуха, который помогает ученикам лучше слышать и контролировать свой голос. Кроме того, важно развивать музыкальную фразировку, артикуляцию и выразительность в пении. Все эти методы и приемы помогают учащимся стать лучшими вокалистами и формируют основы хоровой деятельности.