Ценностная природа культуры
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 26.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Ценность как объект философско-культурологического анализа 5
1.1. Философские и культурологические представления о ценностях 5
1.2. Классификация ценностей 13
1.3. Система ценностей как динамическая структура 17
Глава 2. Ценностная природа культуры 25
2.1. Основополагающие критерии анализа ценностей 25
2.2 Ценностная природа культуры 32
Заключение 41
Библиография 43
Соднойстороны,культураспособствуетформированиютогоилииноготипаличности,сдругой–личностьоткрываетновое,изменяет,воссоздаетранеесуществовавшеевкультуре.Человекявляетсядвижущейсилойисоздателемкультуры,атакжеглавнойцельюеестановления.Суверенностьюможноутверждать,чтокультура—втораяприродачеловека,созданнаяегожесобственнымиусилиями.Человеккак «производитель» культурыпорождаеттворческиновыекультурныеформы.Акттворчестваможетсостоятьсявопределенныхсоциальныхусловиях.Художественноеинаучноетворчествообуславливаетсянетолькогениемиталантомегосоздателей,ноикультурнойобстановкойопределенногопериодаразвитияобщества.Ивданномпланеможнопроследитьинтересныепроцессы.Дляплодотворноготворчестватребуетсясвободамнений,творческихдискуссий,возможностьполучатьинформациюит.п.Однакоиотсутствиетакихусловийпорождаетнередковысокийуровеньрефлексии,чтоприводитквозникновениювеликихпроизведенийхудожественногоинаучноготворчества.Именностворческойспособностьючеловекасвязанкультурогенез,собойпредставляющийпорождениеновыхкультурныхформивнедрениеихвсуществующиекультурныесистемы,созданиеновыхкультурныхсистем.Такосуществляетсяпостоянноесамообновлениекультуры.Важноезначениевпроцессекультурогенезаимееттворческийпоисквхудожественной,технической,интеллектуальнойипрочихсферахдеятельностичеловека.Культурапредставляетсобойвидыпреобразовательнойдеятельности,атакжерезультатыматериальнойидуховнойдеятельности.Можновыделитьцелыйрядэлементовкультуракультуры:1.Духовная–всёсозданноечеловечествомвпроцесседуховноготворчества(произведенияискусства).2.Материальная–всёсозданноевпроцессепроизводственнойдеятельности(культурно-бытовыесооружения,средстватруда).Культурноенаследиепредставляетсобойчастьдуховнойиматериальнойкультуры,созданнуюпрошлымипоколениями,выдержавшуюиспытаниевременемипередающуюсяследующимпоколениямкакнечтопочитаемоеиценное(кпримеру,творчествоПушкина,различныекультурныеиисторическиепамятникиидр.).Культурныеуниверсалии—традиции,ценности,нормы,присущиевсемкультурам,внезависимостиотгеографическогоположения,историческогопериодаисоциальногоустройстваобщества(кпримеру,мироваямода).Такимобразом,основнымисферамичеловеческойдеятельностивыступаютматериальноеидуховноепроизводство.Согласноэтомуможновыделитькультуруматериальнуюидуховную.Важнейшимэлементомматериальнойкультурыявляютсясредствапроизводства:орудиятруда,техническиесооружения,оснащающиематериальноепроизводство,бытовойинвентарь,постройки,атакжеплодыпромышленногоисельскохозяйственногопроизводства.Вматериальнуюкультурувключаетсяпроизводственно-техническаякультура.Духовнаякультураотноситсякдуховнойдеятельности,духовномупроизводству.Духовнаякультуравсебявключаетсовокупностьзнанийобобществе,природе,человеке,еговнутреннеммире.Вдуховнуюкультурувходятмировоззрениевполитическиевзгляды,ценности,частьюдуховнойкультурывыступаетдуховноеобщениелюдейвовсехопределенныхформахегопроявления.Духовнаякультурасуществуетвдвухформах:вформедуховныхкачествчеловекаидеятельностипоихопредмечиваниюивформедуховныхценностей,которыесозданычеловеком,произведенийискусства,научныхработ,нормморали,праваит.д.Художественнаякультураявляетсяособеннойцелостнойкультурой:внейсоединяетсяорганическидуховноеиматериальноепроизводствоЦентральнымзвеномхудожественнойкультурывыступаетискусствокаксовокупностьдеятельностиврамкаххудожественноготворчествасубъектаирезультатов.Культуравсебявключаеттривидаэлементов:1.Понятия(концепты).Ониглавнымобразомсодержатсявязыкеипомогаютлюдямупорядочитьиорганизоватьсвойопыт.Вселюдивоспринимаютмирчерезформы,вкусицветпредметов,однакоразличныекультурыорганизуютсвоймирразличнымобразом.Исследованиесловопределенногоязыкадает,такимобразом,человекусредствадляориентировкивокружающеммирепоредствомусвоения,накопленияиорганизациисвоего» опыта.2.Отношения.Культуравдействительностинетолькоспомощьюпонятийто,изчегомирсостоит,ноисодержитопределенныепредставления,какданныесоставныечастидругсдругомсвязанывовремениипространстве,позначению(черноепротивоположивбелому)икаузально(пожалелребенка-испортилребенка).Каждаякультурахарактеризуетсясвоимивзглядаминавзаимоотношениямеждупонятиями,какреальногомира,такимирасверхъестественного.Христианскаятеология,кпримеру,стремитсяобъяснитьсозданиемирабожественнымначалом.3.Ценности.Данныйэлементкультурысобойпредставляетразделяемыевсемиубежденияотносительноцелей,ккоторымнеобходимостремиться.Онилежатвосновеморальныхдоктрин.Ихотяразличныекультурымогутполагатьценностямиразличныевещи,каждоесоциальноеустройстводелаетсвойвыбор-чтосчитатьценностью,ачтонет.Стремлениекнаибольшейполнотеопределенияпривелоквыработкетеорий,которыеотносятккультуревсякийвидтеоретическойипрактическойдеятельности(репродуктивную,продуктивнуюидажедеструктивную),атакжепсихологиюдеятельности(выработкумотиваций,целей,интересов,установокипр.).ВтеоретическихпостроенияхЭ.С.Маркарянакультурарассматриваетсявкачествеспособадеятельности.Этоозначает,что «генеральнымсвойством» любогоприродногоилисоциальногоявлениявыступаетсвойство «служитьспецифическимсредствомчеловеческойдеятельности».Вданномсвоемкачестведеятельностноеопределениекультурывсебявключает,крометого,чтоужебылоназвано,техническиесредства,обеспечивающиесамудеятельность,технологию,навыкииумения,атакжесложныекомпоненты,такие,какмораль,научныезнания,нравственностьидругие.Здесьже,всфередеятельности,формируютсяифункционируютнормыиидеалы,здесьмогутнайти(инаходят)своеместовсеаспектывнутреннегомирачеловека.Внаибольшейстепениразработанатрудоваятеориякультуры,вкоторойособенностьчеловеческойдеятельностиусматриваетсявсозданииорудийтруда.Даннаядеятельностьвмарксистскойтрудовойсчитаетсятеориикультурыпредпосылкойпоявленияиразвитиясознанияиречи.Здесьнеобходимовыделитьдвамомента.Во-первых,возникает «втораяприрода» —мирвещей,созданиекоторыхотпоявленияидеидоеереализациипринадлежитисключительночеловеку.Во-вторых, «втораяприрода» оказываетвстречноевлияниеначеловека,отнеготребуяновыхнавыковиумений,развиваяновыепотребностииновыеформытворческойдеятельности.Впроцессетрудовойдеятельностилюдипередсобоюставятвсеновыецели,анарядуснимипоявляютсяидеалы,вырабатываютсяопределенныеценности.Развитиетрудовойдеятельностипредставляетсобойосновудляпоявленияискусства,морали,наукиирелигии.Трудоваядеятельностьлежитвосноверазделениятруда,возникновениясемьи,политической,правовойигосударственностикультуры.Такимобразом,орудийно-трудоваядеятельностьпредставляетсобойначалоиусловиеразвитиякультуры.Такимобразом,культурапонимаетсякакпроизводствочеловекавовсеймногосторонностиибогатствеегообщественныхотношенийисвязей,вовсейцелостностиобщественногоегобытия,осуществляемоговопределенныхформахдуховнойиматериальнойдеятельности.Вданномключеможнопониматьтакжекультурукаксистемудуховногопроизводстваивыделитьвопросыогенезисе,способах,формахитипах,опродуктахданногопроизводства,способахихосвоения,потребленияихранения.Вцентретакогопониманиянаходитсячеловек,которыйформируетидействуетвконкретно-историческихусловиях,насколькоонявляетсядействительнымиподлиннымсубъектомдеятельности.Человексоздаеткультуру,акультурасоздаетчеловека,или,иначеговоря,культураявляетсяспособомбытиячеловека,она–универсальныйиединственныйспособсуществованияидеятельностилюдей.Вотечественнойсоциальнойфилософиипринятовыделятьванализахструктурыобществавкачествеосновныхсферыполитическую,экономическую,духовнуюисоциальную.Приэтомфундаментомобщественногопроизводствавыступаетсфераэкономическая,производствоматериальныхблаг,илиматериальноепроизводство.Можнозадатьвопрос-являетсяливоспроизводствочеловекаосновнойфункцией,основнойцельюданнойсферы?Привсемфундаментальномзначенииматериальногопроизводстваочевидно,чтонет.Основнаяфункцияздесьсостоитвобеспеченииматериальныхпотребностейлюдей,физическогоихсуществования,иданнаявыполняетсяфункциянаосноверегулированияобменавеществамеждуприродойиобществом.Общественнуюжизньижизньобщественныхиндивидовматериальноепроизводствосоздает,определяетипреобразуеттольковконечномсчетеиненапрямик,небуквально,аопосредованно,припомощимногоступенчатойсетиобщественныхотношений.Инымисловами,материальноепроизводствоявляетсясредством,анецелью.Функцияполитическойсферытакжевовсеневвоспроизводствечеловека,хотя,конечно,включенавданныйпроцесс.Дляполитикичеловексам–небольше,чемеесредство.Вероятно,дажеданныхзамечанийдостаточно,чтобыприйтиквыводу,чтоневсесистемы,составляющиеобщество,ориентированынапроизводствочеловеческихотношенийичеловекакакнасвоюнепосредственнуюцель.Однакоименноданнаяфункцияиименноданнаяцельопределяютсущностькультуры.Сферыобщественнойжизнисвязанытеснейшимобразомдругсдругом,другвдругавзаимопроникают.Обществособойпредставляетединыйразвивающийсяорганизм,сложнуюсистему.Иименнокультуройданнаясистемаиинтегрированавцелостность.Помнениюавтораданнойработы,значениекультуры,какспособаосуществлениятворческихвозможностейчеловекаявляетсямногообразным.Культуранетолькоприглашаетличностьтворить.Онажеинанеенакладываетограничения.Данныеограниченияраспространяютсянетольконаобщество,нотакжеинаприроду.Культурныезапретызащищаютобществоотдеструктивныхиразрушительныхдействийантисоциальныхэлементов,поклонниковгрубойфизическойсилы,животногоэгоизма,расизмаифашизма.Ноявляетсяопаснымиотсутствиекультурныхограниченийвстремленияхуправлениясиламиприроды.Экологическийкризис,которыйнынепереживаетчеловечество,вопределеннойстепениявляетсяопределеннымрезультатомотсутствияобщечеловеческихнорм,которыепредписывалибыопределенныйпорядоквотношенииобществакприроде.Культуракакспособосуществлениятворческихвозможностейчеловеканеможетвсебяневключатьпониманияиосознанияценностиприродыкаксредыобитаниялюдей,какнезыблемойосновойкультурногоразвитияобщества.Системаценностей,котораяоказываетвоздействиенаформированиеличности,регулируетстремленияижеланиячеловека,егодействияипоступки,определяетпринципыегосоциальноговыбора.Такимобразом,личностьнаходитсявцентрекультуры,напересечениимеханизмовобновления,храненияивоспроизводствакультурногомира.Непосредственносамаличностькакценностьпосуществуиобеспечиваетобщеедуховноеначалокультуры.Будучипродуктомличности,культурагуманизируетвсвоюочередьсоциальнуюжизнь,сглаживаетживотныеинстинктыулюдей.Сферакультурыиискусствапредставляетсобойсферунематериального,а,впервуюочередь,духовногопроизводства.Продуктыееудовлетворяютнематериальные,адуховные,эстетическиеиинтеллектуальныепотребностилюдей,посколькудлякаждогомыслящегочеловекаданныеценностинеменеезначимы,чемматериальные.Сферакультурыпредставляетсбойбазуиинфраструктуруразвитиярядадругихотраслей,впервуюочередь-СМИ,образования,индустрииразвлечений,туризма,издательскойдеятельности.Всоответствиисданнымиобщемировойстатистики,более75%объематуризмаоставляеттакназываемый «культурныйтуризм»,когдатуристыпосещаютдругиестраныирегионы,чтобыознакомитьсяскультурно-историческимнаследием,принятьучастиевяркихсобытиях,набратьсяяркихнепривычныхощущений,приобрестихудожественносвоеобразныеиэкзотическиесувениры.Сферукультурысточкизренияэкономическойееинтерпретацииможнорассматриватьвдвухаспектах.Первыйизнихсобойпредставляетдеятельностьвеерамках,котораянаправленанасозданиеопределенногопродукта—музыки,картин,фильмов,спектаклейит.д.,которыйможетпродаватьсяипокупаться,т.е.выступатьвкачестветовара.Второйаспектсостоитвопределенномвоздействиипотребленияэтихпродуктовнадуховныйинравственныйобликчеловека,наформированиеунегопозитивногоотношениякокружающемумиру,позитивногоповедениявобществевцеломивпроцессехозяйственнойдеятельности,вчастности.Приэтомреальноевоплощениевоздействияпродуктовкультурнойсферынаматериальноепроизводствопроявляетсявформированиичеловеческогокапитала,котороевсебявключаетврожденныйталантиспособности,приобретеннуюквалификацию,атакжеобразование,нравственныйидуховныйобликчеловека,содействующиеразвитиюкачеств,которыепревосходятегоприродныезадатки.Висториисуществуетмассапримеров,когдакультурастановиласьбазисомдляразвитиягородов,дляинновационныхпроцессов,дляэкономики.Кпримеру,городКеминасевереФинляндии,которыйнеимелничегокромеснега,врезультатебезработицыиэкономическогокризисасталприменятьснегкакосновнойресурс,былипостроеныогромныеледяныедворцы,илюдисовсегомирасталисюдасъезжатьсянаснежныефестивали.Темсамым,культурасталаобъектомэкономическойихозяйственнойдеятельностивгороде.ЗаключениеТакимобразом,можноподвестиследующиеитогипокурсовойработе.Культура–этофеноменразвивающийся.Изменяясвойоблик,онаизменяетиобликмира,отражаяпотребностиновойжизни.Культураможетнакапливатьдостиженияпрошлого.Применяянаучно-техническиедостижения,онаформируеткомфортнуюсредуобитаниядлясовременногочеловека.21-естолетиеявляетсярубежнымпериодом,вкоторомкакникогдапрослеживаетсяразрывкультурногоисоциальногоциклов.Социально-культурныеизменениявновойсоциальнойреальностизначительноускоряются,иможнонаблюдать,какнапротяженииодногопоколениядругдругасменяютнесколькокультурныхэпох.Культурапризванавыполнятьдостаточноважнуюфункцию–сохранятьнаследиепрошлыхэпохиблагодаряэтомусодействоватьсохранениючеловеческойцивилизации,духовныхееоснов.Внастоящеевремякультуракакобъектхозяйственнойдеятельности—этовсеещеневполнеустоявшеесянаправлениевэкономическойнауке.Остаетсябольшоеколичествонерешенныхпроблемдажепринципиальногохарактера,таккакслишкомсложенисвоеобразенпредмет,которым,наконец,заинтересоваласьэкономическаянаука.Положениевсущественнойстепениосложняетсяещеитем,чтоисамидеятеликультурысчитаютнередко,чтотворчествоихимееткэкономикевесьмаотдаленноеотношение.Большетого,ивобщественномсознаниисложилсястереотип,чтокультуранесовместимаэкономическойихозяйственнойдеятельность.Такогородавзглядыдеятелейкультурынасебясамихпозволилиипозволяютдосихпордержателямфинансовыхсредств,втомчислеигосударству,минимизироватьзатратынаданнуюсферу,асамихтворцовипроводниковкультурыоставлятьвположенииподчиненности.Ситуацияскладываетсяподчастакимобразом,что,соднойстороны,самидеятеликультурынесчитаютсясэкономическимизаконами,аученыеэкономистывсеещеоченьмалозанимаютсякультурнойсферойкаксферойхозяйственнойдеятельности,хотьонаииграетсущественнуюрольвэкономике.БиблиографияСтратегияразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года[Электронныйресурс]:распоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот29мая2015г.№996-рг.Москва//Интернетпортал «Российскойгазеты».–Электрон.дан.–[Б.м.],1998-2018.–URL:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(датаобращения:26.12.2020).Конвенцияоправахребенка[Электронныйресурс]:принятарезолюцией44/25ГенеральнойАссамблеиот20нояб.1989г.//ОрганизацияОбъединенныхНаций.–Электрон.дан.–[Б.м.,б.г.].–URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon(датаобращения:26.12.2020).АверинВ.А.Психологиядетейиподростков:учеб.пособие/В.А.Аверин.–СПб.,2010.–379сБеляеваЛ.А.Педагогическаядеятельностьвконтекстефилософииобразования//ПедагогическоеобразованиевРоссии.–2010.–№3.–С.11–45.БуреломоваА.С.Социально-психологическиеособенностиценностейсовременныхподростков:дис.…канд.психол.наук:19.00.05/А.С.Буреломова.–М.,2013.–195с.Бурилкина,С.А.Профессиональноважныеценностныеориентациибудущихспециалистовпосоциальнойработе/С.А.Бурилкина,А.С.Каминский//Актуальныепроблемыразвитиянаукииобразования:СборникнаучныхтрудовпоматериаламМеждународнойнаучно-практическойконференции5мая2014г.В7частях.ЧастьVII.М.: «АР-Консалт».2014г.С.63-66.Васильева,Т.В.Проблемаформированияценностныхориентацийстудентов/Т.В.Васильева//ВестникКемеровскогогосударственногоуниверситета.2014–2(58)Т.2.С.87-91.ВолковБ.С.Психологияподростка:Учебноепособие/Б.С.Волков.–М.:Академ.проект,2011.–203с.ГоловановаЕ.В.Социокультурныйкризисимеханизмысаморегуляцииобщества//Вестн.Моск.гос.ун-такультурыиискусств.–2013.–№2(52).–С.95–98Гришина,Н.В.Ценностистуденческоймолодежи:коткрытостиизменениям/Н.В.Гришина//Вестникпрактическойпсихологииобразования.–2010.№4.С.44–51.ЕгорычевА.М.Социальноестановлениечеловека:развитие,воспитаниеисоциализациянасмыслахиценностяхнациональнойкультуры//Педагогическоеобразованиеинаука.–2016.–№5.–С.78–83.Игравтренинг:возможностиигровоговзаимодействия/Е.А.Леванова[идр.].–3-еизд.–СПб.:Питер,2011.–202сИсториятьюторства[Электронныйресурс]//МежрегиональнаяТьюторскаяАссоциация.–Электрон.дан.–[Б.м.],2018.–URL:http://www.thetutor.ru/o-tyutore/istoriya-tyutorstva.html(датаобращения:26.12.2020).КомандышкоЕ.Ф.Педагогическийпотенциалискусствавтворческомразвитииучащейсямолодежи:интегративныйподход:дис....д-рапед.наук:13.00.02/Е.Ф.Командышко.–М.,2011.–450с.КулагинаИ.Ю.Психологияразвитияивозрастнаяпсихология:полныйжизненныйциклразвитиячеловека:учеб.пособиедлявузов/И.Ю.Кулагина,В.Н.Колюцкий.–М.:Акад.Проект,2011.–419с.КураевГ.А.Возрастнаяпсихология:курслекций/Г.А.Кураев,Е.Н.Пожарская.–Ростовн/Д.,2012.–305с.ЛидерсА.Г.Психологическийтренингсподростками:учеб.пособие/А.Г.Лидерс.–М.:Академия,2012.–249с.ЛьвоваС.В.Ценность:вариативностьзначенийисмысловвпроцессеразвитияобщества/С.В.Львова,О.В.Унру//Системнаяпсихологияисоциология.–2012.–№5.–С.59–64.ОбуховаЛ.П.Детскаяпсихология:теории,факты,проблемы/Л.П.Обухова.–3-еизд.,стереотип.–М.:Тривола,2012.–357с.ОсновинВ.И.Подростковоеодиночествокаксоциальнопсихологическийфеномен//Напорогевзросления:сб.тезисовучастниковIIIВсерос.науч.-практ.конф.попсихологиразвития.–М.:МГППУ,2011.–С.151–152.ПрозументоваГ.Н.Образовательныеинновации:феномен «личногоприсутствия» ипотенциалуправления:(опытгуманитарногоисследования):монография[Электронныйресурс]/Г.Н.Прозументова.–Томск:Изд-воТом.гос.ун-та,2016.–412с.–Электрон.версияпечат.публ.–URL:http://ii.tsu.ru/wordpress/wp-content/uploads/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%93.%D0%9D%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.pdf(датаобращения:26.12.2020).ПрозументоваГ.Н.Проблемасубъектасовместнойдеятельностивобразовательномпроектировании/Г.Н.Прозументова,И.Ю.Малкова//Сиб.психол.журнал.–2007.–№26.–С.170–174.ПушненковаС.А.Смысложизненныеценностииценностьсмыслажизни//Системаценностейсовременногообщества.–2011.–№19.–С.209–215.РемшмидтХ.Подростковыйиюношескийвозраст:Проблемыстановленияличности/Х.Ремшмидт;пер.снем.Г.И.Лойдиной;подред.Т.А.Гудковой.–М.:Мир,2009.–319с.РубановВ.Г.Понятие «преемственность» иегосоциальноеизмерение//Изв.Том.политехн.ун-та.Философия,социологияикультурология.–2013.–Т.323,№6.–С.103–110.ТахтамышевВ.Г.Опытвосприятия:проблемаопределенияпонятия/В.Г.Тахтамышев,Г.С.Харламова//Современныепроблемынаукииобразования.–2015.–№1-2.–С.250.ТретьяковаЕ.Н.Российскаямолодежьвконтекстеосвоениядуховныхценностейисоциокультурногоопыта[Электронныйресурс]//КиберЛенинка:научнаяэлектроннаябиблиотека.–Электрон.дан.–[Б.м.,б.г.].–URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-molodezh-v-konteksteosvoeniya-duhovnyh-tsennostey-i-sotsiokulturnogo-opyta(датаобращения:26.12.2020).ХухлаеваО.В.Основыпсихологическогоконсультированияипсихологическойкоррекции:учеб.пособие/О.В.Хухлаева.–М.:Академия,2010.–208с.Ценностииценностныеориентацииличности[Электронныйресурс]//Studfiles:файловыйархивстудентов.–Электрон.дан.–[Б.м.,б.г.].–URL:http://www.studfiles.ru/preview/5357107/page:19/(датаобращения:26.12.2020).Ценностныеориентации[Электронныйресурс]//Академик.–Электрон.дан.–[Б.м.],2000-2017.–URL:http://sociology_encyclopedy.academic.ru/1193/%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98(датаобращения:26.12.2020).Ценностныеориентации[Электронныйресурс]//Мирпсихологии.–Электрон.дан.–[Б.м.],1999-2018.–URL:http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1097(датаобращения:26.12.2020).ЧибисоваМ.Ю.Психологическоеконсультирование:отдиагностикикпутямрешенияпроблем:учеб.-метод.пособие/М.Ю.Чибисова.–М.:Первоесентября,2011.–72c.ШапатинаО.В.Психологияразвитияивозрастнаяпсихология:учеб.-метод.комплекс/О.В.Шапатина,Е.А.Павлова.–Самара:Универсгрупп,2007.–203с.ШэфферД.Детииподростки:Психологияразвития/Д.Шэффер;пер.сангл.:А.Богачев[идр.];подред.А.С.Батуев.–6-еизд.–СПб.:Питер,2003.–973с.ЯницкийМ.С.Ценностныеориентацииличностикакдинамическаясистема/М.С.Яницкий.–Кемерово:Кузбассвузиздат,2010.–204с.TurkkahramanM.Education,teachingandschoolasasocialorganization//Procedia–Socialandbehavioralsciences.–2015.–Vol.186.–P.381–387.SviridovaT.V.Possibilitiesofthepediatriccommunityinpreventionofsocialrisksofteenagers/T.V.Sviridova,S.B.Lazurenko,M.I.Slipka//Procedia–Socialandbehavioralsciences.–2016.–Vol.217.–P.1153–1156.MasriM.Underlyingconcernsofsocio-culturalaspectsingreenbuildingratingsystemstowardsimprovingqualityoflife/М.Masri,R.M.Yunus,S.S.Ahmad//Procedia–Socialandbehavioralsciences.–2016.–Vol.222.–P.710–719.Knowledgetransferineducationalprojects/А.Adam[etal.]//Procedia-socialandbehavioralsciences.–2015.–Vol.191.–P.1460–1466.Theeffectsofteachers'efficacybeliefsonstudents'perceptionsofteacherrelationshipquality/J.J.Summers[etal.]//LearningandIndividualDifferences.–2017.–Vol.53,is.1.–P.17–25.
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Интернетпортал «Российской газеты». – Электрон. дан. – [Б. м.], 1998-2018. – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 26.12.2020).
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 нояб. 1989 г. // Организация Объединенных Наций. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 26.12.2020).
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. А. Аверин. – СПб., 2010. – 379 с
4. Беляева Л. А. Педагогическая деятельность в контексте философии образования // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 3. – С. 11–45.
5. Буреломова А. С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков : дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / А. С. Буреломова. – М., 2013. – 195 с.
6. Бурилкина, С.А. Профессионально важные ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе / С.А. Бурилкина, А.С. Каминский // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014 г. В 7 частях. Часть VII. М.: «АР-Консалт». 2014 г. С. 63-66.
7. Васильева, Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т. В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 – 2 (58) Т. 2. С. 87-91.
8. Волков Б. С. Психология подростка: Учебное пособие / Б. С. Волков. – М. : Академ. проект, 2011. – 203 с.
9. Голованова Е. В. Социокультурный кризис и механизмы саморегуляции общества // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 2 (52). – С. 95–98
10. Гришина, Н.В. Ценности студенческой молодежи: к открытости изменениям / Н.В. Гришина // Вестник практической психологии образования. – 2010. №4. С.44–51.
11. Егорычев А. М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 78–83.
12. Игра в тренинг : возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова [и др.]. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 202 с
13. История тьюторства [Электронный ресурс] // Межрегиональная Тьюторская Ассоциация. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2018. – URL: http://www.thetutor.ru/o-tyutore/istoriya-tyutorstva.html (дата обращения: 26.12.2020).
14. Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е. Ф. Командышко. – М., 2011. – 450 с.
15. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Акад. Проект, 2011. – 419 с.
16. Кураев Г. А. Возрастная психология: курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов н/Д., 2012. – 305 с.
17. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками : учеб. пособие / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2012. – 249 с.
18. Львова С. В. Ценность: вариативность значений и смыслов в процессе развития общества / С. В. Львова, О. В. Унру // Системная психология и социология. – 2012. – № 5. – С. 59–64.
19. Обухова Л. П. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. П. Обухова. –3-е изд., стереотип. – М. : Тривола, 2012. – 357 с.
20. Основин В. И. Подростковое одиночество как социальнопсихологический феномен // На пороге взросления : сб. тезисов участников III Всерос. науч.-практ. конф. по психологи развития. – М. : МГППУ, 2011. – С. 151–152.
21. Прозументова Г. Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления : (опыт гуманитарного исследования) : монография [Электронный ресурс] / Г. Н. Прозументова. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2016. – 412 с. – Электрон. версия печат. публ. – URL: http://ii.tsu.ru/wordpress/wp-content/uploads/%D0%9A%D0% BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%93.%D0%9D%D0%9F%D1%80%D0% BE%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B 2%D0%BE%D0%B9.pdf (дата обращения: 26.12.2020).
22. Прозументова Г. Н. Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании / Г. Н. Прозументова, И. Ю. Малкова // Сиб. психол. журнал. – 2007. – № 26. – С. 170–174.
23. Пушненкова С. А. Смысложизненные ценности и ценность смысла жизни // Система ценностей современного общества. – 2011. – № 19. – С. 209–215.
24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт ; пер. с нем. Г. И. Лойдиной ; под ред. Т. А. Гудковой. – М. : Мир, 2009. – 319 с.
25. Рубанов В. Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение // Изв. Том. политехн. ун-та. Философия, социология и культурология. – 2013. – Т. 323, № 6. – С. 103–110.
26. Тахтамышев В. Г. Опыт восприятия: проблема определения понятия / В. Г. Тахтамышев, Г. С. Харламова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С. 250.
27. Третьякова Е. Н. Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-molodezh-v-konteksteosvoeniya-duhovnyh-tsennostey-i-sotsiokulturnogo-opyta (дата обращения: 26.12.2020).
28. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2010. – 208 с.
29. Ценности и ценностные ориентации личности [Электронный ресурс] // Studfiles: файловый архив студентов. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/5357107/page:19/(дата обращения: 26.12.2020).
30. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] // Академик. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2000-2017. – URL: http://sociology_encyclopedy. academic.ru/1193/%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D 0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%95%D0 %9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98 (дата обращения: 26.12.2020).
31. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] // Мир психологии.– Электрон. дан. – [Б. м.], 1999-2018. – URL: http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1097 (дата обращения: 26.12.2020).
32. Чибисова М. Ю. Психологическое консультирование: от диагностики к путям решения проблем : учеб.-метод. пособие / М. Ю. Чибисова. – М. : Первое сентября, 2011. – 72 c.
33. Шапатина О. В. Психология развития и возрастная психология : учеб.-метод. комплекс / О. В. Шапатина, Е. А. Павлова. – Самара : Универсгрупп, 2007. – 203 с.
34. Шэффер Д. Дети и подростки : Психология развития / Д. Шэффер ; пер. с англ. : А. Богачев [и др.] ; под ред. А. С. Батуев. – 6-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 973 с.
35. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2010. – 204 с.
36. Turkkahraman M. Education, teaching and school as a social organization // Procedia – Social and behavioral sciences. – 2015. –Vol. 186. – P. 381–387.
37. Sviridova T. V. Possibilities of the pediatric community in prevention of social risks of teenagers / T. V. Sviridova, S. B. Lazurenko, M. I. Slipka // Procedia – Social and behavioral sciences. – 2016. – Vol. 217. – P. 1153–1156.
38. Masri M. Underlying concerns of socio-cultural aspects in green building rating systems towards improving quality of life / М. Masri, R. M. Yunus, S. S. Ahmad // Procedia – Social and behavioral sciences. – 2016. – Vol. 222. – P. 710–719.
39. Knowledge transfer in educational projects / А. Adam [et al.] // Procedia - social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 1460–1466.
40. The effects of teachers' efficacy beliefs on students' perceptions of teacher relationship quality / J. J. Summers [et al.] // Learning and Individual Differences. – 2017. – Vol. 53, is. 1. – P. 17–25.
Вопрос-ответ:
Какие представления о ценностях существуют в философии и культурологии?
Философия и культурология представляют разные подходы к пониманию ценностей. В философии ценности рассматриваются как объекты философского анализа и отражают субъективные представления о благе, добре, красоте и т.д. В культурологии ценности считаются существенными составляющими культуры и рассматриваются в контексте социокультурных процессов.
Как классифицируются ценности?
Ценности могут быть классифицированы по различным признакам. Например, они могут быть разделены на материальные и нематериальные, объективные и субъективные, универсальные и относительные. Также ценности можно классифицировать по областям жизни, к которым они относятся, например, ценности экономические, политические, культурные и т.д.
Какая роль культуры в формировании личности?
Культура играет важную роль в формировании личности. Она предоставляет нам набор ценностей, норм и символов, которые помогают определить нашу идентичность и ориентироваться в мире. Культура влияет на наши представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом, и формирует наши ценностные ориентации и поведение.
Что такое система ценностей?
Система ценностей - это динамическая структура, которая объединяет ценности в определенные группы и определяет их взаимоотношения и иерархию. Система ценностей может быть индивидуальной или социокультурной и характеризует ценностные ориентации людей или общества в целом.
Какие критерии используются для анализа ценностей?
Основополагающие критерии анализа ценностей включают их общечеловеческую значимость, устойчивость во времени и пространстве, их регулятивную функцию, связь с другими компонентами культуры и социальными институтами, а также их возможность быть реализованными в практической деятельности.
Какую природу имеет культура?
Культура имеет ценностную природу, поскольку она представляет собой совокупность ценностей, которые формируют основу для поведения людей и определяют их взгляды и предпочтения.
Что представляют собой ценности в философии и культурологии?
Ценности в философии и культурологии являются объектом анализа и позволяют оценить их степень важности для индивидуума и общества. Они отражают важные идеи, цели и желаемые состояния, которые люди стремятся достичь.
Каким образом можно классифицировать ценности?
Ценности можно классифицировать по различным критериям, например, по их социальной значимости (материальные, социальные, духовные), по временным рамкам (краткосрочные, долгосрочные) или по отношению к конкретным областям жизни (этика, эстетика, религия и т. д.).
Что такое система ценностей и как она функционирует?
Система ценностей - это динамическая структура, которая включает в себя все ценности, признаваемые конкретным человеком или обществом. Она формируется и изменяется под влиянием социокультурных и социоэкономических факторов и является основой для принятия решений и определения приоритетов.
Какие критерии анализа используются для изучения ценностей?
Основополагающие критерии анализа ценностей включают их социальную значимость, устойчивость и стабильность, адекватность и согласованность, взаимосвязь и связность в системе ценностей, а также их влияние на практику и поведение людей.
Какие философские и культурологические представления о ценностях существуют?
Философски и культурологически существуют различные представления о ценностях. Философия рассматривает ценности как объекты идеализированной реальности, наделенные определенными качествами или свойствами. Культурология подходит к ценностям с позиции их роли в культуре, рассматривая их как основу для оценки деятельности, поведения и предпочтений людей.
Какие основополагающие критерии анализа ценностей?
Основополагающие критерии анализа ценностей включают культурные, идеологические, этические, социальные, экономические и другие аспекты. Культурные критерии связаны с тем, как ценности отражаются в традициях, обычаях и нормах общества. Идеологические критерии оценивают ценности с точки зрения соответствия определенной идеологии или политической системе. Этические критерии касаются соответствия ценностей моральным принципам и нормам. Социальные критерии связаны с ролью ценностей в обществе и их влиянием на поведение людей. Экономические критерии позволяют оценить ценности в контексте их вклада в развитие экономики и благосостояние общества.